5 октября 2010 года председатель правительства РФ Владимир Путин подписал постановление об утверждении госпрограммы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы". Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации – документ, включающий в себя базовые сведения о сфере патриотического воспитания и его содержании. В рамках реализации федеральной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы, ожидается достижение значимых итогов, направленных на укрепление гражданской идентичности и патриотизма. В статье рассматриваются особенности государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания.
Концепция патриотического воспитания
патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а в 2015 г. утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Как сообщало ИА Регнум, работа по патриотическому воспитанию в российских школах и колледжах ведётся по национальному проекту «Образование». Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» реализуется в период с 2021 по 2024 годы. * Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы»; * Общеобразовательная программа МКОУ «Сангишинская ООШ»; 5. Содержание программы.
Патриотическое воспитание в России. Увеличение финансирования
Володин призвал повсеместно создать центры военно-патриотического воспитания | Концепция) - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. |
О разрушительном документе в сфере патриотического воспитания | Перспективы развития патриотического воспитания в РФ Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации является одним из основных направлений развития образования и культуры в стране. |
Концепция патриотического воспитания | Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию. |
Федеральный проект по патриотическому воспитанию школьников России | Проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в 2024 году власти планируют направить 45,85 млрд руб., в 2022 году на реализацию проекта было заложено почти 5 млрд руб. |
Новый подход к патриотическому воспитанию детей
Система патриотического воспитания складывается в совместной работе воспитателей и воспитанников на благо своего Отечества и через него — всего мира. Тем самым она практически раскрывает для юношества несостоятельность индивидуализма, наследуя и развивая исконную русскую традицию соборности как солидарного служения своему Отечеству сыновей и дочерей своей Родины-матери. Диалоги и дискуссии с юношеством, возникающие в ходе этой работы, проясняют для молодых умов диалектику понятия патриотизма и метод разумного разрешения его противоречий. Всеобщность патриотического воспитания и единство образовательного пространства Российской Федерации обеспечивают право каждого на патриотическое воспитание, в том числе предполагают вовлечение представителей подрастающего поколения с различными степенями инвалидности в полноценную гражданскую активность по принципу «Вместе со всеми». Ход и результаты реализации стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России требуют открытой, независимой и компетентной оценки качества патриотического воспитания на основании системного индекса его показателей. Стратегия патриотического воспитания включает три направления воспитательной работы, составляющие их стратегический комплекс. В каждое из направлений входят задачи и подзадачи, раскрывающие различные аспекты патриотизма. Первое направление воспитательной работы имеет своей целью воспитание любви к Родине-матери и Отечеству. Это основное направление патриотического воспитания содействует развитию сил и способностей юных граждан, благодаря которым они в будущем внесут посильный созидательный вклад в жизнь, развитие и процветание своей страны.
Главные задачи этого направления: а знакомство воспитанников с истинной историей Отечества, свободной от любого рода фальсификаций и предвзятых истолкований, сглаживающих её трагические противоречия; б освоение философски обоснованного образа будущего их Родины-матери. Это направление патриотического воспитания призвано помочь воспитаннику зажечь в своём духе активную, творческую любовь к Отечеству, умножающую его силы и развивающую его способности стать полезным себе и другим гражданином своей страны. Любовь к Отечеству требует также развития национального самосознания, которое подвигает воспитанника на самоотречение и проявляется в умении видеть недостатки своей Родины-матери, чтобы по мере сил содействовать их искоренению. В подзадачи этого направления входят глубокое изучение родного и русского языка, народного искусства, уяснение нравственных и религиозных источников воинской славы родного Отечества, изучение природы и обычаев своей малой родины, географии родной страны и мира. Стратегический смысл этого направления состоит в соединении личной жизни представителя подрастающего поколения с жизнью своего народа и родной страны. Второе направление воспитательной работы воспитывает любовь к другим народам и странам, чем помогает пробуждению у воспитанника того, что Ф. Достоевский в своей знаменитой речи об А. Пушкине назвал всемирной отзывчивостью духа.
Это направление помогает представителю подрастающего поколения осознать себя гражданином мира, «всечеловеком», и, таким образом, приобщиться к патриотической идее в её предельном развитии, когда от избытка деятельной любви к своему Отечеству она превосходит саму себя. Истинный патриотизм зиждется в такой же мере на любви человека к своей Родине, в какой и на вере, что благодаря Богу люди всех стран внутренне объединены высшей духовной связью, отчего в лице каждого человека неповторимым образом представлена идея всего человеческого рода. Решение задач этого направления содействует личному осмыслению молодыми людьми судеб особенных народов и всеобщего блага, выступающего целью мировой истории человечества. Третье направление воспитательной работы содействует идентификации в сознании воспитанника любви к Родине-матери и Отечеству со всеобщей любовью к человечеству. Решение задач этого направления помогает воспитаннику научиться любить свой народ и родную страну в их конкретном единстве со всеми другими народами и странами. К третьему направлению относится всё, что способствует деятельности представителя подрастающего поколения в интересах родной страны и мира в целом организация экологических акций, информационная политика, содействующая осмыслению истинного патриотизма, а также развитие созидательных способностей личности в спортивных секциях и научно-технических кружках, в драматическом, изобразительном, поэтическом и песенно-музыкальном искусстве, воспевающем высокий смысл и глубину национально-народной и мировой культуры. Кроме того, это направление патриотического воспитания стимулирует созидательные молодёжные инициативы, поддерживает детские и юношеские объединения социальной направленности, разработку и внедрение эффективных форм технологий социализации индивидов, их активного включения в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других задач страны. Возрастные этапы реализации Стратегии патриотического воспитания Реализация Стратегии патриотического воспитания предполагает непрерывный цикл образовательно-просветительской работы воспитателей всех возрастов.
На всех этапах взросления формирования личности человеческого индивида используются адекватные его возрасту формы, средства и приёмы достижения стратегической цели патриотического воспитания. Стратегия выделяет три этапа воспитания патриотического умонастроения личности гражданина сообразно возрастам индивида: 1. Этап детства человеческого индивида, длящегося весь дошкольный и начальный школьный периоды, когда самое активное участие в воспитательном процессе принимают члены семьи ребёнка, воспитатели в дошкольных учреждениях и учителя начальных классов школы. Этап отрочества, длящегося в период с пятого по восьмой класс средней школы, когда кроме семьи и школы активное участие в воспитательном процессе начинают принимать представители общества и государства, спортивных, туристических, военных, просветительских, художественных и религиозных организаций. Этап юности включает старшие классы средней школы, а также время среднего специального и высшего профессионального образования, когда воспитание индивида начинает сменяться его самообразованием. Способы реализации Стратегии на каждом из возрастных этапов воспитания На каждом из возрастных этапов реализации Стратегии её генеральная цель достигается соответствующими возрасту воспитанника тактическими средствами. На этапе детства эта цель реализуется в формах 1 семейного воспитания, обеспечиваемого взаимной любовью всех членов семьи, 2 дошкольного и 3 начального школьного воспитания. Содержанием этих форм является воспитание любви к флоре и фауне малой родины и уважения к другим людям, воспитание самообладания и ограничения своеволия, умения трудиться и любви к труду.
На этапе отрочества эта цель достигается путём сознательного приобщения воспитанника к родному языку как стихии выражения духа народа, к народным и национальным ремёслам, ознакомления его с природой, обществом и государством как закономерными и относительно автономными целыми. Первоначальное развитие у подростка экологического сознания, закладка основ морального самоопределения, художественного и религиозного духа воспитанника происходит именно в отрочестве, что требует от воспитанника основательного знакомства с художественной литературой на родном и русском языках в т. Это делает подростка способным смотреть на себя и других людей как участников истории своего народа, своей родной страны и мира, что способствует возникновению его сознательного стремления к их благу с той же энергией, с какой он инстинктивно стремится к собственному благу. На этапе юности эта цель реализуется в форме свободного утверждения в сознании воспитанника разумного принципа его нравственной жизни и доброй воли. Он создаёт для себя образ желаемого будущего себя самого и своей Родины-матери, ибо только такой образ может стать целью его активной созидательной деятельности на благо своего Отечества. Тогда же завершается становление национального самосознания личности, поскольку она постигает свою значимость в жизни своего народа и своей страны, а через них в жизни человеческого рода. Понятия общества и государства разделяются в её гражданском сознании, ибо в обществе господствуют особенные личные и корпоративные интересы, а государственной заботой выступает всеобщий интерес. Личность научается жить в своём государстве, уважая закон и содействуя осуществлению необходимых политических решений.
Как семейное воспитание делает человека способным к созданию новой семьи и воспитанию своих детей, так военно-патриотическое воспитание убеждает его в необходимости допризывной подготовки и военной службы, пока на планете не воцарится вечный мир между народами и государствами. Искусство, религия и философия завершают патриотическое воспитание человека, так как открывают перед ним на этом этапе действительно бесконечную перспективу развития субъективного и объективного национально-народного духа, тем самым вырабатывая у представителя подрастающего поколения личный иммунитет к любым эгоистическим иллюзиям и ложным формам патриотизма. Субъекты патриотического воспитания В процессе патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России осуществляется не субъект-объектная связь воспитателя с воспитанником, а отношение равноправных субъектов воспитания, поскольку такое их взаимодействие выражает принцип нравственной свободы личности и нацелено на воспитание у воспитанников разумного чувства любви к Родине-матери и Отечеству. Субъектами патриотического воспитания являются, с одной стороны, представители подрастающего поколения граждан России, а с другой — члены их семей, педагогические работники и общественные объединения, осуществляющие патриотическое воспитание, а также Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие государственное регулирование в сфере патриотического воспитания, представители философского и научного сообщества, занимающиеся исследованиями патриотизма и процесса его воспитания, федеральные и региональные законодательные органы, устанавливающие соответствующие законодательные нормы и разрабатывающие программы патриотического воспитания, трудовые, творческие и воинские коллективы, религиозные организации, национально-культурные сообщества и средства массовой информации. Отношения между субъектами патриотического воспитания складываются на основе федерального и регионального законодательства, образовательных программ по патриотическому воспитанию, программ просветительских занятий, патриотических программ для граждан России, проживающих за рубежом, уставов патриотических клубов по месту жительства, а также туристических, ремесленных, научных, творческих организаций и союзов. Полномочия органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере патриотического воспитания К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся: - определение основных направлений развития государственной политики по патриотическому воспитанию; - принятие законов и иных нормативных актов, регулирующих достижение цели патриотического воспитания; - обеспечение взаимодействия органов государственной власти в процессе реализации патриотического воспитания; - организация философского, научного, методического и информационного обеспечения для решения задач патриотического воспитания; - определение уполномоченного органа и государственных учреждений, ответственных за реализацию государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания. Общественные объединения граждан и некоммерческие организации вправе: - участвовать в мероприятиях по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания; - участвовать в разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и ведомственных целевых программ, предусматривающих мероприятия в сфере патриотического воспитания. Ожидаемые результаты и перспективы реализации Стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России Реализация Стратегии обеспечит: - привлечение внимания научно-педагогической общественности и широкой молодёжной аудитории к обсуждению патриотизма как одной из высших духовных ценностей, способной сплотить российское общество и объединить усилия его членов в созидательной деятельности на благо Отечества и всего человечества; - вовлечение представителей подрастающего поколения в общественное движение, насыщающее время и пространство их жизни активной и творческой деятельностью, в т.
Родина — определённое природное пространство рождения и определённое историческое время развития разумности духа всякого душевно здорового человеческого индивида и любого народа. Природа, душа и дух, если рассматривать их с классической философской точки зрения, суть различные формы реальности, чьё единое идейное содержание составляет вечное саморазвитие истины, выступающее логическим первоначалом и законом всех процессов развития Вселенной. Природа есть истина вне себя — в форме множества стихий, вещей и явлений, которые размещаются в пространстве и движутся в нём, изменяя своё место и состояние во времени согласно механическим, физическим, химическим и органическим законам. Душа человека есть, напротив, истина в себе — в форме её непосредственного тождества с собой и человеческим телом. Дух же как сама себя сознающая и разумно знающая истина образует всеобщую сущность человечности ментальности единичных человеческих индивидов и особенных народов. Поскольку эта сущность развивается во времени мировой истории человечества, базирующейся на отношении духа к природе, постольку родину можно также определить как прошлое и настоящее состояние духа людей и народов. Любовь к Родине — присущее всякому душевно здоровому человеку разумное чувство его единства с определённым природным пространством и определённым историческим временем своего рождения и духовного становления взросления. Это чувство интимной привязанности индивида к своим корням обычно зреет в его душе вместе с ним самим, а с помощью патриотического воспитания человека в детстве, отрочестве и юности оно становится его более или менее ясным сознанием своей нравственной принадлежности к определённой семье, к определённому народу, обществу и государству как уникальной части человеческого рода.
Патриотическое сознание индивида различает его малую и большую родину. В основе этих различных образов родины в сознании человека лежат не только её реальные географические размеры, но и тот идейный смысл, который её образы имеют для индивида сообразно меняющемуся масштабу его жизненного мира. То, что человек представлял себе как свою большую родину, с укрупнением этого масштаба становится его малой родиной, поскольку в горизонте его сознания она включается в более широкое природное пространство. Например, человек, родившийся и растущий в татарской семье из Набережных Челнов, постепенно осознаёт, что его отчий дом, находящийся в его родном городе, включён в республику татарского народа, с которым этот человек отождествляет себя, а её, в свою очередь, включает в себя Россия, состоящая из многих национально-народных республик и округов, а также краёв и областей, и, далее, что вся эта его страна, самая большая в мире, включена в евразийское пространство, которое есть лишь определённая часть Земли, населяемой мировым сообществом народов и государств, отчего он на деле есть не только уроженец своего города и своей республики, но, вместе с тем, гражданин своей страны, а через неё и гражданин мира. В перечисленных обстоятельствах детства, отрочества и юности индивида из этой особенной формы чувства любви с помощью патриотического воспитания развивается его правовое и нравственное сознание, которое ложится затем в основу его уникальной личности как гражданина своей страны и мира. Любовь к большой Родине — комплекс разумных чувств и сознательных убеждений, приобщающих единичное человеческое я к бытующим в его родной стране особенным правовым и нравственным представлениям о добре и зле как реальным определениям конкретно-всеобщего духовного идеала истинной справедливости. Человечество, или человеческий род — конкретно-всеобщее т. Несмотря на различие содержания правовых и нравственных представлений о добре и зле у различных народов, конкретно-всеобщее единство духовного идеала истинной справедливости, прокладывающее себе дорогу в мировой истории человечества, постепенно соединяет особенные народы, что служит основой их всё более дружелюбного общения между собой.
Все народы суть различные ветви генеалогического дерева человеческого рода, листьям на котором, сменяющим друг друга от поколения к поколению, можно уподобить людей. Как всеобщее тождество понятия человечества, так и его особенные национально-народные различия выражаются словом мы, например: «Мы — люди», «Мы — русские», «Мы — татары», «Мы — армяне», «Мы — немцы», «Мы — китайцы» и т. Местный локальный и гражданско-политический патриотизм. Между образами малой и большой родины у представителя подрастающего поколения может возникнуть противоречие. Большая Родина в детстве, отрочестве и юности человека может казаться ему чем-то абстрактным и идеальным, отличным от его малой родины как сравнительно узкого круга его реального природного окружения и общения с другими людьми, а потому может более или менее малой родины привлекать его. Развитие этого противоречия иногда даже вызывает у индивида чувство отчуждённости от той или другой своей родины, которое обычно исчезает по мере того, что современная философская мысль именует его социализацией — включением человека в более широкие гражданские, т. Поэтому, как правило из которого, конечно, бывают исключения , в ходе приобщения индивида к гражданским отношениям местный патриотизм не отмирает и не упраздняется, а благодаря разумному разрешению указанного противоречия образует основание для соединения в сознании человека локального и гражданско-политического патриотизма. Патриотическое сознание связывает между собою оба образа его родины и тем самым освобождает человека от частичности его восприятия мира, вызванной случайностью его рождения в определённом месте и времени, равно как в определённой национально-народной среде.
Так оно по необходимости обнаруживает для его духа единое разумное содержание этих различных форм любви к Родине-матери в целом. Любовь к Родине есть жертвенная любовь, которая обнаруживается не часто, но всегда одинаково — в виде самоотверженных действий её сыновей и дочерей во имя её спасения в случае войн и других катастроф. Формируясь в процессе взросления и социализации человеческого индивида а именно этот процесс позволяет подростку стать зрелой личностью, т. Отечество — будущее состояние духа человеческих индивидов и народов, причастных к единому целому своей малой и большой родины. Отечество представляет собой то, что индивиды могут и должны достичь в результате своего духовного саморазвития став, образно выражаясь, отцами самим себе , а народы обретают в ходе своего исторического становления действительными нациями. Поэтому Отечество как будущее Родины-матери индивидов и народов неразрывно связано с их и её прошлым и настоящим. Любовь к Отечеству — сознательное правовое и нравственное стремление индивида к благу своей Родины, его действительно свободная воля к достижению в ней конкретно-всеобщего духовного идеала истинной справедливости. Любовь к Отечеству есть мужественная, активная, творческая любовь, проявляющая себя, как и любовь к Родине-матери, преимущественно не на словах, а на деле.
Эта любовь направляет все способности и нравственную энергию личности, какого бы пола она ни была, на положительную деятельность, способствующую преодолению реальных недостатков его народа и родной страны, т. Из любви к Отечеству трудясь на благо Родины, человек преодолевает свою индивидуальную конечность и тем самым как гражданин достигает блаженства. Вместе с другими гражданами своей страны содействуя её благополучию, он обретает реальное бессмертие, ибо результаты его субъективных усилий навсегда остаются неважно, под его собственным именем или нет в памяти благодарного народа как пополняемом временем объективном духовном содержании народной жизни, история которого, из прошлого через настоящее устремлённая в будущее, формирует национальный характер этого народа. Иными словами, любовь к Отечеству есть любовь человека к разумным образом благоустроенному будущему его самого, его народа, его Родины-матери и через неё всего человеческого рода, так как это будущее, помимо других обстоятельств, зависит от того, каким станет этот человек — от того, насколько разумным он сам с помощью своих воспитателей сделает себя в духе своём. Патриотизм — сознательно-разумная любовь человека к своему Отечеству, вырастающая из его стихийно-разумного чувства любви к своей малой родине, поскольку эта родина вместе с его большой родиной входит в состав его Родины-матери и, стало быть, включена в его Отечество. Патриотизм сообщает моральным поступкам человека который в своём субъективном стремлении к счастью произвольно, т. Вместе с тем, патриотизм есть разумное разрешение противоречия между пассивной, жертвенной любовью человека к своей Родине и его активной, творческой любовью к своему Отечеству. За счёт этого противоречия между прошлым, настоящим и будущим состоянием духа индивидов и народов в т.
Именно её развитие в ходе поступательного всемирно-исторического шествия человеческого духа, обусловленного природными обстоятельствами, к его разумной и потому действительной свободе даёт необходимые каждому народу и всему человечеству реальные плоды. Понятие патриотизма включает в себя три смысловых момента, причём каждый из них содержит в себе два других, отчего их конкретное целое неразделимо на части. Первый, всеобщий момент понятия патриотизма выражает единство, которое духовно роднит всех душевно здоровых единичных индивидов как представителей человеческого рода, принадлежащих к различным особенным народам. Их духовное родство обеспечивает единая разумная природа нравственно-правовых чувств и убеждений, превосходящая половые, расовые, этнические, социальные, политические и все иные различия между людьми. Единство разумной природы этих чувств и убеждений побуждает людей хранить мир и дружбу с соседями, помогать ближним и защищать утеснённых, как бы далеко они не находились, т. Второй, особенный момент понятия патриотизма выражает духовное различие между единичными индивидами как представителями своих народов, принадлежащих к всеобщему единству человеческого рода. По этому моменту все душевно здоровые люди как субъекты моральных поступков сознательно включены в ту или иную объективную правовую и нравственную реальность, благодаря которой они родились и существуют в определённом природном пространстве и историческом времени. Вот почему Родина-мать осознаётся индивидами как их духовная принадлежность, прежде всего, к своей семье, а затем — к своему народу, обществу и государству, что подвигает людей сообща действовать на благо своего Отечества, а через него и всего человечества.
Третий, единичный момент понятия патриотизма выражается в многообразных явлениях всеобщей сущности патриотизма в особенных патриотических поступках людей. Только в необходимом единстве друг с другом эти различные моменты составляют конкретность понятия истинного патриотизма. Если же один из моментов понятия патриотизма нарушает идейную гармонию его моментов и по той или иной случайности начинает превалировать над другими, то возникает опасность впадения индивидуального и общественного сознания в абстрактные крайности квазипатриотического умонастроения, которое порождает ложный, или мнимый патриотизм. Преобладание всеобщего момента понятия патриотизма над его особенным и единичным моментами вызывает крайность абстрактного космополитизма. Захваченный этим умонастроением человек превратно мыслит себя ничем не обязанным своей родине, а потому при удобном случае покидает её и находит себе новую родину в той стране, где жизнь ему покажется лучше. Господство особенного момента понятия патриотизма над его всеобщим и единичным моментами вызывает крайность национализма, чреватого нацизмом. Националистическое умонастроение игнорирует конкретно-всеобщую природу человечности. Националист превозносит особенность своего народа и государства над особенностями других народов и государств, считая настоящими т.
Возникающий из национализма нацизм, культивируя представление о государстве титульного народа как крепости, осаждённой внешними и кишащей внутренними врагами, переходит к уничтожению инородцев в этом государстве, а также к завоеванию иных народов и государств. Выпячивание единичного момента понятия патриотизма за счёт его всеобщего и особенного моментов ведёт к крайностям квасного и казённого патриотизма. Если истинный патриот искренне содействует тому, чтобы его Родина-мать, преодолевая свои недостатки и тем самым умножая свои достоинства, неуклонно становилась всё лучше, то фальшивый пафос квасного патриота выражается в его заявлениях, что она изначально лучше всех иных государств и в развитии не нуждается. Казённый же патриот, находясь на государственном жаловании, ведёт патриотическую пропаганду и насаждает патриотизм лицемерно, исключительно по долгу службы. Такая «любовь» за деньги безнравственна не менее проституции и наносит максимальный вред патриотическому воспитанию подрастающего поколения, так как коррумпирует становящееся патриотическое сознание его представителей. Истинное патриотическое умонастроение навсегда приобщает индивида к его родной семье, народу, обществу и государству, а посредством них роднит его со всеми людьми и народами земного шара. Тем самым оно делает этого человека, по слову Ф. Достоевского из его знаменитой речи об А.
Пушкине, всечеловеком, т. Народ — историческая общность людей, непрерывно воспроизводящая себя природным и духовным способом. История духа каждого особенного народа выражается, прежде всего, в его родном языке, обычаях и нравах, а также в его искусстве, религии, общественном идеале и становящейся от эпохи к эпохе этой истории конституции его национально-народного государства. В ходе исторического развития разумности своего духа народ обретает сначала Родину-мать и только затем — своё Отечество, путь к которому лежит через патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое по достижении этим поколением духовной зрелости свободно возьмёт на себя заботу о будущем этого народа и через него — всего человеческого рода. Нация — внутренняя цель исторического развития духа народа, которая раскрывается в теоретически-разумном познании его роли в мировой истории человечества. Эта роль состоит в его солидарном с другими особенными народами практически-деятельном участии во всемирно-историческом процессе осуществления конкретно-всеобщего духовного идеала истинной справедливости. Национальная идентичность — исторический процесс достижения особенным народом указанной внутренней цели, который позволяет индивидам, отождествляющим себя с этим народом, сознательно отличать его от других народов, входящих в конкретно-всеобщее единство человечества, и выражать это необходимое различие словами мы и они.
ТАСС министр образования и науки региона Александр Аникеев, по усмотрению школ, исполнение может стать ежедневным или только во время общешкольных мероприятий.
Приказ о популяризации российского гимна был издан еще 30 января и направлен во все школы области. В нем четко прописаны правила использования государственной символики. В классах должны размещаться государственные символы - флаг, герб. С инициативой исполнения государственного гимна в образовательных учреждениях в начале 2015 года выступил врио губернатора Анатолий Артамонов, так как "песня, восхваляющая и прославляющая государство, повысит в учащихся чувство патриотизма". Другие инициативы 16 февраля 2001 года была принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. Проект программы был внесен в Государственную думу осенью 1998 года. Он был подготовлен Российским государственным военного историко-культурным центром при правительстве РФ. По словам руководителя центра, вице-адмирала Юрия Квятковского, "реализация программы по патриотическому воспитанию граждан РФ будет способствовать более быстрому формированию общенациональной идеи, которая должна стать государственной идеологией России".
В письме юнармейцам города Пятигорска Ставропольский край глава государства подчеркнул, что "возрождение традиций военно-патриотического воспитания молодых россиян в духе честного и самоотверженного служения Отечеству, бережное отношение к истории нашей страны, воинской славе отцов и дедов - первый и совершенно необходимый шаг к строительству обновленной, крепкой и стабильной России, мы должны хранить живую связь поколений". Это письмо стало ответом на посланный президенту юнармейцами Пятигорска некоторое время назад рапорт, в котором рассказывалось о конкретных делах юных патриотов. Путин: патриотическое воспитание должно возвращаться в школу 11 июля 2005 года председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление об утверждении государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы". Она была разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти российских регионов, научных и образовательных учреждений, общественных организаций объединений , творческих союзов и религиозных конфессий. По его мнению, применявшиеся до сих пор методы, когда молодежь заставляют и призывают в чем-то участвовать, должны остаться в прошлом.
Акцентируется усиление интереса государственной политики к выработке единого подхода к современному «национальному воспитательному идеалу». Ключевые слова: патриотическое воспитание, подрастающее поколение, правовая информация, Российская Федерация. Одной из актуальных проблем страны в настоящее время является обеспечение целостности и единства ее народов, сохранение традиционных и духовных ценностей общества. В нынешних условиях нестабильной политической обстановки в мире, попытке подмены истинных моральных ценностей, усилений пагубного влияния СМИ и Интернета на сознание подрастающего поколения остро встает вопрос формирования и воспитания достойного гражданина нашей страны. Основные направления в организации патриотического воспитания молодежи отражены в перечне документов и государственных программ, где патриотизм рассматривается как основа духовно-нравственного единства страны. Нормативные правовые акты и государственные программы затрагивают сферу физической культуры и спорта, молодежной, национальной, семейной политики, а также сферы образования. Основу нормативных правовых документов составляет Конституция РФ. Вней подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [1]. Также в ней отражены положения о государственных символах: гербе, флаге, гимне, долге и обязанности защиты своего Отечества.
Более всего из этих средств выделят «Движению первых» — 7 млрд руб. Они пойдут на мероприятия по вовлечению граждан и организаций «в систему патриотического воспитания детей и молодежи», еще 9,58 млрд руб. На конкурс «Большая перемена» выделят 1,32 млрд, а на «Юнармию» — 270 млн. Еще 2 млрд руб.
Патриотическое воспитание в России. Увеличение финансирования
По итогам заседания члены Ассоциации приняли решение – инициировать разработку проекта федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» и внести его на рассмотрение в Государственную Думу. Главная» Новости» Федерального проекта патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2021 2024. Новая Концепция патриотического воспитания заменяет Концепцию патриотического воспитания граждан РФ 2003 года Действовавшая до настоящего времени Концепция нуждается в пересмотре по следующим позициям.
Методические рекомендации «Основы патриотическое воспитания граждан Российской Федерации
Вместе с тем, как непреложное правило подразумевалось, что каждый офицер будет являть собой яркий пример патриотизма. Так, П. Румянцев выделял в воспитании личного состава два элемента — моральный и физический. При этом на первое место он ставил моральный элемент, главной составляющей которого, по его мнению, была любовь и преданность своей Родине. Наиболее ярко и полно патриотическая идея воплотились в деятельности А. Суворова, Ф. Ушакова, М. Кутузова и М. Вместе с практикой реализации патриотического умонастроения развивалось и теоретическое осмысление патриотизма. Идейное содержание его понятия разрабатывалось русскими философами и учёными, деятелями искусства и религии с учётом достоинств и недостатков того, что давали зарубежные мыслители и художники.
Раскрытию этого содержания способствовал А. Радищев, утверждавший, что не все рождённые в Отечестве достойны почетного наименования гражданин. Чаадаев подчеркнул в своих «Философических письмах» имманентную противоречивость патриотического умонастроения, сочетающего любовь к Отечеству с ненавистью к недостаткам Родины-матери. Салтыков-Щедрин полагал, что только образованный человек способен постичь истинное понятие патриотизма. Понимание патриотизма, предложенное Н. Чернышевским, учитывало собственную выгоду личности от следования его приниципам. Нетленными памятниками патриотического воспитания юношества являются литературные произведения А. Пушкина, Н. Гоголя, М.
Лермонтова, Ф. Достоевского и А. Многие положения, сформулированные в работах русских философов В. Соловьёва, И. Ильина, С. Франка, Н. Бердяева, могут быть сегодня успешно использованы в патриотической работе. В последние сто лет существования Российской Империи сложилась известная патриотическая триада, выраженная формулой «За веру, царя и Отечество». Она нацеливала гражданское сознание на сохранение единой и неделимой Святой Руси — хранительницы истинно православной веры, а также на поддержание статуса России как мощной военной державы, задающей политические установки и участвующей в принятии мировых решений.
В советский период истории нашего государства формируется новая концепция и практика патриотического воспитания подрастающего поколения. Коммунисты усмотрели в новом патриотизме, питаемом революцией, не только духовный щит социалистического Отечества, но и одно из орудий реализации коммунистического идеала в нашей стране и во всём мире. Эта организация нашла новые формы массового обучения населения военному делу, а с помощью прессы, комсомола, пионерии и спортивных организаций вовлекла в свои ряды значительную часть молодёжи. Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения советских граждан внесли кино и литература. За короткий срок патриотическое воспитание в СССР достигло небывалых успехов. Сформированный в советских условиях патриотизм раскрыл свой благотворный потенциал в годы Великой Отечественной войны. В немалой степени именно на нём основывались невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, причём и в тот тяжелейший период патриотическое воспитание продолжало развиваться. Изменились государственная политика в отношении к религии, понятие «советский народ» стало трактоваться иначе: как социальная общность людей, основанная на содружестве всех наций и народов единой страны, участвующих в достижении общей победы. Именно в дни войны А.
Лосев написал своё фундаментальное произведение «Жизнь», посвящённое патриотизму как любви к Родине-матери — жертвенной любви, которая делает служение ей смыслом человеческой жизни и подвигает людей на самоотречение. Своего пика советский патриотизм достиг при восстановлении разрушенного войной хозяйства и на послевоенном строительстве новых грандиозных энергетических и промышленных объектов в Сибири, при освоении целины и космического пространства, где главную роль играл энтузиазм молодёжи. Однако уже в 1970-х гг. В 1990-е гг. Эти годы характеризуются резким ухудшением материального положения учреждений воспитания и образования, сокращением возможностей бюджетного финансирования, падением объёмов строительства воспитательных учреждений и темпов технического переоснащения их учебной базы, свертыванием военно-патриотической работы с учащейся молодёжью, снижением уровня научно-методического обеспечения патриотического воспитания, общим кризисом патриотического умонастроения граждан, значительным ухудшением состояния подростковой и молодёжной среды, бурным ростом в ней асоциальных явлений наркомании, преступности и т. После распада Советского Союза советский патриотизм, вдохновлённый великой Победой и видимым приближением реализации коммунистического общественного идеала, теряет свою идеологическую силу. Складывается т. Его идейная неоднородность на практике привела к конкуренции нескольких политически-идеологических версий патриотизма, выражающих интересы различных социальных групп российского общества. В начале XXI в.
Правительство РФ впервые принимает государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. На основе этой и принятых позже программ в короткое время удалось сформировать элементы, необходимые для восстановления в нашей стране военного и гражданского патриотического воспитания. В 2014 г. Тем не менее, в настоящее время в России остаётся немало проблем в этой сфере, начиная с финансовых трудностей и кончая отсутствием современной научно-методической базы патриотической воспитательной работы и подготовленных для неё кадров. В связи с этим изучению опыта патриотического воспитания подрастающего поколения и работе по приведению патриотического воспитания в соответствие с современными требованиями необходимо придать систематический характер. Современная ситуация в сфере патриотического воспитания и причины антипатриотических настроений В последние годы наблюдается повышенный интерес государства и общества к патриотическому воспитанию подрастающего поколения граждан России. Исследуется отношение юношества к поворотным событиям нашей истории, учитываются возрастные особенности его восприятия. Происходит восстановление памяти о Великой Отечественной войне, атаки на которую начались в период распада СССР, а в настоящее время заметно усилились. С целью консолидации нации всемерно поддерживаются гражданско-патриотический мемориальный ритуал «Бессмертный полк», всероссийские акции «Блокадный хлеб», «Свеча памяти», укрепляются организации, которые борются с информационной агрессией и деструктивными идеологиями.
Наряду с сохранением исторической памяти народа о его победах, поддержкой народных традиций и подготовкой защитников Родины, современное патриотическое воспитание ставит перед собой задачу вовлечения молодых людей в общественно-политические процессы. Добровольчество как движение молодёжи, вызванное её побуждениями к добрым и общественно значимым поступкам, становится стрежневым элементом государственной молодёжной политики. Для решения задач патриотического воспитания реализуются федеральные, региональные и местные программы, вырабатываются новые, в большей мере соответствующие мировосприятию современной молодежи формы и способы раскрытия потенциала ее созидательной активности. Важный импульс этой работе придают масштабные возможности национальных проектов, в том числе реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», инициированного действующим Президентом России. Благодаря перечисленным мерам происходит постепенная реабилитация слов патриотизм, патриотический, патриот, получивших в 1990-е гг. В 2000-2010-х гг. Вместе с тем, их подлинное значение нередко дискредитируется отдельными поступками представителей власти и общественности, выдающих себя за патриотов, а свои личные и даже иностранные интересы — за интересы нашей Родины и Отечества. Борьба за и против патриотической идеи достигла ныне такой остроты, что представления о патриотизме как духовной ценности стали не только объединять людей и народы, но и разобщать их. В национальном характере нашего народа укоренено чувство общности с другими народами, вызывающее у него острое желание духовно приобщиться к единому человечеству.
Это чувство исторически культивировалось христианством, настаивавшем на равенстве всех людей перед Богом, и благодаря этому выражало всеобщий момент патриотизма, по которому русский народ, подобно всем другим особенным народам, есть неотъемлемая и своеобразная ветвь человеческого рода. Оборотной стороной этой мировой отзывчивости является по-детски наивная ксенофилия россиян — их любознательное влечение ко всему чужеродному, иностранному. Немалому числу граждан нашей страны уже с конца 1950-х гг. Иностранные товары подкупали их своим высоким качеством или вообще не имели аналогов в ассортименте советской торговли. Британская и американская рок-музыка, доносясь до слуха наших молодых людей, будила в их душах чувство небывалого раскрепощения. Зарубежные радиоголоса дополняли эти впечатления расчетливым описанием прелестей якобы абсолютно свободной и вполне обеспеченной жизни на Западе. С падением «железного занавеса» в конце 1980-х г. Многие, не удовлетворённые своим настоящим, отвернулись от нашего прошлого и исторического опыта, возмечтав жить так, как живут в т. Это наивное доверие к западным ценностям поддерживали их сторонники внутри нашей страны, активные в СМИ, целью которых была дискредитация нашего образа жизни и государства.
Поскольку государство опирается на нравственное сознание его граждан, постольку для успеха дискредитации требовалось разрушить гармонизирующее это сознание начало. Поэтому главной задачей информационной войны против России стало разрушение нашей исторической памяти. Основные удары против неё были направлены на память о социалистическом строительстве и Великой Отечественной войне, когда Генеральным секретарем Коммунистической партии, а также Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами СССР был И. С нею боролись путём навязчивых указаний на преступления сталинского режима, уничтожившие якобы чуть ли не половину населения страны, и требований покаяния за «коммунистический террор». Информационная агрессия была направлена не только на историю СССР, но и на его преемницу Россию, где якобы как нигде в мире нарушаются права человека, ибо граждане нашей родной страны крайне пассивны, а их руководители — люди бесчестные и насквозь коррумпированные. Либеральная пропаганда воспевала преимущества западного мира и вселяла в сознание россиян презрение к самим себе. На этом фоне в 1990-е гг. Этой антипатриотической настроенности способствовало толкование понятия нации как исторически сложившейся общности людей, которая выступает определённой ступенью развития каждого народа как этноса. Принятая в нашей стране этническая трактовка термина «нация» отличалась от его значения в реально-исторической действительности, в котором этническое самосознание было и остаётся лишь одним из элементов, который с развитием национального самосознания народа отходит на второй план по мере того, как в обществе растёт влияние гражданско-правовых институтов.
Национальное состоит не в особенностях цвета кожи, языка и обычаев народа, а в особенной определённости духа народа, решающего всеобщую, всемирно-историческую задачу, стоящую перед человечеством. Как может трактовка понятия нации вызывать антипатриотические или патриотические настроения? Если нация толкуется в этническом смысле, т. На это недоразумение, уже обернувшееся разложением Союза ССР, ныне опираются попытки разобщить народы России путём разрушения истинно национального, или гражданско-политического самосознания её граждан, которое обеспечивает конкретное единство локального и национально-государственного патриотизма. Не менее весомой причиной антипатриотизма является антинациональный и антипатриотический характер мировоззрения значительной части собственников крупного и средней величины капитала, а также сращённой с ними власти и либеральной интеллигенции. Сплочённые общими материальными интересами представители этих групп, именующие себя «элитой», имеют политические, экономические, информационные и иные ресурсы влияния, используемые для навязывания «массе», или «толпе» абстрактного космополитизма и потребительского образа жизни. Их устремления, несмотря на их декларации, преследуют отнюдь не цель служения Отечеству. Эта политико-экономическая причина антипатриотических настроений привела к тому, что высшей ценностью и мерой человеческого достоинства в современной России стали деньги — капитал, который не просто позволяет жить в достатке, но должен неограниченно возрастать. Сложившуюся под действием этой причины социальную этику характеризует, главным образом, своекорыстное себялюбие, сочетающее эгоцентризм и разнузданный гедонизм.
Усвоивашие такую социальную этику молодые люди, даже если остаются в родных пределах, представляют себя частью мнимого «глобального мира» и, исходя из этой иллюзии, строят свою реальную жизнь. Непонимание духовной природы любви к Родине и того, что личность формируется в процессе взросления человека и образования его духа, — это ещё одна причина антипатриотических настроений подрастающего поколения. Чтобы найти её и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишённый его, будет лишён и патриотизма». В этих словах И. Ильина выражена взаимосвязь личности и патриотизма. Одно с необходимостью предполагает другое: человек сначала должен дать своему духу настоящее образование, стать личностью, чтобы его патриотические порывы, естественно вырастающие из привязанности к тому месту, где он родился и вырос, претворились в его сознательную любовь к Родине-матери и привели к деятельному служению Отечеству. В связи с этим нельзя не заметить, что не только образование как формирование личной духовности служит источником патриотического умонастроения. Одно из противоречий патриотизма выражается в том, что прямой зависимости между величиной культурного капитала и патриотическим поведением личности нет.
Подтверждением тому служат случаи, когда вроде бы талантливые и образованные люди идут на подлость и предательство Родины-матери. И, наоборот, в истории можно найти множество примеров, когда малообразованный и не блистающий талантами человек, выступив на её защиту, совершает героические поступки — высшие духовно-нравственные акты личности. Понимание человеческой личности как «духовного существа» — уникального в своей индивидальности и в то же время всеобщего благодаря своей духовности — раскрывает несостоятельность ныне популярного в молодёжной среде эгоистического индивидуализма. Эгоист не понимает, что «я» и «мы» — это не нечто внешнее и отличное друг от друга. Напротив, это целостная реальность. Принадлежность каждого человека семье и роду генетически предшествует его самосознанию. Я, справедливо констатировал другой русский философ С. Франк, есть по рождению, а, следовательно, и по существу, итог и воплощение связи отца и матери, которая вдобавок отнюдь не ограничивается моими родителями, а с глубочайшей витальной силой уходит в глубину веков, ко всем моим предкам — неважно, знаю я их имена, или нет. Вот почему первичной категорией нравственной жизни в обществе является обязанность, а не право, заключает Франк, которое, в свою очередь, должно быть производным от обязанности.
Исходя из этого, он прекрасно формулирует истинный смысл демократии: «Демократия есть не власть всех, а служение всех». С другой стороны, переформатирование сознания из личного в массовое тоже есть немаловажная причина антипатриотических настроений. Всё, что не соответствует увлечениям массы, сегодня вытесняется. Быть, как все, становится правилом жизни. Обезличиванию людей способствуют и бизнес-стратегии, ориентирующиеся на массовые показатели. В советский период истории России с его пафосом высшей гуманистической цели, выраженной лозунгом «Всё во имя человека, всё для блага человека», государством ставилась задача всестороннего и гармоничного развития личности. Сегодня такая задача не ставится, а понятие личности толкуется превратно, отчего личную жизнь зачастую путают с интимной жизнью. Позитивистская парадигма, господствующая теперь в образовании, игнорирует в человеке личность, отрицая её духовно-нравственное начало. Выйти из этого тупика можно только с помощью настоящего образования духа человека.
Отказ от воспитательной компоненты образования после демонтажа советской власти стал одним из главных негативных факторов воспроизводства патриотического индифферентизма и нигилизма подрастающего поколения, ибо исчезла единая цель образования и воспитания — формирование гармонически развитой личности человека. Этот отказ не в последнюю очередь был вызван представлением об идеологической нейтральности нового российского государства, навязанным нам Западом.
Также документом определена обязанность педагогов руководствоваться в своей работе традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, формировать у детей чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению. В числе прочего педагоги должны будут прививать детям бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа России, трудолюбие и ответственное отношение к добровольческой деятельности. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Также сообщалось, что российские вузы продолжают развивать школьные проекты и инициативы, направленные на патриотическое воспитание молодежи.
Внесение и раскрытие содержания ориентира формирования цивилизационной российской идентичности. Внесение в структуру патриотического воспитания массовую просветительскую деятельность, осуществляемую в том числе по линии Российского общества «Знание». Расширение канвы патриотического воспитания через историю наряду с историей Великой Отечественной войны другими периодами российского прошлого, создание единой преемственной патриотической связи истории России. Изъятие из программы мероприятий не связанных непосредственно с патриотическим воспитанием, или наносящих ущерб патриотическому воспитанию в частности, негативизирующих российскую историю. Усиление контроля за целевым использованием средств. Отказ от подхода по формированию толерантности, как противоречащего идеи патриотизма, предполагающего непримиримость к врагам Отечества. Фильтрация под патриотические задачи фигурантов реализации программ патриотического воспитания. Корректировка Стратегии развития воспитания до в Российской Федерации на период до 2025 года должна быть скорректирована в следующем отношении: 1. Внести перечень базовых ценностей Стратегии. Определить целевой образа воспитуемого. Раскрыть категорию традиционных нравственных ценностей. Установление государственных и общественных институтов, реализующих Стратегию.
Между тем В ходе поездки председатель ГД также заявил, что при комплексной застройке территорий необходимо учитывать интересы жителей и сдавать объекты только со всей необходимой инфраструктурой. По его словам, строительные организации должны понимать ответственность перед людьми, "чтобы плотность застройки не была высокой, были стоянки, озеленение, скверы, детские площадки". Он отметил, что развитая социальная структура повышает привлекательность жилья.
Просмотр трансляции
- Патриотическое воспитание в России. Увеличение финансирования
- Подпишитесь на рассылку
- Концепция патриотического воспитания
- РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Читайте также
- СТРАТЕГИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ
Патриотическое воспитание молодежи
В свете таких целей особую значимость обретает военно-патриотическое воспитание молодежи. Кроме того, военно-патриотическое воспитание молодежи актуально еще и потому, что патриотизм в целом закладывает основы для консолидации общества и укрепления устоев государства. Эффективные шаги по этому пути невозможны без гармоничной, отлаженной системы, которая предусматривает: — формирование у гражданина и развитие у него социально значимых ценностей защиты Отечества на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного, историко-патриотического, культурно-патриотического воспитания в ходе обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов; — массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; — деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на изучение и освещение проблем военно-патриотического воспитания молодежи, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Военно-патриотическое воспитание молодежи — неотъемлемая составная часть патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Оно представляет собой многоплановую систематическую целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности и к обеспечению военной безопасности государства перед лицом внешних и внутренних угроз. Военно-патриотическое воспитание призвано пробуждать у молодых людей любовь к Родине, чувство уважения к боевым традициям российского народа и его Вооруженных Сил, способствовать приобретению гражданами прикладных военных и военно-технических знаний. В содержании военно-патриотического воспитания молодежи выделяются два основных компонента: социально-педагогический и специфический. Социально-педагогический компонент образует содержательное ядро такого вида воспитания. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, установками, интересами, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке его к защите Отечества. Социально-педагогический компонент характеризуется широкой направленностью.
Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, а также на важнейших духовно-нравственных качествах. Сегодня, когда проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил стоит очень остро, становится более значимой роль специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Он предполагает более глубокую и последовательную дифференциацию воспитательного процесса, всестороннюю работу по военно-патриотическому воспитанию с учетом тех конкретных задач, которые возлягут на будущих защитников Отечества. Специфический компонент военно-патриотического воспитания нацелен на подготовку юношей к определенному армейскому роду занятий и обеспечивает «инструментальную готовность» к выполнению воинского долга. Ему присуща мощная практико-ориентированная и деятельностная направленность, то есть каждый будущий военнослужащий должен осознать свои роль и место в деле защиты Отечества, уяснить высокую личную ответственность за выполнение требований военной службы, развить убежденность в том, что Отечество необходимо защищать, сформировать другие качества, важные для успешного выполнения должностных обязанностей. Содержательная платформа специфического компонента военно-патриотического воспитания — любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка. Военно-патриотическое воспитание молодежи протекает по следующим основным направлениям: — духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов, ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, слагаемых воинской чести, ответственности и коллективизма; — историческое — познание истории Отечества, места и роли России в историческом процессе, героического прошлого разных поколений, осознание неповторимости Отечества, неразрывности с ним, гордости за его историю, ответственности за происходящее в обществе и государстве; — политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики. Основным институтом, организующим всю систему военно-патриотического воспитания, обеспечивающим ее функционирование, контролирующим ее эффективность и конечные результаты, является государство. Военно-патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной молодежной политики России на долговременную перспективу.
Один из важнейших нормативно-правовых документов, на которые она опирается, это Федеральный проект «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование». Федеральный проект «Патриотическое воспитание»: — направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации; — обеспечивает развитие воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведение мероприятий патриотической направленности; — предполагает усиление воспитательной компоненты на уроках, во время внеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей: обучающимся прививаются базовые ценности на уроках, на занятиях по интересам и на массовых мероприятиях. К сведению В рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» запланировано развитие системы взаимодействия между разными поколениями для обеспечения преемственности, поддержка общественных инициатив и проектов, связанных с патриотическим воспитанием детей и молодежи. В ходе проекта развивается воспитательная работа в образовательных организациях общего и профессионального образования, проводятся мероприятия патриотической тональности.
Для достижения этой цели, как заявлялось в Программе, необходимо было решить следующие задачи: «продолжить создание системы патриотического воспитания; продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации объединения , трудовые коллективы, отдельных граждан» [Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. В целях совершенствования организационно-методической работы и выработки научно-экспериментальных критериев патриотического воспитания, в 2006 г. Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве РФ Росвоенцентр была подготовлена работа «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию» [Критерии и основы методики оценки... Во введении к ней говорилось, что «в стране в основном создана система патриотического воспитания граждан» [Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. Основной целью Программы провозглашалось дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Для достижения этой цели необходимо было решать следующие задачи: повышать роль государственных и общественных структур в формировании у граждан государства высокого патриотического сознания; совершенствовать нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение функционирования системы патриотического воспитания; формировать позитивное отношение общества к военной службе и положительную мотивацию у молодых людей в отношении прохождения военной службы; внедрять в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современные формы, методы и средства, повышать их профессионализм; развивать материально-техническую базу патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях [Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. Отличительной особенностью последней Программы являлось также то, что в ней уделялось внимание одному из самобытных феноменов общественно-политической жизни современной России - казачеству [Мациевский, 2012]. В частности, в плане работ по реализации Программы были оговорены: Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» в 2011 г. На годы реализации третьей Программы приходится мощная активизация обсуждения вопросов патриотизма и гражданственности в обществе, что во многом было актуализировано происходящими в стране процессами. В 2012 г. Путин опубликовал в центральных СМИ несколько свих программных статей, вызвавших широкий общественный резонанс: «Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить» Известия, 16. Социальная политика для России» Комсомольская правда, 13. Кроме того, 2012-2013 гг. В эти годы патриотизм заявляется в качестве основы «стратегии национальной политики» [Путин, 2012] и начинает активно оформляться в качестве актуальной «национальной идеи», политической идеологии. В это же время разрабатывается и активно обсуждается в обществе новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 г. В Законе «образование» определялось как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,... Таким образом, «воспитание», наряду с обучением, вновь становилось частью целостного образовательного процесса и возвращалось в социокультурный дискурс общественной жизни на правовом уровне. Также в п. В нём в качестве одного из основных принципов был обозначен «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе, окружающей среде, рационального природоиспользования» [Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. Как видно из текста, патриотизм и гражданственность здесь расположены после здоровья, прав и свобод личности и трудолюбия, что, скорее всего, предполагает формируемую иерархию ценностных императивов в образовании в контексте приоритета частного над общим, личного над общественным и государственным. В последней редакции Закона от 30 декабря 2015 г. Так или иначе, нормативно-правовая деятельность государственных структур в направлении определения и развития основ патриотического воспитания дала толчок для развития общественной, социально-философской, научной и политико-правовой мысли по проблемам, связанным с феноменом патриотизма. В частности, в осмыслении значения патриотического воспитания стали принимать участие традиционные конфессии Российской Федерации. На сайте Синодального Комитета Русской Православной церкви по взаимодействию с казачеством размещена «Концепция традиционного духовно-нравственного развития и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах», одобренная 28 апреля 2011 года на заседании постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества, в которой говорится: «Направленность и содержание воспитания и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах осуществляется в контексте общих задач возрождения казачества и модернизации современной России, в соответствии с духовными и культурными традициями казачества, на основе православных духовных идеалов и традиционных нравственных ценностей, с учётом условий современной жизни» [Концепция традиционного духовно-нравственного развития... Формирование же патриотизма в Концепции является одной из основных задач в сфере духовно-нравственного воспитания, а сам патриотизм заявлен в качестве «базовой казачьей ценности» [Концепция традиционного духовно-нравственного развития... Обращаясь к содержанию Программ по патриотическому воспитанию, нельзя не обратить внимание на постепенное смещение внимания с развития нравственной составляющей личности что предполагает формирование именно качеств личности на критерии отслеживания результатов воспитания путём учёта только количественных показателей. Если реализация второй Программы на 2006 - 2010 годы обеспечивалась такой достаточно серьёзной работой, как «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию» [Критерии и основы методики оценки... Данное смещение внимания может свидетельствовать о том, что государственные структуры либо не заинтересованы в их мониторинге, либо не считают данные показатели важными в вопросе оценивания качества патриотического воспитания. Кроме того, необходимо признать, что оценить результаты качества воспитания, духовно-нравственных его характеристик сегодня достаточно сложно, только жизненный путь человека, его поступки и деяния могут свидетельствовать о его нравственности и патриотичности. В 2016 г. Но 29 мая 2015 г. Правительством РФ была принята «Стратегия развития воспитания до 2025 года», согласно которой «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,. В данном документе было определено содержание таких понятий как: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовное и нравственное воспитание. При этом патриотическое воспитание рассматривалось в контексте аксиологического пространства общероссийской идентичности.
Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического воспитания граждан, повышение роли и возможностей федеральных органов исполнительной власти, регионов, страны в подготовке специалистов по воспитательной работе с различными категориями граждан их предварительный подбор, переподготовку, повышение квалификации. Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ патриотического воспитания российских граждан, разработанных в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти, регионах и общественных объединениях; привлечение производственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности патриотического воспитания, финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, реализующих мероприятия государственной программы, в соответствии с ведомственной классификацией расходов федерального бюджета, финансирование мероприятий региональных программ за счет соответствующих средств. Создание этих условий будет способствовать развитию социальной активности граждан Российской Федерации и совершенствованию управления системой патриотического воспитания. Содержание управления системой патриотического воспитания включает анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в стране с учетом тенденций общественного развития; определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое иерархическое информирование органов исполнительной власти о ходе реализации задач патриотического воспитания; своевременную корректировку системы воспитательных воздействий, научную организацию труда воспитателей и обеспечение субъектов патриотического воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями граждан. Механизм управления содержит нормативно-правовую и содержательную составляющую: нормативные правовые акты и документы, учебные программы; сложившиеся нормы и правила, существующие в обществе, коллективе, условия жизни и труда; личностные и коллективные стимулы - потребности и интересы; духовные ценности и некоторые другие. Государство осуществляет управление системой патриотического воспитания, при этом оно широко использует общественные институты. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляя руководство процессом патриотического воспитания, действуют в пределах своих полномочий и объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают выполнение решений Правительства Российской Федерации, положений Концепции и государственных программ патриотического воспитания граждан, в пределах своей компетенции разрабатывают ведомственные программы планы патриотического воспитания и организуют их выполнение. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения выполнения положений Концепции, государственных программ и планов патриотического воспитания; вносят предложения по совершенствованию системы патриотического воспитания, разрабатывают долгосрочные региональные программы планы патриотического воспитания и осуществляют их реализацию, совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению общественных и религиозных объединений и организаций к решению задач патриотического воспитания, обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ. В современных условиях для управления системой патриотического воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций и движений необходимо создание межведомственных структур. Их состав и полномочия определяются соответствующими правовыми актами. На федеральном уровне такую структуру и ее полномочия определяет Правительство Российской Федерации. В федеральных органах исполнительной власти создаются советы по патриотическому воспитанию, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные межведомственные координационные советы. Советы по патриотическому воспитанию федеральных органов исполнительной власти разрабатывают ведомственные программы планы патриотического воспитания и организуют их исполнение. Региональные межведомственные координационные советы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные программы патриотического воспитания граждан с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий государственной программы и осуществляют их реализацию. Они осуществляют координацию деятельности органов исполнительной власти, общественных объединений и религиозных организаций по поддержке и выполнению мероприятий патриотической направленности, обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ за счет средств субъектов Российской Федерации и привлеченных средств. Для осуществления функций рабочего органа указанных советов решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться соответствующие штатные центры патриотического воспитания. Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания. Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик отдельной личности и граждан Российской Федерации в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России. Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач патриотического воспитания, повышения активности граждан Российской Федерации к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества. Концепция ориентирована на переоценку ряда традиционных представлений в области патриотического воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности соответствующих государственных институтов по формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации. Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии всех органов государственной власти, регионов страны, общественных объединений, научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив. По мере поступательного развития России и практической реализации системы патриотического воспитания граждан отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Концепция призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества и государства направления внутренней политики - воспитания граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций в единстве национально-самобытных и общецивилизованных начал, а также повышению социальной активности в этом процессе граждан России. N 122. Редакционная подготовка Концепции осуществлена межведомственной группой. Руководитель межведомственной редакционной группы - директор Росвоенцентра Ю. Члены группы: И.
Существенным недостатком Методрекомендаций являются дефекты его базового понятийно-категориального ряда и соответствующих дефиниций. Так, понятию «патриот» даётся следующее достаточно странное определение: «Патриот — человек, который идентифицирует себя и своё будущее с народом, историей, культурой Родины, ощущает себя ответственным за её благополучие, осознает социальную ответственность по отношению к своим соотечественникам, в том числе проживающим за рубежом, готов вносить своей деятельный вклад в процветание Отечества и стоять на защите его интересов» с. А настоящее и прошлое он может не связывать с Родиной? Но главное в том, что здесь имеются в виду все «соотечественники, проживающие за рубежом» при игнорировании различий даже между их основными группами, не говоря уже об отдельных личностях. Это существенно важный вопрос. С чего бы это патриот должен иметь и осознавать какую-то мнимую ответственность за всяких там чичваркиных, венедиктовых, фридманов, чубайсов, собчак? И порою, вроде бы, правильные слова авторы Методрекомендаций подбирают, и, на первый взгляд, предлагаемые дефиниции не столь уж и плохи могло быть и хуже , но в итоге всё время выявляются какие странности, какие-то кривые обороты, складывается устойчивое ощущение плохо сделанных формулировок — неточных, неполных или с перекосами или «червоточинами» , и при всём том — малосодержательных. Всё сплошь какие-то синкретически склеенные куски, написанные разными авторами, в разной стилистике, в позиций разных подходов. Отнести к традиционным для России семейным ценностям «брак как союз мужчины и женщины» с. Правильнее написать — брак как союз мужчины и женщины для рождения, ращения и воспитания детей. И так почти во всём. В дефиниции на с. Но суть воспитательного процесса и, тем более, образовательного процесса как раз и состоит если мы говорим о маленьких детях, с кого и следует всё это начинать в том, чтобы непонятное и неизвестное сделать понятным и известным. Формируемые нравственные и патриотические установки не всегда могут быть понятны маленькому ребёнку, и это нормально, на то он и воспитуемый в семье, школе, социуме. Указанное ограничение в этой дефиниции может повлечь примитивизирующее упрощение базовых ценностей и установок, а это — неверно, повлечёт за собой вред делу. Наличие в числе «патриотических ценностей» требования уважительного отношения к «представителям различных конфессий» по смыслу текста — вообще любых с. С чего бы это мы обязаны уважительно относиться к насильственно-навязчиво, крайне агрессивно поставляемым нам в большом разнообразии из США по классической технологии «тифозных одеял» субверсивным для нас и экстремистским сектам, либо к тем религиозным объединениям, что признаны террористическими? Заявленная в числе «патриотических ценностей» «любовь к соседям» с. Слабо прописаны и задачи патриотического воспитания, и патриотические ценности, хотя явных дефектов и нет и можно даже похвалить составителей Методрекомендаций за негативную оценку космополитизма и прозвучавший императив борьбы с этим явлением с. Значительным недостатком исследуемых Методрекомендаций является то, что таковые содержат собственно слово «рекомендация» всего 10 раз, причём не по случаю целевого должного его употребления, включая: 1 раз в названии документа на титуле, 2 раза — в оглавлении с. Слов «рекомендовать», «рекомендуется» или их синонимов либо аналогов в Методрекомендациях не содержится. Нет и соответствующих по смыслу текстовых фрагментов.
Концепция патриотического воспитания
Концепция патриотического воспитания граждан РФ (далее — Концепция), предложенная Партией Великое Отечество — документ, содержащий систему взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Статья анализирует государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы, ее цели, задачи, результаты и воздействие на различные сферы общественной жизни. Новая Концепция патриотического воспитания заменяет Концепцию патриотического воспитания граждан РФ 2003 года Действовавшая до настоящего времени Концепция нуждается в пересмотре по следующим позициям. Из чего следует, что «Методические рекомендации “Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации”», в действительности, никакими методическими рекомендациями не являются.
Нравственно-патриотическое воспитание в 2024—2025 году
Главная» Новости» Проект патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2021 2024 годы. Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 – 2025 годы»: ПРОГРАММА. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Нормативно‑правовые документы по гражданско‑патриотическому воспитанию
Нравственно-патриотическое воспитание в 2024—2025 году | Концепция патриотического воспитания граждан РФ (далее — Концепция), предложенная Партией Великое Отечество — документ, содержащий систему взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. |
Общественная палата Российской Федерации | Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Российская Федерация, подрастающее поколение, воспитание, достойный гражданин, патриотическое воспитание молодежи, уважительное отношение, ценность. |
Новый подход к патриотическому воспитанию детей | Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» — часть нацпроекта «Образование» — был запущен в начале 2021 года. |
Патриотическое воспитание молодежи | Согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2024 годы» важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения. |