Новости развитие российской науки

Достижение значимых результатов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития России и повышение привлекательности отечественной науки и образования. Оперативные новости из мира российской и зарубежной науки на портале «Научная Россия». Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года.

В России появляются новые центры научной силы

научные новости. российская наука — самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и Факты. Мы хотим напомнить вам, на какие открытия российской науки обратила внимание редакция Hi-Tech в 2023 году. 01:05 Российские космонавты с МКС поздравили соотечественников с Днем космонавтики. 00:06 Путин поручил выделить средства на проект по развитию космической ядерной энергетики.

Наука: фундамент отечественной промышленности

Пятница, 26 Апреля 2024 16:45 » Миронова Любовь Раздел: Наука Искусственный интеллект указал точное место захоронения легендарного Платона Сотрудники итальянской исследовательской группы из Пизанского университета заявили о том, что искусственный интеллект вычислил точное место захоронения в Афинах философа Платона. Как сообщает Arkeonews, это удалось сделать в ходе нового анализа древних папирусов,... Пятница, 26 Апреля 2024 16:04 » Миронова Любовь Раздел: Наука Биологи проследили происхождение суставов до наших похожих на акул предков Если спросить пожилого человека, где болит при артрите, и большинство из них укажут на его суставы — колени, бедра и пальцы. Это потому, что с возрастом эти суставы теряют хрящ и вязкую жидкость, известную как синовиальная жидкость, которая поддерживает их эластичность. Согласно порталу Science Daily, используя инновационный инструмент... Пятница, 26 Апреля 2024 08:01 » Ваган Григорян Раздел: Наука Обнаружены вирусы, атакующие смертоносного паразита человека Naegleria fowleri Исследователи из Center for Microbiology and Environmental Systems Science at the University of Vienna объявили о важном открытии в борьбе с Naegleria fowleri, одним из самых смертоносных паразитов для человека. В своих последних исследованиях, опубликованных на... Ученые обнаружили нечто удивительное: характерные "паукообразные" следы, разбросанные по южному полярному региону Красной планеты.

Несмотря на свое название,... Пятница, 26 Апреля 2024 07:14 » Ваган Григорян.

Экспертиза проводилась Российской академии наук в целях формирования рейтинга проектов. В настоящее время идет подготовка к заключению соглашений о предоставлении гранта — для первых 40 победителей. С остальными 10 участниками рейтинг заявок с 41 по 50 место соглашения будут заключены после того, как Минобрнауки России увеличит лимиты бюджетных обязательств. Вопрос по расширению количества победителей отбора находится на стадии проработки по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко.

Из 67 участников, претендующих на получение статуса кандидата, отобраны 24 вуза из 20 регионов страны. Согласно новым правилам университеты могут находиться в статусе кандидатов «Приоритета» до трех лет, реализуя свои программы развития за счет привлеченного софинансирования. О включенности бизнеса и региональной власти в реализацию программ развития отобранных вузов-кандидатов говорят цифры. Валерий Фальков выступил на открытии Международной научной конференции «Математика в созвездии наук» Мероприятие посвящено 85-летнему юбилею ректора Московского государственного университета имени М. Ломоносова Виктора Садовничего. Поздравляя академика, глава Минобрнауки России отметил его неоценимый вклад в сохранение традиций и развитие отечественной математической школы. На новом этапе мы ведем серьезное обсуждение самых разных аспектов изучения математики, включая повышение интереса к предмету у подрастающего поколения.

Эта работа проводится с пониманием того, какие результаты мы рассчитываем получить в части инженерного образования, естественных наук и в целом в высшей школе», — сказал он. Участниками стали более 8000 человек, в финал вышли 250 специалистов, среди них — призёры ИТ-олимпиад и члены сборной России по программированию. Мероприятие посетили более 60 тыс. Совет под председательством Дмитрия Чернышенко определит новые научно-образовательные центры На основной и дополнительный конкурсы по созданию научно-образовательных центров мирового уровня НОЦ подано 12 заявок. Отметим, что инициатором создания НОЦ выступает субъект Российской Федерации, разрабатывающий совместно с вузами и или научными организациями программу деятельности и представляющий ее на конкурс для получения гранта. Деятельность представленных на конкурс НОЦ направлена на здоровьесбережение, морское приборостроение, развитие полимерных материалов и композитов, биоэкономики и других сфер. Работу центров обеспечивают участники консорциума: реальный сектор экономики, научные, образовательные и иные организации, расположенные на территории субъекта.

Оказалось, что сложнее всего поступить на бюджет в три частных вуза: Российскую экономическую школу, Университет Иннополис и Институт бизнеса и дизайна. Во многие вузы непросто поступить и на платное отделение. Лидером также оказалась РЭШ: средний балл студентов, обучающихся платно, — 95,6. В пятерку самых конкурентных вузов для учебы на коммерческой основе вошли МФТИ 93,4 , Иннополис 86 , Государственный институт русского языка им. Важно помнить, что минимальный проходной балл во многом зависит от выбранного направления. Кроме того, даже при высоком среднем балле поступивших, минимальный, как правило, заметно ниже.

Наши авторы: доктора и кандидаты наук, аспиранты и соискатели научных степеней, научные работники и специалисты в различных отраслях народного хозяйства, преподаватели и студенты. Мы неуклонно идём вперёд, постоянно расширяя наши возможности для авторов.

Но, с другой стороны, мы понимали, что мы работаем для страны, на страну, для ее развития, значит, мы должны еще эффективнее работать. О помощи государства и технологическом суверенитете Давайте поговорим о вкладе государства. Как оно помогает молодым ученым? Существует много конкурсов для молодых ученых: и гранты РНФ, и различные стипендии, различные программы, направленные на поддержание молодых ученых. Для молодых ученых открываются очень большие перспективы, что связано с большой поддержкой государства. Это хороший показатель. Сейчас очень популярна тема технологического суверенитета. Что нужно, чтобы обеспечить технологический суверенитет в науке в нашей стране? В России очень много регистрируется различных патентов и идей. Если провести глубокий патентный поиск, то можно найти много различных технологий, не имеющих аналогов в мире. Но, к сожалению, не всегда получается развить определенные тематики и помочь определенным группам. О многих никто попросту не знает. Ученые — это такие люди, которые зачастую замкнуты в своей научной среде. Они могут разработать не то что самолет, а ракету, но они не будут громко заявлять об этом. Мы просто можем не знать, что есть у нас в стране, что разработано. Если мы на это обратим внимание, начнем такие группы выискивать и реализовывать их наработки, то мы добьемся технологического суверенитета в стране. Он будет. Чтобы вы пожелали или посоветовали школьникам, которые хотят связать свою жизнь с наукой? Учеба — она никогда не заканчивается. Мы должны развиваться всегда. Если мы останавливаемся в своем развитии, то все! Это конец!

«Иннопрактика» — это

негосударственный институт развития, миссией которого является содействие росту национального человеческого капитала России путем формирования благоприятных условий для создания новых технологий и продуктов. одна из немногих государственных организаций, которые последовательно и на институциональном уровне внедряют современные представления и подходы к научной коммуникации: установление доверительного диалога между наукой и. Мы хотим напомнить вам, на какие открытия российской науки обратила внимание редакция Hi-Tech в 2023 году.

Ученый о развитии науки в России: «Открываются очень большие перспективы»

Численность исследователей (по областям науки; по возрастным группам; по ученым степеням; по субъектам Российской Федерации) (с 2010 г.). В Московском физико-техническом институте (МФТИ) и Университете науки и технологий МИСиС впервые в России создали четырехкубитный квантовый вычислитель. «Тридцать лет тяжелой работы по продвижению и развитию российской науки — усилий ученых и администраторов — псу под хвост», — написал он в своем Facebook.

Год науки и технологий

Если они со временем поймут, то можно хорошо развиться и получить современные новые технологии. Я смотрю оптимистично. Как повлияла спецоперация на настроения в научной среде? Первое время была небольшая неопределенность. Ведь в любой научной группе нет такого, что каждый человек специалист во всем, и было опасение, вдруг кого-то мобилизуют. Но, с другой стороны, мы понимали, что мы работаем для страны, на страну, для ее развития, значит, мы должны еще эффективнее работать. О помощи государства и технологическом суверенитете Давайте поговорим о вкладе государства.

Как оно помогает молодым ученым? Существует много конкурсов для молодых ученых: и гранты РНФ, и различные стипендии, различные программы, направленные на поддержание молодых ученых. Для молодых ученых открываются очень большие перспективы, что связано с большой поддержкой государства. Это хороший показатель. Сейчас очень популярна тема технологического суверенитета. Что нужно, чтобы обеспечить технологический суверенитет в науке в нашей стране?

В России очень много регистрируется различных патентов и идей. Если провести глубокий патентный поиск, то можно найти много различных технологий, не имеющих аналогов в мире. Но, к сожалению, не всегда получается развить определенные тематики и помочь определенным группам. О многих никто попросту не знает. Ученые — это такие люди, которые зачастую замкнуты в своей научной среде. Они могут разработать не то что самолет, а ракету, но они не будут громко заявлять об этом.

Мы просто можем не знать, что есть у нас в стране, что разработано. Если мы на это обратим внимание, начнем такие группы выискивать и реализовывать их наработки, то мы добьемся технологического суверенитета в стране. Он будет.

Такая организация должна упростить взаимодействие в разработке и ускорить вывод на рынок конкурентных продуктов и технологий.

Особое внимание уделяется в этом направлении работе с регионами, где будущие центры должны стать опорой для развития. На создание НОЦ претендуют десятки регионов в стране. Между нижегородским НОЦ и предприятием Ростеха подписана дорожная карта по содействию развития производства гражданской продукции. Это, в частности, искусственный интеллект, квантовые технологии, робототехника, новые источники энергии, технологии беспроводной связи, нейротехнологии, биотехнологии.

Продолжая традиции российской науки Наша страна всегда славилась талантливыми учеными. Многие из них начинали деятельность на предприятиях, которые сейчас входят в состав Ростеха: физик Александр Пистолькорс , без открытий которого невозможно было бы развитие целых направлений современной радиоэлектроники; конструктор Александр Нудельман, который стоял у истоков конверсии и создал не только десятки образцов авиапушек и зенитных комплексов, но и первый отечественный кардиостимулятор; конструктор Архип Люлька — автор первого турбореактивного двигателя в нашей стране, а также многие другие. Им на смену пришли другие выдающиеся ученые, которые трудятся на предприятиях Госкорпорации в наши дни. В частности, представители школы Пистолькорса на базе концерна радиостроения «Вега» ведут работы в области активных фазированных антенных решеток АФАР.

Здесь также основана единственная в стране научная школа авиационно-космического мониторинга, которую возглавляет генеральный конструктор концерна, член-корреспондент РАН Владимир Верба. Фото: «Росэлектроника» Предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации продолжают работу по созданию современных авиадвигателей, основываясь на традициях отечественной конструкторской школы, одним из основоположников которой был Архип Люлька. Решением Военно-промышленной комиссии Российской Федерации приоритетное для страны технологическое направление «Технологии двигателестроения» возглавляет заместитель генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации Валерий Гейкин, профессор, доктор технических наук. Новейший отечественный двигатель мирового уровня ПД-14, разработанный под руководством Александра Иноземцева, корреспондента Российской академии наук РАН , заместителя генерального директора ОДК, является первой силовой установкой, созданной в новейшей российской истории.

Первый полет российского пассажирского самолета МС-21 с двигателями ПД-14 состоялся в 2020 году.

Фальков подчеркнул, что успешно завершено строительство крупнейшей установки класса мегасайенс. Главным направлением научной деятельности сейчас является создание абсолютно новых природоподобных технологий, то есть переход к новому экономическому и технологическому укладу.

Эта плата станет нервной системой нового российского робота. Его уже создают в подмосковных цехах. Летом ему найдется работа в полях, зимой — на уборке снега. Все это благодаря возвращению суверенной науки.

За шесть лет расходы федерального бюджета на исследования и открытия выросли на две трети. В половине лабораторий страны — самое современное оборудование. Появляются новые центры научной силы. В квартале от легендарной высотки МГУ вырос "Ломоносов" из стекла и металла. Монолит кластера — связующее звено между фундаментальной и прикладной наукой. При этом уже не просто символическое. В "Ломоносове" — около 70 резидентов воплощают самые смелые идеи в жизнь.

Почти 500 квадратных метров, на которых рождается будущее. Резидентов на десять лет освободили от налога на прибыль, снизили таможенные пошлины. По сути, это дает возможность быстрее, чем в обычной жизни создавать новые разработки и превращать их в конкретные устройства", — рассказал Алексей Парабучев, генеральный директор фонда "Московский инновационный кластер".

Будущее российской науки обсуждают на Всероссийском съезде в Нижнем Новгороде

Автор свыше 450 научных трудов и более 300 изобретений, он руководит аспирантурой и является председателем диссертационного совета по защите докторских диссертаций в АО «РПКБ». Его работы в области создания теории и методов проектирования средств навигации с использованием физических полей Земли, автономных и корректируемых систем авионики способствовали созданию современных, высокоэффективных ударных авиакомплексов. С 40-х годов XX века концерн «Автоматика» является ведущим разработчиком и производителем средств криптографической защиты информации. Значимые проекты по созданию автоматизированных систем управления спецназначения в концерне были созданы под руководством Сергея Букашкина, который возглавлял предприятие два десятилетия. За годы его руководства было разработано около 50 комплексов специальной связи с применением технологии киберзащиты. Сегодня Сергей Букашкин занимает должность генерального конструктора концерна по направлению «Квантовые сенсоры». Ростех и научное сообщество Еще в 2012 году Ростех взял курс на «открытые инновации», который предусматривает широкое взаимодействие с внешним инновационным сообществом, включая вузы и научные организации. Только в 2019 году по заказам организаций Корпорации вузы выполнили исследований и разработок на 2,2 млрд руб. Госкорпорация активно сотрудничает с ведущими вузами страны, уже сейчас занимаясь подготовкой и выращивая специалистов, которые со временем поднимут отечественную науку на новый уровень. Плеханова — всего сотрудничает примерно с 400 вузами. Баранова работает над созданием гибридных силовых установок.

Баумана ведут исследования оптических волокон, не имеющих аналогов в мире, а в партнерстве с Московским физико-техническим институтом МФТИ компания готовит проекты в сфере искусственного интеллекта. Участники консорциума занимаются совместной разработкой новых материалов, применяемых для производства перспективной электроники, таких как полимерные диэлектрики и материалы для аддитивных технологий. На базе МГУ им.

Будут также проведены технические и клинические испытания и регистрация новых медицинских изделий. Об этом 11 января 2023 года сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Всего на получение грантов в 2023 году было подано 202 заявки. Каждая организация должна была предоставить ряд обязательных документов, в том числе программу обновления приборной базы, а также обоснование потребности в научно-лабораторных приборах или оборудовании. Размер гранта в каждом случае определялся исходя из ряда параметров: объема приборной базы, направления научной деятельности организации, ее результативности, техновооруженности, фондоотдачи и численности исследователей. Около 200 научных организаций получат гранты на обновление приборной базы в 2023 году К участию в отборе были допущены ведущие организации, не являющиеся в 2022 году участниками программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», направленной на поддержку программ развития образовательных организаций высшего образования, реализуемых в том числе совместно с научными организациями. Наибольшие суммы грантов составили 567,5 млн и 454 млн рублей. Их получателями стали МГУ имени М. Ломоносова и Физический институт имени П. Лебедева РАН. Кроме того, крупные гранты в размере 340,5 млн и 227 млн рублей будут предоставлены 23 организациям из 11 регионов России. Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298. Мы продолжим регулярно сверять часы с профессиональным сообществом для поддержки наших исследователей и создания условий по достижению прорывных результатов. Подчеркну, что обновление приборной базы в сегодняшних реалиях ориентировано не только на производство конкурентоспособных технологий, но и на снижение зависимости от иностранных комплектующих, — отметил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. В абсолютных цифрах доля государства в финансировании составила 92,8 млрд рублей. Основную часть оставшейся доли финансирования составляют средства университетов. По мнению экспертов, опрошенных « Коммерсантом », увеличение финансирования со стороны государства может означать увеличение интереса государства к коммерциализации результатов научной деятельности. Как отмечает директор ИСИЭЗ Леонид Гохберг, власти увеличивают финансирование науки, но при этом требуют и более эффективного возврата инвестиций. Доля бизнеса же падает, по мнению эксперта, из-за сокращения финансовых возможностей частного сектора экономики. Председатель попечительского совета организации « Опора России » Сергей Борисов заявил, что сокращение инвестиций бизнеса в науку является «нехорошим трендом» и объясняет это недостаточным уровнем конкуренции. Скорее всего, бизнес еще не достиг точки развития, позволяющей видеть достижения науки в качестве орудия конкурентной борьбы,— считает он. Исследование было опубликовано в конце июля 2023 года. Динамика бюджетных средств на гражданскую науку опережала темпы роста расходов государства в целом даже на фоне непростой экономической ситуации последних лет, отмечается в докладе. Финансирование фундаментальной науки, напротив, увеличивалось опережающими темпами: в 2010—2022 гг. Почти половина — 247,3 млрд рублей - направлена на поддержку фундаментальных исследований. Идет не увеличение, а уменьшение расходов на науку! Объем финансирования проектов Российским научным фондом за год вырос на 3 млрд рублей В 2021 году Российский научный фонд РНФ профинансировал проекты на сумму 24,3 млрд рублей против 21 млрд рублей годом ранее. Такие данные были обнародованы в апреле 2022 года. Подробнее здесь. Основными лидерами по объему ассигнований на гражданскую науку, по данным 2014 года, являются США 66,4 млрд долларов , Япония 33,3 млрд и Германия 31, 4 млрд.

Академик Геннадий Красников рассказал, что у России есть определенные успехи в достаточно перспективных областях. Так, Россия уже давно находится на мировом рынке электроники. Кроме того, страна готова увеличить свою долю там. Также развиты технологии, связанные с платежными системами, транспортными и интернет-технологиями, интернетом вещей, ID-документами. Я сейчас говорю о стратегическом вооружении, которое гарантирует нам неприкосновенность. Там используются серьезные отечественные микросхемы, способные выдерживать все факторы воздействия на аппаратуру.

В Пермском Политехе обучили нейросеть находить нелегальных пользователей в интернете 4. Эта отрасль защищает данные от утечек, а программы, системы и сети — от взлома, порчи файлов или других видов атак. В коммерческих и государственных структурах сведения также необходимо охранять от шпионов или возможных злоумышленников внутри самого коллектива.

Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир

Редакция РИА «Новый День» не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Использование такого рода материала в любом виде и качестве без разрешения агентства будет преследоваться по суду.

Ученые предложили получать термостойкие люминофоры в форме композитных керамик, применяя технику реакционного искрового плазменного спекания коммерчески доступных порошков оксидов. Искровые разряды между спекаемыми частицами и фазовые превращения помогли сформировать материал с тонкодисперсной микроструктурой и плотностью, близкой к теоретически предсказанной. Об этом рассказал «Ведомостям» член-корреспондент РАН, исполняющий обязанности директора Института синтетических полимерных материалов имени Н. По его словам, у светодиодов есть несколько проблем, например, высокое тепловыделение, низкий индекс цветопередачи и изменение цветовых характеристик во времени. Решить эти задачи можно благодаря использованию керамики на основе комплекса из оксида алюминия и иттрий-алюминиевого граната. Исследователи под руководством Дениса Косьянова впервые предложили получать такую композитную керамику принципиально новым методом, добавил он.

Зубы древних жителей Русской равнины рассказали об их образе жизни Ученые из Исторического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера провели исследования погребений людей, живших с пятого тысячелетия до н. Антропологи изучили останки 232 человек из 32 курганов разных эпох и по крупицам реконструировали жизнь наших предков: от особенностей быта до специфики болезней. Исследователи проанализировали зубы некоторых людей и показали, что население ранней эпохи бронзы страдало кариесом средней степени, у них встречались травмы зубов и пародонтопатии. В позднюю бронзу состояние здоровья зубной системы изменилось: кариеса стало меньше, нагрузка на зубы снизилась, но при этом появилось больше минеральных отложений. Исходя из этого антропологи предположили, что в целом, диета местных жителей была постоянной на протяжении многих веков — они ели мясо, рыбу, молоко и иногда продукты, содержащие фруктозу и сахарозу. Но со временем пища стала менее грубой, что может быть связано с изменением способа приготовления еды. Кроме того, ученые выделили из зубов древнюю ДНК и выявили вирус гепатита B у двух мужчин из разных эпох.

Некоторые части истории практически «невидимы», особенно когда речь идет о бесписьменных обществах. Но новейшие достижения в области палеоДНК постепенно приближают нас к пониманию прошлого. Благодаря этому мы, в конечном итоге, можем строить прогнозы будущего и предполагать, по какому пути пойдет человечество», — добавил он. Трофимука СО РАН успешно протестировали на Курильских островах разработанные ими подходы к построению модели вулканов. Это станет важным шагом для начала работы по обеспечению удаленных населенных пунктов дешевой и возобновляемой энергией земных недр. С помощью придуманного ими алгоритма сейсмической томографии они построили первую 3D-модель скорости поперечных волн, что дало возможность определить положение магматической камеры под вулканом.

Исследование платформы "Авито Услуги" также показало резкий рост спроса на репетиторов.

Их знания оказываются поверхностными, недостаточными даже для сдачи ОГЭ, который считается лёгким экзаменом по сравнению с ЕГЭ по профильной математике». Пробелы в знаниях у учеников обнаруживаются по всей программе, начиная с 5-го класса, а иногда и с начальной школы, отмечает Воронова. Уровень отличника — решение шаблонных задач. Репетитор связывает это с тактикой школ на натаскивание учеников на разного рода контрольных и проверочных работах: школьники зубрят демоверсии экзаменов, но слабо ориентируются в основном материале. Учитель математики одной из региональных школ Татьяна Николаевна считает, что в этом году результаты ОГЭ по математике могут ухудшиться. Её прогноз связан с острой нехваткой учителей по этому предмету: «Часть педагогов уволились из школы ещё летом, большинство ушло в репетиторы, — объясняет учитель. А с учителями математики и так проблемы уже несколько лет, подмен нет.

В нашей школе в январе учитель профильного девятого математического класса попала в больницу, замену среди года ей найти не смогли, уроков по предмету не было почти месяц, кто-то решал пробники самостоятельно, кто-то занимался с репетиторами, — рассказывает преподаватель. Результаты школьников на ОГЭ по русскому языку обычно значительно превосходят баллы по математике. Но всё чаще это происходит опять же за счёт стараний репетиторов». Дмитрий Данилов, основатель одной из крупнейших онлайн-школ в России по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ "Умскул": «Несмотря на все нюансы и споры вокруг ЕГЭ, сегодня сдача его на хороший балл — это возможность поступить в желаемый вуз школьнику из глубинки. И это тот самый социальный лифт, который юному талантливому ребенку из семьи со средним или ниже среднего достатком сейчас доступен. Безусловно, большинство наших учеников, ребята из регионов, обучаясь, преследуют одну цель — сдать ЕГЭ на максимальный балл, чтобы поступить в вуз мечты и сделать первый успешный шаг во взрослую жизнь. В качестве подтверждения, процитирую одну из наших выпускниц, 100-балльницу по математике 2022 года, Алину Байкову из Южно-Сахалинска, которая поступила в МФТИ: "Моей главной мотивацией было желание поступить в лучший вуз, я очень хотела уехать учиться в другой город, потому что знала, что уровень образования моего региона мне не подходит.

В моменты сомнений и усталости я всегда напоминала себе, что делаю это ради себя и своего будущего, я хотела для себя лучшего, это помогало не унывать при интенсивной подготовке к ЕГЭ". Собственно, я и сам из маленького города в Чувашии, сдав физику на 98 баллов, смог поступить в КФУ и сделал тот самый первый шаг к успеху. Резюмируя: совершенствовать ЕГЭ — актуально, отменить — закрыть дверь возможностей для талантливых ребят с периферии». Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, в котором Россия принимала участие с 1995 г. В Ассоциации не ответили на вопрос о причинах отказа, порекомендовав обратиться в Центр проведения международных исследований от России — ФИОКО, подведомственный Рособрнадзору институт. В ведомстве сообщили, что вместе с Минпросвещения провели работу по импортозамещению и реализовали возможность оценки подготовки учащихся "по модели PISA" с 2022 года без участия ОЭСР. Международное исследование TIMSS проводится раз в четыре года, последний раунд, в том числе в России, проводился в 2019 г.

В ходе исследования оцениваются и сравниваются знания школьников четвертых и восьмых классов из разных стран по математике и естественнонаучным предметам и то, как они могут интерпретировать свои результаты, а также применять знания на практике. Четыре года назад от России в исследовании приняло участие почти 8000 школьников из 49 регионов. Так как исследование проводится каждые четыре года в четвертых и восьмых классах, есть возможность проследить динамику изменений в образовании учащихся четвертого класса, когда они придут в восьмой класс. Российские власти, в момент подведения итогов TIMSS-2019, активно приветствовали результаты, полученные школьниками. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов отметил лидерские позиции российского школьного образования и заявил, что в российской школе сохраняется фундаментальная подготовка, позволяющая «сформировать навыки XXI века — "soft skills"» цитата по ТАСС. В рамках исследования также оценивалась социально-экономическая обстановка, в которой школьники получали знания, проводился опрос родителей, директоров, учителей и самих учащихся. Регулярное исследование позволяло не только сравнивать Россию с остальным миром по качеству образования, но и выявить особенности учебного процесса, которые влияют на результаты школьников, сообщила изданию член международной группы экспертов TIMSS по естествознанию Галина Ковалева.

Кроме того, по ее словам, участие в исследовании позволило стране заложить основания для отечественной системы оценки качества образования, которую сейчас применяет сам Рособрнадзор. В национальном проекте "Образование" стоит задача к 2024 г. К примеру, исследование должно было включать новые форматы заданий и интерактивные функции, а также другие особенности, чтобы заинтересовать современных учащихся. Там же в дорожной карте сказано, что в феврале 2021 г. При этом в прошлом году Россия приостановила участие в другом международном исследовании — PISA — по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся. В ответе на запрос "Ведомостей" в Рособрнадзоре добавили, что финансирование, ранее предусмотренное на международные исследования, было направлено на поддержку национального формата оценки качества образования. Из-за отказа от международных исследований, Россия не окажется в изоляции, уверен директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин, так как накопленный опыт позволяет проводить почти все необходимые исследования самостоятельно.

TIMSS продемонстрировало, что у нас есть проблемы с учебными программами в пятом—шестом классах, так как блок естественнонаучного образования после начальной школы начинает теряться», — отметил Илюхин. По его мнению, некий "вариант импортозамещения" TIMSS найдется, так как понимать, что происходит с образованием в начальной и средней школе, государству необходимо. Развитие высшего образования СМИ публикуют полемику относительно реформы высшего образования. Предполагается взять всё здравое, что было наработано за советское время. Имеет ли смысл возвращать и систему послевузовского распределения для учившихся на бюджете? Август Белкин, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ: «Я обеими руками за возвращение системы распределения после окончания вуза. Если государство увеличит число бюджетных мест на наиболее востребованные специальности, предоставит льготы при поступлении, а потом ребята отработают 2—3 года там, куда Родина пошлёт, это будет справедливо.

Гарантированное трудоустройство, опыт работы по специальности — что в этом плохого? Другой вопрос, что весь этот процесс должен быть абсолютно прозрачен и основан на добровольных началах. Конституция гарантирует нам свободу передвижения и выбор места жительства, нельзя превращать человека в крепостного крестьянина. Будущий учитель или врач должен осознавать, на что он идёт, подписывая договор с государством; у него должно быть полное понимание, с какими условиями труда и жизни он столкнётся. Он должен проходить практику в школе или поликлинике, где ему предстоит работать, желательно уже на этапе обучения общаться и контактировать с будущими коллегами, пациентами, учениками. Идеальный вариант — обеспечить таким молодым специалистам в глубинке доступное жильё, повышенную зарплату и пр. В советское время система распределения в вузах была неотъемлемой частью плановой экономики.

Да, она была несовершенна, но, тем не менее, благодаря этому квалифицированная медпомощь была доступна и на отдалённых территориях. Но я полагаю, что проблема подготовки и трудоустройства молодых кадров в России гораздо глубже. Болонская система оказалась чуждой нам в социальном и психологическом отношении. Как говорится, что хорошо собаке, то кошке не подходит. Чтобы подогнать советскую систему образования под европейскую, мы резали её по живому, пытались "впихнуть невпихуемое", отказались от лучших методик и традиций. Но, в конце концов, запутались сами и вместо полноценных специалистов получили тысячи "недобакалавров" и "псевдомагистров", которые одинаково далеки как от реального производства, так и от науки. Обладатели дипломов годами работают не по специальности, потому что их специальность попросту никому не нужна.

Отсюда так много в стране курьеров и менеджеров по продаже телефонов с высшим образованием». Константин Зискин, кандидат педагогических наук, учитель физики: «Распределение после вузов — неэффективный метод решения проблемы дефицита кадров в регионах. Если делать как в СССР, то надо сначала восстановить Госплан, потом закрыть все частные предприятия, оставив только государственные, вернуть соцсоревнование и т. Сомневаюсь, что организовать такой поворот вспять реально. А кого именно мы хотим распределять? Только врачей и учителей? Или всех?

И точно ли обеспечим рабочими местами всех отучившихся на бюджете — от программистов до журналистов? Далее: молодые люди, только что окончившие вуз, — задорные, энергичные, но их профессионализм вызывает большие сомнения. Если такая большая гвардия непрофессиональных людей отправится в регионы, точно ли это будет хорошо? Молодой врач без опыта много кого вылечит? Обязательное распределение — это, по сути, барщина, которую должен отработать каждый выпускник вуза. Есть барин, и он решает за своих холопов, как, где и кем им работать. Но те, кто хорошо учился на уроках истории, должны помнить: и крепостные крестьяне, и рабы — это крайне неэффективный труд.

Самый эффективный — труд свободных граждан. А свобода означает, что человек сам принимает решение, где он трудится. Так что поначалу неплохо бы понять, какую задачу мы решаем. Если мы хотим, чтобы выпускники вузов получили практический опыт, — это одна история. Если мы хотим затыкать дыры, возникшие из-за того, что некомпетентные чиновники в регионах не могут организовать такие условия, чтобы люди сами хотели там работать, — другая. И её насильственной привязкой к рабочему месту не решить — всё равно сбегут. Кадровая политика — один из элементов политики экономической.

Если вы хотите решить проблему кадров, нужно перестраивать всю экономику региона, чтобы школы и больницы получали нормальное финансирование. За деньги народ поедет. Финансовая выгода для многих окажется важнее возможности выпить тыквенный латте. А когда у людей в регионах появятся деньги, туда и бизнес придёт. Откроются и кафе, и рестораны, и магазины. С нормального финансирования надо начинать, а не с распределения. Лечить болезнь, а не её симптомы».

ТАСС пишет, что систему обязательного распределения выпускников медицинских вузов и колледжей надо ввести в России. Как отметил лидер ЛДПР Леонид Слуцкий на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным в понедельник в рамках подготовки к ежегодному отчету кабинета министров в Госдуме, эта мера поможет решить проблему нехватки медицинских кадров. Как напомнил лидер либерал-демократов, в ходе выступления на правительственном часе в Госдуме министр здравоохранения Михаил Мурашко сообщил, что в России «не хватает порядка 35 тыс. По мнению Слуцкого, проблему может разрешить «введение системы обязательного распределения выпускников медицинских вузов и учебных заведений среднего медицинского образования». Считаем, что одно другому не противоречит», — добавил Слуцкий. ТК «Наука и университеты» пишет, что разнообразие предложений по реформированию системы высшего образования нарастает. Предлагается расширить специалитет, но тут же на него сверху "навешивается" магистратура.

Общий срок обучения в рамках такой конструкции получается слишком большим, поэтому зазвучали голоса о необходимости введения годичной магистратуры или хотя бы "меньше двух лет". Бакалавриат, кажется, сохраняют, но уже есть предложения сделать его пятилетним… А, может быть, не стоит всё так усложнять? Предлагаю такой подход к реформированию отечественной системы высшего образования. Признать, что новая система высшего образования будет гибридной, сочетающей элементы традиционной советской системы и уровневой системы высшего образования. В каждой действующей укрупненной группе специальностей и направлений УГСН выделить программы, которые будут реализовываться в рамках направлений бакалавриата, и программы, отнесенные к специалитету. Реализация одной программы и в бакалавриате, и в специалитете не допускается. Эту работу могут выполнить соответствующие профильные ФУМО Федеральные учебно-методические объединения.

Для выпускников специалитета предусматривается возможность поступления в магистратуру, открытую, согласно п. Специальные программы магистратуры для выпускников специалитета не разрабатываются. Профильные ФУМО разрабатывают и обсуждают с академическим сообществом примерные учебные планы для всех направлений бакалавриата и специальностей. Эти учебные планы носят рекомендательный характер. Затем необходимо определиться с ответами на некоторые отдельные вопросы, в частности: — на какой стадии студент должен осуществить окончательный выбор направления специальности в рамках УГСН? О магистратуре. Заявление об одногодичной магистратуре — не просто дань запросам времени.

В Минобрнауки пояснили, что такой механизм позволит студентам выстроить индивидуальную образовательную траекторию, расширить полученные знания в будущей сфере профессиональной деятельности. Скорее всего, предложение о сокращении срока обучения в магистратуре обрадует ту часть студенчества, которая после бакалавриата уже трудоустроена.

Высокие технологии, изобретения в медицине, исследования космоса, как привлечь в эти сферы лучших специалистов и не допустить оттока юных талантов за рубеж. Все это обсуждают на Всероссийском съезде в Нижнем Новгороде. Город в этом году объявлен молодежной столицей.

Ученый о развитии науки в России: «Открываются очень большие перспективы»

Главная Наша деятельность Новости Председатель совета молодых учёных при Президенте Никита Марченков: Развитие российской науки остановить невозможно. Мы хотим напомнить вам, на какие открытия российской науки обратила внимание редакция Hi-Tech в 2023 году. Свежие новости в России и мире.

10 самых важных открытий российской науки за последние 20 лет

Фундаментальная наука – прочный каркас науки прикладной, на которой строится новая промышленность России. Научные исследования, работа Российской академии наук (РАН), ФАНО и Минобразования; проверки Рособрнадзором академических институтов; работа научно-исследовательских институтов (НИИ) и научно-образовательных центров; нацпроект «Наука», международное. Лента новостей журнала «Наука и жизнь»: новости и события российской и зарубежной науки и техники. Мы пишем интересные свежие новости России, мира и Большого Урала. Трансформация науки и технологий в ключевой фактор социально-экономического и пространственного развития России.

Ученый о развитии науки в России: «Открываются очень большие перспективы»

На сегодняшний день прибор не имеет аналогов в мире. Ломоносова и Института прикладной физики РАН нашли способ фиксировать и анализировать гравитационные волны. Появление этих волн предсказал еще Альберт Эйнштейн в общей теории относительности. Российские ученые использовали специальный детектор по поиску LIGO в 1993 году. Стартовал первый в мире квантовый блокчейн Блокчейн — это способ хранения данных о совершенных транзакциях в виде последовательности информационных блоков. Чтобы блокчейн работал корректно, нужно обеспечить целостность базы данных у всех его пользователей. Считается, что такие алгоритмы неуязвимы для хакерских атак. Однако технологии развиваются поистине бешеными темпами, и целостность данных может подвергнуться опасности — существующие блокчейны не смогут обеспечить защиту финансовых сведений. В 2017 году физики из Российского квантового центра предложили решение этой проблемы и разработали первый в мире «квантовый блокчейн». Эта теоретически невзламываемая система поможет уберечь информацию от нежелательных лиц.

Создан протез митрального клапана сердца Митральный клапан находится между левым предсердием и левым желудочком сердца. Его порок — одна из наиболее распространенных форм патологии сердечно-сосудистой системы. Традиционно эти пороки лечат на открытом сердце в условиях искусственного кровообращения. Такие операции не подходят многим пожилым пациентам из-за высокого риска смерти. В 2018 году ученые Национального медицинского исследовательского центра им.

В Пермском Политехе обучили нейросеть находить нелегальных пользователей в интернете 4. Эта отрасль защищает данные от утечек, а программы, системы и сети — от взлома, порчи файлов или других видов атак. В коммерческих и государственных структурах сведения также необходимо охранять от шпионов или возможных злоумышленников внутри самого коллектива.

Номинировать претендентов на получение премии могут приглашённые Сбером российские научные и образовательные организации, а также учёные, предприниматели и представители инвестиционного сообщества в сфере технологий. Заявки проходят независимую экспертизу, а лауреатов определяет комитет из авторитетных учёных, специалистов разных областей науки и представителей высокотехнологичных компаний.

Срок обучения в магистратуре будет зависеть от запросов отрасли и от индивидуальной образовательной траектории. По словам министра науки и высшего образования, максимальные сроки обучения потребуются на сложных направлениях, в основном связанных с исследовательской деятельностью, — например, генетикой и ядерной физикой. А в IT "нормой" может стать годичная магистратура: Фальков рассказал, что представители этой отрасли неоднократно обращались в министерство с просьбой сократить срок обучения в магистратуре, поскольку сфера очень динамичная и там "быстро выходят на рынок труда". Одного года достаточно и по ряду других программ, "особенно если это трек: человек получил высшее образование, поработал на производстве достаточно продолжительное время, ему надо углубленные профессиональные знания в узкой какой-то области получить — и он идет в магистратуру". А чтобы увязать продолжительность обучения с потребностями работодателей, "реальный сектор" собираются привлекать к разработке учебных программ». В новой системе образования у российских вузов появится возможность разрабатывать программы магистратуры совместно с потенциальными работодателями. Об этом сообщил министр Минобрнауки Валерий Фальков. По его словам, сегодня такой практики в принципе нет. Так, университеты могут договариваться и с компаниями, и с отраслевыми объединениями. Напомним, ранее глава Минобрнауки заявил, что по ряду специальностей срок обучения в магистратуре может быть сокращен до одного года. Например, для ИТ-специальностей, а также для инженеров. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков принял участие в расширенном заседании Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию в рамках подготовки к отчету Правительства РФ. Он отметил: «Последний год мы очень активно обсуждаем, что важно дать все, что просит регион и университеты, чтобы их запросы были очень четко связаны с тем, что имеет система общего образования. Проще говоря, количество бюджетных мест с определенным перечнем ЕГЭ соотносилось с тем, какое количество выпускников соответствующее ЕГЭ выбирает и сдает». О конкуренции или коллаборации вузов и колледжей. В недавнем интервью на портале "Ректор говорит" и. Это же просто разные траектории захода на рынок труда, разные типы профессий. Вопрос-то не в том, что лучше выбрать: вуз или колледж. Речь о том, что вместе эти уровни образования существенно повышают карьерные перспективы. Только через многоуровневое профессиональное образование можно стать действительно хорошим специалистом. Пора начинать смотреть в эту сторону: перестать конкурировать, начинать создавать коллаборации с вузами, работать вместе». Здесь можно подискутировать. Во-вторых, те, кто поступают в вузы, выбирают чаще всего заочную форму обучения, которая, согласитесь, для университета сегодня второстепенна. Наконец, еще один серьезный фактор. Мой личный преподавательский опыт свидетельствует о том, что большинство выпускников колледжей имеют достаточно слабую общую подготовку по школьным дисциплинам. Сейчас ситуация в этом плане станет ещё более сложной, так как запущен проект "Профессионалитет", предполагающий ускоренную подготовку специалистов в системе СПО. Вероятно, более всего пострадают как раз именно школьные дисциплины. Кстати, в вышеупомянутом интервью на вопрос по этому поводу Н. Золотарева ответила так: «Что касается сокращения часов на какие-то дисциплины, то не надо забывать, что общеобразовательная подготовка в колледжах сохранена. Оптимизация идет за счет исключения неактуальных предметов или дублирующих модулей и за счет применения технологий, которые позволяют повысить интенсивность учебного процесса. Да, формально то, что в школе изучают два года, в техникуме осваивают за год. Но общеобразовательные элементы присутствуют и в общепрофессиональных дисциплинах». Таким образом, речь идет о том, что большинству выпускников колледжей в университете с серьезными требованиями к уровню фундаментальной подготовки учиться будет сложно. Возвращаюсь к вопросу, который вынесен в заголовок: на мой взгляд, сегодня речь все-таки идет о конкуренции за будущего абитуриента. Отдельные примеры удачной коллаборации вузов и организаций СПО являются скорее исключением, чем правилом. Минобрнауки поступательно формирует нормативно-правовую базу для полноценного вхождения организаций, ППС, студентов и слушателей, сотрудников административных служб вузов и НИИ в российские процессы. Одна из задач — составление списков эквивалентов по должностям, направлениям и уровням подготовки и т. В условиях боевых действий и нежелании украинской стороны обеспечивать гуманитарные нормы поведения в вооруженных конфликтах, постоянно встает вопрос о невозможности получения нужных документов. Президент РФ Владимир Путин не раз подчеркивал: нужно говорить с людьми, входить в их ситуации, а не прятаться за бюрократическими отговорками. В частности, Минобрнауки разработало механизм проведения государственной итоговой аттестации — то есть государственных экзаменов и опционально защиты дипломов. Это можно будет сделать бесплатно в любом из университетов. Если у студента нет подтверждения освоения образовательной программы судя по всему, тут подойдет даже зачетка , — университет будет устанавливать соответствие через различные процедуры. По итогам успешной сдачи ГИА будет выдан диплом о высшем образовании. Проблема с ГИА касается двух очень разных категорий студентов. Все они в 2022-м году должны были бы завершать свои образовательные программы. Затем — после вхождения в состав России — была проведена демобилизация, а теперь постепенно урегулируются вопросы, связанные с прохождением итоговой аттестации. С другой стороны, студенты Запорожской и Херсонской областей избежали мобилизации, но это не отменяет аналогичных проблем по формальному завершению освоения образовательных программ. Есть основания полагать, что на базе нескольких вузов как в новых регионах, так и в ЮФО будут открыты центры ГИА, чтобы обеспечить системную работу по проведению аттестации и выдаче дипломов. Для студентов из ДНР и ЛНР, которые были мобилизованы, а затем смогли вернуться к учебе, были анонсированы значительные льготы. Одна из основных — возможность перехода с платного на бесплатное обучение. Много высоких чинов включая и президента подчеркивали, что такое право обязательно будет дано. Однако финансово-бюрократические реалии в итоге оказываются совсем иными. Минобрнауки утвердило порядок перехода — он возможен лишь при наличии свободных бюджетных мест в образовательной организации. С точки зрения равноправия — вопросов нет, новые регионы ничем не отличаются от всех остальных субъектов федерации. Если же говорить по совести — то Минфину стоит изыскать средства не столь и большие для того, чтобы каждый студент из ЛНР и ДНР смог перейти на бюджет. Появление ChatGPT породило широкий круг дискуссий об изменении в образовании. ИТ-технологии далеко не первый раз порождают изменения в образовании. Предыдущий цикл изменений был вызван появлением открытых поисковых систем Google, Яндекс и др. Тем не менее, эта информация была не структурирована сплошной поток , учитель требовался для упорядочивания и анализа. Изменения, связанные с появлением открытых поисковых систем, до сих пор полностью в образовательный процесс не внедрены. В этом контексте ChatGPT приводит лишь к одному: ранее бессистемная информация из поисковиков теперь оказывается систематизированной по определённому протоколу. Но это, казалось незначительное изменение, окажет сильнейшее влияние на образовательный процесс, лишив "знающих" монополии на структурирование информации. Что мы должны делать в связи с этим в университетах? Критическое и оригинальное мышление — главное, что должен давать университет. Мышление и раньше было во главе угла любого настоящего университета, теперь его значение вырастет ещё сильнее. Образованный человек тот, кто способен создать нечто оригинальное, отличное от возможностей ИИ. Другой аспект "критического" мышления — понимание того, что ответ машины зависит, как от вопроса, так и от технологии её создания. Машина не может отличить ложь от правды, а значит, будучи обученной на неверных фактах, машина будет эти факты выдавать как истинные. Широта кругозора — необходимый элемент для работы с машиной. А значит, роль "гуманитарной" компоненты для инженера и "инженерной" компоненты для гуманитариев только растёт. Непрофильный блок не требуется понимать как профильный, но требуется узнать все необходимые факты для того, чтобы правильно интерпретировать то, что говорит машина. Практические занятия в реальном мире должны стать основной формой обучения в университете с первых дней пребывания в нём. Практические навыки невозможно получить с помощью машины. А значит, университет должен всегда ориентировать только на практико-ориентированное обучение. Это не значит, что физики-теоретики как и любые другие теоретики не нужны, просто не нужно путать работу учёного-теоретика с изучением теории физики без практического её применения. Принципам и этике "почему" и "зачем" я это делаю в университетах будет уделяться значительное время. Важно не просто что-то делать, а осознавать, что ты делаешь. Не стоит ждать от университетов тектонических изменений уже завтра. Консервативность университетов — залог их тысячелетней истории. Однако следует понимать, что вектор движения уже задан. В топ-100 мировых университетов будущего будут только те университеты, в которых получается готовить студентов индивидуально, формируя единую этику и принципы, а также широту кругозора и уникальное критическое и творческое мышление. В университете ты переписываешь советские учебники, а на стажировках перебираешь бумаги. Дипломированные специалисты сталкиваются с проблемой "без опыта не берем". Но где же этот опыт взять, если большинство преподавателей никогда не работали вне стен учебного заведения? Зарубежное образование построено по другому принципу, но редкие положительные примеры есть и у нас. Недавно вышло интервью с ректором Заполярного государственного университета Евгением Голубевым. ЗГУ — довольно небольшой технический вуз, но с крепким студенческим сообществом и преподавателями-практиками. Университет базируется в Норильске, поэтому студенты проходят практику на предприятиях и в исследовательских департаментах металлургического гиганта "Норникель". В интервью ректор ЗГУ рассказывает о профессиях будущего, атмосфере учебы в одном из самых северных вузов и практике на базе реального производства. Это показал мониторинг, проведенный Минтруда РФ. А улучшить схему трудоустройства должен новый сервис "Стажировки и практики", который с сентября заработает на портале "Работа России". По словам главы Минтруда Антона Котякова, «сервис поможет "вести" наиболее перспективных молодых людей — от первого курса до выпуска» и позволит работодателям делать предварительный отбор и высылать приглашения на стажировки и практики соискателям со всей страны без подписания отдельных соглашений с учебным заведением. Возможно, новый сервис поможет компенсировать сокращение программ стажировок российскими компаниями. Но системы электронного документооборота тоже применяются сравнительно редко — менее чем в половине организаций. Согласно законодательству, электронное и дистанционное обучение — не одно и то же. Электронное обучение может проходить в разных форматах, в рамках которых используют интернет и цифровые технологии. То есть это может быть и то обучение, которое полностью проходит в цифровой среде, и то, что организовано в обычной аудитории, но с применением каких-либо цифровых инструментов. А дистанционные образовательные технологии реализуют только при удалённом взаимодействии преподавателей и учащихся с использованием информационно-телекоммуникационных сетей то есть ключевой момент — дистанционное взаимодействие педагога и ученика. Законодательство определяет разницу между этими понятиями не вполне чётко — ранее мы писали об этом более подробно. В вузах электронное обучение встречается ещё чаще. Дистанционные технологии распространяются гораздо стремительнее. В системе СПО произошёл ещё более заметный скачок. Авторы сборника проанализировали, как изменились доли студентов колледжей и вузов, обладающих разными цифровыми навыками. Уровень владения разного рода программами почти не изменился по сравнению с 2019 годом. Ожидаемо, учащиеся в городской местности несколько опережают в умениях тех, кто живёт в сёлах. А студенты вузов владеют ими лучше, чем учащиеся учреждений системы СПО. Чаще всего студенты умеют пользоваться текстовыми редакторами, а реже всего — самостоятельно писать программное обеспечение. Но при этом даже владением такими базовыми умениями, как использование текстовых редакторов, или созданием электронных таблиц, могут похвастаться далеко не все.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий