это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая.
Какую цель поставить перед собой на Великий пост?
Когда царь Саул был убит в битве с филистимлянами, мужи Иависа Галаадского шли целую ночь, чтобы отобрать тело царя и его сыновей. В Первой книге Царств 31:13 говорится, что после погребения они, скорбя о погибших, постились семь дней. В следующей главе говорится о реакции Давида и его людей на эти новости: Тогда схватил Давид одежды свои, и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча Вторая книга Царств 1:11-12 Пост может также быть средством выражения скорби и огорчения за грехи других людей, например, за грехи людей в вашей церкви или в вашей стране. Когда царь Саул в своей неправедной ревности хотел убить Давида, то сын Саула Ионафан сделал следующее: И встал Ионафан из-за стола в великом гневе, и не обедал во второй день новомесячия, потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его. Первая книга Царств 20:34 4. Для поиска освобождения или защиты Одним из наиболее распространённых видов поста в библейские времена был пост с целью искать спасение от врагов или обстоятельств. Самый известный совместный пост, описанный в Писании, был пост, о котором говорится в 4 главе книги Есфирь. Этот пост был назначен царицей Есфирью как часть её прошения Богу о Его защите от ярости царя.
Она планировала войти в царский двор царя Артаксеркса, не получив на это приглашения, для того чтобы просить его защитить евреев и спасти их от массового уничтожения. Она сказала своему дяде по имени Мардохей: Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну. Есфирь 4:16 В качестве нашей защиты против гонений за нашу веру со стороны нашей семьи, коллег по учёбе и работе, соседей мы должны употреблять не плотские усилия, а пост. Обычно мы попадаем в искушение отвечать злом за зло, давать сдачу в гневе, в оскорблении, отвечать обвинением на обвинение или даже обращаться в юридические инстанции. Но вместо того чтобы прибегать к политическим махинациям, сплетням и подражанию мирским приемам, которыми пользуются наши враги, мы должны обращаться к Богу в посте, прося у Него защиты и освобождения. Для выражения покаяния и возвращения к Богу Пост этого рода очень похож на пост, при котором выражается скорбь и печаль по поводу содеянных грехов. Но как покаяние является изменением мышления, приводящим к изменению поступков, так и пост может выражать нечто большее, чем печаль о содеянных грехах. Пост также может быть знамением того, что человек обязуется быть послушным Богу и идти по новому направлению.
Израильтяне выразили свое покаяние через пост в Первой книге Царств:... Первая книга Царств 7:6 В Книге пророка Иоиля Господь конкретным образом повелел Своему народу ознаменовать постом свое покаяние и возвращение к Нему: Но и ныне ещё говорит Господь: «Обратись ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Иоиль 2:12 Пост не только может выражать покаяние, а наоборот, без покаяния пост может быть просто напрасным. Как и в случае со всеми духовными дисциплинами, пост может превратиться всего лишь в «мёртвое дело», если мы упорно продолжаем ожесточать свое сердце на Божий призыв покончить с определёнными грехами в нашей жизни. Мы никогда не должны окунаться в духовные дисциплины с целью заглушить Божий голос, конкретно говорящий нам об оставлении тех или иных грехов. Чтобы смирять себя перед Богом Когда пост производится по правильным мотивам, он может быть физическим выражением смирения перед Богом, так же как и преклонение колен и поднятие рук в молитве может отражать смирение перед Ним. И так как есть времена, когда вы ощущаете нужду выразить смирение перед Господом, молясь на коленях или упав на лицо, так же существуют и времена, когда вы желаете выразить своё смирение в деятельности всякого рода на протяжении дня через пост. Многие из тех, кто привыкли выражать смирение в молитве через преклонение колен, могут спросить, зачем нам нужно выражать смирение, постясь целый день.
В ответ на этот вопрос Жан Кальвин также ответил вопросом: А почему бы и нет? Ибо если он пост является святым упражнением как для смирения человеков, так и для исповедания этого смирения, то почему наша нужда должна быть в нем меньше, чем нужда древних?... Почему и нам не следует делать того же? Для выражения заботы о деле Божьем Так же как родитель может поститься и молиться, заботясь о том, чтобы дело Божье совершилось в его ребёнке, так и христиане могут поститься и молиться, чувствуя ответственность за дело Божье в более широком масштабе. Несомненно, мы не сможем поститься непрестанно, но да даст Господь нам время от времени переживать озабоченность о Его труде настолько сильно, чтобы наша обычная забота о еде показалась нам второстепенной по сравнению с Его делом. Для служения нуждам других людей Те, кто думают, что духовные дисциплины воспитывают в человеке наклонности к эгоизму и независимости, должны обратить внимание на то, что говорится в Книге Исайи 58:6-7.
Пост нужен для того, чтобы пожить без этого «наркоза». Сколько длится Великий пост Он длится 48 дней и, по сути, последовательно объединяет сразу два поста: Четыредесятницу длится 40 дней ; Страстную седмицу неделя непосредственно перед Пасхой. Поэтому пост и называется Великим — не только из-за его мощной духовной значимости, но и из-за продолжительности. Длительные сорокадневные посты практиковали великие ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Ученики Христа, апостолы, позже тоже готовили себя к миссии служения Богу постом и заповедовали поститься всем христианам. Сначала идут две сплошные седмицы, когда нет запрета на употребление любых продуктов. В третью неделю мясо нельзя есть в среду и пятницу. В четвёртую употребление мясных продуктов запрещается совсем. Что можно и нельзя есть в Великий пост Больше 40 дней верующие не употребляют в пищу мясные и молочные продукты, рыбу и яйца. Если придерживаться строгих правил, в определённые дни нужно есть только сырую пищу, а в некоторые даты отказаться от еды вообще. Что можно, а что нельзя есть в пост, определяется древним монастырским уставом. Однако жизнь современного человека отличается от жизни в монастыре века назад. Поэтому православная церковь призывает верующих выбирать себе испытание по силам. Для этого желательно посоветоваться и со священником, и с врачом. Самыми строгими седмицами Великого поста считаются первая и последняя недели. В это время по правилам можно есть только свежие, сушёные и солёные овощи и фрукты, хлеб, мёд, орехи. Строгий монастырский устав предполагает , что: в первый день верующие полностью отказываются от пищи; едят пищу без масла во вторник и четверг; в среду и пятницу практикуют сухоядение употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла ; в выходные можно горячую пищу с растительным маслом или без него. Но обычно миряне обычные верующие, не монахи и не священнослужители едят на первой неделе также каши, супы, жареные, варёные или печёные овощи и грибы. Во время поста не только нельзя употреблять скоромную от теплокровных животных пищу, но и объедаться постной не рекомендуется. Запрещено также употреблять алкоголь за исключением нескольких дней, когда устав разрешает выпить немного вина. Ограничения в пост касаются не только пищи.
Пример тому мы находим и в Ветхом завете, где говорится о пророке Данииле и его сподвижниках. Их воспитывали при царском дворе и учили различным наукам, а пищу давали с царского стола. В числе избранных отроков были пророк Даниил и его друзья: Анания, Азария и Мисаил. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо запрещенного законом Моисеевым, и просили воспитателя давать им только овощи и воду. Воспитатель не соглашался, так как боялся, что они похудеют и царь накажет его. Тогда Даниил упросил воспитателя позволить им, хотя десять дней питаться овощами. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали здоровее и красивее своих товарищей. После этого их не принуждали больше есть царскую пищу. За такое строгое соблюдение закона, Бог наградил этих отроков хорошими способностями. Они оказались умнее других и получили высокие должности при дворе царском. А Даниилу Бог, кроме того, дал еще умение объяснять сны и предсказывать будущее, то есть пророчествовать» «Закон Божий для старообрядческих школ». Вот что говорят современные врачи о посте: …Что касается нестрогого вегетарианства, при котором употребляются молоко и яйца, то выводы ученых настолько однозначны, что вопрос о пользе или вреде подобного питания уже давно снят. Выводы, например, Американской диетологической ассоциации звучат так: «Правильно спланированная вегетарианская диета является здоровой, адекватной с точки зрения поступления в организм нужных питательных веществ и имеет множество преимуществ, так как позволяет предупредить и лечить определенные болезни». Среди этих болезней — сердечно-сосудистые, такие, как атеросклероз, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца и сосудистые заболевания мозга, ожирение, диабет, мочекаменная болезнь, а также, вполне вероятно происходит накопление научных фактов в данном направлении , — болезнь Паркинсона и ревматоидный артрит. Кстати, православный верующий, соблюдающий церковные установления о питании, включая ограничения в среды и пятницы, а также четыре календарных поста — Великий, Петровский, Успенский и Рождественский — достаточно легко может быть отнесен к группе нестрогих вегетарианцев. Что, таким образом, делает православный календарь практически идеальным как с точки зрения медицинской профилактики, так и для лечения массы заболеваний. Особенно это будет так с учетом принятого в Православной Церкви неодобрения злоупотребления пищей, как в плане количества, так и качества переедание или чревоугодие, лакомство или гортанобесие являются грехами , отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголем и предпочтения употребления вина в случае отсутствия полного воздержания от употребления спиртного Андрей Эльдарович Цориев, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры лучевой диагностики Уральской государственной медицинской академии. Современный врач современному человеку о посте. Здесь следует пояснить, что для православного христианина пост — это, конечно, ни в коем случае не диета, он имеет, прежде всего, духовное значение. Разумный и умеренный пост святые отцы называют основанием для всех добродетелей, ибо тот, кто не может удержать чрева, не сможет бороться и с прочими своими душепагубными пристрастиями. Пост — это не изнурение, но воздержание, время покаяния и сугубой молитвы, милостыни и прочих богоугодных дел. Великий пост — время духовных подвигов Для того, кто имеет здесь многолетнюю привычку, постное время не представляется чем-то особенно трудным и печальным, начинающим же можно посоветовать не скорбеть, но поверить и проверить свои силы, с надеждою на помощь Божию. Ибо награда дается по трудам, и светлая пасхальная радость, которая нас ожидает по окончании постного поприща, более свойственна достойно в нем подвизавшимся. Приспе время, духовных подвиг начало, яже на бесы победа, всеоружное воздержание, ангельское благолепие, еже к Богу дерзновение.
В основе такого священнодействия лежит только Любовь к человеку и ничего больше этого. Хочешь стать участником божественной жизни — причащайся, приготовляя свой ум и сердце для богообщения, идя путём заповедей Господних. Какой смысл поста в этой концепции? Многодневные посты и однодневные В Литургическом круге есть многодневные и однодневные посты. Большие праздники, например Пасха или Рождество Христово , предваряются многодневным постом. Пост мыслится как путь и подготовка к определённому важному событию, которое как духовный архетип вновь входит в нашу реальность из года в год. Пост вообще имеет целью включить нас в библейскую историю. Например, мы постимся в среду , вспоминая предательство Иуды , постимся в пятницу, вспоминая Распятие Христа. Эти события должны не просто вспоминаться в уме, но проживаться в сердце, через изменение пищевого рациона как память о Боге. Апостол Павел очень много писал о пище в контексте полемики с иудеями. Обратная сторона всеядности и обжорства может выступать, как зацикленность на здоровой пище: вегетарианство, фрукторианство и прочее. Мировоззренческий концепт этих парадигм один и тот же, как выразил его апостол Павел: «их бог — чрево… они мыслят о земном». Поскольку в эти практики не включены духовные цели и сам Бог, то они чаще всего разжигают гордыню и ненависть. Упаси нас Господи от этих учений!
Уроки Великого поста: каких правил придерживаться, чтобы вырасти духовно и сохранить здоровье
Запрещены мясо, яйца, молочные продукты, рыба. Можно горячие блюда из продуктов растительного происхождения, с растительным маслом. Ко всем запретам добавляется растительное масло и вино. Наступает период сухоядения — можно хлеб, воду, сырые или сушеные овощи, фрукты один вид в день.
Полный отказ от пищи и воды. Подробнее о каждом дне поста можно узнавать из православного календаря. Что готовить в пост?
В постные дни можно питаться разнообразно и достаточно сытно. Разрешены продукты: овощи и зелень в том числе замороженные и консервированные ; грибы; фрукты и ягоды в том числе замороженные и консервированные ; сухофрукты;.
И, конечно, Христу было там непросто держать пост. Постились и ученики Христовы, постились и первые христиане, и эта традиция дошла до нас», — делится священник. В Древней Руси так делали князья перед решающими сражениями.
И не только князья, но и весь народ. Особой строгостью отличался пост перед Воскресением Христовым. Перед Пасхой нам надо поразмышлять над тем, для чего это событие случилось, почему Господь пришёл на эту землю, почему он пострадал. Почему все эти события, которые были на Голгофе и которые мы особенно вспоминаем на Страстной неделе, имели место», — рассуждает отец Игорь. Есть или не есть?
Ограничения в пище в дни поста — это не цель, а лишь средство для достижения цели — духовного роста. Об этом священники рассказывают своим прихожанам довольно часто, и всё же вновь и вновь поднимаются темы: что можно, а чего нельзя есть. Некоторые прихожане, особенно те, кто недавно приобщился к вере, отличаются особым рвением и могут определить для себя непосильную меру поста — например, вообще ничего не есть первые три дня или читать по несколько акафистов акафист — хвалебное песнопение, посвящённое Богу, Богородице, святым. Чтение одного акафиста может занимать до 40 и более минут. Ничем хорошим такая практика не закончится, говорит отец Игорь Подоситников.
Более того, всё это сыграет на руку врагу рода человеческого, как принято называть нечистую силу. Ты у меня попостишься так, что мало тебе не покажется. Чтобы ты в другой раз даже и не думал об этом». То есть подбрасывает человеку всякие искушения. Это тоже надо понимать.
А как с этими искушениями бороться? Поэтому церковь и зовёт на исповедь, на причастие — потому что мы не сможем побороться с этими искушениями просто своими силами», — поясняет священник. Ноша должна быть посильной Как же поститься, чтобы благое дело не обратилось во зло? Протоиерей Игорь Подоситников говорит, что для этого нужно обязательно проконсультироваться со своим врачом, если есть ограничения по здоровью, и со своим духовником. И врач прописывает как средство оздоровления какие-то продукты — какое-то постное мясо чтобы человек ел или молочные продукты.
Человек себя этого лишает, и в конце поста он отправляется в больницу вместо того, чтобы пойти в Божий храм Воскресение Христово славить», — предупреждает отец Игорь.
Первая неделя поста и Чистый понедельник. Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается ещё в воскресенье вечером, когда во всех православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается, так скажем, церемония взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью и с прощения друг друга. В Чистый понедельник, как и в последующие два дня, соблюдается очень строгий пост. Верующие воздерживаются от пищи, усерднее молятся, а также борются с греховными страстями. Именно с Чистого понедельника начинается Первая седмица Великого поста, которая считается самой строгой. На протяжении всей Первой седмицы, кроме Чистого понедельника, верующим позволяется употреблять в пищу лишь хлеб, овощи и сухофрукты. Называется этот пост сухоядением и продолжается вплоть до 24 марта, когда разрешается употреблять пищу с растительным маслом.
Вторая и третья недели поста. Следующую неделю именуют второй седмицей Великого поста. Суббота этой седмицы 30 марта — день поминовения усопших. Третье воскресенье поста называется Крестопоклонным и посвящено Кресту Господню 7 апреля , а саму седмицу называют Крестопоклонной неделей, когда Церковь напоминает верующим о спасительном даре — искуплении грехов человеческих. Суббота третьей седмицы 6 апреля — день поминовения усопших. Родительская суббота. В течение Великого поста каждая суббота со Второй по Шестую седмицы, зовётся Родительской. В эти дни принято поминать усопших и употреблять пищу с растительным маслом. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими.
И поэтому ею установлены периоды, призванные напомнить людям о вечном спасении души, о внутреннем самоочищении. Пост — это практика аскетизма, во время которой человек освобождается от дурных помыслов и намерений, воздерживаясь от привычных грехов и пороков. Это средство для выявления и ограничения страстей, для стяжания добродетелей. Длительность таких периодов воздержания разная — поститься предлагается много дней Великий, Петров, Рождественский, Успенский пост или один день. Что такое пост? Цель любого православного поста — подчинить тело духу, умножить любовь к Богу, уделить пристальное внимание духовной жизни, сконцентрировать силы для душевной борьбы с грешными мыслями, воспитать волю. Христиане, придерживающиеся правильного поведения в периоды таких воздержаний, демонстрируют предпочтение духовного материальному, телесному. Это и есть проявление любви к Спасителю, понимания Его жертвы ради всего человечества. Внутренний дисбаланс души и тела, возникающий при греховных мыслях и поступках, при пустом времяпровождении, при проявлениях эгоизма и подчинении страстям преодолевается легче, проще и быстрее в дни поста.
Великий пост: не аскеза, но работа над собой
Оглавление Великий пост История Суть поста Начало и конец Великого поста Сколько дней длится Подготовка к посту Как проходит пост Первая седмица — Торжество православия Вторая седмица — святителя Григория Паламы Третья седмица. Почему ни в один из дней Великого поста нельзя выпускать из виду этой конечной цели – образа открытых Царских врат Священной Пасхи? Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими. Именно 40-дневный пост Спасителя стал прообразом современного Великого поста (потому его еще называют Господним). Феодора Тирона в пятницу 1-й седмицы Великого поста. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне.
Архимандрит Савва (Мажуко): Цель и смысл Великого поста
И внешние вызовы другие совсем. Скажем, нам не трудно было отказаться от советского телевидения, которое и так никто не смотрел, потому что там смотреть было особенно нечего, кроме какие-нибудь трансляций съездов. Нам абсолютно не важно было меню, потому что в 80-е годы к весне был такой скудный набор овощей в советских магазинах, что размышлять особо было не над чем — ты покупал то, что есть, и меньше всего думал о том, как бы тебе вкусное что-нибудь приготовить. То есть очень легко функция еды сводилась к чисто физиологическому насыщению, чтобы только в животе не урчало и не думать об этом. И нам гораздо легче было войти в строй церковной жизни, потому что очень многие из нас начинали первые годы, либо прислуживая в храме, в особенности мальчики в качестве алтарников, чтецов, девочки чаще попадали на клирос. То есть мы как-то естественным образом входили в церковный календарь и в строй церковной жизни. И поститься осмысленно тогда было гораздо легче. Фёдор Бородин — Наверное, я с вами соглашусь, что времена очень сильно изменились, внешние условия изменились. Но самое главное не в этом, самое главное, что Господь о Себе говорит: «Аз есмь путь».
И первое самоназвание христианства — это «путь Господень», то есть это путь ко Христу, который совершает полюбивший Его человек и крестившийся в Его имя, через свою жизнь. И этот путь предполагает доверие Богу и незнание, как любой путь, о том, что будет не то что в конце или на середине, а за ближайшим поворотом. Знаете, вы отъезжаете на машине в неведомый путь, вы видите до горизонта, если он не закрыт деревьями или домами, и вы не знаете, что будет — и это нормально. И эта дорога есть школа Царства Небесного. Сначала, может быть, детский сад, потом институт, потом аспирантура, то есть перед каждым христианином Господь будет ставить разные задачи. Если сначала нужно научиться арифметике, и ты будешь отличником, складывая 4 и 9, то в 9-м классе тебе за это поставят «двойку». Господь уже не будет согласен — есть вещи, которые Он терпел в тебе вчера, а сегодня уже терпеть категорически несогласен, и тебе надо над ними работать. То есть это нормально, меняется задача, в том числе меняется задача и поста.
Да, мы все, в общем-то, научились решать проблемы, связанные с постом в пище. Каждый выработал для себя свою какую-то меру, разную, может быть, в первую, третью и в последнюю седмицу поста, разную в среду и в пятницу и в другие дни, но тем не менее выработал, знает, как это проходить, как это беречь, что от этого можно получить. Но при этом появляются внутренние задачи, и вот с ними-то и надо справляться — с внутренними моими врагами надо бороться, надо набирать добродетели, надо меняться, надо приобретать навыки. Борисова — Протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, проводит с нами этот «Светлый вечер». И мы вот уже в который раз говорим о смысле Великого поста. Вы говорите о том, что со временем на первый план у каждого из нас выходят какие-то внутренние задачи. Но какие? Ведь очень часто возникает такая иллюзия, что ты напрягаешься, ты стараешься, ты что-то делаешь на протяжении этих шести недель, потом ещё сугубое такое напряжение во время Страстной Седмицы, а дальше как будто всё схлопывается, как будто ты возвращаешься на круги своя.
Не сразу, может быть, но постепенно-постепенно жизнь приходит в прежнее русло и ты ощущаешь, что вроде как ты и потрудился, а толка никакого. И, может быть, только с годами, оглядываясь на то, что было прожито в Церкви, ты замечаешь какую-то в себе разницу. Но для этого нужно изначально быть настроенным на марафон. Фёдор Бородин — Да, очень хорошее сравнение — быть настроенным на марафон. Вы знаете, а мы, может быть, и не должны чувствовать в себе эту разницу. Её должен видеть Бог. В Евангелии от Марка есть такое уподобление Царства Божия зерну, которое брошено в землю, которое пускает корень, потом выпускает колос. И когда есть плод, то посылается серп.
А человек, сказано, ложится, встаёт и не знает «не чует» — по-славянски этого. Господь скрывает от нас наш рост, потому что мы любым духовным достижением можем возгордиться и его потерять, к сожалению. Мы вот такие. Мы можем отследить по нескольким параметрам — есть этот рост или нет. Первый, я бы предложил, приобретение навыков, христианских навыков. Очень хорошая лакмусовая бумажка — это не обижаться. Навык не осуждать, но даже больше — навык не обижаться. Помню, как мне мама моя когда-то сказала, что христианину обижаться неприлично.
Это состояние должно быть чуждо, забыто и незнакомо. Кто из нас об этом может свидетельствовать? Да, мы замечаем в себе обиды, мы с ними боремся, но тем не менее это есть. Опять — навык не осуждать. Не навык воздерживаться от молочного, а навык не осуждать. И мне кажется, это очень важно, потому что представим себе, такой образ можно нарисовать, что в Москве, стараниями мэра, построили самую передовую музыкальную школу, целый центр педагогический, где даже есть орган, великолепные классы с дорогими очень немецкими инструментами.
Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития.
Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist. Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана.
Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа.
Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе.
При этом все блюда должны быть простыми и без изысков. Существуют и послабления: на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля можно съесть рыбу. В Лазареву субботу 27 апреля допускается съесть икру. Кроме того, строгий пост можно не держать в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств — например, детям, беременным и кормящим, болеющим, специалистам, которые занимаются тяжелым физическим трудом, и находящимся в путешествии по необходимости. Помимо ограничений в еде, в этот период верующим рекомендуется участвовать в церковной жизни: чаще посещать храмы, не пропускать вечерние и утренние молитвы, читать Библию и Псалтырь, причащаться и исповедоваться. Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи.
Завершится Великий пост 2024 года 5 мая, когда с великой радостью православные верующие встретят Воскресение Христово. На всем протяжении Великого поста церковный устав предписывает строгое воздержание — как в пище, так и в развлечениях. Это время молитвы и покаяния, и христиане стараются чаще бывать в храме, тем более, что и богослужебная жизнь в этот период имеет своё особенное устройство: полная Литургия в будние дни совершаемся только по особым случаям, а в среду и пятницу бывает Литургия Преждеосвященных Даров, попасть на которую верующие стараются хотя бы один раз за пост; в субботу обычно служится привычная Литургия Иоанна Златоуста, а в воскресенье редкая, повторяющаяся лишь десять раз за год — Василия Великого. Верующие стараются не пропустить также чтение Канона Андрея Критского — в первые четыре дня Великого поста 18—21 марта или во время Марииного стояния 17 апреля , и, конечно, неповторимые службы Страстной, позволяющие соприкоснуться с великими и страшными событиями, произошедшими две тысячи лет назад. Именно участие в богослужебной жизни и таинствах исповеди и Причастия позволяют душе человека обновиться, а гастрономический пост — лишь вспомогательное средство.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
В этом году Великий пост длится с 18 марта, начавшись сразу после Масленицы –. 10 ФАКТОВ МИТРОПОЛИТА «Иисус» представляет четырнадцатое видео митрополита Илариона из цикла «Коротко о главном. Молитва, храм и богослужение. Как новоначальному христианину, который только начинает знакомиться с миром Церкви, провести Великий пост? Великий пост — самый важный пост в церковном календаре, целью которого является подготовка к празднованию Пасхи. Какие названия имеют недели Великого поста, чем РИА Новости, 27.03.2024. Великий пост и его роль в духовной жизни христиан. Только в Великий пост, только в это время года структура богослужения в церкви полностью меняется, и все настраивает взор человека внутрь себя.
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
Почему ни в один из дней Великого поста нельзя выпускать из виду этой конечной цели – образа открытых Царских врат Священной Пасхи? Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Стоит помнить, что цель Великого поста заключается не в диете, а в покаянии, общении с Богом, молитвах.