Меня в детстве крестили, но крестик я давным-давно не ношу и обряды православные не соблюдаю. Существует множество способов молитвы за усопших: можно подать записку на проскомидию для поминовения на литургии, заказать панихиду или краткую литию, можно помолиться дома. Должен ли ребенок носить крестик постоянно? Как правильно носить крестик и можно ли носить его некрещенному. Если надели крест, то это уже первый шаг ко христианству, возможно, ещё не осознанный.
Почему нельзя носить вещи умерших людей? Многие совершают одну и ту же ошибку
Вы ходите в храм со старшими? Просто если вы церковная семья, то действительно странно, почему до сих пор не крещена младшая. А если не церковная, то, наверно, несколько месяцев погоды не сделают. А крестик можно и так надеть, чтобы как у старших. Когда потеплеет, крестный не будет работать?
Она назвала даже ее имя и, что его знает давно. Действительно, такая знакомая у моего мужа есть, и общаются они давно!
А муж говорит - она хорошая, и все отрицает. Как мне быть - верить этой женщине или нет? И что делать? Жанна Мы, христиане, верим в Христа. Женщина, которая Вам это сказала, суеверна, боится колдунов. А мы страшиться не должны.
С Богом я все, без Бога - грешная земля. Так говорил один святой старец. Молитесь, не бойтесь. Главное - исповедоваться и причащаться Христовых Тайн. И не стоит даже неприятных нам людей считать колдунами. Это грех.
Кончится для подозрительных сумасшествием. Только личное утверждение человека в том, что он занимается магией можно принять к сведению. Поясните, пожалуйста, для чего берется благословение на чтение молитв, акафистов часто встречаю в Ваших ответах , если по сути это благочестивое и доброе дело? Или чтобы не навредить себе? Читала книгу про матушку Селафиилу, в которой показаны последствия молитвенного труда. Так сложилось, что я читаю акафисты, но никогда не брала благословения.
А потом был случай, что на проповеди наш батюшка высказал мнение о том, что когда человек берет благословение на Великий пост, то тем самым он перекладывает ответственность на священнослужителя, если не сможет его выдержать. Данное мнение вызывает противоречивые мысли. Заранее спасибо за ответ. Наталья Наталья, если Вы хотите регулярно читать акафисты, нужно посоветоваться со священником, у которого Вы обычно исповедуетесь, и взять благословение, во-первых, чтобы не творить свою волю, а проявить послушание. Многие неразумно начинают читать множество молитв и акафистов, забывая о ежедневном утреннем и вечернем правиле. Во-вторых, с благословением дается благодать, которая поможет в добром деле и оградит от искушений.
Алексей Алексей, иконы должны находиться в самом почетном месте в доме, подальше от туалета и телевизора. Скажите, пожалуйста, для того, чтобы отмолить дочь от пьянства, нужно ли брать благословение священника на чтение акафиста "Неупиваемая Чаша"в течение 40 дней и на заказывание сорокоуста в Высоцком монастыре? Такой же вопрос стоит в отношении меня относительно табакокурения. И что вообще реально делать в подобной ситуации? Мария Мария, для того, чтобы заказать сорокоуст, благословение брать не нужно. А перед чтением акафиста лучше взять благословение у священника и попросить его молитв.
Нужно просить Господа, чтобы укрепил в добром намерении и помог справиться с греховной страстью. Надо ли исповедовать священнику перед причастием чуждые мне мысли, появившиеся в результате психического расстройства, если они беспокоят совесть? Марк Да, Марк, помыслы нужно чаще исповедовать.
Так ли важно, чтобы он всегда был на шее? Крест нельзя назвать лишь посредственным атрибутом, он играет важную роль. Издавна крест носили на груди, на теле, потому он и называется нательным. Он близко к сердцу, там ему и место.
Он близко к сердцу, там ему и место. Другое местоположение должно быть чем-либо обусловлено. Например, на время операции или медицинского обследования люди обычно крест снимают, но от этого он не теряет свою силу, ведь это обоснованная необходимость. Что касается неудобств, связанных с ношением креста, то у истинно верующего православного человека их возникать не должно.
Про крестик.
Не следует также забывать и следующие высказывания, приписываемые нашему Пророку с. Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Но сила креста не в том, что он изготовлен из определенного материала, а в той благодати, которую Господь подает в момент освящения этого креста и в вере человека, носящего его. Как на это смотрит Православная Церковь? Христиане рады видеть крест, они стараются, чтобы он присутствовал в их жизни, но, тем не менее, этот символ Православия не превращается в утилитарную вещь. Верующие не выкладывают дома на полу узор креста, что само по себе означает попирание крестного знамени, они не используют его в декоративных целях и уж подавно не надевают крест на те части тела, где ему не место. Это кощунство. Никаких сережек и колечек с этим символом быть не должно. Также не стоит надевать его поверх одежды и выставлять напоказ. Крест должен быть либо нательный, либо использоваться с религиозными целями, то есть для поклонения Тому, Кто на нем изображен.
Фото: pxhere. Освящение крестика обычно проводится церковным священником, что олицетворяет особое благословение и символическую связь с Богом. Для многих верующих это имеет глубокое духовное значение. Однако, носить не освященный крестик крещеному человеку можно с точки зрения личных предпочтений и интерпретации веры.
Бабкин призывает верить в благополучный исход земной жизни и переход в райский мир. Общество с ограниченной ответственностью «Три «Ч», Автономная некоммерческая организация содействия улучшению качества жизни людей из групп социального риска «Право каждого» признаны в РФ иностранными агентами. Автор: Валерия Орлова.
Обряды, связанные с похоронами
Как правильно носить крестик и можно ли носить его некрещенному. Несмотря на это, носить ли ожерелье с крестом, зависит от того, как вы хотите представить себя миру и что соответствует вашим ценностям как личности. А ещё видеокарту можно установить вертикально, для этого в новом MPG Gungnir 300R Airflow также есть интересное решение. Можно ли ребенку 3 лет носить крестик на груди, если не крещеный. Состояли ли на учете, и можно ли было избежать трагедии? Ваш священник, который не позволяет носить крестик на цепочке, а лишь на веревочке, наверное, переживает, чтобы у вас не возникло искушения считать большую святыню, «сувенирным аксессуаром».
Что можно некрещеному человеку
Однако даже священнослужители не столь категоричны в этом вопросе. Обязательно ли носить крестик на шее крещеным? Истинные христиане носят нательный крест в знак принадлежности к соответствующей религии. Этим самым они демонстрируют преклонение перед Христом, принявшим мученическую смерть за собственные убеждения и тем самым искупившим грехи человеческие. Вопреки расхожему суеверию, нательный крест — это не амулет и не оберег. К мистицизму он не имеет ни малейшего отношения. Однако это символ веры, наделенный благодатью Божией и поэтому способный дать защиту искренне верующему человеку. Первый в жизни крестик человек получает при обряде крещения.
После этого полагается носить его постоянно. Считается, что такой человек наделяется милостью Божьей, укрепляется в вере, получает защиту от греховных соблазнов и жизненных невзгод. Согласно церковным догматам, носить крестик нужно скрытно, на груди под одеждой. Однако некоторые люди предпочитают носить крестик на руке, в ухе, а иногда — и на пупке, в качестве украшения для пирсинга. Христианская церковь к таким вольностям относится отрицательно: если человек причисляет себя к соответствующей религии, то должен соблюдать и некоторые канонические уложения. А если нет, то крестик — это всего лишь украшение, и носить его можно хоть в носу, хоть в соске — суть от этого не изменится. Оппоненты возражают: согласно тем же догматам, вера находится внутри человека, в его душе, а крестик — всего лишь ее материальный символ.
И какая разница, где он будет располагаться? Но с другой стороны, православие приветствует скромность как одну из добродетелей. Крестик на браслете или молитвенных четках на руке — это куда ни шло, но в пупке или еще более интимном месте — это уже кощунство. Еще одно распространенное суеверие: менять нательный крестик на другой строго запрещается. Да, людская молва наделяет первый крестильный крестик самой большой силой, однако священнослужители в этом вопросе не столь категоричны. Если человек потерял или подарил свой крест другому человеку, не возбраняется приобрести новый: его нужно освятить в церкви и можно носить с тем же успехом. Даже если хочется заменить простенький символ веры на роскошное золотое распятье с бриллиантами, церковь ничего не будет иметь против.
Только не забудьте освятить приобретение!
В момент совершения Таинства Крещения на шею человека надевают нательный крест. Это символ его принадлежности к Православной Церкви, который сопровождает человека в течение всей жизни вплоть до последнего вздоха. Большой или маленький, изготовленный из драгоценного металла или фрагмента древесины, нательный крест — святыня, которая требует к себе самого трепетного отношения. Он не является амулетом или оберегом, гарантируя владельцу защиту от любых жизненных невзгод. Напротив, он выступает символом несения своего личного креста, который приведет человека в Царствие Небесное. Традиция предписывает покупать и дарить крещаемому нательный крест восприемникам крестным родителям , которые являются свидетелями совершенного Таинства. Те, кого пригласили исполнить эту почетную обязанность, часто задаются вопросом: какой нательный крестик преподнести в дар?
Эта статья поможет определиться с выбором и сделать достойный подарок близкому человеку в важный для него день. Особенности нательного креста Православный нательный крестик в точности повторяет кресты, венчающие церкви и часовни. Классической формой считается шести- или восьмиконечное изделие — крест с одной или двумя перекладинами, которые служат наглядной иллюстрацией Евангельских событий Страстной Пятницы. В центральной части изделия помещено Распятие не во всех моделях , на обратной стороне выгравирована надпись «Спаси и сохрани». Верхняя перекладина именуется титулусом, на ней изображены буквы I. В нижней части помещена вторая, наклонная перекладина, которую использовали в качестве подставки для ног казненного. На некоторых крестах в нижней части помещено изображение черепа. Согласно церковному Преданию это глава Адама — первого человека, который был похоронен в толще Голгофы.
Ее изображение неслучайно: совершенный Адамом грех непослушания был смыт Кровью Христовой, что стала символом очищения и избавления от власти смерти для всего падшего человечества. Выбираем крестик в подарок Вручение нательного креста в качестве подарка на светский праздник может быть сомнительным решением. Чаще его преподносят ко дню принятия Таинства Крещения или на день Ангела, а также на большой церковный праздник. Если же речь идет о ювелирных украшениях с оригинальным оформлением для ношения по особым случаям, можно сделать исключение и вручить выбранный подарок без привязки к определенной церковной дате. На выбор покупателям предлагаются модели из золота и серебра, обработанные по технологии чернения, родирования или позолоты. Некоторые изделия украшают поделочными камнями, резьбой и гравировкой, керамическим и эмалевым покрытием. Ювелирные украшения отличаются размерами, формой и декором, поэтому при выборе важно учитывать предпочтения будущего владельца, его пол и возраст.
Но Бог конечно никого не накажет, если кто то решит крестик снять. Это ваше личное решение. И потом, сегодня вы решили и сняли, а завтра - снова одените.
Мир не стоит на месте.
В том числе платки и полотенца, которые снимают с креста и венков. Красивый букет живых цветов или искусственных в вазоне, оставленных на могиле, тут же могут быть взяты "бабушкой", которая снова пустит их в продажу, но уже с соответствующими колдовскими заговорами. При помощи таких цветов и вазочек, человека можно энвольтировать в считанные часы. У живых резко поднимается температура, появляется слабость, рвота, судорги, страхи. В течение незначительного времени человек умирает. На поминальной неделе с могил нельзя брать конфеты, печенье, яйца, которые лежат на салфетке, бумаге, целлофане.
И те, что лежат на голой земле или на памятнике, предназначены для покойника их есть нельзя. Заказные убийства, через магический ритуал, сейчас все больше входят в "моду". Если кто-то сильно сожалеет об умершем и убивается за ним, то астральный план умершего цепляется к его каналам почек на энергоинформационном уровне. Энергетика сожалеющего уходит в низший астральный план, а взамен, в почках материализуется песок и камни. В некотором роде это и есть "магические" камни, которыми мы блокируем уход умерших в следующее рождение. Умершие начинают сниться, зовут по ночам. Тот, кто сильно сожалеет об умершем, берет на себя обязательство отработать за него неотработанное.
Не понимая этого, такой человек переписывает карму умершего на себя. Медики называют это наследственными болезнями. Если в доме был покойник, то очень часто вместо подсвечника для свечей используют стаканы, в которые насыпали пшеницу или соль. Если обсыпать человека этой пшеницей или солью, тем самым можно нанести на него порчу. Также нельзя надевать на покойника какие-либо вещи членов семьи. Нельзя при выносе покойника из дома завязывать узлы. По христианскому обычаю, когда человека хоронят, то его тело должно предать земле, то есть запечатать.
Для этого землю необходимо брать только с кладбища или могилы, но ни в коем случае ни с огорода, двора или цветочного горшка. Этим вы также нанесете себе непоправимый вред. Когда печатаете покойника, вы должны взять землю и отнести в церковь, а затем отнести на кладбище только в святой день и рассыпать крестом на могиле. Нельзя заносить землю в дом, чтобы опять не потеряли кого-то из близких. При изготовлении гроба всегда снимается мерка. Ее нельзя класть ни на кровать, ни на другое место. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.
Что предназначено для покойника при похоронах, оно должно все уходить с покойником. Не рекомендуется наступать на полотенце, которое было использовано при обряде. Нельзя разрезать и давать для пользования полотенца, на которых спускается тело покойника в могилу, их нужно бросать в могилу. Перед погребением, родные и близкие всегда прощаются с усопшим. Но целовать покойника можно только через венчик на его голове или икону. Саван нужно шить на живую нитку и обязательно иголкой от себя, чтобы в доме не было больше смертей. По церковным правилам, впереди похоронной процессии несут крест или икону Спасителя, затем несут ХОРУГВИ церковные знамена , за ними крышку гроба, за крышкой идет священник с кадилом и свечей, затем несут гроб с почившим, за гробом идут родные, близкие а за ними прочие участники похорон с цветами, венками в холодную погоду участники процессии могут быть в головных уборах.
На венках, согласно православным традициям, не положено делать никаких надписей, а также не положено нести их впереди процессии. Раньше, искусственные венки и цветы несли в конце процессии и украшали ими могилу сразу после похорон. Живые цветы нельзя бросать впереди машины. Вообще, в первый день к покойнику нельзя приходить с живыми цветами, а их еще и кладут к покойнику в гроб. Поэтому у нас умирает так много молодежи. Живые цветы можно принести на кладбище только на второй день, вместе с завтраком. Ни в коем случае не должна играть на похоронах музыка, поскольку она оскверняет чин погребения и совершенно заглушает молитву.
Существует традиция: во время шествия останавливаться на перекрестках и служить мессию по усопшему. Ни в коем случае нельзя переходить покойнику дорогу потому, что будут появляться наросты и опухоли. На могиле закрывается и заколачивается крышка гроба. Умершего опускают ногами к востоку, а головой к западу к востоку головой - католическая традиция. Затем священник посыпает крестообразно землю с чтением молитвы, также в могилу высыпается пепел из кадила, высыпается недогоревшее масло из лампадки, бывшей при покойном, бросают огарки свечей, оставшиеся у провожающих усопшего. После этого служится мессия, и могила засыпается землей. Ту воду, что стоит 40 дней, утром, когда принесут завтрак на кладбище, нужно вылить под крест, а хлеб раскрошить на могиле.
Вообще, на кладбище нужно ходить до захода солнца. После захода солнца на кладбище ходят только плохие люди, которые желают зла другим. Погребать на полях и в садах обычай татарский. Одна из злободневных проблем данного времени - это порча на водку. В основном, порчу на водку наносят на похоронах, поминках, свадьбах, гулянках, застольях. Например, на похоронах и поминках всегда ставится стопка для умершего, которая накрывается хлебом с солью. Водка находящаяся в стопке уже запрограммирована на покойника, но она ему не нужна покойнику нужна не водка, а разрешительная молитва.
Нательные крестики умерших
Вы можете носить крестик, можете молиться, можете ходить в храм даже если не крещены. Состояли ли на учете, и можно ли было избежать трагедии? Из нашей статьи вы узнаете, можно ли носить чужой крестик и почему его нельзя носить поверх одежды.
Древняя традиция
- «Крест, крестик к чему снится во сне? Если видишь во сне Крест, крестик, что значит?»
- Можно ли носить иконки в кошельках? Неожиданный ответ священника
- Что означает нательный крестик
- Рекомендуем
- Насколько важно крещенному человеку носить крест? Можно ли ходить без него?
- Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы
Можно ли невоцерковлённому носить нательный крест?
Можно ли ребенку надеть крестик, купленный на крещение, без ритуала крещения, не грех ли это? Согласно православной традиции, нательный крестик положено носить только тем, кто крещен. Отец Олег, грех ли это, если я не ношу нательный крестик. 3. можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый? Можно ли подавать записки за некрещенных или инославных? Чтобы понять, можно ли некрещенному человеку носить крестик, стоит рассмотреть данную тему более детально.
Батюшка рассказал о 7 запретах, связанных с нательным крестиком. Их нужно знать каждому
Этот крест покоится на столь же увесистой цепи. Конечно, для подобных людей крест часто не является символом победы Христа над смертью, скорее ими движут некие сентиментальные порывы причислить себя к церкви. Это как раз случай использования креста как украшения. Церковь с этой традицией ничего поделать не может, но, если исходить из духа христианства, то традицию эту, конечно, поощрять нельзя. Однако есть и противоположные случаи. Скажем, в предыдущем посте мы говорили о том, что если человек разуверился, то и носить крест ему как-то странно.
Также в церкви можно заказать и другие заупокойные службы: литургию, панихиду и т. Это поможет вам унять чувство вины, а вашему близкому найти дорогу на Небеса. Суеверия по поводу крестов умерших Многие опасаются носить или даже держать в руках нательный крест умершего. Говорят, что подбирая его, вы берёте на себя и все проблемы его предыдущего владельца. Кроме того, часто опасаются и серебряных и золотых распятий, так как они используются в различных магических ритуалах, таких как наведение порчи.
Часто нательный крестик воспринимается как оберег от смерти, потому во время церемонии прощания нередки случаи попыток кражи нательного святого символа. За этим стоит следить. Подобный инцидент на похоронах может сильно выбить домочадцев усопшего из колеи. Не стоит доверять тому, что нательный святой символ обладает магическими свойствами. Как правило, такие слухи распускают шарлатаны — «гадалки», «ведьмы» и прочие «маги», которые хотят нажиться на разбитых горем близких почившего. Такие люди на ходу сочиняют, что из-за неправильного отношения к крестику умершего на его близких теперь лежит порча и необходимо заплатить значительную сумму денег, чтобы эту порчу снять. Опасайтесь колдунов, гадалок и ведьм — это мошенники! Храмы на кладбищах Мнение православной церкви: можно ли носить кресты усопших или передавать их другим людям? Если коротко, то православная церковь склоняется скорее к тому, чтобы почившего хоронили вместе с его нательным крестом. Однако, она не запрещает и повторное ношение символа веры усопшего человека.
Иногда он становится настоящей семейной реликвией, которую передают из поколения в поколение. Например, маленьких детей иногда крестят крестом умершего дедушки или почившей бабушки, или муж носит крестик усопшей жены. Правда перед таким повторным использованием святого символа, необходимо попросить представителя церкви об освящении. Дарить крестики друг другу какое-то время запрещалось православной церковью, но сейчас она относится к этому мягче.
Скажу: - Во первых если это подарок то его конечно же можно одевать! Если бы вы подарили машину, скажем так, этому человеку и окрестили ее, разве ему нельзя было бы ездить на ней пока он не примет крещение? Конечно же, можно!
За «зде лежащих иноверцев» Церковь не молится.
Подобным образом Церковь не молится и за самоубийц. Правило святого Тимофея Александрийского, приведенное в Книге правил, запрещает церковное поминовение тех лиц, кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца» Ответ 14. Святитель Тимофей даже предостерегает пресвитера, который подобные случаи «непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению». Мотивируется это тем, что «сострадати и соболезновати плачущим и стенящим о преодоленных в подвиге… нимало не вредно ни для кого» [Там же]. Церковные канонические Правила не допускают возможности молиться за еретиков и язычников, но объявляют им анафему и тем самым лишают как при жизни, так и после смерти молитвенного общения с Соборной Апостольской Церковью. Единственный случай литургического предстательства за некрещеных — молитвы и ектеньи за оглашенных. Но это исключение лишь подтверждает правило, так как оглашенные — это как раз те люди, которых Церковь не считает чужими по вере, поскольку они выразили сознательное желание стать православными христианами и готовятся к святому Крещению. При этом содержание молитв об оглашенных, очевидно, относится только к живым.
Молитвенных чинов об умерших оглашенных не встречается. Блаженный Августин писал: «Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал» [6, с. В Русской Православной Церкви Святейший Синод впервые разрешил в 1797 году православным священникам при сопровождении в известных случаях тела усопшего неправославного ограничиваться только пением Трисвятого. Святитель Филарет Московский в этой связи замечает: «По правилам церковным было бы справедливо, если бы Св. Синод и сего не разрешил.
Разрешая сие, он употребил снисхождение и оказал уважение душе, имеющей на себе печать крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Более требовать нет права» [3, с. Настольная книга поясняет также следующее: «Обязательность для православного священника погребения иноверца христианского исповедания обусловливается отсутствием духовнаго лица других христианских исповеданий, в чем православный священник и должен убедиться, прежде чем исполнит просьбу о погребении им иноверца Церковный вестник. Святейшим Синодом в определении от 10—15 марта 1847 года было постановлено: 1 при погребении военных чинов римско-католическаго, лютеранскаго и реформатскаго исповеданий православное духовенство может, по приглашению, исполнять только то, что сказано в указе Св. Синода 24 авг. Синода 1847 г. Такая норма благочестия, запрещающая отпевать инославных, соблюдалась повсеместно во всех поместных Православных Церквах. Однако в середине XIX века это положение было нарушено.
Чин этот состоит из Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста» [9, с. В самом принятии этого чина нельзя не усмотреть отступления от святоотеческой традиции. Данное нововведение проводилось у греков параллельно с принятием нового, изданного в Афинах в 1864 году так называемого «Типикона Великой Константинопольской Церкви», суть которого сводилась к реформированию и сокращению уставного богослужения. Дух модернизма, расшатывающий устои Православия, подвигал составлять подобные чинопоследования и в Русской Православной Церкви. Этот чин указывается совершать и вместо панихиды, с опущением прокимна, Апостола и Евангелия» [9, с. Само это «Чинопоследование над усопшим неправославным» появилось в нашей Церкви как проявление революционно-демократических и обновленческих умонастроений, пленявших в начале XX века умы иных богословов и священнослужителей. Его текст совершенно не может быть оправдан с позиции церковно-канонической. Текст этого «Чинопоследования» в Требнике [12] содержит ряд нелепостей.
Так, например, в начале «Чинопоследования» сказано: «Аще некия ради благословныя вины, прилучится священнику православному совершати погребение тела усопшаго неправославного» [12, с. Выше мы уже показали, что церковные каноны никакой «благословныя вины» здесь не допускают. После обычного молитвенного начала «Чинопоследование» приводит Псалом 87, в котором содержатся, в частности, такие слова: Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели; еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней Пс. Если уточнить, что церковно-славянское слово еда означает «разве, неужели», Псалом станет обличением читающим его над неправославным умершим. После этого приводится Псалом 118, воспевающий ходящих в Законе Господнем Пс. Святитель Феофан Затворник в толковании на этот Псалом приводит святоотеческое суждение: «Не те блаженные, которые пятнают себя грехом в развращении века, но те, которые непорочни в пути и ходят в Законе Господни» [14, с. Справедливости ради следует отметить, что в изданиях Требника последних десяти-пятнадцати лет это «Чинопоследование» уже не печатается. Правильной с точки зрения православного традиционного отношения к рассматриваемому вопросу следует считать позицию монаха Митрофана, издавшего в 1897 году книгу «Загробная жизнь».
Приведем из нее несколько цитат. Вот о ком молится Церковь и с кем она в неразрывном союзе и общении. Следовательно, нет союза и общения с умершими нехристианами и с неправославными… Для истинного христианина, кроме самоубийства, никакой род смерти не расторгает союза и общения с живым — с Церковью… О нем молятся святые, молятся и живые, как о живом члене единого живого тела». Церковь молится о всех умерших, но только умершие в истинной вере непременно получат освобождение от адских мук. Душа, пребывая в теле, обязана и сама заранее позаботиться о будущей своей жизни, должна заслужить, чтобы по переходе в загробную жизнь ходатайство живых могло доставить ей облегчение и спасение». Да о таковых Церковь уже и не молится» [8, с. Здесь автор, очевидно, имеет в виду слова Евангелия: Иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий Мф. Из этих слов Спасителя многие естественно заключали, что в принципе отпущение грехов возможно и по смерти грешника.