Совет Федерации назначил Подносову на должность председателя Верховного суда РФ 17 апреля. для назначения на должность председателя Конституционного Суда Российской Федерации», - написал он. В Совет Федерации поступило представление президента России Владимира Путина о назначении Ирины Подносовой на должность председателя Верховного суда РФ. Совет Федерации одобрил кандидатуру доцента Санкт-Петербургского государственного университета, кандидата юридических наук, эксперта по гражданскому праву Андрея Бушева на должность судьи Конституционного суда РФ, информирует пресс-служба. Главная/Документы/Указ Президента РФ о назначении судей федеральных судов и о представителях Президента РФ в квалификационных коллегиях судей субъектов РФ.
Совет Федерации назначил нового судью Конституционного Суда РФ
Однако мы считаем, что стоит остановиться и рассмотреть более детально лишь некоторые вопросы, связанные с нормативно закрепленными критериями соответствия кандидатов для занятия должности судьи Конституционного Суда. Представляется целесообразным обратить внимание на достаточно абстрактную формулировку одного из требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи Конституционного Суда, которая выражается в определении безупречности репутации и признанной высокой квалификацией в области права. Ни в одном нормативном акте нет казуально закрепленных положений, которые бы конкретизировали данные требования. На фоне этого в доктрине высказываются мнения, на которые потенциально можно опираться в ходе определения профессиональной пригодности кандидата на должность судьи Конституционного Суда. Так, Е.
Б Абакумова и Н. Кательников считают, что минимальным показателем для соответствия кандидата на должность судьи Конституционного Суда по такому показателю как «безупречная репутация» является отсутствие судимости и уголовного преследования. Что касается «высокой квалификации в области права», выступающей еще одним требованием, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституционного Суда, то ученые предполагают, что пороговым уровнем может служить наличие отечественных или иностранных ученых степеней в соответствующей области знаний. Авторы также подчеркивают, что законодатель пока не видит возможности для закрепления конкретизированных условий соответствия кандидата данным требованиям [1].
Действительно, трудно не согласиться с данным мнением, являющимся попыткой установления мерила для столь абстрактных критериев, предъявляемых к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда. Однако мы предлагаем рассматривать высокую квалификацию в области права не только с позиции, предоставляющей исключительное право юристам-теоретикам для назначения на пост судьи Конституционного Суда, но и практикам. Так, назначенная в 1997 году судья Конституционного Суда Людмила Михайловна Жаркова не обладает ученой степенью, однако имеет богатый практический опыт работы в юридической сфере, в частности в органах нотариата, юстиции, а также принимала участие в работе Конституционного совещания, выработавшего проект Конституции Российской Федерации [5]. Добавляя элемент компаративистики, стоит обратить внимание и на требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей конституционной юстиции иностранных государств.
Так, в Боснии и Герцеговине основным требованием, предъявляемым к кандидату на пост судьи конституционной юстиции, является наличие активного избирательного права. Зарубежный законодатель в целом не устанавливает возрастной ценз и ценз наличия определённого опыта работы в юридической сфере. Однако также принципиально важным требованием является отсутствие членства в политической партии [7]. Достаточный интерес представляет опыт иностранного законодателя именно в отношении последнего критерия - причастности к политическим движениям.
Отечественная нормативная база не содержит подобного критерия, в связи с чем предлагается перенять опыт боснийских коллег в отношении введения ценза деполитизированного кандидата в целях развития независимости и беспристрастия у кандидатов еще на этапе прохождения квалификационного экзамена. Особый интерес представляет порядок назначения на должность кандидатов на должность судьи Конституционного Суда. В связи с его особым положением, а также в качестве действенной работы системы сдержек и противовесов кандидатов назначает одна из палат Федерального Собрания - Совет Федерации. Кандидатуры на данный пост представляет исключительно Президент.
Однако часть 1 данной статьи содержит закрытый перечень органов, которые обладают правом предложения главе государства потенциальных кандидатов на должность судьи Конституционного Суда. Так, среди представленных субъектов в норме выделяются федеральные и региональные органы законодательной власти, судебные органы, а также иные ведомства и организации, связанные исключительно с юридической деятельностью. Назначение проводится коллегиально сенаторами в отношении каждого кандидата путем тайного голосования. Кандидат считается назначенным в случае, если он получил большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Проблема назначения судейского корпуса в целом органами законодательной власти обсуждается достаточно продолжительное время и в доктрине сложилось двойственное мнение в отношении данного вопроса. Если одна группа исследователей придерживается позиции, согласно которой назначение судьи должно сопровождаться повышенной ролью судейского сообщества [9], то другая противопоставляет свои доводы относительно данного вопроса и настаивает на назначении судей представителями другой ветви власти, отличной от судебной [6]. Представители первых ссылаются на принцип беспристрастности и независимости судей, начало которого берется с момента назначения кандидата на должность судьи. Другая группа апеллирует данному мнению и опирается на то, что судейский корпус не должен превращаться в особое сословие и быть закрытым сообществом, пользуясь безгранично дискреционными полномочиями.
Не обошла данная проблема и процесс назначения судей Конституционного Суда, что, несомненно, отражается на его статусе. Абакумова и Н. Кательников высказывают мнение о том, что процесс назначения судей представительными органами при участии главы государства - распространённая мировая практика [1].
Сивицкий с отличием окончил юридический факультет Московского государственного университета имени М. Долгое время работал в госорганах, занимал должность руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, работал в аппарате мэра и Правительства Москвы первым заместителем начальника Управления по связям с органами законодательной и исполнительной власти.
С 1990 года работала судьей Лужского горсуда Ленобласти. Через десять лет стала зампредседателя Ленинградского областного суда, а в 2017 — председателем. С 2016 года входит в Совет судей РФ, через два года была назначена зампредом Верховного суда России по предложению президента Владимира Путина. Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online».
Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. По теме.
Предварительное обсуждение кандидатуры будущего судьи комитет назначил на 7 июня.
В материале отмечается, что последний раз состав Конституционного суда обновлялся в 2010 году по инициативе экс-президента Дмитрия Медведева. С того момента судьи подавали в отставку и к проведению конституционной реформы из списочного состава осталось 15 человек из 19, а после реформы список сократился до 11.
Совет Федерации утвердил на должность председателя Верховного суда РФ однокурсницу ВВП
Училась на одном курсе с Владимиром Путиным. Стала работать по специальности. После трёх лет работы консультантом отдела юстиции Леноблисполкома, Ирина Подносова устроилась юристом на Вольский завод строительных изделий в Саратовской области, а затем получила ту же должность в Вольском городском торге. С 1990 года была судьёй Лужского городского суда Ленинградской области, а в 2003 году возглавила этот суд. С 2017 года — председатель Ленинградского областного суда.
Закончил ЛГУ им. Жданова ныне СПбГУ в 1988 году. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Акции по законодательству Российской Федерации».
С 1996 года — ассистент, а с 2000 года — доцент кафедры коммерческого права. Проходил стажировки, а также обучение по программе MBA в зарубежных компаниях: в Лондоне 1994 , в Париже 1995 , в Хельсинки 1996—97 , в Копенгагене 2000 , Лиссабоне 2007 и др.
Ирина Подносова окончила юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1975 году и начала работать в судебной системе в 1990 году. В 2020 году она стала главой Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда России. Скончался председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев 24 февраля, 12:33.
Аналогичным образом он ответил и на вопрос коллеги Мизулиной по комитету Александра Башкина, который предположил, что КС, признавая нормы неконституционными и отменяя их, «подменяет законодателя и вмешивается в зону его действия». Сивицкий пояснил, что это вынужденная, но необходимая мера. В противном случае правоприменителю пришлось бы использовать нормы в неконституционном виде. Впрочем, ответы на эти вопросы сенаторов есть в законодательстве, в том числе в новой редакции ст. Там уточняется, что КС «является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции».
Кандидатуру Сивицкого в ходе тайного голосования поддержал 161 сенатор, двое воздержались. Вакансия судьи КС появилась 27 сентября 2022 г. Через несколько дней после его отставки КС признал соответствующими Конституции международные договоры о принятии в состав страны Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.
Подносова провела заседание комиссии по рассмотрению назначения судей
Сенаторы тайным голосованием единогласно утвердили кандидатуру Бушева на должность судьи КС, после чего он принес присягу и получил судейскую мантию, которую ему вручила спикер СФ Валентина Матвиенко. Бушев окончил ЛГУ им. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Акции по законодательству Российской Федерации». С 2000 года является доцентом кафедры коммерческого права СПбГУ.
Проходил стажировки, а также обучение по программе MBA в зарубежных компаниях. Несколько лет проработал юристом в одной из международных юридических фирм, возглавлял юридические департаменты в компаниях, принадлежащих крупным международным концернам.
И вместе с тем радостно, потому что небеса распорядились так, что я живу, радуюсь, голова работает пока еще, мне так кажется», — цитирует ТАСС слова Зорькина во время заседания комитета. Ранее он занимал должность судьи Европейского суда по правам человека. Его полномочия были прекращены из-за выхода России из Совета Европы. Напомним, Зорькин был главой Конституционного суда РФ в 1991-1993 годах, после чего работал рядовым судьей в структуре КС.
Действительно, стоит согласиться с данным мнением. Представляется логичным старый порядок избрания данных категорий судей, поскольку кадровый вопрос является достаточно важным для успешного осуществления деятельности Конституционного Суда. Мы считаем, что в целях попытки ликвидации одной из давних проблем - зависимости судей от Председателей следует вернуть полномочие судьям Конституционного Суда выбирать «первого среди равных». Как уже было сказано, кадровый вопрос является очень важным в ходе успешного функционирования Конституционного Суда. Данная проблема ограничивается не только назначением кандидатов на должность судьи. Отдельное внимание уделяется вопросу прекращения полномочий судьи Конституционного Суда. Мы также предлагаем обратить внимание лишь на некоторые проблемные вопросы порядка отстранения судей Конституционного Суда от занимаемой должности ввиду наличия обширного спектра доктри-нальных исследований, посвященных данной тематике, которая приобрела большую актуальность ввиду проведения конституционной реформы 2020 года. Так, анализу должен подвергнуться принципиально новый механизм отстранения судей Конституционного Суда. Согласно п.
Возвращаясь к анализу участия Конституционного Суда в кадровом вопросе, стоит отметить, что его роль была явно ограничена. Данное утверждение вытекает на основании замены субъекта, представляющего кандидатуру Совету Федерации для отрешения от должности, с Конституционного Суда на фигуру главы государства. В отношении данного нововведения также сложилось двойственное мнение. Мы считаем, что обе точки зрения заслуживают внимания и анализа. Так, ректор Московской государственной юридической академии имени О. Кутафина Виктор Владимирович Блажеев заявляет, что таким образом ликвидируется возможность превращения судейского корпуса в закрытую касту, обладающую безграничными дискреционными полномочиями [4]. Данному мнению апеллирует Е. Виноградова и Г. Патюлин, которые подчеркивают невозможность модификации системы сдержек и противовесов таким образом.
Опираясь на один из базовых принципов - принцип независимости, авторы декларируют, что норма, позволяющая Президенту выносить на повестку дня Совету Федерации вопрос об отстранении судей Конституционного Суда, является действительной угрозой судейскому сообществу в случае расхождения решений органов высшей конституционной юстиции с официальной позицией представителей государственной власти [2]. Действительно, в кадровом вопросе можно четко проследить ограничение судебной ветви власти, а прежде всего судей Конституционного Суда, обладающих особым статусом и полномочиями. Стоит отметить, что в плане назначения или отстранения представителей законодательной, исполнительной власти или главы государства, судьи Конституционного Суда не имеют никаких ограничивающих право- мочий, что говорит о дисбалансе весов рекрутинго-вой системы органов государственной власти. Небезосновательно можно заявить, что доктрина содержит негативные высказывания в отношении такого абстрактного основания для лишения судей Конституционного Суда своих полномочий, как «совершение поступка, порочащего честь и достоинство» также введенного в Конституцию в ходе реформы 2020 года. Так, Сергей Анатольевич Пашин, федеральный судья в отставке отмечает, что чиновники Президента имели достаточно широкий круг полномочий относительно назначения судей Конституционного Суда, а после проведения конституционной реформы «... Данной точки зрения придерживаются не только представители юридической науки. Так, доктор политических наук В. Головченко считает, что представляемая Президенту и Совету федерации возможность лишать полномочий судью на основании достаточно абстрактной формулировки является действенным рычагом давления в случае принятия судьей неугодного власти решения [3]. Подводя итог, следует отметить, что хотя в научном сообществе и сформировались позиции относительно проблематики абстрактных критериев, которыми руководствуются сенаторы в ходе рассмотрения кандидатур и избрания кандидатов на пост судьи Конституционного Суда, нельзя с полной уверенностью заявить, что данный вопрос считается решеным.
Также развитие порядка назначения Председателя Конституционного Суда и его заместителя сложно назвать прогрессивным, поскольку существующий на настоящий момент механизм назначений судей этих категорий не ликвидирует, а усугубляет проблему зависимости рядовых судей от Председателя Конституционного Суда. Освещая проблему прекращения полномочий судей Конституционного Суда, стоит подчеркнуть, что после принятия поправок статус судьи Конституционного Суда был нарушен: новый механизм отстранения судьи Конституционного Суда от своей должности по абстрактному основанию позволяет диктовать условия высшему органу конституционной юстиции для принятия угодных власти решений. Предполагается, что более глубокое исследование отечественного и зарубежного законодательства позволит наладить систему сдержек и противовесов, определяя истинное место Конституционного Суда. Список литературы: 1. Абакумова Е.
Андрей Юрьевич представлял Россию в качестве судьи ad hoc в Страсбургском суде и в качестве защиты интересов России", - сказал Зорькин, добавив, что и в других вопросах Бушев активно сотрудничал с КС. По результатам тайного голосования сенаторы единогласно поддержали кандидатуру Бушева.
После чего он принял присягу, торжественно зачитав текст и подписав документ. Затем прозвучал гимн РФ и Бушев выразил благодарность сенаторам за оказанное доверие.
Указ Президента РФ от 08.12.2023 N 937 "О назначении судей федеральных судов"
21 июня 2023 г. на заседании Совета Федерации Владимир Александрович Сивицкий избран судьей Конституционного Суда Российской Федерации. ВККС РФ рассмотрела заявления претендентов на вакантные должности судей и руководителей судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов. Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. Председатель Верховного Суда России Ирина Подносова рассказала о развитии судебной системы — Верховный Суд Российской Федерации. 21 июня 2023 г. на заседании Совета Федерации Владимир Александрович Сивицкий избран судьей Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель КС Валерий Зорькин, представляя кандидатуру Сивицкого, внесенную Президентом РФ на вакантную должность судьи, отметил, что он имеет большой опыт работы в аппарате Конституционного Суда, является крупным конституционалистом. 25 сентября 2023 года Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ Владимира Путина назначил Михаила Лобова на вакантную должность судьи Конституционного Суда РФ.
Популярные материалы
- Защита документов
- Сенаторы назначили нового судью КС РФ, который заседал в ЕСПЧ -
- Доцента СПбГУ назначили судьёй Конституционного суда РФ | Санкт-Петербург.Октагон.Медиа
- Читайте также:
- Совет Федерации утвердил на должность председателя Верховного суда РФ однокурсницу ВВП
Президент Путин назначил шестерых новых судей на Ставрополье
Назначение судьи Конституционного суда произошло впервые за 12 лет, последний раз судья назначался в 2010 году. 25 сентября 2023 года Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ Владимира Путина назначил Михаила Лобова на вакантную должность судьи Конституционного Суда РФ. После того, как Совет Федерации единогласно назначил Андрея Бушева на должность судьи Конституционного суда РФ, он принял присягу. Конкурс на замещение должности судьи Конституционного суда провалился во второй раз. Ни один из 11 кандидатов, участвовавших в конкурсе, не набрал необходимого количества голосов для назначения Высшим советом магистратуры (ВСМ) на должность судьи Высокого суда.
Путин встречается с судьями Конституционного суда
Федерального конституционного закона от 09. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.
В самом Конституционном суде его кандидатуру одобрили единогласно. Глава Совфеда Валентина Матвиенко уже вручила Бушеву мантию судьи.
Долгое время работал в госорганах, занимал должность руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, работал в аппарате мэра и Правительства Москвы первым заместителем начальника Управления по связям с органами законодательной и исполнительной власти. Новоиспечённый судья КС имеет более 100 научных, учебных и учебно-методических трудов, является соавтором ряда учебников и монографий.
Андрей Бушев является доцентом кафедры коммерческого права, а также исполняющим обязанности заведующего кафедрой гражданского права с 2000 года. Несколько лет работал юристом в международных юридических фирмах и возглавлял юридические департаменты в компаниях. Бушеву принадлежат 60 работ по проблемам ценных бумаг и корпоративного управления.
Доцент СПбГУ Бушев стал судьей Конституционного суда РФ
Комиссия рассмотрела кандидатуры на должности судей федеральных судов, внесённые на рассмотрение главы государства. Заместитель председателя Верховного суда России и председатель дисциплинарной коллегии Сергей Рудаков вручил удостоверения председателям и судьям федеральных судов Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Конституционный суд Российской Федерации состоит из 11 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.
Профессор из Петербурга назначен судьей Конституционного Суда
В конце мая Президент России Владимир Путин представил в Совет Федерации на пост судьи Конституционного суда кандидатуру Андрея Бушева. Совет Федерации назначил Ирину Подносову на должность главы Верховного суда 17 апреля. 21 июня 2023 г. на заседании Совета Федерации Владимир Александрович Сивицкий избран судьей Конституционного Суда Российской Федерации.