Первую серию картины «Семнадцать мгновений весны» советский зритель увидел 11 августа 1973 года. «17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины — тайна, покрытая мраком. Оба супруга консультировали актеров и режиссера фильма «Семнадцать мгновений весны». Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» / 1973 год. Когда ей в руки попался роман Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», оказалось, что сценарий по нему автор уже продал «Ленфильму».
Штирлиц, Мюллер и компания. Как снимали «Семнадцать мгновений весны»
Факт 10 — почти всю музыку выбросили Микаэл Таривердиев написал к картине больше шести часов музыки и 12 песен на стихи Роберта Рождественского — по одной на каждую серию. Но при монтаже, как рассказывал композитор, получилась «полная каша», поэтому они с Лиозновой оставили только две — «Мгновения» и «Песню о далекой родине». Факт 11 — Кобзон пел так, чтобы его «не узнали» Сначала режиссер предложила исполнить песни в ее фильме Муслиму Магомаеву. Объяснила, что петь нужно абсолютно сдержанно, но с огромным внутренним накалом. Он ответил, что не сумеет этого сделать. Лиознова и Таривердиев, восхищавшиеся Магомаевым, не хотели отступать — они работали с певцом часами. Но, как все трое ни старались, он исполнял песни теплее и эмоциональнее, чем того хотелось Татьяне Михайловне. Но Татьяна Михайловна убедила выполнить эту актерскую работу — исполнить песни так, чтобы зрители могли только догадываться, что поет Кобзон. Факт 12 — с Броневым-«Мюллером» намучились Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» Леонид Броневой до «Семнадцати мгновений весны» почти не играл в кино: снимался лишь несколько раз в эпизодах и не был знаком со спецификой актерской работы в фильмах. Например, не понимал, когда нужно остановиться, чтобы не выйти из кадра.
Лиозновой было нелегко с ним — но какой успех имела их работа! После выхода картины в какой бы роли Броневой ни играл в театре, его появление на сцене встречали овациями — аплодировали «Мюллеру». Факт 13 — «адъютант» не выдержал напряжения и умер Одна из самых известных цитат из «Семнадцати мгновений весны» — «Штирлиц идет по коридору». Фразу произносит адъютант Мюллера Шольц, которого играл Лаврентий Масоха. Эпизодическая роль стала для актера судьбоносной — и смертоносной… Он должен был сказать: «Группенфюрер, штандартенфюрер Штирлиц прибыл». Произнести сложные, непривычные слова чисто, с нужной скоростью и интонацией у него не получалось и Лиознова вспылила. Объявила перерыв, во время которого Броневой успокаивал коллегу. А после съемок Масоха, чтобы сбросить напряжение, отправился в ресторан, заказал водки и умер прямо за столом… Факт 14 — Куравлев должен был играть Гитлера Леонид Куравлев сыграл Курта Айсмана. Смелое решение — взять на роль оберштурмбаннфюрера СС артиста, знакомого зрителям по ролям Шуры Балаганова и Хомы Брута.
Но изначальный замысел Лиозновой был куда более дерзким: она хотела, чтобы Куравлев сыграл Гитлера!
У режиссерской группы не было фотографий реального исторического лица, и Леонида Броневого на эту роль взяли не за внешнее сходство. Потом выяснилось, что реальный Мюллер был высоким худощавым горбоносым брюнетом. Однако образ «добродушного» шефа гестапо стал, в результате, одним из самых ярких в фильме. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал, как выглядит исторический Мюллер, то, скорее всего, отказался бы от роли.
Как можно ближе к жизни Фильм, несмотря на огромное внутреннее напряжение и военно-шпионскую тематику, по ходу развития сюжета вовсе не относится боевикам. В нем очень мало движения и активных сцен. В противовес этому, Татьяна Лиознова всеми силами старалась «оживить» персонажей. Для того чтобы глубже показать внутренний мир главного героя, она, например, сама дописала сценарий и придумала образы Фрау Заурих и Габи. Их диалоги создавались буквально на съемочной площадке, почти экспромтом, хотя такие вольности глубоко противоречили ее режиссерскому подходу.
Режиссер фильма Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках «Семнадцать мгновений весны» Вообще, с точки зрения актерского мастерства, роль Штирлица считается очень сложной. По словам Льва Дурова, в ней «кроме анализа и сопоставления ничего нет, - никаких возможностей хоть как-то раскрыть характер героя». Поэтому приходилось создавать вокруг него какие-то жизненные мелочи. Например, собака, которая положила Штирлицу голову в руки. Этот эпизод вышел совершенно случайно — неизвестно чья псина просто забрела на съемочную площадку и сама подошла к актеру.
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» Для остальных персонажей режиссер придумывала особые человеческие «изюминки», как Лиознова называла их, «бзики».
На телеэкранах стартовал показ «Семнадцати мгновений весны», военной драмы о советском разведчике, которая обессмертила имена ее создателей, подарила нам легендарных персонажей и навеки завоевала всенародную любовь. В основу сериала лег одноименный роман Юлиана Семенова, при этом писатель еще до выхода своего знаменитого произведения создал сценарий для его телевизионной адаптации. Сценарий был утвержден и передан на киностудию «Ленфильм». Подготовка к производству шла полным ходом. В это же время проектом заинтересовалась Татьяна Лиознова, уже зарекомендовавшая себя драмами «Им покоряется небо» и «Три тополя на Плющихе». Однако постановщица смогла убедить сомневающихся особенно тех, кто не верил, что женщине можно доверить кино о разведчиках , что она справится с ролью режиссера, а жанровый симбиоз пойдет сериалу только на пользу. Настойчивая Лиознова добилась своего — ее кандидатуру утвердили. Казалось бы, можно приступать к кастингу.
Однако она не торопилась переходить к этому этапу: ей не понравился сценарий. Точнее, отсутствие в нем «лирических» эпизодов, которые Татьяна считала необходимыми. Лиознова взялась за исправление истории, добавив в нее элемент, в котором она разбиралась лучше всего, — драматизм. И лишь после этого дала добро на старт кастинга. О процессе поиска актеров для «Семнадцати мгновений весны» можно снять отдельный документальный фильм. Труднее всего было найти исполнителя роли Штирлица. Лиознова и до этого скрупулезно подходила к подбору артистов для своих лент, но теперь задача оказалась еще сложнее. Одни видели в роли Исаева Иннокентия Смоктуновского. Другие — Юрия Соломина.
Третьи — Олега Стриженова. Какое-то время в фаворитах числился даже Арчил Гомиашвили, будущий гайдаевский Остап Бендер и на тот момент возлюбленный Лиозновой. Все претенденты были разными и очень талантливыми. Но после того как на пробы пришел Вячеслав Тихонов, продемонстрировавший свое фирменное выразительное молчание, сомнений больше не осталось — Штирлиц был найден. Прежде всего чтобы артист точно знал, о чем его герой думает в этот конкретный миг в кадре и как эта мысль должна отобразиться на его лице», — рассказывала Лиознова. Далее съемочная группа принялась искать «немцев». На роль Гитлера пробовали двух Леонидов, Куравлева и Броневого.
Она рассудила, что, если в кадре появится ребенок, это добавит и без того перегруженной эмоциями встрече лишней сентиментальности, к тому же все внимание перейдет со взрослых на ребенка, который своей очаровательностью сведет на нет игру Тихонова и Шашковой.
Съемки под колпаком На съемках фильма «Семнадцать мгновений весны» Агенты КГБ, консультировавшие съемочную группу, признавались, что хоть им и понравился сильный эпизод встречи Исаева с женой, но отмечали, что в нем мало достоверности. Настоящая жена разведчика прекрасно понимала бы, в каких условиях проходит ее свидание с мужем, что за ним могут следить 24 часа в сутки, и потому никогда бы не позволила себе проявить какие-то «подозрительные» эмоции, чтобы не поставить под угрозу жизнь любимого человека. Кстати, «заказчиком» фильма были Комитет государственной безопасности и лично Юрий Андропов, но об этом в титрах, конечно же, никак не упоминается. Еврейский взвод СС Солдаты СС Погоня создателей за исторической достоверностью в фильме привела к весьма забавной истории. Когда все кадры с участием немецкой армии были отсняты, некий консультант, пробежавшись взглядом по именам в титрах, заметил, что практически все воины СС — евреи. Второй консультант, действовавший независимо от первого, вынес то же резюме: у всех «немцев» еврейская внешность. Поэтому в срочном порядке из Эстонии приехали пятьдесят белокурых-голубоглазых курсантов-пограничников, которые и стали теми самыми воинами СС, что мы видим в фильме. Покажите руки Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» В сцене, где Штирлиц раскладывает на столе спички, мы видим руки не Вячеслава Тихонова, а художника Феликса Ростоцкого.
Причина такой странной замены в том, что на тыльной стороне руки Тихонова была внушительная чернильная татуировка «СЛАВА», которую он сделал еще в юности и убрать которую было не под силу никакому гриму. В то же время шифровки за профессора Плейшнера писал все тот же Ростоцкий — не из-за того, что у Евгения Евстигнеева была татуировка «ЖЕНЯ», а из-за почерка актера — писал он, как шутила Лиознова, как курица лапой. На Кубу с любовью Фидель Кастро Поклонником фильма «Семнадцать мгновений весны» был кубинский лидер Фидель Кастро, который познакомился с лентой весьма неожиданным образом. Он стал замечать, что несколько высокопоставленных чиновников раз за разом отпрашиваются с заседаний и сбегают домой. Когда он спросил у них напрямую, в чем же дело, ему объяснили, что все дело в советском телефильме о разведчике, работающем под прикрытием в фашистской Германии: ленту показывают без повтора в определенное время. Тогда Кастро, пользуясь связями, запросил у СССР копию кинофильма о Штирлице и устроил коллективный просмотр «Семнадцать мгновений весны» для всех членов правительства: все 12 серий были показаны за один вечер, в общей сложности это заняло 14 часов. Каждая деталь, от погон до значков и петлиц, была выверена, костюмы шили специализированные «генеральские» ателье, перед которыми поставили задачу одеть актеров безупречно. Весь «платяной» реквизит фильма еле-ее уместился в 60 крупных ящиков, которые заняли три стандартных грузовых вагона поезда.
Как рассказывали очевидцы, когда всех статистов одели в немецкую форму «от кутюр-СССР», присутствовавшие на площадке немцы, когда-то видевшие подобное своими глазами, поежились — настолько все было реалистично.
к 50-летию фильма «Семнадцать мгновений весны»
Ее и Вячеслава Тихонова снимали по отдельности. Актрисе приходилось играть, не видя перед собой партнера, и передать нужное состояние никак не получалось. Смотрела просто на камеру, на второго режиссера — не то. На Лиознову — опять не то.
У Тихонова же в тот день был первый за полгода выходной — но вдруг он появился на площадке! Актер захотел увидеть, кто играет его жену. Вячеслав Васильевич сел возле камеры и смотрел на партнершу так, что она великолепно смогла сыграть одними глазами и бесконечную любовь, и огромную тревогу.
На следующий день снимали Тихонова — и тут он сказал, что без «жены» справиться со сценой не сможет. За Элеонорой Шашковой срочно послали машину, и уже она приехала, чтобы, сидя возле камеры, поддерживать партнера взглядом. Факт 9 — ребенка решили не брать Сцены встречи разведчика с женой в кафе «Элефант» не было в первоначальном варианте сценария.
Она выросла из истории, рассказанной Вячеславу Тихонову разведчиком Кононом Молодым, с которым они подружились за несколько лет до съемок. Конон Трофимович невыносимо скучал по жене, и однажды ее привезли в город, где он выполнял задание, — в определенный отель к определенному часу… Тихонов, слушая товарища, чуть не плакал. Когда актер рассказал об этом случае Лиозновой, она решила: нужно обязательно снять такую цену свидания!
Сначала хотели снять встречу Штирлица не только с женой, но и с маленьким сыном, которого он никогда не видел. Но от этого варианта отказались, посчитав, что ребенок перетянет на себя внимание. Факт 10 — почти всю музыку выбросили Микаэл Таривердиев написал к картине больше шести часов музыки и 12 песен на стихи Роберта Рождественского — по одной на каждую серию.
Но при монтаже, как рассказывал композитор, получилась «полная каша», поэтому они с Лиозновой оставили только две — «Мгновения» и «Песню о далекой родине». Факт 11 — Кобзон пел так, чтобы его «не узнали» Сначала режиссер предложила исполнить песни в ее фильме Муслиму Магомаеву. Объяснила, что петь нужно абсолютно сдержанно, но с огромным внутренним накалом.
Он ответил, что не сумеет этого сделать.
Отложенная премьера Первоначально премьера «17 мгновений весны» была намечена на май 1973 года. Ошеломляющий успех картины вынудил руководство Гостелерадио повторить ее показ уже в декабре того же года. Через полтора года ее показали снова.
Однако самым главным показом для создателей «17 мгновений весны» стала демонстрация картины в феврале 1981 года, когда ее посмотрел по телевизору Леонид Ильич Брежнев, находившийся на больничном. Фильмы, естественно, показывали не каждый вечер, а порциями, по несколько серий. Приключения полковника Исаева так увлекли престарелого генсека, что он распорядился наградить группу создателей картины орденами и медалями. Настоящий Исаев?
Однако писатель Юлиан Семенов создал обобщенный образ разведчика, чему доказательством является серия романов об Исаеве. Практически все эти романы были экранизированы. Так появились фильмы «Пароль не нужен», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса». Без Мюллера никуда Одним из самых ярких образов в картине стал шеф гестапо Мюллер, блистательно сыгранный Леонидом Броневым, хотя артист был старше своего прототипа на полтора десятка лет.
Например, детей радистки Кэт играли сразу шестеро младенцев дети же очень быстро растут , а на эпизодах со Штирлицем за рулем раскачивали автомобиль, чем постоянно смешили серьезного разведчика. Кроме того, в некоторых сценах Тихонова приходилось заменять дублером. И дело было не в опасных для жизни трюках: просто в молодости актер набил на руке татуировку со своим именем. Так что в эпизодах, где руки Штирлица показывали крупным планом, зрители на самом деле видели руки художника телесериала Феликса Ростоцкого. Он же заменял и Евгения Евстигнеева, когда его персонаж писал шифровки.
У артиста оказался слишком неразборчивый почерк, который, наверное, больше подошел бы профессору Преображенскому, нежели профессору Вернеру Плейшнеру. Что до съемок с самим Тихоновым, то у Лиозновой к нему не было никаких претензий. У них сложился прекрасный творческий тандем. Работал актер плодотворно и практически без нареканий. Как признавалась постановщица, Вячеслав снимался каждый день и лишь однажды не выучил слов.
Лиознова была, мягко говоря, шокирована, но ругать Тихонова не стала. Актеры вошли, Тихонов сразу заметил, что рельсы направлены не в его сторону. Прозвучала команда «Мотор! Начали съемку с Плятта. Тихонов по листочку роль читает, а я делаю вид, что не замечаю.
Но такой случай был единственный за всю картину. Все остальное Тихонов отработал добросовестно», — поделилась Лиознова. Музыкальное сопровождение — еще одно бесспорное украшение сериала. Оно не просто органично дополнило «Семнадцать мгновений весны», но стало его определяющим элементом, без которого культовый сериал невозможно представить. Работа Микаэла Таривердиева и съемочный процесс протекали одновременно.
Для композитора этот опыт стал уникальным, поскольку написание саундтрека для телесериала и для полного метра — совершенно разные вызовы. В задачу маэстро входило объединение многосерийного полотна в цельную музыкальную структуру, и в итоге он создал цикл из 12 песен на стихи Роберта Рождественского отдельно на каждый эпизод. Правда, в финальную версию вошли только две композиции: «Мгновения» и «Песня о далекой Родине». Итак, музыка была написана, однако поиски исполнителя песен затянулись.
Но советская съемочная группа привезла с собой из СССР шестьдесят ящиков с костюмами. Только для Вячеслава Тихонова было приготовлено сто рубашек - их негде было стирать, к тому же не было костюмера, которого из экономии не зачислили в группу. В итоге во время съемок даже статисты одевались так, что немцы были просто потрясены. Были на площадке и забавные истории. К примеру, когда Штирлиц раскладывал из спичек различные фигурки или рисовал картинки, в кадре крупным планом появлялись чужие руки. Загримировать ее было трудно, она все равно была заметна.
Если присмотреться, Тихонов даже на общих планах старался спрятать тыльную сторону ладони от зрителя. Руки Штирлица на самом деле принадлежали ассистенту художника Феликсу Ростоцкому. Он же писал телеграмму за Евгения Евстигнеева, у которого был плохой почерк. Воротничок рубашки в одной из сцен оказался для Леонида Броневого узким, ему это не нравилось, и он непроизвольно дергался. Лиознова решила это оставить, придумав нервный тик для Мюллера. Долго не могли найти актера на роль Гитлера. Пробовался даже Леонид Куравлев. Получалось неубедительно. В конце концов, Адольфа Гитлера сыграл немецкий актер Фриц Диц, а Куравлеву досталась роль одноглазого эсэсовца Айсмана. На роль жены Штирлица пробовалась Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи, влюбленной в главного героя.
А супругой советского разведчика было суждено стать актрисе Театра Вахтангова Элеоноре Шашковой, которую привели на площадку за день до съемок. Сцены свидания в кафе в романе не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, настоящим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными. Сперва Лиознова собиралась показать не только жену Штирлица, приехавшую на встречу, но и маленького сына, которого разведчик еще якобы не видел. Но после кинопроб Татьяна Лиознова поняла, что ребенок будет отвлекать внимание, и отказалась от этой идеи. А ребенка радистки Кэт играли сразу шесть младенцев — съемки шли долго, а дети росли. А это выдержка из интервью Татьяны Лиозновой : -- Говорят, первым картину показали Андропову? Якобы ему на дачу возили по две-три смонтированные серии, и глава КГБ решал, что убрать, а что оставить. Мне об этом ничего неизвестно.
Знаю другое: Брежнев каждый вечер неотрывно сидел у телевизора, не пропуская ни одной серии, после чего звонил председателю Гостелерадио Лапину. Очень переживал из-за происходящего на экране. Случалось, даже плакал. Однажды так расчувствовался, что побежал к домашней аптечке, желая выпить сердечных капель, но по ошибке схватил слабительное... Еще был случай, когда Леонид Ильич позвонил актрисе Градовой, игравшей радистку Кэт. Стал расспрашивать о здоровье, о детях, успокаивать. Он не видел разницы между артисткой и ее героиней. За совершенный подвиг. Правда, Социалистического труда. А мне за картину дали орден Октябрьской революции.
Конечно, это был удар, но не хочу сейчас о нем вспоминать.
к 50-летию фильма «Семнадцать мгновений весны»
«Семнадцать мгновений весны» — телеcериал Татьяны Лиозновой, в основу сюжета которого лёг одноимённый роман Юлиана Семёнова. РИА Новости, 1920, 11.08.2023. Скриншот сериала "Семнадцать мгновений весны", 1973, режиссёр Татьяна Лиознова. К юбилею сериала "Семнадцать мгновений весны" сняли новый фильм про Штирлица.
Татьяна Лиознова - режиссер знаменитых "Семнадцать мгновений весны"
Лента «17 мгновений весны» вышла на экраны 50 лет назад, однако до сих пор пользуется спросом среди зрителей. Сегодня мастера, сыгравшие в «Семнадцать мгновений весны», — легендарные личности, заслуженные народные артисты СССР и России. К юбилею сериала "Семнадцать мгновений весны" сняли новый фильм про Штирлица. Режиссер-постановщик фильма «17 мгновений весны» Татьяна Лиознова на съемочной площадке киностудии им. Горького, 1973 год.
Татьяна Лиознова - режиссер знаменитых "Семнадцать мгновений весны"
Как скандал на съемках убил звезду "17 мгновений весны" Лаврентия Масоху, запомнившегося крылатой фразой "Штирлиц идет по коридору". Лента «17 мгновений весны» вышла на экраны 50 лет назад, однако до сих пор пользуется спросом среди зрителей. Эта история начинается в 1969 году, когда на телевидении был утвержден сценарий 13-серийного фильма Семнадцать мгновений весны и подобран режиссёр. К 40-летию премьеры фильма «17 мгновений весны».