Новости крестятся с права на лево

Архиерей имеет право преподавать благословение сразу двумя руками. Я отношу себя к Православным, но если крещусь механически у меня получается с лева на право. Все православные крестятся справа налево, а энта наоборот. И кто же тебя, девочка, по-басурмански креститься учил?

Перуница - СПРАВА НА ЛЕВО ИЛИ СЛЕВА НАПРАВО. КАК ОСЕнЯЛИ СЕБЯ СТАРООБРЯДЦЫ

Четыре спички, образующие ту часть ручку ключа, нужно переместить на стержень ключа, так чтобы 3 квадрата были выложены в ряд. Чтобы получить ровно три квадрата в этой задаче необходимо переместить 2 нижних вертикальных спички вправо и влево соответственно, чтобы они замыкали боковые квадраты. А нижней центральной горизонтальной спичкой нужно замкнуть верхний квадрат. Нужно передвинуть две спички так, чтобы вишня оказалась за пределами бокала. Разрешается менять положение бокала в пространстве, однако его форма должна оставаться неизменной. Решение этой достаточно известной логической задачи с 4 спичками основывается на том, что мы меняем положение бокала, переворачивая его. Самая левая спичка уходит вправо вниз, а горизонтальная — перемещается правее на половину своей длины. Уберите 8 спичек, не трогая остальных, чтобы осталось всего лишь 2 квадрата. Для этой задачи я нашел 2 способа решения.

Убрать спички так, чтобы остался только самый большой квадрат, образованный крайними спичками и самый маленький квадрат в центре, состоящий из четырех спичек. Также оставить самый большой квадрат из 12 спичек, а также квадрат 2 на 2 спички. У последнего квадрата 2 стороны должны образовываться спичками большой квадрата, а 2 другие стороны должны быть в центре. Берем 2 любые спички, образующие угол самого большого внешнего квадрата и кладем их крест-накрест друг на друга в один из маленьких квадратов. Так мы получаем 3 квадрата 1 на 1 спичку и 4 квадрата со сторонами длиной в половину спички. Нам нужно избавиться от креста в середине. Берем нижнюю спичку креста, так чтобы она подняла и верхнюю одновременно. Поворачиваем крест на 45 градусов, так чтобы он образовывал в центре домика не треугольники, а квадраты.

Соблюдайте следующие условия: квадраты и прямоугольники одинакового размера, но быть связанными им не обязательно. Переложите две спички из среднего квадрата на пустые места в верхнем и нижнем ряду. Сделайте из длинного древка стрелы два коротких, переложив одну спичку вбок. Наконечник стрелы сместите так, чтобы получилось два треугольника. Советские дворники любили постоять, опершись на метлу ОТГАДКА Первый такой механизм был изготовлен испанскими механиками по заданию святейшей инквизиции, и не один грешник испытывал на себе его действие. Дожил он почти в неизмененном виде до наших дней, и все вы наверняка испытывали его действие и на себе. Что это за механизм? Он правил Англией с 1820 по 1830 гг.

Он был не сильно знаменит, но именно ему принадлежит нововведение в обуви. Его сапоги отличались от других. Мы пользуемся его изобретением и сейчас, но в то время оно было очень необычным. Что он изобрел? Он изобрел правый и левый сапог. Египтянам это было привычно издавна. У римлян это вошло в употребление на заре Империи, причем имперские модницы обожали получать это из Германии. Какая его характерная черта этому способствовала?

Причина — неосторожное обращение грузчиков, несмотря на предупреждающие надписи на таре. После срочных действий фирмы бой уменьшился в несколько раз. Какие это были действия? Что в нем особенного? Однако нитки и иголка потребовались раньше, прежде чем художник начал свою работу. С одеждой герцога все было в порядке, так зачем же понадобились нитка и иголка? Джеймс, герцог Монмутский, был обезглавлен 15 июля 1685 года, после поражения в битве у Сейджмура, что прекратило его посягательства на трон короля Джеймся II. После казни было решено написать портрет несчастного.

Однажды в 1746 году он приказал принести немного еды и питья, хотя не был голоден и не испытывал жажды. То, что он просил, найти не удалось, и ему предложили виски и овсяное печенье.

Мощи преподобного Илии Муромца в Киево-Печерской лавре Двуперстие при совершении крестного знамения, по мнению русских исследователей XIX — начала XX века, закрепляется после Четвёртого Вселенского собора V век , когда был выражен догмат о двух природах во Христе, — в качестве контраргумента против монофизитства , хотя прямых подтверждений этой точки зрения нет [1]. В 893 году двоеперстие впервые упоминается в письменных источниках: оно было в употреблении у православных и у несториан [24]. То, что принятым перстосложением у православных греков было двоеперстие, явствует из ряда источников: свидетельство несторианского митрополита Дамаска Илии Гевери 893—905 ; прения на соборе 1029 года патриарха Алексия Студита с яковитским патриархом Иоанном VIII Абдоном; сочинения Петра Дамаскина около 1157 года , прения с армянами учёного греческого монаха Феориана, посланного для этой цели императором Мануилом Комнином в 1172 году [25]. В конце X века киевский князь Владимир при Крещении Руси принял двоеперстие, которое в то время было в общем употреблении у греков [26]. В изданиях Киевской митрополии XVI-1-й половины XVII веков «Максима инока, како подобает знаменоватися крестным знамением» 1584 , «Азбука» 1596 , «Книга о образех» 1602 , «Книга о вере» 1620 и другие также содержатся статьи посвящённые двоеперстию [37]. Двуперстие было официально осуждено в Русской церкви на Московском соборе в 1656 году.

Санкт-Петербург Священник Листовой рассказал, необходимо ли креститься возле храма Священник Василий Листовой рассказал, необходимо ли креститься, если перемещаешься возле храма. Точный ответ на этот вопрос дать достаточно сложно. Всё зависит от обстоятельств. Церковь не обязует прихожан совершать подобные действия. Источник изображения: flickr.

Она позволяет им испытать глубокое восприятие и понимание сакральности этого священного обряда. Важно отметить, что традиция крещения с лева на право является одной из многих Православной Церкви и не является обязательной для всех христиан. Применение двух различных методов крещения в современном обряде В первом случае, когда крестятся с право на лево, священнослужитель делает знак креста на правом плече крещаемого, затем на левом плече. Такой метод является более традиционным и широко распространенным в православных церквях. Второй метод — крещение с лево на право — стал более распространенным в последние годы.

При этом священнослужитель делает знак креста на левом плече крещаемого, затем на правом. Этот метод обусловлен удобством и практичностью для священника, поскольку большинство людей справшивают знак креста с левого плеча на правое.

Старообрядческое крестное знамение

Словарь, СПб. Сойкина, б. Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» около 211 г. Вначале христиане крестились одним перстом, подчеркивая этим веру в единого Бога — в противовес языческому многобожию.

Монастыри по своей сути были самодостаточными, то есть практически все, что было необходимо для жизни монахов производилось на территории монастыря. Задание 3. Допишите фразу. Задание 4. Задание 5. Сделайте выводы.

Православная Церковь Католическая Церковь Сходства Основой всей жизни является Иисус Христос; верующие стремятся жить по заповедям Христовым; исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в трех лицах — Отца, Сына и Духа Святого; признают авторитет Священного Писания; имеют ряд общих святых; имеют общее представление о семье, праве на жизнь. Различия Для единства церкви достаточно разделять одну веру и таинства. Главенство Папы римского не признается.

Вот ещё очень трогательная интерпретация — со старательно выписанным кухонным ножом и морковочками: Везде в центре композиции — дуб. Ну, а шатёр пастуха-кочевника Авраама видоизменился сообразно более поздним представлениям о достойном праотца жилище. Сравним с классической иконой Рублёва: 1. Гора о ней речь пойдёт ниже Здесь мы видим и Авраамов дуб в центре композиции, и Авраамово жилище каменный дом с колоннами слева — но не видим самих Авраама и Сарры. Потому что теперь это другая история. Не о возникновении иудейского народа — как в сюжете "Гостеприимство Авраама".

О другом. О чём? Мир снова погрузился во тьму — снова воцарились алчность, зависть, похоть, насилие. Прежде в таких случаях ветхозаветный Бог уничтожал погрязших во грехе людей Всемирный Потоп; Содом и Гоморра. Помогало не надолго. Что делать на этот раз? Предвидение великого и страшного будущего происходит на иконе "Троица". Бог-отец, Дух Святой и Христос словно ведут беззвучную беседу, решая, как по-новому, не уничтожая людей, искупить грехи человеческие? Бог Отец и Святой Дух обращаются к Христу с немым вопросом.

Вот почему чаша на новозаветной "Троице" — не просто посуда, из которой ели усталые путники, гости Авраама. Это символ самопожертвования Христа, перекликающийся с молением о чаше в Гефсиманском саду "Отче Мой! Вот почему на некоторых иконах у жертвенного тельца человеческое лицо. Вы спросите — а кто есть кто на иконе? Существуют разные интерпретации расположения фигур. Согласно наиболее распространённой, в центре Христос христиане считают Христа главным воплощением Триединого Бога , слева Отец, справа Святой Дух. Существуют также интерпретации, помещающие Сына справа, а Святого Духа посередине и наоборот. Остался "неразгаданным" последний символ на иконе Рублёва — гора в верхнем левом углу. Дело в том, что явления Бога и божественной сути Христа людям всегда происходили на какой-либо возвышенности.

В двоеперстии два пальца являются символическим выражением догмата Халкидонского собора изображают две природы Иисуса Христа. Средний и указательный пальцы остаются выпрямленными и соединёнными между собой, при этом указательный совсем держится прямо, а средний слегка согнут по отношению к указательному, что символизирует две природы в Иисусе Христе — божественную и человеческую [17] , причём согнутый средний палец указывает на умаление кенозис божественной природы во Христе. Максим Грек писал в «Слове о крестном знамении, имже мы знаменуемся»: «Протяжением же долгаго и средняго, сшедшася два естества в Христе, сиречь, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога, и совершена человека во двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго. Положением же перст на челе, исповедуем два некая сия, яко от Бога и Отца родися, яко же и наше слово от ума происходит, и яко свыше сниде по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сниде. А положением перстей еже на пупе, снитие его еже на земли, еже во Пречистей утробе Богоматере безсменно зачатие его, и девятомесячное обитание вселение, явственне возвещаем. А обвожением еже оттуду всея руки на десную и на левую страну, ясне образуем хотящии изнестися горький ответ он от праведных, стоящих одесную Судии, на нечестивых и грешных, по Спасову Божественному гласу, глаголющу к противящымся и непокаряющымся июдеом.

Что будет, если перекреститься в обратную сторону | Кириллица

Православные крестятся справа налево, - так же тихо шепнула ей Вера. Исторически сложилась так, что католики совершают крестное знамение слева направо, в отличие от православных, которые крестятся справа налево. Крестят так, как крестят себя, никаких изменений и зеркального отражения. Крестятся сами справа налево и других также крестят.

Перуница - СПРАВА НА ЛЕВО ИЛИ СЛЕВА НАПРАВО. КАК ОСЕнЯЛИ СЕБЯ СТАРООБРЯДЦЫ

Сочетания клавиш для работы с текстом.

Обсудить Редактировать статью Крестное знамение — основной ритуал в христианстве, осуществляемый всеми как церковнослужителями, так и прихожанами храмов. Казалось бы, что ритуал, свойственный христианству в целом, не должен отличаться в разных уголках мира.

Однако исторически сложилось так, что крестные знамения у представителей различных конфессий не совсем одинаковы. Кто как крестится? Те, кто крестится слева направо, принадлежат к католической ветви христианства и прочим западным его направлениям, например, к протестантству.

Православные же или, как говорят на Западе, ортодоксальные традиции предписывают верующим и духовенству обратный порядок в совершении крестного знамения. То есть справа налево. Но так было далеко не всегда.

То, как крестятся католики сегодня, обусловлено актом от 1570 года, регламентирующим порядок совершения знамения. Автором документа стал понтифик Пий V. Акт не только закреплял направление совершаемого при знамении движения, но и касался других деталей.

После его вступления в силу католики стали теми, кто крестится слева направо и никак иначе. Помимо этого, им предписывалось совершать знамение только с открытой ладонью, не собирая кончиков пальцев вместе.

Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. При входе в храм и выходе из него, после молитвы, во время богослужения христиане совершают крестное знамение — движением руки воспроизводят крест. Обычно при этом соединяют три пальца — большой, указательный и средний, это — принятый у православных христиан способ перстосложения. Но он не единственный — и на протяжении многих столетий ведутся споры о том, как креститься правильно. На первый взгляд, проблема кажется надуманной, но в действительности за двоеперстием, троеперстием и другими способами перстосложения стоят, ни много ни мало, догмы христианства. Что символизирует положение пальцев при крестном знамении и почему все-таки вопросы двоеперстия и троеперстия стали в свое время камнем преткновения?

Крестное знамение двумя перстами Крестное знамение связано с главным символом христианства Крест — символ, который находится в самом центре христианской философии, а потому и ритуалы, касающиеся креста, имеют огромное значение для верующих. Считается, что обычай осенять себя крестным знамением ведет свою историю еще с апостольских времен, то есть зародился он на самой заре христианства. Никаких документальных подтверждений этому нет, но по косвенным свидетельствам можно предположить, что в первые века новой эры было принято изображать движением руки крест на отдельных частях тела — на челе, на устах, на очах и т. Христос Пантократор, икона VI в. Пальцы изображены сложенными двуперстно Большой крест, когда пальцы касаются лба, затем живота, потом правого и левого плеча, стали применять не раньше IX века. Крестились двумя пальцами, вытянутым указательным и чуть согнутым средним, остальные пальцы оставались в согнутом положении.

Как у тебя вообще язык повернулся назвать церковные и духовные обычаии, которые люди сохраняют веками "бредом"? Даже я, окончивший духовную семинарию и помазанный архиепископом, но отрекшийся от церковного лика в связи с желанием поступить в аспирантуру и поддаться в науку, не позволяю себе так отзываться. В этом и вся сущность тебе подобных верующих, у которых религия - это в первую очередь понт, а поход в храм - показуха.

Ответить Мария Мария 06. Я не умоляю ваших достоинств.

Крестное знамение в православии: ответы на вопросы

Бедный папа читает мне бывало свою Хаггаду[468] справа налево, водит пальцем по строчкам, Пессах. Главная» Новости» Зачем перекрещивают в спину. Бедный папа читает мне бывало свою Хаггаду[468] справа налево, водит пальцем по строчкам, Пессах. В одних крестятся справа налево, в других — слева направо, отличается также положение ладони Старообрядцы складывают вместе указательный и средний палец, оставляя их прямыми, а остальные — прижимают к ладони. в новостях было высказывание Бесчастных: "Мы будем играть лучше, когда травка подрастет!". О том, как крестятся православные, старообрядцы (староверы) и католики, что означает крестное знамение и о многом другом расскажет эта статья.

Как крестятся католики, православные, старообрядцы.

Сочетания клавиш в Word По этой причине крестное знамение справа налево расценивается как победа божественного начала над дьявольским.
Что будет, если перекреститься в обратную сторону | Кириллица | Главная» Новости» Как крестят уходящего человека в спину.
Как у христиан изменялись правила крестного знамения и почему это вызывало столько проблем Бедный папа читает мне бывало свою Хаггаду[468] справа налево, водит пальцем по строчкам, Пессах.
Таблица сочетаний клавиш для быстрых команд - "горячие" клавиши для управления Почему православные христиане крестятся справа налево При наложении на лоб, освящаются мысли, на живот — внутренние желания.
Старообрядческое крестное знамение Копырин крутанул налево, в Варсонофьевский переулок, выскочил на улицу Дзержинского — и прямо перед нашим носом промчался с гулом «студебеккер» с погашенными огнями.

«Партизанка Лара»

На Ближнем Востоке читают справа налево. Сбрызгаешь этой водичкой, крестишь скотинку, весь дом да кругом. Вторая жизнь Арсения Коренева читать онлайн. Убелённый сединами доктор медицинских наук Арсений Ильич Коренев и не подозревал, что вечерняя прогулка по предновогодней аллее может для него обернуться. Копырин крутанул налево, в Варсонофьевский переулок, выскочил на улицу Дзержинского — и прямо перед нашим носом промчался с гулом «студебеккер» с погашенными огнями. Халат, повязка с флагом, крестится.

Как правильно креститься православным христианам?

Богослов II в. А свт. Кирилл Иерусалимский указывал на его благодатную силу, страшного нечистым духам: «… Это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов, потому что посредством оного победил Он их, изведши в позор со дерзновением. Когда увидят они крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона». Сведений о том, каким именно образом совершалось знамение, сохранилось немного. Полагают, что первоначально его чаще всего изображали только на челе. Иоанн Златоуст советовал осенять область сердца во время нахождения помыслов, обиды на людей, вспоминая при этом о Распятии Христовом. Он от своего опыта свидетельствовал, что буря помыслов тут же прекратится. Исповедание веры Таким образом стали понимать знамение c IV в. Именно тогда знамение становится исповеданием, а значение начинает иметь даже простое сложение перстов, над которым верующие ранее не слишком задумывались: так, к IX в.

Варианты крестного знамения в христианской традиции А вот христианский Запад, менее подверженный еретическим бурям, долгое время сохранял большое разнообразие форм знамения — здесь было, видимо, древнейшее единоперстие указательным или большим пальцем , двоеперстие, троеперстие, а также осенение себя всеми пятью перстами — именно оно утвердилось впоследствии как общепринятое. Это — символ пяти язв на Теле Распятого Господа. История крестного знамения в Русской Православной Церкви Ко времени прихода христианства на русские земли на Востоке уже утвердилось представление о знамении Креста как прежде всего исповедании веры. Так восприняла его и Русь. Полагают, что по крайней мере до XVI в. Только в 1551 г. Стоглавый собор утвердил двоеперстие как единственно возможное.

Обычно при этом соединяют три пальца — большой, указательный и средний, это — принятый у православных христиан способ перстосложения. Но он не единственный — и на протяжении многих столетий ведутся споры о том, как креститься правильно. На первый взгляд, проблема кажется надуманной, но в действительности за двоеперстием, троеперстием и другими способами перстосложения стоят, ни много ни мало, догмы христианства. Что символизирует положение пальцев при крестном знамении и почему все-таки вопросы двоеперстия и троеперстия стали в свое время камнем преткновения? Крестное знамение двумя перстами Крестное знамение связано с главным символом христианства Крест — символ, который находится в самом центре христианской философии, а потому и ритуалы, касающиеся креста, имеют огромное значение для верующих. Считается, что обычай осенять себя крестным знамением ведет свою историю еще с апостольских времен, то есть зародился он на самой заре христианства. Никаких документальных подтверждений этому нет, но по косвенным свидетельствам можно предположить, что в первые века новой эры было принято изображать движением руки крест на отдельных частях тела — на челе, на устах, на очах и т. Христос Пантократор, икона VI в. Пальцы изображены сложенными двуперстно Большой крест, когда пальцы касаются лба, затем живота, потом правого и левого плеча, стали применять не раньше IX века. Крестились двумя пальцами, вытянутым указательным и чуть согнутым средним, остальные пальцы оставались в согнутом положении. Таким образом подчеркивалась двойная природа Христа — человеческая и божественная. Это положение было закреплено Четвертым Вселенским собором в V веке. Двоеперстие как способ складывать пальцы при осуществлении христианских обрядов можно увидеть уже на мозаиках римских храмов.

Вдруг позади себя я услышал шаги и резво развернулся. Мужчина, лет так под пятьдесят, одетый, словно русский богатый крестьянин на праздник: белая богато вышитая рубаха с красным поясом, синие с отливом штаны, и черные начищенные сапоги. Встаю и замираю, над головой у встречающего «висит» надпись в виде волнистой линии, насколько я помню, называемой тильдой, и имени «Янирен». Всё, однозначно игра. Награда: опыт, таланты. Вот так, коротко и непонятно. И без моего согласия на принятие задания, чуть позже дошло до меня. Он ведёт меня к чистой и опрятной деревушке, опоясанной частоколом из заострённых сверху брёвен, каковой в реальном мире, наверно, нигде и нет. На ближней к нам окраине лежит здоровущий плоский камень, на котором выбиты концентрические круги. Как только я наступаю на камень, негромко играют трубы, и сообщение, появившееся «прямо в воздухе» перед глазами, информирует меня: Вы выполнили задание «Странник».

В вечерние часы Койяк позвал и сказал нам: "Господин король написал хорошие слова моему господину, но среди них есть некоторые трудноисполнимые, касательно которых он не смеет ничего сделать без совета своего отца; поэтому вам надлежит отправиться к его отцу. И две повозки, которые вы привезли вчера с облачениями и книгами, вы оставите мне, так как господин мой желает тщательно рассмотреть это". Я сказал ему, что этого никоим образом не может быть, но мы оставим ему все. Тогда он спросил, желаем ли мы остаться надолго в этой земле. Я сказал: "Если вы хорошо поняли грамоту господина короля, то можете знать, что это так". Тогда он сказал, что нам надлежит быть очень терпеливыми и смиренными. Так расстались мы с ним в тот вечер. На следующее утро он прислал одного несторианского священника за повозками, и мы привезли все четыре. Этот же священник отнял их у нас силой, говоря: "Как, ты принес их Сартаху, а теперь хочешь отнести Бату! Тогда мне необходимо было запастись терпением, так как доступ к Сартаху нам был прегражден, и не было никого, кто мог бы оказать нам правосудие. Я боялся также и насчет толмача, не передал ли он чего-нибудь иначе, чем я сказал ему, так как он очень желал, чтобы я отдал все в подарок. Единственным утешением мне служило то, что, предчувствуя их алчность, я извлек из книг Библию, правила и другие книги, которые я больше любил. Псалтырь госпожи королевы я не посмел извлечь, так как он был слишком заметен по своим золоченым картинкам. Таким образом, стало быть, вернулись мы с двумя оставшимися повозками в свое помещение. Затем пришел тот, кто должен был провожать нас к Бату, и выразил желание пуститься в путь немедленно. Я ему сказал, что ни под каким видом не возьму повозку; он доложил это Койяку. Тогда Койяк распорядился оставить их у него, но уже с нашим служителем, что мы и сделали. Таким образом, стало быть, мы направились к Бату, держа путь прямо на восток, и на третий день добрались до Этилии; увидев ее воды, я удивился, откуда с севера могло спуститься столько воды. Ибо Татары были другим народом, о котором я узнал следующее. Происхождение Чингиса и Татар Именно, в то время, когда Франки взяли Антиохию, единовластие в упомянутых северных странах принадлежало одному лицу, по имени Кон-хан. Всех прорицателей они называют хан. Отсюда их государи называются хан, так как в их власти находится управление народом путем прорицания. Поэтому в истории Антиохии читаем, что Турки послали за помощью против Франков к королю Кон-хану. Ибо из этих стран явились все Турки. Этот Кон был Каракатай. И это они говорят для различения их от Катаев, живущих на востоке над океаном, о которых я скажу вам впоследствии. Эти Катаи жили на неких горах, через которые я переправлялся, а на одной равнине между этих гор жил некий несторианин пастух pastor , человек могущественный и владычествующий над народом, именуемым Найман Naiman и принадлежавшим к христианам-несторианам. Именно так поступают несториане, прибывающие из тех стран: именно из ничего они создают большие разговоры, поэтому они распространили и про Сартаха, будто он христианин; то же говорили они про Мангу-хана и про Кен-хана и потому только, что те оказывают христианам большее уважение, чем другим народам; и однако на самом деле они не христиане. Таким-то образом распространилась громкая слава и об упомянутом короле Иоанне; и я проехал по его пастбищам; никто не знал ничего о нем, кроме немногих несториан. На его пастбищах живет Кен-хан, при дворе которого был брат Андрей, и я также проезжал той дорогой при возвращении. У этого Иоанна был брат, также могущественный пастух, по имени Унк; он жил за горами Каракатаев, на три недели пути от своего брата, и был властелином некоего городка, по имени Каракарум; под его властью находился народ, именовавшийся Крит и Меркит и принадлежавший к христианам-несторианам. А сам властелин их, оставив почитание Христа, следовал идолам, имея при себе идольских жрецов, которые все принадлежат к вызывателям демонов и к колдунам. За его пастбищами, в расстоянии на 10 или 15 дневных переходов, были пастбища Моалов; это были очень бедные люди, без главы и без закона, за исключением веры в колдовство и прорицания, чему преданы все в тех странах. И рядом с Моалами были другие бедняки, по имени Тартары Тarcar. Король Иоанн умер без наследника, и брат его Унк обогатился и приказывал именовать себя ханом; крупные и мелкие стада его ходили до пределов Моалов. В то время в народе Моалов был некий ремесленник Чингис; он воровал, что мог, из животных Унк-хана, так что пастухи Унка пожаловались своему господину. Тогда тот собрал войско и поехал в землю Моалов, ища самого Чингиса, а тот убежал к Татарам и там спрятался. Тогда Унк, взяв добычу от Моалов и от Татар, вернулся. Тогда Чингис обратился к Татарам и Моалам со следующими словами: "Так как у нас нет вождя, наши соседи теснят нас". И Татары, и Моалы сделали его вождем и главою. Тогда, собрав тайком войско, он ринулся на самого Унка и победил его; тот убежал в Катайю. Там попала в плен его дочь, которую Чингис отдал в жены одному из своих сыновей; от него зачала она ныне царствующего Мангу. Затем Чингис повсюду посылал вперед Татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: "Вот идут Татары". Но в недавних частых войнах почти все они были перебиты. Отсюда упомянутые Моалы ныне хотят уничтожить это название и возвысить свое. Та земля, в которой они были сперва и где находится еще двор Чингис-хана, называется Онанкеруле. Знаю только, что христианином он не хочет называться, а скорее, как мне кажется, осмеивает христиан. Именно он живет на пути христиан, тo есть Русских, Валахов Blacorum , Булгаров Малой Булгарии, Солдайнов, Керкисов и Аланов, которые все проезжают через его область, когда едут ко двору отца его, привозя ему подарки; отсюда он тем более ценит христиан. Однако, если бы явились Саррацины и привезли больше, их отправили бы скорее. Он имеет также около себя священников несториан, которые ударяют в доску и поют свою службу. У Бату есть еще брат, по имени Берка Jerra , пастбища которого находятся в направлении к Железным Воротам, где лежит путь всех Саррацинов, едущих из Персии и из Турции; они, направляясь к Бату и проезжая через владения Берки, привозят ему дары. Берка выдает себя за Саррацина и не позволяет есть при своем дворе свиное мясо. Тогда, при нашем возвращении, Бату приказал ему, чтобы он передвинулся с того места за Этилию к востоку, не желая, чтобы послы Саррацинов проезжали через его владения, так как это казалось Бату убыточным. В те же четыре дня, когда мы были при дворе Сартаха, о нашей пище вовсе не заботились, кроме того, что раз дали нам немного кумысу. А на пути между ним и его отцом мы ощущали сильный страх: именно Русские, Венгры и Аланы, рабы их Татар? Днем они скрываются, а когда лошади их утомляются, они подбираются ночью к табунам лошадей на пастбищах, обменивают лошадей, а одну или двух уводят с собою, чтобы в случае нужды съесть. Наш проводник сильно боялся такой встречи. Во время этого пути мы умерли бы с голоду, если бы не взяли с собой немного сухарей. Итак мы добрались до Этилии, весьма большой реки. А Исидор называет его Каспийским морем. К югу от него находятся Каспийские горы и Персия, а к востоку горы Мулигек, то есть Человекоубийц Axasinorum , которые соприкасаются с Каспийскими горами, к северу же от него находится та пустыня, в которой ныне живут Татары. Прежде же там были некие Команы, называвшиеся Кангле. С этой-то стороны море принимает Этилию, которая летом увеличивается, как Египетский Нил. Стало быть, это море с трех сторон окружено горами, а с северной стороны к нему прилегает равнина. Исидор говорит про нее, что там водятся собаки такие большие и такие свирепые, что они хватают волов и умерщвляют львов. Это верно, судя по тому, что я узнал от рассказывавших, как там, в направлении к северу, собаки, в силу своей величины и крепости, тянут повозки, как быки. Итак в том месте, где мы остановились на берегу Этилии, есть новый поселок, который Татары устроили вперемешку из Русских и Саррацинов, перевозящих послов, как направляющихся ко двору Бату, так и возвращающихся оттуда, потому что Бату находится на другом берегу в восточном направлении, и он не проходит через это место, где мы остановились, когда поднимается летом, а он уже начинал спускаться. Именно с января до августа он сам и все другие поднимаются к холодным странам, а в августе начинают возвращаться. Итак, мы спустились на корабле от этого поселка до двора Бату, и от этого места до городов Великой Булгарии к северу считается пять дней пути. И я удивляюсь, какой дьявол занес сюда закон Магомета. Итак, когда я увидел двор Бату, я оробел, потому что собственно дома его казались как бы каким-то большим городом, протянувшимся в длину и отовсюду окруженным народами на расстоянии трех или четырех лье. И как в Израильском народе каждый знал, с какой стороны скинии должен он раскидывать палатки, так и они знают, с какого бока двора должны они размещаться, когда они снимают свои дома [с повозок]. Отсюда двор на их языке называется ордой, что значит середина, так как он всегда находится по середине их людей, за исключением того, что прямо к югу не помещается никто, так как с этой стороны отворяются ворота двора. Но справа и слева они располагаются, как хотят, насколько позволяет местность, лишь бы только не попасть прямо пред двором или напротив двора. Итак, нас отвели сперва к одному Саррацину, который не позаботился для нас ни о какой пище. На следующий день нас отвели ко двору, и Бату приказал раскинуть большую палатку, так как дом его не мог вместить столько мужчин и столько женщин, сколько их собралось. Наш проводник внушил нам, чтобы мы ничего не говорили, пока не прикажет Бату, а тогда говорили бы кратко. Он спросил также, отправляли ли вы к ним послов. Затем он отвел нас к шатру [павильону, papilionern], и мы получили внушение не касаться веревок палатки, которые они рассматривают как порог дома. Мы стояли там в нашем одеянии босиком с непокрытыми головами, представляя и в собственных глазах великое зрелище. Там был брат Иоанн де Поликарпо, но он переменил платье, чтобы не подвергнуться презрению, так как был послом Господина Папы. Тогда нас провели до середины палатки и не просили оказать какое-либо уважение преклонением колен, как обычно делают послы. Итак мы стояли перед ним столько времени, во сколько можно произнести "Помилуй мя, Боже", и все пребывали в глубочайшем безмолвии. Сам же он сидел на длинном троне, широком, как ложе, и целиком позолоченном; на трон этот поднимались по трем ступеням; рядом с Бату сидела одна госпожа. Скамья же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояла при входе в палатку. Итак Бату внимательно осмотрел нас, а мы его; и по росту, показалось мне, он похож на господина Жана де Бомон, да почиет в мире его душа. Лицо Бату было тогда покрыто красноватыми пятнами. Наконец он приказал нам говорить. Тогда наш проводник приказал нам преклонить колена и говорить. Я преклонил одно колено, как перед человеком. Тогда Бату сделал мне знак преклонить оба, что я и сделал, не желая спорить из-за этого. Тогда он приказал мне говорить, и я, вообразя, что молюсь Богу, так как преклонил оба колена, начал речь с молитвы, говоря: "Государь, мы молим Бога, от которого исходят все блага и который дал вам сии земные, чтобы после этого он даровал вам небесные, так как первые без последних ничтожны". Он внимательно выслушал, и я прибавил: "Знайте за верное, что не получите небесных благ, если не станете христианином. Ибо сказал Бог: "Кто уверует и крестится, спасен будет. Кто же не поверит, будет осужден". При этом слове он скромно улыбнулся, а другие Моалы начали хлопать в ладоши, осмеивая нас, и мой толмач оцепенел, так что надо было ободрить его, чтобы он не боялся. Он сам послал меня сюда к вам. Вы должны знать, по какой причине". Тогда он приказал мне встать и спросил об имени вашем, моем, моего товарища и толмача и приказал все записать; так как он знал, что вы вышли из вашей земли с войском, то спросил также, против кого ведете вы войну. Я ответил: "Против Саррацинов, оскорбляющих дом Божий в Иерусалиме". Он спросил также, отправляли ли вы когда-нибудь к нему послов. Тогда он приказал нам сесть и дать выпить молока; это они считают очень важным, когда кто-нибудь пьет с ним кумыс в его доме. И так как я, сидя, смотрел в землю, то он приказал мне поднять лицо, желая еще больше рассмотреть нас или, может быть, от суеверия, потому что они считают за дурное знамение или признак, или за дурное предзнаменование, когда кто-нибудь сидит перед ними, наклонив лицо, как бы печальный, особенно если он опирается на руку щекой или подбородком. Затем мы вышли, и спустя немного к нам пришел наш проводник и, отведя нас в назначенное помещение, сказал мне: "Господин король просит, чтобы ты остался в этой земле, а этого Бату не может сделать без ведома Мангу-хана. Отсюда следует, чтобы ты и твой толмач отправились к Мангу-хану; а твой товарищ и другой человек вернутся ко двору Сартаха, ожидая там, пока ты не вернешься". И я сказал, что не могу отправиться без товарища, прибавив, что мы очень нуждаемся в двух служителях, так как если кому случится захворать, то другой не может оставаться одиноким. Тогда он, вернувшись ко двору, передал эти слова Бату. Тогда тот приказал: "Пусть отправляются два священника и толмач, а причетник пусть вернется к Сартаху"! Проводник, вернувшись, сообщил нам это решение, а когда я хотел говорить в защиту причетника, чтобы тот ехал с нами, проводник сказал: "Не рассуждайте больше, так как Бату решил, и я не смею больше возвращаться ко двору". Из вашей благостыни у причетника Госсета было 26 иперперов, не больше; 10 из них он удержал для себя и для служителя, а 16 отдал Божьему человеку для нас, и так мы расстались друг с другом со слезами: он вернулся к Сартаху, а мы остались там. Меж тем нас отвели к другому хозяину, который должен был заботиться для нас о помещении, пище и конях. Но так как у нас не было, что дать ему, то он делал все плохо. И мы ехали с Бату, спускаясь возле Волги, в течение 5 недель. Иногда мой товарищ ощущал столь сильный голод, что говорил мне почти со слезами: "Мне кажется, что я никогда не получу есть". Рынок всегда следует за двором Бату, но этот базар был так далек от нас, что мы не могли пойти туда. Ибо нам приходилось, за недостатком лошадей, идти пешком. Наконец, нас нашли некие Венгры, которые некогда были причетниками; один из них умел еще многое петь наизусть, и другие Венгры считали его как бы за священника, призывая его для погребения умерших соотечественников; а другой был достаточно сведущ в грамматике, так как понимал все то, что мы говорили ему по буквам, но не умел отвечать; они доставили нам большое утешение, принося кумысу для питья, а иногда и мяса для еды. Они попросили у нас каких-нибудь книг, а у меня не было, что я мог бы дать, ибо у меня не было никаких книг, кроме Библии и служебника, поэтому я сильно опечалился. Затем я сказал им: "Принесите нам бумаги, и я напишу вам, пока мы будем здесь". Однажды днем к нам подошел некий Коман, сказавший нам привет латинской речью: "Здравствуйте, господа! Он сказал также, что Бату много спрашивал у него про нас и что он рассказал ему правила нашего ордена. Я видел Бату разъезжавшим с своим отрядом, и все главы семейств ездят с ним. По моему расчету, их было менее пятисот человек. Смотрите, сможете ли вы выдержать". Я ответил ему: "Надеюсь на милость Божию, что мы выдержим то, что могут выдерживать другие люди". Тогда он сказал: "Если не сможете выдержать, я оставлю вас на дороге". Я ответил ему: "Это было бы несправедливо, так как мы отправились не по своей воле, а только посланы вашим государем, поэтому с тех пор, как мы вам доверились, вы не должны нас покидать". Тогда он сказал: "Все будет хорошо". После этого он приказал нам показать ему все наши платья и, что ему казалось менее необходимым, велел оставить под охраной нашего хозяина. На следующий день каждому из нас принесли по овечьей шубе с длинной шерстью, штаны из того же меха, сапоги или полусапожки согласно их обычаю, а также войлочные башмаки и меховые шапки согласно их обычаю. На второй день после Воздвижения Святого Креста мы выехали, причем у нас троих было две вьючные лошади, и мы ехали, не переставая, в восточном направлении вплоть до дня праздника Всех Святых. И по всей той земле, и еще дальше жили Канглы, какие-то родственники Команов. К северу от нас была Великая Булгария, а к югу вышеупомянутое Каспийское море. От этой земли к востоку, по упомянутой северной стороне, нет более никакого города. И Исидор говорит, что на быстрых конях они переправились через преграды Александра, удерживавшие дикие народы скалами Кавказа, так что им платили дань вплоть до Египта. С ними боролись Валахи, Булгары и Вандалы. Ибо те Булгары, которые живут за Дунаем вблизи Константинополя, вышли из упомянутой Великой Булгарии. И вблизи Паскатир живут Иллак, что значит то же, что Блак, но Татары не умеют произносить Б; от них произошли те, кто живет в земле Ассана. Ибо обоих, как тех, так и этих, именуют Иллак. Язык Русских, Поляков, Чехов Boemorum и Славян один и тот же с языком Вандалов, отряд которых всех вместе был с Гуннами, а теперь по большей части с Татарами, которых Бог поднял из более отдаленных стран, не народ и племя несмысленное, по словам Господним: "Я вызову их, то есть не хранящих своего закона, чрез того, кто не народ, и раздражу их племенем несмысленным". Это исполняется буквально над всеми народами, не хранящими закона Христова. То, что я сказал о земле Паскатир, я знаю через братьев проповедников, которые ходили туда до прибытия Татар, и с того времени жители ее были покорены соседними Булгарами и Саррацинами, и многие из них стали Саррацинами. Другое можно узнать из летописей, так как известно, что области за Константинополем, именуемые ныне Булгарией, Валахией и Склавонией, были областями Греков. Венгрия таким образом была Паннонией. Итак, мы ехали через землю Кангле от праздника Святого Креста до праздника Всех Святых, причем почти всякий день, как я мог рассчитать, делали такое расстояние, как от Парижа до Орлеана, а иногда и больше, смотря по тому, какое у нас было количество лошадей. Именно иногда мы меняли лошадей дважды или трижды в день, а иногда ехали без перемены два или три дня, потому что не встречали народа, и тогда приходилось ехать медленнее. Из 20 или 30 лошадей у нас всегда были худшие, так как мы были чужестранцами. Ибо все, ехавшие раньше нас, брали лучших лошадей. Для меня всегда сохраняли крепкого коня, так как я был очень дороден, но я не смел предлагать вопрос о том, хорошо ли идет конь, или нет, не смел я также жаловаться, если он имел не рысистый шаг, но каждому надлежало терпеть свою участь. Пищу они дают только вечером. Утром дают что-нибудь выпить или проглотить пшена. Когда у нас было мясного супа досыта, мы отлично подкреплялись, и он казался мне весьма вкусным напитком и весьма питательным. В пятницу я пребывал в посте до ночи, не делая ни глотка, а затем мне надлежало с печалью и скорбью вкушать мясо. Иногда, когда мы попадали на ночлег с наступлением уже темноты, нам приходилось есть мясо полусваренное или почти сырое вследствие недостатка пищи для огня, так как тогда мы не могли набрать достаточно бычачьего или конского навозу. Другую пищу для огня мы находили редко, разве только кое-где какой-нибудь терновник. Также по берегам некоторых рек растут кое-где леса, но это бывает редко. Вначале наш проводник очень презирал нас и чувствовал отвращение, провожая столь низких людей. Впоследствии, однако, когда он начал нас лучше узнавать, он провожал нас через дворы богатых Моалов, и нам надлежало молиться за них. Поэтому, будь у меня хороший толмач, я имел бы удачный случай посеять много добра. У упомянутого Чингиса, первого хана, было четыре сына, от которых произошли многие; все они имеют теперь большие дворы и ежедневно множатся и распространяются по пустыне, обширной, как море. Итак, через владения многих из них вез нас наш проводник. И они удивлялись превыше меры, почему мы не хотели брать золото, серебро и драгоценные одежды. Они спрашивали также о великом Папе, так ли он стар, как они слышали. Именно они слышали, что ему пятьсот лет. Спрашивали они о наших землях, водится ли там много овец, быков и коней. О море-океане они не могли понять, что оно беспредельно или безбрежно. Накануне дня Всех Святых мы оставили дорогу на восток, так как Татары уже значительно спустились к югу, и направили, через какие-то горы, путь прямо на юг, в течение 8 дней подряд. На седьмой день к югу нам стали видны очень высокие горы, и мы въехали на равнину, которая орошалась, как сад, и нашли возделанные земли. Через неделю после праздника Всех Святых мы въехали в некий Саррацинский город, по имени Кинчат. Глава его выехал навстречу нашему проводнику с пивом и чашами. Ибо у них существует такой обычай, что изо всех городов, им подчиненных, послов Бату и Мангу-хана встречают с пищей и питьем. В то время там ходили по льду, и еще раньше, начиная с праздника святого Михаила, в степи стояли морозы. Я спросил о названии этой области; так как мы были уже на другой территории, они не умели мне сказать иначе, как по имени города, который был очень мал. И с гор спускалась большая река, которая орошала всю страну, так как они проводили от нее воду, куда им было угодно; эта река не впадала в какое-нибудь море, а поглощалась землею, образуя также много болот. Я видел там лозы и дважды пил вино. Тут также узнал я, что мы уже проехали вышеупомянутое море, в которое втекает Этилия. Я спросил также o городе Талас, в котором были Немцы, рабы Бури, про которых говорил брат Андрей и про которых я также много спрашивал при дворе Сартаха и Бату. Я не мог узнать ничего, кроме того, что Бури, господин их, был убит по такому случаю: он не имел хороших пастбищ и однажды, когда был пьян, стал так рассуждать со своими людьми: "Разве я не из рода Чингис-хана, как Бату а он был племянником или братом Бату? Почему и мне, как Бату, не идти на берег Этилии, чтобы там пасти стада? Тогда Бату написал его людям, чтобы они привели к нему господина их связанным, что те и сделали. Тогда Бату спросил у него, говорил ли он подобные речи, и тот сознался. Однако он извинился тем, что был пьян, так как они обычно прощают пьяных. И Бату ответил: "Как ты смел называть меня в своем опьянении? Когда я прибыл ко двору Мангу-хана, то узнал, что сам Мангу перевел их, с позволения Бату, к востоку на расстояние месяца пути от Таласа, в некий город, по имени Болат, где они копают золото и делают оружие; поэтому я не мог попасть в их страну в оба мои проезда, туда и обратно. Однако я проехал на пути туда довольно близко, может быть, всего на три дня пути, от этого города. Но я не знал этого, да и не мог также отклониться от дороги, если бы и хорошо знал ее. От упомянутого поселка мы направились к востоку прямо к вышеупомянутым горам, и с того времени мы въехали в среду людей Мангу-хана, которые везде пели и рукоплескали пред лицом нашего проводника, так как он был послом Бату. Этот почет они оказывают друг другу взаимно, так что люди Мангу принимают вышеупомянутым способом послов Бату и равным образом люди Бату послов Мангу-хана. Однако люди Бату стоят выше и не исполняют этого так тщательно. Через несколько дней после этого мы въехали в горы, на которых обычно живут Каракатаи, и нашли там большую реку, через которую нам надлежало переправиться на судне. После этого мы въехали в одну долину, где увидели какой-то разрушенный замок, стены которого были только из глины, и земля там была возделана. После этого мы нашли некий хороший город по имени Эквиус, в котором жили Саррацины, говорящие по-персидски, хотя они были очень далеко от Персии. На следующий день, переправившись через те горы, которые составляли отроги больших гор, находившихся к югу, мы въехали на очень красивую равнину, имеющую справа высокие горы, а слева некое море или озеро, тянущееся на 25 дней пути в окружности. И эта равнина вся прекрасно орошена стекающими с гор водами, которые все впадают в упомянутое море.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий