Восстания 1991 г. в Ираке были серией народных восстаний на севере и юге Ирака в марте и апреле 1991 г. во время прекращения огня во время войны в Персидском заливе. В основном нескоординированное восстание, часто называемое шаабанской интифадой среди шиитов. Цитата 1991 год — операция «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракских войск, выпущены 282 крылатые ракеты. 1996 год — операция «Удар в пустыне» против Ирака для защиты курдов, выпущены 44 крылатые ракеты. вооружённый конфликт между Ираком и Вооруженными силами международной коалиции за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Собственно, война в Ираке показала, что оккупация мало что дает.
Это наш Кувейт
- Война в Персидском заливе 1990-1991 (кратко)
- Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака
- Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"
- Вторжение США, разрушение Ирака, катастрофа в регионе, отношения с Россией — интервью
- 1. Полное разрушение гражданской инфраструктуры Ирака
Военные преступления США. Шок и трепет "Иракской свободы"
Карательные операции привели к гуманитарной катастрофе в регионе. Из-за этого в северные районы были введены войска международной коалиции. Это решение мотивировалось обеспечением безопасности курдов. Кроме того, для прекращения бомбардировок мирного населения были введены бесполетные зоны, куда не могли залетать иракские самолеты. Война в Персидском заливе, причины которой лежали в авантюрных решениях Саддама Хусейна, привела к эскалации напряженности на всем Ближнем Востоке. Хотя с ее окончанием ситуация относительно стабилизировалось, в регионе осталось много нерешенных противоречий и конфликтов. Из-за них через десять с лишним лет началась вторая война в Персидском заливе. Предпосылки для новой войны После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения химического, бактериологического и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия. Она успешно следила за исполнением решения ООН вплоть до конца 90-х, когда власти Ирака отказались сотрудничать с этой структурой. Проблема наличия у Хусейна запрещенного оружия стала одной из причин очередной войны в Персидском заливе.
Не было других поводов для вторжения сил США и их союзников вплоть до 2001 года. Тогда 11 сентября в Нью-Йорке произошли теракты, устроенные группировкой «Аль-Каида». Позже американское руководство обвинило Хусейна в связях с этими исламистами. Претензии США подвергались сомнению с самых разных сторон. До сих пор распространена точка зрения о том, что американское вторжение было не только ошибочным, но и незаконным. Второе вторжение в Ирак 20 марта 2003 года началось новое вторжение международной коалиции в Ирак. В союз, помимо США, вошли еще 35 стран. На этот раз, в отличие от Первой войны в Персидском заливе, не было такой тщательной авиационной бомбардировки. Упор делался на сухопутное вторжение, плацдармом для которого стал все тот же Кувейт. Активная фаза операции в марте-мае 2003 года сегодня известна как Иракская война, или Вторая война в Персидском заливе хотя фактически бои шли по всей стране, а не только на побережье.
За три недели коалиции удалось захватить все крупнейшие города страны. Битва за Багдад шла с 3 по 12 апреля. Международные войска почти не встречали сопротивления. Иракская армия была деморализована. Кроме того, значительная часть местного населения была недовольна диктаторской властью Саддама Хусейна и поэтому только с радостью встречала иностранцев. Сам президент страны бежал из столицы, и долгое время находился в бегах. Его обнаружили только 13 декабря 2003 года в подвале непримечательного дома в небольшом селении Эд-Даур. Хусейн был арестован и предан суду. Его обвинили в геноциде курдов и многочисленных военных преступлениях в том числе во время войны в Кувейте в 1990-1991 гг. Итоги очередной войны Свержение прежней власти партии Баас в Ираке стало главным итогом второй войны в Персидском заливе.
Фото арестованного и судимого Саддама Хусейна облетели весь мир. После того как территория Ирака была оккупирована войсками международной коалиции, в стране были проведены демократические выборы, по итогам которых избрана новая власть. Американские войска оставались в Ираке до 2011 года.
Кроме того, соглашение о прекращении огня в Персидском заливе от 3 марта запрещало иракским военным использовать самолёты над страной, но не запрещало им летать на вертолётах, поскольку большинство мостов было разрушено [26]. Это произошло потому, что генерал Норман Шварцкопф удовлетворил просьбу иракского генерала о полётах на вертолётах, в том числе вооружённых боевых вертолётах, для перевозки правительственных чиновников из-за разрушенной транспортной инфраструктуры, действуя без указаний Пентагона или Белого дома ; почти сразу же иракцы начали использовать боевые вертолёты для подавления восстаний [27]. У превосходящих по вооружению повстанцев было мало тяжёлого вооружения и мало ракет класса «земля-воздух», что делало их почти беззащитными против боевых вертолётов и беспорядочных артиллерийских обстрелов, когда баасисты ответили на восстания мощным ударом.
По данным Human Rights Watch , «в своих попытках вернуть города и после укрепления контроля лоялисты убили тысячи тех, кто противостоит им, будь то повстанцы или гражданские лица, открыв беспорядочный огонь по мятежным районам; казнили их на улицах, в домах и больницах; задерживали подозреваемых, особенно молодых людей, во время обысков по домам, арестовывали их с предъявлением обвинений или без предъявления обвинений или массово расстреливали; и использовали вертолёты для нападения на тех, кто пытается бежать из городов» [28]. Поступило несколько сообщений о нападениях с применением химического оружия, в том числе о применении нервно-паралитического вещества во время подавления мятежа в Басре. После расследования ООН установила, что нет никаких доказательств того, что Ирак использовал химическое оружие для подавления восстаний, но не исключила возможности того, что Ирак мог использовать газообразный фосген, который не был бы обнаружен после нападения [24]. По данным правительственной исследовательской группы США по Ираку, иракские военные действительно использовали нервно-паралитический газ зарин , а также нелетальный газ CS в массовых масштабах, когда в марте 1991 года против повстанцев в Кербеле и прилегающих районах были совершены «десятки» вылетов с использованием импровизированных вертолётов; также сообщалось о очевидных атаках горчичным газом в районах Наджафа и Кербелы силами США, которые были размещены там в то время [29]. На юге силы Саддама к концу марта подавили всё сопротивление, кроме небольших анклавов. Курдское восстание на севере страны было подавлено ещё быстрее, чем началось.
После вытеснения Пешмерги из Киркука 29 марта правительственные танки 30 марта вошли в Дахук и Эрбиль , 1 апреля в Заху, а 3 апреля в Сулейманию, последний важный город, удерживаемый повстанцами. Наступление правительственных войск было остановлено в Коре, узкой долине недалеко от руин Калъат-Диза , где курды во главе с Масудом Барзани успешно оборонялись. По данным Государственного департамента США и группы по иностранным делам парламента Австралии , иранская повстанческая организация Моджахеды Ирана , укрытая в Ираке Саддамом Хусейном, помогала Республиканской гвардии в жестоком подавлении восстаний [30] [31]. Бывшие моджахеды сообщили, что Мариам Раджави сказал: «закатайте курдов своими танками и сохраните свои пули для иранской революционной гвардии» [32]. В тот же день Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию 688, осуждающую угнетение иракским правительством курдов и требующую от Ирака уважать права человека своих граждан [24]. Жертвы[ править править код ] Число погибших было велико по всей стране.
Повстанцы убили многих чиновников и офицеров баасистов. В ответ тысячи безоружных граждан были убиты неизбирательным огнём танков, артиллерии и вертолётов лоялистов, а многие исторические и религиозные сооружения на юге были преднамеренно атакованы по приказу Саддама Хусейна [17]. Силы безопасности Саддама вошли в города, часто используя женщин и детей в качестве живого щита, где они задерживали людей и казнили их без суда и следствия или когда наугад исчезали тысячи людей в рамках политики коллективной ответственности. Многих подозреваемых пытали, насиловали или сжигали заживо [34]. Многие из убитых были похоронены в братских могилах [17]. Места массовых захоронений, содержащие тысячи тел, были обнаружены после падения Саддама Хусейна в апреле 2003 года [35].
Из 200 массовых захоронений, зарегистрированных Министерством по правам человека Ирака в период 2003—2006 годов, большинство находилось на Юге, в том числе одно, как полагают, содержало до 10 000 тел [36]. Кризис, связанный с наплывом беженцев[ править править код ] Грузовики с гуманитарной помощью для курдских беженцев, 29 апреля 1991 года. В марте и начале апреля почти два миллиона иракцев, 1,5 миллиона из них курды [37] , бежали из охваченных войной городов в горы вдоль северных границ, в южные болота, а также в Турцию и Иран. К 6 апреля Верховный комиссар ООН по делам беженцев подсчитал, что около 750 000 иракских курдов бежали в Иран и 280 000 в Турцию, а еще 300 000 собрались на турецкой границе [24]. Подход к иммиграции беженцев был встречен Ираном и Турцией с другим подходом. Иран открыл свои границы для беженцев, в то время как Турция сначала закрыла свои границы и открыла их только после международного давления и заверений в финансовой помощи, чтобы справиться с беженцами [38].
Спецпроект "Война в Ираке" представляет краткую историю этого конфликта. Завязка В июле 1990 года Ирак предъявил соседнему Кувейту целый ряд претензий, связанных со спорами из-за нефтяных месторождений, расположенных на границе между двумя государствами. По мнению Багдада, сосед нанес ему ущерб в 2,4 миллиарда долларов США. Кроме того, Ирак потребовал от Кувейта списания задолженности в 17 миллиардов долларов, полученных в ходе ирано-иракской войны. Наконец, речь шла и о территориальном споре: Кувейт должен был уступить или сдать Ираку в аренду стратегически важные острова в эстуарии Шат аль-Араб Варба и Бубиян. Кувейт отверг все эти требования как совершенно несообразные и поплатился. В ночь с первого на второе августа 1990 года полумиллионная иракская армия вторглась в Кувейт и, практически не встретив сопротивления, захватила его. Вскоре Багдад объявил о "слиянии" Ирака и Кувейта, тем самым фактически аннексировав территорию суверенного государства.
Уже шестого августа против Ирака были введены жесткие санкции, страна подверглась морской, сухопутной и воздушной блокаде. Совет Безопасности потребовал от Багдада вывести свои войска из Кувейта. Главную тяжесть военных действий США взяли на себя: из более чем 660 тысяч военнослужащих, вошедших в МНС, 500 тысяч, то есть не менее 76 процентов, были американцами. Остальные страны помогали главным образом деньгами. По оценкам Министерства обороны США, военная операция против Ирака в общей сложности стоила 61 миллиард долларов, хотя некоторые эксперты прибавляют к этой цифре еще 10 миллиардов. Члены МНС сообща собрали 53 миллиарда, причем больше всех выделили ближайшие соседи Ирака, страны Персидского залива, понимавшие, что Саддам Хусейн, если его не остановить, не удовольствуется Кувейтом. К их общему взносу в 36 миллиардов еще 16 добавили Германия и Япония. Остальную сумму внесли американцы.
Второй этап операции по освобождению Кувейта получил название "Буря в пустыне".
И как потом оправдывалось, когда выяснилось, что предъявленные «доказательства» оказались фейковыми? Вспомним некоторые факты 20-летней давности. Фото: globallookpress. То, что не доделал Джордж Буш-старший, спустя десятилетие взялся завершить его пришедший в Белый дом сын, Джордж Буш-младший. Тем более, что особенно после терактов 11 сентября у него явно чесались руки разобраться со всеми врагами на «Большом Ближнем Востоке». Саддам Хусейн в этом смысле был идеальной мишенью.
Не случайно сразу после атаки террористов на Америку в СМИ появились рассуждения о том, что американцы начнут военную операцию против Ирака, правда, первоочередной задачей для Вашингтона тогда стало вторжение в приютивший Усаму бен Ладена Афганистан, находившийся под властью «Талибана» запрещенная в РФ террористическая организация. Собственно, время между войной в Заливе и вторжением 2003 года для Ирака не было безоблачным. Были введены «бесполетные воздушные зоны» для иракской боевой авиации Ирака на севере и юге страны для защиты соответственно населенных курдами и шиитами. Американцы и британцы наносили ракетно-бомбовые удары по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов. А в декабре 1998 года, после отказа Багдада от сотрудничества с международными инспекторами, США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лис пустыни» под предлогом лишения иракцев способности производить и использовать оружие массового поражения. В 1998 году Конгресс Соединенных Штатов принял, а президент Клинтон подписал Закон об освобождении Ирака после того, как Багдад прекратил свое сотрудничество с инспекторами ООН по вооружениям. Этот закон возвел в ранг официальной политики США «поддержку усилий по отстранению от власти режима, возглавляемого Саддамом Хусейном».
Ну, и само собой, действовали жесткие антииракские санкции, бившие прежде всего по обычным людям. Словом, напряжение нарастало — особенно в связи с приходом к власти в США республиканцев. На выборах 2000 года предвыборная платформа Республиканской партии призывала к «полному осуществлению» Закона об освобождении Ирака и смещению Саддама Хусейна. А ключевые советники Буша прежде всего вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфелд и его зам Пол Вулфовиц были давними сторонниками вторжения в Ирак. Именно они внесли свой вклад в опубликованный в сентябре 2000 года доклад проекта «Новый американский век», в котором говорилось об использовании вторжения в Ирак как средства для Америки «играть более постоянную роль в региональной безопасности Персидского залива». Выступая с обращением к нации в январе 2002 года Буш-младший начал закладывать общественную основу для грядущего вторжения, назвав Ирак частью «Оси зла» и заявив: «Соединенные Штаты Америки не позволят самым опасным режимам в мире угрожать нам самым разрушительным в мире оружием».
Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу
Тотчас Соединенные Штаты Америки выразили свое явное несогласие с действиями иракской стороны. Несмотря на отрицающие официальные заявления, похоже, что у США действительно была своя позиция в отношении ирако-кувейтского пограничного спора. После вторжения в архивах кувейтской разведки иракцы обнаружили памятную записку, касающуюся встречи главы Государственной безопасности Кувейта и директора ЦРУ Уильяма Уэбстера William Webster , состоявшейся в ноябре 1989 года. В записке, в частности, говорилось: «Мы согласились с американской стороной, что необходимо воспользоваться ухудшающейся экономической ситуацией в Ираке с целью оказания давления на иракское правительство по вопросу установления государственной границы. ЦРУ высказала нам свое видение в отношении приемлемых средств по оказанию такого давления, отметив при этом, что необходимо положить начало сотрудничеству между США и Кувейтом по широкому кругу вопросов при условии, что действия по оказанию давления на иракское руководство должны координироваться на высоком уровне». ЦРУ назвало документ «абсолютной фальшивкой». Однако газета «Лос-Анджелес тайме» написала, что «памятная записка не является очевидной подделкой, в частности потому, что если бы иракские власти стояли за этим документом, то почти наверняка они бы составили его в еще более компрометирующей манере, подорвав тем самым доверие к США и Кувейту» [17]. По всей видимости, памятная записка, которую нашли иракцы в архивах разведслужбы Кувейта, не являлась подделкой и нанесла серьезный удар по репутации Кувейта и США. Иначе как можно объяснить близкое к паническому состояние министра иностранных дел Кувейта, когда глава внешнеполитического ведомства Ирака показал ему эту записку в ходе саммита представителей арабских стран, проходившего в середине августа [18]. Когда посла Ирака в Вашингтоне спросили, почему эта памятная записка противоречит прямому утверждению американского посла Гласпи о нейтралитете по вопросу ирако-кувейтских отношений, он ответил, что высказанная ею ремарка была «неотъемлемой частью расставленной ловушки» [19]. Спровоцировали ли заговорщики вторжение Саддама в Кувейт, полагая, что боевые действия не выйдут за пределы пограничной зоны и что впоследствии Хусейн будет поставлен на место, как того хотели США и Кувейт?
В феврале 1990 года Хусейн выступил на саммите лидеров арабских стран. Его речь, безусловно, могла подлить масла в огонь и явиться дополнительным фактором, стимулирующим развитие заговора против Ирака. Выступая с трибуны саммита, иракский президент осудил постоянное американское военное присутствие в водах Персидского залива и предупредил, что «если страны Персидского залива и остальные арабские государства не будут действовать осмотрительно, то регионом Персидского залива будут управлять США». Более того, Вашингтон будет диктовать политику добычи, распределения и образования цен на нефть, «основываясь на особой точке зрения, отвечающей исключительно интересам США, и не станет учитывать интересы других стран» [20]. В поисках ответа на вопрос, а был ли заговор против Ирака и Саддама Хусейна, мы, в дополнение к уже вышеизложенному, должны принять во внимание следующее. Председатель Организации освобождения Палестины Ясир Арафат утверждал, что Вашингтон в ходе саммита Лиги арабских стран в мае использовал шанс мирно урегулировать разногласия между Кувейтом и Ираком после того, как Хусейн предложил провести переговоры о границе, которая была бы приемлемой для обеих стран. У Кувейта, по его словам, были основания думать, что он может полагаться на силу американского оружия [21]. Кроме того, король Иордании Хусейн Hussein рассказал, что незадолго до иракского вторжения министр иностранных дел Кувейта заявил: «Мы не собираемся реагировать [на действия со стороны Ирака]… если им это не нравится, пусть они оккупируют нашу территорию… мы собираемся пригласить американцев». А эмир Кувейта сказал своим военным, что в случае вторжения они должны будут удерживать иракцев в течение 24 часов. За это время «американские и иностранные войска высадятся в Кувейте и выбьют иракцев из Кувейта».
По мнению короля Иордании Хусейна, арабы понимали, что Саддама Хусейна подстрекают к вторжению, загоняя тем самым в приготовленную для него ловушку [22]. Эмир Кувейта отказался удовлетворить финансовые требования Ирака. Вместо этого он предложил Багдаду оскорбительные полмиллиона долларов. В записке эмира, адресованной его премьер-министру перед вторжением, говорится о поддержке проводимой Кувейтом политики со стороны Каира, Вашингтона и Лондона. После войны кувейтский министр нефти и финансов признал: «Но мы знали, что США не позволят Ираку нас захватить. Я провел слишком много времени в Вашингтоне, вел переговоры с большим количеством лиц и мог сам убедиться в своей правоте. Американская политика была ясна. И только Саддам Хусейн не понимал этого» [24]. Итак, мы ознакомились, вероятно, с достаточным количеством причин, по которым Саддам Хусейн не смог предположить истинную ситуацию. Министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз Tariq Aziz заявил, что Кувейт, инвестировав большие средства в западные страны, мог легко пережить резкое падение цен на нефть.
Однако резкое падение цен на нефть лишит Багдад, остро нуждавшийся в долларах, источника дохода. Азиз сказал: «Кувейт мог так рисковать и принять участие в столь масштабном заговоре против такой крупной и сильной страны, как Ирак, только в одном случае — если бы его действия поддерживала сильная держава. И такой сильной державой были Соединенные Штаты Америки» [25]. Действительно, не существует никаких публичных свидетельств того, что Соединенные Штаты, несмотря на свои очень тесные финансовые связи, пытались убедить Кувейт прекратить провокационные действия против Ирака. Так, за неделю до иракского наступления эксперты американских спецслужб настойчиво докладывали в администрацию Буша, что, вероятнее всего, Ирак оккупирует только часть Кувейта. Такие прогнозы, «похоже, не вызвали серьезного отклика со стороны правительственных структур». В течение этого времени Буш был лично проинформирован о ситуации директором ЦРУ Уильямом Уэбстером William Webster , который показал президенту спутниковые снимки иракских войск, сосредоточившихся вблизи границы с Кувейтом. Буш, как сообщается, большого интереса не проявил [27]. Ирак вторгнется в Кувейт к концу этого дня». Что в действительности и произошло.
Но и это сообщение также не вызвало никакой реакции у государственных чиновников [28]. Наконец, кувейтский дипломат, находившийся в Ираке до вторжения, слал своему правительству множество рапортов, пытаясь предупредить его о возможном иракском вторжении. Его сообщения также были проигнорированы. Причем последнее сообщение даже называло точную дату вторжения по кувейтскому времени — 2 августа. После войны этот дипломат провел пресс-конференцию в Кувейте, в ходе которой собирался рассказать о том, как его информация была проигнорирована правительством Кувейта. Однако пресс-конференция была прервана по распоряжению государственного министра и ряда армейских офицеров Кувейта [29]. В июле, в то время когда все вышеприведенные предостережения якобы игнорировались, Пентагон проводил командно-штабные учения с использованием компьютерного моделирования. По замыслу учений, Ирак вторгался в Кувейт или Саудовскую Аравию, либо в оба этих государства [30]. На военных учениях в Военно-морском колледже в Ньюпорте, штат Род-Айленд, участников также просили определить наиболее эффективные действия американцев в ответ на возможное вторжение Ирака в Кувейт [31]. На протяжении мая и июня специалисты Центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета активно информировали Пентагон, Конгресс и представителей ВПК о результатах своих исследований по теме будущих военных действий с применением обычных видов оружия.
Специалисты Центра пришли к выводу, что, скорее всего, новая война, в которой потребуется американское военное участие, возникнет между Ираком и Кувейтом или Саудовской Аравией [33]. Еще одним, судя по всему, хорошо осведомленным человеком был Джордж Шульц George Shultz , бывший госсекретарь во времена президента Рейгана. Покинув пост госсекретаря, Шульц вернулся на работу в корпорацию «Бектэл» Bechtel Согр , крупнейшую межнациональную строительную компанию. Весной 1990 года Шульц убедил компанию отказаться от нефтехимических проектов в Ираке. Тогда я посоветовал представителям компании не лезть в Ирак» [34]. Наконец, в газете «Вашингтон пост» была напечатана статья с разоблачением: «С самого начала вторжения, согласно совершенно секретным оценкам американской разведки, Саддам Хусейн считал заявления Вашингтона о нейтралитете… зеленым светом администрации Буша для вторжения. Один высокопоставленный иракский военный рассказал сотруднику Управления [ЦРУ], что Хусейн, похоже, искренне удивился последовавшей агрессивной реакции со стороны Вашингтона» [35]. С другой стороны, мы имеем заявление министра иностранныхдел Ирака Тарика Азиза, который присутствовал на встрече Гласпи с Хусейном: «Она не давала зеленый свет, она не упоминала и о красном, потому что вопрос о нашем присутствии в Кувейте не поднимался… И мы не воспринимали как зеленый свет… тот факт, что американцы не отреагируют, если мы начнем вторжение в Кувейт. Это было не так. Мы ожидали, что американцы атакуют нас утром 2 августа» [36].
Однако нужно скептически относиться к так называемому небрежному отношению Ирака к нападениям со стороны США. Все эти замечания, по сути отрицающие, что Ирак обвели вокруг пальца, следует рассматривать в контексте упорного нежелания правительства Ирака на протяжении определенного периода времени признавать тот факт, что стране в результате американских бомбардировок был нанесен большой ущерб и погибло много иракцев. Согласно позиции, которой придерживалась администрация Буша, арабские соседи Ирака, в частности Египет, Саудовская Аравия и Иордания, призывали Соединенные Штаты все это время не говорить и не делать того, что могло бы спровоцировать Саддама Хусейна. Кроме того, как подчеркнула посол Гласпи, никто не ожидал, что Хусейн оккупирует «весь» Кувейт.
Times Book. Shenon P. New York: Twelve. New York: Holt.
Библиография Аронсон Э. Вартанова Е. Серия 10: Журналистика. Волковский В. Винокуров И. Психологическая война. Гриняев С. Интеллектуальное противодействие информационному оружию.
Завадский И. Лисичкин В. Третья мировая: Информационно-психологическая война. Малышев В. Новгородова А.
Собственно, время между войной в Заливе и вторжением 2003 года для Ирака не было безоблачным. Были введены «бесполетные воздушные зоны» для иракской боевой авиации Ирака на севере и юге страны для защиты соответственно населенных курдами и шиитами. Американцы и британцы наносили ракетно-бомбовые удары по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов. А в декабре 1998 года, после отказа Багдада от сотрудничества с международными инспекторами, США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лис пустыни» под предлогом лишения иракцев способности производить и использовать оружие массового поражения. В 1998 году Конгресс Соединенных Штатов принял, а президент Клинтон подписал Закон об освобождении Ирака после того, как Багдад прекратил свое сотрудничество с инспекторами ООН по вооружениям. Этот закон возвел в ранг официальной политики США «поддержку усилий по отстранению от власти режима, возглавляемого Саддамом Хусейном». Ну, и само собой, действовали жесткие антииракские санкции, бившие прежде всего по обычным людям. Словом, напряжение нарастало — особенно в связи с приходом к власти в США республиканцев. На выборах 2000 года предвыборная платформа Республиканской партии призывала к «полному осуществлению» Закона об освобождении Ирака и смещению Саддама Хусейна. А ключевые советники Буша прежде всего вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфелд и его зам Пол Вулфовиц были давними сторонниками вторжения в Ирак. Именно они внесли свой вклад в опубликованный в сентябре 2000 года доклад проекта «Новый американский век», в котором говорилось об использовании вторжения в Ирак как средства для Америки «играть более постоянную роль в региональной безопасности Персидского залива». Выступая с обращением к нации в январе 2002 года Буш-младший начал закладывать общественную основу для грядущего вторжения, назвав Ирак частью «Оси зла» и заявив: «Соединенные Штаты Америки не позволят самым опасным режимам в мире угрожать нам самым разрушительным в мире оружием». И в 2002—2003 годах администрация Буша-сына предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама представляет опасность для мирового сообщества. На Ирак из Белого дома посыпались обвинения в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими группировками, прежде всего с «Аль-Каидой» запрещенная в РФ террористическая организация. Согласно проведенному Американским центром гражданской ответственности совместно с Фондом за независимость журналистики исследованию, с сентября 2001-го по сентябрь 2003 года руководство США сделало по Ираку 935 заявлений, не соответствовавших действительности. Лично президент Буш-младший сделал 259 неверных высказываний о наличии у Саддама оружия массового поражения и о связях Багдада с «Аль-Каидой», а его госсекретарь Колин Пауэлл — 254 высказывания. Не отставала от Белого дома и свободная пресса. С 1998 по 2003 год «Нью-Йорк таймс» и другие американские влиятельные газеты опубликовали множество статей с заголовками типа «Сообщается о работе Ирака над созданием атомной бомбы» и «Ирак подозревается в секретных военных операциях с микробами». Позже выяснилось, что многие источники для этих статей были некоторые из них были связаны с иракским эмигрантом Ахмедом Чалаби, имевшим тесные связи с администрацией Буша.
Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение. Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией. Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком. Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США. Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран. Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком. Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица. Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения. В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций. Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния. Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов. Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии. Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами. В итоге Израиль получил определенный политический выигрыш хотя бы от того, что не ухудшил отношений с арабским миром, а также некоторую компенсацию в виде финансовой помощи и дополнительных поставок вооружений. Но с нанесением поражения Ираку, а также в результате ликвидации его ракетного, химического и ядерного потенциала значительно снизилась военная угроза для Израиля со стороны такого опасного противника, каким до недавнего времени можно было считать Ирак. Заметно уменьшились и возможности палестинцев, пользовавшихся материальной и финансовой поддержкой Багдада, по оказанию сопротивления израильской оккупации арабских земель. Некоторые арабские странырассчитывали, что после войны им удастся через США добиться определенных уступок от Тель-Авива. Однако этого не произошло даже после серии американо-израильских переговоров по проблеме ближневосточного урегулирования в новых условиях. Влиятельные политические круги и лидеры Израиля с прежней настойчивостью добиваются закрепления за своей страной захваченных арабских земель. Естественно, это снижает для США и НАТО ценность добытой ими победы, так как способствует сохранению недоверия к их политике со стороны ряда арабских государств. Поэтому можно говорить о том, что война в зоне Персидского залива усилила позиции Израиля в его противостоянии арабам, а это никак не вяжется с утверждениями о стабилизирующей роли в мире военной мощи США и НАТО. Консервирующей военно-политическую ситуацию в интересах Вашингтона и его союзников - да, но далеко не стабилизирующей. Что касается Ирана, то война в зоне Залива несколько изменила его стратегическое положение в благоприятном для него направлении. Главное, значительно ослаблен военный потенциал его основного военного и политического соперника. Кроме того, иракская агрессия против Кувейта в определенном смысле сместила или скорректировала источники угроз для монархических режимов и тем самым заставила последних смотреть на Иран как на возможного союзника в межарабском противоборстве. Во всяком случае, последние события в регионе способствовали улучшению отношений Тегерана с некоторыми государствами Аравийского п-ова, хотя, конечно, ирано-арабское соперничество в Заливе - это довольно стабильный военно-политический фактор, в значительной мере определяющий содержание внешнеполитического курса Ирана и направленность его военного строительства. Результаты войны в Персидском заливе в известной степени повлияли на военно-политическое положение в Афганистане и вокруг него. Нельзя отрицать тот факта, что с завершением боевых действий многонациональных сил против Ирака настойчивость афганской оппозиции в достижении своих целей явно усилилась.
Война в Персидском заливе
БУРЯ В ПУСТЫНЕ 1991 г. Операция по освобождению Кувейта от иракских захватчиков, проведенная силами многонациональной коалиции с применением самых современных итую военную операцию, направленную против Ирака в 1991 г. В январе-феврале 1991 года его армия участвовала в боях с многонациональными силами антииракской коалиции, собранной по решению Совета Безопасности ООН, и потерпела поражение. Спецпроект "Война в Ираке" представляет краткую историю этого конфликта. Война между Ираном и Ираком, которая началась 40 лет назад и продолжалась долгие восемь лет (с 1980 по 1988), стала самым кровопролитным конфликтом второй половины XX века.
Война в Персидском заливе 1990-1991 годов
- Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока
- Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока
- «Правильная война» Саддама
- Вторжение в Кувейт
- 1991 год Операция буря в пустыни или история самой первой Иракской войны - YouTube
- «Священная оборона»
56. Итоги операции «Буря в пустыне»
3.4.1991 СБ ООН своей резолюцией № 687 предписал Ираку уважать нерушимость границы между Ираком и Кувейтом, ликвидировать все имеющиеся на его территории запасы оружия массового уничтожения и пром. мощности по его произ-ву. В январе-феврале 1991 года его армия участвовала в боях с многонациональными силами антииракской коалиции, собранной по решению Совета Безопасности ООН, и потерпела поражение. Спецпроект "Война в Ираке" представляет краткую историю этого конфликта. «Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш. Этот день в истории: Двадцать шесть лет назад, одно из самых жестоких массовых убийств в истории войны произошло в Ираке, на трассе 80, примерно в 32 км к западу от Эль-Кувейта. В ночь с 26 на 27 февраля 1991 года, тысячи иракских солдат и гражданских лиц отступали в. В интервью телеканалу ветеран войны в Ираке Джим Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году.
Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.)
Итоги операции «Буря в пустыне» 56. Итоги операции «Буря в пустыне» Военные итоги. В целом, операция, в самом деле, получилась яркой, подобной эффективности от действий авиации с применением новационного высокоточного оружия, похоже, не ожидали сами инициаторы эксперимента. Непосредственно военные итоги операции заключены в следующих числах. Потери Ирака составили от 100 до 130 тысяч человек убитыми.
Около 50 тысяч попали в плен к МНС. В основном на земле было уничтожено 360 самолетов, примерно 2700 танков часть из них неожиданно воскресла в марте 2003 г. Небольшой флот Ирака был уничтожен почти полностью. Государство, претендующее на статус индустриально-аграрного, откатилось в страну натурального хозяйства.
Тут следует оговориться, высокоточное оружие, способное поразить наиболее уязвимые точки объекта, как правило, оставляет его ремонтопригодным. Повреждения могут быть исправлены быстро, если есть необходимые резервы восстановительных материалов или возможность их получить. Правда, часть объектов пришлось громить уже обычными бомбами, когда «умные» закончились, там о ремонте речи не шло. Потери мирного населения, к особой гордости американской пропаганды, действительно были на порядок меньше, чем при претворении доктрины Дуэ обычными средствами.
В этой связи открылись новые безграничные возможности. Теперь можно было воевать бесконтактно, не вызывая ненависти народа противника. За информационным оболваниванием могли следовать удары, разрушающие среду обитания, но не уничтожающие сам враждебный социум.
Для сохранения баланса и недопущения возрастания влияния Ирана, США были заинтересованы в сохранении относительно сильного Ирака. В рамках умиротворения региона США и другие страны всего в войне официально принимали участие военные силы 41 государства, в том числе, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии, Израиля и др. В задачи сторожевых кораблей входил досмотр и конвоирование подозрительных судов. В ответ на это в Ираке были арестованы граждане стран, участвовавших в блокадных действиях. До конца года эти люди находились в Ираке в качестве заложников.
Провели операцию «Щит пустыни» для защиты Саудовской Аравии. В первые же дни августа начались пограничные конфликты на кувейто-аравийской границе между иракскими войсками и саудовскими пограничниками. Эр-Рияд обратился за помощью к Вашингтону. Западные союзники отправили в район Персидского залива примерно 2 тысячи боевых самолётов, 1,5 тысячи вертолётов, 4 тысячи танков, несколько тысяч орудий и единиц боевой техники, а также несколько сотен судов и 600 тысяч солдат. При этом водное и воздушное пространство для прохождения американский боевых машин открыли Египет, Италия и Испания. Для переброски столь огромного количества спецтехники и топлива США даже пришлось фрахтовать торговые корабли. Имеющаяся сегодня статистика демонстрирует, с какой огромной скоростью и в каких огромных количествах из США и Европы на Ближний Восток доставлялись грузы. Такой масштабной и стремительной переброски людей и техники не было ещё ни в одну войну.
В рамках проведения операции «Щит пустыни» устраивались регулярные боевые учения. Это было необходимо и для того, чтобы многонациональные силы антииракской коалиции сработались и для того, что солдаты обучились обращению с новейшими образцами вооружений: крылатыми ракетами SLAM, последними модификациями боевых машин пехоты М2 Брэдли и танков «Абрамс» и т. Ирак мог противопоставить западным союзникам 780 тысяч человек, 5 тысяч танков, 7 тысяч боевых машин, 700 боевых самолётов и несколько тысяч артиллерийских систем. Саддам Хусейн понимал, с каким грозным противником ему предстоит столкнуться. Иракский лидер рассчитывал достичь компромисса с западными державами: обменять свободу Кувейта на определённые уступки со стороны США. Разумеется, идеальным выходом из ситуации для Ирака был бы вывод сил НАТО из региона и заключение нового договора по нефти с США, где были бы прописаны более высокие цены. Развёртывание западной группировки войск в Саудовской Аравии продолжалось несколько месяцев. Если бы Саддам Хусейн решился ударить по союзникам до окончания переброски людей и вооружений, возможно, ему удалось бы, если и не победить в войне, то, по крайней мере, нанести противнику серьёзный ущерб.
Но тут в дело вступил психологический фактор. Иракский лидер опасался начинать войну и упустил удобный момент. Операция «Буря в пустыне» 17 января — 28 февраля 1991 29 ноября 1990 года Совет ООН принял резолюцию о выводе иракских войск из Кувейта. Резолюция гласила, что если после 15 января 1991 года Кувейт всё ещё будет оставаться оккупированным, объединённые силы НАТО немедленно начнут военные действия против Ирака. Так как этот ультиматум был проигнорирован, западные страны начали проведение военной операции, получившей название «Буря в пустыне». Всю осень и первую половину зимы Ирак готовился к отражению нападения. На кувейто-саудовской границе появились мощные укрепления с траншеями и многометровыми валами «линия Саддама». Аналогичные полосы располагались и на побережье, чтобы предупредить высадку морского десанта.
Поскольку Ирак располагал огромным количеством танков, страны-союзницы долго не решались на наземное наступление. Военному столкновению предшествовала длительная более месяца артиллерийская и воздушная подготовка фаза «бесконтактной войны». В воздухе американцы и их союзники имели явное преимущество. Специалисты по радиоэлектронной борьбе заглушали иракские радары радиопомехами. В первые же дни операции были уничтожены две иракские станции раннего предупреждения ПВО. В воздушной защите Ирака возникла брешь, куда устремились сотни западных самолётов и вертолётов.
На упомянутых страницах содержится следующая информация. Количество запущенных ракет и типы целей. Из 288 фактических пусков в 6 случаях отказали разгонные двигатели, и ракеты не вышли на крейсерский режим полета. Из 38 объектов, атакованных -Томагавками-. Эти 37 объектов содержали в общей сложности 173 различные цели. При этом выбор целей был ограничен: ракеты не направлялись на объекты, если для их разрушения требовалось более, чем 2000 фунтов более 800 кг взрывчатки. Хотя были исключения: в прессе сообщалось, что два -Томагавка- поразили центр ПВО в Багдаде, на самом деле они причинили лишь небольшие повреждения крыше бункера, сделанной из армированного бетона 3. Период массовых пусков. В тот день состоялись пуски последних 6 ракет -одна за одной-, всех — по аэродрому Рашид Rasheed. Они достигли района Багдада около 11 утра, подверглись обстрелу, и лишь 2 из них достигли целей. Основными причинами его решения стали I негативная реакция телевидения на дневные удары по центру Багдада и 2 дороговизна раакет в сочетании с их очень слабой боевой частью… Послевоенный анализ показал, что много ракет определенно не достигло своих целей либо достигло их лишь предположительно. Другие долетали до района цели, но взрывались на таком удалении от нее, что вреда ей не причиняли, а лишь оставляли воронки… -. Интересно заметить, что этот документ подвергся цензуре: на стр. Мы считаем. И даже если в нескольких случаях причиной этого были технические неисправности, то все равно большинство -Томагавков- было сбиты иракской ПВО. Хотя в американском докладе прямо не говорится, что ПВО Ирака является основной причиной потери ракет, которые -не появились над целью-, однако слова -подверглись обстрелу- fired upon , в отношении ракет, запущенных 1 февраля, см цитату на абзац выше Переводчик ясно указывают на то. Действительно, эти 4 ракеты были сбиты бригадой ЗРК -Роланд-2-, оборонявшей авиаремонтный завод на базе Рашид. Еще более заставляет задуматься тот факт, что после 1 февраля крылатые ракеты вообще не запускались. И даже когда доклад интерпретирует отказ от их использования как личное решение генерала Норманна Шварцкопфа, нетрудно догадаться, что более чем 50-процентные потери являются достаточно важным основанием для принятия такого решения. А здесь приведена статистика применения ВС США крылатых ракет "Томагавк" в различных конфликтах: Цитата 1991 год — операция «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракских войск, выпущены 282 крылатые ракеты.
США в последнее время и так ведут себя на Ближнем Востоке словно слон в посудной лавке. Об этом уже не раз заявлял Президент Реджеп Тайип Эрдоган. Так чем же ответят США и Израиль? Они будут бить по иранским «прокси», прежде всего на территории Сирии и Ливана. Но американцы и так это делают. Поэтому слишком большой эскалации, видимо, не будет», — считает Марков. Иными словами, американцы не хотят прямого конфликта с Ираном. США устраивают точечные обстрелы союзников Ирана в режиме некой «тренировки» в условиях, приближенных к боевым. Американцы не хотят прямого конфликта с Ираном. Таким образом, текущее военное обострение Ирана с США и Израилем имеет небольшие шансы на серьезную эскалацию. Наш эксперт подробно разобрал худший вариант и объяснил, почему он вряд ли будет реализован «на земле». Возможное развитие событий при таком повороте — массированные удары Ирана по Израилю и ответные из Тель-Авива.
Причины иракской войны
Смотрите видео онлайн «Вторжение в Ирак. 20 лет спустя» на канале «Телеканал RTД на русском» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2023 года в 17:23, длительностью 00:26:45, на видеохостинге RUTUBE. 26 февраля 1991 года президент Ирака Саддам Хусейн заявил о выводе войск из оккупированного Кувейта. Восстание в ираке в 1991 г. национально-освободительное движение против рабочих советов.
Вторжение США, разрушение Ирака, катастрофа в регионе, отношения с Россией — интервью
Война в ираке – былое и думы. Причем в отличие от Великой Отечественной, война в Ираке в 2003 г. это ценный боевой опыт современного вооруженного конфликта, современного блицкрига. Эта первая война в Ираке была окончена 28 февраля 1991 года в еврейский праздник мести антисемитам Пурим. Еврейский сайт sem40 сообщает, что премьер-министр Израиля Ицхак Шамир сказал в то утро: «Пурим. 28 февраля 1991 года) — это вооружённый конфликт Многонациональных сил (МНС) и Ирака за территории Кувейта. Америка не жалела Ирак ни в 1991-м, ни в 2003-м годах, поэтому наносила массированные удары там, где этого требовала военная, а не политическая необходимость.