Реформа 19 февраля 1861года позволяла крестьянам быть полноправными членами общества.
Этот день в истории: 1861 год — в России отменено крепостное право
При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума т. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети в степных зонах — половины земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально. В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы. Повинности временнообязанных крестьян Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки.
На первых порах срок этого состояния не указывался. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг. Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк 12 рублей в год платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже. Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет.
В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней. Освобождение дворовых крестьян «Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.
В последующие годы была проделана значительная работа по изданию законов об облегчении жизни крестьян, но фактически она никак не повлияла на их положение. Для молодого государя Александра Николаевича напутствием по жизни были слова отца, выступавшего против крепостного права. Александр II главной целью своего правления обозначил крестьянскую реформу. С призывом поддержать его Александр в конце марта 1856 года обратился к московским дворянам. Предупредил, что реформа будет поэтапной и продолжительной.
Лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться того времени, когда оно само собою начнёт отменяться снизу», — заявил император. Для выработки идеологии реформы и проектов законодательных актов об отмене крепостного права потребовалось 5 лет. В 1857 году по указу Александра II был образован секретный Комитет по крестьянским делам, переименованный позже в Главный комитет по устройству сельского населения.
Здесь больших «успехов» добилась помещица Дарья Салтыкова, замучившая разными способами несколько десятков крепостных. Среди излюбленных средств наказаний были порка, обливание кипятком, горячие щипцы для завивки волос, вырывание волос, а также избиение провинившихся поленом. Екатерина II решила сделать из следствия по делу Салтыковой пример. Следствие велось в отношении 138 возможных убитых и покалеченных крестьян, точно доказанными считались 38 смертей от руки Салтыковой. Приговор писала сама императрица — после публичного наказания у позорного столба Салтыкову поместили в монастырь, где она и умерла, проведя в заточении 33 года. Крепостной мог быть богатым человеком?
Как можно описать уровень жизни среднего крепостного крестьянина? Мог ли он сам себя выкупить и перестать быть крепостным? История знает примеры разбогатевших крестьян. Одним из них был крепостной Николай Шипов, оставивший после себя мемуары это большая редкость. Шипов обладал, судя по всему, немалым предпринимательским талантом: вместе с другими крестьянами из своей слободы Шипов перевелся на оброк и отправился в башкирские степи, чтобы покупать и перегонять оттуда стада овец. Это принесло ему такой доход, что он — вместе с другими крестьянами — предложил помещику выкупиться из зависимости. Барин отказался. Шипов вспоминал: «Однажды помещик, и с супругою, приехал в нашу слободу. По обыкновению богатые крестьяне, одетые по-праздничному, явились к нему с поклоном и различными дарами; тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом.
Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка. Потом дошло до того, что на каждую ревизскую душу падало вместе с мирскими расходами свыше 110 руб. Слобода, в которой жил Шипов, платила помещику 105 тысяч рублей ассигнациями в год. Это огромная сумма — по ценам начала XIX века, времени, о котором рассказывает Шипов, крепостного можно было купить за 200—400 рублей рублевыми ассигнациями за 125 рублей Пущин в это время купил телегу, а Пушкин получил за «Евгения Онегина» 12 тысяч рублей гонорара. В книге «Беседы о русской культуре» Юрий Лотман приводит эпизод из воспоминаний Николая Шипова и пишет: «Интересно, однако, что помещик стремится не столько к своему обогащению, сколько к разорению крестьян. Их богатство его раздражает, и он готов идти на убытки ради своего властолюбия и самодурства. С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупаться у помещиков сразу целыми деревнями и вместе с землей. За 39 лет, с 1816 по 1854 год, свободу получили 957 тысяч человек. В 1842—1846 годах, в период новых скромных попыток законодательно облегчить жизнь крепостных, крестьяне получили право выкупаться на волю как при согласии помещика, так и без его согласия, правда лишь в том случае, если помещичье имение продавалось на аукционе.
Константин Маковский «Крестьянский обед в поле» Почему часть общества считала, что крепостные — это в порядке вещей? Какие у этого могут быть аргументы? А были случаи, что крестьяне хотят оставаться крепостными? На самом деле разговор о том, что крепостное право аморально и неэффективно, начинается довольно рано. Екатерина II разделяла мнение, что человек не может владеть человеком, при Александре I дискуссия принимает еще более очевидный оборот, а ко времени царствования Александра II в необходимости отмены крепостного права уже почти никто не сомневался, спорили в основном об условиях и сроках.
Главным из них он считал крепостное право. На фоне бурного развития капитализма в Европе, оно стало настоящим тормозом экономического развития России.
Вопрос об отмене фактического рабства крестьян назрел, однако решить его было совсем не просто. Крепостное право слагалось на Руси веками, оно тесно переплелось с разными сторонами жизни русского крестьянина. Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. А теперь его нужно было освободить от опеки помещика, дать личную свободу. Поэтому подготовка к этому шагу и заняла шесть лет, несмотря на весь реформаторский пыл русского самодержца. В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет.
Отмена крепостного права. Эпохальная реформа Александра II
Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством. Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки. В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью , и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам.
Почти вся принадлежащая монастырям земля и, соответственно, населявшие ее крестьяне оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание — крайне скудное. Судьба этих бывших монастырских крестьян они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам. Обьявления о продаже крепостных. Газета «Московские Ведомости», 1797 г. Как относились к крепостному праву славянофилы? Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях?
Поэтому крепостное право они отрицали в принципе. Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими реформами. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу — с землей. Делали это они из христианских соображений. Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами.
Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины. Большинство российских крестьян кроме Сибири и Севера европейской части жили в общинах. Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов. И поскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины. Именно сход, крестьянский мир, решал, как делить землю, отпустить ли крестьянина в паломничество или в монастырь например, преподобному Василиску Сибирскому община препятствовала посвятить свою жизнь монашеству, поскольку опасалась лишиться налогоплательщика.
Зависимость крестьянина от общины после 1861 года не только сохранилась, но и усилилась. Опасность этого «общинного крепостного права» недооценивалась в эпоху освобождения крестьян. И более всех эту опасность недооценивали как раз славянофилы. Они ведь считали крестьянскую общину идеалом социального устройства. Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право — не понимая, что это мина замедленного действия. Были такие примеры?
Каждый раз это был подвиг конкретных лиц — монахов или приходских священников. Наиболее известный пример — это когда святитель Игнатий Брянчанинов , будучи на тот момент еще архимандритом, боролся с произволом помещика Страхова, который надругался над крепостными девушками и преследовал обличившего его приходского священника. Были и другие примеры, не столь, может, яркие. Но массового протеста духовенства всё же не было. Тут тоже надо сделать некоторые пояснения.
Работать на хозяина крестьяне больше не хотели.
Экономика государства близилась к провалу. Крепостное право значительно тормозило экономическое развитие России, промышленность и торговля отставала по основным показателям от аналогичных предприятий в странах, где крепостная повинность была давно отменена. Большинство помещиков видели преимущества в вольнонаемном труде, так как производительность труда увеличивалась в разы. Новые возможности и права у крестьян: торговля без пошлин; разрешение открывать и содержать заводы и предприятия; иметь право защиты в полиции; отлучаться из города по собственному усмотрению; обучение детей в школьных учреждениях; получение наказание только после судебного расследования.
В 1766 году Екатерина II с помощью недавно учрежденного Вольного экономического общества инициировала открытый конкурс работ на тему: «Что полезнее для общества — чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или иное имение простираться должны? В конкурсе приняло участие 162 автора всего семь из них были из России , и первое место получил «ответ» французского экономиста Беарде де Лабея, который прямо связал экономическую эффективность земледелия с крестьянской свободой и собственностью на землю. И хотя Беарде подробно писал, почему предоставить свободу крестьянину нельзя прямо сейчас, а возможность опубликовать эту работу по-русски вызвала среди устроителей конкурса бурную дискуссию в итоге работу опубликовали , общество получило отчетливый сигнал — эффективное хозяйство безусловно требует освобождения крестьян. Аморально В эпоху Александра I в разговоре о крепостных появились моральные аргументы.
Уже через два месяца после восшествия на престол сам Александр попытался запретить продажу крепостных без земли, чтобы «охранить» их от «злоупотребления над ними власти господской, не только противного человечеству, но и общей пользе», которые до сих пор приносились в жертву «безрассудному корыстолюбию, прихоти и даже порокам частных людей». Чиновники отговорили императора, и он ограничился стыдливым запретом публиковать объявления о продаже крестьян без земли запрет тоже провалился — для продажи тут же придумали эвфемизмы. Опасно В николаевскую эпоху стало очевидно, что сохранение крепостного права несет огромные политические риски для режима. В 1826 году Николай I создал политическую полицию сегодня мы назвали бы ее службой госбезопасности — III Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, а с 1827 года она готовила для императора ежегодный отчет о положении в стране. Эти отчеты наглядно показывают, с какой скоростью менялось отношение к «крестьянскому вопросу» в среде высшей российской бюрократии: в начале царствования Николая одной из главных угроз «государственному порядку» считалось стремление крестьян к свободе, в начале царствования Александра II — недовольство помещиков освободительными устремлениями властей. Они говорят между собой: «Пугачев попугал господ, а Метелкин пометет их». Случаи сии замечены в Смоленской, Тверской, Тульской, Саратовской и Западных губерниях, где от жестоких истязаний помещиков, приказчиков и старост умерло до 40 крестьян обоего пола и 10 беременных женщин разрешились мертвыми младенцами. Вследствие этих наказаний умерло: крестьян обоего пола 73 и малолетних 7, рождено мертвых детей 19 и доведено до самоубийства 8 — всего 107 человек.
Пресловутая неготовность крестьян к свободе забыта, главное — обойти сопротивление помещиков, которые не хотели расставаться со своими привилегиями. Основная задача императора — сделать так, чтобы инициатором реформы был не он, а сами дворяне. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Вскоре работа над реформой началась. Учрежден Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». В него вошли десять главных чиновников страны — крупнейшие бюрократы еще николаевской эпохи. Комитет возглавил сам Александр II, однако год работы не имел никакого практического результата: члены комитета лишь признали, что крестьяне «вовсе не приготовлены к получению внезапно и вдруг свободы» и освобождение должно быть постепенным.
Эта сумма выплачивалась помещикам сразу при заключение выкупной сделки. Период этого состояния твёрдо установлен не был и растянулся на 20 лет. Зависимость выкупа от оброка привела к тому, что он не соответствовал реальной доходности земли.
Личное освобождение крестьян способствовало более быстрому росту рынка свободной рабочей силы. Это дало мощный импульс развитию промышленного производства. Обратите внимание Вместе с тем реформа не разрешила задачи окончательной лик- видации феодально-крепостнических порядков.
В стране сохранилось помещичье землевладение как экономическая основа политического господства помещиков. Крестьяне не получили землю в собственность. Её надлежало выкупить, а условия выкупа для основной массы крестьян были очень тяжёлыми.
Процесс данный растянулся на 49 лет. Землевладение крестьян было урезано. Недостаток крайне важно й земли крестьяне вынуждены были восполнять кабальной арендой.
Всё это обусловило дальнейшее обострение аграрного во- проса, который приобрёл небывалую остроту на рубеже XIX—XX вв. Крестьянская реформа сохранила сельскую поземельную общи- ну как средневековый социальный институт с весьма противоречи- выми функциями. На фоне формирования новых общественных классов — буржуа- зии и пролетариата в стране сохранялись представители феодальных сословий — помещики и крестьяне.
Это не могло не отразиться на рас- становке политических сил в стране в ходе революционных событий и борьбы за власть. Крестьяне оставались прикреплёнными к месту жительства, были свя- заны круговой порукой в уплате налогов внутри общины, несли нату- ральные повинности. Манифест 19 февраля 1861 г.
Он уже накануне знал, что умирает. Исповедался и причастился. Рано утром позвал свою родню и объявил о близкой своей кончине и всех благословил крестным знамением.
Отчего я не могу умереть вместе с тобою! Видно, так угодно Богу. Тяжело тебе будет».
Цесаревич рыдая вымолвил, что надеется, что батюшка «там будет молиться Ему о России, о нас всех». Твердым, но уже прерывающимся голосом царь ответил: «Да, я всегда молился Ему за Россию и за всех вас, буду молиться и там. Вы же останьтесь навсегда, как было доселе, в тесном союзе любви семейной».
После этого Николай I впал в забытье. Как только сознание воротилось, выказал новый пример великого мужества, отдав последние приказания. Сам назначил место в Зимнем дворце, где должны быть выставлены для прощания его останки, и указал место для могилы в Петропавловском соборе.
Еще насчет одного распорядился: чтобы погребение было совершено с возможно большей скромностью, без пышного катафалка, без «всяких великолепных в зале и церкви убранств». Потом нашел силы поблагодарить дворцовых служащих за службу. Голос его начал слабеть и вскоре совсем пропал.
Похороны Николая Павловича прошли 5 марта 1855 г. Повелителем империи стал Александр II. Совет Он принял бразды правления в тяжелый исторический момент.
Россия вела неудачную войну, положение внутри страны становилось напряженным: финансы были расстроены, денег не хватало ни на что. Всюду царило безрадостное настроение. Надлежало как можно быстрее завершить дорогостоящую неудачную войну.
В первый год царствования основное внимание было уделено решению именно этой задачи. С конца 1855 г. Они не остались без внимания.
В марте 1856 г. Горчаков 1798—1883. Он сменил на этом важном посту престарелого графа К.
Нессельроде 1780—1862 , назначенного главой внешнеполитического ведомства еще в 1814 г. С именем этого «живого реликта» связывали многие дипломатические неудачи и провалы царствования Николая Павловича. Завершив войну, перед царем и его правительством встали проблемы внутреннего порядка.
Особое место в этом ряду занимала проблема крепостных отношений. Выступая в 1856 г. Путь этот оказался непростым и долгим.
Лишь через пять лет крепостное право отошло в область истории. За это время была проведена огромная подготовительная работа. Обратите внимание Учреждались различные комиссии на государственном и местном уровне, рассматривавшие юридические, финансовые и административные аспекты грядущей социальной перестройки.
Обнародование манифеста и “Положений 19 февраля 1861 г.”
Значит крестьяне, для того, чтобы выкупить землю, должны были заплатить помещику столько денег, сколько нужно для того, чтобы помещик положил их в банк и ежегодно процентами получал бы те самые 23 тысячи рублей. В результате, в среднем одна ревизорская душа должна была заплатить за десятину 166,66 рублей. Поскольку семьи были большими, то в среднем по стране одна семья за выкуп земельного участка должна была заплатить 500 рублей. Это была неподъемная сумма. На «помощь» крестьянам пришло государство. Остальную часть платили крестьяне. При этом они обязывались в течение 49 лет рассчитаться с государством и выплатить требуемые проценты. В среднем по стране за один земельный участок банк выплачивал помещику 400 рублей. При этом крестьяне отдавали банку деньги в течение 49 лет на сумму практически в 1200 рублей. Государство практически втрое увеличивало свои деньги. Дата отмены крпостного права это важный этап в развитии России, но он не дал положительного результата.
Только к концу 1861 года в стране вспыхнули восстания в 1176 имениях.
Но всё те же 49 лет. Вроде, и процент небольшой. Но есть один момент. По данным статистики 1860-х годов. А все платежи и налоги с той же десятины составляли 164,1 копейки. Получалось, что мужик работал в минус. При таких условиях, согласно подсчётам тогдашних экономистов, окончательный выкуп земли откладывался до 1955 года.
В 1861 году состоялось 1176 крестьянских восстаний.
В самые тяжелые для русских крестьян времена барину допускалось использовать их труд без ограничений по времени и количеству дней в неделю, свободно распоряжаться крестьянским имуществом и прибылью, а также беспрепятственно продавать людей поодиночке, разлучая их с семьями. Не гнушались помещики и телесных наказаний, которые, однако, были строго регламентированы законом. Но всё же в условиях крепостничества крестьянин оставался человеком, наделенным определенным набором прав, хотя и сильно ограниченным в своих свободах. Крестьянин имел свой собственный дом, некоторое имущество чаще всего орудия труда и землю для возделывания в личных целях. Также крестьяне могли жениться, хотя и с одобрения помещика, и передавать детям по наследству свое имущество и надел. Более того, так как крестьянин оставался субъектом права, то он сам представлял себя в суде и даже мог подать жалобу на жестокость или несправедливость помещика — сначала напрямую государю, а затем в местные власти, которые передавали жалобу выше.
Несмотря на то, что крестьянин находился на самообеспечении, в случае пожаров, катаклизмов или неурожая помещику предписывалось поддерживать своих крепостных. Тем не менее, жестокость крепостного права менялась, тогда как рабство на протяжении всего своего существование в Америке оставалось рабством. Если крепостное право задумывалось как способ наполнения государственной казны и метод борьбы с миграцией рабочего люда, то рабство являлось совершенно прагматичным способом заработка денег частным бизнесом. Когда английские колонии размножились на восточном берегу Северной Америки, стало ясно, что рабочих рук на новых землях категорически не хватает. На жарких южных территориях, где сельскохозяйственные культуры плодоносили круглый год, нужны были сотни тысяч людей, способных без устали собирать урожай и приносить прибыль плантаторам, а значит и Англии. Поэтому в 1619 году в британскую Виргинию штат Виргиния прибыл первый корабль с невольниками из Африки. Дела у колоний пошли настолько хорошо, что в 1689 году работорговля была узаконена.
Миллионы рабов были проданы в Южную Америку, тогда как в Северную были привезены только 400 тыс. Но так как дети рабов с рождения становились невольниками, уже к середине XIX века из 12-миллионного населения 15 американских штатов 4 миллиона каждый третий были рабами. Законом раб приравнивался к предмету, вроде телеги или коровы. С точки зрения права раб не являлся человеком, а значит, не обладал никакими человеческими свободами. Являясь собственностью, раб находился на попечении владельца — он не имел ни своего дома, ни имущества, ни денег, ни земли, а потому жил в доме хозяина и питался тем, что ему выделялось. Раб мог быть не только продан или проигран в карты, но даже убит за провинность. Никаких санкций со стороны закона в таком случае не следовало, ведь раб считался просто орудием труда.
Злополучный документ мог погибнуть в пожарах XVII века или никогда не увидеть свет. Допустимо предположение, что закрепощение произошло в стыдливой манере — через серию дополнявших друг друга указов. Судя по сохранившимся документам, Иван IV не был причастен к большинству из них. Распоряжения о сыске беглых относятся к 90-м годам XVI века, когда московский трон занимал сын Ивана Федор I, пользовавшийся советами своего шурина и будущего преемника — Бориса Годунова. Царя-закрепостителя нужно искать среди этих двоих. Так или иначе, но закрепостили всех? По крайней мере, следует уточнить, что подразумевать под этим словом. В старой России крепостные крестьяне делились на государственных и частных.
К помещикам, или частным владельцам, в неволю попала только половина крестьян. Вторая находилась в собственности государства. Помимо него, в роли земле- и душевладельцев выступали монастыри православной церкви. На протяжении веков русской истории соотношение между государственными, монастырскими и частновладельческими крестьянами претерпевало изменения. Юридическая зависимость от барина была особенно тягостна для тех частновладельческих крестьян, кто вынужден был проводить часть своего времени обрабатывая его пашню, а в остальное время всегда находился у хозяина под рукой. Этих крестьян называли барщинными. Такое соседство открывало возможности для самых тяжелых злоупотреблений. Другие, переведенные на оброк, могли не встречать своего господина продолжительное время.
Оброк в Российской империи сводился к постоянной финансовой выплате, тяжесть которой один человек нес в пользу другого. Как оброчный крестьянин зарабатывал деньги, помещик оставлял на его усмотрение. Этот налог можно сопоставить с отчислениями по ипотеке или алиментам. Оставаясь крепостными, крестьяне разбредались из деревень — устраивались на подсобные работы в городе с целью заработать денег для помещика и заплатить ему. На Русском Севере отходников насчитывалось около четверти. Остальные оброчные крепостные при желании тоже могли уйти на заработки — не встретив особенных препятствий. Хотя у этих крестьян и имелся владелец, но они не были так уж обязаны постоянно иметь дело с ним. Эти землепашцы не только вынуждены были находиться в селах неотлучно, но и в силу этого целиком зависели в своей повседневности от помещиков.
Страдания именно этих крепостных легли в основу крестьянских песен о неволе, горечь которых подпитывали личные унижения, не исключая причиненных по личной жестокости, сексуальной невоздержанности или даже ради развлечения. Страх крестьян перед своим господином усиливала опасность быть отправленными в Сибирь до конца своих дней — этим дисциплинирующим правом сельского хозяина наделяли законы империи. Но более типичны для старой России были не лобовые столкновения, затрагивавшие человеческое достоинство, а конфликты между барином-доброхотом и крестьянским миром по вопросу об использовании земли. На попытки вмешаться в свой труд, навязав новые формы земледелия, в том числе полезные например, возделывание картофеля , крестьяне отвечали вспышками коллективной ярости. Отношения между барином и крестьянами не сводились к примитивной эксплуатации, но часто принимали усложненную форму взаимонепонимания сторон, усугубленного разницей в образовательном уровне, ценностях и образе жизни. Крепостное право и рабство — это одно и то же? История обвинений в рабовладении, выдвигавшихся против крепостников, восходит к случаю в библиотеке Лейпцигского университета, где впечатлительному студенту из России Александру Радищеву попало на глаза сочинение Гийома Рейналя "Философическая и политическая история европейских поселений и коммерции в Индиях", содержащее описание рабовладения на островах Карибского моря. Сходство между положением афрокарибских невольников и русских крепостных показалось Радищеву настолько разительным, что он сделал все от него зависевшее, чтобы донести эту параллель до российской общественности.
Итог усилий Радищева — сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" чудом прошло цензуру. Последовал конфликт с властями Российской империи и пожизненная ссылка, завершившаяся через несколько лет помилованием при Павле I. Радищеву возражали многие. Ценивший полемиста Пушкин посвятил опровержению его представлений зеркальное "Путешествие из Москвы в Петербург". Разница между крепостным правом и рабовладением, по мнению Пушкина и его единомышленников, сводилась к трем обстоятельствам — двум бытовым и одному юридическому. В повседневной жизни, в отличие от невольников, крестьяне жили в собственных домах, полностью отдельно от хозяина, располагали имуществом, пусть юридических прав на него и не имели. В этом отношении разница с плантационными рабами, содержавшимися в бараках, бросалась в глаза. Различие шло дальше этого.
Крестьяне трудились самостоятельно без надсмотрщиков и противились вмешательству барина в свой аграрный цикл. Это не имело ничего общего с плантацией. Юридическая разница относилась к вопросу о купле и продаже. Крестьян нельзя было продавать без земли как товар.
Отмена крепостного права (Манифест 1861 года)
Новости отрасли. 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. Реформа 19 февраля 1861года позволяла крестьянам быть полноправными членами общества.
Этот день в истории: 1861 год — в России отменено крепостное право
В 1856 году Александр II на встрече с представителями дворянства Московской губернии заявил, что лучше ликвидировать крепостное право сверху, чем ждать, пока это начнёт происходить снизу. Царь стал создавать комитеты по крестьянскому делу, официально занявшиеся разработкой проекта реформы. В 1858 году общее количество крепостных в России оценивалось примерно в 23 млн человек. Из 65 российских губерний и областей в девяти вообще не было крепостных в Прибалтике, на Дальнем Востоке, в казачьих землях и на части Закавказья , ещё в четырёх жили всего по несколько лично зависимых крестьян. В 1859 году для рассмотрения проектов, подготовленных губернскими комитетами, были созданы специальные Редакционные комиссии, в состав которых входили сторонники реформ. Прошедший через Редакционные комиссии и принятый Главным комитетом по крестьянскому делу проект реформы был под влиянием Александра II поддержан Госсоветом. Факсимиле манифеста 19 февраля 3 марта 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год Манифест даровал личную свободу всем помещичьим крестьянам.
С этого момента они могли самостоятельно приобретать имущество, вступать в брак, заключать договоры. Но помещики сохраняли право собственности на землю, предоставляя бывшим крепостным личные усадьбы за выкуп и полевые наделы в постоянное пользование. За это крестьяне некоторое время после реформы должны были отбывать барщину либо платить оброк. Следующим этапом освобождения крестьян становился выкуп ими земельных наделов. В дальнейшем это привело к возникновению у многих крестьян огромных долгов. Размеры наделов колебались в зависимости от региона.
При этом, если надел, которым ранее пользовались крепостные, был больше принятой в конкретном регионе нормы, от него отрезалась часть в пользу помещика. Нарезка земель чаще всего была произведена таким образом, чтобы сделать их обработку максимально неудобной для крестьян, заставить их арендовать дополнительные земли у помещика, спрашивать его разрешения на доступ к различным объектам сельскохозяйственной инфраструктуры. Борис Кустодиев.
Горемыкина с поста премьера, назначение на этот пост министра внутренних дел П. Столыпин во главе правительства. Толстого, волна связанных с этим событием массовых собраний, митингов и демонстраций. Бейлиса, обвиняемого в ритуальном убийстве.
Коковцова с поста премьера, назначение премьер-министром члена Государственного совета И. Последние записи:.
К шестой годовщине его правления был приурочен Высочайший Манифест об отмене крепостного права в России: государь подписал этот документ в редакции, составленной святителем Филаретом, митрополитом Московским. В тот день, 19 февраля 1861 года было отменено крепостное право, которого тяготило русских крестьян почти три столетия, — на 40 лет больше, чем монголо-татарское иго томило древнюю Русь. Датой окончательного закрепощения крестьян считается 1581 год, когда им было запрещено свободно переходить от одного помещика к другому раз в год, в зимний Юрьев день. Эта величайшая победа в истории России, доставшаяся ценой долгих мучений, требовала благодарения Богу и грандиозного увековечения. И в ее честь в Москве должен был появиться второй, следующий после храма Христа Спасителя благодарственный храм, освященный во имя святого князя Александра Невского — по тезоименитству государя-освободителя. Судьбы этих двух московских храмов почему-то оказались схожи, как две капли воды.
Фото с сайта Храма Христа Спасителя Знаменательно, что именно в храме Христа Спасителя появилось первое в Москве изображение в память восшествия на престол Александра II Освободителя и отмены крепостного права: в алтарной росписи на стене помещен образ святого апостола Архипа, чей праздник отмечается 19 февраля. Здесь Александр II почитался и государем-храмоздателем, при котором этот храм был достроен, расписан и подготовлен к освящению. Еще раньше благодарственные молебны 19 февраля в память освобождения крестьян начались в церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, по традиции их служили там ежегодно. Однако для столь великого события требовался собственный храм: победа христианской идеи свободы и человеческого равенства равнялась национальной победе над Наполеоном. О строительстве храма заговорили сразу же после опубликования Манифеста, и в числе инициаторов состоял известный русский историк М.
Отмена русского крепостного права Сложно представить, что почти 200 лет назад люди могли быть настолько ущемлены в правах. Реформа 19 февраля 1861года позволяла крестьянам быть полноправными членами общества.
До этого события они были в постоянной крепостной зависимости. В это день Александр II изменил положение крестьян и подписал необходимый для этого манифест. Он считал, что пришло время высшим органам власти отменить крепостное право или же крестьяне сделают это сами.
Отмена крепостного права. Эпохальная реформа Александра II
(19 февраля) 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». 19 февраля 2021, 11:00. В общем, 19 февраля 1861года мужики получили не только личную свободу, но и землю. 150 лет назад, 19 февраля 1861 года, в России было отменено крепостное право. В 1861 году состоялось 1176 крестьянских восстаний.
19 февраля 1861 года - манифест Александра II об отмене крепостного права
Зато в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II. Александр Николаевич, вступивший на российский престол в 1855 году, был одушевлен самым искренним намерением сделать все для устранения недостатков русской жизни. Главным из них он считал крепостное право. По сути, это была одна из сложнейших проблем: крепостное право слагалось на Руси веками, оно тесно переплелось с разными сторонами жизни крестьянина, который зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. А теперь его нужно было освободить от опеки помещика, дать личную свободу. В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет.
Необходимость отмены крепостного права была очевидна еще в середине XVIII века, но власти не могли решиться на освобождение крестьян целое столетие. Подготовка реформы началась в 1857 году и спустя четыре года интенсивной работы увенчалась публикацией Манифеста об освобождении крестьян. Это было 19 февраля 1861 года. Иван Васильев, ярославский крестьянин С выходом положения 19 февраля 1861 [года], прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу. Я надеялся, что крестьяне поймут дарованную им свободу, постараются воспользоваться свободным трудом. Но, как назло, они стали пить пуще прежнего, благодаря почти одновременному с благодатным актом свободы введению акцизной системы в отмену ненавистных откупов, понизившей на первых порах цену на водку. Федор Бобков, костромской крестьянин А. Ему объявили о получении царского манифеста, экземпляр которого велено передать владельцу имения. Посмотрим, как вы оправдаете дарованную вам милость. Слова эти Б..... Вслед за этим послышались голоса в толпе. Нас три году сряду теснили засыпать рожь и овес; а гамазея теперича пуста! Стало быть, надобно пополнить из барского амбара. Услышав эти речи из уст своих прежних крепостных, Б..... По территории страны крепостные распределялись неравномерно — в некоторых губерниях, например в Смоленской и Тульской, они составляли две трети населения, в некоторых их не было вовсе во всей Сибири в конце 1850-х жило несколько тысяч крепостных. Закрепощение крестьян Крепостное право окончательно сложилось к середине XVII века — Соборное уложение 1649 года запретило крестьянам менять место жительства и закрепило именно отсюда происходит слово «крепостной» их за конкретным земельным владением, а владельцы земли получили право на неограниченный во времени розыск беглых крестьян. Так де-факто у крестьян появились хозяева. Уложение еще запрещало продажу крестьян, но у государства того времени не было ни необходимости, ни инструментов этому препятствовать. Уже в конце XVII века продажа обмен, дарение и т. Крепостной крестьянин нес повинности и перед государством в отличие от дворянина он должен был платить налог — подушную подать, введенную в 1724 году , и перед своим владельцем: он либо работал на него барщина , либо платил деньги оброк , либо и то и другое, взамен получая участок земли для личного пользования.
Носарь-Хрусталев, третий — Л. Бронштейн-Троцкий, четвертый — А. Витте первым премьер-министром. Горемыкина с поста премьера, назначение на этот пост министра внутренних дел П. Столыпин во главе правительства. Толстого, волна связанных с этим событием массовых собраний, митингов и демонстраций.
Платонов, И. Иванюков, А. Корнилов, Г. Джаншиев и другие рассматривали освобождение крестьянства, прежде всего, как акт гуманизма и человеческий подвиг, который примиряет сословия, смягчает вражду народа и власти, крестьян и помещиков. Тому факту, что впервые в истории России император счёл личную свободу всех своих подданных ценностью и естественным правом, интеллигенция придавала не меньшее значение, чем фактическому освобождению 23 млн человек. Потому они назвали эту реформу «великой». Источник: lforum. В основном они сосредоточились на критике реформы, её половинчатого и продворянского характера и правда, крестьянам пришлось несладко из-за той цены, которую их обязали уплатить за свою свободу, отсюда и крестьянские волнения в 1861 г. Марксистская историография вслед за В. Лениным называла отмену крепостного права буржуазным преобразованием, в 1861 г. Вместе с тем и марксисты, как правило, признавали прогрессивный характер реформы. Известный советский историк П. Зайончковский писал, что крепостничество «мешало развитию промышленности и подъёму сельского хозяйства» и «исчерпало себя экономически» — этот тезис до сих пор имеет влияние и мелькает в учебниках истории хотя некоторые современные исследователи, например, Б. Миронов, довольно убедительно оспаривают его. Россия, — делал вывод Зайончковский, — благодаря реформе ступила на путь буржуазной монархии и капитализма, а царь-реформатор действовал из желания предотвратить крестьянское восстание. Таким образом, советская историография стремилась представить мотивацию Александра II и его сторонников как чисто прагматическую — реформа из страха, а не ради свободы или благородства что совершенно несправедливо, ибо ни император, ни его сподвижники вовсе не были лишены идеалов и искренне желали России лучшего. Граф Д.
19 февраля 1861 года принят Манифест Об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости.
19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. 19 февраля (3 марта) 1861 г. в Петербурге император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из. Великая реформа [19 февраля 1861–1911]: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: юбилейное издание [в 6 т.] / Историческая комиссия Учебного отдела О. Р. Т. З. ; под ред. А. К. Дживелегова [и др.]. 3 марта) 1861 года император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». В манифесте 19 февраля 1861 г. кратко излагаются основные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости (детально они изложены в утвержденных в тот же день восьми Положениях и девяти Дополнительных правилах). Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости.
Дата отмены крепостного права в России
19 февраля 1861 года в государстве произошло знаковое событие – император Александр 2 подписал Манифест об отмене крепостного права. 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. «Чтение Положения 19 февраля 1861 года», художник Григорий Мясоедов. Главная» Новости» 19 февраля 1861 года событие. Третьего марта 1861 года (по новому стилю; по старому — 19 февраля) был провозглашен Манифест об отмене крепостного права в Российской империи. 19 февраля 1861 г. Александр II опубликовал Манифест об отмене крепостного права.