velikiy_ Да, для большинства верующих великий пост — это аскеза во имя Бога. И все же приятно узнать, что, помимо духовного результата есть еще и польза поста для здоровья. В пост необязательно полностью лишать себя удовольствия полакомиться сладким. Пост во время священного месяца Рамазана – религиозная традиция временного воздержания от пищи, алкоголя и интима. В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими. Полезен ли пост для здоровья и как поститься правильно?
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Достоинство и польза Поста | У православных верующих продолжается Великий пост, который начался 27 февраля и завершится 15 апреля. Он установлен в память о многодневном воздержании от еды Иисуса Христа в пустыне. |
Полезен ли пост для здоровья? Отвечает диетолог | Возможно, кто-то думает, что пост может навредить здоровью, на самом же деле пост только укрепляет здоровье, ведь во время голодания очищается организм, выводятся шлаки, активизируется работа мозга. |
Полезен ли пост для здоровья или лучше от него отказаться? | Однако, как уже было сказано выше, пост полезен не только для верующих. |
Кому нельзя поститься? И как поститься без вреда для здоровья | Соблюдение поста полезно не только для нашего психического, но и для физического состояния здоровья. Вот несколько основных преимуществ соблюдения поста. |
О. Максим Обухов: «После 50 лет осторожно относитесь к постам»
Православные посты, в зависимости от их продолжительности подразделяют на: однодневные — по средам и пятницам, дни почтения святых — все эти дни указаны в календаре; многодневные — Петров пост меняет продолжительность ежегодно , Успенский пост 2 недели , Рождественский пост и Великий пост по 40 дней каждый. Ближайший многодневный пост в этом году — Великий, продолжительностью с 15 марта по 01 мая 2021 года, достаточно длительный период, в течение которого православные должны строго воздерживаться от употребления животной пищи и спиртных напитков. Кто может "держать" пост? Считается, что правила строгого поста распространяются на здоровых и крепких людей, посвятивших себя духовенству священнослужители, монахи. Выделяют категории лиц, которые могут быть освобождены церковью от соблюдения строгого поста или в отношении которых допускаются послабления — это: дети и подростки, так как для полноценного роста и развития им необходим сбалансированный рацион; беременные и кормящие женщины; пожилые и больные людей, в том числе и в послеоперационный период; люди, занятые активным физическим и умственным трудом. К каждому строгому посту церковь дает разъяснения по его соблюдению, в православных календарях указывается какая пища, в какой день разрешена.
Следует отметить, что послабления во время поста касаются только употребления пищи, в зависимости от состояния здоровья или возраста человека, чтобы не нанести вред организму, остальные заповеди православия должны соблюдаться. Соблюдение поста пожилыми людьми Церковь и медицина считают, что каждый должен поститься по своим силам. Порядок соблюдения поста очень строгий и не каждый может его придерживаться, особенно люди в возрасте при наличии у них, как правило, хронических заболеваний. Помимо духовного наставника, которому следует рассказать о проблемах со здоровьем и получить разрешение на пост, которое возможно будет предоставлено с послаблением в питании, необходимо своё желание поститься согласовать с лечащим врачом, ведь перенести пост молодому организму проще, чем пожилому. Почему не рекомендуют строго поститься пожилым В пожилом возрасте следует внимательно относиться к своему здоровью, поддерживать и укреплять его, полноценно и сбалансировано питаться.
К этому возрасту, как правило, вырабатывается определенный режим питания, пищевые предпочтения.
Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистая пожелания, представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего. Вот это истинный пост, как и Исаия говорит от лица Божия: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Какой же, скажи? И когда это сделаешь, говорит, «тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет» ст. Видишь, возлюбленный, в чем состоит истинный пост. Такой-то пост будем совершать, не полагая его, подобно многим, в том только, чтобы пробыть без пищи до вечера. Не это главное, но то, чтобы с воздержанием от брашен соединили беседы на книгу Бытия мы и воздержание от вредного для души и показали великое попечение о совершении духовных дел. Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни.
Как презрел он душу свою, так должен презреть и суетную славу, и взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с великим усердием творить молитвы и исповедания пред Богом, и, сколько возможно, помогать себе милостынею. Эта, эта именно добродетель особенно может изгладить наши грехи и исхитить нас из геенского огня, если мы будем исполнять ее щедро, а не на показ людям. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Иоанн Кронштадтский: Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным, то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душой своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценной одеждой добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе. Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христа, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?
Не внутренние ли скляницы и блюда надо очистить, чтобы внешнее было чисто? Не в помощь ли внутренней добродетели дается наружный пост? Зачем же мы извращаем божественный порядок? Феофан Затворник: Пост — не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысль, ни сердце не были отягчены. Макарий Оптинский: Вот уже и преддверие святого поста! Приближился и почти наступил пост; как же мы будем поститься? Чувственного поста от брашен не можем сохранить так, как сохраняли оный отцы наши и учители; но хоть бы и сохранили оный, то что воспользует без поста духовного, о котором Церковь нам воспоминает: "постимся постом духовным, благоприятным Господеви" и прочее стихира Триоди. Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенно и смиренно Пс. Желаю вам подвигом добрым подвизаться, "поститься духовно и телесно, постом приятным, богоугодным Господеви": затворяйте двери келлии от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов. Воздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей.
В прибавлении правил на пост я с вами не согласуюсь, при слабом вашем здоровье, да и потому, что вы печетесь о выполнении только количества, а о качестве не имеете попечения; в оскудении обоих смирение да заменит оные. А при оных когда нет благоухания смирения, то нимало не воспользуется ими человек , но тщеславием и мнением еще и вред приимет. Игнатий Брянчанинов : "Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды.
Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть... Иоанн Кассиан Римлянин: "… один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба.
Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный. Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части души , которая бывает жилищем Св. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Св. Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа Еф 3, 16, 17 ". Авва Дорофей: Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия.
Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне... Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"... Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях.
И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство. Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк.
И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим. Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника».
Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала! А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь! Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте?
Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует.
Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св. Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится.
Отчего бы это? Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его?
Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор. Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным?
Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам? Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него". Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом.
Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя. Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании.
Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается. В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:... Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник".
Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь».
Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных. Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола.
Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте. Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать.
Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост.
Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру.
То есть воздержание - пищевое ли, телесное - только средство. И оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе. Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья.
Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов... Телесный пост без поста душевного, считают святые, ничто. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра - и какая им от того польза?
Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения.
Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты". Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.
Пост имеет психологический эффект — он добавляет спокойствия душе. Пророк советовал: «Если вас кто-то провоцирует на что-то, скажите ему, что соблюдаете пост». Рамадан лишен враждебности. Полиция замечает резкое ухудшение количества преступлений Удивительно, но Рамадан дает энергию. Многие мусульмане отмечают, что чувствуют себя хорошо. Каждый скинутый грамм веса и каждый день на правильной пище, улучшает жизнеспособность организма: человеку хочется больше читать молитвы, много работать, он чувствует прилив сил.
Рамадан — это дар Аллаха, самое настоящее благословение. А также спасение для личностей с вредными привычками и лишним весом. Важно, чтобы они сами осознали это! Стоит ли в Рамадан поститься больным: в чем может быть вред? В Рамадан можно поститься не всем больным Согласно исламу, мусульмане, проходящие лечение в клинике, могут быть не соблюдать пост. Однако некоторые из них не хотят нарушать традиции и решаются на эксперимент. Стоит ли в Рамадан поститься больным? В чем может быть вред? Вот несколько рекомендаций для таких людей: Для диабетиков пост пройдет с пользой — не только снизится вес, но и уменьшатся проявления болезни и ее воздействия на организм. Принимайте его во время ифтара, а не с утра.
Если замечаете, что падает сахар в биологической жидкости, прекращайте пост. Аллах не будет гневаться за это! Ни в коем случае не голодайте, если вы — диабетик, который принимает инсулин. Если решились, делайте это, постоянно консультируясь с доктором. Помните, что прерывание поста сладкими продуктами для вас губительно. Меряйте уровень сахара перед приемом пищи и после окончания Рамадана. Следите за своим самочувствием. Пост уменьшает кровяное давление, поэтому сердечникам можно соблюдать Рамадан. Особенно, если они имеют гипертонию легкой и средней степени тяжести, а также проблемы с весом. Но сократите мочегонное.
И принимайте лекарство вроде Тенормила только перед Сухуром. Вам нельзя поститься, если у вас серьезные проблемы с сердцем и давление повышается до критических отметок. Если вы подвержены мигреням, пост вам не рекомендуется. Все дело в увеличении свободных жирных кислот и высвобождении катехоламина. Из-за ограничений голова будет болеть еще больше. Ситуация с беременными двоякая. Коран не говорит ничего по этому поводу. Однако нормальным для мусульманки «в положении» является не голодать. Ибо Господь не хочет, чтобы страдало живое существо внутри нее. Досконально узнать, навредит ли голод плоду, невозможно — даже, если беременность протекает легко.
На 1-м и 3-м триместре соблюдать Рамадан нельзя. Если у девушки отличное здоровье, и ей разрешит это делать гинеколог, то она может решиться на пост. Что еще запрещено в мусульманский пост Рамадан? Рамадан дает мусульманину ряд ограничений. Если верующий нарушает предписания, это подразумевает каффар в виде подачи милостыней и других действий, определенных Шариатом. Запрещается не только курение и алкоголь, но и прием таблеток. Интимная жизнь не допускается в любом случае то есть, не только беспорядочные связи, но и супружеские. Также в Рамадан запрещено ставить клизму, специально вызывать рвоту, а также допускать попадания жидкости через носоглотку.
Как правильно поститься, кому пост вреден и другие советы диетолога
То, что после поста многие люди чувствовали себя лучше или даже исцелялись, приписывалось снизошедшей на них «божьей благодати» и отпущению грехов. Вреден или полезен пост для физического здоровья человека, и нужно ли постящемуся питаться «правильно»? В период поста недостаток витаминов и минералов рекомендуется компенсировать при помощи БАДов.
О. Максим Обухов: «После 50 лет осторожно относитесь к постам»
Великий пост глазами врачей: как поддержать организм во время воздержания | Великий пост: зачем он нужен С чего нужно начать Великий пост Что можно и что нельзя: варианты воздержания Не вреден ли пост для здоровья Пост телесный и пост душевный Молитвы во время Великого поста Как понять, правильно ли ты постишься. |
| Достоинство и польза Поста | Пост очень полезен для здоровья человека, является хорошей защитой от многих болезней. Пост укрепляет иммунную систему, предотвращает ожирение, защищает организм от опасности скопления ядов в его тканях и клетках, облегчает работу органов пищеварения. |
Польза поста для организма и здоровья | Для одних пост - это хорошая идея поправить здоровье, но для других это может быть очень опасно. |
Пост: польза или вред для здоровья? - | Разберемся, полезен или вреден пост не для души, а для вашего здоровья. |
Пост: польза или вред
Новости шоу-бизнеса, полезные советы, секреты красоты и здоровья – мы сделаем твою жизнь ярче! Полезно или вредно временно переходить на растительную пищу или вовсе отказываться от еды с точки зрения здорового питания и здоровья? Возможно, кто-то думает, что пост может навредить здоровью, на самом же деле пост только укрепляет здоровье, ведь во время голодания очищается организм, выводятся шлаки, активизируется работа мозга.
Можно ли похудеть на посту: полезно ли поститься для фигуры?
О том, как правильно пройти семь недель Великого поста и не потерять здоровье, кому можно поститься, а кому ограничивать себя в еде не стоит, "РГ" рассказала врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по терапевтической и. Теперь вы знаете, чем полезен пост для здоровья и как его соблюдать, чтобы не навредить своему организму, а наоборот оздоровиться, очиститься духовно и физически, набраться сил и энергии. Тема пользы и вреда поста для здоровья — весьма обсуждаемая и востребованная в среде верующих. Ограничение на некоторые продукты на определенное время полезно для здоровья, поэтому пост обладает оздоровительной силой. Пост во время священного месяца Рамазана – религиозная традиция временного воздержания от пищи, алкоголя и интима.
Православный пост глазами врача
И последнее, не менее важное слагающее правильного постного рациона, — полиненасыщенные жирные аминокислоты. Если вы сохраняете в своем меню рыбу — задача упрощается, ведь именно жирная рыба является источником такой важной для организма, особенно женского, аминокислоты омега-3. Также жирные аминокислоты вы сможете получить из масел холодного отжима, так как при тепловой обработке полезные свойства масел теряются. Отдавайте предпочтение льняному или рапсовому маслам, с высоким содержанием омега-3, а не омега-6, которое преобладает в подсолнечном, оливковом и кукурузном маслах. При отказе от рыбы ваш организм будет нуждаться именно в первом. Обязательно пейте много воды. Не забывайте, что правильно питаться необходимо круглый год независимо от того, присутствует ли в вашем рационе животный белок. Только тогда вы сможете получать максимум пользы от еды, которую употребляете.
Оцените статью Наш канал в Telegram. Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот.
Помним золотое правило: потребление больше 5 гр. Источник полезных жиров, белка, многих минеральных веществ и витаминов. Берем и грецкие орехи, и миндаль, кешью, кедровый орех, фундук.
Тут, правда, стоит помнить, что орехи — продукт очень калорийный, если на них налегать, можно выйти из поста поправившимся на пару размеров. Однако 30 — 40 гр. В пост можно позволить себе и чуть больше. Растительные масла. Они различаются по составу полезных жирных кислот, поэтому чередуем разные: подсолнечное, оливковое, рапсовое, кунжутное. Продукты из сои.
В пост стоит присмотреть к соевому творогу, сыру тофу, соевому молоку. Прекрасный вариант десерта, особенно, если попробовать запечь яблочко или айву. Можно добавить немножко! Про сухофрукты тоже не забываем, но с осторожностью, поскольку в них много сахара.
Им пост грозит обострением хронических заболеваний этих органов. Противопоказан пост при анемии, людям с дефицитом массы тела, страдающим панкреатитом, холециститом, сахарным диабетом. Еда -- не роскошь При строгом соблюдении поста могут возникнуть осложнения, связанные с изменением даже не столько рациона, сколько режима питания, с длительным перерывом в приеме пищи, считает Юлия Асанина. Правда, если православный пост голодовки не требует, то у мусульман, например, пост в священный месяц Рамадан предполагает употребление пищи только после захода солнца, что также может быть причиной осложнений. Конечно, в период поста организм не получает белков и жиров, содержащихся в мясе и рыбе, а отказ от молочных продуктов лишает кальция. Недостаток этих веществ можно восполнить, добавляя в рацион растительный белок и жиры. Ценным источником растительного белка являются фасоль и бобы. С точки зрения жиров рацион хорошо дополнят сухофрукты, орехи и семечки. Ну а витаминов и микроэлементов хватает в различных овощах и фруктах.
Пост - это грибной сезон! Выбор богат: белые грибы, шампиньоны, вешенки или не столь привычные шиитаке. Грибы насыщают за счет клетчатки, при этом малокалорийны. Содержат много аминокислоту глутатион в больших количествах. Богаты селеном, витамином В4 и витамином D. В грибах также есть вещества с антиоксидантным действием. То есть это комплекс уникальных и важных питательных компонентов. В пользу грибов говорит вот такой факт: употребление двух порций в неделю снижают риск развития приобретенного слабоумия деменции в пожилом возрасте. Низкожирной диете - НЕТ! Великий пост подразумевает питание с крайне низким содержанием жиров. Почти полный отказ от масла, масел и жиров потенциально опасен даже для тех людей, что страдают ожирением и нарушением липидного обмена. В долгосрочной перспективе, если придерживаться такого питания длительный период, это поможет решить проблему лишнего веса, но цена для здоровья слишком велика. Обезжиренный рацион - эквивалент строжайшей диеты. Отказ от жиров на 48 день не улучшит здоровье. Нужно понимать, что жиры в пище приводят не только к увеличению массы тела или к проблемам сердца и сосудов. Они нам крайне необходимы, но должны употребляться в умеренных количествах. Через жир мы получаем витамины А, Е и Д, холестерин и полиненасыщенные жирные кислоты. Без всего этого начинаются сбои в работе иммунной системы, ухудшается зрение,нарушается обмен кальция, а клетки становятся уязвимыми перед атакой свободных радикалов. Отсутствие жира рационе также влияет на психологическое состояние: от раздражительности и перепадов настроения до риска депрессии. Недостаток жиров приводит к угнетению производства половых гормонов. Что делать? Ешьте орехи, льняные семечки и изделия из льняной муки, семена тыквы и подсолнуха. Эти продукты не запрещены в пост. Они содержат достаточно витамина Е и полиненасыщенных жирных кислот. Правда, чтобы компенсировать недостаточу жиров такой еды понадобится достаточно много. Если вы будете терять вес во время поста, то в организме освободится часть запасов витамина Д.
Пост в пожилом возрасте
И последнее, не менее важное слагающее правильного постного рациона, — полиненасыщенные жирные аминокислоты. Если вы сохраняете в своем меню рыбу — задача упрощается, ведь именно жирная рыба является источником такой важной для организма, особенно женского, аминокислоты омега-3. Также жирные аминокислоты вы сможете получить из масел холодного отжима, так как при тепловой обработке полезные свойства масел теряются. Отдавайте предпочтение льняному или рапсовому маслам, с высоким содержанием омега-3, а не омега-6, которое преобладает в подсолнечном, оливковом и кукурузном маслах. При отказе от рыбы ваш организм будет нуждаться именно в первом. Обязательно пейте много воды. Не забывайте, что правильно питаться необходимо круглый год независимо от того, присутствует ли в вашем рационе животный белок. Только тогда вы сможете получать максимум пользы от еды, которую употребляете. Оцените статью Наш канал в Telegram.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот.
Но нередко бывает и так, что постится только муж или только жена. В этом случае пост не должен быть поводом для раздоров, убеждён отец Игорь. Тут любовь и понимание должны быть с обеих сторон. Есть возможность у супруги приготовить два-три блюда разных — Господь её возблагодарит за это здоровьем и благополучием. Если у неё нет такой возможности — работа, занята, не успела — муж должен это понять, не сердиться, не ворчать. Значит, самому нужно подумать — гречку в мультиварку бросить или ещё что-нибудь.
Но ещё раз говорю: главное, чтобы это не приводило ни к каким раздорам ни в коем случае», — увещевает отец Игорь. Держать ограничения вполне естественно для тех подростков, кто родился и вырос в церковных традициях, а вот тем взрослым, кто только начинает выстраивать свою духовную жизнь, — не следует давить на своё чадо. Для ребёнка 12—14 лет и старше почти всегда, когда мама с папой что-то предлагают, — это нарушение его свободы, и такие действия вызывают протест. Поэтому тут очень разумно надо подходить. Объяснять, подсказывать. И, конечно, должен быть пример. Когда дети будут видеть пример — они когда-нибудь ему последуют. Быть может, не в этот пост, но когда-нибудь обязательно последуют», — убеждён настоятель храма.
Соблюдать пост в боевых условиях невозможно. О каком посте там можно говорить? Там поели — уже слава Богу. Самое главное — чтобы были живы и вернулись домой здоровыми», — говорит отец Игорь. А вот мирным жителям России было бы неплохо оказать бойцам духовную поддержку по примеру своих предков. Сейчас бы тоже было неплохо поддержать наших солдатиков тем, что они там несут такое тягостное послушание, а мы здесь взяли бы и попостились», — отмечает священник. Награду получит каждый Постящийся без награды не останется, говорит отец Игорь. А Бог посмотрит и подумает, нужна ли ему эта награда или нет, и, может, даст ему другую.
Но каждый постящийся получит свою награду. Может, у него мир в душе наступит или он перестанет тратить своё время на ненужные вещи какие-то.
И они могут оказаться не в подъем. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите?
Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим? Что можно и что нельзя: варианты ограничений Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать.
Так поститься не следует, потому что неизбежно надорветесь. Пост должен быть разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояния здоровья, физических и умственных нагрузок. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя.
Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела - самый правильный путь. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины. Не вреден ли пост для здоровья Часто в СМИ пишут об опасностях поста как о недоедании.
По счастью, это редкость. Тот, кто умеет поститься, пройдет 48 дней Великого поста без ущерба для здоровья, а неофит просто сорвется. И все же пост таит в себе опасность. Правда, она другого рода.
При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. То есть воздержание - пищевое ли, телесное - только средство.
Такой пост обычно длился один день, от рассвета и до захода солнца. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Постились обычно по случаю смерти близких людей, в преддверии какого-то очень важного события, на которое человек своими усилиями никак не мог повлиять, или в знак глубокого покаяния перед Богом. Почему нельзя есть мясо? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Мясо долгое время у наших предков было деликатесом, добывать его было сложно, а употреблять дано было не каждому, поэтому и ограничения накладывались именно на такие ценные продукты. Наверняка, если бы основы поста придумывались в наше время, когда полки магазинов ломятся от десятков видов макарон, сотен видов печенья и прочих лакомств, не исключено, что ограничивать бы церковь предложила бы ввести пост на углеводы, или сахара. Пост, диета или веганство?
Говоря про "пост", мы так или иначе подразумеваем питание. И некоторые из нас, особенно девушки, любят приурочивать очередной этап похудения или диеты к началу поста. Дескать, и "попощусь", и похудею, и здоровье поправлю. Однако заблуждаться не стоит. И разделять пост, диету и популярное нынче веганство тоже необходимо четко. Диета — это временные ограничения тех или иных продуктов ради достижения приятного отражения в зеркале. Веганство, или вегетарианство — не только отказ от мяса, но во многом идеология.
Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным
Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра - и какая им от того польза? Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства.
Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты". Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели", - учил наш святой Тихон Задонский.
Пост проходит правильно, если сердце откликается на добро Молитвы во время Великого поста Молиться в пост надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, домашнего разбора текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме, изучения великопостной молитвы святого Ефрема Сирина. Для того чтобы настроить свое сердце на покаяние, нужно обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского он совершается с понедельника по четверг 1-й недели Великого поста и в среду на 5-й.
Пост относится к числу религиозных традиций. Он требует отказа от определённых видов продуктов и напитков. Эта практика способствует как духовному, так и физическому очищению. И сегодня нередко люди начинают соблюдать пост в надежде похудеть. Вот только не каждому удаётся добиться ожидаемого результата. Материалы по теме Сварить, пожарить или съесть сырыми: как правильно готовить овощи Как пост влияет на организм человека? На протяжении многих лет проводились исследования, которые позволили оценить влияние поста на человека и его здоровье в целом. Большинство опытов показывало положительные результаты. И это неудивительно, так как постящийся вынужден ограничивать себя в привычном питании и отказываться от большинства «вредных» продуктов, присутствующих в его рационе на регулярной основе.
Если потреблять больше кисломолочных продуктов, то будет больше бифидумбактерий, а если мясной пищи, то колибактерий. Детоксикация организма Православные посты можно считать своего рода детоксом для нашего организма. В этот период человек потребляет преимущественно растительную пищу, которая переваривается намного легче, чем животная. Она содержит много растительных соков, микроэлементов, витамин и клетчатку. Клетчатка помогает очистить кишечник от различных токсических веществ и способствует омоложению организма.
Как пожилому человеку подготовить свой организм к посту? Приучать себя поститься следует постепенно, начиная с одного-двух постных дней в неделю, обращая внимание на состояние здоровья в этот день, чтобы подготовить организм к более длительному пощению. Если все-таки решение о соблюдении длительного православного поста принято, то нужно грамотно подойти к подготовке — за несколько дней до начала поста изучить и продумать список продуктов и блюд, чтобы максимально обезопасить себя от ухудшения здоровья, упадка сил, постепенно переходя на крупы, фрукты и овощи. В период поста пожилым людям желательно минимизировать активные физические нагрузки, так как из-за низкой калорийности блюд во время поста, организму просто негде будет брать сил. Как мы знаем, растительная пища богата микроэлементами, клетчаткой, витаминами, белками и в принципе может заменить животную пищу на какой-то период, но пожилым людям необходим кальций, содержащийся преимущественно в молочных продуктах и мясе для укрепления костей, железо — его дефицит в течение длительного срока может привезти к анемии, животные жиры и жирные кислоты, необходимые для работы головного мозга, усвоения необходимых организму микроэлементов. Ограниченный режим питания может быть вреден для организма. Поэтому, во избежание серьезных проблем со здоровьем во время поста лучше, как и рекомендует церковь, отказаться от одного вида продуктов, например мяса, либо сократить продолжительность поста. А если состояние здоровья все-таки ухудшилось, то необходимо и вовсе отказаться от поста, вернувшись к привычному образу жизни и питанию. Людям, которым по состоянию здоровья назначено лечебное питание, не следует менять диету самостоятельно, а можно лишь подкорректировать, но с учетом всех рекомендаций врача. Как выходить из поста? Выход из поста осуществляется по такому же принципу что и вступление в него — необходимо постепенно добавлять в рацион мясную, молочную пищу и другие продукты, во избежание проблем со здоровьем. Резкий переход от одного режима питания к другому нежелателен.
Великий пост убивает слабых и глупых. Врачи-реаниматологи объяснили, как не стать его жертвой
В церкви мы положительно относимся к спорту, так как в здоровом теле — здоровый дух. Главное — не ограничения в пище, а духовная составляющая поста. Ограничение себя в пище — обычная диета, а не пост», — говорит он. В религиозном плане соблюдала пост 3 года подряд, ограничивала себя не только в еде.
Помним золотое правило: потребление больше 5 гр.
Источник полезных жиров, белка, многих минеральных веществ и витаминов. Берем и грецкие орехи, и миндаль, кешью, кедровый орех, фундук. Тут, правда, стоит помнить, что орехи — продукт очень калорийный, если на них налегать, можно выйти из поста поправившимся на пару размеров. Однако 30 — 40 гр.
В пост можно позволить себе и чуть больше. Растительные масла. Они различаются по составу полезных жирных кислот, поэтому чередуем разные: подсолнечное, оливковое, рапсовое, кунжутное. Продукты из сои.
В пост стоит присмотреть к соевому творогу, сыру тофу, соевому молоку. Прекрасный вариант десерта, особенно, если попробовать запечь яблочко или айву. Можно добавить немножко! Про сухофрукты тоже не забываем, но с осторожностью, поскольку в них много сахара.
А во-вторых, прежде чем применять их, необходимо проанализировать энергетическую ценность и дозировку. Настоящий суровый пост практикуется только в монастырях! Да и потом, не забывайте, что Масленая неделя, предшествующая посту, — это углеводная загрузка организма. Такие практикуются при интенсивных спортивных тренировках. И, если вам важно начать вовремя, в крайнее воскресенье налегать на стопку блинов не стоит! Это чревато "углеводным голоданием", оно временно, но может приносить неприятный дискомфорт, который потом будет ассоциироваться не с перееданием, а с ограничениями. А если так, значит, и сорваться будет легче. Нельзя вообще не есть белок! Во время поста разрешены морепродукты каждый день! Пост — это не каши, картофель и сладкое вместо мяса!
Так вы только зашлакуете организм и наберёте лишние килограммы! Пища должна быть полезной и скоромной: это значит никаких перееданий, даже разрешёнными продуктами! Нельзя резко выходить из поста и наедаться в Пасху — это может спровоцировать желудочную недостаточность и серьёзные кишечные расстройства, а также набор веса. Верный, проверенный годами способ выхода таков: устраиваем 3 разгрузочных дня — лёгкое питание с разрешением кисломолочных нежирных продуктов, 10 дней питаемся, постепенно вводя в рацион блюда с животным белком, и только на 11-й день. Помните, что полное восстановление белкового рациона проходит 2—3 месяца, а не сразу как ошибочно делают наши соотечественники.
Сонник Чем полезен пост для организма? Ученые обнаружили, что циклы длительного голодания защищают от истощения иммунной системы и способствуют регенерации организма. Исследования показали, что пост приводит стволовые клетки из состояния покоя в состояние самообновления. Клинические испытания проводились на пациентах, получавших химиотерапию. В течение долгого времени пациенты не употребляли пищу, что привело к значительному снижению белых кровяных телец.
Пост. Средство обновления души
Вреден или полезен пост для физического здоровья человека, и нужно ли постящемуся питаться «правильно»? Вегетарианская диета, будучи сбалансированной, полезна для здоровья, но при этом она должна быть именно сбалансированной! Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным. У православных верующих продолжается Великий пост, который начался 27 февраля и завершится 15 апреля. Он установлен в память о многодневном воздержании от еды Иисуса Христа в пустыне.