В качестве общей угрозы для всех стран БРИКС можно отметить западные государства, которые рассматривают всех членов союза как сырьевой придаток. Колташов отметил, что включение Египта в БРИКС – хорошая новость, поскольку у экономики этой страны большой потенциал. БРИКС (BRICS) сегодня — В Казани отремонтируют бывшую церковь перед саммитом БРИКС. Под «Открытым небом»: как стартовал 46-й ММКФ. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Политики стран БРИКС посетили павильон Приморья на выставке «Россия»Гостям продемонстрировали достижения региона.
Новые страны-участницы БРИКС
- Стало известно, сколько получат победители Игр БРИКС
- В БРИКС вступят еще шесть стран: итоги саммита в Йоханнесбурге - Российская газета
- Содержание
- Главные новости
- 30 стран подали заявки и изъявили желание вступить в БРИКС
Импульс многополярности: итоги саммита БРИКС в ЮАР
Другой путь - неоколониализм, продвигаемый Большой семёркой. Отмечу, что в G7 не допущены страны, представляющие так называемый Третий мир, по сути это совет господ, во главе которого находится верховный господин - Соединённые Штаты Америки, и вместе они стремятся установить диктат над всей планетой. Предлагаемая ими модель мироустройства сводится к тому, что есть единственный правильный общественно-политический строй - тот, который существует в США и Западной Европе, и данный строй может быть силой навязан любой стране с той или иной степенью жёсткости, если Запад сочтёт это необходимым. Та война, которая идёт сейчас в мировой экономике, в сфере идеологии и на полях сражений в разных точках мира, в первую очередь на Украине, непосредственно связана с этим выбором. Победа наших противников будет означать, что человечество ещё надолго останется в неоколониальных цепях и большинство государств задержится в своём развитии на десятилетия или даже на столетия, будут множится страдания и смерти в странах Африки, Азии, Латинской Америки, при этом их ресурсы будут эксплуатироваться растущими экономиками Семёрки всё больше и больше. Мы видим, что сторонников данной модели всё больше и больше.
Более 40 стран заявили о своём желании вступить в объединение, 23 подали официальные заявки.
Однако с очередью государств, подавших заявки на присоединение, нужно было что-то делать. При этом организация пока сохранила прежнее название, созвучное по произношению в английском языке со словом «кирпичи» BRICS — bricks.
Более того, на следующем саммите БРИКС, который состоится в 2024 году под председательством России в Казани, могут быть удовлетворены очередные заявки на присоединение ряда стран, среди которых присутствуют значимые с точки зрения мировой экономики Алжир, Турция, Мексика и Индонезия. Еще немного голых цифр. Однако как эти ресурсы будут конвертированы в политический вес или конкретные решения — пока вопрос.
И в этом плане настораживают прежде всего Бразилия и Индия. Выбор новых членов меня озадачил, — говорит Иван Лошкарев. Объединенные Арабские Эмираты тоже своеобразная троянская лошадка.
Очень радует наличие в списке новых членов Египта и Ирана. А турецко-катарскую ось проигнорировали. Эфиопия независимая, но там традиционно сильны и западные позиции, и позиции откровенно недружественных нам стран.
Пока непонятно, насколько новые государства в составе БРИКС помогут в выстраивании альтернативного порядка». По мнению Примакова, этот союз мог стать не только военно-политическим альянсом трех крупнейших незападных держав, но и «краеугольным камнем» нового многополярного мира, при этом каждая из сторон триумвирата развивала бы двусторонние отношения с другими странами мира. Взаимодействие Москвы, Пекина и Нью-Дели даже с примкнувшими к ним Бразилиа и Преторией могло бы обойтись без формальных договоренностей и основываться на взаимопонимании сторон — равно как происходит координация стран G7.
Однако идее Примакова о военно-политическом союзе России, Индии и Китая сбыться было не суждено, а нынешнее расширение БРИКС не оставляет шансов для кулуарной выработки решений. Критики сценария развития организации «не вглубь, а вширь», без артикуляции четких целей и задач, указывают, что БРИКС рискует превратиться в некий аналог Генассамблеи ООН для развивающихся стран: это удовлетворит их амбиции с точки зрения «веса» в мировой политике, но по факту никак не окажет влияния на ее развитие. Возможно, в перспективе мы увидим создание некоторого аналога Совбеза ООН из наиболее сильных в военно-политическом и экономическом плане стран, который сможет проводить в жизнь отдельные решения сообщества, минуя долгие обсуждения и согласования.
Более того, пятерка основателей БРИКС, сохранивших статус и название организации, вероятно может претендовать на такую роль. Но вряд ли остальные участники готовы признать за ней право выносить коллективные суждения. Особенно если речь пойдет о вопросах принципиальных — военных операциях, конфронтации, революционных финансово-экономических мерах.
В то же время пущенное на самотек развитие БРИКС при дальнейшем расширении может привести к формированию в организации групп и кланов например, «нефтяных» или «региональных». В таком случае сообществу грозит либо дезорганизация, либо усиление Китая. Китай, впрочем, всячески отнекивается от перспективы лидерства в БРИКС, а председатель КНР Си Цзиньпин даже заявил, что «китайская нация не имеет в своих генах гегемонистских черт» и «тяги к великодержавным играм».
Китайская идея именно этим и нравится развивающимся странам, поскольку осуществляется без жесткого давления. Как китаист, могу сказать, что для КНР идея столкновений, конфронтации — чуждая, в их политической культуре принято учитывать все нюансы и спорные моменты». Как бы то ни было, приняв через семнадцать лет после своего основания решение преобразоваться из неформального клуба пяти стран в большую международную и межконтинентальную организацию, БРИКС будет вынужден найти ответы на принципиальные вопросы о смысле своего существования.
При этом одни страны первым делом хотят изменить политическую реальность, другие — торговые и экономические правила игры, и все заинтересованы в гарантиях собственной безопасности. Естественно, весь этот противоречивый букет желаний адресуется либо существующему мировому гегемону — США, либо коллективному Западу, в том числе его политическим военным и финансовым институтам. При этом страны БРИКС совершенно не собираются вести с Западом войну на уничтожение в прямом и переносном смысле слова.
Требуя от США уважения к своим национальным интересам, Россия, Китай и партнеры лишь хотят диалога с американцами на равных. В экономике требования стран БРИКС, как правило, сводятся к устранению возводимых Западом барьеров в виде односторонних санкций и торговых ограничений. Таким образом, «антизападная идеология» БРИКС всего лишь отражает пожелания нормализации отношений с западным миром, и ее можно считать конструктивной платформой.
Проблема в том, что как раз равного диалога в Вашингтоне и не приемлют, а в целом западные политики, несмотря на мантры об инклюзивности и равноправии, продолжают в отношении развивающихся стран политику неоколониализма. Например, Госдеп США, даже пытаясь втянуть Индию в антикитайский блок и суля инвестиции в авиастроение и кораблестроение, позволяет себе порицать религиозную и национальную политику Нью-Дели, а также указывать на «репрессии против журналистов и диссидентов». При равноправных отношениях Индия могла бы поднять вопрос о репрессиях в США, развернутых против преподавателей школ и университетов, которые не желают повторять ересь о существовании нескольких десятков гендеров или праве пятилетних детей менять свой пол.
Требование России к НАТО остановить продвижение на восток, требования Китая к США отменить торговые ограничения и перестать вооружать Тайвань и пока молчаливое желание Индии видеть уважительное отношение к своей национальной идентичности, по сути, имеют общее основание — требование справедливости. Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса — процесса создания нового миропорядка — все-таки есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых, самостоятельных центров развития и влияния в мире», — заявил президент России Владимир Путин, обращаясь по видеосвязи к участникам саммита. Куда идти дальше?
Выгодное положение БРИКС объясняется тем, что в объединение входят наиболее быстро развивающиеся крупные страны, которые богаты природными ископаемыми и важными для мировой экономики ресурсами. Исключение составляет лишь ЮАР.
Официальные лица США преуменьшают вероятность того, что БРИКС станет геополитическим соперником, описывая блок как весьма разнообразную совокупность стран, включающую как друзей, так и соперников. Несмотря на разногласия, лидеры БРИКС выразили общее убеждение в том, что в международной системе доминируют западные государства и институты и что она не служит интересам развивающихся стран. Саммит подчеркнул и разногласия с Западом по поводу войны на Украине, и поддержку, которую Россия получает от своих партнёров по БРИКС в период её глобальной изоляции. Так Москва ищет возможности ослабить влияние западных санкций. В Newsweek предположили, что Пекин и Москва использовали встречу как возможность нанести удар по США, потенциал серьёзных стратегических последствий для Вашингтона явно присутствует.
За расширение БРИКС выступали Россия и Китай, Бразилия и Индия демонстрировали более сдержанную позицию по этому вопросу, так как две эти страны имеют крепкие связи с западными экономическими организациями. Поэтому в ЕС надеялись, что результаты встречи будут более скромными.
БРИКС: мечты о переустройстве мира и реальные перспективы
Вся гигантская машина американской и британской разведок сейчас направлена на то, чтоб посеять раздор между Индией, Китаем, Россией и ЮАР. Для понимания этого не нужно быть гениальным аналитиком, достаточно послушать представителей «западного мирка». Потому что в условиях, когда страны Запада разрушают международные организации и международное право и проводят все более наглую и агрессивную политику, многие страны чувствуют, что им нужно держаться вместе, помогать друг другу. Запад создаёт сейчас новый мир, хаос и апокалипсис. А большинство стран хотят сохранить порядок и сотрудничество. БРИКС — это умеренность, спокойствие, разумность. А Запад — это оголтелось, это агрессия, это наглая ложь. Поэтому есть потребность в других организациях, где есть сотрудничество, а не диктат Запада. Одной из ключевых тем будет второе расширение этой организации.
За последний год заявки на вступление подали уже восемь стран: Белоруссия, из азиатских стран Иран и Бангладеш, из африканских — Алжир, Египет и Эфиопия.
По его словам, участники союза не имеют такой плотной экономической привязки друг к другу для создания чего-то общего с военной точки зрения. Мы знаем, что на данном этапе идут переговоры о присоединении Аргентины, Ирана и многих других стран. Но если говорить о военном сотрудничестве, то я его свожу только к осуществлению корреляции при каких-то военных поставках. В частности, закупка вооружения, совместные учения, маневры и обучение иностранных специалистов. Говорить о более глубокой военной интеграции преждевременно, потому что вопрос экономической интеграции находится на уровне формирования, — сказал специалист. Собеседник «ВМ» подчеркивает, что Россия развивает тесные военно-технические отношения со странами БРИКС, однако их пока что не хватает для создания общего блока. Военный союз возникает тогда, когда есть тесный экономический союз, либо есть общие угрозы.
В качестве общей угрозы для всех стран БРИКС можно отметить западные государства, которые рассматривают всех членов союза как сырьевой придаток.
Эта страна имеет не только экономический потенциал, но и существенный политический вес. Определенные контакты с этими региональными объединениями были налажены через формат «аутрич-саммитов». В целом такой сценарий возможен благодаря лидирующим позициям стран группы в данных региональных объединениях.
Однако ключевые страны Западной Африки имеют тесные взаимоотношения с западными державами и фактически находятся в зоне их влияния, политического и экономического давления, что не позволяет делать положительный прогноз альянсу БРИКС с ЭКОВАС. Хотя он мог бы стать взаимовыгодным для всех сторон. АКФТА является единым коммерческим пространством для более чем 1,27 млрд человек и по численности стран-членов это крупнейшее интеграционное объединение в мире, поскольку в его состав вошли 54 из 55 стран - членов Африканского союза [3, с. Успешное взаимодействие БРИКС с африканскими странами зависит от того, насколько подходы группы к сотрудничеству будут отличаться от стандартов международных финансовых институтов и объединений западных держав.
Прежде всего эффективность экономического взаимодействия БРИКС с государствами Африки зависит от отсутствия политических условий. Дейч и В. Усов, «внимание к нуждам государств африканского континента, экономическая помощь, не обремененная политическими условиями, торговый и инвестиционный бум, энергичная защита их интересов в международных организациях делают БРИКС привлекательной для Африки альтернативой Западу» [1]. Эта позиция соответствует и южноафриканскому видению отношений группы БРИКС с африканским континентом.
Говоря о взаимодействиях Африки с НБР, следует обратить внимание на то, что в октябре 2019 года Африканский банк развития African Development Bank и НБР подписали соглашение о продвижении новых проектов, направленных на улучшение жизни миллионов африканцев. Целевые проекты соглашения охватывают чистую «зеленую» энергетику, транспортную инфраструктуру, ирригацию, управление водными ресурсами, санитарию, устойчивое городское развитие, а также экономическое сотрудничество и интеграцию [11]. В соглашении отмечается, что Новый банк развития БРИКС будет работать с Африканским банком развития над совместным определением, подготовкой и финансированием проектов в странах, представляющих взаимный интерес. По мнению профессора В.
Юртаева, такая повестка «позволит создать концептуальную основу для взаимодействия между странами-участницами, в число которых входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, по разработке модели эффективного партнерства в сопряженном регионе» [10, с. Формат «БРИКС плюс» открыт для членства стран, находящихся в контексте сотрудничества Юг-Юг, в то время как НБР открыт для стран с другим статусом: от учредителей с правом голоса до стран-членов, не являющихся заемщиками [17, р. Примечательно, что некоторые государства объединений «глобального Юга» уже стали членами НБР: Бангладеш с 16 сентября 2021 г. Потенциальными членами являются Египет и Уругвай.
На уровне НБР подчеркивается, что указанные кандидаты были приняты Советом управляющих НБР и официально станут странами-членами после того, как сдадут на хранение свой документ о присоединении [18]. Реформа глобального экономического и финансового управления как один из основных векторов деятельности БРИКС ведет к поощрению присоединения к НБР новых членов в данном случае из «глобального Юга» и может рассматриваться как возможный подход к расширению и самого БРИКС. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в условиях происходящих тектонических мировых изменений расширение организации, в частности реализация в том или ином виде формата «БРИКС плюс», является эволюционно востребованным, объективно давно назревшим шагом. Необходимость расширения БРИКС предопределяют положительные прогнозы для экономик развивающихся стран, намеренных проводить независимый курс, защищая свои национальные интересы, но прежде всего - появление новых центров принятия глобальных экономических решений и утрата в этом смысле монополии европейских и трансатлантических объединений.
Именно БРИКС благодаря своей специфике оптимально соответствует требованиям формирующегося молодого мироустройства. Открытое и равноправное межгосударственное сотрудничество в рамках объединения существенно отличается от устаревших шаблонов и непрозрачных схем асимметричной кооперации, продвигаемых западными державами. Расширение позволит группе БРИКС подтвердить свой статус репрезентативного, инклюзивного, открытого и прозрачного союза современного мира, одного из влиятельных центров нового мироустройства. Исходя из того, что основные факторы-показатели, ставшие опорными для объединения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в единую группу, исторически уже апробированы и доказали свою надежность и состоятельность, можно предположить, что решение о принятии новых членов будет также основываться на этих же самых критериях.
Главным сторонником расширения клуба выступал Китай, который видит в БРИКС площадку для продвижения своих быстрорастущих политических и экономических интересов. К скептикам можно отнести Индию и Бразилию, опасающихся постепенного размывания своего влияния в организации. Россия в отношении принятия новых членов занимала нейтральную позицию. Однако с очередью государств, подавших заявки на присоединение, нужно было что-то делать. При этом организация пока сохранила прежнее название, созвучное по произношению в английском языке со словом «кирпичи» BRICS — bricks. Более того, на следующем саммите БРИКС, который состоится в 2024 году под председательством России в Казани, могут быть удовлетворены очередные заявки на присоединение ряда стран, среди которых присутствуют значимые с точки зрения мировой экономики Алжир, Турция, Мексика и Индонезия. Еще немного голых цифр. Однако как эти ресурсы будут конвертированы в политический вес или конкретные решения — пока вопрос.
И в этом плане настораживают прежде всего Бразилия и Индия. Выбор новых членов меня озадачил, — говорит Иван Лошкарев. Объединенные Арабские Эмираты тоже своеобразная троянская лошадка. Очень радует наличие в списке новых членов Египта и Ирана. А турецко-катарскую ось проигнорировали. Эфиопия независимая, но там традиционно сильны и западные позиции, и позиции откровенно недружественных нам стран. Пока непонятно, насколько новые государства в составе БРИКС помогут в выстраивании альтернативного порядка». По мнению Примакова, этот союз мог стать не только военно-политическим альянсом трех крупнейших незападных держав, но и «краеугольным камнем» нового многополярного мира, при этом каждая из сторон триумвирата развивала бы двусторонние отношения с другими странами мира.
Взаимодействие Москвы, Пекина и Нью-Дели даже с примкнувшими к ним Бразилиа и Преторией могло бы обойтись без формальных договоренностей и основываться на взаимопонимании сторон — равно как происходит координация стран G7. Однако идее Примакова о военно-политическом союзе России, Индии и Китая сбыться было не суждено, а нынешнее расширение БРИКС не оставляет шансов для кулуарной выработки решений. Критики сценария развития организации «не вглубь, а вширь», без артикуляции четких целей и задач, указывают, что БРИКС рискует превратиться в некий аналог Генассамблеи ООН для развивающихся стран: это удовлетворит их амбиции с точки зрения «веса» в мировой политике, но по факту никак не окажет влияния на ее развитие. Возможно, в перспективе мы увидим создание некоторого аналога Совбеза ООН из наиболее сильных в военно-политическом и экономическом плане стран, который сможет проводить в жизнь отдельные решения сообщества, минуя долгие обсуждения и согласования. Более того, пятерка основателей БРИКС, сохранивших статус и название организации, вероятно может претендовать на такую роль. Но вряд ли остальные участники готовы признать за ней право выносить коллективные суждения. Особенно если речь пойдет о вопросах принципиальных — военных операциях, конфронтации, революционных финансово-экономических мерах. В то же время пущенное на самотек развитие БРИКС при дальнейшем расширении может привести к формированию в организации групп и кланов например, «нефтяных» или «региональных».
В таком случае сообществу грозит либо дезорганизация, либо усиление Китая. Китай, впрочем, всячески отнекивается от перспективы лидерства в БРИКС, а председатель КНР Си Цзиньпин даже заявил, что «китайская нация не имеет в своих генах гегемонистских черт» и «тяги к великодержавным играм». Китайская идея именно этим и нравится развивающимся странам, поскольку осуществляется без жесткого давления. Как китаист, могу сказать, что для КНР идея столкновений, конфронтации — чуждая, в их политической культуре принято учитывать все нюансы и спорные моменты». Как бы то ни было, приняв через семнадцать лет после своего основания решение преобразоваться из неформального клуба пяти стран в большую международную и межконтинентальную организацию, БРИКС будет вынужден найти ответы на принципиальные вопросы о смысле своего существования. При этом одни страны первым делом хотят изменить политическую реальность, другие — торговые и экономические правила игры, и все заинтересованы в гарантиях собственной безопасности. Естественно, весь этот противоречивый букет желаний адресуется либо существующему мировому гегемону — США, либо коллективному Западу, в том числе его политическим военным и финансовым институтам. При этом страны БРИКС совершенно не собираются вести с Западом войну на уничтожение в прямом и переносном смысле слова.
Требуя от США уважения к своим национальным интересам, Россия, Китай и партнеры лишь хотят диалога с американцами на равных. В экономике требования стран БРИКС, как правило, сводятся к устранению возводимых Западом барьеров в виде односторонних санкций и торговых ограничений. Таким образом, «антизападная идеология» БРИКС всего лишь отражает пожелания нормализации отношений с западным миром, и ее можно считать конструктивной платформой. Проблема в том, что как раз равного диалога в Вашингтоне и не приемлют, а в целом западные политики, несмотря на мантры об инклюзивности и равноправии, продолжают в отношении развивающихся стран политику неоколониализма. Например, Госдеп США, даже пытаясь втянуть Индию в антикитайский блок и суля инвестиции в авиастроение и кораблестроение, позволяет себе порицать религиозную и национальную политику Нью-Дели, а также указывать на «репрессии против журналистов и диссидентов». При равноправных отношениях Индия могла бы поднять вопрос о репрессиях в США, развернутых против преподавателей школ и университетов, которые не желают повторять ересь о существовании нескольких десятков гендеров или праве пятилетних детей менять свой пол.
Мир становится другим
- Пора учить китайский?
- Почетные гости
- Состав БРИКС в 2024 году вырос вдвое: новые члены объединения
- Новости Брикс
- Новые члены БРИКС вовлекаются в сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности
- Итоги саммита БРИКС — 2023: расширение блока, дедолларизация
Саммит БРИКС — 2023: рассказываем главное
А модернизация БРИКС станет примером успешной реализации планетарного геополитического проекта, защищающего интересы стран Глобального Юга. Однако включение в БРИКС стран с меньшими ресурсами и существенными экономическими проблемами (что греха таить, та же Венесуэла отнюдь не отличается устойчивостью экономического роста) может привести к эффекту торможения. В БРИКС приняли ещё 6 стран: Аргентину, Египет, Эфиопию, Иран, Саудовскую Аравию и ОАЭ. БРИКС (BRICS) сегодня — В Казани отремонтируют бывшую церковь перед саммитом БРИКС. Под «Открытым небом»: как стартовал 46-й ММКФ.
На пороге нового миропорядка: что думают эксперты о саммите БРИКС
БРИКС принял решение о трансформации из неформального клуба пяти стран в более широкий межконтинентальный союз, но при этом воздержался от конкретизации политических и экономических целей объединения. В 2013 году в рамках пятого саммита, проходившего в Дурбане (ЮАР), состоялась встреча лидеров стран БРИКС с руководством Африканского союза и лидерами восьми ведущих интеграционных объединений Африки. Последние новости по теме БРИКС: Путин высказался о перспективах развития стран БРИКС. ММФ БРИКС является ежегодным международным форумом, проводимым при поддержке МИД России и Россотрудничества. У стран БРИКС нет планов проводить совместные военные учения, заявил Ушаков.
Политолог объяснил, почему банк БРИКС примкнул к антироссийским санкциям
Наконец, два базовых вопроса: произойдет ли расширение БРИКС и на каких условиях, а также хватит ли у участников смелости основать альтернативную западу валютно-торговую платформу. Любой из этих пунктов обещал серьезные дебаты, и именно такие, по признаниям дипломатов, и состоялись в Йоханнесбурге. Исторический момент ставил перед организацией жесткие рамки. Если бы по итогу саммита не удалось достичь никаких конкретных решений и все обошлось бы декларацией с заделом на будущее, наблюдателям пришлось бы зафиксировать неготовность развивающегося мира оформить заявку на субъектность. В перспективе это было бы чревато расползанием участников к имеющимся проамериканским институциям. В итоге было принято компромиссное решение. Концептуальные вопросы были отложены, а выбор сделан в пользу поэтапного расширения состава участников. Их консолидация обеспечена признанием ключевой роли традиционных мировых институтов, таких как ООН и G20, хотя и высказано пожелание увеличить представительство развивающихся стран в Совбезе, «международных организациях и на многосторонних форумах». О новой валюте и альтернативной финансовой системе, похоже, говорили мало, однако лидеры БРИКС выступили за использование национальных валют в международной торговле и финансовых операциях между странами объединения, борьбу с торговыми барьерами и односторонними санкциями. Мы недооцениваем, как далеко продвинулись Соединенные Штаты в осмыслении децентрализованного мира. Там эти идеи давно обсуждаются, и они к нему готовы больше, чем остальные.
У США вопросы управления хаосом в режиме полицентричного мира хорошо проработаны. К этому надо быть готовыми». Да, Запад всех допек, и нужна альтернатива. Но, думаю, даже если где-то организация будет медлить — структуру взаимоотношений это не изменит. У стран будет альтернатива, какой союз выбрать. Понятно, что в блоке есть внутренние противоречия. Есть страны, которые не так критично настроены по отношению к западному миропорядку, та же Бразилия, да и Индия, пожалуй. По сути, это тоже колониализм, только в новой упаковке», — сказал Путин Сюрпризы расширения Официальная тема 15-го саммита в Йоханнесбурге была заявлена как «БРИКС и Африка: партнерство ради взаимного ускорения роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности». Но основным вопросом, конечно, стало расширение организации. Главным сторонником расширения клуба выступал Китай, который видит в БРИКС площадку для продвижения своих быстрорастущих политических и экономических интересов.
К скептикам можно отнести Индию и Бразилию, опасающихся постепенного размывания своего влияния в организации. Россия в отношении принятия новых членов занимала нейтральную позицию. Однако с очередью государств, подавших заявки на присоединение, нужно было что-то делать. При этом организация пока сохранила прежнее название, созвучное по произношению в английском языке со словом «кирпичи» BRICS — bricks. Более того, на следующем саммите БРИКС, который состоится в 2024 году под председательством России в Казани, могут быть удовлетворены очередные заявки на присоединение ряда стран, среди которых присутствуют значимые с точки зрения мировой экономики Алжир, Турция, Мексика и Индонезия. Еще немного голых цифр. Однако как эти ресурсы будут конвертированы в политический вес или конкретные решения — пока вопрос. И в этом плане настораживают прежде всего Бразилия и Индия. Выбор новых членов меня озадачил, — говорит Иван Лошкарев. Объединенные Арабские Эмираты тоже своеобразная троянская лошадка.
Очень радует наличие в списке новых членов Египта и Ирана. А турецко-катарскую ось проигнорировали. Эфиопия независимая, но там традиционно сильны и западные позиции, и позиции откровенно недружественных нам стран. Пока непонятно, насколько новые государства в составе БРИКС помогут в выстраивании альтернативного порядка». По мнению Примакова, этот союз мог стать не только военно-политическим альянсом трех крупнейших незападных держав, но и «краеугольным камнем» нового многополярного мира, при этом каждая из сторон триумвирата развивала бы двусторонние отношения с другими странами мира. Взаимодействие Москвы, Пекина и Нью-Дели даже с примкнувшими к ним Бразилиа и Преторией могло бы обойтись без формальных договоренностей и основываться на взаимопонимании сторон — равно как происходит координация стран G7. Однако идее Примакова о военно-политическом союзе России, Индии и Китая сбыться было не суждено, а нынешнее расширение БРИКС не оставляет шансов для кулуарной выработки решений.
На Западе итогами саммита, мягко говоря, раздражены. Однако страны БРИКС тоже ловили попутный ветер, сначала по отдельности, а с середины нулевых уже в формате объединения. И, по данным Международного валютного фонда, сейчас в активе БРИКС уже более 40 процентов мирового населения и около 32 процентов глобального ВВП по паритету покупательной способности. Это почти в два раза больше, чем 30 лет назад. Но получается у всех по-разному. Если «Семерка» ориентируется на принципы однополярного мира с экономическим и политическим диктатом США, то в БРИКС на протяжении последних лет страны-участницы реально принимали решения на равноправных условиях. А это значит, что с 1 января так называемая «Пятерка» превращается в блок из 11 стран.
Поэтому нынешнее сосуществование этих стран мало затрагивало политические аспекты и главным образом превалировала тема экономического сотрудничества. В случае расширения БРИКС политика может стать яблоком раздора Теперь же, именно за счет расширения объединения по геополитическим, а не экономическим мотивам, политика рискует стать тем яблоком раздора в будущем объединении. Объединиться за все хорошее против плохого Запада — отличный мотив, но слишком общий. Дьявол, как всегда, кроется в мелких деталях, а точнее, в разных геополитических интересах объединяющихся стран. Например, есть страны вроде Бразилии, Индии и ЮАР, которые не хотят конфронтации с коллективным Западом, но хотят другой миропорядок, при котором не теряется собственная идентичность и суверенитет. Россия в лице Сергея Лаврова осторожно отмечает, что у объединения нет цели стать «новым коллективным гегемоном», но «одной из опор нового, более справедливого полицентричного миропорядка» оно может стать. Как писал Пушкин: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Прием новых членов — это вступление не каких-то пассивных игроков. Как можно ожидать пассивной роли, например, от таких гигантов, как Саудовская Аравия или Индонезия. Новички объединения вольются в состав объединения со своими взглядами, и с ними придется считаться. Сегодняшний саммит БРИКС вряд ли добьется каких-либо существенных успехов, но главное — начать, подстроиться под формирующийся глобальный тренд многополярности Фото: скрин видео Когда в друзьях согласья нет Пока нет единства даже по вопросу принятия новых участников.
Дедолларизация расчетов станет для стран-членов БРИКС мощным импульсом экономического развития и преодоления внешних ограничений. Кроме того, внутренние финансовые проблемы США делают доллар все менее привлекательным. Изначально обсуждался проект создания аналога SDR специальных прав заимствования , который действует в МВФ: страны могут получить помощь фонда пропорционально своему вкладу в фонд. Стоимость SDR привязана к стоимости корзины основных валют, в которую включен доллар США, японская йена, евро, фунт стерлингов и китайский юань. В настоящее время более актуальным стал бы проект единой цифровой валюты, учитывая опыт Бразилии, Китая, а теперь и России, в создании цифровой национальной валюты. Введение антироссийских санкций вновь актуализировало данный вопрос, в частности 11 пакет санкций, блокирующий транзакции российских компаний в некоторых зарубежных странах-экспортерах товаров на отечественный рынок. Мери Валишвили магистр права, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Что мешает созданию единой валюты 1. Политическая разнонаправленность.
Популярное за неделю
- На пороге нового миропорядка: что думают эксперты о саммите БРИКС - 24.08.2023 Украина.ру
- Россия стала председателем БРИКС: что это значит для мировой политики
- Сюрпризы расширения
- БРИКС — последние новости сегодня | Аргументы и Факты
- Какая страна возглавит БРИКС в 2024 году | Новости мира
- БРИКС - последние новости компании на сегодня - Новости
Россия проведет свои мощные Игры: к нам приедут Китай, Бразилия, Индия и другие. Что уже известно?
Она отметила, что «сегодня сотрудничество стран БРИКС в научно-технологической и инновационной сферах динамично развивается с перспективой расширения направлений деятельности». Оператором мероприятий выступает Фонд Росконгресс. В следующем году в соответствии с обязательствами России в рамках НТИ БРИКС планируется провести более 15 мероприятий, направленных на укрепление взаимодействия научно-исследовательских коллективов стран БРИКС в различных проектах и областях, таких как создание крупных исследовательских инфраструктурных объектов; астрономия; биомедицина и биотехнология; информационно-коммуникационные технологии и высокопроизводительные вычислительные системы; энергоэффективность; материаловедение и нанотехнологии; фотоника; океанические и полярные исследования; твердотельные источники света и др. Участники сессии констатировали, что за последние 10 лет БРИКС стал стремительно развивающейся технологической зоной и субъектом в мировой макроэкономике.
Предусматривается дополнение двусторонних экономических связей стран-партнеров их взаимодействием в многостороннем формате, обеспечение координации в международных и региональных организациях, объединениях и форумах, в первую очередь — Всемирной торговой организации.
Одной из задач Стратегии является консолидация усилий для преодоления кризисных явлений в экономике, вызванных распространением пандемии, а также выработка эффективных мер для ответа на вызовы глобальной экономики, в том числе противодействия торговым ограничениям. Структура документа включает в себя три основных блока: торговля, инвестиции и финансы, цифровая экономика и устойчивое развитие, в рамках которых планируется координировать продвижение конкретных инициатив и направлений деятельности. Ключевыми направлениями сотрудничества в указанный период являются вопросы укрепления многосторонней торговой системы и реформы ВТО, развития цифровой экономики, поддержания бесперебойной работы цепочек поставок, продвижение устойчивой экономики, а также климатическая тематика.
При этом важно иметь в виду, что БРИКС не имеет задокументированной процедуры вступления новых членов. Поэтому можно предположить, что вопрос вступления будет основываться в большей степени на общих критериях приемлемости, нежели чем на процедурных моментах. Среди этих критериев в первую очередь необходимо назвать экономический потенциал кандидата, поскольку именно экономическое сотрудничество лежит в основе деятельности группы. Далее наличие у кандидата независимого и самодостаточного позиционирования на международной арене, место и роль кандидата в региональных процессах, степень влияния в своем цивилизационном пространстве, готовность к координации взаимодействия со странами БРИКС по международным вопросам и, наконец, обязательство содействовать реформе системы глобального управления. Исходя из этих критериев, интеграция новых членов позволит БРИКС более эффективно использовать формат «БРИКС плюс» в рамках ООН, «Большой двадцатки» и других международных организаций для продвижения общих интересов, стимулирования развивающихся рынков, влияния на глобальные экономические процессы. Необходимо обратить внимание на то, что эти кандидаты имеют соответствующий экономический потенциал, демонстрируют динамику развития и стремление стать наряду со странами БРИКС локомотивами глобальной системы экономических отношений.
Также он отметил, что «хотя население стран «Группы одиннадцати» немного больше, чем в Китае или Индии, их экономика примерно в два раза меньше экономики Китая, но больше, чем у Японии, и более чем в два раза больше, чем у Индии» [15]. Номинальный ВВП стран «Группы одиннадцати» в 2022 году составляет 9,8 трлн долларов. С геополитической точки зрения практически все страны «N-11» кроме Южной Кореи, однозначного, в том числе военного, союзника США могут найти точки соприкосновения с проектом БРИКС по укреплению сотрудничества Юг-Юг и в реформе глобальной международной системы. Но на этом фоне особого внимания заслуживает анализ ВВП Ирана. Так, с 486,83 млрд долларов в 2017 году номинальный ВВП этой страны вырос до 1 590 млрд в 2021 году и 1 970 млрд в 2022 году. Впечатляющий рост ВВП Ирана за пять лет почти в пять раз объясняется, конечно, снятием с января 2016 года экономических санкций в рамках «ядерной сделки».
Но в мае 2018 года США вышли из «сделки» и восстановили санкции против Ирана в одностороннем порядке. Тем не менее это не стало существенным препятствием росту экономики страны, о чем свидетельствуют цифры, и страна имеет необходимые показатели, чтобы претендовать на вступление в БРИКС. Алжир имеет наименьший объем ВВП среди стран - претендентов на вступление в БРИКС, но потенциал этой страны на интеграцию в группу не меньше, чем у остальных, если учитывать другие факторы, такие как геополитическое положение и статус Алжира на африканском континенте. ВВП и количество населения этой страны были значительно ниже в сравнении с другими членами БРИК, но это не стало препятствием вступления ЮАР в группу при наличии других, не менее важных показателей. Говоря об Алжире, необходимо подчеркнуть отсутствие в первую очередь внешнего долга [19], а также то, что это нефтяная и газовая страна с огромным запасом полезных ископаемых и редкоземельных металлов. Имеется квалифицированная рабочая сила, создана современная инфраструктура, есть промышленный потенциал, развивается сельскохозяйственная промышленность, рынок в 45 млн потребителей.
Президент Алжира упомянул о возможности вступления в БРИКС еще в июле 2022 года, что позволило бы его стране «уйти от притяжения двух полюсов» [16]. С геополитической точки зрения вступление в БРИКС упомянутых государств будет способствовать укреплению позиций группы в макрорегионах стран-претендентов, одновременно будет усиливать влияние самих стран-претендентов и даже может способствовать преодолению противоречий между ними на другом уровне отношений например, между Ираном, Саудовской Аравией и Турцией. На наш взгляд, здесь достойным кандидатом по всем критериям может стать Индонезия. Эта страна имеет не только экономический потенциал, но и существенный политический вес. Определенные контакты с этими региональными объединениями были налажены через формат «аутрич-саммитов». В целом такой сценарий возможен благодаря лидирующим позициям стран группы в данных региональных объединениях.
Однако ключевые страны Западной Африки имеют тесные взаимоотношения с западными державами и фактически находятся в зоне их влияния, политического и экономического давления, что не позволяет делать положительный прогноз альянсу БРИКС с ЭКОВАС. Хотя он мог бы стать взаимовыгодным для всех сторон. АКФТА является единым коммерческим пространством для более чем 1,27 млрд человек и по численности стран-членов это крупнейшее интеграционное объединение в мире, поскольку в его состав вошли 54 из 55 стран - членов Африканского союза [3, с.
Ну а главы западных государств ничего пока не сказали по этому поводу.
Впрочем, их никто и не спрашивал. Никаких важных для России решений не приняли. По итогам саммита не приняли никаких решений, которые имели бы экономическое влияние на РФ. В начале этого года FT сообщила , что общую валюту планируют создать Бразилия и Аргентина, а затем предложат другим странам Латинской Америки присоединиться к валютному союзу.
Ожидалось, что создание единой валюты будут обсуждать на прошедшем саммите.
Стало известно, сколько получат победители Игр БРИКС
Важную роль в интеграции и выстраивании неправительственных межстрановых контактов будет играть взаимодействие представителей гражданского общества стран БРИКС. Со-председатели Гражданского Форума БРИКС Виктория Панова Сегодня система международных отношений переживает глубочайший кризис: рост геополитической напряжённости и расширение географии вооруженных конфликтов, рост бедности и неравенства, повышение опасности природных и техногенных катастроф и риска новых эпидемий. Вместе с этим, представители Золотого миллиарда продолжают делать неуклюжие, но все более агрессивные попытки сохранить доминирование и продолжать достигать собственного благополучия за счет остального мира. Именно поэтому мы должны признать, что на нас, народах стран БРИКС и Мирового большинства, лежит особая ответственность — сохранить нашу планету и предпринять все усилия для формирования нового миропорядка, основанного на принципах подлинной многополярности, взаимного уважения и равенства. Елена Перышкина Здоровая и чистая среда — это то, что мы должны оставить будущим поколениям.
По мнению Лаврова, взрывной интерес к вхождению новых стран в БРИКС связан с тем, что в объединении никто не навязывает свою волю более слабым, идет поиск консенсуса. Расширение БРИКС продолжится, ведь в Йоханнесбурге утвердили критерии приема новых членов Понятие "справедливости" и "честности" в международных делах стало главным лейтмотивом состоявшегося саммита. Он, с точки зрения главы МИД России, "поднял на новый уровень дискуссии о справедливости". Разговор шел о том, что Западу надо помешать и дальше процветать за счет ресурсов развивающихся государств. Повернуть вспять эту многовековую тенденцию и будет стремиться БРИКС теперь уже в своем расширенном составе. Тем более это расширение, согласно Йоханнесбургской декларации, становится необратимым и поступательным. Ведь принятый на саммите документ, в частности, обозначил критерии вступления в объединение новых членов. И это не только достаточно очевидные "вес и авторитет" кандидатов. Не менее важна позиция стран, желающих стать частью "семьи БРИКС", на международной арене, в том числе то, за кого они голосуют и чьи резолюции поддерживают. По мнению Лаврова, это прежде всего коллектив единомышленников, верящих, что они могут изменить мир к лучшему.
Кроме этого обсуждается возможность объединения национальных систем передачи финансовых сообщений. Перспективны поставки на Африканский континент удобрений и продукции машиностроения, говорят эксперты. Ru 17-летний чемпион России по плаванию описал эмоции из-за пропуска Олимпиады Российский пловец Мирон Лифинцев, выигравший чемпионат страны в Казани, описал эмоции из-за пропуска летних Олимпийских игр 2024 года в Париже. Его слова приводит «Матч ТВ».
Эта инициатива в случае ее реализации запоздает - уже сегодня расчеты в долларах между странами значительно сократились, считает первый зампред комитета Госдумы по экономполитике Надежда Школкина.
Об итогах саммита БРИКС в Йоханнесбурге. Статья Андрея Исаева
Президент Аргентины Альберто Фернандес заявил, что страна решила примкнуть к БРИКС, так как союз имеет важное геополитическое значение на фоне сложного мирового контекста. БРИКС принял решение о трансформации из неформального клуба пяти стран в более широкий межконтинентальный союз, но при этом воздержался от конкретизации политических и экономических целей объединения. Китай и вовсе стал делать заявку на лидерство в организации, противопоставляя расширенный БРИКС союзу стран G7 или G20 и форсируя тему единой валюты стран БРИКС. Западная методичка убеждает нас, что в БРИКС-11 состоят страны с совершенно разными экономиками, с совершенно разными отношениями с Западом от относительно позитивных, до ужасающих.