«Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации. Критика гештальт-подхода. Гештальт-подход в других сферах. В классической психологии гештальт — это любой цельный образ, который состоит из частей.
Что такое гештальт и как его наконец закрыть
Мифы и реальность в методах гештальт-терапии | Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу. |
Гештальт – Что Это Такое В Психологии? | Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины. |
Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами | «Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации. |
Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами
Благодаря этому он лучше понимает проблемы и потребности, особенности своей личности. Кроме того, осознанность помогает жить настоящим, а не зацикливаться на прошлом и ярче чувствовать положительные эмоции в моменте. Недостатки гештальттерапии Скудная доказательная база. Данных об эффективности гештальттерапии мало. В специализированной литературе по гештальттерапии основное внимание уделяется ее теоретическим аспектам. В качестве подтверждения эффективности метода часто описывают различные клинические случаи, но этого недостаточно, чтобы делать далекоидущие выводы. Подходит не всем. Гештальттерапия — метод без четкой структуры: нет универсального алгоритма, по которому работает психотерапевт.
Так как гештальт-терапия является одним из направлений психотерапии, то практикующий её гештальт терапевт — это специалист, который занимается изучением и лечением психологических проблем. Роль, которую выполняет гештальт терапевт, принципиально отличается от работы обычного психоаналитика. Задача гештальт терапевта состоит не в том, чтобы дать пациенту «волшебную таблетку», а помочь разобраться в себе и самостоятельно прийти к решению своих проблем. Преимущество такого подхода в том, что человек учится самостоятельно справляться со всеми трудностями без посторонней помощи. Поэтому эту методику работы с пациентами можно назвать одной из наиболее эффективных. Нужно отметить, что работа гештальтиста очень сложная. Он должен найти способ мягко направить человека к решению проблемы, не навязывая своего мнения и не вмешиваясь в механизмы его мышления. Чтобы сделать это, гештальт терапевт использует множество методов работы, подбирая для каждого пациента индивидуальную программу упражнений.
В этом ему помогает знание основ гештальт-терапии. Основы гештальт-терапии В основе гештальт-терапии лежит утверждение, что человек должен быть счастлив «здесь и сейчас», то есть не откладывал свою жизнь «на потом» и не углублялся в переживания прошлого. Для того чтобы прийти к пониманию счастья, большинству людей нужна гештальт-терапия. Суть гештальт-терапии заключается в том, чтобы избавлять людей от тех психоэмоциональных «якорей», которые удерживают их в подавленном состоянии. Такими часто становятся привычки, которые нужно обязательно искоренять. Речь идёт о привычке негативно мыслить, надевать старую и несовременную одежду, быстро есть, искать недостатки в окружающих людях и других «якорях». Всё перечисленное мешает человеку стать счастливым, а потому подлежит искоренению. В задачи гештальт-терапии входит оценка психоэмоционального состояния пациента, подбор программы лечения, замещение травмирующих установок на объективные.
Проще говоря, терапия поэтапно позволяет выявить причины проблем, избавиться от них и предотвратить их появление в дальнейшем. Методы гештальт-терапии или как закрыть гештальт? Итак, мы рассмотрели основы работы гештальтиста и можем начать разбираться в том, как работает гештальт терапия. Вкратце этот механизм можно описать следующим образом. При возникновении определённой потребности возникает логическая цепочка действий: 1. Поиск способов удовлетворения потребности. Реализация одного из способов.
Как видите, техник существует множество. Каждый гештальт-терапевт имеет в своем арсенале те, которые он считает наиболее эффективными и безопасными. При этом выбор эксперимента осуществляется с учетом каждого конкретного случая и индивидуальных особенностей пациента. С какими проблемами обычно обращаются к гештальт-терапевту? Хотя в народе бытует мнение, что время лечит, на самом деле это не всегда так. Часто потеря настолько болезненна, что состояние пациента со временем не улучшается, а усугубляется вплоть до развития глубокой депрессии и других видов психосоматических расстройств. И длиться все это может годами с утратой интереса к жизни, контактов с окружающим миром и жизненных сил. Человек практически выпадает из жизни и для его восстановления необходима дружеская помощь чуткого, сострадательного и все понимающего гештальт-терапевта. Страх перед неизвестным приводит к тревожности, раздражительности и невозможности принять верное решение. Гештальт-терапия помогает разобраться пациенту в самом себе, определиться со своими истинными потребностями и сделать правильный выбор. Понять и принять друг друга можно только представив себя на другом месте. Родители должны представить, что бы они делали на месте своего ребенка в конфликтной ситуации, а дети должны понять, что действия родителей обусловлены прежде всего волнением и заботой, а не диктаторскими замашками. Невысказанные обиды, скрытый гнев, незавершенность ситуации — эти накапливающиеся негативные эмоции и обстоятельства способны в определенный момент привести к нервному срыву. Гештальт-терапия позволит осознать, что или кто является реальным раздражителем и подскажет, как закрыть проблему, устранив влияние раздражающего фактора. Кажется, что есть все — успешная карьера, любимая работа, прекрасная семья, умные и преданные друзья, но как часто становится скучно и тошно на душе. Откуда это и как вернуть утраченную радость бытия? Ответы на этот вопросы поможет отыскать опытный гештальт-терапевт, выявив первопричину такого состояния и вернув личности гармонию с самим собой и внешним миром. Чем гештальт подход в психотерапии отличается от психоанализа? Отличия довольно кардинальные и основаны они, прежде всего, на мотивации поступков человека. Психотерапевт учит пациента брать ответственность за все свои действия, эмоции и мысли на себя и таким образом выбирать такую жизненную позицию, которая отвечает его интересам и потребностям. Гештальт подход требует активного участия пациента в процессе диалога с врачом, пациент приходит к осмыслению причин его проблем и учится самоисцелению. Фактически, гештальт дает путевку в новую жизнь, где человек становится хозяином своих чувств, эмоций и поступков, а не их слугой. Кроме того, гештальт-терапия занимает намного меньше времени в сравнении с психоанализом, который представляет собой процесс «долгоиграющий» и поэтому дорогостоящий. Что вы можете сказать в пользу выбора гештальт-терапии? Фактически, выбирая гештальт подход, вы выбирает психотерапевта, который вам симпатичен и интересен как личность, которому вы доверяете и от которого вы не ожидаете морализаторства, давления и заумности. Общение с врачом должно происходить на дружеской основе, а советы не должны носить характер назидательности. Успешно осознавать, делать выводы и опробовать новую линию поведения можно только в комфортной психологической обстановке. Предполагается, что каждый индивид с его эмоциями, мыслями и поведением уникален и имеет право быть самим собой. Независимость суждений и поведения не отрицает важность и учет чужого мнения, а лишь формирует баланс между личными потребностями и происходящим вокруг. Человек должен научиться слышать свой внутренний голос и ощущать важность своего «Я», не игнорируя при этом интересы и мнения других таких же имеющих право на существование «Я».
Закрытие гештальта относится к процессу, при котором ум организует фрагментарные визуальные, аудиальные или другие сенсорные восприятия в цельные, понятные формы или образы. Этот процесс играет важную роль в нашем способе восприятия мира и понимания окружающей действительности. Принцип закрытия гештальта проявляется в нескольких аспектах: Завершенность фигур. Люди склонны видеть недостающие части объектов или форм, чтобы создать завершенные и понятные фигуры. Например, если представить ряд из нескольких отдельных точек, наши мозги могут автоматически воссоздать из них линию или кривую. Контурное восприятие. Закрытие гештальта позволяет нам видеть контуры и обводки объектов, даже если они на самом деле не полностью видимы. Это способствует определению форм и объектов даже при неполных данных. Образование групп. Закрытие гештальта помогает объединять близко расположенные элементы в группы или образы, что способствует более организованному восприятию окружающего мира. Восприятие символов и символики. Закрытие гештальта также влияет на способность воспринимать символы и абстрактные формы как цельные и значимые объекты, даже если они состоят из различных элементов. Закрытие гештальта имеет большое значение не только для понимания восприятия и когнитивных процессов человека, но и для областей дизайна, искусства и коммуникации. Дизайнеры и художники используют этот принцип, чтобы создавать визуальные композиции, которые легко воспринимаются и понимаются аудиторией. Техники гештальт психологии Гештальт-психология является одним из важных направлений в психологической науке, сфокусированным на изучение восприятия, понимания и организации информации человеческим разумом. Это направление возникло в начале 20 века в Германии и получило своё название от слова «гештальт», что на немецком языке означает «форма» или «структура». Основная идея гештальт-психологии заключается в том, что люди воспринимают мир не как отдельные элементы, а как организованные структуры или «гештальты». Что такое гештальт простыми словами Важными техниками гештальт-психологии являются: Закон закрытия: Этот закон указывает на то, что люди склонны видеть незавершенные фигуры как целостные объекты.
Гештальт-терапия. В чем суть метода?
До встречи с гештальтом получила дополнительное образование как раз по семейной системной терапии. А в 2008 году попала на семинары к Александру Рязанцеву сегодня — директор одного из институтов в Санкт-Петербурге. Я познакомилась с ним как с системным расстановщиком, а о том, что он гештальт-терапевт, узнала позже. В итоге взгляд сфокусировался на гештальте, и когда Александр предложил набрать группу для обучения этому подходу, я с радостью откликнулась, стала организатором, набрала людей. К третьему занятию количество участников уменьшилось, из-за чего тренеру стало нерентабельно ездить к нам. Однако идею я не бросила, обратилась к своему коллеге по университету, Лифинцеву Дмитрию, который и стал моим учителем на долгие годы. Благодаря ему я пришла в гештальт устойчиво, осталась и продолжила самосовершенствование в этом направлении. Причем, Дмитрий тогда открылся с другой стороны, не просто как коллега по кафедре, а как гештальт-терапевт, и стал для меня проводником и опорой в этом пути. К большой радости, он согласился принять участие в нашей программе «Гештальт-подход в психологическом консультировании» и будет вести одну из важнейших, на мой взгляд, дисциплин «История гештальт-терапии», которая помогает студентам понять истоки и основу направления, в котором они собираются двигаться.
Давайте поговорим про сам подход. В описании программы есть три принципа гештальт-терапии — осознанность, актуальность и ответственность... Само слово «гештальт», которое гештальт-терапия взяла из гештальт-психологии, в одном из переводов означает «целостный образ». А ключевая идея гештальт-терапии заключается в том, что человек — одно целое с миром, единство психики, тела и того опыта, который он проживает. Для меня терапия, работа с клиентом — это путь от точки А, в которой мы встречаемся, в точку Б, где клиент достигает целостности. Человек приходит с одним опытом, не очень осознанным, не очень понятным, наполненным интроектами. Интроекты — насаженные извне убеждения, к которым человек пришел не сам и, несмотря на их возможную неэффективность, несет их с собой по жизни. А в ходе терапии у него формируется новый опыт, восстанавливающий его целостность.
Второй важнейший принцип гештальт-терапии — это осознанность. В процессе терапии гештальт-терапевт помогает человеку осознавать, что с ним происходит, что он чувствует, как его тело реагирует на какие-то слова, события. И это осознание дает возможность двигаться к изменениям, потому что пока ты чего-то не замечаешь, этого для тебя не существует. И именно здесь встает вопрос про ответственность. Узнав что-то о себе, придется принять решение: либо менять ситуацию, делать жизнь более свободной, счастливой, либо оставлять все как есть. Гештальт-терапия — это терапия свободного человека. Потому что, когда ты понимаешь, к чему приводит каждое твое решение, ты берешь за это ответственность и становишься более осторожным, осмотрительным, внимательным, четче выстраиваешь отношения, точнее понимаешь свои границы и ограничения. Чем больше ты осознаешь, тем более широкий у тебя формируется взгляд на мир, тем перед тобой больше путей и выборов.
Тогда ты сам — кузнец своего счастья, ты сам — строитель своей жизни. Возможно, это звучит слегка пафосно и отчасти банально, но это так. И именно за это я люблю гештальт-терапию. И еще один принцип — принцип актуальности. Это про «здесь и сейчас». Когда ты осознаешь себя и то, что происходит вокруг, в моменте, когда имеешь дело с реальностью, с фактом, тогда ты избавлен от иллюзий, не фантазируешь и можешь называть вещи своими именами. Первый — то, насколько изначально клиент «собран». Если мы представим картинку из пазлов, то у одного человека может отсутствовать 1-3 пазла, а у другого в силу каких-то обстоятельств половина.
В первом случае может быть достаточно несколько сессий. У меня был опыт, когда проблема клиента разрешалась за 1-2 сессии. Во втором — могут понадобиться месяцы и годы. Мой самый длительный опыт терапии — четыре с половиной года. Многое зависит и от самого клиента: что он хочет изменить и насколько сильно. Приведу замечательный пример из своей практики публикуется с согласия клиента. Ко мне пришла молодая женщина, чуть старше двадцати лет, но уже с богатым жизненным опытом: замужество, ребенок, переезд в другую страну. Изначальным ее запросом были отношения, но по ходу нашей работы появлялись и другие темы.
И если в начале терапии в ней преобладала безысходность, ощущение, что ничего нельзя изменить, то вскоре после завершения терапии она купила дом, нашла мужчину, с которым ей хорошо и которому она смогла доверять, сделала устойчивую карьеру. Да, конечно, ее жизнь не лишена проблем, но теперь у нее есть инструменты для их решения. Часто бывает и такое: чем моложе клиент, который приходит в терапию, тем меньше встреч с психологом нужно, но опять же, если нет сильно травматического опыта. Какими качествами он обладает? Это личность, которая за пределами кабинета ведет себя примерно так же, как и на сессии с клиентом. Конечно, есть какие-то нюансы, но гештальт-терапия — это терапия контактом, поэтому здесь самое важное — встреча. И для того, чтобы эта встреча состоялась, терапевт сохраняет естественность. Он живой и честный.
Если у него возникают какие-то чувства в ходе работы, он вполне свободен их разместить и проявить, но только в том случае, если это будет полезно клиенту. Не будет выносить быстрых суждений, рассказывать клиенту про то, какой он, будет много наблюдать, слушать и давать человеку столько пространства, сколько нужно. Вы наверняка замечали: часто на первой встрече с малознакомым человеком возникает много напряжения. Люди порой не справляются с этим: кто-то начинает шутить, кто-то скатывается в грубости, в зависимости от контекста. Так вот одна из профессиональных компетенций гештальт-терапевта — это умение выдерживать это напряжение и оставаться в контакте с человеком, несмотря ни на что. Зачастую первые несколько встреч человек много и быстро говорит. Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство.
При этом они говорят, что что-то мешает их карьерному росту, или как «они» требуют от него слишком многого. Врач обычно просит перефразировать такие утверждения. Например, «Я сам не прилагаю достаточно усилий», «Мне трудно соответствовать требованиям». Это помогает пациенту сформировать отношение к себе как к субъекту, а не какому-то удаленному объекту, с которым что-то происходит или с которым что-то делают. Осознание позволяет перенести внимание с вопроса «почему» на «что и как делать», то есть сдвинуться с места бесконечных разговоров, интерпретаций и проигрывания ситуации и начать действовать в целях разрешения проблемы. Какие существуют техники проведения сеансов гештальт-терапии? Эта техника позволяет достичь выявления и завершения неразрешенных событий, оказавших решающие влияние на превалирующий эмоциональный фон, направление развития личности и выбор жизненного пути. Если в реальности это сделать трудно, завершить гештальт можно в условиях терапевтического эксперимента. С этим чувством сталкивается рано ли поздно каждый человек. Оно состоит из разных эмоций — это сожаление и злость, страх и растерянность, любовь и одиночество. Испытывая горе, человек как бы останавливается в своем развитии, все его сознание сконцентрировано на утрате, мыслях на прошлом и на том, что он больше никогда не увидит близкого человека, никогда не расскажет о своей любви к нему. Поэтому проигрывание воображаемой ситуации диалога с ушедшим помогает выразить свои чувства к нему и таким образом закрыть гештальт. Об этом я рассказывал выше, могу добавить только, что предъявив в воображаемом диалоге претензии к самому себе или другому человеку, можно разрешить конфликт между двумя полярностями конфликтующими сторонами в сознании человека. Например, между агрессивной и обороняющейся, активной и пассивной частью психики индивида. Пациент сначала садится на стул против пустого, а затем меняет место в зависимости от того, от чьего имени он говорит — своего или воображаемого собеседника. Эта техника подготовки человека к непредвиденной или неизвестной ситуации, а также «прогонки» новых способов поведения и общения в безопасных условиях эксперимента. Фантазии могут быть самыми необычными — разговор с популярной личностью, путешествия по незнакомым местам и даже по извилинам собственного мозга. Например, человеку предлагают представить ситуацию, что он некий предмет в старом заброшенном магазине и ответить на вопросы, почему его тут оставили, что он при этом испытывает, на что надеется и т. Отвечая, человек бессознательно проецирует свои настоящие чувства и мысли по отношению к одиночеству, несправедливости, а также пытается ли он искать выход из, казалось бы, фатальных обстоятельств. Позволяет отработать новую линию поведения и выявить реальную обратную связь между двумя личностями. Разум и тело вместе формируют личность. Вспоминая фразу «в здоровом теле здоровый дух», можно с уверенностью утверждать, что при нездоровом духе больно и тело. Психические расстройства неминуемо сказываются и на телесном здоровье, формируя так называемый психосоматический симптомокомплекс. Поэтому и лечить разум и тело нужно вместе, а лучше всего не допускать накапливания негативных эмоций от незаконченных дел. Например, пациентке, которая в группе проявляет себя как сама «добродетель», предлагают сыграть роль «стервы». Это позволяет проявиться скрытым сторонам личности. Как видите, техник существует множество. Каждый гештальт-терапевт имеет в своем арсенале те, которые он считает наиболее эффективными и безопасными. При этом выбор эксперимента осуществляется с учетом каждого конкретного случая и индивидуальных особенностей пациента. С какими проблемами обычно обращаются к гештальт-терапевту?
Техники гештальт-терапии направлены на то, чтобы вернуть человека самому себе и сделать его внутренний мир для него же доступным. Благодаря ее установкам он должен стать тем, кто он есть, а не тем, кем старается быть, но не является. Как считают психологи, пусть хоть помидоры выращивает или метит в министры, лишь бы жил своею жизнью и полюбил её. Гештальт-терапия и ее основатель Фредерик Перлз В середине XX века немецкий врач-психиатр Фредерик или Фриц Перлз написал основополагающий труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности». В нем он предложил один из методов: поставить перед клиентом пустой стул, на котором, как он воображает, сидит важный для него человек. Либо он сам. Он начинает разговаривать с ним или с собой вслух. Психологу разрешается вмешиваться в эту «беседу», акцентируя внимание на моментах, задавая вопросы, направляя. Современный гештальт успешно используется не только при психологическом консультировании и психотерапии, но и в педагогике, бизнес-менеджменте, управлении социальными процессами. В России метод интенсивно развивается с конца 1980-х, есть четыре базовых института с международными стандартами обучения: Московский институт гештальта и психодрамы, Московский гештальт институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования и Санкт-Петербургский институт гештальта. Все они объединены в Ассоциацию русскоязычных гештальт институтов, признанную в Европейском гештальт-сообществе. Причем интересуют не все эти характеристики, а только те, что не приводят к удовлетворению значимых потребностей и окружающих его людей. Поэтому ведущие понятия гештальт-терапии — это целостность и полнота жизни. Так что же такое гештальт-терапия простыми словами? Это учение в психологии, которое помогает осознать и проработать непрожитые чувства, потребности, незаконченные ситуации. Даже название происходит от немецкого слова Gestalt, обозначающее буквально что-то незаконченное. Действительно, смысл терапии в том, что целое собирается из частей, поэтому нельзя недооценивать значение любых событий в жизни человека.
Диалог Термин «Диалог» ввел Мартин Бубер. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. И в результате, опираясь на феномены и учитывая контекст, создать с ним отношения, внутри которых возможны изменения. Что происходит на сессиях Каждая сессия уникальна. Никогда нельзя спрогнозировать, что на ней будет происходить. Но есть принципы , которых придерживается гештальт-терапевт: — Клиент и психотерапевт — равноправные участники процесса; — Психотерапевт не выступает экспертом в жизни клиента, а значит не дает советы и не говорит, за что стоит переживать, а за что — нет; — Специалист предлагает клиенту обратить внимание на то, что происходит с ним здесь и сейчас и как это связано с тем, что обычно происходит в его жизни. Как это работает Гештальт-терапевт помогает раскрыть переживания, которые часто недоступны клиенту в повседневной жизни. Изучая свои процессы, клиент получает возможность их заметить и увидеть, что именно он делает в конкретной ситуации и что им в этот момент движет. Это расширяет диапазон действий клиента, благодаря чему он учится делать более осознанный выбор. Психотерапия позволяет научиться лучше слышать себя.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Чем может помочь гештальт-терапия. «Гештальт не закрылся» — часто на этом меме наши знания о гештальт-психологии заканчиваются. Гештальт терапию часто считают произошедшей из Гештальт психологии. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Психология и коучинг. Гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и психоанализ – это три различные формы психотерапии, каждая из которых имеет свой уникальный подход к лечению и имеет полярно разные техники.
Основы гештальтпсихологии
Что такое гештальт и как его закрыть | Вокруг гештальт-психологии, гештальт-терапии со времени ее появления (60 лет назад!) роятся мифы. |
Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания | Фактически, выбирая гештальт подход, вы выбирает психотерапевта, который вам симпатичен и интересен как личность, которому вы доверяете и от которого вы не ожидаете морализаторства, давления и заумности. |
Гештальт-терапия
Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии. Гештальт-подход для меня – прежде всего, диалог. Третья по популярности — гештальт-терапия (основана на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах), ее предпочитают 26% специалистов. «Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации. Главная психология личности Как не стать психопатом, или мифы о гештальт-терапии.
Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии
Гештальт-терапия и ее основатель Фредерик Перлз В середине XX века немецкий врач-психиатр Фредерик или Фриц Перлз написал основополагающий труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности». В нем он предложил один из методов: поставить перед клиентом пустой стул, на котором, как он воображает, сидит важный для него человек. Либо он сам. Он начинает разговаривать с ним или с собой вслух. Психологу разрешается вмешиваться в эту «беседу», акцентируя внимание на моментах, задавая вопросы, направляя. Современный гештальт успешно используется не только при психологическом консультировании и психотерапии, но и в педагогике, бизнес-менеджменте, управлении социальными процессами. В России метод интенсивно развивается с конца 1980-х, есть четыре базовых института с международными стандартами обучения: Московский институт гештальта и психодрамы, Московский гештальт институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования и Санкт-Петербургский институт гештальта. Все они объединены в Ассоциацию русскоязычных гештальт институтов, признанную в Европейском гештальт-сообществе. Причем интересуют не все эти характеристики, а только те, что не приводят к удовлетворению значимых потребностей и окружающих его людей. Поэтому ведущие понятия гештальт-терапии — это целостность и полнота жизни. Так что же такое гештальт-терапия простыми словами?
Это учение в психологии, которое помогает осознать и проработать непрожитые чувства, потребности, незаконченные ситуации. Даже название происходит от немецкого слова Gestalt, обозначающее буквально что-то незаконченное. Действительно, смысл терапии в том, что целое собирается из частей, поэтому нельзя недооценивать значение любых событий в жизни человека. В первую очередь не спрашивает «почему», а интересуется «как» чувствует и проживает моменты пациент. Для выполнения задачи работа специалиста должна быть выстроена так, чтобы гештальт-терапия помогала выстраивать доверительный диалог. Для начала выслушать человека, обратившегося за помощью.
Наоборот, было про то, что слишком много копались в прошлом. Хотя претензии были именно к гештальту.
Вот и парадокс нет, не парадокс, а просто стереотип об реальность разбился. Фокус на текущем моменте помогает человеку вернуться в реальность. Например, посмотреть, что происходит с ним здесь и сейчас, и как на него теперешнего влияет болезненная ситуация, произошедшая «там и тогда». Классный инструмент. И им пользуются не только гештальтисты, но и терапевты любых других модальностей, а также кризисные психологи, которые работают с людьми, пережившими катастрофу. КПТшники здесь — не исключение. Контакт с реальностью — база. Со стороны терапевта: Способы возврата в «здесь и сейчас» могут быть очень разными.
Терапевт может выбрать не тот, который подходит этому конкретному клиенту. Не заметить такое — это косяк, да. Либо может заметить, но не знать, как с этим обращаться, как унять боль и построить мостик до реальности. Тоже косяк. Со стороны клиента: не давать обратной связи на интервенции терапевта, которые «не попадают» или непонятны. Пустой стул «Техника пустого стула» — тоже как будто бы сразу на ассоциации с гештальтом возникает. И как будто бы только гештальту она принадлежит. Да, её придумал Перлз основоположник гештальттерапии , но потом она ушла в народ, и пользуются ею все подряд, от коучей до инфоцыган.
И это всего лишь одна из многих типов интервенций, и далеко не единственная, для работы с подобными типами запросов. И вариантов её применения за годы развития гештальта накопилось достаточно. Я вот, например, не очень люблю конкретно этот вариант, и предпочту предложить клиенту самому выбрать, как и на что спроецировать внутреннюю фигуру. Приведу примеры, как это можно сделать, и для чего это нужно. Если возникнет сопротивление, необходимо с ним разобраться, и при невозможности его преодолеть, выбрать другой инструмент. У меня самой, как у клиента, на всё, что было связано с воображением, когда-то стоял блок я вижу что стул пустой, что за бред, идите в жопу! И этими методиками вообще нельзя было пользоваться. Так тоже бывает.
Потом постепенно пошло-поехало, и получился новый опыт. Со стороны клиента: недостаток обратной связи. И я во многом считаю его надуманным, типа как спорить о том, какой сорт яблок — лучший они ж все — яблоки, Кэп! Сейчас мне всё реже попадаются психотерапевты, работающие в каком-то одном конкретном подходе. А если учитывать, что все без исключения они эволюционировали из психоанализа — так и вообще смысл теряется. Да и сам психоанализ за время своего существования претерпел немало изменений. Я бы с удовольствием поболтала об этих изменениях с кем-то, кто сейчас практикует именно психоанализ, и изучал эволюцию его развития от начала и до конкретной сегодняшней его практики. Под запись, в канал ЧТП, подкаст, ютуб, whatever.
И ЭОТ. Возможно, потом ещё напишу об этом подробнее, но лучше давайте об этом в камментах посрёмся. За коучинг здесь особенно обидно, кстати: если до каких-то пор отделение инструмента для лучшего понимания его потенциальными клиентами ещё имело смысл, то, чем дальше, тем страшнее. Дебри мракобесия, куда завели этот процесс инфоцыгане, поистине обширны и непознаваемы. И теперь любой, кто вещает про свой личный опыт и выдыхание денег из матки, гордо называет себя коучем, что является прямой дискредитацией подхода. Биологическая база у человека — одна. Психика происходит из деятельности нервной системы. Она очень вариативна, но принципиально познаваема.
Подходы к работе с ней могут быть разными, но лишь по форме. А по сути они будут похожи, так как обращаются к одним и тем же биологическим механизмам. Пример: Терапия травмы: Травмирующее событие как бы отщепляет от психики кусочек, который впечатывается в мозг и остаётся сцепленным с переживанием того события. Биологически это нужно для того, чтобы человек избегал похожих ситуаций, и лучше выжил в итоге. Тогда мне было 3 года, я вела себя так-то и так-то, чувствовала вот это, и в момент шока происходило то-то и то-то. И теперь, попадая в похожую ситуацию, но уже взрослой, я выпадаю в ту, трёхлетнюю девочку, пугаюсь и убегаю. Проработка травмы в данном случае нацелена на то, чтобы разлепить то воспоминание с эмоциями, пережитыми тогда, давно, интегрировать напуганную девочку обратно в себя, и вернуться в себя реальную. И это может быть сделано сотней разных способов, но суть от этого не поменяется.
Поэтому я настаиваю на том, чтобы больше копать в суть вещей, и того, как они работают, чем упарываться по форме. Главное, чтобы работало. И имело под собой научно-доказательную базу, конечно же. Это по умолчанию. Зачем вообще противопоставлять гештальт и КПТ? И вот тут я встаю в тупик. Потому что для меня эти два подхода абсолютно гармонично сочетаются друг с другом. И могут прекрасно друг друга дополнять, а где-то полностью пересекаются.
Зачем их противопоставлять вообще? Работа с убеждениями, чтобы появился осознанный выбор в поведении, а не автоматизмы? Гештальт делает это в той же степени, что и КПТ. Подращивание адаптивности к текущим обстоятельствам и отношениям, без ущерба для личности, а даже и с укреплением её целостности? Ну, то есть лучше понимать себя, свой способ жизни. Что в принципе и ведет к изменениям и коррекции. Цель КПТ это изменения и конкретные коррекции. Что достигается путем лучшего понимания себя и своего способа жизни и изменением их.
Я бы сформулировала так: Гештальт — про изменения через понимание, как и что у человека устроено осознанность , и какими ресурсами он будет изменения производить. Осознавая и пересобирая свою целостность, я возвращаю ресурсы в систему, сил становится больше, изменения тащить проще. Про адаптацию к актуальным и меняющимся условиям жизни и отношений. И она тоже ведётся через лучшее понимание того, как там у меня чего работает, и какими ресурсами я это буду делать и под это приспосабливаться.
Да, это не трудоемкий процесс, как для консультанта, так и для участников. Иногда мы форсируем накал ситуации, но делаем это с минимальной травматичностью — последовательно, с вниманием к каждой заинтересованной группе. Сопровождение и внедрение изменений Конек нашего метода — сопровождение и внедрение изменений. Согласно парадоксальной теории изменений Арнольда Бейссера, изменения происходят не тогда, когда система стремится измениться, а, когда фокусирует внимание на нынешнем состоянии. В этой фокусировке и заключается наша работа по сопровождению и внедрению изменений. Силы сопротивления Люди и группы, препятствующие достижению поставленных целей, называются силами сопротивления.
Часто к нам обращаются с тем, чтобы преодолеть эти силы, предлагают кардинальные способы, например, увольнение. Но в первую очередь стоит разобраться с природой этих сил, изучить, как они образовались и чем мотивированы. К сожалению, этому вопросу уделяется мало внимания, хотя групповая динамика и жизнь групп свидетельствуют о том, что, если стремительно убрать из организации «ответственных» за проблемы, это место занимают другие сотрудники. В таких ситуациях легко совершить ошибку: потратить силы и средства на оргштатные мероприятия, принять непопулярные меры и потерять доверие коллектива. Иногда же силы сопротивления являются силами стабилизации, содержащие в себе разумные черты, и требуют переосмысления, перераспределения ролей. Сопровождение управленческих решений Метод занимается и индивидуальным сопровождением руководителей высшего уровня, помогая собственникам и топ-менеджменту яснее понимать происходящие в организации процессы.
Часто получается так, что первые 8—15 сессий клиент чувствует интенсивные изменения, а потом происходит стагнация.
Может казаться, что психотерапия не помогает. Но после этого человек выходит на новую глубину проживания процессов. Люди, которые регулярно находятся в терапии, относятся к ней как к занятиям спортом или уходом за собой. Клиенты продолжают психопрофилактику несколько лет, понимая, что она помогает чувствовать себя лучше. Как выбрать для себя гештальт-терапевта? Я рекомендую ориентироваться по отзывам. При выборе терапевта стоит посмотреть личный профиль в социальных сетях, почитать посты.
Клиент может почувствовать, что психотерапевт приятен внешне или у него приятная манера говорить. Контакт со специалистом очень важен в гештальт-подходе. Обязательно нужно интересоваться образованием и наличием регулярной супервизии. Супервизия — это работа психолога с более опытным коллегой. Если специалист прорабатывает в личной терапии свои запросы и консультируется с более квалифицированным специалистом, это говорит о профессионализме. Что почитать про гештальт-подход? Елена Иванова, Наталья Лебедева, «Путешествие в гештальт: теория и практика».
Первый российский учебник по гештальт-терапии, подходящий для тех, кто хотел бы подробнее ознакомиться с подходом. Нифонт Долгополов, «Теоретические комментарии о гештальт-терапии: сборник лекций». Книга основателя Московского института гештальта и психодрамы. Сборник составили на основе аудиозаписей лекций для группы профессиональных гештальтистов. Фредерик Перлз, «Внутри и вне помойного ведра». Один из первоисточников гештальт-терапии. У автора тяжёлый слог: книгу будет трудно читать тем, кто не знаком с психотерапией.
Арнольд Бейссер, «Парадоксальная теория изменений».
«Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»
Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены[1]. Главная психология личности Как не стать психопатом, или мифы о гештальт-терапии. Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ. Экологичное ведение групп в гештальт-подходе 3 двухдневки – Online. 1 Гештальт-психология и гештальт-терапия.
Мифы и реальность в методах гештальт-терапии
Ясно же, что, произнося здесь и сейчас вполне понятные слова, молодой человек имеет в виду нечто другое. Зачастую даже не осознавая, что собственно он имеет в виду. Гештальттерапевты часто подчеркивают, что энергия скрыта в фоне. И действительно, слова часто говорят меньше, чем сопровождающий их жест, поза, движение.
Как в приведенном выше примере, когда выражение лица молодого человека гораздо более эмоционально и энергетически заряжено, нежели произносимая фраза. Полный смысл высказывания удается определить, если мы уделяем внимание всей ситуации акта коммуникации, включающей как словесные, так и невербальные компоненты. Если посмотреть шире, мы обнаружим, что и на уровне поступков в больших сценах жизни действуют те же закономерности.
К примеру, прояснение сюжетных длительных отношений между людьми позволяет лучше понять мотивы и смысл чувств и поступков конкретного человека в конкретной ситуации. Открывая для себя, делая осознаваемым фон, мы существенно меняем фигуру. Причем, изменения эти могут оказаться парадоксальными, поскольку изначально парадоксальным было сочетание мотива и самого высказывания.
Человек говорит, например: «Я тебя не люблю! Цикл контакта и три круга внимания Мы подошли к очень важному концепту, который был сформулирован родоначальниками гештальттерапии Фредериком Перлзом и Полом Гудменом. Суть его в том, что процесс контакта с Другим может быть рассмотрен как цикл.
Возьмем для примера пищевое поведение. Ребенок хочет есть; он что-то делает например, плачет , дабы получить еду; он обнаруживает маму; он ест и, наконец, «отваливается» от мамы и переваривает пищу. Взрослый человек испытывает голод, ищет пищу, потребляет ее и потом переваривает.
Самый обыкновенный, всем прекрасно известный процесс. В гештальт-методе, однако, нам предлагается заметить, что он процесс происходит не «монотонно», что он проживается человеком как минимум четыре фазы организации опыта — от возникновения дефицита энергии в организме до переваривания пищи. Точно так же в любой ситуации мы способны обнаружить фазу предконтакта, когда человек ощущает беспокойство, волнение, обнаруживает нужду, порожденную некоторым дефицитом.
Этот этап переживается человеком по преимуществу телесно. Мы сосредоточены на том, что Перлз называл внутренним кругом внимания. Очень осторожно такой комплекс переживаний можно определить как обнаружение потребности.
Строго говоря, «нужда» и «потребность» — разные понятия. Организм нуждается не в еде как таковой; для продолжения жизнедеятельности ему необходима энергия. Следующий вопрос — каким образом эта энергия добывается?
Растения, например, в процессе фотосинтеза преобразуют энергию солнечных лучей. Для животных характерно получение энергии в процессе переработки питательных веществ. То есть потребность в пище рождается не «внутри организма», а на границе между организмом и средой.
Иначе говоря, «нужда» у растений и животных, по сути, одна и та же, а «потребности» разные. Следующая фаза — контактирование. Нужда стала явной, осознаваемой я чувствую дефицит энергии; я нуждаюсь в пище; я хочу есть , и теперь от внутреннего круга внимания мы переходим к среднему кругу.
На этой фазе человеку необходимо ответить на вопросы: что? Мы обращаемся к собственному опыту приема пищи, мы фантазируем о том, что именно нам хотелось бы съесть, исследуем актуальные возможности, которые предлагает текущая ситуация. То есть — выбираем способ удовлетворения собственной потребности.
Третья фаза — собственно контакт его иногда еще называют полным, или финальным контактом. Мы выделяем фигуру во внешнем круге внимания. Наконец наступает четвертая фаза цикла контакта — постконтакт, этап интеграции, переваривания того, что мы получили в контакте человек вновь обращается к внутреннему кругу внимания , этап признания НОВОЙ идентичности, которая возникла в контакте, и формирования НОВЫХ отношений с окружающим миром.
Это принципиальное утверждение. В рамках гештальт-подхода мы предполагаем, что любые изменения происходят в результате полного прохождения цикла контакта. И наоборот: полное прохождение цикла контакта неизбежно ведет к изменениям — разной длительности и на разных уровнях.
Приведу простые примеры. Согласитесь, сытый человек иначе выстраивает свои взаимоотношения с миром, нежели человек голодный. С другой стороны, всякий прием пищи обогащает наш опыт, который мы способны использовать в последующем.
Мы теперь знаем, допустим, что такое переедание или недоедание. Если мы решились на эксперимент и попробовали новые блюда, мы знаем, какой у них вкус и послевкусие, подходят они нам или нет. Однако и в том случае, когда мы употребляли в пищу только то, к чему привыкли, это все равно для нас новый опыт, подтверждающий уточняющий, опровергающий и т.
В целом, на фазе постконтакта происходит не меньшая работа, нежели на предыдущих фазах. Человек усваивает только что полученный опыт, осознает произошедшие в нем изменения, расстается со старыми моделями поведения, оценивает применимость новых, разрушает и утверждает связи с объектами и субъектами, тем самым реорганизуя структуру мира, частью которой он является, готовится к вступлению в следующий цикл контакта, выделяя фигуры, которые раньше оставались в фоне. Именно поэтому в гештальттерапии такое значение придается завершению незавершенных действий и ситуаций.
То есть, в сущности, — завершению контактных процессов. Для полноты картины стоит оговориться: четырехфазная модель — это, конечно же, упрощение. Современные исследователи описывают до восьми этапов контактного процесса, по-разному их называя и расставляя разные акценты.
То же самое можно сказать и о кругах внимания. В каждой фазе оно внимание словно бы совершает «челночное движение», выделяя фигуры на самых разных «уровнях» непосредственных переживаний и опыта. И человек по ходу процесса делает множество выборов.
Если переживания, связанные, к примеру, с фазой контактирования, перевести в драматический монолог, получится нечто следующее: «Вот почему я такой раздражительный — я просто голоден! Надо поесть. Но до обеденного перерыва — еще полчаса.
Почему у нас такой жесткий график? Может, подключить профсоюз и поменять условия труда? Или съесть припрятанное яблоко?
А хватит мне яблока? Насколько я голоден? Да, кажется, слона бы съел!
Тогда придется подождать. Эх, мне бы стейк! В соседнем ресторане подают такие замечательные стейки!
Но там дорого, а у меня мало денег. Пришлось отдавать долги. Схожу в столовую.
Но все мои коллеги ходят в ресторан. Что делать, если они позовут с собой? Соврать, что жена приготовила мне обед и упаковала в контейнеры?
Тогда можно будет остаться в офисе. Но у меня только яблоко и два бутерброда. Этого точно не хватит.
Тем более, я сегодня не завтракал. Господи, как же я хочу есть — аж в животе урчит! По сути, совершая любой выбор, мы задействуем весь свой жизненный опыт и учитываем все обстоятельства, которые только можем себе представить.
Другое дело, что мы не всегда все это осознаем. Поэтому терапевтичным зачастую оказывается «разворачивание» ситуации, когда клиент начинает осознавать собственные нужды потребности , собственные мотивы, эмоции, возможные мотивы и действия людей, включенных в ситуацию, другие внешние и внутренние обстоятельства в случае с пищевым поведением может оказаться, что у человека язва желудка, или что кафе, где вкусно кормят, находится слишком далеко от места работы. И все же мы не отказываемся полностью от представлений о трех кругах внимания и четырех фазах контакта.
Главным образом потому, что, в первом приближении, это процесс, который интуитивно понятен и знаком каждому, кто хоть раз давал себе время и место для самонаблюдения. Мы имеем дело с «естественной» динамикой смены эпизодов на пути к приобретению нового опыта. Фриц Перлз и Пол Гудмен, конечно же, его не открыли, а только описали и по-своему назвали этапы.
Возможно, на Перлза тут оказали влияние законы драматургии, поскольку в молодости он занимался театром. В театроведении, киноведении и литературоведении стадии контакта обозначаются иначе: завязка, развитие, кульминация и развязка. Такая терминология хороша тем, что указывает на некий пик, через который я прохожу, чтобы завершить начатое.
Подобный порядок организации сюжета воспринимается нами как нечто абсолютно «жизненное», само собой разумеющееся. И даже в современных произведениях, когда автор, например, предлагает читателю «открытый» неопределенный финал или в начале фильма показывает то, что реально произойдет в конце истории, он автор все-таки рассчитывает, что зритель самостоятельно, задним числом в фазе постконтакта восстановит весь цикл в естественной последовательности. Автор предполагает, что у зрителя уже есть знание о том, как именно все должно происходить — хоть в жизни, хоть в литературе, театре или кино.
А теперь представьте, что в детективном романе Шерлок Холмс мается-мается в ожидании хорошего дела, да так ни за что и не принимается. Или принимается, но убийцу не находит. Или находит профессора Мориарти и в течение большей части романа борется с ним у Рейхенбахского водопада.
Или борьба закончилась, но мы так и не понимаем, кто же из персонажей победил. Что мы при этом чувствуем? Определенно — фрустрацию.
Наш контакт с художественным текстом, с его главным героем был каким-то образом прерван. Собственно, это чувство неудовлетворенности, незавершенности цикла настолько разозлило читателей включая, между прочим, королеву Викторию , что они прямо-таки вынудили Артура Конан Дойла «оживить» полюбившегося публике сыщика и написать «Возвращение Шерлока Холмса». И это еще одна очень важная для Гештальта тема — тема прерывания контакта.
Прерывание контакта Описанные выше ситуации называются в гештальттерапии незавершенными отчасти мы уже говорили об этом выше. То есть вроде бы что-то случилось, но человек продолжает об этом думать, продолжает чувствовать, снова и снова прокручивает ситуацию в голове, злится на Другого, осуждает себя вспомните эффект Зейгарник … Если рассуждать в терминах пищевого поведения — словно бы человек поел, но не насытился, словно бы он остановился в какой-то момент не потому, что ему уже достаточно, он сыт, а по каким-то другим причинам, не имеющим непосредственного отношения к ситуации здесь и сейчас. Тут надо понимать, что само по себе прерывание не является чем-то плохим или хорошим.
Это просто ситуативная данность. Предположим, я осознаю, что хочу есть, но не могу уйти с работы, поскольку еще не настал обеденный перерыв. И я себя останавливаю, я прерываю откладываю начавшийся процесс контактирования.
Или я вижу, как к остановке подъезжает автобус. Чтобы на него успеть, мне нужно всего лишь перейти дорогу. И тут загорается красный свет!
Я прерываю начатое действие. Автобус уходит. Я могу погрустить по поводу того, что на него не успел и теперь опоздаю на встречу.
К примеру, прояснение сюжетных длительных отношений между людьми позволяет лучше понять мотивы и смысл чувств и поступков конкретного человека в конкретной ситуации. Открывая для себя, делая осознаваемым фон, мы существенно меняем фигуру. Причем, изменения эти могут оказаться парадоксальными, поскольку изначально парадоксальным было сочетание мотива и самого высказывания. Человек говорит, например: «Я тебя не люблю! Цикл контакта и три круга внимания Мы подошли к очень важному концепту, который был сформулирован родоначальниками гештальттерапии Фредериком Перлзом и Полом Гудменом. Суть его в том, что процесс контакта с Другим может быть рассмотрен как цикл. Возьмем для примера пищевое поведение. Ребенок хочет есть; он что-то делает например, плачет , дабы получить еду; он обнаруживает маму; он ест и, наконец, «отваливается» от мамы и переваривает пищу.
Взрослый человек испытывает голод, ищет пищу, потребляет ее и потом переваривает. Самый обыкновенный, всем прекрасно известный процесс. В гештальт-методе, однако, нам предлагается заметить, что он процесс происходит не «монотонно», что он проживается человеком как минимум четыре фазы организации опыта — от возникновения дефицита энергии в организме до переваривания пищи. Точно так же в любой ситуации мы способны обнаружить фазу предконтакта, когда человек ощущает беспокойство, волнение, обнаруживает нужду, порожденную некоторым дефицитом. Этот этап переживается человеком по преимуществу телесно. Мы сосредоточены на том, что Перлз называл внутренним кругом внимания. Очень осторожно такой комплекс переживаний можно определить как обнаружение потребности. Строго говоря, «нужда» и «потребность» — разные понятия.
Организм нуждается не в еде как таковой; для продолжения жизнедеятельности ему необходима энергия. Следующий вопрос — каким образом эта энергия добывается? Растения, например, в процессе фотосинтеза преобразуют энергию солнечных лучей. Для животных характерно получение энергии в процессе переработки питательных веществ. То есть потребность в пище рождается не «внутри организма», а на границе между организмом и средой. Иначе говоря, «нужда» у растений и животных, по сути, одна и та же, а «потребности» разные. Следующая фаза — контактирование. Нужда стала явной, осознаваемой я чувствую дефицит энергии; я нуждаюсь в пище; я хочу есть , и теперь от внутреннего круга внимания мы переходим к среднему кругу.
На этой фазе человеку необходимо ответить на вопросы: что? Мы обращаемся к собственному опыту приема пищи, мы фантазируем о том, что именно нам хотелось бы съесть, исследуем актуальные возможности, которые предлагает текущая ситуация. То есть — выбираем способ удовлетворения собственной потребности. Третья фаза — собственно контакт его иногда еще называют полным, или финальным контактом. Мы выделяем фигуру во внешнем круге внимания. Наконец наступает четвертая фаза цикла контакта — постконтакт, этап интеграции, переваривания того, что мы получили в контакте человек вновь обращается к внутреннему кругу внимания , этап признания НОВОЙ идентичности, которая возникла в контакте, и формирования НОВЫХ отношений с окружающим миром. Это принципиальное утверждение. В рамках гештальт-подхода мы предполагаем, что любые изменения происходят в результате полного прохождения цикла контакта.
И наоборот: полное прохождение цикла контакта неизбежно ведет к изменениям — разной длительности и на разных уровнях. Приведу простые примеры. Согласитесь, сытый человек иначе выстраивает свои взаимоотношения с миром, нежели человек голодный. С другой стороны, всякий прием пищи обогащает наш опыт, который мы способны использовать в последующем. Мы теперь знаем, допустим, что такое переедание или недоедание. Если мы решились на эксперимент и попробовали новые блюда, мы знаем, какой у них вкус и послевкусие, подходят они нам или нет. Однако и в том случае, когда мы употребляли в пищу только то, к чему привыкли, это все равно для нас новый опыт, подтверждающий уточняющий, опровергающий и т. В целом, на фазе постконтакта происходит не меньшая работа, нежели на предыдущих фазах.
Человек усваивает только что полученный опыт, осознает произошедшие в нем изменения, расстается со старыми моделями поведения, оценивает применимость новых, разрушает и утверждает связи с объектами и субъектами, тем самым реорганизуя структуру мира, частью которой он является, готовится к вступлению в следующий цикл контакта, выделяя фигуры, которые раньше оставались в фоне. Именно поэтому в гештальттерапии такое значение придается завершению незавершенных действий и ситуаций. То есть, в сущности, — завершению контактных процессов. Для полноты картины стоит оговориться: четырехфазная модель — это, конечно же, упрощение. Современные исследователи описывают до восьми этапов контактного процесса, по-разному их называя и расставляя разные акценты. То же самое можно сказать и о кругах внимания. В каждой фазе оно внимание словно бы совершает «челночное движение», выделяя фигуры на самых разных «уровнях» непосредственных переживаний и опыта. И человек по ходу процесса делает множество выборов.
Если переживания, связанные, к примеру, с фазой контактирования, перевести в драматический монолог, получится нечто следующее: «Вот почему я такой раздражительный — я просто голоден! Надо поесть. Но до обеденного перерыва — еще полчаса. Почему у нас такой жесткий график? Может, подключить профсоюз и поменять условия труда? Или съесть припрятанное яблоко? А хватит мне яблока? Насколько я голоден?
Да, кажется, слона бы съел! Тогда придется подождать. Эх, мне бы стейк! В соседнем ресторане подают такие замечательные стейки! Но там дорого, а у меня мало денег. Пришлось отдавать долги. Схожу в столовую. Но все мои коллеги ходят в ресторан.
Что делать, если они позовут с собой? Соврать, что жена приготовила мне обед и упаковала в контейнеры? Тогда можно будет остаться в офисе. Но у меня только яблоко и два бутерброда. Этого точно не хватит. Тем более, я сегодня не завтракал. Господи, как же я хочу есть — аж в животе урчит! По сути, совершая любой выбор, мы задействуем весь свой жизненный опыт и учитываем все обстоятельства, которые только можем себе представить.
Другое дело, что мы не всегда все это осознаем. Поэтому терапевтичным зачастую оказывается «разворачивание» ситуации, когда клиент начинает осознавать собственные нужды потребности , собственные мотивы, эмоции, возможные мотивы и действия людей, включенных в ситуацию, другие внешние и внутренние обстоятельства в случае с пищевым поведением может оказаться, что у человека язва желудка, или что кафе, где вкусно кормят, находится слишком далеко от места работы. И все же мы не отказываемся полностью от представлений о трех кругах внимания и четырех фазах контакта. Главным образом потому, что, в первом приближении, это процесс, который интуитивно понятен и знаком каждому, кто хоть раз давал себе время и место для самонаблюдения. Мы имеем дело с «естественной» динамикой смены эпизодов на пути к приобретению нового опыта. Фриц Перлз и Пол Гудмен, конечно же, его не открыли, а только описали и по-своему назвали этапы. Возможно, на Перлза тут оказали влияние законы драматургии, поскольку в молодости он занимался театром. В театроведении, киноведении и литературоведении стадии контакта обозначаются иначе: завязка, развитие, кульминация и развязка.
Такая терминология хороша тем, что указывает на некий пик, через который я прохожу, чтобы завершить начатое. Подобный порядок организации сюжета воспринимается нами как нечто абсолютно «жизненное», само собой разумеющееся. И даже в современных произведениях, когда автор, например, предлагает читателю «открытый» неопределенный финал или в начале фильма показывает то, что реально произойдет в конце истории, он автор все-таки рассчитывает, что зритель самостоятельно, задним числом в фазе постконтакта восстановит весь цикл в естественной последовательности. Автор предполагает, что у зрителя уже есть знание о том, как именно все должно происходить — хоть в жизни, хоть в литературе, театре или кино. А теперь представьте, что в детективном романе Шерлок Холмс мается-мается в ожидании хорошего дела, да так ни за что и не принимается. Или принимается, но убийцу не находит. Или находит профессора Мориарти и в течение большей части романа борется с ним у Рейхенбахского водопада. Или борьба закончилась, но мы так и не понимаем, кто же из персонажей победил.
Что мы при этом чувствуем? Определенно — фрустрацию. Наш контакт с художественным текстом, с его главным героем был каким-то образом прерван. Собственно, это чувство неудовлетворенности, незавершенности цикла настолько разозлило читателей включая, между прочим, королеву Викторию , что они прямо-таки вынудили Артура Конан Дойла «оживить» полюбившегося публике сыщика и написать «Возвращение Шерлока Холмса». И это еще одна очень важная для Гештальта тема — тема прерывания контакта. Прерывание контакта Описанные выше ситуации называются в гештальттерапии незавершенными отчасти мы уже говорили об этом выше. То есть вроде бы что-то случилось, но человек продолжает об этом думать, продолжает чувствовать, снова и снова прокручивает ситуацию в голове, злится на Другого, осуждает себя вспомните эффект Зейгарник … Если рассуждать в терминах пищевого поведения — словно бы человек поел, но не насытился, словно бы он остановился в какой-то момент не потому, что ему уже достаточно, он сыт, а по каким-то другим причинам, не имеющим непосредственного отношения к ситуации здесь и сейчас. Тут надо понимать, что само по себе прерывание не является чем-то плохим или хорошим.
Это просто ситуативная данность. Предположим, я осознаю, что хочу есть, но не могу уйти с работы, поскольку еще не настал обеденный перерыв. И я себя останавливаю, я прерываю откладываю начавшийся процесс контактирования. Или я вижу, как к остановке подъезжает автобус. Чтобы на него успеть, мне нужно всего лишь перейти дорогу. И тут загорается красный свет! Я прерываю начатое действие. Автобус уходит.
Я могу погрустить по поводу того, что на него не успел и теперь опоздаю на встречу. Это нормально. Это часть опыта. В результате я, допустим, сделаю вывод: надо выходить из дома на пять минут раньше или пользоваться такси. Однако клиент, который приходит к нам и рассказывает подобную историю, скорее всего, будет жаловаться на что-то другое. Он, например, скажет: «Вот всегда со мной так! Даже автобус уходит у меня из-под носа. Наверное, я какой-то неправильный!
В 1950-х года вместе с женой и коллегами он основал Нью-Йоркский гештальт-институт. Холистический подход Ключевое понятие гештальт-терапии — целостность, полнота жизни. Противоположность целостности — «незавершенные действия» или ситуации, которые человек проживает не до конца: проглатывает обиду, стесняется проявлений характера, сдерживает эмоции, отвергает потребности и тд. Таким образом, он как бы отчуждается от собственного опыта, и ситуации остаются непрожитыми, незавершёнными. Задача гештальт-терапевта — помочь человеку осознать опыт во всей полноте и «соединиться» с эмоциями. Работа с возникающими чувствами и мыслями — один из важных принципов гештальт-терапии. Специалист акцентирует внимание на том, что происходит с человеком непосредственно в кабинете, здесь-и-сейчас. Для этого он предлагает клиенту эксперименты — упражнения на осознавание чувств и эмоций. Например, терапевт может предложить клиенту высказаться от имени симптома, изменить речевые конструкции, намеренно усилить симптом, обнаружить интроекты навязанные убеждения и тд. Все процессы, чувства, реакции, жесты выступают феноменами, которые терапевт исследует вместе с клиентом в терапевтическом пространстве.
Он не спрашивает «почему», но спрашивает «как» вы чувствуете, как проживаете непосредственный опыт.
Задача гештальт терапевта состоит не в том, чтобы дать пациенту «волшебную таблетку», а помочь разобраться в себе и самостоятельно прийти к решению своих проблем. Преимущество такого подхода в том, что человек учится самостоятельно справляться со всеми трудностями без посторонней помощи. Поэтому эту методику работы с пациентами можно назвать одной из наиболее эффективных. Нужно отметить, что работа гештальтиста очень сложная. Он должен найти способ мягко направить человека к решению проблемы, не навязывая своего мнения и не вмешиваясь в механизмы его мышления. Чтобы сделать это, гештальт терапевт использует множество методов работы, подбирая для каждого пациента индивидуальную программу упражнений. В этом ему помогает знание основ гештальт-терапии.
Основы гештальт-терапии В основе гештальт-терапии лежит утверждение, что человек должен быть счастлив «здесь и сейчас», то есть не откладывал свою жизнь «на потом» и не углублялся в переживания прошлого. Для того чтобы прийти к пониманию счастья, большинству людей нужна гештальт-терапия. Суть гештальт-терапии заключается в том, чтобы избавлять людей от тех психоэмоциональных «якорей», которые удерживают их в подавленном состоянии. Такими часто становятся привычки, которые нужно обязательно искоренять. Речь идёт о привычке негативно мыслить, надевать старую и несовременную одежду, быстро есть, искать недостатки в окружающих людях и других «якорях». Всё перечисленное мешает человеку стать счастливым, а потому подлежит искоренению. В задачи гештальт-терапии входит оценка психоэмоционального состояния пациента, подбор программы лечения, замещение травмирующих установок на объективные. Проще говоря, терапия поэтапно позволяет выявить причины проблем, избавиться от них и предотвратить их появление в дальнейшем.
Методы гештальт-терапии или как закрыть гештальт? Итак, мы рассмотрели основы работы гештальтиста и можем начать разбираться в том, как работает гештальт терапия. Вкратце этот механизм можно описать следующим образом. При возникновении определённой потребности возникает логическая цепочка действий: 1. Поиск способов удовлетворения потребности. Реализация одного из способов. Осознание полученного опыта. Если все перечисленные шаги выполняются, то гештальт закрывается.