Объемы запасов Колмозерского литиевого месторождения (Ловозерский район, Мурманская область) могут превысить прогнозные, сообщил в интервью "Интерфаксу" губернатор региона Андрей Чибис. В мире начался литиевый кризис. Совместное предприятие «Норникеля» и «Росатома» получило право на разработку крупнейшего в России месторождения лития по результатам аукциона.
Как Россия осталась без лития и почему им бредит весь мир
Теперь давайте подумаем, что будет, если все, абсолютно все автомобили внезапно станут электрическими, с литиевыми батареями. По данным на 2016 год автомобилей в мире было 1,3 млрд. Сейчас, наверное, еще больше, но окей, воспользуемся этими данными четырехлетней давности. Пусть не все новоявленные электрокары имеют настолько же вместительную батарею, как Tesla, уменьшим вес лития, необходимого для производства, на треть. Получается, что на одну такую батарею необходимо 44,1 кг чистейшего лития. Для наших 1,3 млрд автомобилей нужно 57,33 млрд кг лития. Неплохо, это 57,33 млн тонн лития, и только для нужд автомобильной промышленности.
По подсчетам экспертов, эти компании будут производить около 15 млн электрокаров ежегодно, на что потребуется около 100 000 тонн лития в год. Но ведь не электромобилями едиными. У нас же в ходу миллиарды экземпляров разной техники с аккумуляторами — смартфонов, ноутбуков, планшетов и т. Они маленькие, да, но и для них понадобится много лития. Правда, гораздо меньше, чем для батарей электромобилей — на производство батарей для мобильных устройств уходит несколько процентов общемирового производства лития. Но есть и другие батареи.
Та же Tesla разрабатывает и реализует огромные аккумуляторные системы, которые служат для нивелирования скачков потребления энергии в пиковые часы. В крупном аккумуляторе содержится не менее тонны лития. Пока что производство таких систем не слишком масштабное, но через время все может измениться. В целом, общемировое потребление лития к 2025 году составит не менее 200 000 тонн этого металла. А как его добывают и хранят? Литий — очень активный химически металл, поэтому его добыча ведется несколько отличными от добычи большинства прочих, обычных металлов способами.
Есть два способа выделить Li. Первый — из пегматитовых минералов, которые состоят из кварца, полевого шпата, слюды и других кристаллов.
Так ли это? Существует множество расчетов, как подтверждающих, так и опровергающих этот постулат. На самом деле, вопрос в исходных данных. На сегодня для построения точной прогнозной картины их недостаточно, поэтому однозначного ответа: «Да, хватит», — или: «Нет, не хватит», — дать невозможно.
На производство одной батареи для Tesla Model S требуется 63 кг лития, но это самая крупная автомобильная батарея, средний показатель — 20 кг на машину. Автомобилей в мире около полутора миллиардов, их число растет, но и количество лития на одну батарею снижается за счет оптимизации технологий. Приблизительная оценка — до 50 миллионов тонн лития будет кататься в машинах после полного энергоперехода. Но это не так страшно, потому что замена будет не одномоментная. По итогам прошлого года во всем мире было продано всего 4,2 млн электромобилей, а годом ранее — чуть больше 2 млн. По прогнозам LMC, в следующем году мировой рынок электромобилей вырастет до 9 млн штук, а в 2025 году достигнет 14,2 млн штук.
Ожидается, что в 2025 году добытых природных ресурсов будет достаточно, чтобы выпустить 21 млн электромобилей. На текущий момент в мире производится около 100 млн автомобилей ежегодно, и если все они будут на батарейках, на это потребуется 2 млн тонн в год.
Логичным выглядит то, что спад цен на металл ударил и по инвесторам. Аналитики Goldman Sachs Group ожидают дальнейшего падения цен на карбонат лития в течение следующих 12 месяцев. Тем не менее, согласно мнению экспертов Wilsons Advisory, текущий спад предоставляет хорошую возможность для покупки лития, поскольку рост спроса в течение следующего десятилетия должен поддержать долгосрочные цены. А в BloombergNEF ожидают, что мировой спрос на литий к концу текущего десятилетия вырастет почти в пять раз.
Бум производства Рынок лития падает с начала года, когда на рынке начал лопаться пузырь, надутый ажиотажем, связанным с электромобилями, подтверждает и финансовый аналитик маркетплейса «Финмир» Павел Сокол. Пекин сократил с января субсидии на электромобили, что привело к снижению цен на литиевую руду и замедлило рост спроса на электромобили. Более медленные темпы роста также прогнозируются для сектора хранения энергии, второго по величине потребителя лития. А в Африке ожидается его удвоение благодаря проектам в Зимбабве. Несмотря на то, что текущие цены ударяют по производителям с высокой себестоимостью, в Китае, например, есть ряд производителей, себестоимость которых вдвое ниже», — полагает Павел Сокол.
Однако модель выкачивания ресурсов исчерпала себя: страны, которые контролируют наибольшую долю литиевой добычи в мире, требуют от Китая большей адаптивности к нуждам развития национальных экономик.
Производство электромобилей — одна из самых динамично развивающихся отраслей китайской промышленности. В период с 2021 по 2022 гг. Бурное развитие зеленого автотранспорта происходит в рамках реализации курса на экологизацию экономики, который за последние несколько лет стал одним из главных направлений развития китайской экономики. Так, в марте 2018 г. В сентябре 2020 г. Китай достигнет пика выбросов парниковых газов, а к 2060 г.
В поддержку реализации этих целей активно применяются инструменты финансового стимулирования производства и продажи продукции предприятий зеленой экономики. Отдельное внимание приоритетному развитию электромобильной промышленности в рамках зеленой повестки уделяется в стратегических планах КНР. Так, в Плане развития индустрии автотранспорта на новых источниках энергии 2021—2035 от 2020 г. В «Белой книге» о зеленом развитии Китая в новую эпоху, опубликованной в январе 2023 г. Вместе с тем успех перехода Китая от двигателей внутреннего сгорания к электромобилям во многом зависит от способности Китая обеспечивать растущий внутренний рынок необходимым сырьем. Если раньше сырьем, необходимым для развития автотранспорта, была нефть, то сегодня им становится литий.
До луны и обратно: ценовые шоки на рынке лития КНР является лидером по производству литий-ионных аккумуляторов: в 2021 г. При этом, как и с большинством других минеральных ресурсов, собственная добыча лития в Китае не справляется с удовлетворением растущего внутреннего спроса на этот металл. Китай является лишь 4-ым по запасам 2 млн тонн и 3-м в мире по добыче лития 19 тыс. По данным за 2022 год, мировыми лидерами по запасам лития являются Чили 9,3 млн тонн , Австралия 6,2 млн тонн и Аргентина 2,7 млн тонн ; крупные месторождения имеются также в США 1 млн тонн , Канаде 930 тыс. Лидером по добыче в 2022 году стала Австралия 61 тыс. Топ стран по запасам лития млн тонн В сложившихся условиях на развитии всей производственной цепочки по выпуску электромобилей в Китае сказываются ценовые шоки на глобальном рынке лития.
В 2021—2022 гг. В июне 2021 года тонна лития оценивалась в 88,5 тыс. Пик пришелся на ноябрь 2022 года, когда цена за тонну лития достигла исторического максимума — 598 тыс.
Война за батарейки. Кому достанутся месторождения лития на Украине
Ожидается, что цены на литий и возможности для его разведки останутся стабильными. Отметим, время от времени появляются сообщения о значительных залежах лития в Афганистане, и власти страны уже продают права на эти полезные ископаемые, в первую очередь Китаю. Тем не менее Афганистан не самое благоприятное место для торговли и добычи полезных ископаемых по очевидным причинам.
Это объявление потрясло отрасль, обеспечивающую ключевой компонент для производства электромобилей. Правительство Чили не намерено расторгать действующие контракты, но надеется, что компании будут открыты для участия государства до истечения срока их действия, сказал Борич. Thomson ReutersFalling lithium prices По словам аналитиков, шаг чилийского правительства, скорее всего, подстегнет уход будущих инвестиций в литий в другие страны, в частности, в Австралию - мирового лидера отрасли.
Такие случаи не редкость и... В мире литий обычно добывается или из твёрдых минеральных соединений, или из так называемой рапы — концентрированных минеральных растворов в соляных озёрах. Суммарные мировые запасы лития оцениваются в 40—60 млн т, ежегодно объёмы мирового потребления этого ценного сырья растут. В России добыча лития велась в советский период, однако сегодня этот металл в стране не добывается. На территории России практически нет открытых «озёрных» месторождений лития — рап, зато литий часто присутствует в пластовых рассолах — подземных минеральных растворах, которые добываются попутно с выкачиванием нефти. Кроме того, в России есть и рудные месторождения лития, например в Забайкальском крае или на Кольском полуострове. Как правило, литий извлекается из руды при помощи серной кислоты — в процессе расходуется большое количество реагентов и сырья и образуются отходы, которые загрязняют окружающую среду. Учёные из ГЕОХИ РАН разработали альтернативную методику извлечения лития при помощи соединения бисульфата аммония — сейчас это вещество широко применяется, в частности для отбеливания тканей.
По данным Геологической службы США, боливийские солончаки содержат 21 млн т этого металла, критически важного для выпуска литий-ионных аккумуляторов. Но в стране практически нет промышленного потенциала для их освоения. Попытки индустриализации Боливии на базе разработки и коммерциализации литиевых месторождений предпринималась еще при прежнем президенте Эво Моралесе — начиная с 2008 г. Но они фактически провалились. Причем, отставка самого Моралеса в 2019 г. Политик тогда был вынужден расторгнуть подписанное в 2018 г. У «Росатома» уже есть опыт сотрудничества с Боливией: госкорпорация получила от правительства страны контракт на создание центра ядерных исследований и технологий, первые объекты которого введены в эксплуатацию в августе 2022 г. Предполагается, что предприятие заработает в 2026 г. Проект предполагает выпуск 45 000 т в год карбоната и гидроксида лития. При этом сам литий в РФ не добывается, все сырье импортное.
Литий и смерть
Нефть и капитал. Объемы запасов Колмозерского литиевого месторождения (Ловозерский район, Мурманская область) могут превысить прогнозные, сообщил в интервью "Интерфаксу" губернатор региона Андрей Чибис. Крупнейшее месторождение лития в Европе расположено в центре охваченного боевыми действиями Донбасса, всего в нескольких километрах от линии фронта. Роснедра заявили, что месторождения лития в РФ могут в 2025 году обеспечить страну сырьем. Крупнейшее в мире месторождение лития обнаружено в США внутри древнего супервулкана, образовавшегося около 16 млн. лет назад, пишет Business Insider.К такому выводу пришли исследователи Lithium Americas, предположив, что в кальдере вулкана Макдермитт. отмечается в материале CNBC.
ZDF: Россия получила доступ к миллионам тонн лития, оставив Германию ни с чем
В мире литий обычно добывается или из твёрдых минеральных соединений, или из так называемой рапы — концентрированных минеральных растворов в соляных озёрах. Крупнейшее месторождение лития на Украине расположено в центре охваченного боевыми действиями Донбасса, всего в нескольких километрах от линии фронта в селе Шевченко Донецкой области (Покровский район). Есть литий в техногенных отвалах Завитинского месторождения в Забайкальском крае, также можно разрабатывать его месторождения в Мурманской области. Однако в автопроме литий используется в литий-ионных аккумуляторах только для электротранспорта.
Новости по теме: литий
Относительно небольшие залежи литиевых минералов обнаружены в России, Финляндии, Португалии и в некоторых африканских странах. В 2022 году мировое производство лития выросло на 21,5% — примерно до 130 тысяч тонн. Цены на самый легкий в мире металл продолжают пикировать на фоне переизбытка его предложения.