Как говорил святитель Лука Войно-Ясенецкий, "своим погружением в воды Иордана Иисус Христос дал нам чудодейственную силу для совершения великого Таинства Крещения".
Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду
Её пьют с молитвой натощак и окропляют людей и жилища. В церковный календарь праздник Богоявления вошёл в середине II века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым. Но в IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января 19 января по новому стилю.
Потому что народная забава имеет не христианские, а языческие корни. Дело в том, что на Святки - святые дни после Рождества, с 8 до 18 января, - наши предки, надо признать, часто просто бесчинствовали. Бесчинством Церковь считала: гадания, загульное веселье с пьянством, переодеваниями мужчин в женскую или звериную одежды, "рычания звероподобным криком", непотребные пляски, скакание в масках и прочие шалости. Так вот, желая как-то смыть с себя грехи святочного загула, народ придумал - и это всего лишь поверье!
Было ли это поверье обоснованным? Давайте разбираться. Да, многие считают, что в день Крещения Господня мистическим образом освящается все водное естество - подобно тому, как была освящена вода реки Иордан две тысячи лет назад, когда Иисус вошел в нее, чтобы креститься. Да, с XI-XII веков в церковной жизни закрепилась традиция в Крещенский сочельник и в день самого праздника Крещения Господня специальными молитвами освящать воду. Да, крещенскую воду почитают святыней, и она обладает особенными свойствами, где бы ни находилась - в бутылке, баклажке или даже в реке, если ее там освятили, но - и это крайне важно! Купание в проруби в мороз не спасет. Вот что по этому поводу сказано в авторитетном дореволюционном справочнике церковной жизни под названием "Настольная книга для священно-церковно-служителей": "В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали, суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов.
Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу обычая не может говорить и верование в целебную, очистительную силу воды, освященной в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой - значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем". То есть благодатная, врачующая душу и тело сила крещенской воды бесспорна. Но если мы без благословения, а порой даже и без креста, просто формально трижды перекрестившись, прыгаем в ледяную воду, то мы, по сути, самонадеянно бросаем вызов Богу, "требуя от Него чуда".
Да и десятки тысяч людей, которые приезжают на праздник, тому свидетели — все они видели это необычное явление своими глазами. Как знать, может и две тысячи лет назад, река так же потекла вспять во время Крещения Иисуса Христа, когда «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь». Паломники, посещающие Святую Землю, всегда хотели окунуться, а некоторые — принять крещение в священных водах Иордана - самой известной реки на Земле, в которой соединились истории Ветхого и Нового заветов. Событие, произошедшее в этих водах, имеет важнейшее значение для христиан всего мира, поэтому людям было необходимо обрести символическое место крещения Христа. Согласно ранней версии, принято было считать, что место крещения расположено на западном берегу реки Иордан, на территории Израиля, в окрестностях Каср-эль-Яхуд арабск. Но с 1967 года, после войны, этот участок был закрыт. Для омовения паломников в 1981 году Израиль выделил территорию в месте, где Иордан вытекает из Тивериадского озера. Там и был построен комплекс, который получил название «Ярденит». Эта территория, разумеется, не являлась историческим местом крещения Иисуса Христа, но вполне справлялась со своей символической функцией и была единственным местом, обеспечивающим свободный доступ к реке. В 1996 году, в результате археологических раскопок вдоль восточного берега реки Иордан, международная группа ученых обнаружила подлинное место крещения Спасителя. Это место находится в Иордании, неподалеку от места, где Иордан впадает в Мёртвое море - в долине Бетани, в поселке Вади-эль-Харар араб. Место крещения оказалось на сорок метров восточнее нынешнего Иордана. С V века река существенно изменила русло и отступила от места крещения. Существует древнейшее доказательство, которое указывает на место крещения Христа — это мозаичная карта древней Палестины VI века, найденная в православном храме - в церкви святого Георгия, в Мадабе. Говорят, именно с помощью этой карты ученые обнаружили неоспоримое место крещения - квадратную мраморную основу греческой колонны, на вершине которой был крест — именно она упоминалась как место крещения Христа в записях паломников времен Византийской империи.
А может быть, поднимается сильный ветер, и кажется, будто Иордан меняет направление и течет в другую сторону, то есть создается иллюзия, оптический эффект движения вспять. Как бы то ни было, однозначно утверждать или же отрицать, что в праздник Крещения Иордан изменяет свое течение, мы не можем. Это зависит от глубины веры и святости каждого из христиан. Многие связывают обращение Иордана вспять со стихирой из чина Великого водоосвящения «Днесь вод изменяется естество и разделяется Иордан и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема», но это обычная история с путаницей между русским и церковнославянским языками. По-русски «возвращает струи» переводится как «удерживает течение своих вод», то есть замирает. Это образ, отсылающий к ветхозаветным событиям: переход евреев через Красное море, расступившееся перед ними, когда, возвращаясь, воды моря утопили фараона с армией, гнавшихся за евреями; воды Иордана, расступившиеся перед Израилем при взятии еврейским народом города Иерихона. Левиты несли на шестах Ковчег Завета, великую святыню Ветхого Завета, под звуки шофара — древнего музыкального инструмента типа трубы из рога, а затем, когда армия перешла Иордан, его вода вернулась, а стены языческого Иерихона пали. Подобным образом Христос в Иордане омыл, утопил грех, и будучи Сам Святыней святынь, разрушил грех первородный. Вообще, рассуждая о «природных» чудесах, важно уметь различать их символическую и материальную стороны, чтобы не впасть в прелесть, диавольское обольщение. Например, хорошо известно чудо на горе Фавор в Галилее. В ночь на праздник Преображения Господня 19 августа в православном греческом монастыре совершается литургия под открытым небом. В какой-то момент, обычно под утро, на молящихся сходит полупрозрачное облако. Облако в библейской традиции ассоциируется со славой Божией, и сияющее облако покрыло апостолов, видевших Преображение Господне. И всем нам это облако может напомнить о событиях праздника. Но, с другой стороны, вокруг этого красивого природного явления существует очень много суеверий. Например, многие говорят, что в это время в Галилее не бывает облаков, и это чудо противоречит законам природы. Но это не совсем так. Облаков над Галилеей в августе, действительно, не бывает, а вот туман — бывает, потому что очень жарко, испаряется Галилейское море, и как раз этот туман поднимается к вершине Фавора, когда остывает воздух. Мы не знаем точно, сколько ей лет, но в России до революции этот обычай был не слишком распространен, а у старообрядцев его вообще не существовало. Суть же данной традиции понятна — Христос крестился в реке, и мы как Его ученики, подражая Ему, в этот день тоже окунаемся в водоем. Человек, совершающий такое окунание, думает о Боге, делает это ради Него. И тогда это погружение — символ нашего подражания Христу и стяжания Святого Духа. В современном обществе не так много мостиков, посредством которых Церковь может напоминать о себе общественности. Традиция крещенских купаний хороша тем, что Церковь имеет возможность обратиться к людям, рассказать о своей жизни, о Христе. Предположим, человек, пришедший с друзьями к крещенской купели, увидит изображение Христа. Ему станет интересно, чем прославился Христос, кто Он такой вообще, что за праздник Крещение? И за ответами на все эти вопросы он придет в храм. Это действительно настоящее чудо. Именно поэтому их и невозможно объяснить с точки зрения науки. Мы не ведем подобную статистику и не можем сказать, сколько было таких эпизодов исцеления. А трубить об этом направо и налево было бы не очень правильно.
Крещение в жизнь вечную
Крещение иисуса в иордане | Установить место Крещения Иисуса Христа помогла византийская мозаика VI в., найденная в одном из храмов Иордании. |
Крещение Господне. Большая российская энциклопедия | Когда Иисус принял крещение и на Него снизошел Дух Святой, воды Иордана пошли вспять. |
Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он пришел к Иордану, где Иоанн крестил народ. В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. христианский праздник, установленный в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече на Иордан, Иоанн распознал в Нем Спасителя, назвав Его «Агнцем Божиим» (Ин.1:29), и крестил Его, чтобы «исполнилась всякая правда» (Мф.3:15). В этот день вспоминают евангельские события, когда Иоанн Предтече крестил Иисуса Христа в реке Иордан. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан.
Крещение иисуса в иордане
Иоанн крестил людей в Иордане крещением покаяния и говорил: Идущий за мною сильнее меня (Мф 3:11). Когда Иисус принял крещение и на Него сошел Дух Святой, воды Иордана пошли вспять. Место крещения Иисуса Христа. Традиционно, местом крещения Спасителя считается река Иордан. Библия помогает это увидеть, смотрите сами: Иисус "был лет тридцати"когда Он начал Свое служение как Христос. Когда на Иордан пришел тридцатилетний Иисус Христос, Иоанн заметил, что ему самому надо креститься у Иисуса, на что Спаситель призвал его "исполнить всякую правду".
Крещение Господне: куда течет Иордан и когда набирать святую воду
Река Иордан | Находки, обнаруженные в ходе раскопок, подтвердили правильность предположений о том, что Вади-эль-Харар — подлинное место крещения Иисуса Христа. |
Крещение иисуса в иордане | На иконе изображен евангельский сюжет, визуализирующий крещение Иисуса Христа в Иордане. |
Крещение Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. Исполнение правды
Христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Согласно Евангелию именно в этот день пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан. Из разных источников известно, что крещения Иисуса Христа произошло на реке Иордан в селении Вифавара. В этот день вспоминают евангельские события, когда Иоанн Предтече крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Десятки верующих собрались на реке Иордан, чтобы окунуться в священные воды, где Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. При крещении Иисуса Христа на реке Иордан появился голубь, который символизировал Святого Духа, а с небес властный голос Бога говорил о том, что Иисус его возлюбленный сын.
Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду
Икона «Крещение Господне» посвящена этому светлому празднику, венчающему Святки. Она визуализирует эпохальные события, произошедшие два тысячелетия назад: Крещение Иисуса и сопутствующее ему Богоявление. Именно тогда мир открылась истина о тройственной природе Христа: человек, Бог и Святой Дух. История и описание иконы «Крещение Господне» Богоявление Господне не сразу выделилось в самостоятельный праздник: изначально оно было логическим финалом святок. Поэтому первые иконы и фрески соответствующей тематики были предельно лаконичны: они изображали только Иоанна Крестителя и Иисуса.
Иногда в композиции присутствовали даже языческие образы. Одним из первых образцов подобной иконописи являются древние фрески, обнаруженные в катакомбах Рима. Крещение Господне. III век н.
Катакомбы св. Каллиста, Рим. Конечно, сохранились крещенские фрески не слишком хорошо, ведь первые из них относятся аж к III столетию, то есть, заре христианства. Обратите внимание: Спаситель здесь присутствует в образе ребенка, хотя по Евангелию, он крестился в 30-летнем возрасте.
Некоторые исследователи связывают это несоответствие с тем, что Рождество и Крещение были единым длительным праздником, и у верующих создавалось впечатление, что Иисус крестился младенцем. Другие богословы считают это отсылкой к вневременному существованию Господа. Первые христиане подвергались жестоким гонениям. Отсюда и множество скальных церквей, по сути, представлявших собой пещеры искусственного или естественного происхождения, предназначенные для тайных молений.
На подобных образах часто присутствует крепкий седовласый старец, льющий воду из кувшина. Это не Бог-отец, как некоторые ошибочно полагают, а визуальное воплощение священной реки Иордан. Иногда на них можно увидеть и еще одну человеческую фигуру — аллегорическое изображение Красного моря. Персонифицированный Иордан изображен и на знаменитых мозаиках, расположенных в куполах баптистериев Равенны Италия , датированных IV-V столетиями.
В это время христиане могли уже не скрывать собственной религиозной принадлежности и возводить специальные здания не только для молений, но и таинства Крещения вышеупомянутые баптистерии. Крещение Христа. Баптистерий в Равенне. Позже крещенские иконы начали складываться в отдельный канон.
С них постепенно исчезли Ветхозаветные символы, зато появились другие аллегории.
Приход к Иоанну в Вифавару при Иордане Иисуса, желавшего креститься, как все, вызвал в пророке смятение, поскольку Иисус и был ожидаемым Мессией греч. Таким образом, Иисус впервые явил здесь себя как Мессия. Не имея в себе греха, Богочеловек Иисус Христос не имел нужды в покаянии и омовении, но на недоумение Иоанна он ответил указанием «исполнить всякую правду». Приняв от Иоанна крещение, Христос тем самым выразил смирение, а также своё единение с людьми, грехи которых брал на себя. Кроме того, сойдя в Иордан, он освятил собой естество воды и положил основание христианского таинства крещения. Поэтому Крещение Господне иначе называется Богоявлением.
С этого события начался период общественного служения Иисуса Христа. Происхождение праздника Церковный праздник Крещения Господня восходит к древнему восточнохристианскому, вероятно александрийского происхождения впервые упоминается Климентом Александрийским , празднику Епифании греч. Теофания стала первым большим христианским торжеством, имеющим фиксированную календарную дату — 6 января. Первоначально Теофания включала в себя и празднование Рождества Христова , поэтому её богословский смысл содержал больше оттенков, нежели смысл праздника Крещения Господня. После принятия христианским Востоком в 4—5 вв. При этом в богослужебном уставе сохранилась связь Крещения Господня с Рождеством: оба праздника имеют предпраздничные сочельники, а праздничная литургия совершается по чину святителя Василия Великого. Некоторые церкви, например Армянская апостольская церковь , сохранили традицию одновременного празднования Крещения Господня и Рождества: в календарях этих церквей нет отдельного праздника Рождества Христова.
Особенности богослужения Особенностью православного богослужения Крещения Господня является освящение воды, совершаемое как в храмах, так и на открытых водоёмах. Выход для освящения воды называется «хождением на Иордан». В современной практике вода освящается дважды: накануне праздника, в крещенский сочельник, и собственно в день праздника, после литургии великое водоосвящение. Традиция освящения воды накануне праздника, возможно, восходит к древней практике крещения в сам день Богоявления готовившихся принять это таинство — оглашенных.
Люди приходили к нему, каялись в своих грехах, а потом окунались в воды Иордана в знак покаяния и омовения от греховной нечистоты. Сегодня таким же образом в Иордане совершается обряд омовения или крещения, совмещенный с таинством исповеди. Над человеком, желающим покаяться в грехах, священник прочитывает особые молитвы. Затем этот человек трижды окунается в Иордане, после чего священник помазывает его освященным маслом.
Считается, что человек после этого получает от Бога прощение грехов. На память паломнику выдается специальное свидетельство за подписью священника, совершившего обряд. Иордан сегодня уже не та полноводная река, какой он был во времена Христа. Из-за системы водозабора он сильно обмельчал и заилился. Тем не менее, православные христиане по-прежнему считают Иордан особой рекой, а воды ее целебными и благодатными. С вами был священник Антоний Борисов.
Люди приходили к нему на берега Иордана, исповедовали грехи и символически смывали их с себя, погружаясь в реку. Читать еще Когда к Иоанну пришел креститься безгрешный Христос, пророк поразился: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Этими словами Христос показал, что как Человек должен был исполнить все правила иудейского закона. Тропарь праздника Крещения — о чем он?
Крещение Христа.