Большой театр, опера «Хованщина», дирижер — Валерий Гергиев. С 13 по 17 марта Мариинский театр представляет на нашей сцене легендарную «Хованщину» в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Тегихованщина большой театр, хованщина большой театр 1979, хованщина либретто читать, казанова безруков спектакль длительность, большой театр арфа. Модест Мусоргский. Хованщина. Большой театр СССР. На этой неделе состоится премьера оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского, плодотворная работа над которой длилась несколько месяцев.
Мариинский и Большой театры чествуют Мусоргского
Режиссёром обеих постановок выступит Франсуа Жирар, известный своими музыкальными кинолентами «Красная скрипка» 1998 и «Песня имён» 2019. Режиссёром музыкального спектакля выступит художественный руководитель Театра на Фонтанке Семён Спивак, главную вокальную партию исполнит лауреат двух премий «Грэмми» Ильдар Абдразаков.
Надежда Травина побывала на спектакле с участием солистов Большого театра и делится впечатлениями. В Мариинском шедевр Мусоргского, напротив, не сходит с афиш: созданный еще в 1950 году спектакль Леонида Баратова с историческими декорациями Федора Федоровского может называться эталонным, классическим — так, если нужно было бы пересказывать историческое событие времен Петра Первого языком оперы. Ажиотаж подогревала и фигура маэстро Валерия Гергиева, не так давно возглавившего столичный театр: прекрасный знаток «Хованщины» и других русских эпических опер, он активно взялся за расширение репертуара Большого. На Исторической сцене развернулась монументальная историческая фреска, чьи герои словно сошли с полотен русских передвижников.
Сценическая редакция петербургского режиссера Юрия Александрова, вдохнувшего новую жизнь в спектакль Баратова, укрупнила драму действующих лиц, подчеркнула контрасты между актами, усилила акценты на массовых сценах. Намеренная театрализация исполнители воспроизводили свои партии на грани пения и декламации , проявившаяся и в жестикуляции, и в обращении героев друг к другу, и в противопоставлении противоборствующих сил, создала ощущение присутствия в далеком времени, полного погружения в эпоху стрелецких бунтов. А панорамный вид на Москву, храм Василия Блаженного, Китай-город с его теремами и палатами — выпуклые декорации Вячеслава Окунева — лишь усилили эффект актуальности: если выйти в антракте из театра, увидишь то же самое. Автор: Дамир Юсупов Вокальный состав представлял собой, без преувеличения, оперных корифеев, каждый из которых давно уже себя зарекомендовал на лучших сценах мира. Бас Дмитрий Ульянов, бессменный Иван Хованский в родном театре Станиславского и Немировича-Данченко, в этот вечер вновь подарил свое искусство перевоплощения в самодура и любителя власти, предводителя стрелецкого бунта.
После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Путь к мировой известности оказался окольным: значительную его часть «Хованщина», повторив судьбу «Бориса Годунова», прошла в редакции Римского-Корсакова. Отдавая дань уважения этой версии, музыканты начиная с 1950-х годов выражают предпочтение авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. В свое время Кировский театр первым обратился к редакции Шостаковича 1960. В декабре 1988 года с приходом Валерия Гергиева к художественному руководству театром постановка эта была возобновлена.
Также в Большом театре пройдет премьера оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» — это совместный проект с Нью-Йоркской «Метрополитен-оперой» режиссер-постановщик спектакля — Франсуа Жирар, дирижер — Эван Роджистер. На июнь 2022 года намечена премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
Валерий Гергиев: На сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь"
Показы спектакля, поставленного Леонидом Баратовым, приурочены к 185-летию со дня рождения Мусоргского. Это представляет собой не только продолжение культурного обмена между Большим и Мариинским театрами, но и отмечает значимую дату в истории Мусоргского. Как сообщили из ГАБТа, в репертуаре Большого театра уже есть его знаменитая опера "Борис Годунов", в то время как "Хованщина" не исполнялась на сцене Большого примерно двадцать лет. Однако в репертуаре Мариинского театра она присутствует.
Там в понедельник впервые выступил Симфонический оркестр Большого театра под управлением маэстро Валерия Гергиева.
В концертном зале «Зарядье» впервые выступил Симфонический оркестр Большого театра под управлением маэстро Валерия Гергиева. Концерт открыли вступлением к опере «Хованщина». Эту увертюру под названием «Рассвет на Москве-реке» музыкальные критики называют визитной карточкой столицы.
Гергиева 1988. Во всех перечисленных случаях речь не идет о модификации сугубо постановочных идей, например, о приближении к нашим дням либо, напротив, отдалении сценического действия от реальных исторических событий.
Но всегда думается о самой сущности исполняемой музыки: существенных расширениях или сокращениях, крупных изменениях в сфере музыкальной драматургии и новаторских решениях в области психологического воздействия на зрителя. В первую очередь скажем о декорационной и сценографической части постановки. Отметим важную особенность — художественное оформление Федора Федоровского оказалось неподвластно цензуре времени. Впервые оно было показано еще в 1913 году, в дни парижской постановки «Хованщины» в сценической версии Дягилева, при участии Равеля и Стравинского. Живописные цветовые решения, декорации, костюмы, световые линии, даже рисунки некоторых мизансцен, впервые предложенные Федоровским для дягилевской антрепризы, принесли ему, тогда совсем молодому художнику, славу и мировую известность.
Грозные стрельцы в красных кафтанах с секирами в руках либо в белоснежных рубахах, на которые вот-вот должна пролиться их алая кровь; фигура боярина Шакловитого в роскошных одеждах, угрожающе нависшего над смертельно напуганным Подьячим; мощное архитектурное решение декораций стрелецкой слободы с громадными бревнами, из которых сложены избы, почти как древнерусские деревянные храмы, — именно тогда был разработан и задан монументальный сценографический канон, который сопровождал постановки «Хованщины» в XX и XXI столетиях в театрах нашей страны. Можно сказать, что музыкальные редакции сменяли друг друга, но живописный фундамент оставался незыблемым. Таков был дух видения Федоровским «Хованщины», сила образной грандиозности и, по словам режиссера Бориса Покровского, его «могучего и вместе с тем какого-то расцвеченного темперамента». Шакловитый — Эльчин Азизов Обратимся теперь к музыкальной составляющей постановки. Как уже говорилось, Мусоргский не успел закончить «Хованщину».
В клавире не был записан весь пятый акт с «любовным отпеванием» Марфой своего возлюбленного Андрея Хованского и финальной сценой самосожжения раскольников в скиту. Хотя доподлинно известно, что эту музыку композитор показывал друзьям в последние месяцы своей жизни. Партитуры оперы практически не существует, за исключением двух небольших отрывков в виде концертных номеров: песни Марфы «Исходила младешенька» и хора стрельцов «Поднимайтесь, молодцы». Весь XX век композиторы-соавторы, текстологи-источниковеды, композиторы-оркестровщики пытались решить проблему целостности оперы. Каждый из них, будь то Римский-Корсаков, Стравинский, Ламм, Асафьев, Шостакович, прибегал к различным методам и приходил к противоположным решениям.
На практике же "Хованщина" продемонстрировала первый пример коллаборации двух коллективов, что будет наверняка лежать в основе работы двух театров в ближайшие сезоны. Все солисты, конечно, звучали по-разному. Но за редким и обидным исключением, на высоком вокально-техническом уровне. Правда, иногда на фоне феноменального оркестра, хотелось от певцов большей харизмы и личностного посыла. И надо заметить, что мариинцы Владимир Ванеев Хованский и Станислав Трофимов Досифей в этом спектакле смотрелись органичнее москвичей - Дмитрия Ульянова Хованский , Владислава Попова Досифей , Ксении Дудниковой Марфа , души которых, казалось, стремились скинуть эффектные, но все же анахроничные одеяния и парики... Кстати, уже давно в планах Большого значится премьерная постановка "Хованщины", которую должен осуществить всемирно известный английский режиссер Саймон Монтегю Макберни.
Но то пандемия, то и общественные события поставили этот проект на паузу пока ориентировочно до 2026 года.
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
Опера «Хованщина» – шедевр русской музыки XIX в. Сочинение выстраданное, незавершенное, с трагической постановочной судьбой – мало кому удается найти ключ к постановке. Во время знакомства с коллективом ГАБТ Гергиев заявил, что его первым шагом будет постановка оперы «Хованщина». Хованщина большой театр. Хованщина опера Мусоргского Хованщина. Поэтому на сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь". С 13 по 17 марта Мариинский театр представляет на нашей сцене легендарную «Хованщину» в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Теги: рецензии, опера, Большой театр, Юрий Александров, Александр Ведерников мл., Владимир Маторин, Вячеслав Окунев, Хованщина.
«ГЭС-2» переписали балет «Лебединое озеро» и оперу «Хованщина»
Положительных героев в этой опере режиссёр не находит. Вина лежит на всех тех, кто не является хором — дворцовых интриганах, власть имущих, тех, кто рвётся во власть. А жертвой переворотов и манипуляций становится народ. Сценография Владимира Арефьева предельно лаконична, в ней нет бытописани: всё указывает на то, что происходящие на сцене события не имеют срока давности. Спектакль идёт 3 часа 30 минут.
Ещё больше спектаклей смотрите у нас на сайте в разделе про театр.
Показывают их в том числе на всех сценах Большого. Вероятно, Валерий Гергиев мыслит развитие двух театров в плане взаимной интеграции их творческих коллективов, репертуара. В той же речи он обещал, что последние премьеры Мариинки «Пуритане», «Гугеноты» в этом сезоне могут привезти в Москву. Более того — поговаривают, что уже для Пасхального фестиваля объединят музыкантов обоих театров. Когда обсуждалось возрождение Дирекции императорских театров, эксперты говорили, что юридически организовать такой процесс будет весьма непросто. Но как показали первые два месяца работы, Валерию Гергиеву это и не нужно. Он выстраивает творческие процессы так, что уже началась творческая диффузия — и она будет продолжаться. Некоторые этого и опасались, полагая, что в результате индивидуальность Большого постепенно будет блекнуть.
Точное воспроизведение исторического быта и атмосферы — для Тителя не главное, не говоря уже о том, что и сам Мусоргский намеренно, в целях повышения наглядности и обеспечения драматургического единства смешал в фабуле события двух разных стрелецких мятежей — собственно Хованщины 1682 года и антипетровского бунта года 1689-го. И, следуя большой, но имплицитной идее Мусоргского, в этом спектакле Титель по брехтовским лекалам старается сделать так, чтобы зритель не сопереживал героям, а рационально критически мыслил, не забывая, что происходящее на сцене не реальность. Отсюда условные костюмы, условный грим, условные декорации. Солисты, хор и балетная группа не переживают исторические характеры, а рефлексируют в их отношении.
Главное театральное да и музыкальное достоинство постановки — несомненно, чувство драматургического ритма. Первый акт а ведь опера сама по себе длинная смотрится просто на одном дыхании — зрителям интересно, что будет дальше — Мусоргский был помимо всего прочего и первоклассным драматургом, во втором отделении ритм актеры так не держат, но это компенсируется тем, что там много хитов. Но все-таки — какова главная идея постановки, в чем «мессидж» создателей спектакля? Мы вполне вправе задаться вопросом о социальном заказе, который исполняет постановка, об общественных воззрениях этих социальных заказчиков, об их политических суждениях, симпатиях и антипатиях, о социальной критике и социальном идеале.
И вот тут-то и скрыта основная проблема. В чем сверхидея Тителя? Как он воспринимает сверхидею Мусоргского? Политика, — рассказывают нам в МАМТе, — грязное дело.
Все — и западники Голицын и квасные патриоты Хованские, и даже настоящие патриоты Шакловитый суть негодяи, озабоченные лишь борьбой за власть. Это не наигранный цинизм, это имеющее под собой основания мироощущение спектакля — в конце концов, настоящий Фёдор Шакловитый сразу после убийства Хованских стал начальником стрелецкого приказа а после стрелецкого бунта 1689 года был казнен победившим царем Петром. Даже вера не дает в этой постановке отдушины — Досифей заставляет вспомнить бессмертную фразу великого бородача про дух бездушных порядков, а сверхчувственная Марфа-раскольница — про сердце бессердечного мира.
Астраханский театр Оперы и Балета 19 подписчиков Подписаться Астраханский государственный театр оперы и балета отметит 10-ти летие проекта «Русские оперы в Астраханском кремле» постановкой оперы М. Мусоргского «Хованщина». На конкурс было подано более 9000 заявок из всех регионов России.
Хованщина как зеркало добра и зла
Мариинский показывает "Хованщину" на сцене Большого театра. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко приглашает на оперу «Хованщина» в режиссуре Александра Тителя. 3 июня впервые после реконструкции театра прошел спектакль оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского. Спектакль "Хованщина" Мариинского театра с участием хора и оркестра, а также солистов Большого театра был представлен на Исторической сцене Большого театра.
Премьера балета «Пиковая дама»
- Хованщина на Москве - Статьи - Музыка - РЕВИЗОР.РУ
- Хованщина как зеркало добра и зла
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"
- Меню в шапке
Опера «Хованщина» в Театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Осовременивание тут большому режиссеру Тителю просто не нужно, тогда как натурализм в современной опере дорог, чем вызывает недовольство директора театра, и непонятно, зачем нужен. Тегихованщина большой театр, хованщина большой театр 1979, хованщина либретто читать, казанова безруков спектакль длительность, большой театр арфа. На исторической сцене Большого театра покажут знаменитую оперу М. Мусоргского "Хованщина". На первый месяц лета 2022-го задумано осуществить премьеру оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского – произведения, крепко связанного с национальной историей.
Большой театр хованщина билеты
больше чем опера. Этой "народной музыкальной драмы", как определял жанр своего сочинения сам автор, не было в афише Большого театра 19 лет. После Петербурга опера поедет в Большой театр, где прозвучит с 13 по 17 марта. После Петербурга опера поедет в Большой театр, где прозвучит с 13 по 17 марта. Поэтому на сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь".