Новости дунайские походы святослава

1. Обозначьте стрелками разного цвета направления восточных и дунайских походов князя Святослава. Покажите разными цветами территорию Древнерусского государства к концу правления Святослава и территории соседних с Древней Русью государств. Разумеется, Святослава нельзя рассматривать в роли византийского наёмника. Новости. Знакомства. Князь Святослав Игоревич предпринял два дунайских похода.

КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ

  • 3 июля 964 года- День Великой Русской Победы! (Евгений Полуэктов) / Проза.ру
  • Военные походы
  • Походы Святослава
  • Видеозаписи о событии
  • День, когда русские вернулись на Дунай

3 июля 964 года- День Великой Русской Победы!

На его месте поселились славяне и город стал называться Белая Вежа; Семендер в низовьях Терека. Во время этих походов, войско Святослава на севере дошло до средней Волги, где находилась Волжская Булгария, а на юге его воины прошли вдоль рек Кума и Кубань до Таманского полуострова. Ряд историков предполагают, что к 968 году Святослав покорил город Тмутаракань на Таманском полуострове. Хазарский каганат — государство, которое занимало территории в степях между Доном и Волгой, а также между Азовским и Каспийским морями. Сфера его влияния, то есть данников и вассалов, простиралась от Аральского моря на востоке и до среднего Днепра на западе. Последним правителем этого государства был каган Иосиф, иудей по религии. Походы князя Святослава. Дунайские походы В 967 году началась война между Византией и Болгарским царством. В 968 году Святослав вмешался в нее на стороне Византии и разгромил армию болгарского царя Петра I в битве при Доростоле. После этого сражения Святослав, оставаясь киевским князем, перенес свою резиденцию в торговый город Переяславец на нижнем Дунае. К началу 970 года он полностью разгромил Болгарию, взял в плен ее царя и захватил столицу Преслав.

Была она предвозвестницей христианской земле, как утренняя звезда перед солнцем, как заря перед рассветом… В год 6478 970. Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам? И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши - милостницы Ольгиной. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира».

И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец». Разделив в 969 г. Русскую землю на 3 области и вручив их опеке сыновей, Святослав отбыл в Болгарию. Идея русско-болгарской державы мало вдохновляла болгар. В отсутствие русского князя они завладели Переяславцем на Дунае, а когда к этой своей «столице» вернулся Святослав, болгары вышли биться с ним. Болгарам в начале сражения даже удалось потеснить русов, но победа все равно осталась за Святославом. По смерти царя Петра болгарским правителям стал его сын Борис II.

Новый царь вынужден был признать себя вассалом Святослава. Все это спровоцировало большую войну с Византией. Верный себе Святослав сам напал на греков. Во главе русской пехоты и болгарских конников, которых вели царь Борис II и Свенельд, Святослав обрушился на византийскую «долину роз», занял Филиппополь Пловдиев , населенный преимущественно болгарами. По сообщению византийского историка Льва Диакона, здесь Святослав казнил 20 тыс. Через Адрианополь русский князь намеривался добраться до Царьграда. Он послал сказать грекам: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город Филиппополь ».

Греки вступили в переговоры, в ходе которых пытались выведать численность армии Святослава. Русский князь требовал дани на 20 тыс. Переговоры позволили Иоанну Цимисхию собрать войско, которое превосходило силы Святослава. Под Адрианополем византийский полководец Варда Склир нанес Святославу поражение. Отряды наемных венгром и печенегов, присоединившихся ко Второму Дунайскому походу Святослава, предпочли покинуть его. Однако и дела Иоанна Цимисхия шли не совсем гладко. В Азии против него поднял мятеж Варда Фока, для его подавления Иоанн пошел на перемирии со Святославом.

Разгромив мятежников, весной 971 г. Иоанн Цимисхий вел 30 тыс. После двухдневной осады греки взяли Переславец Преславу. Сидевший там с дружиной русский воевода Свенельд, муж доблесный и огромного роста, по описанию Льва Диакона, вынужден был отступать к Святославу, который тогда находился в Доростоле на Дунае. Падение Преславы вызвало отход от союза со Святославом города Плиска и других болгарских крепостей. Вскоре Святослав с поредевшим войском оказался запертым в Доростоле. Император Иоанн Цимисхий, по свидетельству историка Льва Диакона, непосредственного участника осады Доростола, приказал своим воинам построить под Доростолом укрепленный лагерь, окруженный валом и рвом.

Опираясь на него, византийцы и сражались со «скифами». Так по византийской традиции Лев Диакон именовал «росов». Бои шли с переменным успехом, Лев Диакон отмечал мужество бойцов с обеих сторон. Вскоре к грекам подошли боевые триеры, оснащенные приспособлениями для метания греческого огня. Дружина Святослава опечалилась. В византийский лагерь было доставлено продовольствие и лекарства. А в Доростоле воины Святослава терпели голод, умирали от ран, болезней.

Пал в бою второй по значению после Святослава, по мнению Льва Диакона, предводитель русов Икмор. Византиец так описывает гибель Икмора: «храбрый муж гигантского роста… окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига критян Анемас бросился на Икмора, настиг его и ударил [мечом] в шею - голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только [Икмор] погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу». Но и русы не оставались в долгу. Во время отчаянной вылазки русских дружинников с целью поджечь камнеметные машины греков, наносившие колоссальный вред осажденным в Доростоле, пал магистр Иоанн Куркуас.

Это был родственник Иоанна Цимисхия, который командовал воинами, обслуживающими катапульты. Увидев его дорогие доспехи, дружинники Святослава решили, что это сам император, и изрубили Куркуаса. В ходе битвы под Доростолом русы стали осваивать не привычные им прежде военные навыки. Лев Диакон сообщает, что прежде «росы» предпочитали биться пешими, а под Доростолом выехали однажды и на конях. Неопределенность исхода войны тяготила обе стороны. В Византии произошла попытка нового государственного переворота, к счастью для Иоанна Цимисхия, неудачная. Святослав советовался с дружиной: что делать?

Летопись сообщает о походе Святослава в статье 6473 965 г. Слышавше же Козари, изидоша противу съ княземъ своимъ Каганомъ. И съступиша ся бить.

И бывши брани. Из этого краткого сообщения видно, что набег руси обернулся для Хазарии крупнейшим в ее истории поражением. Русь разгромила войско кагана, захватила крупную крепость Саркел на Дону, и затем, пройдя далеко на юг, к Азовскому морю, нанесла поражение ополчениям северокавказских народов алан ясов и адыгов касогов.

Кажется странным, что арабские авторы, Ибн Мискавейх, и его продолжатель, Ибн ал-Асир, сообщая о событиях 354 г. О том, что Хазария в 960-х гг. Ибн Хаукаля.

Но его датировка вторжения 358 г. По Ибн Хаукалю в 358 г. Дербентом], были в нем многочисленные сады; говорят, что содержали они около 40 тысяч виноградников, а я спрашивал об этом городе в Джурджане в 58 году, вследствие близкого знакомства с этим городом , и сказал [тот, кого я расспрашивал]: «Там виноградник или сад [такой], что был милостыней для бедных, а если осталось там [что-нибудь], то только лист на стебле».

Пришли на него русийи, и не осталось в городе ни винограда, ни изюма. А населяли этот город мусульмане, группы приверженцев [других] религий и идолопоклонники, и ушли они , а вследствие достоинства их земли и хорошего их дохода не пройдет и трех лет, и станет все как было. И были в Самандаре мечети, церкви и синагоги, и совершили свой набег эти русы на всех, кто был на берегу Итиля из [числа] хазар, булгар и буртасов, и захватили их, и искал убежища народ Итиля на острове Баб ал-Абваб и укрепился на нем, а часть их на острове Сийах-Куих, живущие в страхе» [3].

По сообщению Ибн Хаукаля, следствием похода 358 г. И было так до года 358, ибо русы разрушили Булгар и Хазаран» [4]. Она сообщает, что в 968—970 гг.

Святослав, вернувшись из Переяславца, находился в Киеве у постели умирающей матери, раздавал уделы сыновьям, готовился ко второй дунайской кампании. Среди первых комментаторов М. Френ и К.

На самом деле русь ходила войной на хазар в 969 г [5]. Гаркави вслед за Г. Грецем более вероятным считал, что было два отдельных похода руси — в 965 и 969 годах [6].

В качестве аргумента А. Гаркави ссылается на известие Ибн-Хаукаля о том, что после ограбления Булгара, Итиля и Самандара «русы отправились походом на Рум и Андалус». Исследователь замечает, что нашествие на дунайских Булгар, предпринятое Святославом в 969 году, и столкновение с Византией, как раз подходят под показание арабского путешественника [7].

Гипотезу «двух походов» в ходе полемики первой трети XX века поддержали Ф. Вестберг, Й. Маркварт, Э.

А также В. Мошин, считавший, что набег совершила какая-то особая азово-черноморская русь [9]. Сторонников гипотезы одного похода было все-таки большинство.

Действительно, подробный рассказ Ибн Хаукаля содержит информацию лишь об одном разгроме всего обширного пространства земель, подконтрольных Хазарии. Знойко, верно подметивший возникающую при этом проблему выбора источника. С одной стороны у исследователей не было достаточных оснований сомневаться в достоверности отечественного летописного текста.

А жители Семендера помнили недавно постигшие их город несчастья «несомненно лучше, чем киевляне эпохи Нестора» [10]. Найти текстологическое решение проблемы попытался известный востоковед В. Он выдвинул гипотезу, согласно которой 358 г.

Версию В. Бартольда поддержал известный башкирский ученый-эмигрант А. Валиди Тоган , считавший ее подтверждением фразу Ибн Хаукаля о возрождении Семендера «спустя три года», которую он переводил следующим образом: «Не прошло и трех лет, и стало, как было» [12].

Гипотеза В. Бартольда нашла понимание и поддержку у целого ряда крупных специалистов в области древнерусской истории. О единственном походе руси, состоявшемся в 965 г.

Якубовский [13] , М. Артамонов [14] , А. Гадло [15] , А.

Сахаров [16].

Он начал битву, символически бросив копье, которое пролетело между ушей коня и упало к его ногам. Походы Святослава Уже с 964 года Святослав правил самостоятельно. В 965 оставив княгиню Ольгу управлять Киевом, отправился в поход. Всю дальнейшую часть жизни Святослав проводил в походах и сражениях, лишь иногда навещая родные края и мать, в основном в критических ситуациях. В течение 965-966гг.

В своих сражениях Святослав прославился тем, что прежде чем напасть на врага, посылал гонца со словами: «Иду на вы! Во походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины». Мнения историков в описании Святослава совпадают. Византийский хронист Лев Дьякон говорит о Святославе: «среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы.

Волосы на его голове были выстрижены, за исключением одного локона — знак благородного происхождения; в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя жемчужинами. Вся наружность князя представляла что-то мрачное и суровое. Белая одежда его только чистотой отличалась от других русских».

К предыстории балканского похода русского князя Святослава

После преставления его матери святой равноапостольной княгини Ольги он решил вернуться на Дунай и там обосновать новую столицу Руси. В 970—971 годах состоялась его вторая война в болгарских землях. На этот раз ему пришлось уже сражаться с византийской армией, которая за время его отсутствия заняла болгарские земли. Эта война продолжалась без решительной победы с той или другой стороны. Византийскую армию возглавлял император Иоанн Цимисхий. Одна из крупнейших и крупнейших битв состоялась у крепости Доростол.

В результате Святослав решил заключить мир и вернуться в Киев. После завершения этого похода на обратном пути в 972 году Святослав погиб в низовьях Днепра, сражаясь с печенегами. Хотя он много воевал и часто одерживал победы, в летописях сохранились сведения, что народ говорил ему, что он больше заботится о завоевании отдаленных земель дунайской Болгарии , а не об обороне своих когда печенеги осаждали Киев. Тест для закрепления материала 1 С каким византийским императором воевал князь Святослав?

Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне, и написали в хартии этой и скрепили своими печатями. Обращает на себя внимание близость этой цифры к тем 20 тыс. Выполняя условия договора, Святослав выдал пленных и отправился на Русь. Гибель Святослава. Чориков С окончанием русско-византийской войны северо-восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили лишь болгарские земли на западе. Болгарский царь Борис II был лишён царского титула, став византийским вельможей. Святослав с небольшой дружиной на ладьях отправился в Киев, но днепровские пороги заняли печенеги, предупреждённые по версии ПВЛ болгарами. Князь остался зимовать в устье Днепра, а весной 972 года сделал ещё одну попытку пройти пороги. Последствия кратко изложены в ПВЛ : «И напал на него Куря , князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Согласно Повести Временных Лет, большая часть русского войска, бросив добычу, вернулось в Киев сухопутным путём под началом воеводы Свенельда. Скилица утверждает, что войско Святослава погибло полностью. Историография по войне[ править править код ] Наиболее подробно русско-византийская война 970 — 971 описана византийскими историками Львом Диаконом , современником событий, и Иоанном Скилицей 2-я половина XI века. Современные историки предполагают, что они могли использовать единый источник, однако их изложение не дублирует, но дополняет друг друга. Армянский хронист начала XI века Степанос Асохик сообщает, что болгары выступили против Иоанна Цимисхия в союзе с русами. Асохик свёл всю войну к единственному сражению в 971 году , о котором он рассказал так: «Когда завязался бой, Рузы [русы] обратили в бегство оба крыла греческого войска. Царь со всею армянскою пехотой оставался неподвижным посередине фронта. Отряд пехоты, называемый отрядом саларов [букв. Он врезался в стоявших лицом к лицу с царем и шедших против него под прикрытием своих щитов и, дав работу мечу, многих положил на месте, а остальных разогнал в разные стороны; и принудил булхарский народ покориться. С русской стороны поход Святослава освещён в самом раннем из дошедших до нашего времени летописных сводов, « Повести временных лет ». Татищевым по так называемой Иоакимовской летописи , подлинность которой ставится под сомнение, и другим источникам, оставшихся неизвестными. В изложении Татищева поход в Болгарии был вызван не только деньгами от византийцев, но тем, что дунайские болгары не признавали власть Святослава в Хазарии и собирали всех недовольных им. По пути в Болгарию Святослава на Днестре встретило соединённое войско дунайских болгар, хазар, ясов и касогов, и он должен был подняться вверх по Днестру на соединение с венграми. Только после этого он смог переправиться через Днестр. В Болгарию он пришёл только весной 968 года и занял крепости на Дунае. Болгары восстали против русов, вынудив русского воеводу Волка отступить на ладьях по Дунаю. Волк встретил на Днестре Святослава, который возвращался в Болгарию с войском от своего тестя, венгерского князя [19]. После захвата Переяславца Святослав посчитал Византию виновной в восстании болгар и объявил ей войну. Чтобы оправдать поражение, Святослав обвинил христиан, бывших в его войске, в том, что они прогневили языческих богов, и даже казнил единственного брата Глеба. По Иоакимовской летописи, Святослав решил вернуться в Киев с целью покарать христиан, но погиб на порогах. Современные историки предлагают различные трактовки событий, изложенных в вышеуказанных источниках. Различия связаны главным образом с оценкой личности Святослава и взаимоотношений болгар и русов. Полный обзор версий представлен в книге А.

Лао Цзы Князь Святослав Игоревич родился в 940 году. Эту дату трудно назвать точной, поскольку в разных источниках она отличается. Он был сыном убитого князя Игоря, но в первый годы после смерти отца трон он не занимал, поскольку был совсем юнным, а страной правила его мать, княгиня Ольга. Военные походы В 964 году началась военная деятельность юноши — он повел свое войско на восток, против вятичей. После покорения этого племени князь Святослав Игоревич отправился дальше. На этот раз на его пути был Хазарский Каганат. Раньше это было великое государство, распростертое между Волгой и Доном, но на ту пору Каганат уже утратил былое величие. Хазары это кочевники, которые промышляли главным образом скотоводством, земледелием, работорговлей и взиманием пошлины с судов. На территории Каганата, по рекам его пронзающим, проходили многие торговые пути, в частности путь Серебрян, по которому шел главный поток драгоценностей из Азии в Европу. Правление великого князя-воина началось именно с восточного похода, поскольку было крайне важным, чтобы этот торговый путь находился под контролем Киевской Руси. Это был важный момент, поскольку еще Олег построил крепость Тмутаракань, которая позволяла обходить судам Хазарскую территорию. Однако в ответ на это в 830 году была возведена Хазарская крепость Саркел, которая блокировала этот обходной путь. Походом на Саркел, начинались новые походы князя Святослава. В 865 году Святослав Игоревич захватил крепость Саркел, которую впоследствии переименовали в Белая Вежа.

Определите, какие территории вошли в состав Древнерусского государства в результате походов князя Святослава. Отметьте их штриховкой на карте. Территории, вошедшие в состав Древнерусского государства в результате походов князя Святослава отмечены на карте голубой штриховкой. Обозначьте стрелками направления набегов печенегов на Русь и походов византийских войск. Походы печенегов на Русь 969 г и походы византийских войск 970 г обозначены на карте синими стрелками. Сравните территорию Древнерусского государства в начале X в.

История России

Дунайские походы святослава. «Дипломатические игры» вокруг дунайской болгарии. В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира. Дополнительно летописец сообщает, что между двумя дунайскими походами в 6476 (968) г. Святослав возвращался на Русь в помощь Киеву, осажденному печенегами[74]. Первый поход Святослава в Болгарию. Святослава не пришлось долго уговаривать. Его клич, пишет Лев Диакон, взбудоражил «все молодое поколение тавров. Второй дунайский поход князя Святослава датируется 969-971 годами.

Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи

  • История России
  • Святослав Игоревич – князь с царскими амбициями - 31.08.2023 Украина.ру
  • Политэкономия князя Святослава... / Алексей Волынец
  • Арабский халифат и его распад
  • Детство и отрочество
  • Русский десант. Князь Святослав против Византийской империи

Походы Святослава Игоревича в Болгарию

После волжских походов и разгрома Хазарии князь Святослав стал добиваться расширения границ Киевской Руси на западе. Византийский годы походов Святослава хронист Лев Дьякон говорит о Святославе: «среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Главная» Новости» Дунайские походы святослава.

Поход Святослава на Дунай

Именно с этим союзом и объединился упомянутый выше булгарский хан Аспарух, откочевавший к Балканам от Волги. По версии Л. Гумилева, настоящими тюрками среди подданных Аспаруха являлись только его ближайшее окружение и знать. Остальные кочевники Аспаруха были тюркоязычными мадьярами. В 681 г.

Аспарух во главе славяно-булгарского войска разбил императора Константина IV и принудил его не только признать независимость части балканских земель, но и выплачивать ежегодную дань. Так родилось Первое Болгарское царство, просуществовавшее до 1018 г. Кочевники вскоре были ассимилированы славянами, которые значительно превышали их численностью. От орды Аспаруха осталось лишь название страны — Болгария, и первая правящая династия, ведущая начало от булгарского хана.

Во времена наибольшего расцвета Дунайская Болгария занимала большую часть Балканского полуострова, ее владения омывались тремя морями. Соседство с Византией порождало не только борьбу, но и благотворное культурное влияние. В царствование Бориса I 852—889 греческие монахи, уроженцы Салоник Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит и грамоту. Это произошло в 863 г.

Староболгарский язык лег в основу письменного старославянского языка, именно на нем была написана древнерусская «Повесть временных лет». При Симеоне Великом 893—927 начался «золотой век болгарской литературы». Первое Болгарское царство достигло максимальных своих территориальных размеров. Однако бесконечное противостояние с Ромейской империей и внутренние смуты в частности, распри между ортодоксальными христианами и богомилами подтачивали мощь Болгарии.

В царствование Петра I 927—969 начался упадок Болгарии, а Византия решила, что пора брать реванш. Между тем войны империи с арабами отвлекали ее силы от решения болгарского вопроса, поэтому Никифор Фока и подумал, что привлечение к разгрому Дунайской Болгарии победителя Хазарии Святослава есть выгодный ход. И на юго-запад из Киева выступило его десятитысячное войско. Дружинники и вои сплавились на ладьях вниз по Днепру, вышли в Черное море и вскоре оказались в болгарских пределах.

Это оказалось полной неожиданностью для болгарского царя Петра. Он выставил войско, превосходящее силы русов, но был разбит. Петр решился обратиться за помощью к своим прежним врагам — византийцам. Но это не помогло, ибо вскоре сам царь, его сын-наследник Борис и все царские домочадцы оказались пленниками князя Руси Святослава.

ПВЛ сообщает о новых победах Святослава очень кратко: «В году 6475 967. Пошел Святослав на Дунай на болгар. И сразились, и одолел Святослав болгар, и взял городов восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков». Но из этой реплики летописца следует, что византийскую плату за разгром болгар Святослав получил, а уходить с Дуная не торопился.

Как показало последующее развитие событий, Святослав замыслил создание своей империи, которая должна была протянуться от Белой Вежи и Тмутаракани до Балкан. Столицей же ее Святослав, видимо, собирался сделать город Переяславец на Дунае. Такой оборот событий означал настоящую катастрофу внешнеполитического курса византийского императора Никифора Фоки. За нее он и поплатился жизнью и престолом.

Кузен Никифора Фоки известный ромейский полководец Иоанн Цимисхий произвел переворот, умертвил брата и сам был провозглашен императором. Иоанну предстояло вытеснять Святослава с Дуная, воюя с новорожденным русско-болгарским союзом. Осада печенегами Киева в 968 году Тем временем свое первое враждебное Руси «слово» сказали печенеги. Разгромив Хазарию, Святослав сам посодействовал, чтобы хозяевами в Причерноморских степях стали печенеги.

Возможно, первое нападение печенегов на Русь в 968 г. Это могла быть и самостоятельная акция печенегов, которым Киев, оставшийся после ухода войска Святослава в Болгарию без серьезной защиты, показался легкой добычей. Об осаде Киева кочевниками и о последующих событиях русские летописи рассказывают куда подробнее, нежели о войнах Святослава с вятичами, Волжской Булгарией и Дунайской Болгарией. Предоставим слово Нестору, предполагаемому автору «Повестей временных лет»: «В год 6476 968.

Пришли печенеги впервые на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце. И осадили печенеги город силой великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди противоположной стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу — сдадимся печенегам».

И сказал один отрок: «Я смогу пройти». Горожане же обрадовались и сказали отроку: «Если знаешь, как пройти, — иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и прошел через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня? И когда приблизился он к реке, то, скинув с себя одежду, бросился в Днепр и поплыл.

Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. Те же заметили его с другого берега, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подступите завтра рано утром к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив с собой княгиню и княжичей, умчим на этот берег.

Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же решили, что пришел князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям.

Печенежский же князь, увидев это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил: «Кто это пришел? Печенежский князь спросил: «А ты не князь ли? Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом».

Тот ответил: «Будет так». И подали они друг другу руки, и одарил печенежский князь Претича конем, саблей и стрелами. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди.

И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою потеряешь, нас ведь чуть было не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих? И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир.

Акимов И. Великий князь Святослав Игоревич, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев В год 6477 969. Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха, и воск, и мед, и рабы». Отвечала ему Ольга: «Разве не видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?

И сказала: «Когда похоронишь меня — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали о ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу. Была она предвозвестницей христианской земле, как утренняя звезда перед солнцем, как заря перед рассветом… В год 6478 970.

Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам? И сказал Добрыня: «Просите Владимира».

Владимир же был от Малуши — милостницы Ольгиной. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец». Второй Дунайский поход Святослава, 969—971 годы Разделив в 969 г.

Русскую землю на 3 области и вручив их опеке сыновей, Святослав отбыл в Болгарию. Идея русско-болгарской державы мало вдохновляла болгар. В отсутствие русского князя они завладели Переяславцем на Дунае, а когда к этой своей «столице» вернулся Святослав, болгары вышли биться с ним. Болгарам в начале сражения даже удалось потеснить русов, но победа все равно осталась за Святославом.

По смерти царя Петра болгарским правителям стал его сын Борис II. Новый царь вынужден был признать себя вассалом Святослава. Все это спровоцировало большую войну с Византией. Верный себе Святослав сам напал на греков.

Во главе русской пехоты и болгарских конников, которых вели царь Борис II и Свенельд, Святослав обрушился на византийскую «долину роз», занял Филиппополь Пловдиев , населенный преимущественно болгарами. По сообщению византийского историка Льва Диакона, здесь Святослав казнил 20 тыс. Слободчиков В. Святогор Через Адрианополь русский князь намеривался добраться до Царьграда.

Он послал сказать грекам: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город Филиппополь ». Греки вступили в переговоры, в ходе которых пытались выведать численность армии Святослава. Русский князь требовал дани на 20 тыс. Переговоры позволили Иоанну Цимисхию собрать войско, которое превосходило силы Святослава.

Под Адрианополем византийский полководец Варда Склир нанес Святославу поражение. Отряды наемных венгров и печенегов, присоединившихся ко Второму Дунайскому походу Святослава, предпочли покинуть его. Однако и дела Иоанна Цимисхия шли не совсем гладко. В Азии против него поднял мятеж Варда Фока, для его подавления Иоанн пошел на перемирие со Святославом.

Разгромив мятежников, весной 971 г. Иоанн Цимисхий вел 30 тыс. После двухдневной осады греки взяли Переяславец Преславу. Сидевший там с дружиной русский воевода Свенельд, муж доблестный и огромного роста, по описанию Льва Диакона, вынужден был отступать к Святославу, который тогда находился в Доростоле на Дунае.

Падение Преславы вызвало отход от союза со Святославом города Плиска и других болгарских крепостей. Вскоре Святослав с поредевшим войском оказался запертым в Доростоле. Император Иоанн Цимисхий, по свидетельству историка Льва Диакона, непосредственного участника осады Доростола, приказал своим воинам построить под Доростолом укрепленный лагерь, окруженный валом и рвом. Опираясь на него, византийцы и сражались со «скифами».

Так по византийской традиции Лев Диакон именовал «росов». Бои шли с переменным успехом, Лев Диакон отмечал мужество бойцов с обеих сторон. Вскоре к грекам подошли боевые триеры, оснащенные приспособлениями для метания греческого огня. Дружина Святослава опечалилась.

В византийский лагерь были доставлены продовольствие и лекарства. А в Доростоле воины Святослава терпели голод, умирали от ран, болезней. Пал в бою второй по значению после Святослава, по мнению Льва Диакона, предводитель русов Икмор. Византиец так описывает гибель Икмора: «храбрый муж гигантского роста… окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них.

Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига критян Анемас бросился на Икмора, настиг его и ударил [мечом] в шею — голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только [Икмор] погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу». Но и русы не оставались в долгу.

Во время отчаянной вылазки русских дружинников с целью поджечь камнеметные машины греков, наносившие колоссальный вред осажденным в Доростоле, пал магистр Иоанн Куркуас. Это был родственник Иоанна Цимисхия, который командовал воинами, обслуживающими катапульты.

Такие войны и шли с переменным успехом при Олеге и Игоре.

Кстати, последнее до походов Святослава столкновение русов с хазарами оказалось неудачным. В 941 г. Как истинный сын своего времени, Святослав должен был помнить о священном долге мстителя за обиды отца.

Историкам остается лишь гадать, какой резон — жажда мести или помысел о контроле над Великим Волжским торговым путем были важнее для Святослава при проработке им замысла удара по Хазарии. С военной стратегической точки зрения его план оказался примером совершенства. Святославу всегда будут присуще наступательные действия.

Однако в 964 г. Он двинулся на северо-восток. Поднявшись по реке Десне, Святослав перетащил свои ладьи в верховья Оки и оказался в земле вятичей.

Вятичи были воинственным союзом племен, при этом они являлись наиболее «первобытными» среди восточных славян. Придя некогда под предводительством легендарного Вятки с запада с земель, ставших в будущем Польшей , вятичи в непроходимых лесных дебрях с суровыми природно-климатическими условиями Волго-Окского междуречья потеряли навыки развитого земледелия. Вятичи стали жить, как и окрестные финно-угры, в основном промыслами: охотой, рыбной ловлей, собирательством.

Они были не прочь напасть и ограбить оказавшихся в их владениях купцов и прочих заезжих путников. В свое время киевский князь Олег 880—912 принудил вятичей признать свое верховенство и обязал их платить Киеву дань. Однако сообразно родоплеменному менталитету вятичи на считали, что они часть Киевского государства.

Они считали себя в личной зависимости от Олега, победителя их князей. Со смертью Олега они посчитали свои отношения с Киевом законченными, и киевскому князю Игорю 912—945 пришлось мечом убеждать их в обратном. Со смертью Игоря история повторилась.

До 964 г. Это было частью той великой внутренней политики по консолидации вокруг Киева всех восточнославянских племен, которую начал еще Олег, основатель Древнерусского государства, а завершит один из самых ярких князей периода расцвета единой Руси — Владимир Красное Солнышко 980—1015. С точки зрения внешнеполитических намерений Святослава, воевать с Хазарским каганатом, оставив у себя в тылу непокорных и воинственных вятичей, данников, а, следовательно, и формальных союзников Хазарии, было рискованно.

Многочисленные полки Святослава объявились в землях вятичей в 964 г. Обе стороны проявили дипломатические способности. Вятичи не отважились воевать.

А склонный все решать мечом Святослав на этот раз пошел на переговоры. Он не стал требовать с вятичей дани, как делали его предшественники. Киевский князь просто дал понять вятичем, что его война с хазарами освобождает их на время или навсегда от необходимости платить дань хазарам, и вятичи пропустили дружины Святослава через свои владения.

По Волге Святослав в 965 г. В ходе его тюркские народы, к которым относятся и хазары, создали обширный Тюркский каганат. Однако он оказался непрочным объединением, и в VII столетии в ходе распада его западной части сформировалось Хазарское государство.

В это время хазары контролировали степные просторы Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. От хазар зависели со второй половины VII в. К началу X в.

Волжская Булгария была достаточно автономна от Итиля. Булгары приняли ислам и стремились к союзу с извечными противниками Хазарии арабами. В 922 г.

Состоявший при нем секретарем арабский ученый Ибн Фадлан оставил свои записки о Волжской Булгарии. В них находится знаменитый рассказ о похоронах на Волге знатного руса. Одни ученые видят в «русах» Ибн Фадлана описание восточнославянских воинов-купцов.

Большинство же исследователей склонны считать «русов» Ибн Фадлана скандинавскими воинами-купцами, прибывшими для торга в Булгарию. К середине X в. Волжская Булгария была уже фактически независимым от хазар государством.

Хазария и окрестные страны в X в. Еще одна часть тюркского кочевого народа булгар, союз племен во главе с ханом Аспарухом, еще в конце VII в. Здесь Аспарух, соединившись с южнославянскими племенами, вступил в борьбу за балканские территории с Византийской империей.

Население было преимущественно кочевым и тюркским, но также имелись и индоевропейские племена, в частности ираноязычные аланы, которые в Доно-Донецком междуречье вели оседлый образ жизни. В ходе налаживания транзитной торговли возникли в Хазарии города, где, помимо торговли, стало развиваться ремесло, а в городских окрестностях процветало садоводство. Религией большинства хазар было и оставалось язычество.

Хазары поклонялись многим богам, а главным их божеством являлся бог неба Тенгри. Главу государства — кагана — хазары ассоциировали с проявлением покровительства Тенгри на земле. Хазары считали, что истинный каган обладает особой жизненной силой, которая обеспечивает процветание всех хазар.

При неудачах хазары могли решить, что их каган «неистинный», убить и сменить его. Такая трактовка кагана постепенно превратила его из реального правителя в бессильное в реальной политике сакральное полубожество, чья личная судьба зависела от состояния внутриполитических и внешнеполитических дел государства. Однако элита во главе с царем и сакральным главой государства — каганом — дважды меняла свои конфессиальные предпочтения.

Как контролеры степных международных торговых путей хазары оказались конкурентами арабов. В 735 г. Каган и его приближенные ради мира приняли ненадолго ислам, который не получил распространения в массе населения Хазарии.

Внутри Хазарии при организации транзитной торговли все большую роль играли купцы-иудеи, связанные с еврейской диаспорой по всему миру, что в немалой степени содействовало налаживанию каганатом своих международных торговых связей. Под воздействием купцов-иудеев каган и вся хазарская элита приняли иудаизм. Под влиянием торговых отношений с Византией часть городского населения приняла христианство.

В VIII в. Константинопольская патриархия даже открыла в Хазарии 7 епархий. Однако первоначально союзнические отношения хазар с ромеями на почве совместного противостояния арабам в IX—X вв.

Ромейская империя, заинтересованная в подрыве торгового могущества Хазарии, исподволь натравливала на каганат окружавших его диких кочевников, в частности печенегов, которые с востока давили на хазарские рубежи, стремясь прорваться в Причерноморские степи. К концу IX в. Не знающие государственности воинственные и независимые друг от друга печенежские союзы племен пробились через хазарские владения и стали заселять степи Нижнего Днепра, вытесняя оттуда к Дунаю осевших на время у Днепра мадьяров.

Отношения с Хазарией восточнославянского мира до образования государства Русь складывались противоречиво. Как мы уже упоминали, часть восточных славян платили хазарам дань в течение 200 лет. Однако, поскольку хазары допускали всех своих данников до торговли, которую вел и контролировал каганат, в нее частично были втянуты и поляне, северяне, древляне, что, судя по археологическим раскопкам, способствовало их социально-экономическому развитию.

Отдельные военные и торговые экспедиции скандинавов-варягов, ищущих торговые пути, ведущие из Северной Европы в Византию и на Восток через восточнославянские и финно-угорские земли, судя по археологическому материалу, начались в IX и продолжались в X в. Однако Великий Волжский путь оказался для варягов труднопроходимым и малодоступным, ибо Волжская Булгария и Хазарский каганат строго охраняли свою монополию на него. После образования государства Русь освобождение восточных славян от хазарской дани стало одной из главных задач киевских князей.

Ключевский, оказалась конкурентом Хазарии в деле международной транзитной торговли, что тоже вело к обострению русско-хазарских отношений. Внутреннее ослабление Хазарии, явно заметное к середине X в. Более подробную историю Хазарии можно найти в работах историков М.

Артамонова, С. Плетневой, П. Голден и др.

Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для каганата. Однако уже давно хазарские правители осознали угрозу со стороны русов. В середине X в.

Иосиф искал союзников среди мусульманских владык и хотел представить дело так, что его контроль над Нижневолжскими степями — это и защита мусульманских интересов. Чуть позже хазары пытались получить помощь от среднеазиатского Хорезма. Но к середине 960-х гг.

Она изнемогала в конфликтах с арабами и византийцами. Попытки найти компромисс с частью арабского мира были эфемерны. Ее границы трещали от натиска тюрок-печенегов.

Столкновения с Русью и даже отдельные победы над русами только готовили решительный натиск молодого растущего русского государства на дряхлевший Хазарский каганат. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял.

И победил ясов и касогов, и пришел в Киев». Из другого источника, сообщений современника событий арабского географа Ибн Хаукаля мы знаем, что, прежде чем обрушиться на Хазарию, Святослав воевал с Волжской Булгарией, победил ее войска, взял большую добычу. Многие города, в частности Булгар, были разорены.

Одолев булгар, по версии Ибн Хаукаля, киевский князь двинулся вглубь Хазарии. Арабский ученый относит походы к 358 г. Калинина Т.

Древняя Русь и страны Востока в X веке. Автореферат канд. Та же злая судьба постигла и новую столицу хазар Итиль на Нижней Волге.

По гипотезе известного специалиста по истории Хазарии М. Артамонова, войска Святослава сплавлялись вниз по Волге на ладьях, и Итиль пал, прежде чем русские перетащили свои суда на Дон. Итиль был буквально стерт с лица земли.

У другого крупного хазарского города Саркела на Дону оказалась иная судьба. Русы Святослава захватили его и превратили в свою крепость. Было сохранено даже название города.

Его просто перевели на русский язык. Надолго в Белой веже обосновался русский гарнизон, а сам город оказался важнейшим центром русского влияния на просторы Великой Степи. Одновременно Святослав взял под контроль Тмутаракань.

Так русские источники именовали один из древнейших городов Таманского полуострова. В античные времена он назывался Гермонасса, византийские греки знали его как Таматарху, а хазары — как Самкерц. Сейчас на месте города станица Тамань.

Судя по всему, в Тмутаракани и до вторжения Святослава в Хазарию стоял отряд из русов. После 965 г. Тмутаракань становится сильным автономным русским владением на Тамани.

Она конкурирует с византийскими городами в Крыму как в геополитическом, так и торговом плане. Взяв крупнейшие хазарские центры на Нижней Волге, Дону и Тамани, Святослав обрушился на подвластных прежде хазарам ясов и касогов на Северном Кавказе. Эти племена также потерпели поражение.

Учитывая нестыковку дат между ПВЛ и арабскими источниками ряд историков допускают возможность существования не одного похода Святослава против Хазарии, а двух. Первый, как и говорится в ПВЛ, состоялся в 965 г. В ходе него Святослав уничтожил одни главные центры Хазарии и утвердился в других.

Во втором, который, как и сообщает Ибн Хаукаль, мог приходиться на 968 — начало 969 гг. Русам досталась огромная военная добыча материальные ценности, скот, пленники-рабы. Была выведена в Киев торговая элита каганата — купцы-иудеи, хазары и евреи по происхождению, которых компактно поселили в русской столице, отчего в последствии одни из ворот в Киеве носили название Жидовских.

Слово «жид» в русском языке до XIX в. В отечественной историографии господствует мнение, что после разгрома Хазарии Святославом Хазарский каганат как государство прекратил свое существование. Однако специалист по Хазарии А.

Древнерусские мечи В «Повести временных лет» ПВЛ есть приписываемая русскому князю Святославу фраза о том, что ему хотелось бы жить в Болгарии, в городе Переяславце-на-Дунае, «яко ту вся благая сходятся: от Грекъ злато, паволоки, вина и овощеве разноличныя, изъ Чехъ же, изъ Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воскъ, медъ и челядь»1. На первый взгляд это явно указывает на захватнические намерения Святослава в Болгарии. О том, что русов на Балканы пригласила византийская сторона, ПВЛ молчит.

А вот византийский автор второй половины X века Лев Диакон в своей «Истории» сообщает, что император Византии Никифор Фока возвёл в высокое достоинство патрикия некого «Калокира, мужа пылкого нрава и во всех отношениях горячего, и отправил его к тавроскифам, которых в просторечии обычно называют росами, с приказанием распределить между ними врученное ему золото, количеством около пятнадцати кентинариев, и привести их в Мисию Болгарию. Калокир прибыл к Святославу, завязал с ним дружбу, «совратил его дарами и очаровал льстивыми речами», а затем уговорил выступить против болгар3. В хронике византийца Иоанна Скилицы конец XI в.

Разумеется, Святослава нельзя рассматривать в роли византийского наёмника. Значительной суммы в 15 кентинариев это более 450 кг золота было всё же недостаточно для найма той армии, которую согласно Диакону в августе 968 года Святослав повёл на болгар 60 тыс. Переданные через Калокира деньги могли быть скорее подарком от византийского императора русской знати6.

И хотя Святослав, несомненно, появился на Балканах как союзник Византии, у него, как понятно из летописного текста, были здесь свои интересы. Лев Диакон пишет, что Калокир во время переговоров со Святославом затеял самостоятельную игру и уговорил русского князя «собрать сильное войско и выступить против мисян болгар. За это Калокир обещал ему огромные, несказанные богатства из царской сокровищницы»7.

Получается, что Святослав с самого начала был вполне самостоятелен и враждебен не только по отношению к Болгарии, но и к Византии, ведя одновременно войну и с греками, и с болгарами? Видимо, Святослав сходу прошёл сквозь всю Болгарию, хотя направление его движения не вполне ясно — придунайские области составляли лишь незначительную часть этой страны. Непонятно также, почему он начал брать «дань» с византийцев.

Это летописное сообщение сомнительно, поскольку преувеличивать успехи русов на начальном этапе военной кампании не стоит. Диакон сообщает, например, что ещё осенью 969 года византийский император Никифор Фока, стремившийся сохранить видимость нейтралитета в русско-болгарском конфликте, отправил в Болгарию посольство, возглавляемое патрикием Никифором Эротиком и епископом Евхаитским Филофееем9. Судя по всему, византийские послы застали дела в Болгарии в большом расстройстве — болгарский царь Пётр был тяжело болен.

Она изнемогала в конфликтах с арабами и византийцами. Попытки найти компромисс с частью арабского мира были эфемерны. Ее границы трещали от натиска тюрок-печенегов. Столкновения с Русью и даже отдельные победы над русами только готовили решительный натиск молодого растущего русского государства на дряхлевший Хазарский каганат. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев».

Из другого источника, сообщений современника событий арабского географа Ибн Хаукаля мы знаем, что, прежде чем обрушиться на Хазарию, Святослав воевал с Волжской Булгарией, победил ее войска, взял большую добычу. Многие города, в частности Булгар, были разорены. Одолев булгар, по версии Ибн Хаукаля, киевский князь двинулся вглубь Хазарии. Арабский ученый относит походы к 358 г. Калинина Т. Древняя Русь и страны Востока в X веке. Автореферат канд.

Та же злая судьба постигла и новую столицу хазар Итиль на Нижней Волге. По гипотезе известного специалиста по истории Хазарии М. Артамонова, войска Святослава сплавлялись вниз по Волге на ладьях, и Итиль пал, прежде чем русские перетащили свои суда на Дон. Итиль был буквально стерт с лица земли. У другого крупного хазарского города Саркела на Дону оказалась иная судьба. Русы Святослава захватили его и превратили в свою крепость. Было сохранено даже название города.

Его просто перевели на русский язык. Надолго в Белой веже обосновался русский гарнизон, а сам город оказался важнейшим центром русского влияния на просторы Великой Степи. Одновременно Святослав взял под контроль Тмутаракань. Так русские источники именовали один из древнейших городов Таманского полуострова. В античные времена он назывался Гермонасса, византийские греки знали его как Таматарху, а хазары — как Самкерц. Сейчас на месте города станица Тамань. Судя по всему, в Тмутаракани и до вторжения Святослава в Хазарию стоял отряд из русов.

После 965 г. Тмутаракань становится сильным автономным русским владением на Тамани. Она конкурирует с византийскими городами в Крыму как в геополитическом, так и торговом плане. Взяв крупнейшие хазарские центры на Нижней Волге, Дону и Тамани, Святослав обрушился на подвластных прежде хазарам ясов и касогов на Северном Кавказе. Эти племена также потерпели поражение. Учитывая нестыковку дат между ПВЛ и арабскими источниками ряд историков допускают возможность существования не одного похода Святослава против Хазарии, а двух. Первый, как и говорится в ПВЛ, состоялся в 965 г.

В ходе него Святослав уничтожил одни главные центры Хазарии и утвердился в других. Во втором, который, как и сообщает Ибн Хаукаль, мог приходиться на 968 — начало 969 гг. Русам досталась огромная военная добыча материальные ценности, скот, пленники-рабы. Была выведена в Киев торговая элита каганата — купцы-иудеи, хазары и евреи по происхождению, которых компактно поселили в русской столице, отчего в последствии одни из ворот в Киеве носили название Жидовских. Слово «жид» в русском языке до XIX в. В отечественной историографии господствует мнение, что после разгрома Хазарии Святославом Хазарский каганат как государство прекратил свое существование. Однако специалист по Хазарии А.

Новосельцев предполагает, что на небольшой территории в Низовьях Волги Хазарское государство существовало еще в 90-е годы X в. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. Жители этой Хазарии приняли ислам, а окончательно Хазарское государство было ликвидировано в ходе очередной волны миграций, связанных с Великим переселением степных азиатских народов в 1050—1160 гг. Прорыв тюрок-кыпчаков половцев заставил последних хазар бежать в среднеазиатские исламские государства. Так или иначе, а в 960-е гг. Возвращаясь домой, Святослав прошел заново через земли вятичей. Теперь он уже требовал от них признания своего старшинства и дани, на что вятичи вынуждены были согласиться.

Международный авторитет Руси и ее территория росли. Византийские источники ничего не сообщают нам о войнах Святослава с хазарами, но из греческих хроник известно, что в тот момент Ромейская империя, одна из самых сильных и цивилизованных империй средневекового мира, стремилась поддерживать с Русью добрые союзнические отношения, а заодно и расширить свое территориальное господство руками храброго русского «архонта» и его воинов. Богато одарив князя и его приближенных, император, судя по всему, предлагал Святославу за крупную дань покорить для Византии Дунайскую Болгарию. Эта страна образовалась на европейской политической карте в ходе Великого переселения народов. В VII в. Именно с этим союзом и объединился упомянутый выше булгарский хан Аспарух, откочевавший к Балканам от Волги. По версии Л.

Гумилева, настоящими тюрками среди подданных Аспаруха являлись только его ближайшее окружение и знать. Остальные кочевники Аспаруха были тюркоязычными мадьярами. В 681 г. Аспарух во главе славяно-булгарского войска разбил императора Константина IV и принудил его не только признать независимость части балканских земель, но и выплачивать ежегодную дань. Так родилось Первое Болгарское царство, просуществовавшее до 1018 г. Кочевники вскоре были ассимилированы славянами, которые значительно превышали их численностью. От орды Аспаруха осталось лишь название страны — Болгария, и первая правящая династия, ведущая начало от булгарского хана.

Во времена наибольшего расцвета Дунайская Болгария занимала большую часть Балканского полуострова, ее владения омывались тремя морями. Соседство с Византией порождало не только борьбу, но и благотворное культурное влияние. В царствование Бориса I 852—889 греческие монахи, уроженцы Салоник Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит и грамоту. Это произошло в 863 г. Староболгарский язык лег в основу письменного старославянского языка, именно на нем была написана древнерусская «Повесть временных лет». При Симеоне Великом 893—927 начался «золотой век болгарской литературы». Первое Болгарское царство достигло максимальных своих территориальных размеров.

Однако бесконечное противостояние с Ромейской империей и внутренние смуты в частности, распри между ортодоксальными христианами и богомилами подтачивали мощь Болгарии. В царствование Петра I 927—969 начался упадок Болгарии, а Византия решила, что пора брать реванш. Между тем войны империи с арабами отвлекали ее силы от решения болгарского вопроса, поэтому Никифор Фока и подумал, что привлечение к разгрому Дунайской Болгарии победителя Хазарии Святослава есть выгодный ход. И на юго-запад из Киева выступило его десятитысячное войско. Дружинники и вои сплавились на ладьях вниз по Днепру, вышли в Черное море и вскоре оказались в болгарских пределах. Это оказалось полной неожиданностью для болгарского царя Петра. Он выставил войско, превосходящее силы русов, но был разбит.

Петр решился обратиться за помощью к своим прежним врагам — византийцам. Но это не помогло, ибо вскоре сам царь, его сын-наследник Борис и все царские домочадцы оказались пленниками князя Руси Святослава. ПВЛ сообщает о новых победах Святослава очень кратко: «В году 6475 967. Пошел Святослав на Дунай на болгар. И сразились, и одолел Святослав болгар, и взял городов восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков». Но из этой реплики летописца следует, что византийскую плату за разгром болгар Святослав получил, а уходить с Дуная не торопился. Как показало последующее развитие событий, Святослав замыслил создание своей империи, которая должна была протянуться от Белой Вежи и Тмутаракани до Балкан.

Столицей же ее Святослав, видимо, собирался сделать город Переяславец на Дунае. Такой оборот событий означал настоящую катастрофу внешнеполитического курса византийского императора Никифора Фоки. За нее он и поплатился жизнью и престолом. Кузен Никифора Фоки известный ромейский полководец Иоанн Цимисхий произвел переворот, умертвил брата и сам был провозглашен императором. Иоанну предстояло вытеснять Святослава с Дуная, воюя с новорожденным русско-болгарским союзом. Осада печенегами Киева в 968 году Тем временем свое первое враждебное Руси «слово» сказали печенеги. Разгромив Хазарию, Святослав сам посодействовал, чтобы хозяевами в Причерноморских степях стали печенеги.

Возможно, первое нападение печенегов на Русь в 968 г. Это могла быть и самостоятельная акция печенегов, которым Киев, оставшийся после ухода войска Святослава в Болгарию без серьезной защиты, показался легкой добычей. Об осаде Киева кочевниками и о последующих событиях русские летописи рассказывают куда подробнее, нежели о войнах Святослава с вятичами, Волжской Булгарией и Дунайской Болгарией. Предоставим слово Нестору, предполагаемому автору «Повестей временных лет»: «В год 6476 968. Пришли печенеги впервые на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце. И осадили печенеги город силой великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди противоположной стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним.

И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу — сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я смогу пройти». Горожане же обрадовались и сказали отроку: «Если знаешь, как пройти, — иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и прошел через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня? И когда приблизился он к реке, то, скинув с себя одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. Те же заметили его с другого берега, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине.

И сказал им отрок: «Если не подступите завтра рано утром к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив с собой княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же решили, что пришел князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил: «Кто это пришел?

Печенежский князь спросил: «А ты не князь ли? Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Будет так». И подали они друг другу руки, и одарил печенежский князь Претича конем, саблей и стрелами. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди.

И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою потеряешь, нас ведь чуть было не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих? И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир. Акимов И. Великий князь Святослав Игоревич, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев В год 6477 969. Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха, и воск, и мед, и рабы».

Отвечала ему Ольга: «Разве не видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?

Первый поход Святослава на Дунай

Последующие походы князя Святослава связаны с дунайской Болгарией. Первый поход Святослава в Болгарию. Святослава не пришлось долго уговаривать. Его клич, пишет Лев Диакон, взбудоражил «все молодое поколение тавров. Главная» Новости» Дунайские походы святослава. В ходе возобновившейся войны с Хазарским каганатом, в 968-м г., Святослав совершил поход против Волжской Булгарии, остававшейся еще в зависимости от каганата, разграбил ее столичный город.

К предыстории балканского похода русского князя Святослава

Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд, учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Святослава другой варяг - главный киевский воевода Свенельд. Пока Святослав подрастал, княжеством правила Ольга. С середины 60-х гг. X века можно отсчитывать время начала самостоятельного правления князя Святослава. Византийский историк Лев Диакон оставил его описание: среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами.

Но Святослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга стала христианской, то Святослав оставался язычником — и в общественной жизни, и в быту. Так, скорее всего, все сыновья Святослава были от разных жен, ведь у славян-язычников было многоженство. Например, матерью Владимира была ключница-рабыня Малуша. И хотя ключница, державшая ключи от всех княжеских помещений, считалась важной персоной при дворе, ее сына-князя презрительно называли «робичичем» — сыном рабыни. Летопись повествует о Святославе как об истинном воине.

Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Столь же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Святослава, необремененная обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх. А сам Святослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Хочу идти на вас».

Князь Святослав совершил два больших похода. Первый - против Хазарии. В 964 году дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по реке Десне, вступила в земли вятичей, одного из больших славянских племен, бывших в ту пору данниками хазар. Киевский князь повелел вятичам платить дань не хазарам, а Киеву и двинул свою рать дальше - против волжских болгар, буртасов, хазар, а затем северокавказских племен ясов и касогов. Около четырех лет продолжался этот беспримерный поход. Побеждая во всех битвах, князь сокрушил захватил и разрушил столицу Хазарского каганата город Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер на Северном Кавказе.

На берегах Керченского пролива основал форпост русского влияния в этом крае - город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества. Разгром угнетавшего Русь паразитического рабовладельческого Хазарского каганата является величайшим подвигом Святослава и его войска! В 968 г. Святослав отправился в новую военную экспедицию - против Дунайской Болгарии. Туда настойчиво звал его Калокир, посол византийского императора Никифора Фоки, надеявшегося столкнуть в истребительной войне два опасных для его империи народа. За помощь Византии Калокир передал Святославу 15 кентинариев 455 киллограмм золота.

Прийти на выручку союзной державе русский князь был обязан по договору, заключенному с Византией в 944 г. Золото было даром, сопровождавшим просьбу о военной помощи. Святослав с 10-тысячным войском разгромил 30-тысячное войско болгар и захватил город Малую Преславу. Этот город Святослав назвал Переяславцем и объявил столицей своей державы.

Отбыв для защиты осажденного печенегами Киева в 968 году, Святослав поставил на княжение в Киеве, Овруче и Новгороде своих сыновей, а сам вернулся на Дунай. Переяславец пришлось заново отбивать у болгар. Влияние Византии и потери от военных столкновений с русами заставили болгар отказаться от союза с Русью.

Коноваловой, сделало невозможным пребывание в Итиле русских купцов, ремесленников и наемников.

Отметив перспективность выводов И. Коноваловой в целом, обратим внимание на некоторые нестыковки в реконструкции конкретной последовательности событий. Поход 965 г. Следствием такого похода должно быть полное прекращение торговли и русско-хазарских отношений, по крайней мере, на несколько лет, до заключения прочного мира. Если же вспомнить, что поход 965 г. При чтении отрывка Ибн Хаукаля, что еще раз отметим, замечено многими исследователями, складывается впечатление, что ему было известно не о двух-трех, а лишь об одном разгроме Хазарии, а русско-хазарским торговым отношениям ничего не угрожало до самого злополучного 358 г Обе гипотезы «одного похода в 965 г. Сторонникам гипотезы «одного похода в 965 г. Авторы другого направления вынуждены вопреки явному указанию источников, конструировать два этапа разгрома Хазарии.

Не окажется ли наименее противоречивой версия, опирающаяся на буквальное понимание текста арабских источников? Тогда около 965 г. Часть хазар, исключая царя приняла ислам. Через какое-то время военная помощь была оказана и опасность со стороны тюрок миновала. Такая версия событий заставила б нас вернуться к давно оставленной исследователями гипотезе, М. И, следовательно, предъявить доказательства ошибочности летописной хронологии походов Святослава и, в частности датировки хазарского похода 965 г. Эти доказательства мы намерены обосновать сравнительным анализом летописи и данных византийской историографической традиции, а также исследованием внутренних противоречий летописного текста. Византийские, сирийские и армянские источники не упоминают о восточном походе Святослава.

Но в их составе сохранились сведения о событиях 358 г. Это, прежде всего сведения о двух дунайских походах Святослава, направленных против болгар и отразившихся в летописи в статьях 967 6475 и 971 6479 гг. Автор сожалеет, что рамки небольшой статьи не позволяют сделать достаточно полный обзор источников и историографии по теме дунайских походов Святослава. И посему отсылает читателя к монографии А. Сахарова «Дипломатия Святослава» [36] , где эта проблема освещена на всей совокупности фактов и мнений. События русско-болгарского конфликта конца 60 гг. Менее значительные оригинальные фрагменты можно найти в хрониках византийского сановника Иоанна Зонары XII в. Тарс, согласно Яхъе Антиохийскому, сдался грекам 16 августа 965 г.

Зимой, во время торжеств по случаю этой победы, в Константинополь к Никифору Фоке, как сообщает Лев, прибыло болгарское посольство с требованием дани, установленной договором 927 г [37]. Никифор, не только дал послам решительный отказ, но и отправился войной на болгар [38]. Однако дойдя до границы и захватив несколько пограничных городов, император, из опасений погубить войско в балканских теснинах, неожиданно повернул армию назад. Вместо этого, вернувшись в столицу, Никифор возвел в сан патрикия и послал на Русь сына херсонского стратига Калокира с 15 кентинариями 1500 фунтов золота, чтобы тайно убедить русского князя совершить поход на Болгарию [39]. Лев точно не датирует поездку Калокира, но из его слов ясно, что она случилась вскоре после болгаро-византийской войны, а та, в свою очередь должна была состояться сразу после упоминаемого Львом празднования взятия Тарса, то есть в 966 г. Рассказав сбивчиво о нападении Святослава на Болгарию и о первых русских победах в Болгарии, Лев, сообщает, что успехи эти обеспокоили Никифора. Он занялся укреплением столицы и сборами войска, отправив к болгарам посольство Никифора Эротика и Феофила Евхаитского с предложением о мире и союзе [40]. Но реальной военной помощи им не оказал.

Лев Диакон умалчивает о том, как дальше развивались события на дунайском фронте, возвращаясь к ним только после рассказа о смерти Никифора и воцарении Иоанна Цимисхия 11 декабря 969 г. Лев не знает об отсутствии Святослава на Дунае в 968 — 970 гг. Поход Цимисхия в Болгарию и основные военные действия этой войны относятся им к третьему году правления Цимисхия, то есть к весне - лету 972 года [42]. Позднее и несколько иначе те же события были изложены Скилицей и Зонарой. Эти авторы привнесли в изложение ряд деталей, отсутствующих у Льва Диакона. Так же как и Лев, Скилица, сообщает, что русскому походу в Болгарию, предшествовало посольство патрикия Калокира. Но отправку его он связывает не с византийско-болгарской войной, а с инспекционной поездкой Никифора Фоки к Болгарской границе, датированной июнем 967 г. Но Петр не подчинился и под разными предлогами уклонялся [от исполнения этого].

Тогда Никифор почтил достоинством патрикия Калокира, сына херсонского протевона, и отправил его к правителю Росии Свендославу, чтобы обещаниями даров и немалых почестей склонить его к нападению на болгар». Интересно, что в письме Никифора не слышно и намека на предшествующее военное противостояние Болгарии и Византии. Никифор фактически требует от Петра исполнения союзнических обязательств. Ответ болгарского царя донесла до нас Хроника Иоанна Зонары: когда болгары просили у Византии помощи против мадьяр, она осталась глуха, когда же Болгария заключила союз с венграми, чтобы обезопасить свои границы, Византия стремится их поссорить [44]. Суть соглашения между венграми и Болгарией состояла, по-видимому, в обязательстве Болгарии не препятствовать проходу венгерской конницы в границам империи. Говоря об «уклонении» Петра от исполнения византийских требований, Скилица, несомненно, имеет в виду новые венгерские набеги, и может быть вспоминает события весны 968 г. О византийско-болгарской войне 966 г. Скилица нигде не упоминает.

Ники-фор женился на Феофано, узурпировал власть ее малолетних детей. Но прошел год-два, и против него стали зреть заговоры. Жертвой одного из них он и пал. И снова нити сходились в руках прекрасной Феофано, На сей раз ее избранником стал красавец воин, известный полководец, доместик схолi Востока армянин Иоанн Цимисхий. В ночь с 10 на 11 декабря, в ту пору, когда Святослав вновь утверждался на Дунае, отогнав от Киева печенегов, Феофано помогла Цимнсхию и его вооруженным приспешникам пробраться в спальню к императору. Цнмисхий собственноручно зарезал Ники-фора Фоку, не даз ему дотянуться до меча. Но женская интрига оказалась беспомощной перед дальним мужским расчетом. Цимисхий немедленно сослал Феофано и женился на одной из дочерей императора Константина VII Багрянородного — Феодоре, той самой, которую Ольга прочила за Святослава еще в 957 году.

Династическим браком Цнмисхий старался укрепить свои права на престол. Несомненно, что Еыбор Цимисхия был хорошо известен Святославу через Калокпра, который был постоянно рядом с ним. Цимисхий для Святослава стал не только врагом государственным, но и врагом, надо полагать, личным. Однако новый император недолго праздновал победу: против него поднял мощное восстание Варда Фока, который собрал в Каппадокии, в Малой Азии, сильную армию на средства рода Фок и начал борьбу за престол. Его отец Лев Фока стремился поднять против Цимисхия восстание во Фракии. В этих условиях Калокир, располагая могучей поддержкой руссов, мог явиться действительно реальным претендентом на императорский трон. Дерзкая авантюра молодого патрикия оборачивалась хорошо рассчитанной политической комбинацией. Летом 967 года русские войска во главе со Святославом вышли из Киева на Дунай.

Стала реализовывать-ся тайная договоренность Святослава с Никифором Фокой. Но руссы не сразу появились на западном побережье Черного моря. Поначалу они, как рассказывает об этом наш первый историк В. Татищев, располагавший утраченными впоследствии летописными и иными материалами, двинулись вверх по Днестру. Там их ждали друзья-венгры. Татищев,— имел любовь и согласие твердое». Но и противник Святослава был не в одиночестве. Тот же Татищев сообщил, что болгары в это время.

Да и удар по Болгарии, считал Татищев, Святослав нанес в отместку за помощь, которую оказали болгары Хазарин во время русско-хазарского противоборства. Так еще в 967 году Святослав в преддверии своих балканских походов искал союзников, и венгры, которые в течение уже нескольких десятилетий находились в мире и союзе с Киевом, вновь помогли руссам. А это значит, что одновременно с переговорами, прозеденнымн с Калокиром, византийским топархом, Святослав направил посольство в Паннонию к венграм, раскрыл им свои намерения, позвал с собой на Дунай. Началась большая по тем временам дипломатическая игра, дело шло к формированию противоборствующих коалиций, к чему уже примеривался князь Игорь. И лишь встретившись с венграми, Святослав двинулся на Дунай. Там руссы сумели одолеть вышедшее против них войско царя Петра. Подунавье было занято. Короткая воина окончена.

Летопись сообщила, что Святослав сел в городе Переяславце на Дунае, се мл я дань на грьцех». Мы уже приводили аргументы в пользу того, что смысл своих отношений с Болгарией Святослав видел не в завоевании этой страны, а лишь в закреплении на Дунае и в перемене антирусского и провпзантийского курса болгарского руководства. Месяцы, проведенные им в Переяславце, это замечательно подтвердили, Военные действия закончились. Болгарское руководство по-прежнему оставалось в Преславе. Никаких покушений на суверенитет Болгарии Святослав не предпринимал. Позднее, когда после победы над печенегами под Киевом он собирался вновь возвратиться в Переяс-лавец, Ольга и «бояре» уговаривали его остаться в Киеве. Но Святослав был непоколебим. Он ответил: «Не любо ми есть в Киеве быти, хочю жити в Переяславцн па Дунай, яко то есть середа земли моей, яко ту здесь вся благая сходятся: оть Грекъ злато, паволоки, вина и овощеве рознолпчныя, из Чсхъ же, из Угоръ сребро и комони кони , из Руси же скора и воскъ, медъ и че-ляд».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий