Если же человек стремится соблюсти пост, чист помыслами, но при этом сорвался с постного питания, то не нужно бросать начинание. Пост нарушается, если осознанно съесть даже самое малое количество пищи, будь то даже маковое зернышко. б-5) Если мусульманин, при соблюдении поста в месяц Рамадан, нарушит его ввиду непредвиденных обстоятельств (к примеру, краткое безумие; или менструальное положение у женщин). Это означает, что если он постился, а затем прервал пост без уважительной причины, то он грешник и должен восполнить пропущенный день. Итак, Аллах за преднамеренное нарушение обязательного поста в Рамазане предлагает верующим только покаяться!
Что делать, если нарушил Великий пост: священник дал неожиданный ответ
Иисус советовал ученикам, что делать, если они решат поститься, однако он никогда не говорил о посте как о заповеди. 30. Если человека непроизвольно вырвало, и он подумал, что его пост нарушен, и потому поел, то его пост от этого нарушится, восполнение станет необходимым, а искупление – нет. И если он проглотит это кусок сознательно, то его пост нарушен по мнению большинства ученых, поскольку это равнозначно еде”. Всего действий, которые нарушают пост и требуют только возмещения (1 день поста за 1 нарушение оразы в месяц Рамадан), более семидесяти пяти, но их систематизируют в трех правилах.
Что делать, если нарушил Великий пост: священник дал неожиданный ответ
Верующие отказываются от греховных помыслов и развлечений, совершают намаз с большим усердием, читают Коран и раздают подаяния — «закят» и «садака». Каждый день про себя важно произносить намерение — ният. Это придает смысл поста — почему именно мусульманин отказывается от пищи. Намерение совершают обычно до начала рассвета каждого дня месяца поста, после последнего приема пищи, но можно сделать ният на пост следующего дня сразу после захода солнца. Произнесенное после рассвета намерение нарушает пост. В этот месяц мусульмане также проводят ночные молитвы — «тарауих» — в мечети, которые являются дополнительными молитвами, выполняемыми после исполнения обязательных молитв.
В Рамадан также принято читать «дуа» — короткие молитвы, произносимые на арабском языке, которые мусульмане читают для обращения к Аллаху. Кто может не держать пост? От соблюдения поста в священный месяц Рамадан освобождаются люди, здоровью которых может навредить отказ от приема пищи. Это болеющие, пожилые и дети, люди, страдающие от ментальных расстройств, а также беременные и кормящие женщины. Что делать, если нарушил пост?
Для начала необходимо разобраться с видом нарушения, чтобы понять, потребуется возмещение «када» или искупление «каффарат». Вступление в интимную связь, употребление алкогольных напитков и наркотиков требует возмещения и искупления. При этом употребление еды по ошибке требует только возмещения. Если пост был нарушен без уважительной причины, то этот день должен быть восполнен в будущем до наступления нового Рамадана.
Посланник Аллаха мир ему и благословение рассказал: «Я видел не постившихся людей, мучающимися, прибитыми за ноги и висящими вниз головой с разорванными ртами и истекающими кровью».
Расскажите об обязательных составляющих поста. Пост имеет две обязательные составляющие. При отсутствии хотя бы одной из них, пост нарушается. Его делают сердцем. Срок же его наступает с вечера и длится до рассвета постящегося дня.
Если не сделали намерение, то весь следующий день обязательно нужно воздержаться от еды и питья. Но этот день нужно возместить. Порядок полного намерения поста таков: «Я намереваюсь поститься завтра в месяце рамадан этого года ради Аллаха». Во время желательного поста, если вы ночью забыли сделать намерение, то его можно сделать до обеда постящегося дня. Второе составляющее — это воздержание от всего, что нарушает пост с рассвета до захода солнца.
Что нарушает пост? Пост нарушает преднамеренный приём пищи, питья если кушать по забывчивости, пост не нарушается. Также пост нарушает проникновение в тело из естественных отверстий чего-либо телесного например, через нос, рот, уши, с половых органов, с заднего прохода. Если капнуть в ухо что-нибудь или засунуть спичинку, пост нарушается.
Нарушение оразы может произойти по невнимательности, например, вода может попасть в желудок при совершении омовения. В этом случае человек должен продолжить соблюдение поста и тоже возместить этот день после окончания Рамадана. То же самое требуется и в тех случаях, когда человек продолжает прием пищи после наступления рассвета, не зная, что время сухура уже закончилось, или, когда человек приступает к ифтару, не зная, что его время еще не настало. То есть в этих случаях необходимо продолжить пост, а после окончания Рамадана возместить этот день. Всего действий, которые нарушают пост и требуют только возмещения 1 день поста за 1 нарушение оразы в месяц Рамадан , более семидесяти пяти, но их систематизируют в трех правилах: 1.
Нельзя глотать то, что является пищей или лекарством. Ошибочное проглатывание пищи, воды при омовении, допущение ошибок во времени разговения. Непреднамеренный выход семени. Если пост был оставлен по уважительной причине из-за болезни, путешествия или месячных , он может быть продолжен и соблюден до начала следующего Рамадана. Необходимо поститься столько же дней, сколько было пропущено в Рамадан. Кроме того, есть действия, которые не требуют ни возмещения, ни искупления, но являются нежелательными во время поста.
Митрополит Лонгин: Это очень важный вопрос, то, что очень многих людей останавливает и искушает. Если каким-то образом нарушил пост, то в ту же минуту нужно его продолжать, даже не ждать нового дня или следующего понедельника. В любом случае, когда человек нарушил какие-то свои обещания, обеты, он должен обязательно продолжить исполнение этого обета или обещания. Если человек падает, то, как только пришло осознание того, что совершилось падение, нужно немедленно вставать и идти дальше, в этом залог победы.
Рамазан-2024: что можно и нельзя делать во время поста
Нарушение оразы может произойти по невнимательности, например, вода может попасть в желудок при совершении омовения. В этом случае человек должен продолжить соблюдение поста и тоже возместить этот день после окончания Рамадана. То же самое требуется и в тех случаях, когда человек продолжает прием пищи после наступления рассвета, не зная, что время сухура уже закончилось, или, когда человек приступает к ифтару, не зная, что его время еще не настало. То есть в этих случаях необходимо продолжить пост, а после окончания Рамадана возместить этот день. Всего действий, которые нарушают пост и требуют только возмещения 1 день поста за 1 нарушение оразы в месяц Рамадан , более семидесяти пяти, но их систематизируют в трех правилах: 1. Нельзя глотать то, что является пищей или лекарством. Ошибочное проглатывание пищи, воды при омовении, допущение ошибок во времени разговения. Непреднамеренный выход семени.
Если пост был оставлен по уважительной причине из-за болезни, путешествия или месячных , он может быть продолжен и соблюден до начала следующего Рамадана. Необходимо поститься столько же дней, сколько было пропущено в Рамадан. Кроме того, есть действия, которые не требуют ни возмещения, ни искупления, но являются нежелательными во время поста.
За пропущенный пост по уважительной причине он должен держать пост в любой удобный для него день до наступления следующего месяца рамадан, но стараться не затягивать с этим. За совершение полового акта вне зависимости от того, вагинальным был секс или оральным или семяизвержение в светлое время суток необходимо возместить этот день 60 днями непрерывного поста или накормить 60 бедняков.
Совершение благих дел править В разделе не хватает ссылок на источники см. Согласно изречениям пророка Мухаммада , Аллах увеличивает значимость каждого из них в 700 раз, а шайтана в этом месяце заковывают в цепи, поэтому совершать их для мусульман становится гораздо легче, нежели в другие месяцы. Правоверные мусульмане в рамадан стараются больше времени проводить в молитве и чтении Корана, давать милостыню, совершать другие благие дела. Пищу едят перед молитвой — фаджр до наступления рассвета. Сухур и ифтар вечернее разговение во время рамадана заменяют традиционные трехразовое питание завтрак , обед и ужин.
Для мусульман сухур желательно совершить накануне первых признаков рассвета, так как вознаграждение саваб от Аллаха за пост в этом случае будет больше. Если постящийся не поест до рассвета, то его пост остаётся действительным, но он потеряет некоторую часть вознаграждения, так как не совершит одно из действий, относящихся к Сунне пророка Мухаммада. Проводится после вечерней молитвы по местному времени. Ифтар начинается сразу после захода солнца. Откладывать приём пищи на более позднее время нежелательно.
Рассмотрим их подробнее: Как и при исполнении других Обязательных Фарз поклонений, при соблюдении поста необходимо придерживаться строго определенного времени. Пропущенный или прерванный по уважительной причине пост в месяце Рамазан, мы обязаны возместить каада в соотношении день за день. Нарушения, требующие лишь восстановления поста: 1. Без намерения прекращения поста: съесть, что-либо, выпить или совершить другие действия, нарушающие пост. Если же все это было сделано по забывчивости, то пост не нарушается. Однако, в этом случае, надо тут же прекратить нарушение.
Пост, прекращенный ввиду опасности для жизни. Если будет выяснено, что действия, нарушающие пост, продолжались и после начала времени поста Имсак. К примеру, прием пищи во время рассвета, думая, что еще ночь. Прием пищи до заката солнца, ошибочно предполагая, что солнце уже зашло за горизонт. Глотание чужой слюны, кроме слюны жены глотание слюны жены требует еще и искупления. Глотание снега или капель дождя, попавших в рот.
Лечебные уколы. Прием жидкого лекарства в уши, в нос. Лечение кожных болезней лекарствами, проникающими внутрь. Рвота полным ртом, или глотание чем-либо вызванную рвоту обратно. Глотание собственной слюны при кровоточащих деснах, если кровь составляет половину слюны и более. Глотание остатков пищи величиной с горошину или более, застрявшей между зубов.
Глотание собственной слюны обратно к примеру, со своей ладони. Вдыхать по забывчивости дым при горении пахучих трав в том числе и дым от табака. Попадание воды в горло при мытье рта или полости носа. Принимать намерение позже предельного допустимого времени после полудня. Супругам - целоваться, обниматься, дотрагиваться до частей тела друг друга, если эти действия будут способствовать выделению спермы.
К нему люди начинают готовиться морально и физически уже сейчас. Накануне начальник отдела по вопросам шариата ДУМ РТ Булат хазрат Мубараков в прямом эфире в Инстаграме ответил на вопросы татарстанцев о предстоящем посте.
Можно ли ребенку держать пост? Обучать детей к обязательному намазу мы начинаем с 9 лет. То же самое касается и поста. Есть вероятность того, что ребенок не выдержит этот пост, — это уже другой вопрос. Но не совершать это действие в угоду какого-либо предположения мы не должны. Всевышний Аллах призвал выполнять то, что стало обязательным, и только потом смотреть, сможете вы это сделать или нет. Ребенок начинает держать пост.
Если это как-то сказывается на его здоровье, то пост приостанавливают, а потом вновь возобновляют. С физической точки зрения организм начинает привыкать к посту не с возрастом, а по мере нашей практики. Это касается и намаза, и других деяний. Другое дело, если человек спит и получилось так, что в его открытый рот залетел, например, какой-нибудь жучок или упала капелька воды, а он это проглотил и не заметил, то пост нарушается. В таком случае на человеке не будет лежать искупление за это, ему придется лишь восполнить этот день. Действия, которые человек совершает намеренно, зная, что он нарушает свой пост. После такого случая человеку необходимо восполнить тот день, когда действие было совершено и еще два месяца подряд продержать уразу в качестве искупления.
Действия, которые человек совершает по ошибке, несмотря на то, что осознавал, что держит пост. В таком случае нет необходимости держать искупление, нужно просто восполнить этот день. Действия, которые человек совершает по забывчивости, когда он забыл, что на уразе. Пока человек не помнит, что он постится и ест, — это не нарушает его пост, ему не нужно восполнять этот день. Но как только человек все вспомнит, ему необходимо выплюнуть все, что было у него во рту и продолжить уразу. Если по времени указано, что, условно говоря, сухур заканчивается в 55 минут, а вы закончили есть в 57, то ваша ураза не будет принята в этот день. Формально — да, утренний намаз можно начинать читать сразу после сухура, но по сунне мы должны делать это немного прождав.
Что делать если нарушил пост в Рамадан без причины?
Священник рассказал, в каком случае можно нарушить диету во время поста | Каффара не становится ваджиб, если нарушен любой другой пост независимо от того, каким образом он был прерван. |
Великий пост в Православии — что будет если не держать или нарушить до окончания | И если он проглотит это кусок сознательно, то его пост нарушен по мнению большинства ученых, поскольку это равнозначно еде”. |
Что будет если не держать или нарушить Великий пост — ошибки, приметы и запреты для православных | Если нарушил пост по недостатку силы воли. |
Неправильный пост приводит к тому, что Бог оставляет человека
Какие действия аннулируют пост, а какие – нет? \\ | Не будет нарушен пост аптекаря, если он ощутит вкус или запах лекарств, или пост того, кому в ухо случайно попадет вода. |
Нарушение поста Рамадан 2021: что запрещено делать и что за это будет? | Если прерывание поста произошло в результате хайда, нифаса или же по какой-либо другой уважительной причине, совершение искупления (каффарат) необязательно. |
Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 13. Ситуации, когда дозволено прервать пост. Выплата фидьи
Всего действий, которые нарушают пост и требуют только возмещения (1 день поста за 1 нарушение оразы в месяц Рамадан), более семидесяти пяти, но их систематизируют в трех правилах. Следующие действия не нарушают пост[6]. — В описании жития Макария Египетского повествуется, как этот святой нарушал пост, чтобы не обидеть людей, которые к нему приходили. Если человек, соблюдающий добровольный пост решил его прервать, то он может это сделать, даже если у него нет веской причины, и на нем нет греха.
Священник объяснил, что делать верующим, которые нарушили пост
Аудио версия настоящей статьи: Если человек намеревался соблюдать пост и в течение дня преднамеренно нарушил его, не имея на то весомых причин, как быть? Он обязан восполнить этот нарушенный день одним днем поста после месяца Рамадан или же ему следует поститься два лунных месяца плюс один день? Я пропустила один день поста по неуважительной причине. На одном из сайтов прочитала, что пропущенный день по неуважительной причине следует восполнить двумя месяцами непрерывного поста. Правда ли это? Я всегда думала, что пропущенные дни восполняются один к одному.
Прочитанное вами является выражением одного из богословских мнений, не подтвержденного ни Кораном, ни Сунной [1]. Большинство авторитетных богословов говорят о том, что искупление в виде двухмесячного поста может быть только в случае нарушения его супружеской близостью половым актом [2]. В достоверном хадисе говорится лишь об этом случае. Приведу хадис. Однажды к пророку Мухаммаду да благословит его Всевышний и приветствует подошел человек и воскликнул: «Я погиб!
Он [пришедший со своей бедой] присел [неподалеку]. Пророку принесли корзину с финиками [5]. Он да благословит его Всевышний и приветствует обратился к тому человеку: «[Возьми это и] раздай в качестве милостыни [в искупление своего греха]». Подробнее об этом читайте в материале «Супружеская близость во время поста». Разве искупление в 60 дней поста необходимо только для супругов, вступивших в интимные отношения до времени разговения?
А как же те, кто, например, намеренно пропускает пост, имея возможность поститься? Почему они не должны быть оштрафованы 60 днями? Нет такого положения в Коране и Сунне. На вопрос одного из посетителей сайта umma. Каждый пропущенный день восполните одним днем поста».
Здесь говорится о неуважительной причине! Данияр С чего вы взяли?
Шестидесятидневный пост, соблюдаемый в качестве каффарата, должен соблюдаться непрерывно, поэтому, если будет пропущен хотя бы один день, этот пост необходимо начать сначала. За несколько дней поста, нарушенных в одном Рамадане или нарушенных в разные годы, достаточно одного искупления. Действия, нфарушающие пост Они будут рассмотрены в двух разделах: первый — это действия, за совершение которых требуется возмещение и искупление; второй — это действия, за совершение которых требуется только возмещение. Употребление пищи или того, что к ней относится Понятие «пища» включает в себя все виды продуктов питания, как готовых к употреблению, так и сырых; все виды сырого или сушеного мяса и мясную продукцию; все виды овощей и фруктов, а также зерновых, и те продукты, которые получены путем их переработки. Сознательное проглатывание бумаги, ваты и им подобных предметов.
Проглатывание данных предметов хоть и имеет внешнее сходство с приемом пищи, но при этом не имеет цели насыщения, поэтому в данной ситуации каффарат не требуется. Проглатывание воды при полоскании носа или лекарства, положенного в дупло зуба.
Отметим также, что пост стоит начинать в любое время, пусть даже не с первой недели поста.
Как сказано в слове святителя Иоанна Златоуста, которое будет читаться на Пасху: «…Кто замедлил до девятого часа, — пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто успел прийти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за своё промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь, и расположение хвалит.
Однако отхаркивание мокроты, хотя этот процесс и похож на вызывание рвоты, поста не портит, поскольку она часто отходит и ее трудно предупредить. Ввиду этого относительно мокроты в шариате делается снисхождение. Что касается поллюции, то она поста не портит. Примечание: Прием пищи по забывчивости в светлое время суток поста не нарушает.
Календарь Рамадана: когда начинается и когда заканчивается пост у мусульман
- А те, кто просто не ест мяса и не ходит в храм?
- 1. В чем смысл поста (уразы)?
- Благословенный месяц. 10 вопросов о посте в Рамадан
- В России будут штрафовать граждан, нарушающих православный пост
- Великий пост в Православии — что будет если не держать или нарушить до окончания
О том, что не нарушает пост
Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 13. Ситуации, когда дозволено прервать пост. Выплата фидьи | Нарушается ли пост, если случайно проглотить воду при омовении? |
Что будет, если нарушить Успенский пост с 14 по 27 августа? Это грех или нет? | Если человек намеревался соблюдать пост и в течение дня преднамеренно нарушил его, не имея на то весомых причин, как быть? |
Примеры нарушения поста и его сохранения в случаях сомнения постящегося - | Если он забыл, что держит Пост, его пост не считается нарушенным, и в этом случае за ним нет долга. |
Священник объяснил, что делать верующим, которые нарушили пост | Следующие действия не нарушают пост[6]. |
В России будут штрафовать граждан, нарушающих православный пост
Точнее о некотором самовнушении насчёт неважности соблюдения поста с точки зрения строгих гастрономических ограничений. 13. Если у женщин во время поста начнутся месячные, их пост будет нарушен, и до окончания месячных они не держат пост. Если капнуть в нос лекарство и т.п. или засунуть спичинку, которые нарушат указанную границу, т.е. проникнут дальше основания носовой кости (со стороны лба), то пост нарушается.
Что делать, если нарушил Великий пост: священник дал неожиданный ответ
Такому, который возникает в Чистый понедельник: это особое состояние, когда ты входишь в мир Великого поста. Ты ко многому готов, хочешь потрудиться, имеешь ревность. Вот так же нужно ощущать себя в среду утром и в пятницу утром. Пост для тех, кто давно в Церкви В период неофитства Бог даёт человеку ценные дары. Как путника поднимает его высоко-высоко и показывает чудесный город, до которого нужно дойти, чтобы потом он знал, что искать. А потом вновь ставит на землю: иди теперь через буреломы, овраги, колючки и кустарники. И человек начинает понимать, насколько он далёк от конечной цели. В первый период, в период неофитского горения, Божьего аванса, мы воспринимаем себя совершенно неадекватно. Бог покрывает, и мы не видим меру своей греховности, своего падения. Поэтому можно сказать, что первые наши посты, которые мы вспоминаем как чудо, вошедшее в нашу жизнь, когда мы открывали для себя духовный опыт, потрясающую культуру поста, — были Божьим подарком, нами незаработанным, не заслуженным.
Теперь к такому восприятию нужно приходить самому, и на это может понадобиться много времени. Христианство — это школа. Первого сентября в первом классе тебе подарили подарок, ничего не спрашивали первый месяц, делали максимум поощрений, и ты считал себя отличником. А потом как пошла настоящая учёба, а с ней тройки и двойки — ты понимаешь, что надо работать. Так что ничего страшного нет, если мы перестали чувствовать «горение», которое испытывали в первые посты. Теперь нужно работать. У Бога есть цель нашего пощения: чтобы мы смирились. У Марка Подвижника есть замечательные слова, в которых он говорит, что Бог даёт человеку благодать не за добродетели, не за труды, понесённые ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов. Так что и результат поста будет, когда мы смиримся, то есть увидим себя немощными, такими, как мы есть на самом деле.
Бог вынужден ограничивать нас, чтобы мы трудились со смирением. И тогда, рано или поздно, то восприятие поста, которое было в начале нашей церковной жизни, вернется. Если во время поста не получается усмирять гнев или другую страсть… — Отчаиваться точно не следует. Нужно верить, что Бог — милосерден, Он заранее знает, что мы грешны. Но Он воспитывает нас, ведёт к Себе, бережно хранит, любит нас. На самом деле, вопрос не в том, чтобы Великим постом себя встряхнуть. Христианин должен себя «встряхивать» каждое утро, как минимум. Лучше — несколько раз за день. Жить в присутствии Бога.
Вспомним слова Давида: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся». То есть, Давид постоянно ощущал Бога рядом.
Для этого нужно правильно расставлять приоритеты.
Может ему тоже не хочется поднимать гири, но еще больше не хочется быть слабым. Тренируется и становится сильнее. Так и с постом — человеку не хочется питаться постными продуктами, но он хочет иметь здоровую духовную жизнь, - сравнивает священник.
Он предлагает ответить себе на простой вопрос: что важнее - удовлетворение сиюминутного желания или верность церковным постулата.
Картошка с соленой капустой и макароны с подливой приедаются еще на первой неделе поста. Хорошо, если пост короткий, например, Успенский, который идет всего две недели. Но если речь о Великом посте, самом строгом и продолжительном, то очень быстро возникает вопрос — что есть? Не есть человек не может, а устав не предполагает широкого разнообразия пищи — всю неделю, кроме субботы и воскресенья, пища без масла, а в среду и пятницу и вовсе сухоядение. К тому же постная пища быстро переваривается и очень скоро наступает чувство голода. Особенно, если рабочая деятельность человека сопряжена с физическими нагрузками. Поэтому приемы пищи становятся возможностью плотней забить желудок, чтобы чувство голода наступало позже.
Либо промежутки между приемами пищи человек старается забить легкими перекусами или чаепитиями, которые редко обходятся без чего-нибудь сладкого, что тоже дает возможность как-то разнообразить постное питание. То и другое приводит в итоге к перееданию, то есть объедению или бесконечному сладкоядению между основными приемами пищи. Что же делать? И есть хочется и от сладкого отказаться сложно. Давайте обратимся к науке, чтобы понять, как работает наш организм при приеме той или иной пищи. Любой прием пищи, не только сладкой, сопряжен с повышением уровня глюкозы в крови. В течение дня уровень глюкозы колеблется на определенном уровне. Глюкоза нам необходима, это «топливо» для организма, основной источник энергии.
Любые углеводы, попадая в организм, превращаются в глюкозу. При употреблении в пищу так называемых быстрых углеводов кондитерские изделия, выпечка, в том числе белый хлеб, макароны из мягких сортов пшеницы, овощи со сладковатым привкусом, фрукты, сухофрукты, варенье, мед и т. Это не опасно для здорового человека, поскольку это алиментарная, то есть связанная с приемом пищи, гипергликемия. Если у человека здоровые печень и поджелудочная железа, то через некоторое время уровень глюкозы приходит в норму. Но вслед за быстрым повышением уровня глюкозы в крови происходит резкий выброс инсулина — гормона поджелудочной железы, который доставляет глюкозу в клетки мышц, печени и жировой ткани. Инсулин быстро переносит сахар из крови и сразу же опять появляется чувство голода так как глюкозы в крови, доступной для получения энергии для текущего потребления, не остаётся. Начинаются перекусы, чаепития с чем-нибудь сладеньким. В итоге сахар скачет весь день, что приводит к чередованию бодрости и упадка сил, а также отложению подкожного жира.
Если дать организму мощную дозу сахара например, перекусить куском торта или пиалой варенья с чаем , то уровень глюкозы повышается моментально, в первые полчаса будет казаться, что сил прибавилось, но потом начнет активно вырабатываться инсулин, он быстро разнесет глюкозу, и уровень ее станет ниже, чем до еды. Итог — быстро наступившее чувство голода и усталости. К тому же резкие перепады уровня глюкозы — это стресс, провоцирующий тревожность и раздражительность. На сладкое можно и подсесть, и многие ученые видят в этом зависимость, схожую с наркотической. Все дело в том, что при раздражении рецепторов языка с последующим скачком глюкозы в крови, повышается уровень дофамина — гормона, который влияет на центр удовольствия в мозге. Вот почему после сладкого возникает такое приятное чувство. Противоположный эффект быстрым простым углеводам дают медленные сложные углеводы. К ним относят овощи, необработанные крупы например, столь любимая в России гречка , цельнозерновой хлеб, макароны из твердых сортов пшеницы, овощи, продукты, содержащие растительную клетчатку и т.
Они медленно повышают уровень сахара в крови, не провоцируют резкого выброса инсулина, что обеспечивает сытость дольше. Если сравнить равные порции макарон и гречки, то после макарон чувство голода наступит позже, чем от гречки. Я намеренно не касаюсь белков и жиров, которые также необходимы нашему организму, чтобы сильно не растягивать статью. Обращение к науке было необходимо, чтобы прояснить с позиции физиологии человека, почему в посту люди часто становятся раздражительными, и при довольно большом количестве пищи постоянно остаются голодными. Обжорство и сладкоядение — это результат неправильно сбалансированного постного рациона. Бороться с этим только духовными силами довольно сложно, поскольку мы не можем отказаться от своей физиологии. Для некоторых людей такое положение вещей, когда в пост постоянно думаешь только о еде, становится камнем преткновения, а порой даже отчаяния. Человек искренне хочет поститься телесно и духовно, но постоянное чувство голода заглушает самые искренние душевные порывы.
Получается, что пост — то самое время, когда наука может прийти на помощь человеку в его духовной жизни. Необходимо изучить вопрос правильного питания в посту, сбалансировать количество быстрых и медленных углеводов, потреблять достаточное количество растительной клетчатки, белков и жиров. Каждый должен сделать это, соизмеряясь с особенностями своего организма и ритма жизни. Никакого единого рецепта тут быть не может. Можно сказать, что Церковь в постном уставе показывает нам идеал, а каждый член Церкви, соизмеряясь с этим уставом, должен сам регулировать свое постное меню. Это позволит избежать и обжорства и чрезмерного сладкоядения. Очень строгий, неподъёмный для человека пост, потом срыв Мирян условно можно разделить на две категории — неофитов, то есть тех, кто только начинает свою церковную жизнь, и воцерковленных — тех, кто в Церкви уже давно и имеет определенный духовный опыт. И у одних, и у других случаются ошибки в посту, одна из самых распространенных — пост не по силам.
Для человека, недавно попавшего в Церковь, все в новинку — службы, молитвы, пост. Как маленький ребенок, познающий мир, неофит «тащит в рот» все, что ему попадется, пытается попробовать все, что видит и слышит. Неудивительно, что когда он слышит, как священник рассказывает с амвона о постном уставе, читает о нем в литературе, или, на худой конец, покупает православный календарь и видит там обозначения того, что можно или чего нельзя есть в те или иные дни поста, то старается исполнять все как положено, по всей строгости. Неофит рассуждает — вот, я попал в Церковь, тут все по правилам, и мне теперь нужно максимально четко исполнять их. Руководствуясь благими намерениями, но не имея духовного опыта, человек может не потянуть всей нагрузки строгого постного устава. Особо часто такое случается в Великом посту, поскольку он самый длительный и строгий, а первая неделя, с ее особой строгостью, может быть очень сложной для человека без практики поста. Но не только с неофитами случается такое. Даже люди воцерковленные иногда решают, что им пора начать поститься, как древним старцам в пустыне, и начинают довольствоваться двумя финиками в день.
В итоге и у тех, и у других быстро истощаются физические силы, и наступает серьезное искушение для духа. И тогда получается срыв, который может проявляться по-разному. Неофит обычно просто прекращает поститься, так как не находит в себе духовных и телесных сил для этого. А воцерковленный впадает в более серьезные искушения, причем у каждого свои, завязанные на страстях. И что же делать? В первую очередь обратимся к опыту святых отцов.
Пост нарушается также от курения сигарет, сигар и т. Но разрешается вдыхать ароматы духов, душистых веществ, которые не имеют никакого дыма. Если мясная прожилка или части листа арековой пальмы и т. Если же прожилка больше него, то пост нарушится. Но если человек вынул эту прожилку изо рта и затем проглотил ее, пост нарушится независимо от ее размера. Проглатывание слюны не нарушает пост независимо от ее количества. Если после поедания листьев арековой пальмы до рассвета человек тщательно вымыл и прополоскал рот, но, несмотря на это, краснота из слюны не исчезла, вреда от этого не будет, пост будет действителен. Если ночью гусль стал обязательным для человека, но он искупался только днем, его пост будет действителен. Даже если он не будет купаться целый день, его пост не нарушится, хотя такое поведение будет грехом. Если человек совершил такой вдох, что носовая слизь проникла вглубь горла, его пост от этого не нарушится. Пост не нарушится и от проглатывания слюны во рту. Если человек взял в рот листья арековой пальмы и заснул, проснувшись только утром, его пост аннулируется. Искупления каффара не требуется, но человек обязан восполнить каза данный день поста. Если при полоскании рта вода попала вглубь горла, и при этом человек помнил, что постится, то его пост нарушается, восполнение каза становится необходимым ваджиб , но искупления каффара не требуется. Если человека непроизвольно вырвало, пост не нарушится независимо от количества рвотных масс. Но если это было сделано умышленно, пост нарушится при рвоте полным ртом. Если же рвотные массы меньше этого количества, пост нарушен не будет. Если вышло небольшое количество рвотных масс и затем само по себе вернулось вглубь горла, то пост не нарушится. Но если человек проглотил их умышленно, его пост аннулируется. Если человек съел гальку, стальной или иной предмет, который обычно не едят и не употребляют даже в медицинских целях, то его пост нарушится, но искупления каффара не требуется.
Благословенный месяц. 10 вопросов о посте в Рамадан
В данном случае твёрдого намерения прервать уразу нет, а есть лишь сомнения. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда человек, проголодавшись, начинает думать о том, сможет ли он выдержать до вечера. По вопросу действительности уразы при наличии сомнений точки зрения богословов разделились. Одни по аналогии с твёрдым намерением считали, что сомнения не нарушают пост до тех пор, пока верующий не предпримет конкретных действий по мнению одних учёных или твёрдо не вознамерится прервать его как считали другие. В частности, версию о том, что сомнения не прерывают уразу, поддерживали алимы шафиитского и ханбалитского мазхабов.
Другие учёные считали, что сомнения делают уразу недействительной, поскольку в такой ситуации нарушается твёрдость намерения человека поститься, а значит, и сама ураза.
Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи». Как быть, если постной пищей не наедаешься? Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал: «Пишете, что страшновато остаться без молока.
Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…» Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами: «Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу! Как совместить пост и социальную жизнь когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное? Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост.
Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими. В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил: «Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние». Преподобный Варсонофий наставлял: «Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй — воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего. Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом — осуждение ближних.
Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т. Он решительно отказывается. Пост в дороге Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях. Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.
Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия: «Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты.
Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост: «Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь — советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста — не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…» О воздержании и трех степенях сытости Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным.
Преподобный Никон напоминал: «Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание». О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так: «Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание — чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство — чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость — чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения. Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, — здоровый и больной».
Если нарушил пост по невнимательности Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности? Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил: «Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность». Если нарушил пост по недостатку силы воли Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние.
Таким преподобный Иосиф советовал: «Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других». Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его. Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей». Пост не цель, а средство Отказ от скоромной пищи — внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними: «Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное.
Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь». Старец Варсонофий также напоминал: «Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование». Преподобный Анатолий Зерцалов писал: «Не есть хлеба и не пить воды или чего иного — не есть еще пост. Искушения поста Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость.
Но если человек проглотил их умышленно, его пост аннулируется.
Если человек съел гальку, стальной или иной предмет, который обычно не едят и не употребляют даже в медицинских целях, то его пост нарушится, но искупления каффара не требуется. Если же он съест или выпьет то, что обычно едят, или что обычно не едят, но используют в медицинских целях, то его пост нарушится, и необходимыми ваджиб станут как восполнение каза , так и искупление каффара. Совершение полового акта нарушает пост, необходимыми ваджиб становятся как восполнение каза , так и искупление каффара. Как только головка полового члена входит во влагалище, пост нарушается восполнение с искуплением становятся необходимыми. Это не зависит от того, произошло ли семяизвержение или нет. Если мужчина введет головку полового члена в задний проход женщины, даже тогда пост и мужчины, и женщины нарушится.
Восполнение с искуплением станут для них необходимыми. Если пост нарушен, то искупление становится необходимым только в том случае, если это был пост рамадана. Искупление не становится необходимым, если нарушен любой иной пост, независимо от того, каким образом он был прерван. Это относится даже к тем дням поста, которые человек держат в качестве восполнения каза поста рамадана. Впрочем, если намерение не было сделано ночью т. Если во время поста человек понюхал табак, закапал масло в уши или же принял клизму, не принимая лекарство через рот, то пост от этого аннулируется.
Однако необходимо будет только восполнить каза данный день. Искупления не требуется. Если человек закапает воду в уши, пост не будет нарушен. Во время поста женщине не разрешается закапывать лекарства, масло и т. Если лекарство будет туда закапано, ее пост нарушится, восполнение но не искупление станет необходимым. Если по какой-то причине женщина или ее врач вставит палец во влагалище, затем вынет часть пальца или весь палец, а затем снова засунет, то пост будет нарушен, но искупления за это не требуется.
Если палец не был повторно засунут, пост не нарушится.