«Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости. С 8 февраля по 2 июня 2024 посетители Музея русского импрессионизма смогут заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13». Группа «13», которая состояла из тринадцати художников, существовала всего несколько лет, но их дружба и творческие поиски продолжались до 1970-х годов. Мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов – художников группы «13» – предстанет перед посетителями Музея русского импрессионизма начиная с 8 февраля.
Почему советских интеллектуалов из группы «Тринадцать» так любят коллекционеры?
возникшего в 1929-м и уже в 1931-м разгромленного объединение из указанного числа художников, куда входили и непрофессионалы (например, более известный в качестве литератора Юрий Юркун), и маститые впоследствии живописцы. Выставка представляет новое прочтение творчества художников группы "13" отечественного искусства 1930-х годов. Оригинал взят у red_balls в Пушкиниана художников группы Тринадцать У жителей Санкт-Петербурга (а также гостей города на Неве) есть хорошая возможность посмотреть на живые рисунки Владимира Милашевского, Татьяны Мавриной, Николая Кузьмина.
Группа «13»: новый взгляд на советское искусство 1930-х годов
Бренд EXEED поддерживает выставку «Группа «13». В переулках эпохи» | Художественные кружки, группировки, объединения -- "Группа 13" - художественное объединение $2: rubbk. |
Выставка "ГРУППА «13». В ПЕРЕУЛКАХ ЭПОХИ" | | Она считает, что художникам группы «13» уделяется незаслуженно мало внимания. |
Необычный взгляд на Москву через рисунки художников группы "13", советских постимпрессионистов. | Художники группы «Тринадцать» не разработали программы или манифеста. |
Группа «13»: новый взгляд на советское искусство 1930-х годов - DELARTE Magazine | И все же именно книжные иллюстрации позволили художникам выжить и утвердить себя не только в 1930-е, но и в 1960-е годы. |
Группа «13»: новый взгляд на советское искусство 1930-х годов
Пушкина и другие», — говорится в сообщении. В экспозицию войдут более 300 произведений графики, живописи, ДПИ и книг из 17 музеев и 13 частных коллекций. Выставка будет работать до 2 июня 2024 года.
Название «Группа «13» вряд ли хорошо известно зрителям, хотя специалисты о ней прекрасно осведомлены. На слуху лишь имя Татьяны Мавриной — правда, публика, в основном, знает ее зрелые работы, пропитанные сказочно-лубочным духом, и не догадывается, что одним из истоков ее творчества был жизнерадостный фовизм. Нельзя сказать, чтобы «Тринадцати» не посвящали выставок, однако проект Музея русского импрессионизма получился самым масштабным — более трехсот работ.
А еще — четко обозначающим художественные принципы, объединявшие этих авторов: таких разных и все же связанных невидимыми нитями. Выставка «Группа «13». В переулках эпохи» — прежде всего, серьезный исследовательский проект. При этом огромная часть ее обаяния кроется в работах самих художников. Легкие, стремительные, словно созданные одним росчерком, созвучные современникам, вроде Альбера Марке или Жюля Паскина, а также старым мастерам, они обладают легким дыханием. Порой даже легковесным, как считали их суровые коллеги, мыслившие более масштабно и впоследствии перестроившиеся на рельсы соцреализма, когда в 1932 году все художественные объединения были закрыты, и вместо них возник Союз художников СССР.
Однако время, выпавшее на их долю, было сложным, страшным, переломным, и урок, который они преподали потомкам, оказался крайне важным: как сохранить человеческое достоинство в самых тяжелых обстоятельствах и не изменить художественным принципам. Впрочем, эти авторы не шли против мейнстрима, скорее — существовали параллельно. Они пытались запечатлеть современность: город, стремительно менявшуюся жизнь, какие-то бытовые моменты. При этом не ставили задачу изменить мир, а, скорее, выступали как наблюдатели. С другой стороны, у них все же была амбициозная цель: пойти наперекор самой сущности картины, рисунка, офорта, которые, прежде всего, оперируют пространством. Временные изменения сложно передать в живописи — это умели делать иконописцы, изображавшие в клеймах житие святого, сюжеты из его жизни.
Художники «Группы «13» тоже пытались работать со временем: не только рисовали современность, но и, например, использовали темп, присущий динамическим искусствам, вроде музыки и танца.
Увидеть, какой была Москва 100 лет назад, почувствовать ее контрасты и колорит, можно в столичном Музее русского импрессионизма. Там открылась экспозиция, в которой собраны работы творческой группы советских художников «Тринадцать». Это более 300 произведений графики, живописи и декоративно-прикладного искусства из 17 музеев, а также из частных коллекций. На выставке есть и произведения именитых французов. Это выставка про конец начало 1930-х. Про отношения власти и художников, которые ищут свой путь и не хотят ходить строем.
Неизменными оставались символические реверансы, которые художники группы делали в сторону импрессионистов, фовистов, старых мастеров. Их большая начитанность и насмотренность помогала по-своему интерпретировать смыслы и глубину искусства своих предшественников. У группы не было ярко выраженного манифеста, скорее он был прикладным — их творческий метод проступает через некую незаконченность произведений, превращая их в пленительные миражи. Влияние работ французов, с их интенсивными цветами, обобщенными контурами, решением отказываться от контрастных светотеней и сложных перспектив, прослеживается в ярких, экспрессивных мазках, неочевидном сочетании красок у советских мастеров. Находится место и открытиям — обращает на себя внимание портрет участницы группы Антонины Софроновой, выполненный Владимиром Милашевским. Он прославился преимущественно иллюстрациями русских сказок, графическими работами. О том, что художник писал еще и портреты, широкой публике не было известно. На выставке очень разнообразно представлена графика Милашевского: черно-белые динамичные «Мясницкие ворота» противопоставляются ярким листам «Коломна. Мост через Москву-реку» и «На пристани». Отдельно на выставке показаны книжные иллюстрации, работы послевоенных лет.
Откройте свой Мир!
С февраля по июнь посетители Музея русского импрессионизма смогут заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13». это советская графическая художественная группа, существовавшая в Москве в период с 1928 по 1932 год. Сегодня работы основных участников группы «Тринадцать» — Владимира Милашевского, Даниила Дарана, Татьяны Мавриной, Николая Кузьмина, Надежды Удальцовой, Александра Древина и других — пользуются большой популярностью у коллекционеров. Группа художников «Группа «13». «Тринадцать» были группой раннесоветских интеллектуалов и знатоков рисунка.
Художники группы "Тринадцать" : : из истории худож. жизни 1920-1930-х гг.
Он рисовал так, что лист буквально лучился энергией. Нас согревает солнце и освежает легкий ветер. Владимир Милашевский. Водная станция. Собрание Екатерины Жорняк, Москва В мире художников группы «13», смятом переломными историческими событиями, ответом, подспорьем и вдохновением стало искусство французских модернистов — от Анри Тулуз-Лотрека до Пьера Боннара и Рауля Дюфи — и живая линия старых европейских мастеров. Это позволяло им видеть больше, ощущать острее и ярко отражать сюжет на холсте. Натюрморт с цветами и и японской гравюрой. Собрание Екатерины Жорняк, Москва Почти все выпускники живописного факультета Вхутемаса воспитывались на коллекции Государственного музея Нового западного искусства, и это мы хорошо видим в работах выпускницы мастерских Нины Кашиной.
По формальным признакам экспозиция, посвященная московской арт-группе рубежа 1920—1930-х, получилась одним из самых масштабных музейных проектов зимы: несколько сотен работ из 33 государственных и частных собраний, включая крупнейшие Третьяковка, ГМИИ имени Пушкина , заняли два этажа, причем с довольно плотной развеской. Но парадоксальным образом это повествование воспринимается отнюдь не монументальным, а как раз таки камерным, неформальным. Что созвучно искусству самих художников.
Вспомнить все Музей русского импрессионизма уже давно не фокусируется на одном стиле. Начав с отечественных последователей французов, эта сравнительно молодая институция сделала шаг в другую сторону и посвятила целый ряд выставок авангарду первой трети XX века. И еще одна важная линия — возрождение забытых имен. Будто наперекор существующему тренду на привлечение аудитории за счет «звезд» МРИ раз за разом рискует делать ставку на фигуры, оставшиеся в тени гениев, и как минимум создает тем самым объемный портрет эпохи, а как максимум — предлагает пересмотреть сложившуюся «табель о рангах». Участники художественного объединения — группа «13», появившегося в 1929-м и просуществовавшего всего три года, не особо известны широкой публике. Разве что творчество Владимира Милашевского узнаваемо благодаря оформлению книг это, например, многотиражные советские издания «Конек-Горбунок» Ершова и «Уральские сказки» Бажова , ну а об Александре Древине и Надежде Удальцовой в последнее время много говорят в контексте истории послереволюционного авангарда. Забегая вперед, скажем: пути героев проекта в искусстве и жизни оказались во многом различными, но даже те, кто отошел от первоначальных принципов группы, занялись чем-то другим, потом нет-нет да и возвращались к мотивам своей юности. Что же это были за принципы?
Хотя формально группа и распалась, дружба, совместная работа, переписка и обмен идеями продолжались до 1970-х годов. Выставка охватывает несколько десятилетий, в течение которых группа «13» жила, развивалась и мыслила как сложное интеллектуальное сообщество. В 1930—1940-х годах художники активно работали в сфере книжной иллюстрации, разрабатывая так называемый «стиль 13». Роман «Евгений Онегин» с иллюстрациями Кузьмина получил медаль на Парижской выставке 1937 года. В 1950—1960-е годы многие из участников группы пришли в литературу и выступили как мемуаристы, писатели и теоретики искусства. Книги с иллюстрациями участников группы «13». Фото предоставлено музеем Выставка составлена в виде мозаики, показывая весь объём работ художников-интеллектуалов. Персональные разделы экспозиции отведены отдельным участникам группы. Раздел «Форель разбивает лёд» по названию последнего сборника Кузьмина рассказывает о встречах, которые имели большое значение для формирования духа группы «13». На третьем этаже находится продолжение экспозиции, где представлены биографии и творчество участников группы в послевоенные годы. Новая выставка — это масштабное научное исследование. Период искусства 1920—1930-х годов принято считать забытым искусством, искусством на обочине основного течения.
С другой стороны, у них все же была амбициозная цель: пойти наперекор самой сущности картины, рисунка, офорта, которые прежде всего оперируют пространством. Временные изменения сложно передать в живописи — это умели делать иконописцы, изображавшие в клеймах житие святого, сюжеты из его жизни. Художники «Группы «13» тоже пытались работать со временем: не только рисовали современность, но и, например, использовали темп, присущий динамическим искусствам вроде музыки и танца. И у них это получалось. Один из разделов выставки называется «Темп как метод»: здесь можно полюбоваться на результаты мгновенного «темпового» рисунка с натуры, созвучного изменчивому времени. Под натиском истории менялся и инструмент: обладатель живого «галльского» темперамента Даниил Даран Райхман обмакивал спичку в тушь и создавал полувоздушные изображения цирковых артистов и балерин. Но кто же они — художники «Тринадцати»? И почему выбрали такое название? Объединение родилось в Москве — в редакции газеты «Гудок», что вполне символично, ведь это свойство прессы — мгновенно откликаться на события жизни. Именно там случайно встретились художники, образовавшие «ядро» группы — Владимир Милашевский, Николай Кузьмин, Даниил Даран, а также Сергей Расторгуев, впоследствии отколовшийся от «нечетных» как называет художников «Тринадцати» в своей статье в каталоге выставки куратор Надежда Плунгян. И хотя сама группа была укоренена в Москве и воспевала ее улицы и переулки, у нее были ленинградские истоки, но прежде всего — саратовские. Об этом подробно пишет в каталоге Марина Боровская, заместитель генерального директора Саратовского государственного музея им. Радищева по научной и экспозиционно-выставочной работе. Особая культурная атмосфера города — с уникальным Радищевским музеем, открытым художником-моряком Алексеем Боголюбовым, и зародившимся здесь символистским объединением «Голубая роза» — повлияла и на новое поколение художников. Правда, свои таланты они реализовали уже в столице — на московских изогнутых улицах, вдали от любых магистральных путей: в переулках эпохи, как подчеркивает название проекта. Первая выставка объединения в 1929 году собрала ровно 13 участников.
Популярное в разделе
- Еженедельный выпуск №16
- Переулок тринадцати
- В Музеоне открылась фотовыставка «Группа "13". В переулках эпохи» - Парк Горького
- «Лишние люди» XX века: выставка «Группа «13». В переулках эпохи»
- В парке искусств «Музеон» откроется фотовыставка о художниках группы «13»
В Музее русского импрессионизма откроется выставка «Группа «13». В переулках эпохи»
Посетители липовой аллеи на Крымской набережной узнают, какую роль в жизни объединения сыграла главная газета железнодорожников «Гудок» и как стиль советских художников связан с творчеством Винсента Ван Гога и Эдгара Дега. Репродукции работ и архивные фото познакомят с основателями группы Владимиром Милашевским и Даниилом Дараном, творческой парой Николаем Кузьминым и Татьяной Мавриной, ленинградскими художниками-самоучками Юрием Юркуном и Ольгой Гильдебрандт-Арбениной. В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма и одноименном каталоге.
Сложно не заметить влияний западноевропейских мастеров в динамичных «Балеринах на занятиях» Даниила Дарана, «Водной станции» Нины Кашиной, энергичной «Трубной площади» Сергей Расторгуева, освежающей работе «На Цветном бульваре. После дождя» Николая Кузьмина. Кроме абсорбции опыта прошлого сама «Группа «13» оказала большое влияние на оттепельных художников.
Мастера объединения проложили путь для позднесоветской живописи — их подход к изображению города позднее находит отклик у нонконформистов, например Михаила Рогинского, Анатолия Слепышева, у раннего Анатолия Зверева. Проект в Музее русского импрессионизма — своеобразная выставка-размышление о том, как и почему «Группа «13» стала одной из самых ярких в советское время, превратившись в явление, интерпретирующее портрет интеллектуального сообщества художников. Вопреки тому что группа просуществовала три года, их творческие искания в рамках сообщества художников растянулись на несколько десятилетий вперед. Авторы влияли друг на друга, обменивались идеями, наработками в разных сферах — книжной графике, живописи, литературе. Выставка развенчивает распространенное представление о советских художественных группах как о чем-то устарелом, относящемся к прошлому. Авторы проекта поставили перед собой непростую экспозиционную задачу — поразмышлять о том, как сегодня показать художественную группу в рамках одного проекта, не скучно и понятно.
Им это удалось, хотя с некоторыми оговорками: материал, представленный в экспозиции, огромен.
Другие художники потом дополнили её своими интерпретациями того, как изобразить кипучую жизнь города и поймать его движение. К участию в первой выставке гудковцы — члены редакции газеты «Гудок» — пригласили художников-любителей из Ленинграда: актрису Ольгу Гильденбрандт-Арбенину и писателя Юрия Юркуна, а также молодых выпускников Вхутемаса — Высших художественно-технических мастерских. Так они собрали «роковое» число 13. Вторая выставка не состоялась из-за противоречий с вхутемасовцами. Последняя, третья, выставка, в которой участвовали также недавние авангардисты Давид Бурлюк, Антонина Софронова, Александр Древин и Надежда Удальцова, была разгромлена критикой за аполитичность, буржуазность и индивидуализм. Всего в выставках группы «13» принял участие 21 художник. Многие имена не очень известны широкой публике. Пожалуй, самые известные — это творческий дуэт Николая Кузьмина и Татьяны Мавриной.
Мастера работали со временем в разных жанрах. Они были газетными репортёрами, художниками, рисовальщиками, портретистами, книжными иллюстраторами, живописцами. Во всех этих областях они стали новаторами. Они видели себя реформаторами старого стиля, воплощённом в шрифте XIX века журнала «Нива», который был использован в оформлении выставки, и хотели определить новое место художника-графика и иллюстратора в культуре того времени.
Валентина Юстицкого арестовали в 1937 году — следующие 10 лет он провел в лагерях, умер вскоре после освобождения. Лев Зевин и Михаил Недбайло погибли на фронте. Залман Либерман и Чеслав Стефанский умерли в начале 1940-х, еще сравнительно молодыми людьми,— травля «формалистов» не способствовала московскому долголетию. Группа с несчастливым названием по числу экспонентов первой выставки — позднее состав менялся, так что круг участников расширился до 20 человек возникла в Москве, но ее ядро — Владимир Милашевский, Николай Кузьмин и Даниил Даран — было связано с художественными школами Саратова и Петербурга. Формально «13» просуществовали всего три года: с 1929-го по 1931-й.
Провели две выставки, первую и третью вторая не состоялась из-за внутренних разногласий, но к ней был напечатан каталог с манифестом. Первая, «выставка рисунков» 1929 года, прошла с успехом: критика хвалила, многое закупило то самое Главискусство. Третью, «выставку картин» 1931 года, разгромили как «вылазку буржуазных художников». Первый успех, особенно у беспартийной критики и музейных хранителей, был связан с тем, что в «13-ти» увидели московскую альтернативу доминировавшей тогда ленинградской школе графики: этаких бодлеровских «художников современной жизни», очерчивающих ее ускользающие контуры линией, что воспитана в музее — и классического, и новейшего искусства, и в Эрмитаже, и в ГМНЗИ. К первому выступлению подготовились тактически грамотно: Милашевский, вхожий в самые изысканные интеллектуальные круги Ленинграда, завсегдатай кузминских чаепитий, привлек членов тройственного семейства Михаила Кузмина — гениальных самоучек Юркуна и Гильдебрандт-Арбенину; к художникам, чья юность осталась в Серебряном веке, добавили вхутемасовской молодежи — однокашников и младших товарищей Татьяны Мавриной, жены Николая Кузьмина и первой кисти «13-ти». Накануне второй, несостоявшейся выставки вхутемасовская молодежь взбунтовалась — случился раскол. Тогда третью, картинную, решили усилить за счет старой гвардии — пригласили героев довоенного авангарда: Древина, Удальцову, Антонину Софронову, из Америки прислал работы сам «отец русского футуризма» Давид Бурлюк.
Переулок тринадцати
Художники не продолжили эксперименты авангардистов и дистанцировались от задач пролетарского искусства, перерабатывая в своих произведениях приемы мастеров прошлых эпох и раннего европейского модернизма: от интенсивных теней Рембрандта и выразительного штриха Франсиско Гойи до цветной линии Эдгара Дега и мгновенных впечатлений импрессионистов. Антонина Софронова. После грозы. У Кропоткинских ворот. Частное собрание Десять тематических разделов выставки знакомят с главными представителями «Тринадцати» и расскажут о ключевых явлениях, в контексте которых работало объединение.
Часть экспозиции посвящена ленинградскому кругу поэта Михаила Кузмина и художникам-самоучкам Юрию Юркуну и Ольге Арбениной-Гильдебрандт. Отдельным сюжетом стала книжная иллюстрация, в которую группа «13» привнесла темповый рисунок. На третьем этаже музей представляет живопись и графику послевоенных лет.
В графических и живописных работах Владимира Милашевского и Даниила Дарана, Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, Надежды Удальцовой и Александра Древина нашли отражение искусство старых мастеров, принципы импрессионизма и постимпрессионизма.
Даниил Даран. Антонина Софронова. У Кропоткинских ворот». Борис Рыбченков.
Отдельным сюжетом стала книжная иллюстрация, в которую группа «13» привнесла темповый рисунок. На третьем этаже музей представляет живопись и графику послевоенных лет. Посетителей ждет ряд открытий: редко экспонируемые произведения Романа Семашкевича и Валентина Юстицкого, дополненные художественными перекличками с Морисом Вламинком и Луи Вальта.
Также впервые представлен живописный портрет участницы «Тринадцати» Антонины Софроновой кисти Владимира Милашевского, который известен прежде всего своими графическими работами. Впервые творчество группы «13» в таком объеме представлено работами из музейных собраний, среди которых Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. Пушкина и другие.
Более 300 произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства и книг из 17 музеев и 18 частных коллекций составляют многослойный рассказ о судьбе независимых советских художников. Собранные в каталоге статьи куратора Надежды Плунгян, историков искусства Марины Боровской, Алексея Петухова, а также коллекционера и исследователя книжной культуры Михаила Сеславинского позволяют дополнить представление о группе «13», узнать о ее месте в советской художественной среде, связях с саратовским творческим сообществом и увлеченности участников европейскими мастерами.
Музей, обладающий богатой коллекцией работ русских художников-импрессионистов начала XX века, стал платформой для обмена опытом и знаниями между представителями бренда и мира искусства. Поддержка инициатив в сфере искусства является неотъемлемой частью философии бренда EXEED, направленной на формирование гармоничного и интеллектуального общества. Гости музея смогут прикоснуться к искусству технологий в уютном пространстве переулка, узнать, чем увлекаются современные жители мегаполиса и отправить открытку близким.
Многие знакомы с работами художников группы «13», даже не подозревая об этом.
Художники «Группы 13» не обнаруживают намерений нивелировать их, но раздвинуть и дать импульс к дальнейшему развитию большого стиля фигуративной, реалистической живописи, которая по праву составляет славу и гордость московской школы. Художники, экс-министры и банкиры: кого судили в 2023-м. 40 -века годы) В 60 - ых они создали сборники воспоминаний. Тринадцать — опасное число, но художники, решившие выставить в 1929 году в московском Доме печати свои рисунки, долго не думали — собрали на выставку тринадцать участников да так ее и назвали: «Выставка рисунков группы „13“». В собрании музея хранится уникальная коллекция рисунков двух замечательных художников ХХ века Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, жизнь которых связана с «Группой 13».
Переулок тринадцати
RU для «чёрных» и «белых» промо-компаний, исключения грубости и некорректности, повышения информативности потока отзывов. Мы стараемся предоставить посетителям максимально качественную и достоверную информацию. Я ознакомлен а с Политикой конфиденциальности OSD. RU и добровольно предоставляю свои персональные данные, а также подтверждаю свое согласие на их хранение, обработку, использование и удаление.
Со временем соревновательный элемент ушел, но легкость и мимолетность в их творчестве остались. Осязаема на выставке и любовь группы «Тринадцать» к французским мастерам, их картины привезли специально для этой экспозиции. Здесь есть прекрасные быстрые портреты, много графики и пейзажей. Всё камерное, небольшого размера, мастерских у «Тринадцати» не было. Картины они писали для себя, на жизнь зарабатывая книжной иллюстрацией. Группа просуществовала всего 2 года.
Лирические городские пейзажи, портреты и автопортреты, в основном веселые и ироничные, написанные легко и как бы небрежно, ничего нам не расскажут о том, как проживали русский ХХ век их авторы. Ольга Кабанова напоминает, какие судьбы скрываются за представленными на выставке работами. Получили о ней самые лестные печатные отзывы, особенно были похвалены в газете «Гудок», с которой в качестве иллюстраторов сотрудничали трое из тринадцати: Владимир Милашевский, Даниил Даран и Николай Кузьмин. На следующий год они решили сделать еще одну выставку, но не сложилось, а третью, в 1930-м, критики разгромили с невероятным злобным пафосом, обвинив художников во всех политических грехах разом. Обзывали юродивыми и кулаками, работающими «на буржуазного западного потребителя» — типичная критика в форме доноса. Группа распалась через три года после того, как собралась, поскольку постановлением ЦК ВКП б 23 апреля 1932 г. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации действительно советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва [иногда] от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству и готовых его поддержать». Что же, участники группы «13», как все вместе, так и каждый сам по себе, действительно существовали в отрыве от «политических задач современности», они занимались искусством, оглядываясь прежде всего на французских художников.
И выставка концептуально подсвечивает эти рифмы — между рисунками и живописью участников «13» точечно развешаны их «ориентиры»: купальщицы Милашевского соседствуют с купальщицей Эдгара Дега, стремительная графика Татьяны Мавриной как будто пытается обогнать антибский поезд Рауля Дюфи — такую же легкую зарисовку с натуры. Среди художников группы было принято рисовать друг друга, и Маврина делала это с особой охотой, любовью к портретируемым и озорством. Подругу Антонину Софронову написала с сигаретой в руке, Ольгу Гильдебрандт — обнаженной с веером. А Даниила Дарана с семьей — в бане. Вообще, она любила делать ню и, когда не было денег на натурщицу, сама ею для себя становилась. Но чувственность спрятать не могла. Художники «13» словно бы не замечали сгущавшейся реальности новой эпохи, предпочитая, как сформулировано в названии выставки, ее «переулки», частное, а не общее, интимное, а не коллективное. За что и получили клеймо формалистов, и это был приговор не только свободному творчеству.
Обвиненные Борис Рыбченков. Били наотмашь.
На третьем этаже музей представит живопись и графику послевоенных лет. Посетителей ждёт ряд открытий: редко экспонируемые произведения Романа Семашкевича и Валентина Юстицкого, дополненные художественными перекличками с Морисом Вламинком и Луи Вальта. Также впервые будет представлен живописный портрет участницы «Тринадцати» Антонины Софроновой кисти Владимира Милашевского, который известен прежде всего своими графическими работами. Антонина Софронова. После грозы.
У Кропоткинских ворот. Частное собрание Впервые творчество группы «13» будет в таком объёме представлено работами из музейных собраний, среди которых Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. Пушкина и другие.