Новости вымершие языки

Также, по мнению ученых, причинами исчезновения редких языков является то, что носители менее распространенных языков, как правило, выучивают языки более престижные и.

Мёртвые языки на территории РФ

По итогам переписи населения, проведенной в 2021 году, в России насчитали пять исчезнувших языков, а также один «заснувший». Первые пять лингвисты относят к исчезнувшим языкам, а шестой считается заснувшим. Дети узнали, сколько языков сейчас находятся под угрозой исчезновения, поговорили о том, как важно защищать разнообразие языков в нашем мире, а также знать свой родной язык. О том, как оживить исчезающие языки, для чего это нужно, и почему применяемых мер недостаточно, «АиФ» поговорил с экспертом в этом вопросе – Дмитрием Харакка-Зайцевым. В его окрестностях жили аборигены Тайваня, носители нескольких австронезийских языков, ныне вымерших или находящихся на грани вымирания.

Мертвые языки, которые еще живы

это язык, который находится под угрозой исчезновения, когда его носители вымирают или переходят на другие языки. Во время переписи населения в России в 2021 году эксперты обнаружили пять исчезнувших и один заснувший язык. Многие из 113 языков к востоку от Анд в бассейне Амазонки плохо известны и исчезают под натиском испанского и португальского языков.

ЮНЕСКО отнесла башкирский язык к исчезающим видам

Например, языки коренного населения Северной и Южной Америки: носители многих диалектов были полностью уничтожены переселенцами. Другие причины носят социальный характер. В случае колонизации территорий пришлый язык получает статус более престижного: представители меньшинств отказываются от родных наречий, чтобы устроиться на работу и поднять социальный статус. Песни помогают защитить язык Как только язык получает статус умирающего, ученые начинают собирать лингвистический материал: письменные тексты, аудиовизуальные записи грамматики и лексики, а также устные народные традиции, например, песни. Они зачастую содержат значительный лексический и грамматический пласт, который необходим при создании описательных грамматик и словарей.

Это особенно важно для языков без письменности. Музыка также может выступить инструментом популяризации родного языка среди носителей: веселые мелодии всегда привлекали молодежь. Например, народ Белизского Барьерного рифа гарифуна активно использует эту стратегию с целью сохранения лингвистической идентичности. На основе традиционных песен пунта было разработано новое музыкальное течение — пунта-рок.

В нем были переосмыслены музыкальные обычаи народа, чтобы заинтересовать подрастающее поколение. Это принесло результаты: молодежь стала активно осваивать родной язык, а уроки языка гарифуна теперь доступны онлайн.

По информации института, с начала ХХ века на территории современной России вымерли или заснули более 15 этнических языков. Последним вымершим языком был алеутский.

Его единственный носитель Геннадий Яковлев скончался на 87 году жизни в Камчатском крае в 2021 году.

Таким по итогам переписи оказался орочский, которым владеет 43 человека. Исчезнувшими называются языки, на которых больше никто не говорит. К данной категории относятся алеутский, керекский, айнский, сиреникский и югский, которые упомянули респонденты в ходе переписи. Ученые считают, что эти языки были указаны в ответах так как они относятся к национальности респондентов.

Песни — спасение для языка: как они защищают диалекты от исчезновения?

Музыкальные тексты — лингвистические памятники вымирающих языков Лингвистика отчаянно борется за сохранение редких языков, ведь современные тенденции способствуют исчезновению уникальных лингвистических групп. Народная музыка может стать ключом решения этой проблемы. Рассказываем, как песни помогают спасти умирающие языки и способствуют их восстановлению. Как понять, что язык умирает? Язык погибает в двух случаях: — носители перестают использовать родной язык; — носители вымирают. Сегодня эта проблема стоит особенно остро, ведь языки и наречия исчезают ускоренными темпами.

Ученые выяснили, что под угрозой находятся около 7000 лингвистических систем. Глобализация и лингвистический империализм — главные причины их утраты. Языковой сдвиг происходит из-за того, что носители вынуждены переходить на язык, связанный с социальной или экономической властью. Чаще всего это вынужденная мера, без которой представители лингвистического меньшинства не смогли бы существовать в рамках чуждой языковой и культурной среды.

Названо число исчезнувших языков народов России

Орочский язык в РАН записали, как заснувший. По информации института, с начала ХХ века на территории современной России вымерли или заснули более 15 этнических языков. Последним вымершим языком был алеутский.

Исторически сложился как родной язык ливов, ныне почти не используется в живом общении, хотя продолжает изучаться энтузиастами в основном в странах Прибалтики, а также сохраняется как объект научного изучения на языковых факультетах ВУЗов Европы, в первую очередь Латвии и Эстонии. Большинство современных ливов подверглось леттизации или русификации. Последний носитель ливского языка — Виктор Бертольд умер 28 февраля 2009 году. На 2010 год около 40 человек способны общаться на ливском языке, кроме того, его основы освоили около 200 человек. Ближайшими родственными языками являются вепсский, эстонский, водский, карельский, ижорский и финский. Ливский язык имеет два диалекта: диалект северной оконечности Курземе именно его чаще всего имеют в виду, говоря о ливском языке и диалект северо-западной части Видземе, вымерший в середине XIX века. Пите-саамский, уме-саамский, терско-саамские языки. Саамские языки — группа родственных языков, на которых говорят саамы устаревшее название — лопари на севере Скандинавского полуострова, в Финляндии и на Кольском полуострове в России.

Общее число носителей — около 25 тысяч человек при оценке саамского населения в пределах 80 тысяч. Пите-саамский язык — саамский язык, традиционно был распространён в долине реки Питеэльвен, в коммунах Арьеплуг Швеция , Бейарн и Салтдал Норвегия. По данным на 2000 год оставалось всего около 20 носителей языка, все они проживали по шведскую сторону границы. Согласно полевым данным Д. Вильбура, из 2000 этнических пите-саамов лишь около 30 являются носителями пите-саамского языка. Уме-саамский язык — саамский язык, ранее распространенный в Швеции и Норвегии. Является вымирающим языком — осталось только 10 носителей языка, проживающих в муниципалитетах Арьеплуг и Арвидсъяур шведского лена Норрботтен. Терско-саамский язык или йоканьгско-саамский — самый восточный из саамских языков. Распространён в северо-восточной части Кольского полуострова. Численность этнических терских саамов — около ста человек; число носителей языка, однако, гораздо ниже — на 2004 год таких оставалось лишь десять человек, на 2010 год —всего двое.

В более стабильном состоянии находятся собственно карельский диалект карельского языка и его ливвиковский и тверской диалекты, мокшанский, эрзянский языки, коми и коми-пермяцкий языки, удмуртский, марийский, восточно-хантийский и северно-хантийский. Им присвоена категория «относительная опасность». Численность носителей языков этой группы сильно варьируется от 10000 человек тверские карелы до 400000 тысяч мокшанцы. Несмотря на то, что некоторые из этих языков являются национальными языками субъектов Российской Федерации, их положение остается неустойчивым. Маркерами «серьезная» и «критическая опасность» помечено большое количество финно-угорских языков, например, вепсский, водский, ижорский, восточно-мансийский и северно-мансийский, ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский и многие языки саамской подгруппы. Для сохранения и развития языков, находящихся под серьезной угрозой вымирания, принимаются различные меры.

Его последняя носительница в России умерла в 2021 году.

В то же время этот язык знают несколько старейших жителей штата Аляска в США. Лингвисты РАН выделяют алеутско-медновский язык, который они пока относят к живым в России. В 2022 году в стране оставалась только одна носительница этого языка. Около 170 опрошенных ответили, что владеют айнским языком, четыре — керекским, двое — сиреникским, семеро — югским. По данным лингвистов, айнский точнее курильско-айнский язык исчез в начале XX века, а некоторые потомки айнов, переселившиеся на Камчатку, указывают его в качестве родного языка, хотя не говорят на нем уже несколько поколений.

Тем не менее дети еще обучаются этим языкам, но в минимальной степени. Нестабильные языки, в любой момент способные перейти в другую группу. Важно отметить, что их применяют люди абсолютно всех возрастов и статусов, хоть у языков и нет официального закрепления.

К какой группе относится конкретный язык? К радости или сожалению, список вымирающих языков достаточно богат, что предполагает необходимость их классификации. Следует отметить, что для определения конкретной языковой группы важно не то, сколько носителей используют тот или иной язык, а тенденция его передачи следующим поколениям. Если детей языку не обучают, то он запросто может в самые короткие сроки перейти из заключительной группы в «вымершие языки». В 2009 году была разработана новейшая редакция «Атласа исчезающих языков мира», где указаны неутешительные сведения о том, что сегодня под угрозой вымирания находятся порядка 2500 языков мира в 2001 году данная цифра была практически в три раза меньше, тогда лишь 900 языков пребывало в подобной ситуации. Важно отметить, что вымирающие языки народов России сегодня насчитывают 131 единицу в своей группировке. Кроме того, данные переписи населения говорят в том, что количество немногочисленных национальностей ежегодно сокращается на пару десятков. А ведь в национальность входит и соответствующий язык!

Вымирающие языки России: керекский С появлением современной цивилизации осуществляется активная ассимиляция людей различной культурной принадлежности. Так, немало народностей постепенно искореняется с лица земли. Конечно же, редкие их представители стараются сохранить и даже передать традиции и обычаи своего народа будущим поколениям, что не всегда получается. Сегодня на керекском языке разговаривают лишь два человека в соответствии с последней переписью. Кереки они нередко называют себя анкалгакку — это весьма малочисленная народность Севера, которая проживает в Беринговском районе Чукотского АО. Рассматриваемый язык никогда не имел письменности — на нем общались исключительно в семейных кругах. На сегодняшний день сохранилось практически пять тысяч керекских слов.

В ЮНЕСКО рассказали о языках, которые находятся под угрозой исчезновения

Проведённая в 2021 году в России перепись населения выявила, что в стране вымерли и заснули шесть языков. В статье автор исследует причины вымирания языков, создаёт «Карту мёртвых и находящихся под угрозой исчезновения языков РФ». Реклама на канале: ad@ Но в случае с айнским языком, на котором говорили жители Курильских островов, ситуация непростая: он исчез еще в начале XX века. Дети узнали, сколько языков сейчас находятся под угрозой исчезновения, поговорили о том, как важно защищать разнообразие языков в нашем мире, а также знать свой родной язык. Хаттский язык (вымер во II тысячелетие до н. э.).

Мёртвые языки

Детей насильно переселяли в англоговорящие школы и интернаты, в которых их наказывали за родную речь. Изучение мертвых языков Мертвые языки помогают в изучении и понимании современных языков. Например, знание латинского облегчает изучение его «родственников» романской группы: французского, итальянского, португальского, испанского и румынского. А знание санскрита полезно при изучении индийских языков: хинди, урду и бенгали.

Владение мертвыми языками является полезным навыком в академической среде. Медики и юристы изучают латынь на базовом уровне, чтобы понимать профессиональную терминологию. Для филологов, лингвистов, культурологов, историков и археологов знание мертвых языков также является актуальным навыком, необходимым для понимания оригинальных древних текстов.

Вцелом, изучение мертвых языков — неплохой инструмент для тренировки мозга. Мертвые языки прокачивают аналитическое мышление и логику, повышают обучаемость и развивают лингвистические навыки. Надеемся, эта статья смогла ответить на ваши вопросы о мертвых языках, освежить имеющиеся знания или вдохновить на изучение одного из них.

Водский язык Какие языки вымерли, а какие пребывают на грани исчезновения? С течением времени данный вопрос волнует общество все больше и больше. И это не удивительно, ведь человеческое стремление сохранить родной язык как можно дольше — это адекватная реакция на ситуацию современности. Водский язык, относящийся к прибалтийско-финской группировке уральского языкового семейства, является вымирающим, ведь на сегодняшний день насчитывается не более двадцати его носителей. Одна из языковых классификаций предоставляет информацию о том, что водский язык вместе с эстонским и ливским формирует южную подгруппу. Представлен рассматриваемый говор несколькими видами диалектов, подразделяющимися на западные, распространенные в сельских населенных пунктах Кроколье, Лужицы и Пески, и восточные, имеющие место в районе Копорья. Следует отметить, что различия между приведенными диалектами незначительные.

Первая грамматика водского языка была сформирована еще в 19 веке, а спустя еще столетие Дмитрий Цветков из деревни Краколье создал водскую грамматику уже на родном языке. Саамские языки Сегодня вымирающие языки мира насчитывают немало элементов в своем ряду, куда следует отнести и группу саамских языков, называемых также лопарскими и относящихся к финно-угорским. Носителями их являются саамы, или лопари первое определение, как правило, звучит у разных групп саамов немного по-разному и служит русифицированным термином, а второе — один из вариантов названий. Среди рассматриваемой совокупности выделяют такие языки, как ууме, пиите, лууле, инари, скольдский, бабинский, кильдинский, терский и многие другие. Стоит отметить, что количество носителей саамских языков во всем мире весьма значительное более 53 000 человек. Тем не менее, на территории Российской Федерации столь оригинальный говор практикуют не более двадцати человек. Кроме того, эти люди, как выяснилось, в большинстве своем владеют русским. Фонетика и фонология саамской языковой группы характеризуется повышенным уровнем сложности, ведь зачастую слова содержат долгие и краткие гласные и согласные, а также дифтонги и трифтонги.

В чем причина исчезновения языков и как сохранить свой родной язык? Как выяснилось, в современном мире вымершие языки составляют значительную проблему, которая пользуется повышенным общественным вниманием. Кроме того, прогнозы показывают, что тенденция вымирания языков будет только усиливаться, ведь появление инновационных технологий стремительно ведет к неутешительному выводу: национальные меньшинства прилагают все больше и больше сил для признания своих родных языков, однако зачастую безрезультатно.

Ака-бо, как и многие другие исчезнувшие языки, не имел для жизни подавляющего большинства никакого значения.

И все же ощущение потери чего-то ценного со смертью языков нам знакомо. Как и мнение о том, что сохранение малых языков — потеря времени и ресурсов. Я хочу попытаться разобраться в этом вопросе. Простейшее определение малого языка описывает его как язык, на котором говорит менее половины населения какого-либо региона или страны.

Таким образом, китайский, или путунхуа официальный язык в Китайской Народной Республике, на Тайване и в Сингапуре, в западной литературе обозначаемый как mandarin — прим. Newочём , будучи самым распространенным в мире, считается языком меньшинства во многих странах. Но обычно, когда мы говорим о малых языках, мы подразумеваем, что на них говорит малое количество людей даже в тех странах, где они наиболее всего распространены. О них мы и поговорим.

В первую очередь нас интересуют языки, уже сейчас находящиеся на грани вымирания, а также те, что оказались бы под угрозой без активных усилий по их поддержке. Печаль, которую мы ощущаем в связи со смертью языка, трудно описать. Уход Боа-старшей — это не просто исчезновение языка, но и смерть культуры, частью которой она когда-то была. Культуры, которая представляла большой интерес для лингвистов и антропологов, и чье исчезновение стало результатом угнетения и насилия.

Помимо прочего, меланхолична сама идея последнего носителя языка — человека, который, как Боа-старшая, страдал от потери каждого, с кем он мог говорить на своем родном языке. Все эти факторы — угнетение некогда процветающей культуры вплоть до ее смерти, одиночество, потеря близких — ужасны, независимо от того, влекут ли они за собой исчезновение языка или нет. Частично наша грусть от смерти языка не связана непосредственно с ним самим. Процветание языков большинства не содержит в себе ничего трагического, поэтому они не вызывают у нас подобных эмоций.

Неудивительно, что беспокойство о судьбе малых языков часто игнорируется как проявление сентиментальности. Исследователи языковой политики заметили, что большие языки оцениваются как полезные и содействующие прогрессу, тогда как малые представляются барьером, и их ценность в глазах некоторых людей в основном понимается как сентиментальная или эмоциональная. Сентиментальность, как мы привыкли думать — это преувеличенная привязанность к чему-либо, которая не отражает истинной ценности объекта. Покойный философ Джеральд Коэн приводит в качестве примера потасканный ластик, купленный им 46 лет назад, когда он в первый раз стал лектором и потерю которого он «не мог себе вообразить».

Мы всегда привязываемся к таким вещам — полувековой стёрке, рисункам наших детей, билету на поезд, оставшемуся после путешествия к любимому человеку, — которые не имеют никакого значения для других людей. Если ценность малых языков опирается в основном на эмоции, то она сопоставима с важностью старого ластика для Коэна. Было бы жестоко намеренно уничтожать его, но и ожидать от общества больших вложений в попытки его сохранения тоже довольно наивно. Подобное может быть справедливо и для малых языков: их значение для некоторых членов общества просто несопоставимо с усилиями, необходимыми для их сохранения.

Существует несколько контраргументов. Прежде всего, значение малых языков связано не только с сентиментальностью. Языки интересны науке. Существуют целые специальности, которые исследуют их историю, отношения с другими языками и культурой.

Изучение языков помогает нам постичь способ нашего мышления. Некоторые предполагают, что язык, на котором мы говорим, влияет на наши мысли или даже делает их возможными. Это утверждение связано с так называемой гипотезой Сепира-Уорфа гипотеза, согласно которой структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, а также на их когнитивные процессы — прим. Newочём , которую гарвардский лингвист и ученый-когнитивист Стивен Пинкер назвал «неправильной, абсолютно неправильной».

Гипотеза Сепира-Уорфа определенным образом связана с различными сомнительными мифами и легендами, например, с распространенным, но неверным утверждением о том, что у эскимосов существует невероятное количество слов для обозначения снега. Но ее основная идея отнюдь не заблуждение, как считает Пинкер. Пока нет весомых доказательств того, что существование мыслей напрямую зависит от языка, но на примере билингвов уже можно утверждать, что языки влияют на наше мышление и мировосприятие. Например, владеющие немецким и английским языками билингвы по-разному характеризуют движение, шведско- и испаноговорящие иначе представляют время, а владеющие голландским и фарси по-другому воспринимают музыку.

Вероятно, даже Пинкер признает неоспоримость связи между языком и мышлением.

И тогда у носителей менее престижного языка может возникнуть ощущение, что он их детям не нужен, что их дети должны с рождения усвоить престижный язык, и этого им будет достаточно для счастливой жизни. Это становится началом языкового сдвига — постепенного перехода малой этнической группы со своего языка на язык с большим престижем, язык большинства.

Естественное завершение языкового сдвига — исчезновение языка с уходом из жизни его последнего носителя. Или это задача самого народа? Достаточно ли сейчас делается для сохранения языков малых народов?

Кто и что может еще сделать для этого? Участие народа в сохранении языка необходимо, но не достаточно, без участия государства в этом процессе успех невозможен, в частности, должна быть финансовая поддержка мер по сохранению языков. Необходимо привлечение специалистов для определения мер по сохранению каждого конкретного языка и помощи языковому сообществу и языковым активистам в реализации этих мер.

Это часть национального достояния, возможно, более важная, чем флора, фауна и полезные ископаемые. Однако нет сомнения и в том, что без инициативы со стороны самих народов поддержка языков невозможна. Сегодня набирает силу движение языкового активизма.

Часто активистами становятся люди, уже не говорящие на языке своих предков, но стремящиеся выучить его и сделать так, чтобы он не исчез с уходом из жизни последних его носителей. Это движение заслуживает всяческой поддержки как со стороны государства, так и со стороны лингвистов, занимающихся исследованием соответствующих языков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий