Фото ©РИА Новости Google записала послание Юрию Гагарину Google Россия записала видеопослание Юрию Гагарину, передает Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом Земли / Редакция. Сегодня, 9 марта, исполняется 89 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина, нашего соотечественника, советского летчика-космонавта, ставшего первым человеком Земли, полетевшим в космическое пространство.
8 ярких фактов о Гагарине — они превращают его из покорителя галактики в обычного человека
Стрелки в этот момент в системе автоматической ориентации и в баллоне ТДУ сразу прыгнули на нуль. Время работы ТДУ составило точно 40 сек. В этот период произошло следующее. Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок, и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Земля у меня проходила во «взоре» сверху справа вниз и влево. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кардибалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку над Африкой произошло это , то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза.
Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 сек. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе «Спуск I» не гаснет, «приготовиться к катапультированию» — не загорается. Разделение не происходит. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем — второй и затем — первой команды.
Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч 6 есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч 8 км, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. По телефону доложил, что разделение не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал «ВН» — все нормально.
Через «взор» заметил северный берег Африки, Средиземное море. Все было четко видно. Корабль продолжал вращаться. Разделение произошло в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал, т. Разделение резко почувствовал. Произошел хлопок, затем толчок, вращение продолжалось. Погасли все окошки на ПКРС. Включилась только одна надпись: «приготовиться к катапультированию». Я заметил, что высота полета все-таки стала ниже, чем, скажем, в апогее.
Здесь предметы на Земле различались резче. Я закрыл шторку «взора». Затем начал чувствовать торможение и какой-то слабый зуд, идущий по конструкции корабля. Еле ощутимый зуд, который ощущается через ноги, стоящие на кресле. Я занял позу для катапультирования. Сижу жду. Начинается замедление вращения корабля; причем по всем трем осям. Полного оборота не совершалось. По другой оси такие же колебательные движения с замедлением.
В это время иллюминатор «взора» был закрыт шторкой. Вдруг по краям шторки появился ярко-багровый свет. Такой же багровый свет наблюдался и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе. Ощущал колебания корабля и горение обмазки. Я не знаю, откуда потрескивание шло: или конструкция подтрескивала, расширялась ли тепловая оболочка при нагреве, но слышно было потрескивание. Происходило одно потрескивание примерно в минуту. В общем, чувствовалось, что температура была высокая. Потом несколько слабее стал свет во «взоре». Перегрузки были маленькие, примерно 1-1,5 единицы.
Затем начался плавный рост перегрузок. Колебания шара все время продолжались по всем осям. К моменту достижения максимальных перегрузок я наблюдал все время Солнце. По «зайчикам» я мог определить примерно, как вращается корабль. К этому времени я чувствовал, что корабль идет с некоторым подрагиванием. В плотных слоях атмосферы он заметно тормозился. По моим ощущениям перегрузка была за 10ж. Был такой момент, примерно секунды 2-3, когда у меня начали «расплываться» показания на приборах. В глазах стало немного сереть.
Снова поднатужился, поднапрягся. Это помогло, все как бы стало на свое место. Этот пик перегрузки был непродолжительным. Затем начался спад перегрузок. Они падали плавно, но более быстро, чем они нарастали. С этого момента внимание свое переключил на то, что скоро должно произойти катапультирование. Когда перегрузки начали «жать», Солнце мне било прямо в задний иллюминатор. Когда перегрузки полностью спали, что, очевидно, совпало с переходом звукового барьера, стал слышен свист воздуха. В шаре отчетливо можно было слышать, как он идет в плотных слоях атмосферы.
Шум или свист был слышен так же, как обычно можно было слышать в самолетах, когда задросселируют двигатели или когда самолет пикирует. Вновь подумал о том, что сейчас будет катапультирование. Настроение было хорошее. Стало ясно, что сажусь не на Дальнем Востоке, а где-то здесь, вблизи расчетного района. Момент разделения хорошо заметил. Глобус остановился приблизительно на середине Средиземного моря. Значит, все нормально. Жду катапультирования. Хлопок, и крышка люка ушла.
Я сижу и думаю, не я ли это катапультировался? Так, тихонько голову кверху повернул. В этот момент произошел выстрел, и я катапультировался. Произошло это быстро, хорошо, мягко. Ничем я не стукнулся, ничего не ушиб, все нормально. Вылетел я с креслом. Дальше стрельнула пушка, и ввелся в действие стабилизирующий парашют. На кресле я сидел очень удобно, как на стуле. Почувствовал, что меня вращает в правую сторону.
Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе. Потом смотрю — что-то вроде города. На одном берегу большой город, и на другом — значительный. Думаю, что-то знакомое. Катапультирование произошло, по моим расчетам, над берегом. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит, и придется приводняться на воду. Потом отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют.
Проходило все это очень мягко, так, что я ничего почти не заметил. Кресло также незаметно ушло от меня вниз. Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что здесь, наверное, Саратов. Приземляюсь в Саратове.
Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Я уселся поплотнее и стал ждать отделение НАЗа. Слышал как дернул прибор шпильки. Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, что НАЗ пошел вниз самостоятельно.
Специалисты также объяснили, как космические технологии могут развивать земную пищевую промышленность, и поделились мнением о перспективах выращивания продуктов питания непосредственно в космосе, на специальных орбитальных фермах.
Она рассказала RT о личной встрече с прототипом своей героини, об изменениях в сценарии после этого и о реакции односельчан Гагарина на фильм. На корабле «Восток» он сделал один оборот вокруг Земли и вернулся уже народным героем. Исторический полёт принёс Гагарину всемирную известность, а Советскому Союзу — честь стать первопроходцем в освоении человеком космического пространства. В гостях у Гарнаевых первый космонавт Земли с женой отмечали Первомай после триумфального полёта, также товарищи вместе представляли достижения советской авиации на авиасалоне в Ле Бурже. Летом 1967 года Юрий Гарнаев разбился при тушении лесных пожаров на юге Франции, а меньше чем через год трагически оборвалась жизнь и Юрия Гагарина.
Сразу после того, как стало известно о благополучном завершении полета, Гагарину прислали приглашения 80 стран! Всего Гагарин в рамках своих зарубежных визитов посетил 30 из них, иногда выступая по 18-20 раз в сутки. Забавный случай произошел, когда его принимала в Букингемском дворце королева Великобритании Елизавета II.
Разумеется, обедал Гагарин не только с королевой — фактически три года после своего легендарного полета он только и делал, что «выполнял представительские функции». А поскольку все хотели как можно лучше принять дорогого гостя, как можно вкуснее угостить, то Гагарин банальным образом потолстел и начал терять форму. Но мечта о полетах заставила его взять себя в руки и вернуться к интенсивным тренировкам. В своем дневнике он записал: "Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Летчик должен летать. Всегда летать". Отправляясь в первый в истории человечества космический полет, Гагарин оставил прощальное письмо жене, на случай, если ему не суждено будет вернуться.
Первые шаги в авиации Гагарин сделал ещё студентом техникума. С 4 сентября 1954 г. Выполнил 196 полётов и налетал 42 ч 23 мин. По завершении лётных курсов в аэроклубе, в 1955 г. Ворошилова г. Оренбург, расформировано 12 февраля 1993 , которое окончил с отличием в 1957 г. С декабря 1957 г. К октябрю 1959 г. В 1959 г.
Гагарин — суперзвезда
После того как мальчик окончил 7 классов, он выучился на формовщика-литейщика. В 21 год он поступил в авиационное училище, и вскоре его назначили помощником командира взвода. Правда, когда пришла пора выпускаться, Гагарина чуть не отчислили: все зачеты и экзамены он сдал на «отлично», но вот посадить самолет ему никак не удавалось. К счастью, начальник училища догадался , что причиной неудачи был небольшой рост Гагарина. Из-за этого пилот видел посадочную полосу под неправильным углом. Тогда на кресло Гагарина положили подушку, и он легко посадил самолет. Когда его взяли в отряд, он был старшим лейтенантом и налетал больше 265 часов.
Психологи, которые отобрали Гагарина, написали , что его любимое слово — «работать». В числе прочих качеств будущего покорителя космоса отмечались вежливость, чистосердечность, а также ум, отличная память и аккуратность. Когда речь зашла о первом полете человека в космос, был собран первый отряд космонавтов, в который вошли 20 человек, все они были пилотами истребителей. Отбор был очень жесткий. Помимо медицинских и психологических параметров, кандидаты должны были соответствовать определенным стандартам: быть не старше 30 лет, не выше 170 см и весить не более 72 кг.
В разных городах мира было установлено множество памятников Гагарину. Фактическое место рождения - роддом города Гжатска переименованного в 1968 году в г. По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин 1902-1973 , - плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева 1903-1984 , - работала на молочнотоварной ферме. Детство Юрия Гагарина прошло в деревне Клушино.
Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немцами. Юрий Гагарин в детстве 24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик. В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учебу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 мин. Обучался Гагарин у известного в те времена летчика-испытателя Я. Несмотря на некоторые сложности, возникавшие в процессе обучения, 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием. В течение двух лет служил в Луостари Мурманская область в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота, вооруженном самолетами МиГ-15бис.
К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов. Имел квалификацию «Военный летчик 1-го класса». Воинское звание старший лейтенант. Через неделю Гагарина вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале 1960 года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. Вершинина от 3 марта 1960 года, а 11 марта - вместе с семьей выехал к новому месту военной службы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов. С учетом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты - люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, соответствующие всем предъявляемым физическим и медицинским требованиям. После четырехмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 года, Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования - в Звездный.
Там в тот момент удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалеку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд - квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов. Кроме Гагарина, были еще претенденты на первый полет в космос; всего их было двадцать человек Первый отряд космонавтов СССР. Кандидаты набирались именно среди военных летчиков-истребителей по решению Королева, считавшего, что такие летчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток». Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года , политическая активность, социальное происхождение. Непосредственно летные качества не играли решающей роли. Летчик-испытатель Марк Галлай, принимавший участие в подготовке будущих космонавтов к полету, в книге «С человеком на борту» писал: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят.
Плохо ли это? Напротив, убежден, что очень хорошо! Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королев очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублер Герман Титов. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полет, подписанное С. Королевым и Н. После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полет Юрия Гагарина, а Титова утвердить запасным космонавтом.
Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведен 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Позывной Гагарина был «Кедр». Начальником стартовой команды «стреляющим» во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск впоследствии генерал-майор А.
Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба. Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом.
В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать. До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления. В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось. Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара. Но при возвращении на Землю, во время посадки, тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса.
На высоте семи километров в полном соответствии с планом Гагарин осуществил катапультирование, после чего модуль и космонавт в скафандре стали спускаться вниз на двух разных парашютах этот способ посадки использовался, кстати, и в других пяти ракетах «Восток». Регулируя парашютные стропы, космонавт смог избежать попадания в прохладные воды Волги и приземлился на берегу. Так закончился этот космический полёт. Капсула «Востока-1» после приземления После полёта После приземления Гагарина случайно встретили жена лесничего и её внучка — они просто прогуливались в этих местах. Затем в районе приземления появились военные — они доставили пилота-космонавта в военную часть. Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена. Как только об этом стало известно Хрущёву, он позвонил министру обороны Малиновскому. В ходе разговора Хрущёв попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора. А вот сам космонавт узнал о своём новом звании лишь после приземления.
А ещё чуть позднее ему присвоили звание «Герой Советского Союза».
Заготовки, которые должны были показать советского космонавта в негативном свете, полетели в корзину. Газеты выходили со статьями, где о Гагарине отзывались с восторгом. Между тем в посольстве СССР раздался неожиданный звонок. Как Юрий Гагарин встречался с английской королевой 14 июля 1961 года они встретились — 27-летний покоритель космоса и 35-летняя хозяйка вековой империи. И весь порядок и этикет посыпались сразу. Советских гостей встретили в вестибюле все служащие дворца. Это было нарушением порядков, но Елизавета II пошла навстречу людям, мечтавшим своими глазами увидеть Гагарина.
Прием в честь Юрия Гагарина почти сразу оброс массой легенд. Начать можно с самой пикантной. Гагарин рассказывал друзьям, что во время приема осторожно дотронулся до Елизаветы II — чуть выше ее колена. Ничего такого космонавт не имел в виду: как пояснял сам Гагарин, он никак не мог поверить, что рядом с ним сидит настоящая королева , а не героиня сказок. Якобы на приеме Гагарин, выпив чай, съел дольку лимона, которая оставалась в чашке. Пока остальные присутствующие думали, как на это реагировать, Елизавета II сделала то же самое, закрыв вопрос. Этого в действительности не было, но легендарных личностей всегда сопровождают легендарные истории. Трагическая гибель первого космонавта В 1964 году Юрий Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и командиром отряда советских космонавтов.
Параллельно он учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Защитив диплом в 1968 году, Гагарин получил специальность и квалификацию летчика-инженера-космонавта. В это же время принимается решение, что в качестве одного из руководителей Центра подготовки космонавтов Гагарин должен восстановиться как действующий военный летчик. Именно поэтому он снова садится за штурвал и начинает учебно-тренировочные полеты. Однако внешне все в пределах нормы. В двухместный учебно-боевой самолет МиГ-15 Гагарин сел вместе с главным инструктором отряда Владимиром Серегиным. Через 12 минут Гагарин доложил по рации о выполнении учебного задания и попросил разрешения на разворот. Добро на возвращение он получил тут же, но сам не ответил.
Повторный запрос с земли — и снова молчание. Топливо закончилось, а самолет на базу так и не вернулся. Место падения самолета, огромную яму и клубы дыма заметил пилот поискового вертолета недалеко от села Новоселово Владимирской области. Поднятый по тревоге армейский батальон начал прочесывать лес. Только к утру обнаружили останки летчиков. Алексей Леонов опознал Гагарина по родинке на шее. Точная причина катастрофы неизвестна до сих пор. По официальным данным, из-за изменившейся воздушной обстановки самолет совершил резкий маневр и "сорвался в штопор".
При попытке выровнять аппарат произошло столкновение с землей. После трагической гибели Юрия Алексеевича его вдове передали письмо, написанное им еще 10 апреля 1961 года, накануне первого полета в космос. Это было прощальное письмо — Гагарин прекрасно понимал, что из того полета он может не вернуться: "В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая.
Версии гибели: каким был последний полет Юрия Гагарина 55 лет назад
- День космонавтики: уникальные истории про первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Спорт-Экспресс
- Новости про Юрия Гагарина - РТ на русском
- Дублер погибшего Комарова
- Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
- «Поехали!», или 7 удивительных фактов о Юрии Гагарине
- История одной катастрофы. Почему погиб Юрий Гагарин?
История одной катастрофы. Почему погиб Юрий Гагарин?
Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало самой цитируемой новостью в мире. Москвичи у газетного киоска читают сообщение о полете первого космонавта Юрия Гагарина в космос. Сегодня, 9 марта, исполняется 89 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина, нашего соотечественника, советского летчика-космонавта, ставшего первым человеком Земли, полетевшим в космическое пространство. В мае 1951 года учеба была успешно завершена: молодой Гагарин получил специальность формовщика-литейщика. Цитата из доклада Гагарина после полета. «Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Согласно биографии Гагарина Джейми Дорана и Пирса Бизони "Звездный человек: правда о легенде Юрия Гагарина", КГБ работал "не только вместе с ВВС и официальными членами комиссии, но и против них"[94]. Министерство обороны России опубликовало засекреченную ранее служебную характеристику старшего лейтенанта Юрия Гагарина за время пребывания в Центре подготовки космонавтов ВВС.
Гагарин Юрий Алексеевич
Но тишина и покой длились всего несколько часов. В Куйбышев прилетел Сергей Королёв, а также представители Госкомиссии. Ужин обещал затянуться до глубокой ночи. Гагарин даёт автографы на приёме в Большом Кремлевском дворце, 14 апреля 1961 года. Но когда Гагарин доложил Хрущёву об успехе, тот решил отпраздновать. В космос Юрий Алексеевич отправлялся в чине старшего лейтенанта. А в газетах уже писали, что полёт совершил майор. По поводу присвоения знания, минуя капитана, есть две версии.
По одной, инициатором повышения был лично Никита Сергеевич, который потребовал у министра обороны Малиновского повысить космонавта. Так или иначе, но уже 12 апреля Гагарин стал майором. Его самолёт в компании почётного эскорта из истребителей МиГ-17 пролетел над городом и совершил посадку во Внуково. Космонавта встречала огромная разношёрстная толпа: и журналисты, и обычные люди, и партийное руководство. От трапа к трибуне вела красная ковровая дорожка. По ней и шёл Гагарин, а его шаги сопровождал оркестр, исполнявший авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Космонавт стоял во весь рост и приветствовал ликующую толпу.
Затем был торжественный приём в Кремле. И Гагарин удостоился звания Героя Советского Союза. О спокойной жизни первый космонавт мог забыть. Уже на следующий день он принял участие в пресс-конференции с иностранными журналистами.
Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королев очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублер Герман Титов. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полет, подписанное С. Королевым и Н.
После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полет Юрия Гагарина, а Титова утвердить запасным космонавтом. Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведен 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Позывной Гагарина был «Кедр». Начальником стартовой команды «стреляющим» во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск впоследствии генерал-майор А. Кириллов - он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера. Его дублером у второго перископа был Л. Воскресенский - заместитель главного конструктора С. Королева по испытаниям. В самом начале подъема ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали! Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени.
Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней. На орбите Гагарин провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полета еще не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полетом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы ее разблокировать. В конце полета тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полета в первую очередь - Королева и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека.
Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов Цельсия , по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать. На высоте 7 км в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполетная подготовка - управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе сел Смеловка и Подгорное. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засек неопознанную цель - это был спускаемый аппарат зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба». После катапультирования целей на радаре стало две.
Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолет Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолета Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолет взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолет полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос - медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.
Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. Письмо тогда не потребовалось. Его передадут жене первого космонавта Земли через 7 лет, после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб Гагарин. Перед первой отправкой Гагарина в космос было записано три обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое записал сам Гагарин, остальные два — Титов и Нелюбов. Три вида информационных сообщений подготовило и агентство ТАСС. В одном говорилось о первом успешном полете человека в космос, второе было написано на случай неудачной посадки космонавта, третьем сообщалось о катастрофе. Последние два сообщения в этом случае также, к счастью, оказались невостребованными. Миссия первого космического пелета Посадка в космический корабль Тем не менее подготовка перового полета человека в космос велась буквально со скрипом. СССР изо всех сил старался обогнать США и первым запустить человека в околоземное пространство, поэтому во многих вопросах подготовки страна шла на очень большой риск. Например, использовавшийся для запуска «Восток-1» изначально даже не был предназначен для пилотируемых полетов. Аппарат представлял копию разведывательного комплекса «Зенит-2». Для установки кресла для космонавта из аппарата убрали часть фото- и радиоаппаратуры. Такая спешка — стать первым — даже привела к нескольким ЧП, которыми могли привести к провалу миссии и гибели космонавта. Первое случилось за сутки до старта. Оказалось, что суммарный вес корабля с Гагариным в скафандре на 14 кг больше положенного. В таком случае существовал риск не вывода аппарата на заданную орбиту. Советские инженеры подошли к решению проблемы весьма оригинальным образом — срезали часть кабелей и датчиков, которые посчитали необязательными. Но на этом все проблемы не решились. Буквально за час до старта выяснилось, что датчик на люке «Востока-1» не выдает нужный сигнал герметичности аппарата. Инженеры быстро выяснили, что дело в неисправном контакте, но так как до старта оставались считанные минуты, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с другими инженерами со скоростью современных механиков «Формулы-1» за считанные секунды открутили 30 гаек на корабле и, поправив датчик, вновь закрутили все обратно в положенным порядке. После этого проверка герметичности прошла успешно. Старт переносить не стали. Хладнокровие космонавтов Гагарин почти на всех фотографиях улыбался Полет космического корабля «Восток-1» с первым космонавтом проходил в полностью автоматическом режиме. Объяснялось это тем, что психологи не могли дать гарантий на то, сможет ли космонавт сохранить работоспособность при длительном нахождении в условиях невесомости.
Эпоху пилотируемых космических летательных аппаратов открыл Юрий Гагарин. Второй космонавт планеты Герман Титов стал первым человеком, который провел на орбите более суток, — 25 часов 18 минут. Валентина Терешкова стартовала на корабле «Восток-6» 16 июня 1963 года, пробыла в космосе почти трое суток и вошла в историю как первая женщина-космонавт. К слову, в это время она была не одна на орбите: там находился космический аппарат «Восток-5», который пилотировал летчик-космонавт Валерий Быковский. Вторым по значимости после полета Юрия Гагарина стал выход человека в открытый космос. Этот подвиг совершил Алексей Леонов. За 12 минут и 9 секунд пребывания в открытом космосе Леонов испытал сильнейшие эмоциональные и физические перегрузки. Его пульс увеличился до 143 ударов в минуту, в два раза участилось дыхание, температура тела поднялась до 39 градусов, пот стекал ручьями, наполнил почти до колен скафандр, с которым при возвращении на корабль возникли проблемы. Он разбух, и космонавт не мог протиснуться в люк. Пришлось выпустить кислород из скафандра и какое-то время практически не дышать. К счастью, все закончилось благополучно. Первопроходцами в истории международных космических полетов были экипажи советского и американского кораблей — «Союза-19» и «Аполлона». Их совместный полет состоялся 15 июля 1975 года. В XXI веке космическая техника достигла поразительных успехов. На околоземной орбите летают тысячи спутников, приносящих пользу человечеству в различных сферах жизнедеятельности. Любопытные факты Запуск ракет и космических аппаратов почти со всех космодромов мира производится в восточном направлении — по ходу вращения земли.
«Гагарин обладал фантастическим обаянием. На уровне гипноза». Истории ко Дню космонавтики
Полёт Гагарина. Подвиг науки. Подвиг человека. | Как Юрию Гагарину удалось покорить космос, через что ему пришлось пройти. |
К 80-летию со дня рождения первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина | Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область (ныне — Смоленская область) — 27 марта 1968, возле села Новосёлово. |
9 марта 2024 исполнилось бы 90 лет Юрию Алексеевичу Гагарину | Главные новости о персоне Юрий Гагарин на |
Полный текст доклада Юрия Гагарина после полета в космос
Тысячи километров в пути порой без сна и отдыха. Бесконечные собрания и заседания, встречи на предприятиях страны и в колхозах, в институтах и школах, в воинских частях — и везде выступления, ответы на тысячи вопросов. Первый космонавт Земли во время зарубежных поездок. Гагарин и Фидель Кастро на Кубе. Фото журнала LIFE. Юрий Алексеевич мечтал снова полететь в космос. Он прошел весь комплекс тренировок по программе полёта на космическом корабле «Союз» в качестве дублёра космонавта В.
Но после гибели В. Комарова путь в космос был для него навсегда закрыт. Юрий Алексеевич защитил дипломный проект в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского и окончил академию с отличием по специальности «пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним». Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю. Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт».
Гагарин Его ожидала карьера профессионального учёного-космонавта, но Юрий Алексеевич хотел летать. С трудом Ю. Гагарину удалось добиться разрешения снова сесть за штурвал самолёта. Начались дни упорного труда, тренировки, полёты, но 27 марта 1968 г. Вместе с ним погиб и летчик-испытатель полковник В. Урна с прахом Ю.
Гагарина и В. Серёгина была захоронена в Кремлёвской стене. Имя Ю. Гагарина было присвоено 1-му Центру подготовки космонавтов и Военно-воздушной академии. Город Гжатск и Гжатский район Смоленской области переименованы соответственно в г. Гагарин и Гагаринский район.
Гагарина носят улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, на Байконуре и в Звёздном городке поставлены памятники космонавту. Именем Ю. Мигулин, старший научный сотрудник Энциклопедического управления.
Как следствие, перегрузки возросли запредельно, они достигли 12 g вместо ожидаемых 8-9 g. Юрий был тренирован переносить и такие перегрузки, но в какой-то момент у него потемнело в глазах, все поплыло, и только большим усилием воли он не дал себе отключиться. Шар горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору После этого Гагарина ждало еще одно испытание.
Шар — спускаемый аппарат — горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору, было видно пламя, слышалось потрескивание, улавливался запах гари. Было непонятно: так должно быть или нет. Когда после полета отец спросил Юру, было ли ему страшно, тот вспомнил именно этот эпизод — когда он летел в огненном пылающем шаре. На этом проблемы не кончились. Первые космонавты приземлялись отдельно от спускаемого аппарата — в нужный момент происходило катапультирование. Спускаемый аппарат приземлялся на своем парашюте, а космонавт на своем. Так вот, когда произошло катапультирование, у Гагарина не открылся клапан дыхания в скафандре — Юрий стал задыхаться. Оказалось, что тросик, по которому должен был поступать воздух, попал под одежду, когда Гагарина облачали в скафандр.
Гагарин после полета Но и это было еще не все. Внезапно открылся запасной парашют, что тоже опасно, было много случаев, когда в такой ситуации запасной парашют запутывался в стропах основного, тот схлопывался — и человек камнем летел вниз. Но, к счастью, второй парашют раскрылся. И, хотя спуск на двух парашютах тоже, как говорят, достаточно опасен, но все же это не критично. Следующая неприятность заключалась в том, что Гагарин летел прямо в ледяные воды Волги. Управлять этими двумя парашютами было практически невозможно, но, к счастью, оторвался достаточно тяжелый неприкосновенный запас, который был прикреплен к скафандру на случай возможного приземления в различных условиях там был запас еды, надувная лодка, еще что-то , и Гагарина ветром отнесло от Волги. Он приземлился на пашню. Приземление ожидали в Казахстане, но из-за совокупности нештатных ситуаций Гагарин приземлился в районе Саратова, по интересному совпадению, именно там, где он начинал путь летчика.
Примерно через 2 часа после приземления были сделаны первые фотографии первого космонавта. На его лице можно разглядеть следы пережитого. Усталость, какая-то отрешенность, а вместе с тем — та же светлая улыбка… Ты выдержал... Обнимаешь А в сердце и в глазах остался, знаешь, След звездного, но трудного пути. Ты счастлив, что ты выполнил заданье, Остался жив и воплотил мечту: Подняться к звездам, к тайнам мирозданья, Увидеть неземную красоту. А впереди фанфары и литавры, Но ты о том не думаешь пока, Пусть славы суету, венки и лавры — Все унесет смирения река. А ты останешься простым и скромным. Людей любить, служить им, согревать; И на Земле, и в Космосе огромном Улыбки светом тьму одолевать Ты будешь, как и прежде.
А победа Всего сложнее, знаешь, — над собой… И жизнь твоя осталась звездным следом Над нашею планетой голубой… [18] Потом О. Ивановский напишет: «Тысячу раз прав оказался Королев, говоривший, что в Гагарине удивительно сочеталось все то, что должно быть у первооткрывателя. Он все, что надо, заметил, все сделал, как надо, ничего не упустил, не потерял самообладания. Он был тем, кем должен был быть первый землянин, взлетевший в космос» [19]. Опустела без тебя земля… После полета Гагарин больше не принадлежал себе. Он не ожидал этого. Не ждал и не искал славы, ему это вообще в голову не приходило. Он вообще не считал, что совершает нечто выдающееся или особенное, он просто выполнял свою работу.
А когда эта фантастическая, невероятная слава на него обрушилась, то совершенно его не задела. Скорее, тяготила его, смущала, мешала. Он терпел ее как данность. Где была возможность, старался избежать пышных встреч и приемов. Это известно. Но Гагарин и это испытание выдержал с честью. Вот его слова: «Я самый обыкновенный. Я обыкновенный русский человек, которых множество.
Мои товарищи более опытные и способные, и поэтому их приберегли для более сложных задач, поскольку последующие полеты сложнее, чем первый. А меня отправили первым, как менее способного». А еще он говорил: «Мы никак не можем позволить себе остановиться, расслабиться, почить на лаврах. Лавры прибережем для супа…» [20]. Любя людей, он радовался вместе с ними и дарил им радость. А мир не просто восхищался подвигом первого космонавта, люди ответили любовью на его любовь и свет его души. Его носили на руках — не в переносном, а в буквальном смысле слова, в его честь называли детей в разных странах, за автографом к нему выстраивались очереди… А он умел быть всем для всех, умел найти общий язык со всеми — от простых людей до королевы Англии, растопить лед предубеждения, не терялся ни при каких вопросах на пресс-конференциях и интервью. С ним фотографировались, обнимались, ему дарили цветы, вручали ордена, провозглашали почетным гражданином больших и малых городов… Взвесьте — легко ли в 27 лет оказаться на виду у всей планеты?
Если бы меня попросили назвать основное в нем, я ответил бы так: посидишь с ним минут десять и забываешь, что рядом с тобой живой Гагарин, человек, который нес на своих плечах такую славу, какой не было, не ошибусь, ни у кого их живых за всю историю нашей планеты. Наверно, непросто нести ее, такую всемирную. И еще: «Природа, наделив его многими хорошими качествами, дала и дипломатическую жилку. Сколько доброго он сделал для Родины за рубежом уже после того, как своим подвигом обратил внимание к нашей стране даже тех, кто почти ничего не знал об СССР. Он подружил с нами целые государства и народы. Семь лет его невероятной славы и около тридцати стран, которые он посетил, были не только для того, чтобы мир посмотреть и себя показать, хотя и это имело значение. Не было у нас дипломатических отношений с Бразилией — послали не государственного деятеля, не дипломата, а первого космонавта. Когда Гагарин вышел из самолета и сел в машину, тысячи жителей бразильской столицы подняли автомобиль с ним и несли на руках до президентского дворца.
После этого визита наши страны обменялись послами…» [23]. Он сделал очень много за свою короткую жизнь, и очень о многом можно еще рассказать. Я приведу здесь еще только несколько штрихов, несколько мгновений, запечатленных в памяти знавших Юрия Гагарина и составляющих драгоценный узор на полотне его жизни. С женой Валентина Гагарина: «Я и сейчас помню все дни, когда он бывал грустным и усталым, расстроенным и даже злым. Но я не помню его равнодушным, безразличным… Он жил для людей…». Каждую просьбу считал обязательной и мучился, когда ему не удавалось что-то сделать. Себе же он отказывал во многом — в отдыхе, в свободном времени, в расслабленности, которая порой так нужна, в каких-то желаниях» [24]. Как-то вечером звонят из проходной на территорию Звездного городка: старик приехал из Сибири, дожидается Гагарина.
Пришлось идти на проходную. Оказалось, пожилой человек лет 80-ти приехал в Москву откуда-то из района Читы с просьбой: разыскать могилу сына, погибшего в Великую Отечественную войну. Юрий Алексеевич тепло его выслушал, записал все данные, обещал помочь, дал ему денег на обратную дорогу. Более года потратил на поиски и нашел [25]. Гагарин отвечал на все письма, во множестве приходившие на его имя. И ответы эти не были формальными. Он отвечал вдумчиво, серьезно. Всегда старался понять человека.
Говорят, он никогда никого не осуждал, ни о ком не позволял себе говорить плохо. Любил изречение: «Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать». Прага, октябрь 1961 Сергей Павлович Королев: «Юра был настоящим русским парнем — честным и добросовестным, открытым и жизнерадостным, смелым и талантливым, дорожащим своим добрым именем и очень любящим людей» [26]. Космонавт Алексей Леонов: «Возможно, внимательные историки и биографы Юрия Гагарина найдут иные слова о главном в его характере, но нас особенно восхищала в нем какая-то бездонная сила и устойчивость простых человеческих качеств — честности, прямоты, общительности, трудолюбия. И даже такой полет, такая слава не могли ни на йоту изменить его в худшую сторону. А что греха таить, такое могло произойти с кем-нибудь другим. Полет лишь ярко раскрыл человеческий талант Юрия. Это особенно было заметно для тех, кто начинал с ним» [27].
Летчик-космонавт Георгий Шонин: «Гагарин как-то по-особенному, по-своему, воспринимал и чувствовал прекрасное. Красоту природы, человека… Он находил ее повсюду, порою даже там, где ее присутствие только угадывалось» [28]. В Лондоне Константин Петрович Феоктистов инженер-разработчик космических кораблей, космонавт : «Юрий был умным человеком, обладавшим врожденным даром мгновенно оценивать ситуацию, выбрать нужную тональность разговора, найти общий язык с любым собеседником… Гагарину очевидно было не по душе, когда он чувствовал, что кто-то обойден вниманием» [29]. Во время прогулки по лесу с женой: «Знаешь, о чем я думаю? Гагарин и Королев Вспоминает Владимир Суров, который в 1961-м году, будучи 9-летним мальчиком, был отобран для участия первомайской демонстрации на Красной площади, поднимался на трибуну с цветами и видел Гагарина: «Лицо у него было доброе и приветливое, но в то же время очень усталое. Конечно, он был приветлив и с улыбкой отвечал на признание людей, но в то же время я видел, что в нем не было и капли высокомерия... После того, как я взглянул в его усталое лицо, сразу почему-то понял, что за этими минутами славы и уважения стольких людей стоит нелёгкий и опасный многодневный труд! В 1964-м году Гагарин вместе с двумя товарищами съездил в Троице-Сергиеву лавру.
Переоделись в гражданское, думал — не узнают. Но, конечно, узнали, обступили. Их «спас» Наместник, увел к себе. Провел по лавре, к святыням. В церковно-археологическом кабинете Гагарин долго стоял у макета храма Христа Спасителя, сказал: «Какую красоту разрушили»! Президиум буквально чуть со стульев не попадал. Объявили перерыв. Брежнев тогда замял этот эпизод.
Сейчас можно услышать: а что он такого сказал? Да он же не предлагал восстановить храм как храм, а только как памятник войны 1812 года. Таких людей хочется в ответ спросить: а вы вообще представляете себе ту эпоху? То, что Гагарин сказал и как сказал, свидетельствует о его безусловной смелости и большом уме.
Это была недопустимая результативность. Проект нужно было полностью пересматривать и менять.
Только вот времени на это не было. США со дня на день должны были реализовать свой проект полёта первого человека в космос. Советский Союз не мог этого допустить. Было принято решение продолжить испытания. В начале марта состоялся запуск точной копии корабля «Восток». Только на борту был не живой астронавт, а манекен.
Вместе с Иваном Ивановичем как его в шутку назвали поместили собаку Чернушку. На этот раз всё прошло без эксцессов. Корабль совершил полёт и приземлился, только не там, где было запланировано. В конце марта был запущен ещё один корабль-спутник. На его борту была собака по кличке Звёздочка. Всё прошло прекрасно, только приземление опять произошло не там, где было рассчитано.
Учёные не смогли установить точную причину, по которой корабли перелетают своё расстояние. Подобный недостаток был признан незначительной погрешностью. Главное, что космонавт уцелеет. Главный конструктор ракетно—космической техники Сергей Павлович Королёв пошёл на этот риск и дал приказ готовить запуск корабля с живым пилотом на борту. Запуск «Востока» с Гагариным на борту был большим риском. Он взлетел с полигона Тюра—Там, который позднее переименуют в космодром Байконур.
Во время взлёта Гагарин произнёс своё историческое: «Поехали! Королёв вдогонку прокричал: «Мы все желаем вам доброго полёта! В девять утра корабль с первым в мире живым космонавтом на борту, вышел на орбиту. Перигей был 181 километр, а апогей превысил расчётные цифры на целых 92 километра! Причиной этого стал серьёзный сбой в системе радиоуправления. На полсекунды позже планируемого произошло разделение третьей ступени.
Аппарат набрал уже большую, чем нужно, скорость. Это было очень опасно. Ведь планируемая высота выбиралась из расчёта, что если вдруг двигательная установка внезапно откажет, корабль затормозит естественным путём и сойдёт с орбиты самостоятельно. Занять это должно было около пяти—семи суток. Под этот срок были рассчитаны все возможные запасы систем жизнеобеспечения. Сход с реальной орбиты означал увеличение этого срока более чем в три раза.
К этому времени пилот гарантированно был бы мёртв. В ходе полёта космонавт старался всё время поддерживать связь с Землёй. Сигнал не всегда был устойчивым и Юрий Алексеевич не мог быть полностью уверен, что его слышат. Вскоре космический корабль «Восток» прошёл область над Гавайскими островами, пересёк Тихий океан, обогнул с юга мыс Горн и приблизился к Африке. Гагарин попробовал «космическую» еду, запив её консервированной водой. Позднее космонавт расскажет, что всё было просто отлично.
Как встречали первого человека, совершившего полёт в космос. Пилот наблюдал Землю, окружающие звёзды, бескрайнее космическое пространство. Он постоянно записывал показания всех приборов. Гагарин надиктовывал их на бортовой магнитофон и дублировал в бортовом журнале.
После того, как выбор пал именно на него, в жизни Юрия Гагарина произошло величайшее событие. Благодаря Хрущеву , сразу после полета звание Гагарина было повышено со старшего лейтенанта до майора.
Ему организовали пышную встречу в Москве. Затем Гагарин совершил несколько поездок по разным странам Чехословакия, Болгария, Финляндия, Англия. Впоследствии он был назначен старшим инструктором-космонавтом, а затем - командиром отряда космонавтов. С 1963 года был заместителем начальника ЦПК по летно-космической подготовке и начальником отдела летно-космической подготовки, а также дублером космонавта корабля «Союз-1» — Владимира Комарова. И сегодня люди помнят его обаятельную улыбку.
С чего все началось
- Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
- ЮРИЙ ГАГАРИН —
- Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
- Идеальный полёт?
- Версии гибели: каким был последний полет Юрия Гагарина 55 лет назад
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
Когда наконец отсеки корабля всё же разделились, аппарат находился это над Средиземным морем. Высота была не более 120 километров. Космический корабль продолжил движение, его вращение стало постепенно замедляться. Перегрузки всё нарастали.
Кабина ракеты озарилась ярко—багровым светом. Лётчик услышал странное потрескивание, но откуда оно исходило так и не понял. Гагарин решил, что этот звук является эффектом от теплового расширения оболочки корабля.
Юрий Алексеевич почуял запах чего-то горелого. В глазах у него потемнело от значительных перегрузок. Всё это продлилось какие-то секунды, но космонавт уже успел попрощаться с жизнью.
Потом внезапно всё прекратилось. Гагарину стало легче. Опытный лётчик не потерял самообладания при внештатной ситуации, он вышел из неё с честью.
Вход корабля в плотные слои атмосферы был зарегистрирован в Симферополе местным измерительным пунктом. Некоторое время спустя, на скорости чуть более 200 метров в секунду, на семикилометровой высоте, система открыла крышку люка и произошло катапультирование пилота. Сработал основной парашют, Гагарин вылетел из кресла.
Вместе с этим отделился аварийный запас в контейнере. По непонятным причинам он не повис на фале, а сорвался. Таким образом, лётчик был лишён всех необходимых медикаментов, продуктовых запасов, рации и пеленгатора.
Когда Юрий Алексеевич находился на высоте три километра над Землёй, раскрылся запасной парашют. Управлять ими двумя Гагарин не мог, поэтому летел спиной вперёд. Только когда он оказался на высоте тридцать метров, его развернуло лицом.
Так он смог хорошо приземлится и не травмироваться. В общем посадка лётчика вполне может считаться удачной. Это произошло недалеко от деревни Смеловка Энгельсского района Саратовской области, прямо на свежевспаханное поле колхоза «Ленинский путь».
Если сверить по документам длительность полёта, то получится сто шесть минут, а не сто восемь, как уверяли всех почти пятьдесят лет. Полёт длился 106 минут. Запланированное место приземления было согласно расчётам чуть севернее села Акатная Маза Хвалынского района Саратовской области.
Прогнозы предвещали перелёт, но корабль, наоборот, не долетел до места почти две сотни километров. Лётчика не ждали здесь. Космонавт самолично погасил купола парашютов, смог освободиться от всех привязей и пешком отправился на поиски людей.
Для науки этот полёт был и остаётся бесценным Как показали засекреченные ранее документы, корабль «Восток» с технической точки зрения был весьма далёк от совершенства. Успех космического полёта был волей случая. Страшно даже подумать о том, как могло обернуться дело для Юрия Алексеевича.
Не лучшая участь ожидала и учёных, которые занимались этим космическим полётом. Это было целиком и полностью политическое решение. Нельзя было позволить Соединённым Штатам стать первыми.
Любой ценой. Статус передового космического государства был на кону. Никакой риск не был чрезмерным.
Цена ошибки могла оказаться непомерной. Работу всех инженеров, ракетчиков—испытателей и конструкторов можно без излишнего пафоса назвать подвигом.
Поверхность Луны вблизи южного полюса со следами индийского лунохода Индийский луноход Прагъян сел на поверхность спутника Земли в рамках миссии Чандраян-3 23 а... Размещено: Подробнее Гагарин Юрий Алексеевич - советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. Юрий Алексеевич родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино, Гжатский ныне Гагаринский район, Западная область.
Но когда Гагарин доложил Хрущёву об успехе, тот решил отпраздновать. В космос Юрий Алексеевич отправлялся в чине старшего лейтенанта. А в газетах уже писали, что полёт совершил майор. По поводу присвоения знания, минуя капитана, есть две версии. По одной, инициатором повышения был лично Никита Сергеевич, который потребовал у министра обороны Малиновского повысить космонавта.
Так или иначе, но уже 12 апреля Гагарин стал майором. Его самолёт в компании почётного эскорта из истребителей МиГ-17 пролетел над городом и совершил посадку во Внуково. Космонавта встречала огромная разношёрстная толпа: и журналисты, и обычные люди, и партийное руководство. От трапа к трибуне вела красная ковровая дорожка. По ней и шёл Гагарин, а его шаги сопровождал оркестр, исполнявший авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Космонавт стоял во весь рост и приветствовал ликующую толпу. Затем был торжественный приём в Кремле. И Гагарин удостоился звания Героя Советского Союза. О спокойной жизни первый космонавт мог забыть. Уже на следующий день он принял участие в пресс-конференции с иностранными журналистами.
Человек мира: заграничные визиты Гагарина Успешный полёт Гагарина впечатлил весь мир. Больше всех удивились, конечно, американцы. Спустя месяц Гагарин отправился в зарубежную командировку с «миссией мира». Первым делом космонавт прибыл в Чехословакию.
Имя первого космонавта Планеты знают во всём мире. Юрий Гагарин — один из самых ярких личностей, которые ассоциируются с историей России. Разве я бы мог проникнуть в космос, будучи одиночкой? Это слава всего нашего советского народа», - так говорил Юрий Алексеевич. Гагарин прекрасно осознавал огромную ответственность, возложенную на него страной: «… Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим…» из предстартовой речи Ю. Гагарина 12. Первый полёт человека в Космос был вершиной пирамиды человеческих усилий, вложения материальных и иных ресурсов державы, подвигом отечественной науки и самоотверженного труда людей. Спустя всего 16 лет после победы над фашизмом и окончания чудовищной войны, превратившей страну в руины, едва восстановив мирную жизнь, Советский народ смог первым в истории человечества совершить пилотируемый космический полёт! Исход сражений определяли ученые, инженеры, "генералы" промышленности и рабочие, а не солдаты. Появлялся еще один вид бойцов - космонавты! Сообщение о полете в космос никому не известного майора Гагарина для жителей Земли было полной неожиданностью и вызвало ликование во всем мире.
Юрий Гагарин
- Этот сайт использует файлы cookies
- «Принял душ. Пообедал с земным аппетитом»
- Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
- Юрий Гагарин: а в чем собственно подвиг? - Православный журнал «Фома»
Юрий Гагарин. Первый среди первых — и в вечность ушел первым
Орбитальный полет Юрия Алексеевича Гагарина длился чуть более часа – 108 минут, однако он стал эпохальной вехой на пути освоения космического пространства. Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом Земли / Редакция. Юрий Гагарин был полковником ВВС СССР (1963), военным лётчиком 1-го класса, заслуженным мастером спорта СССР (1961), членом ЦК ВЛКСМ, депутатом Верховного Совета СССР 7-го и 8-го созывов. Сообщение о полете в космос никому не известного майора Гагарина для жителей Земли было полной неожиданностью и вызвало ликование во всем мире.
Полёт Гагарина. Подвиг науки. Подвиг человека.
Мобильных телефонов, интернета не было, но новость о том, что Юрий Гагарин прибыл, и его уже везут в Дивногорск – разлетелась молниеносно. В конце апреля 1961 года Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. Гагарину вначале поручили сделать сообщение о работе русского ученого Лебедева о световом давлении.
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область (ныне — Смоленская область) — 27 марта 1968, возле села Новосёлово. Младшего брата Юрия, Бориса Гагарина, немец повесил на шарфе, однако мать успела снять его, пока фашист ходил за фотоаппаратом. До того, как полететь на корабле Восход-1, Гагарин прошел длительную подготовку, много тренировался и был отобран как лучший из лучших. Но впереди Юрия Гагарина ждало не менее сложное испытание: отработка навыков дипломатии, тренировка силы воли, удерживающей от соблазнов и перегрузки славой и вниманием. Фото ©РИА Новости Google записала послание Юрию Гагарину Google Россия записала видеопослание Юрию Гагарину, передает