Новости иван андроникович добржанский

Новости Поздравление Президента Российской секции Международной полицейской ассоциации Сардака Ивана Григорьевича 23 ноября 2023 года на Конференции Ассоциации ветеранов боевых действий ОВД и ВВ России единогласно на должность председателя избран. Город - 18 апреля 2023 - Новости Ярославля - Любовь Ивановна Добржанская родилась 24 декабря 1905 года (по официальным данным — 1908) в Киеве в дворянской семье подпоручика 166-го пехотного Ровенского полка Русской Императорской армии (впоследствии — полковника) Ивана Андрониковича Добржанского. К розыску присоединилось уже больше 2 тысяч человек.

Киев. Институт благородных девиц. Ученицы

Родился 25 мая 1879 года. Окончил Киевское реальное училище и Чугуевское пехотное юнкерское училище по 2-му разряду. Служил в 166-м пехотном Ровенском полку, дислоцированном в Киеве. С декабря 1901 года по январь 1902 года и с декабря 1902 года по февраль 1903 года находился в запасе. Участник Русско-японской войны. В декабре 1909 года был переведён в Отдельный корпус пограничной стражи. Последовательно присваивались звания подпоручика 1904 , поручика 1908 , штабс-ротмистра 1912. После Октябрьской революции был репрессирован и на 5 лет сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. После освобождения был пастухом. Умер в 1941 году от инфаркта миокарда, предположительно, в Семипалатинске.

В 1930-1935 и 1941-1951 годы выставлялась в салоне Независимых. Участница послевоенных выставок, организованных Союзом советских патриотов в Париже май 1945; «В честь Победы», 1946. Сын Юрий Будковский 1917— 1981 — художник, жил во Франции.

Во время гражданской войны пришла с сыном на хутор Головки, Яресковской волости. Преподавала в местной народной школе, была акушеркой. Покинула хутор перед голодомором, так как уже тогда числилась как враждебный элемент.

Зампредседатель республики Башкирия, в то время житель хутора, Кондрат Иванович Мироненко, в своих воспоминаниях так отзывался о ней: «Помню первую учительницу Ефросинью Михайловну Булгакову. Перед Гражданской войной она окончила Киевский институт благородных девиц, приходилась родственницей писателю Булгакову. Неординарная личность, учила нас как бы играючи, ничего назидательного.

Говорили, что она с маленьким сыном спряталась в нашем хуторе от буйных революционных вихрей, которые особо не разбирали, кто есть кто. Непринужденно и тепло она повела со мною беседу, тактично, как бы мимоходом задавая вопросы. При этом почему-то мягко держала мои руки в своих белых и красивых , как то светло улибаясь смотрела на меня и внимательно слушала.

Попросила меня прочитать что-то из букваря, который я принес…». В институте учились будущая жена, а позже и дочка преподавателя института, профессора Киевского университета Николая Андреевича Бунге 1842— 1914. Семья была высокообразованной, в доме общались на русском, французском и немецком языках.

В браке с марта 1873 года. Переводила на русский некоторые произведения итальянской поэтессы и писательницы Ады Негри 1870-1945 , публиковавшихся в «Киевской мысли» в 1910—1912 гг. Около 1913 года выехала с семьей в Европу.

Позже окончила музыкальное училище Русского музыкального общества РМТ по классу композитора, пианиста и педагога Владимира Вячеславовича Пухальского 1848-1933 Вышла замуж за молодого юриста- поляка Адама Петровича Скорульского. Хотя Адам окончил юридический факультет Киевского университета, а язык, на котором общались в семье, был польский, но, как образованный интеллигентный человек, он свободно владел немецким, французским, знал латынь, итальянский, и, конечно, русский и украинский, хорошо знал и любил музыку, пел в хоре Н. Лысенко, где они и познакомились.

В 1892 году их брак распался и сына Михаила Нина Алексеевна отдала на время своей тете- Александре Дорофеевне Сенаторской, служившей классной дамой в институте, и которая там же жила. Таким образом, маленький Миша время от времени присутствовал в институте на уроках Н. Её вторым мужем стал выпускник медицинского факультета Киевского университета Николай Викторович Быков, котоый тоже был знатоком музыки, пел в хоре Н.

Лысенко, а позже-стал одним из основателей Волынского филиала РМО. Выйдя замуж во второй раз, Нина Алексеевна поселилась в Житомире, в 1895 году забрала сына к себе и не только начала давать ему первые уроки музыки, но и привала ему любовь и заинтересованность искусством. Сама Нина Алексеевна - замечательный интеллигентный человек и прекрасная пианистка принимала активное участие в концертной жизни Житомира, почти во всех заседаниях местного отделения РМО, которые посвящались творчеству того или иного композитора, или музыке какой-либо страны или эпохи.

Очень часто на афишах фамилия Н. Быковой встречается рядом с именем выдающегося пианиста и педагога, центральной фигуры в музыкальной жизни Житомира Л. Когда 1903 году в Житомире выступал Федор Иванович Шаляпин 1873-1938 , её пригласили аккомпанировать знаменитому певцу.

Шаляпин был в восторге от ее исполнения и подарил ей свое фото с трогательной надписью «Нине Алексеевне Быковой от души. Институт окончили сестры Наталья и Екатерина Васильевы. О Екатерине, ставшей женой художника Нестерова- чуть позже.

Её первым мужем был офицер Хлевинский, а вторым- хирург и врач - остеопат, кавалер многих европейских наград и орденов- Александр Александрович Козловский. Как пишет в книге "Фамильные ценности" Александр Васильев, он лечил ноги царевичу Алексею, а потом, в 1916 году, был хирургом в ставке императора в Могилеве. После революции преподавал в Медицинском институте в Ленинграде.

Умерла в 1942 году в блокадном Ленинграде. Как пишет Александр Васильев, их сын Александр Александрович Козловский был джазменом в оркестре Клавдии Ивановны Шульженко, но никакой информации отыскать не удалось. В апреле 1902 года М.

Нестеров познакомился с Екатериной Васильевой, 23-летней классной дамой института, где училась его старшая дочь Ольга. Его жена Мария Ивановна Мартыновская умерла в 1886 году. В том же 1902 году Нестеров восторженно писал своему близкому другу художнику-любителю, сотруднику Русского музея Александру Андреевичу Турыгину 1860-1934 : «…я влюбился, как мальчишка.

Она действительно прекрасна, высока, изящна, очень умна и по общим отзывам дивный, надежный, самоотверженный человек. И если по дурной привычке своей я не выпрыгну в окно, то через месяц наша свадьба». Екатерина тоже страстно, до самозабвения полюбила 40-летнего художника.

Вскоре состоялась их свадьба. Они прожили в счастливом браке 40 лет, вырастив двоих детей. Михаил Васильевич ценил в ней «необычное, сердечное и умное внимание к его искусству», то, что она «любит все, что ему самому дорого», а в своей переписке он часто упоминает о бытовых заботах, которые брала на себя Екатерина Петровна.

Из писем видно, что жена много помогала художнику не только в быту: часто он дает ей поручения, связанные с его работой. Художник неоднократно писал ее портреты. Один из лучших- в Третьяковской галерее, другие- в музее Нестерова в Уфе.

Незадолго до революции, когда в Москве было уже голодно, Екатерина с детьми,главным образом из-за слабого здоровья сына, уехала на юг к родственникам. Началась революция, и вернуться в Москву они не смогли, выехать было невозможно. Тогда Нестеров, закрыв квартиру и мастерскую, поехал за ними сам.

В отсутствие Нестерова каким-то образом была открыта мастерская, где хранились вещи, библиотека, а главное — этюды и рисунки. Всё, что не было к этому времени из работ приобретено музеями и оставалось у художника, — пропало. В течение всей оставшейся жизни Екатерина Петровна, экономя и собирая деньги, ходила в комиссионный на Арбате, и в другие магазины, где продавали картины, рисунки художников, и выискивала пропавшие работы.

Кое-что, главным образом из рисунков, удалось с годами вернуть, но основная часть исчезла. Жизнь семьи в военное время была тяжелой. Скудные пайки, отсутствие тепла, бомбежки...

Металлическая печка-буржуйка с трубой, тянущейся через всю комнату, согревала ее плохо. Больной художник уже не вставал, лежал в постели в шапочке, в перчатках, мерз и страдал - из-за собственного горя и горя своей страны. В 1941 году за портрет академика И.

Павлова Нестерову была присуждена государственная премия. В 1942 году его не стало. Незадолго до смерти в связи с восьмидесятилетием он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал заслуженным деятелем искусств РСФСР Екатерина Петровна пережила художника на 13 лет.

Дочка Наталья Михайловна 1903—2004. Муж Федор Сергеевич Булгаков 1902—1991 , сын философа С. Алексей Михайлович 1907—1942 , специалист по коневодству, увлекался рисованием, фотографией, писал стихи.

В 1922-1926 годы работала в театре Леся Курбаса «Березиль», в Донецком украинском музыкально-драматическом театре 1933-1938 , театрах Одессы 1926-1928 и 1938-1941 , Харькова 1928-1933. Во время войны вновь примкнула к труппе Харьковского украинского театра имени Шевченко в эвакуации 1941-1944. Первая исполнительница роли Леди Макбет на украинской сцене.

С 1919 года вела педагогическую работу в Харькове и Одессе, а с 1944 года поселилась в Киеве и сосредоточилась на преподавательской работе в театральном институте и на переводческой деятельности. В частности, перевела на украинский язык «Закат» Исаака Бабеля, который впервые был поставлен в Одесской драме, а так же переводов 32 пьес с русского и французского языков на украинский язык пьес Мольера, Горького «Мещане» , Тренева, Афиногенова, Ромашова. Дубравская; 1884-?

Училась в Петербурге в художественно-промышленном институте графа Демидова. После окончания института преподавала в гимназии ручной труд — шитье, вышивку, обжиг, а также французский язык. Вернулась в Киев.

С 1908 года училась на юридическом факультете ВЖК. Отец - Николай Романович Гиппиус был юристом, некоторое время служил обер-прокурором в Сенате, мать-Анастасия Васильевна была дочерью екатеринбургского обер-полицмейстера. Отец страдал туберкулезом.

В 1880 году семья Гиппиус перебралась в город Нежин Черниговской губернии, где отец Зинаиды получил место председателя суда. Женской гимназии в маленьком городке не было, поэтому Зину отдали в Киевский институт благородных девиц. Правда, она так тосковала по семье, что почти все шесть месяцев провела в институтском лазарете, так что уже через полгода родителям пришлось забрать девушку обратно домой.

Дочка магистра богословия, доктора философии и филологии, профессора Киевского университета Сильвестра Сильвестровича Гогоцкого 1813-1889 и общественной деятельницы, издательницы, меценатки, дочери городского головы Киева Ивана Ивановича Ходунова 1788- 1853 Евдокии Ивановны Гогоцкой урожденная Ходунова; 1823-1888 Окончили институт сестры Ольга и Мария во втором замужестве Павлова и их двоюродная сестера Юлия Гортынская. В 1842—1845 гг. В феврале 1845 г.

Ольга оставалась некоторое время в Киеве, чтобы пополнить свое образование, затем с этой же целью отправилась в 1874 г. В 1874—1882 годы изучала естественные науки и медицину в Женевском университете и вернулась в Россию с дипломом доктора медицины. Однако, при пересечении границы, у неё обнаружили сочинения Герцена на русском языке, какие-то книги на немецком и русском, поэтому с 1883 по 1891 года она находилась под негласным наблюдением полиции.

Это обстоятельство серьезно повредило медицинской карьере Ольги и, возможно, помешало реализовать многие научные преподавательские планы, к чему она страстно стремилась и для чего у нее были все необходимые данные. Ещё до этого, Ольга писала сестре из Парижа, куда направилась, чтобы завершить свое образование, что ее мучил вопрос, найдет ли она применение своим знаниям на родине: «Ты говоришь: «А научно можешь ты работать в Москве или Петербурге» — в том—то и беда, что этого и нельзя. Разве я уехала бы за границу, если бы можно было работать у нас?

Сеченов, ученый и профессор, не имеет своей лаборатории, и уезжает работать в Лейпциг к Людвигу. А в Москве? Ведь я 4 года тому назад, приехавши в Москву, узнавала — можно ли там работать по физиологии?

И, конечно, нельзя, нет лаборатории». В результате, в 1884 году она получила диплом женщины-врача и право на медицинскую практику. Служила земским врачом в больницах Остёрского уезда Черниговской губернии, Павлоградского уезда Екатеринославской губернии, Волоколамского уезда Московской губернии, в Сухаревской лечебнице Московского уезда Московской губернии.

В сентябре 1894 года она работала в селе Михайловка Екатеринославского уезда. Работы всякой вдоволь: экстренные вызовы, роды, снятие катаракты, ампутации рук у двух «молодичек» неопытные крестьяне часто становились жертвой сельскохозяйственных машин. Сначала Ольге даже показалось, что она слишком стара для такой напряженной работы.

Но со временем она освоилась, стала успевать и находила удовольствие в своих занятиях. В медицинском плане она нашла для себя много интересного, например невиданные кожные болезни, следствие грязи и жаркого климата. Выезжая на вызовы больных в любую погоду, нажила ревматизм, который стал причиной сердечной болезни и ранней смерти.

В 1878 году Юлия решает продолжить образование и едет в Киев учиться на Высших женских курсах. На физико-математическом факультете среди естественно-научных дисциплин преподавали курс санитарии и гигиены. Однако в 1881 году, не окончив последний, четвертый курс, она уезжает за границу.

Скорее всего, причиной этого стало то, что она знакомится, а после выходит замуж за революционера-народника и яркого политического лидера Владимира Карповича Дебогорий-Мокриевича 1848-1926 В письмах этого периода Дебогорий-Мокриевич делится, что его жена Юлия принимает активное участие в работе редакции: принимает и читает рукописи, занимается корректорской правкой и редактурой, ведет переписку с авторами. До 1895 года Юлия довольно часто приезжает в Россию, и география ее передвижений обширна. Письма ее, сохранившиеся в ее деле, говорят о характере прямом и открытом.

Она вежлива и корректна, но достаточно точно умеет обрисовать ситуацию и объяснить, в чем и почему не согласна с оппонентом. Умение тактично объяснить, отказать или попросить переделать высоко ценилось ее мужем. Но часто нужно было просто тайно перевезти, передать, забрать и вывезти из России письма и статьи.

Конечно же, такие частые поездки не могли не привлечь внимание полиции. За ней устанавливается наблюдение. Если в 90-е, во время активности нашей героини, преобладают названия с данными о пересылке нелегальной литературы, о тайных сходках и митингах эмигрантов, приказы об их высылке или аресте, то отчеты периода 1900—1917 годов — о пересылке взрывчатых веществ, покупке бомб и ручных гранат, фрахте кораблей для перевозки взрывоопасного груза и т.

Последний год, когда имена Дебогория и Гортынской фигурируют в сводках, - 1897 год. Следующий раз, когда её имя появляется в донесениях ДП, относится к маю 1907 года. Как и многие, воспользовавшись амнистией политзаключенных и политэмигрантов, она возвращается в Россию.

К этому времени пережито многое. Не только разочарование в философии народничества и неприятие марксизма, но и разрыв с мужем, отказ дочери от какого-либо общения с матерью привели Юлию домой, на родину. Однако, жить спокойно не в её характере, и она с головой уходит в новую борьбу, вступив в Вегетарианское общество.

Почти постоянно избирается его секретарем, а с 1911 года — и его председателем. Она много ездит по стране, помогая с организацией вегетарианских столовых, рассказывая об опыте киевлян, агитируя и пропагандируя издания «Вегетарианского вестника». Но и это преследуется!

Гортынской осуществление дальнейшего наблюдения за нею является необходимым». В 1920 году Юлия — сотрудница библиотеки Министерства труда Украины в Харькове. Голод, невыплаты зарплаты, да и сама ситуация Гражданской войны явно не представляет собой так желаемую свободу, равенство и братство.

Последнее упоминание о Юлии в письме ее невестки, жены брата Александра — Зинаиды Васильевны Гортынской, датированное мартом 1933 года: «Юлия живет в Геленджике. Она очень одинока, и жизнь ее нелегка… Она ведь очень хороший человек... Позднее во всевозможных анкетах она указывала, что с 1871 по 1879 год занималась самообразованием и преподаванием.

В 1873 г. Вместе с ним она отправилась в Астраханскую губернию, где в уездном городе Чёрный Яр летом 1880 года он погиб во время эпидемии брюшного тифа. После смерти мужа, Мария отправляется в Париж, где с 1880 до 1884 года занимается в Сорбонне и значительное время проводит в Музее естественной истории.

Круг изучаемых ею дисциплин, включал ботанику, зоологию, анатомию, антропологию, геологию, минералогию. Она слушала лекции знаменитых французских ученых, многие из которых пользовались мировой известностью: физика, лауреата Нобелевской премии по физике Антуана Анри Беккереля 1852-1908 , зоологов Анри Мильн-Эдвардса 1800-1885 , Феликса Лаказ-Дютье 1821-1901 , энтомолога Шарля Эмиля Бланшара 1819-1900 , зоологов Эдмона Перрье 1844-1921 , антрополога и историка первобытного общества Поля Топинара 1830-1911 и археолога Габриэлья Мортилье 1821-1898. Последний увлёк её своим предметом и подсказал направление исследований — палеонтология крупных позвоночных.

Особенно сильное впечатление произвели на нее лекции одного из первых французских палеонтологов-эволюционистов Альбера Годри 1827-1908. Позднее она вспоминала:«Лекции А. Годри были так же ясны, просты, содержательны, как и его работы, и, уходя с них, чувствовалось обогащение новыми и новыми познаниями и не чувствовалось усталости, воспринималось все замечательно легко».

В итоге Мария выбрала предметом исследований палеозоологию и занималась ею под руководством А. В 1884 году в Париже знакомится, с приехавшим в научную командировку из Москвы молодым магистром геологии, а будущем крупным ученым, профессором Московского университета с 1886 , академиком Петербургской академии наук с 1916 Алексеем Петровичем Павловым 1854-1929. Павлов был удивительно талантливый человек.

Он отлично рисовал, обладал прекрасным голосом и по этой причине даже колебался в выборе профессии. Но любовь к науке победила. Павлов окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.

Они прониклись интересом и симпатией друг к другу. В августе Павлов продолжил свою научную командировку в Австрии, в частности, работал в лаборатории знаменитого палеонтолога Мельхиора Неймайра 1845-1890 , а после возвращения в Москву, стал в письмах настойчиво отговаривать Марию от продолжения учебы в Париже, предлагая ускорить возвращение на родину. В конце концов Мария поддалась на уговоры Павлова,и в конце 1884 года вернулась в Чернигов, а в начале 1886 года переехала в Москву.

Позднее она признавалась, что покинула Париж «без сожаления, идя навстречу новой жизни». С этого времени Мария стала Павловой. Так началось восхождение Марии к высотам научной карьеры, о которой она прежде и не помышляла.

Павлов и академик Владимир Иванович Вернадский обратились к руководству Московского университета с просьбой разрешить Мария работать с коллекций университеского геологического музея. В дальнейшем ее руками здесь был создан прекрасный зал позвоночных, который получил широкую известность. Над пополнением коллекции музея она продолжала работать до 1935 года.

С 1911 года М. Павлова стала профессором Народного городского университета им. Её лекции стали посещать даже студенты Московского университета.

В 1916 году профессорам университета удалось добиться присвоения ей учёной степени доктора зоологии. Когда после 1917 года двери университета открылись для женщин, она с 1919 года начала преподавать в Московском университете, став первой женщиной-профессором. Академия наук СССР присудила ей звание почетного академика, а Украинская академия наук избрала своим действительным членом.

Павлова была избрана членом многих академий и научных обществ зарубежных стран. Французское геологическое общество в 1926 году присудило супругам Павловым высшую награду- золотую медаль имени Альберта Годри. Кроме научных работ, она писала и научно-популярные книги.

Ее отец, Иван Андроникович Добржанский 1879-1941 , был офицером, участвовал в русско-японской войне и в 1905 году получил орден Св. Анны 4-й степени. После революции был репрессирован и на 5 лет сослан в Соловецкий лагерь.

Мать, Ольга Васильевна Добржанская, окончила гимназию. Ещё в институте Любовь с увлечением занималась в театральном кружке, участвовала во всех спектаклях, которые ставили к праздникам. В 1923 году девушка поступила в студию при Втором театре Украинской советской республики имени Ленина сейчас — Национальный академический театр русской драмы им.

Леси Украинки. Там она стала одной из лучших студенток - без труда выполняла упражнения по сценической речи и вокалу, легко вживалась в любую роль. В 1924 году её приняли в труппу Русской государственной драмы так стал называться Второй театр.

В театре актриса скоро стала получать главные роли, а за билетами на новые постановки с ее участием выстраивались очереди. В театре она познакомилась со своим будущим мужем — артистом Иваном Червинским. Однако, 1933 году его арестовали.

Следствие над ним продолжалось несколько месяцев. Не выдержав допросов и пыток, Червинский покончил с собой. Арест и смерть мужа стали для артистки шоком.

Она решила сменить обстановку и попытаться все забыть. К счастью, в 1934 году постановку с участием Добржанской увидел директор Центрального театра Красной армии сегодня — Центральный академический театр Российской армии Владимир Евгеньевич Месхетели 1902-1957 Его так впечатлила игра, что после спектакля он подошел в гримерку и предложил актрисе работу в Москве. Так, проработав в Киеве 10 лет и сыграв в театре более 100 ролей, актриса переехала в Москву.

В столице нужно было начинать карьеру с начала: в театре ее никто не знал, а первые спектакли с её участием прошли незамеченными для театральных критиков. Почти четыре года она играла эпизодические роли. В 1938 году главный режиссер театра Алексей Дмитриевич Попов 1892-1961 ставил «Укрощение строптивой».

На роль Катарины перепробовал трех ведущих артисток, но ничего не получалось. Тогда Добржанская вызвалась сыграть Катарину, и всего за две недели смогла выучить роль. В день премьеры актрису несколько раз вызывали на бис.

После этого её стали приглашать на главные роли. С началом Великой Отечественной войны театра эвакуировали в Свердловск сегодня —Екатеринбург. В 1942 году шли репетиции пьесы Александра Гладкова «Давным-давно».

Исполнительницей главной роли назначили Добржанскую. Режиссер Алексей Попов в книге «Воспоминания и размышления о театре» писал: «Я колебался, актриса просила оказать ей доверие и снять ее с роли, как только я увижу, что возраст ей действительно помеха. Через две недели я и помогавший мне в постановке Тункель были побеждены обаянием, грациозностью и внутренней одаренностью, какие пришли к исполнительнице от влюбленности в роль и в пьесу».

Кинорежиссер Эльдар Рязанов, который по этой же пьесе снял знаменитый фильм «Гусарская баллада» вспоминал:«Ощущение от того спектакля я пронес через всю жизнь, и оно сыграло спустя много лет важную роль в моем решении поставить по этой пьесе фильм». И как только у меня в сценарии появилась роль, соответствующая ее возрасту и ее данным, я тут же и обратился к актрисе». Так дважды- в 1966 году в фильм «Берегись автомобиля» и в 1975 году в фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» на роль матерей главных героев- Деточкина и Лукашина - он пригласил Добржанскую.

В последние годы жизни Любовь Добржанская стала реже играть в театре — сказывалось плохое здоровье. В конце 1978 года актриса ушла из театра, где ею было создано более 120 ролей. В семье сохранилась, выданная ей главным врачом госпиталя, старшим советником Василием Иосифовичем Дацковым характеристика: «принявши на себя добровольно и безвозмездно обязанности сестры милосердия, при отличном поведении ревностно исполняла обязанности сестры милосердия и таковою работала при операционной и перевязочной.

В январе 1856 года вышла замуж за коллежского регистратора Николая Адольфовича Гойжевского. В 1852 году окончила институт Ефросинья Павловна Доливо-Добровольская по мужу Сементовская ;1837-1918 В 1855 году вышла замуж за писателя, археолога, историка, краеведа, этнографа, экономиста в области статистики Александра Максимовича Сементовского-Курилло 1821-1893 В семье было 5 детей- 3 дочки и 2 сына. В институте Мария прекрасно изучила русский язык и литературу, хорошо владела: французским, польским и немецким языками, знала и любила музыку.

Судя по портретам и рассказам современников, она была выше среднего роста, с огромными темно-синими «как васильки» глазами в длинных черных ресницах, с тонкими, но густыми, как жгутики, бровями дугой. Нос у неё был с горбинкой, тонкие недобрые губы с иронически приподнятыми уголками, ямочки на щеках, лицо алебастровой белизны с дивным нежным румянцем, каштановые волосы пепельного тона, роскошные пышные плечи. Рассказывали, что киевляне специально ходили на Крещатик в часы её прогулок, полюбоваться на красавицу Тулуб.

Едва её увидев, преподававший в институте Александр Данилович Тулуб 1825-1872 , в неё влюбился. Девушка ответила согласием, и в 1861 году, едва она окончила институт, они поженились. Марии шел 17 год, а Александру- 34 й.

Для него это был второй брак первая жена умерла. Помимо внешности, Мария была известна в обшестве как очень образованная, умная и передовая женщина. Отдавая дань молодости, она блистала на балах и вечерах, но вместе с тем читала английского историка Генри Бокля 1821-1862 и английского педагога и философа Джона Локка 1632-1704 и Николая Гавриловича Чернышевского, не пропускала ни одной серьезной статьи в толстых журналах, из которых особенно любила «Современник», а затем «Отечественные записки», доставала много запрещенных книг из-за границы и даже «Колокол» Александра Герцена.

Вскоре в доме Тулубов образовалось нечто вроде литературного салона, где бывали профессора, педагоги, артисты, поэты и литераторы: Михаил Петрович Драгоманов, Михаил Корнеевич Чалый, Павел Игнатьевич Житецкий. Между тем семья росла. Вслед за первым сыном, последовали и другие дети.

Всё труднее было сводить концы с концами. После увольнения Николая Ивановича Пирогова с должности попечителя Киевского школьного округа, с новым руководителем у Александра Тулуба сложились натянутые отношения. В 1865 году семья была вынуждена уезхать из любимого Киева в Каменец-Подольск, где в местной гимназии ему предложили должность инспектора.

Однако проработав там семь лет, Александр Данилович не поладил с местным начальством и вынужден был с семьей переехать в Херсон, куда был направлен директором мужской гимназии. Принялся и там налаживать жизнь, но все предыдущие переживания сказались, и он скоропостижно скончался 15 октября 1875 года. Жизнь Марии резко переменилась.

Пришлось срочно очистить директорскую квартиру и переехать в две крошечные комнаты на окраине города. Теперь Марии, у которой было четверо детей, пришлось устроиться начальницей прогимназии, вскоре пробразованной в полную женскую гимназию, в Александрии, куда она с детьми и переехала.

Служил в 166-м пехотном Ровенском полку, дислоцированном в Киеве. С декабря 1901 года по январь 1902 года и с декабря 1902 года по февраль 1903 года находился в запасе. Участник Русско-японской войны.

В декабре 1909 года был переведён в Отдельный корпус пограничной стражи. Последовательно присваивались звания подпоручика 1904 , поручика 1908 , штабс-ротмистра 1912. После Октябрьского переворота был репрессирован и на 5 лет сослан в Соловецкий лагерь особого назначения.

Ее вспомнит каждый, лишь только намекну — «мама Жени Лукашина! Лицедейка, которую десятилетиями отвергал коварный синематограф. И лишь на склоне ее лет кинокамера засмотрелась в распаханное морщинами лицо — и, кажется, не очень-то хотела от него отвлекаться. Ее снимали Эльдар Рязанов и Анатолий Эфрос — этого уже достаточно, чтобы «быть» и «остаться». Недавно исполнилось 100 лет со дня рождения «мамы Лукашина» — одной из крупнейших актрис ХХ века. На экранах, как правило, они любили, обожали, встречали-провожали своих детей да суженых.

В жизни — чаще теряли. Киномама Нонна Мордюкова, сыграв с десяток неукротимых мам «Трясина», «Русское поле» и т. Киномама Любовь Соколова, утешив нас сотней образов душевных женщин в «Иронии судьбы» — мама Нади, а сколько их еще… , похоронила единственного ребенка, рожденного в любви с режиссером Георгием Данелией: об обстоятельствах смерти лучше вообще не говорить. А вот киномама Любовь Добржанская, сыграв двух матерей в рязановских картинах и одну у Эфроса, собственного материнского счастья не познала. Хоронила мужей. Прятала от посторонних свои печали. О личной жизни в официозном армейском театре никому вслух не говорила… А наверняка была бы «мировой мамой», как сама сказала в известном фильме. В той самой картине, когда она лишь появляется — сразу зритель и ощущает: не бутафорская это квартира, а настоящий дом, согретый материнским дыханием. Пусть пока все разбросано и вещи еще не разобраны — ведь только переехали на улицу Строителей, — но она управится!

Она, разумеется, скоро уйдет к подруге, чтобы оставить их наедине в новогоднюю ночь. Но прежде пошлет Павлика Ширвиндта , варягом врывающегося в их квартиру: «Иди в баню! Представьте, из зрителей вообще никто не помнит! Звали ее Марина Дмитриевна. И ведь она, Добржанская, «мировая мама», не безымянный фантом в этой новой московской квартире и не мимолетное сюжетное видение Рязанова—Брагинского. Она — один из главных, лучших и очень теплых, человеческих образов в «комфортабельном» советском мире середины 70-х. А одна ее фраза ближе к финалу стоит десятков иных пространных монологов. Кто еще из актрис мог бы произнести эти слова именно так? Перелистайте справочники — везде различные данные.

Одни пишут — родилась в 1905-м, другие — в 1907-м, третьи — в 1908-м в конце декабря. Неразбериху эту наверняка создавала и она сама. Актеры Театра Армии говорят, что Добржанская даже свои дни рождения избегала праздновать. Не то чтобы кокетничала — попросту не хотела вспоминать «а сколько же мне лет?.. Когда перепутались не только даты, но и планиды. Между тем столетие актрисы в ее родном театре все-таки решили отметить — весной этого года на Малой сцене пройдет вечер памяти. Сама же о прошлом вспоминать не любила. Может, потому что много ожогов осталось на теле ее судьбы в том «темном прошлом». Если доверять витиеватым источникам, то родилась в семье полковника царской армии.

Ее отец, Иван Андроникович Добржанский, увенчан множеством наград Российской империи. Полковник, кавалер орденов Св. Владимира и Св. Анны с мечами , обладатель креста Георгия Победоносца.

Барышня или крестьянка? Популярные советские актрисы с дворянскими корнями

Любовь Добржанская Родилась в семье полковника царской армии — Ивана Андрониковича Добржанского, который впоследствии был сослан на 5 лет на Соловки.
Любовь Добржанская - биография, личная жизнь, фото Дочь Ивана Андрониковича Добржанского, Любовь, в своих воспоминаниях говорила, что старшего сына Богачевых все считали «ее нареченным женихом».

Икрянинские пенсионеры вспоминают актрис эпизодических ролей

Любовь Добржанская родилась 24 декабря 1905 года (по официальным данным — 1908) в Киеве в дворянской семье подпоручика 166-го пехотного Ровенского полка Русской Императорской армии (впоследствии — полковника) Ивана Андрониковича Добржанского (1879—1941). Добржанский Иван Андроникович Ротмистр, 14-я погран. Её отец Иван Андроникович Добржанский служил в чине штабс-ротмистра в Отдельном корпусе пограничной стражи. Говорят, что Евгений Викторович редко ошибался в оценке людей.

Прийдешь ли с новою весной : романс : для высокого голоса с сопровождением фортепиано : op. 20, № 3

Брат — Иван Андроникович Добржанский (1879—1941), российский военный, штабс-ротмистр Отдельного корпуса пограничной стражи. Город - 18 апреля 2023 - Новости Ярославля - Романов-Добржанский, Роман Андроникович. В Украине в ходе СВО погибли еще три ярославца: гвардии майор Иван Будкин, гвардии сержант Иван Апанчук и гвардии рядовой Денис Коробов. Говорят, что Евгений Викторович редко ошибался в оценке людей. Ее отец Иван Андроникович Добржанский был подпоручиком, а позже полковником Ровенского 166 пехотного полка императорской армии.

Добржанский

Прокомментируйте новость Говорят, что Евгений Викторович редко ошибался в оценке людей. И его оценка была, мягко сказать, не лестной. А ведь, как считают многие, основатель «Вагнера» редко ошибался в людях. Как вспоминают авторы канала «Взгляд с востока», заместителя министра обороны Тимура Иванова «он открыто называл жуликом». И время подтвердило его правоту: «Фигура главного армейского строителя давно привлекала внимание общественности. Никто не мог понять, за какие заслуги он рос в должностях со скоростью, которой позавидует даже бамбук. Не имея собственного бизнеса по крайней мере легально , обладал огромными богатствами. Любил роскошный образ жизни и ни в чем себе не отказывал.

Но брак был недолгим, Ивана арестовали, тюремные условия оказались столь невыносимыми для молодого человека, что он принял решение добровольно уйти из жизни. Вторым мужем Добржанской стал известный театральный режиссер Владимир Нелли-Влад, но чувства между супругами быстро остыли, и Любовь окончательно с ним рассталась, когда решила покорять Москву. Успех пришел к Добржанской после роли Катерины в "Укрощении строптивой". Режиссер перепробовал всех актрис, но ни одна не смогла воплотить в жизнь его замысел, лишь Добржанская великолепно справилась со сложной ролью. О ней заговорили, как о новой ярчайшей звезде театральной сцены. В 1942 году Любовь играла молоденькую Шурочку Азарову в спектакле "Давным-давно", хотя ей было уже под сорок. Поговаривали, что режиссер Алексей Попов влюблен в актрису.

Умер в 1941 году от инфаркта миокарда в Казахстане. Двадцать лет спустя во время гастролей в Караганде Любовь Ивановна взяла машину и одна поехала в Семипалатинск искать могилу отца, но безуспешно. Мать — Ольга Васильевна Добржанская, выпускница дворянской гимназии, после революции работала прачкой, нянькой, швеей, бухгалтером. Брат — Дмитрий Добржанский, жил в Киеве. Дядя — Роман Андроникович Романов-Добржанский, оперный певец баритон , вокальный педагог. Племянница — Софья Добржанская, известная украинская пианистка, педагог. В 1923-1924 годах училась в театральной студии при Втором театре Украинской советской республики им. Ленина с 1926 — Русская государственная драма, ныне — Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки в Киеве. С 1924 года — актриса его труппы. На сцене этого театра сыграла в спектаклях: «Страх» А. Афиногенова — Валя; «Таланты и поклонники» А. Островского — Негина; «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского — Комиссар первая исполнительница роли ; «Вредный элемент» В. Шкваркина — Зина; «Фиолетовая щука» А. Корнейчука; «Яблоневый плен» И. Любовь Добржанская в молодости С 1926 по 1927 год недолго работала в Днепропетровске. С 1934 года — актриса Центрального театра Советской Армии в Москве, где большое влияние на её искусство оказал А. Горького — Татьяна; 1935 — «Васса Железнова» М. Горького — Рашель; 1936 — «Слава» В. Гусева — Лена; 1937 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Катарина; 1939 — «Падь Серебряная» Н. Погодина — Таня; 1942 — «Давным-давно» А. Гладкова — Шура Азарова; 1946 — «Учитель танцев» Л. Лавренёва — Фелисиана; 1950 — «Флаг адмирала» А. Штейна — леди Гамильтон; 1952 — «Мастерица варить кашу» Н. Чернышевского — Карелина; 1953 — «Извините, пожалуйста» А. Шоу — Миссис Уоррен; 1954 — «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского; 1955 — «Варвары» М. Горького — Надежда Монахова; 1956 — «Титанник-вальс» Т. Мушатеску — Дачия; 1957 — «Моя семья» Э. Чапек — Эмилия Марти; 1958 — «Всеми забытый» Н. Хикмета — мать слепого мальчика; 1958 — «Добряки» Л. Зорина — Гребешкова; 1959 — «Любка-любовь» З. Дановской — Прасковья; 1960 — «Якорная площадь» И. Друце — Василуца; 1961 — «Левониха на орбите» А. Макаенка — Лушка; 1962 — «Под одной из крыш» З. Аграненко — Анастасия; 1963 — «Физики» Ф. Дюрренматта, режиссёр Б. Эрин — доктор Матильда фон Цанд, врач—психиатр; 1965 — «Вишнёвый сад» А. Чехова — Раневская; 1967 — «Влюблённый лев» Ш.

Любимым занятием и любимым "видом спорта" Добржанской был пасьянс. Никакой иной "физкультурой" она никогда не занималась. Свою последнюю кинороль Добржанская сыграла в фильме "В четверг и больше никогда". Сдавала память. Она ещё не догадывалась, что это подступала болезнь. Неизлечимая болезнь старости. В декабре 1978 года в связи с 70-летием Добржанской впрочем, с точностью дат в театральном мире всегда остаётся место догадкам и предположениям в Большом зале ЦТСА состоялся торжественный вечер с театрализованной программой. Театр отдавал дань признательности своей Первой актрисе. Но этот вечер стал и вечером прощания Добржанской с театром. Когда закончилась панихида, гроб с телом пронесли через сцену и зрительный зал. В это время траурные мелодии смолкли и неожиданно зазвучал печальный вальс из "Вишнёвого сада". В театре вспомнили, что как-то мимоходом в своей обычной, чуть шутливой манере Любовь Ивановна высказала такое странное желание. Мелодию в этом вальсе вела гитара. Гитара её Вити. Она направлялась туда, где покоился её друг и супруг.

Пограничная служба России

Иван Андроникович Добржанский (25 мая 1879 — 1941) — русский военный, штабс-ротмистр Отдельного корпуса пограничной стражи. Любовь Ивановна Добржанская родилась 24 декабря 1905 (по официальным данным – 1908) в Киеве в дворянской семье подпоручика 166-го пехотного Ровенского полка Русской Императорской армии (впоследствии – полковника) Ивана Андрониковича Добржанского. Ее отец, Иван Андроникович Добржанский(1879-1941), был офицером, участвовал в русско-японской войне и в 1905 году получил орден Св. Анны 4-й революции был репрессирован и на 5 лет сослан в Соловецкий лагерь. Новости Поздравление Президента Российской секции Международной полицейской ассоциации Сардака Ивана Григорьевича 23 ноября 2023 года на Конференции Ассоциации ветеранов боевых действий ОВД и ВВ России единогласно на должность председателя избран. Иван Андроникович был осужден на 5 лет, а вернувшись смог найти работу лишь пастухом, его жене пришлось работать швеей и прачкой чтобы прокормить детей. 1879-1941) построил отличную военную карьеру, в частности.

Троих погибших на Украине военнослужащих похоронят в Ярославской области

Любовь Добржанская родилась в дворянской семье подпоручика 166-го пехотного Ровенского полка Русской Императорской армии Ивана Андрониковича Добржанского. В августе 1941 года Иван Андроникович Добржанский скончался от сердечного приступа. Её отец Иван Андроникович Добржанский служил в чине штабс-ротмистра в Отдельном корпусе пограничной стражи. В Минобороны, согласно официальной информации, Иванов курировал вопросы, связанные с управлением имуществом и расквартированием войск, жилищное и медицинское обеспечение ВС РФ. Написать нам или предложить новость. Отец — Иван Андроникович Добржанский (1879—1941), подпоручик 166-го пехотного Ровненского полка Русской императорской армии (впоследствии — штабс-ротмистр).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий