Буддизм, однако, более популярен в странах за пределами Индии с наибольшим количеством последователей в Китае. Статистика верующих: численность последователей Буддизма, Христианства и Ислама в мире. Численность буддистов. Число приверженцев буддизма. Буддизм. КОЛИЧЕСТВО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Общая информация о религиозном составе России Количество Последователей Буддизма Христианства Ислама в России | Справочник Первый Международный буддийский форум пройдет в Бурятии в августе | Новости | Известия.
Сколько процентов в мире исповедуют буддизм?
Первый патриарх школы тэндай Сайтё 767—822 опирался на «Лотосовую сутру». Кукай Кобо Дайси был основателем школы сингон, которая наряду со школой таймицу, ответвлением тэндай, представляла собой трансформированный японский вариант тантрического буддизма ваджраяны , имевший статус «тайного» учения япон. В отличие от большинства индийских и китайских школ, популярных в период Нара, Сингон и Тэндай проповедовали возможность мгновенного достижения состояния Будды япон. В их учениях был сформулирован важный для японского буддизма в целом принцип хонгаку — «изначальной просветлённости».
В его основе лежала концепция «лона Истинно сущего» санскр. Кукай и Сайтё понимают хонгаку в духе полного тождества «истинного бытия» феноменальному миру, а не просто как потенцию, скрытую в нём. Даже не вступивший на путь бодхисаттвы человек изначально является Буддой.
Поэтому все формы повседневного поведения, включая заблуждения, могут считаться проявлениями изначального просветления. Учения кэгон, тэндай, а затем дзен и нитирэн подчёркивали существование «природы Будды» даже в неодушевлённых предметах — травах, деревьях, горах и реках. Сайтё, создавшему доктрину охраны и защиты нации, принадлежит идея спасения «земли страны», т.
Школа сингон также включала государство в число объектов спасения и разрабатывала соответствующие ритуалы. Политизация буддизма стала одной из характерных черт школ тэндай и сингон, отличавших их от китайских прототипов. Наряду с доктриной «изначальной просветлённости» в конце периода Хэйан возникла важная для японского буддизма теория «хондзи суйдзяку» буквально — след основного места пребывания , в соответствии с которой национальные синтоистские божества ками суть воплощения единого вечного Будды.
На этой основе в 13—15 вв. Период Камакура 1192—1333 , считающийся эпохой расцвета японского буддизма, отмечен появлением наиболее оригинальных учений, несводимых к их континентальным аналогам. Буддийские школы этого периода принято называть «реформаторскими», поскольку на смену традиционным пришли более упрощённые формы религиозной практики.
Если буддизм эпох Нара и Хэйан был достоянием элиты, то к концу 12 в. Ярким представителем буддизма нового типа является Нитирэн — основатель хоккэ-сю «школы Цветка дхармы» , с 1860-х гг. Взяв за основу догматику школы тэндай, Нитирэн, вслед за Сайтё, построил модель теократического буддийского государства на основе отождествления религиозной и политической жизни: человек и государство рассматривались как взаимосвязанные объекты спасения.
Широкое распространение в период Камакура приобрели школы амидаизма — юдзу-нэмбуцу, основанная Рёнином 1073—1132 , дзёдо-сю , основанная Хонэном , дзёдо-синсю, основанная учеником Хонэна — Синраном 1173—1263 , и дзи-сю, основателем которой является Иппэн 1239—1289. Они выдвинули на первый план учение о спасении при помощи «внешней силы» япон. Возникновение дзен кит.
Патриархом другого направления дзен — школы сото кит. Дзен, опиравшийся на учение о «внезапном просветлении», отводил первостепенное место медитативной практике обретения в себе «природы Будды», для чего разрабатывались различные методы размышления над парадоксальными текстами — коанами — в школе риндзай, «неподвижное сидение и безмолвное озарение» в школе сото и т. На протяжении 13—15 вв.
В конце 16 в. В эпоху Токугава 1603—1867 , с ростом влияния идей неоконфуцианства , в недрах буддийских школ шёл активный процесс переосмысления философских концепций. В этот период многие проповедники Дзен начали отказываться от китайского языка и использовать в своих сочинениях и проповедях японский язык.
Одновременно в японском буддизме усилились тенденции к синкретизму, проявившиеся во всё более частом обращении к конфуцианству и синтоизму. После Реставрации Мэйдзи в 1868 г. В 1872 г.
Стремясь сохранить свое влияние, буддисты активно поддерживали власть и провозглашали ее сакральный статус. Так, богиня Аматэрасу мифическая прародительница японских императоров объявлялась воплощением абсолютного Будды. С введением западной философии в японские университетские программы появились интеллектуалы, предложившие переосмысление японских религиозно-философских традиций в категориях европейской философской мысли.
Среди них известный популяризатор дзен-буддизма на Западе Судзуки Дайсэцу 1870—1966. Миссионерская деятельность японских проповедников за рубежом, прежде всего в США и Западной Европе активизировалась после 2-й мировой войны, а в самой в Японии буддизм переживал упадок. После отделения религии от государства Конституция 1947 для буддийских школ стала обязательной регистрация юридического лица с 1951 и членство во Всеяпонской буддийской федерации Дзэннихон буккё кай, с 1957.
Вместе с тем в 1950—1960-е гг. В этих организациях т. Большая часть таких организаций восходят к школе нитирэн и опираются на текст «Лотосовой сутры».
В меньшей степени необуддийские организации апеллируют к школам тэндай, сингон, дзёдо. Также в Японии распространена научно-просветительская деятельность сообществ буддистов-мирян. В последние десятилетия традиционные буддийские школы также занимаются изучением и популяризацией японского буддийского наследия, созданы специальные исследовательские институты отдельных школ.
Важной задачей таких учреждений является актуализация буддийского наследия для осмысления проблем прав человека, пацифизма, окружающей среды, биоэтики и др. В начале 21 в. Однако отношение японцев к религии проявляется преимущественно на внешнем уровне, прежде всего как к части традиции.
По данным Статистического ежегодника Японии за 2022 г. Эти данные в целом соответствуют результатам опроса 2018 г. Карелова Любовь Борисовна Буддизм в Тибете Буддизм в Тибете представляет собой синтез махаяны, ваджраяны и религии бон.
В области философии тибетские мыслители создавали сложные схоластические доктрины, опиравшиеся в основном на мадхъямаку , идеи йогачары и учение о «лоне Истинно сущего» татхагата-гарбха. Институт диспута, созданный в индийских монастырях и перенесённый на тибетскую почву, не имел аналогов в других буддийских традициях. В области религиозной практики развивались эзотерические техники достижения «просветления» в этой жизни дзогчен.
Для тибетских царей 7—8 вв. После открытия первого буддийского монастыря Самье 775—779 и объявления буддизма государственной религией царём Тисонг Дэцэном в течение нескольких веков господствовала школа ваджраяны ньингма , созданная Падмасамбхавой. Монастырский буддизм дополнялся в ней деятельностью сиддхов — мастеров тантрической йоги и магии.
В результате успешного миссионерства Атиши в 1042—1054 гг. Огромную роль в сохранении буддийского письменного наследия в Тибете сыграл Будон Ринчендуб 1290—1364 — составитель и редактор тибетских канонических собраний Кангьюр в монгольском произношении — Ганджур; 108 томов энциклопедического формата и Тенгьюр в монгольском произношении — Данджур; 225 томов , автор многочисленных трудов свыше 200 , переводчик. При составлении канона он не включил в него тантры ньингмы, сомневаясь в их подлинности.
С тех пор канон ньингмы отличается и превосходит по объёму Кангьюр и Тенгьюр. Они попеременно главенствовали в духовной жизни Тибета, имея собственные «вотчины» в виде монастырей и тибетских родов, содержавших их. Кагью тибет.
Другие учители по линии духовной преемственности 11 — середина 12 вв. Позднее пхагмо дру распалась на 8 «младших» ветвей, из которых сохраняют традицию духовной преемственности дрикунг, таклунг и друкпа. Гампопа положил начало монастырской кагью, поскольку до него были лишь группы странствующих мастеров йоги.
Карма-кагью, основанная Дусумом Кхьенпо 1110—1193 , известна как линия духовной преемственности кармапа [«Чёрных корон шапок »] с 1179 и линия духовного родства шамарпа [«Красных корон шапок »] с 13 в. Кармапа — титул главы школы — избирался как земное воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары тибет. Институт возрождающихся духовных учителей тулку сформировался именно в карма-кагью в 14 в.
Этот институт заимствовали и другте школы тибетского буддизма например, аналогичные процедуры применялись по поиску и избранию далай-ламы в школе гелук. Шамарпа — высший духовный иерарх школы, воплощение будды Амитабхи, аналог панчен-ламы в школе гелук. Обе линии воплощений сохраняют преемственность до настоящего времени.
В отличие от аскетичного образа жизни первых учителей, представители карма-кагью активно участвовали в политической жизни Тибета и боролись за власть в стране с сакьей и гелук. Ученик Гампопы — Пхагмо Друпа 1110—1170 — образовал подшколу пхагдруп, в которой делался упор на йогическую эзотерическую практику достижения «внутреннего жара в теле» туммо , а его ученик Линчен Рэпа Бема Дордже 1128—1188, его называли также Гьялва Лингрепа , построивший в 1180 г. Основоположником традиции шангпа-кагью, действующей и ныне, считается тибетский йогический мастер Кхьюнгпо Налчжор 1002—1064; по другим данным, родился в 990 и прожил 150 лет , ученик Нигумы сестры Наропы и ученицы Тилопы , передавшей ему йогический опыт созерцания «иллюзорного тела» и других практик Тилопы.
Он построил ряд монастырей, где в течение 30 лет распространял учения Нигумы и Тилопы. Его ученики образовали несколько ветвей школы кагью. Сакья тибет.
Хотя основоположником школы считается Сачен Гунга-ньинбо 1092—1158 , но свой специфический характер она получила благодаря мыслителю и переводчику Дрогми 993—1074, по другим данным, 1077 , 8 лет учившемуся в лучших буддийских университетах Индии. Из всех школ тибетского буддизма лишь в сакья было разрешено жениться. Главная доктрина школы — «Путь — Плод» — согласно её создателю, индийскому мастеру йоги Вирупе около 8—9 вв.
В 13—14 вв. Сакья-Пандита 1182—1251 и Пагба-лама 1235—1280 были и видными учёными школы, её иерархами, и политическими деятелями, сумевшими создать условия для функционирования и развития тибетского буддизма в огромных новых государственных образованиях Центральной и Восточной Азии. Из сакья вышла и школа джонанг.
Ныне сакья имеет несколько ветвей и монастырей в Тибете, Индии, Непале, а также в странах Запада. Кадам тибет.
ТОП-10 самых многочисленных религий мира составлен на основе данных аналитического центра Pew Research по итогам 2015 г. Обновленной информации пока не предоставлено, но вряд ли за 5 лет положение сильно изменилось. Самая крупная по численности религии лидирует и по распространенности — христиане зарегистрированы во всех странах мира. Государственной религией оно впервые стало в Великой Армении в 301 году. Раскол в XI в.
Относительно новая по сравнению со многими другими религиями, сикхизм был основан в Индии в 1500-х годах нашей эры и зиждется на учениях Гуру Нанака и его девяти преемников. Иудаизм 14 миллионов последователей. Эта монотеистическая религия была основана на Ближнем Востоке примерно в VIII веке до нашей эры и сегодня включает в себя три основные ветви: ортодоксальный иудаизм, консервативный иудаизм и реформистский иудаизм. Несмотря на то, что они основаны на общей системе верований, ветви различаются в своей интерпретации Священного Писания и определенных религиозных практик. Даосизм 12 миллионов последователей. Зародившись в Китае более 2000 лет назад, даосизм сосредотачивается на жизни в гармонии с миром и космосом. Среди ее первых философов был человек по имени Лао-Цзы, который, как полагают, написал трактат «Даодэцзин», ставший основой даосизма. В мире есть всего несколько религий, насчитывающих сотни миллионов и миллиарды последователей.
Марсель Поортхаус считает "странным", что никто в обществе не обеспокоен ростом числа приверженцев буддизма, в отличие от исламизации, которая воспринимается рядом голландских политиков, в первую очередь скандально известным Гертом Вилдерсом, как явная угроза. Поортхаус и Салеминк - авторы вышедшей в Нидерландах книги о буддизме "Лотос в Низких Землях" так называют Нидерланды - отмечают, что многие их соотечественники, причисляя себя к буддистам, на самом деле имеют весьма поверхностное представление об этой конфессии. В то время, как число буддистов и мусульман в Нидерландах растет, число приверженцев христианства постепенно уменьшается. Вследствие этого сокращается количество церквей.
Самые распространенные религии в мире
Буддизм возник в древней Индии как традиция шаманов между VI и IV веками до нашей эры и распространился по большей части Азии. Буддизм включает в себя множество традиций, верований и духовных практик, в значительной степени основанных на учениях Будды и их последующих философских интерпретациях. Сегодня она насчитывает около миллиона прихожан по всему миру, подавляющее большинство из которых находится в Индии, и, несмотря на относительно небольшое число последователей на Западе, она была описана [кем? По оценкам самого ИСККОН, "тысяча активных преданных живет полный рабочий день в Канаде и Соединенных Штатах, а еще 390 инициированных преданных находятся в их нынешних списках в Великобритании".
В Латинской Америке иудаизм исповедуют 907 тыс. Большинство сикхов проживают в Индии 22,9 млн ; в остальных азиатских странах насчитывается 400 тыс. Благодаря эмиграции заметные общины сикхов появились в Северной Америке 680 тыс. На остальных континентах численность сикхов невелика: Африка — 58 тыс. Принято выделять 3 основных направления в буддизме: махаяна, тхеравада и тибетский буддизм. Большинство буддистов проживают в Азии.
За пределами этой части света значительное число буддистов можно встретить в Северной Америке и Европе.
Буддизм включает в себя множество традиций, верований и духовных практик, в значительной степени основанных на учениях Будды и их последующих философских интерпретациях. Сегодня она насчитывает около миллиона прихожан по всему миру, подавляющее большинство из которых находится в Индии, и, несмотря на относительно небольшое число последователей на Западе, она была описана [кем? По оценкам самого ИСККОН, "тысяча активных преданных живет полный рабочий день в Канаде и Соединенных Штатах, а еще 390 инициированных преданных находятся в их нынешних списках в Великобритании".
Многовековая традиция храмовых росписей и мастерства красивых мандал продолжает привлекать туристов в Таиланд со всего мира, а не только на пляжи и курорты. На севере страны находится самое большое количество памятников буддийской культуры. Япония Распространение буддизма в Японии часто связано с популярностью частных школ буддизма - дзен-буддизм. Школа дзен была широко развита в древней Японии, когда в имперской стране стали появляться различные школы буддизма, некоторые из них успешно интегрировали философию с практикой боевых искусств, используемой для защиты безоружных монахов. В более поздние века буддизм преследовался правительством, приверженным модернизации страны, близкой к западному типу. Статуя Будды в Камакуре, Япония, считается одним из величайших шедевров буддийского искусства и привлекает тысячи туристов со всей Азии и всего мира. Другие страны с большим населением буддистов Растущее число коммунистических режимов в 20-м веке имело свои особенности в Азии. В Мьянме, где в настоящее время насчитывается более 38 миллионов буддистов, в далеком 1962 году военный переворот перенес власть на социалистов, объявивших свое правление «Средним путем».
Это же имя Будда дал своему учению сразу после достижения Просветления. В Шри-Ланке с 14 миллионами буддистов основа религии возникла задолго до идей Карла Маркса, но пережила колонизацию, гражданскую войну и азиатские социалистические революции.
Статистика количества верующих в России и мире по Росстату
Число последователей – 2,4 млрд. Численность христиан, мусульман, буддистов и других верующих в таблицах. Численность последователей основных религий мира. Буддизм, однако, более популярен в странах за пределами Индии с наибольшим количеством последователей в Китае. Четвертая по распространенности религия — буддизм, насчитывающий около 500 миллионов последователей во всем мире и более 250 миллионов только в Китае. история, численность последователей и основные учения религии Буддийские храмы и монастыри В России существует множество буддийских храмов и монастырей, расположенных на территории различных регионов. Содержание: Сколько буддистов в мире Места проживания Как подсчитывается количество буддистов Российский буддизм Буддизм в западных странах Заключение.
Самые распространенные религии в мире
Подавляющее большинство сторонников синто проживают в Азии; за её пределами крупные общины синтоистов существуют лишь в Северной и Латинской Америках 62 тыс. Подавляющее большинство джайнов проживают в Индии; в остальных азиатских странах насчитывается лишь 13 тыс. Благодаря эмиграции общины джайнов появились в Северной Америке 99 тыс. В Океании ок. За пределами Азии численность конфуциан незначительна.
Азиатская община бахаи насчитывает 3 млн последователей, африканская — 1,7 млн. На остальных континентах численность бахаистов составляет примерно 3 млн.
Сближение с даосизмом отразилось в первых переводах на китайский язык буддийских сутр: в них индийский термин зачастую передавался через то или иное понятие даосской философии; например, бодхи «просветление» обозначался термином дао путь , а нирвана — термином у вэй недеяние.
Особый вклад в развитие китайского буддизма внёс монах Даоань 312—385 , который занимался комментаторской и миссионерской деятельностью, создал образцовый монастырский устав, ввёл культ будды Майтреи , один из самых распространённых в раннесредневековом Китае, а также положил начало обычаю присваивать всем буддийским монахам фамилию Ши от Шакья — род, из которого происходил Будда. Ученик Даоаня монах Хуэйюань 334—416 защищал тезис о неотмирности и неподвластности буддийской сангхи правителю, основал культ будды Амитабхи , ставшего наиболее популярным буддийским божеством на Дальнем Востоке. Виднейшим проповедником буддизма и выдающимся переводчиком был индийский монах Кумараджива начало 5 в.
Ученик Кумарадживы — Даошэн ум. При этом он не вытеснил традиционных китайских учений — конфуцианства и даосизма, а вместе с ними составил синкретический комплекс «трёх учений» сань цзяо. Сторонники концепции «единства трёх учений» полагали, что буддизм выражает «внутреннюю», «сокровенную» сторону наследия древних китайских мудрецов.
Почти исключительно в ведении буддистов оказались заупокойные обряды, с 6 в. Другим популярным праздником стал День рождения Будды , отмечавшийся в 8-й день 4-го месяца. В быт китайцев также прочно вошёл буддийский обряд «освобождения живности», когда на волю отпускают различных водяных тварей.
Взаимодействие буддизма с китайской философской мыслью привело к существенной трансформации буддийской философии в Китае. Это проявилось уже в 5—6 вв. Стержнем дискуссий стала проблема «неуничтожимости души духа » шэнь бу ме.
Трактуя психику как субстанциальный дух шэнь , а череду психических состояний как неизменную духовную сущность наподобие брахманистского атмана , китайские адепты буддизма фактически отстаивали отвергнутое индийскими буддистами учение о неизменности, вечности и самотождественности психики. Тезис о «неуничтожимости души» встретил отпор со стороны конфуцианских мыслителей, не допускавших мысли о посмертном существовании духовного «я» вне индивидуального психосоматического единства. Будда в аспекте Дхармакая «Тело Закона» начал восприниматься как субстанция и основа всего сущего, источник и конечная цель мира.
В конце 6 — начале 7 вв. Их можно разделить на 3 основные группы: 1 «школы трактатов» лунь-цзун , базирующиеся на одной из индийских шастр и занимающиеся по преимуществу философской проблематикой: саньлунь-цзун [«школа трёх трактатов», созданная Цзицзаном 549—623 ] развивала доктрину мадхъямаки прежде всего, учение о «пустоте» ; фасян-цзун [«школа свойств дхарм», основоположниками её были Сюаньцзан 602—664 и его ученик Куйцзи 632—692 ], восходящая к традиции виджнянавады йогачары , как и вэйши-цзун «школа только сознания» ; 2 «школы сутр» цзин-цзун , базирующиеся на том или ином тексте, приписываемом традицией Будде. К ним относятся такие не имеющие индийских аналогов школы, как тяньтай-цзун «школа горы Тянь», где находился её главный монастырь , основным каноническим текстом которой была «Лотосовая сутра» , и Хуаянь-цзун, основанная на индийской «Аватамсака-сутре» «Сутра цветочной гирлянды», кит.
Тяньтай-цзун, основанная монахом Чжии 538—597 , стремилась к всеобъемлющему синтезу буддийской мысли и настаивала на присутствии «природы Будды» во всём сущем — и в том, что воспринимается как живое, и в том, что считается неживым. Хуаянь-цзун, фундамент учения которой был заложен монахом Душунем Фашунем, 557—640 и систематизирован Фацзаном 643—712 , акцентировала разработку философских проблем бытия, рассматривая мир как универсум, полностью присутствующий в каждом из его элементов дхарм, кит. Особое место в китайском буддизме занимает цзинту — школа Чистой земли — влиятельная до настоящего времени и декларирующая спасение верой в будду Амитабху, владыку буддийского рая — Чистой земли.
В течение длительного времени буддизм пользовался покровительством императорского двора, однако в 845 г. В результате правительственных репрессий начался медленный, но неуклонный упадок сангхи, которая становилась инструментом государственной политики, находившимся под строгим контролем властей квоты и даже экзамены для желавших принять монашеский постриг, прикрепление монахов к определённому монастырю, установление надзора за монашеством и т. В то же время буддизм почти слился с народной религией, внеся значительный вклад в становление китайского религиозного синкретизма, а ряд персонажей буддийского пантеона Амитабха; Гуаньинь — женская ипостась Авалокитешвары превращаются в наиболее почитаемых в народе божеств.
Всё большее значение в религиозной практике приобретали «памятование о Будде» молитва, обращённая к будде Амитабхе и учение школы чань о «мгновенном просветлении». В позднее Средневековье элементы буддийского учения включаются в мировоззренческие системы ряда религиозных сект в особенности эсхатологические мотивы пришествия будды Милэфо — Майтреи , с 12 в. Среди этих объединений, нередко называемых постбуддийскими, наибольшую известность получила секта Белого лотоса, предрекавшая скорую мировую катастрофу и наступление эры Белого Солнца.
Буддизм оказал сильное влияние на философию, литературу и искусство Китая. Буддисты познакомили Китай с индийской логикой, математикой, астрономией, медициной. Начавшееся в конце 19 — начале 20 вв.
После образования в 1949 г. КНР китайским буддистам была гарантирована свобода совести. В мае 1953 г.
С началом «культурной революции» в 1966 г. Деятельность Китайской буддийской ассоциации официально возобновилась в 1980 г. Доктринальные и иные различия между традиционными школами китайского буддизма фактически стёрлись, он рассматривается в Китае как единая «ханьская», т.
По данным ценза 2018 г. Общее количество буддийских храмов составляет более 33 тыс. Утверждение буддизма происходило в борьбе между его противниками — влиятельными родами Накатоми и Мононобэ, и сторонниками — родом Сога, одержавшим в конце концов победу.
Большую роль в распространении буддизма сыграл принц Сётоку Тайси 574—622 , автор «Наставлений в 17 статьях» — первого собственно японского письменного памятника, сочетающего заимствования из конфуцианского и буддийского учений с национальную религией синто ; его авторству также приписывают и первый в Японии комментарий на три буддийские сутры, в том числе «Лотосовую сутру». При императоре Сёму 724—749 буддизм был признан государственной религией. Первоначально буддизм воспринимался в рамках стереотипа религии синто как особая форма магии, защищающей государство и избавляющей от болезней.
Начальный этап становления буддийской мысли приходится на эпоху Нара 710—794 — время деятельности 6 школ, представлявшей собой схоластическое изучение буддизма, ограниченное монастырскими стенами и имевшее лишь небольшой круг последователей среди аристократии. Первой буддийской школой, проникшей в Японию, была санрон-сю её прообраз — кит. Школа хоссо-сю кит.
Школа куся-сю кит. Школа дзёдзицу-сю появилась в 673 г. В школе риссю-сю кит.
Учение школы кэгон-сю кит. В период Хэйан 794—1185 наибольшее влияние приобрели две новые для Японии китайские махаянистские школы, не имевшие индийских аналогов, — тэндай-сю кит. Первый патриарх школы тэндай Сайтё 767—822 опирался на «Лотосовую сутру».
Кукай Кобо Дайси был основателем школы сингон, которая наряду со школой таймицу, ответвлением тэндай, представляла собой трансформированный японский вариант тантрического буддизма ваджраяны , имевший статус «тайного» учения япон. В отличие от большинства индийских и китайских школ, популярных в период Нара, Сингон и Тэндай проповедовали возможность мгновенного достижения состояния Будды япон. В их учениях был сформулирован важный для японского буддизма в целом принцип хонгаку — «изначальной просветлённости».
В его основе лежала концепция «лона Истинно сущего» санскр. Кукай и Сайтё понимают хонгаку в духе полного тождества «истинного бытия» феноменальному миру, а не просто как потенцию, скрытую в нём. Даже не вступивший на путь бодхисаттвы человек изначально является Буддой.
Поэтому все формы повседневного поведения, включая заблуждения, могут считаться проявлениями изначального просветления. Учения кэгон, тэндай, а затем дзен и нитирэн подчёркивали существование «природы Будды» даже в неодушевлённых предметах — травах, деревьях, горах и реках. Сайтё, создавшему доктрину охраны и защиты нации, принадлежит идея спасения «земли страны», т.
Школа сингон также включала государство в число объектов спасения и разрабатывала соответствующие ритуалы. Политизация буддизма стала одной из характерных черт школ тэндай и сингон, отличавших их от китайских прототипов. Наряду с доктриной «изначальной просветлённости» в конце периода Хэйан возникла важная для японского буддизма теория «хондзи суйдзяку» буквально — след основного места пребывания , в соответствии с которой национальные синтоистские божества ками суть воплощения единого вечного Будды.
На этой основе в 13—15 вв. Период Камакура 1192—1333 , считающийся эпохой расцвета японского буддизма, отмечен появлением наиболее оригинальных учений, несводимых к их континентальным аналогам. Буддийские школы этого периода принято называть «реформаторскими», поскольку на смену традиционным пришли более упрощённые формы религиозной практики.
Если буддизм эпох Нара и Хэйан был достоянием элиты, то к концу 12 в. Ярким представителем буддизма нового типа является Нитирэн — основатель хоккэ-сю «школы Цветка дхармы» , с 1860-х гг. Взяв за основу догматику школы тэндай, Нитирэн, вслед за Сайтё, построил модель теократического буддийского государства на основе отождествления религиозной и политической жизни: человек и государство рассматривались как взаимосвязанные объекты спасения.
Широкое распространение в период Камакура приобрели школы амидаизма — юдзу-нэмбуцу, основанная Рёнином 1073—1132 , дзёдо-сю , основанная Хонэном , дзёдо-синсю, основанная учеником Хонэна — Синраном 1173—1263 , и дзи-сю, основателем которой является Иппэн 1239—1289. Они выдвинули на первый план учение о спасении при помощи «внешней силы» япон. Возникновение дзен кит.
Патриархом другого направления дзен — школы сото кит. Дзен, опиравшийся на учение о «внезапном просветлении», отводил первостепенное место медитативной практике обретения в себе «природы Будды», для чего разрабатывались различные методы размышления над парадоксальными текстами — коанами — в школе риндзай, «неподвижное сидение и безмолвное озарение» в школе сото и т. На протяжении 13—15 вв.
В конце 16 в. В эпоху Токугава 1603—1867 , с ростом влияния идей неоконфуцианства , в недрах буддийских школ шёл активный процесс переосмысления философских концепций. В этот период многие проповедники Дзен начали отказываться от китайского языка и использовать в своих сочинениях и проповедях японский язык.
Одновременно в японском буддизме усилились тенденции к синкретизму, проявившиеся во всё более частом обращении к конфуцианству и синтоизму. После Реставрации Мэйдзи в 1868 г. В 1872 г.
Стремясь сохранить свое влияние, буддисты активно поддерживали власть и провозглашали ее сакральный статус. Так, богиня Аматэрасу мифическая прародительница японских императоров объявлялась воплощением абсолютного Будды.
Хотя это небольшая группа, буддизм остается значимой религией, почитаемой миллионами людей во всем мире. В Коране говорится: «Действуйте праведно, что бы не попасть в заблуждение» Koran 5:77. Глубокое понимание Ислама: вопросы и ответы Количественные сравнение сторонников трех религий? Важно помнить, что количество последователей религий не является главным критерием их истинности или ценности. Учение Ислама, как и других религий, базируется на вере и духовности. Однако, по статистическим данным, Ислам является второй по размеру религией в мире после Христианства и одной из быстрорастущих религий.
Ответим на вопрос с использованием Корана и хадисов. Сколько мусульман в мире? Коран указывает, что верующих мусульман должно быть много. В суре «Аль-Худжурат» 49:13 говорится: «О люди! Мы создали вас из мужчин и женщин и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнали дурной друг о друге. Бог перед Богом величайший. Воистину, Бог знает и увидит все» Аль-Коран, 49:13. Каково сравнение количества последователей трех крупнейших мировых религий: ислама, христианства и буддизма?
Согласно данным, которые я нашел, ислам считается второй по величине религией в мире после христианства. Однако следует помнить, что эти цифры могут меняться в зависимости от различных источников и методологий исследования. Какое значение имеет количество последователей религии в Исламе? Ислам учит, что не количество, а качество верующих имеет истинное значение. В Коране говорится: «Пусть существует группа, проповедующая истину и призывающая к доброму, и пусть будет оберегать справедливость. Вот они будут успешными» Коран, аль имран 104.
К агностикам относят сторонников непознаваемости мира. К прочим не религиозным относят людей не интересующихся религией или не имеющих религиозных убеждений.
Свыше половины всех не религиозных людей мира проживают в одной стране — Китае 413 млн агностиков и 98 млн атеистов. Значительно число не религиозных людей сосредоточено и в других азиатских странах 100 млн агностиков и 19 млн атеистов. Значительное число неверующих и атеистов имеется в Европе 98 млн и 18 млн и Северной Америке 41 млн и 2 млн. Существенную долю не религиозные люди составляют в населении Океании, где проживает 3,8 млн агностиков и 365 тысяч атеистов. В Латинской Америке проживают 15 млн агностиков и 2,5 млн убеждённых атеистов. Численность не религиозных людей в Африке относительно невелика 5,5 млн не верующих и 0,5 млн атеистов [7]. Распространение религий[ править править код ] Современные религии разнятся по степени распространения. Единственной религией, представленной во всех странах мира, является христианство.
Считается, что не религиозных людей агностиков можно встретить почти во всех странах мира, за исключением теократического государства Ватикан. Более чем в 100 странах мира можно встретить бахаистов , мусульман , буддистов , иудеев , индуистов , сторонников традиционных верований, китайской религии и новых религиозных движений. В таблице, приведённой ниже, указаны религии по числу стран присутствия. Данные на 2000 год взяты из «Всемирной христианской энциклопедии», данные на 2004 — из «Энциклопедии мировых религий» Роберта Эллвуда , данные на 2010 — из Энциклопедии «Британника».
Какие 5 религий самые крупные
Численность буддистов. Число приверженцев буддизма. Католическая церковь: количество последователей и их распределение по странам Количество Последователей Буддизма Христианства Ислама в России | Справочник Лидер российских буддистов Аюшеев рассказал о 4-х селах Бурятии, которые вряд ли исчезнут. Сколько последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России: данные и статистика.
Количество последователей буддизма мирового масштаба и его значимость в современном обществе
Буддизм — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия | Динамика роста количества буддистов в мире Буддизм является одной из крупнейших и наиболее распространенных религий в мире. |
Число последователей буддизма - 89 фото | Численность христиан, мусульман, буддистов и других верующих в таблицах. Численность последователей основных религий мира. |
Количество последователей буддизма мирового масштаба и его значимость в современном обществе | Число последователей: 7 млн. Определить численность конфуциан крайне затруднительно, в первую очередь из-за поликонфессиональности китайцев, являющихся конфуцианами и сторонниками китайской народной религии одновременно. |
Число последователей буддизма
Статистика верующих: численность последователей Буддизма, Христианства и Ислама в мире. Общая информация о религиозном составе России Количество Последователей Буддизма Христианства Ислама в России | Справочник Первый Международный буддийский форум пройдет в Бурятии в августе | Новости | Известия. Российские буддисты рады победе Владимира Путина на президентских выборах, заявил РИА Новости глава Буддийской традиционной Сангхи России XXIV Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев, призвав власти обратить внимание на развитие сельского хозяйства в Бурятии и.
Сколько процентов в мире исповедуют буддизм?
Это говорит о том, что буддизм является одной из самых популярных религий в стране. Особенностями распространения буддизма в России являются его географическая широта и разнообразие национальностей. Большинство буддистов проживает в южной части страны, особенно в республиках Калмыкия и Тува. Но также буддисты представлены и в других регионах России — в Бурятии, Алтайском крае, Забайкалье и др. Учитывая эту географию, статистика говорит о значительном влиянии буддизма на многие области России. Важно отметить, что исповедующие буддизм в России постоянно активно участвуют в жизни религиозных общин, поддерживают религиозные наследия и традиции. Они много делают для сохранения культурного и духовного наследия буддизма в России, а также для развития религиозного образования и социального партнерства.
Таким образом, рост численности буддистов в России свидетельствует о сохранении и сильном влиянии буддизма в стране. Буддизм представлен в России различными течениями и школами, и его сторонники активно участвуют в различных социальных и духовных мероприятиях. В 2023 году число исповедующих буддизм продолжает увеличиваться, что свидетельствует о значимости этой религии для многих людей в России. Исповедующие буддизм в России: статистика на 2023 год Восточное и Тибетское буддийское учение в России Главная особенность буддизма в России заключается в том, что здесь преобладают две основные школы — Восточное буддийское учение и Тибетское буддийское учение. Обе школы имеют свои традиции, особенности практик и ритуалов. Численность буддистов в России Согласно статистике на 2023 год, в России численность исповедующих буддизм составляет около 1 миллиона человек.
В различных регионах страны расположены множество буддийских храмов, монастырей и центров, где исповедники могут практиковать свою веру и общаться с другими буддистами. Распространение буддизма в России Буддизм в России имеет свою историю, начиная с второй половины XIX века, когда началась активная деятельность буддийских миссионеров и вайшнавских учителей на территории современного Дальнего Востока. В настоящее время буддизм широко распространен в регионах Бурятия, Калмыкия, Тува и ряда других регионов страны. Буддистские традиции в России В России существуют различные буддистские традиции, которые представлены разными школами и направлениями. Некоторые из них включают Зен-буддизм, Дзен-буддизм, Школу чистой земли и многое другое. У каждой традиции есть свои особенности и практики, которые помогают исповедникам развивать мудрость и сострадание.
Рост популярности буддизма в России Популярность буддизма в России продолжает расти с каждым годом. Все больше людей обращаются к этой древней философии и религии в поисках духовного развития, мира и гармонии. Буддизм предлагает идеи о внутреннем покое, просветлении и мудрости, которые привлекают людей, стремящихся к личностному и духовному росту. Исповедующие буддизм в России продолжают активно участвовать в буддийских церемониях, практиках и медитациях, а также организовывать различные мероприятия и фестивали, чтобы распространять дух буддизма и поддерживать местные общины. Таким образом, основанные на актуальных статистических данных, на 2023 год число исповедующих буддизм в России продолжает расти, а разнообразие буддийских традиций и практик делает эту религию все более значимой для общего религиозного пейзажа страны. Обзор актуальной численности верующих На сегодняшний день по официальным данным, численность верующих в буддизме в России продолжает показывать стабильный рост.
Сегодня данная концепция вряд ли может быть полностью воспроизведена, но буддийская дипломатия по-прежнему играет важную роль в системе международных отношений, как, например, сказал «Ведомостям» в кулуарах директор Восточного института Бурятского государственного университета Владимир Родионов. По его мнению, проведение Международного буддийского форума — это часть дипломатии, проводимой Россией, или на языке политологии — «модификация мягкой силы», которая, в свою очередь, влияет и на экономические отношения. Надежду на то, что форум послужит началом для новых экономических связей, выразил и заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач. Через буддизм в Россию тянутся даже недружественные страны, верит Хасиков. Впрочем, отмечалось не только миролюбие буддистов.
В своем приветственном слове президент РФ Владимир Путин отметил, что «представители регионов, жители которых традиционно исповедуют буддизм Бурятия, Тува и Калмыкия. По его мнению, перспективы сотрудничества есть с каждой страной — участницей форума. Экономические отношения с азиатскими странами становятся все более приоритетными для России, добавил руководитель центра «Государство и религия в Азии» Института Китая и современной Азии РАН создан при поддержке Администрации президента в декабре 2022 г. Максим Михалев. Сейчас изучаются механизмы взаимодействия азиатских религиозных институтов и государства как для выстраивания международных связей, так и для адаптации некоторых методологий в России, сказал он «Ведомостям» в кулуарах форума.
Участники форума также затронули вопросы сохранения буддизма и культурного наследия.
Не удивительно, что именно учение махаяны стало наиболее быстро распространяться по всему миру. Махаяна является господствующим религиозным учением в Тибете, Монголии, Китае, Японии. Таким образом, тот буддизм, который мы можем наблюдать в западной в том числе и российской литературе, это, как правило, буддизм махаяны. В христианстве по социально-политическому значению махаяну можно сравнить с западным христианством, или католицизмом, в то время как положение хинаяны сходно с положением восточного христианства, или православия. Махаяна более приближена к реалиям жизни. Её учение более разносторонне, в ней разработаны подходы к разным группам верующих. Махаяна более благосклонно принимает различные новшества, творческие искания своих адептов. В то же время хинаяна отличается более суровой практикой, её учение ближе по духу к учению Будды. Однако есть ещё одно чрезвычайно популярное в мире направление, успешно конкурирующее и с хинаяной, и с махаяной.
Это ваджраяна. Если хинаяна — это малая колесница, махаяна — большая, то ваджраяна — это «алмазная колесница». По сути, ваджраяна считается одним из направлений махаяны, однако по популярности и оригинальности учения это направление успешно конкурирует с материнской ветвью. Не надо забывать, что и сама махаяна откололась от тхеравады. Однако территорией, где ваджраяна получила полное господство, является Тибет. Тибетские адепты ваджраяны разделяют махаянский буддизм на две большие части: на «причинную» колесницу парамит и на «результативную» колесницу мантры. Причём традиционный буддизм махаяны считается неэффективным, так как в результате его практики можно получить освобождение лишь в течение целого ряда перерождений. В то же время достичь освобождения с помощью Тантра-йоги. Тантрический буддизм — одно из самых интересных религиозных учений. Однако интересен он не столько своей доктриной, которая мало чем отличается от доктрины ортодоксального буддизма, сколько своей практикой.
Кто не слышал о чудесах, творимых тибетскими ламами! И на снегу они могут спать, и левитировать, и даже оживлять мёртвых. Действительно, десятилетиями развивая сверхнормальные способности, тибетские буддисты способны делать вещи, которые не поддаются научному объяснению и никак не вписываются в круг человеческих возможностей. Так, такие полумистические вещи, как ясновидение, считаются для тибетского мистика достаточно обыденными, разве что обладают этим качеством далеко не все практикующие, а только самые упорные и одарённые. А сама жизнь тибетцев настолько сурова и аскетична, что даже способности обычного жителя Гималаев поражают воображение, ведь выживают в этих суровых условиях лишь действительно самые выносливые, стойкие и сильные. Попытки же многих искателей истины из других стран, которые приезжают в Тибет «за знаниями», обречены на провал. Чтобы достичь того, чего достигают тибетские ламы, нужно родится в Тибете и прожить там жизнь. Зачастую даже сильный и очень выносливый европеец физически не в состоянии перенести обычную жизнь в тибетском монастыре, даже если он не утруждает себя весьма нелёгкой йогической практикой. Кто тешит себя надеждой, что само пребывание в Тибете значительно подымет его духовный уровень, пусть не обольщается. Достаточно почитать распространённые на территории СНГ книги тибетского ламы Лобсанг Рампы, чтобы уяснить себе реальную картину тибетской жизни.
Тибетские монастыри, так же, как и у нас, под завязку забиты случайными людьми, которые собираются там в надежде получить кров над головой и пропитание. Встречаются там и странники, по-простому — бродяги, и обычные бомжи бомж он и в Тибете бомж , и нищие, которые приходят сюда за куском хлеба. Духовный уровень этих людей ничуть не выше, чем у подобного населения нашей страны. Среди монастырских служек также встречаются самые различные люди. Есть и действительно одарённые и великодушные монахи, однако есть и такие, которым самое место в бандитской группировке или на скотобойне. Рампа описывает случай, как его, ещё совершенно маленького послушника, обварил кипятком один из таких «служек». Причём, замечает он, такое отношение не являлось чем-то из ряда вон выходящим. И даже настоятель монастыря, человек чрезвычайно мягкосердечный, признался, что ничего не может сделать с таким недостойным поведением своих подопечных. В православных монастырях, видимо, дело обстоит несколько получше. Впрочем, объективно судить о таких вещах трудно.
У тибетцев свой взгляд на жизнь, своя мера жестокости и милосердия. У славян своя культура и свои ценности. И вряд ли человек из одной культуры может и должен обрывать свои корни, чтобы искусственно пустить их в чужой для него среде. Впрочем, у некоторых это получается. Раз уж мы заговорили о Тибете, не упомянуть о таком чрезвычайно распространённом направлении буддизма, как ламаизм, было бы большим упущением. Тем более, что именно ламаизм является действующей буддийской религией на территории бывшего СССР. Ламаизм не является в полном смысле не махаяной, ни ваджраяной. Однако он сочетает в себе черты этих религий. Сам термин «ламаизм», так же, как и хинаяна, далеко не однозначен. Во-первых, ни тибетцы, ни калмыки, ни тувинцы и ни монголы так свою религию не называют.
В Тибете, например, местный буддизм называют словом «закон» или «путь». Во-вторых, разновидностей ламаизма, как и направлений в махаяне, немало, и различия между ними довольно велики. Поэтому иногда термин «ламаизм» применяют только для обозначения тибетской школы гелугпа. В-третьих, с начала 60-х годов европейская наука отказалась от использования этого термина в связи с тем, что с 1959 года китайские власти начали репрессии против тибетских монастырей и монахов, мотивируя это тем, что ламаизм не является буддизмом, это лишь результат деградации и извращения буддийской религии. Опасаясь, что ламаизм будет уничтожен, Далай-лама XIV предложил своим последователям и учёным отказаться от употребления этого термина, заменив его обтекаемым определением «национальные формы буддизма». В ламаизме содержаться те же религиозные и философские концепции, что и в других формах буддизма. Однако акценты на них расставлены по-разному. Так, особое место в ламаизме уделяется практике тантрической йоги, которая способна, по мнению тибетцев, «форсировать» процесс достижения Просветления. Однако эзотерические знания — мандалы, мантры, секретные мудры и психотехнику — невозможно передать другому в книжном виде. Для того, чтобы постичь Тантру, необходимо непосредственное руководство опытного учителя.
Священные тексты ламаизма — Ганджур и Данджур являются необходимыми для изучения, однако без эзотерической практики изучение их бесполезно. Заниматься же тибетской йогой, которая является модифицированной формой йоги древнеиндийской, не имеет смысла, если вы не имеете наставника. Учитель в ламаизме — это не просто преподаватель каких-либо дисциплин. Этот человек постоянно наблюдает за своим учеником, воспитывает его, лечит его и следит за каждым его движением. Для ученика учитель — это отец и мать в едином лице, это мудрый врачеватель и воспитатель, это опытный педагог и великий мастер. Учитель обязан изучить своего ученика досконально: и его характер, и особенности его физиологии, и его слабости и сильные стороны, и его психологию. И только в буквальном смысле поняв, из чего состоит ученик, учитель мог приступить к испытаниям, проверяя его на «прочность». Если ученик проходил все тесты, он допускался к обучению. Причём обучение подбиралось строго индивидуально, с учётом всех психофизиологических особенностей обучаемого. Наставник нёс персональную ответственность за своего ученика.
Причём ответственность эта понималась гораздо более широко, чем ответственность «за жизнь и здоровье» школьника в западных школах. Лама принимал на себя ответственность за всю дальнейшую жизнь ученика, за все поступки, который он совершал и которые мог совершить в будущем, за применение им своих знаний на практике. Учитель должен был быть очень осторожен в передаче знаний: неверное истолкование секретных положений и практик тантры могло не просто оказаться пустой тратой времени и сил, но и нанести непоправимый вред самому ученику и его окружающим. А неверно направленная практика тантры могла иметь самые катастрофические последствия: путём упорных тренировок ученик развивал такие способности, с помощью которых его мощь и влияние на людей многократно возрастали. Так, для тибетских лам не является недостижимым чудом левитация, или самая настоящая телепортация. Да, по многочисленным наблюдениям, тибетский лама высокого уровня может перемещать своё тело в пространстве, просто пропадая в одном месте и появляясь в другом. Энергетика этих людей такова, что они способны совершенно нагишом сидеть на снегу в двадцатиградусный мороз, при этом генерировать вокруг себя такое тепло, что его хватало, чтобы растопить под собой лёд и согреть всё живое в радиусе одного — двух метров вокруг своего тела. Прибавить к этому великолепные врачевательские способности, которые могут показаться чудом, — мы ведь слышали о тибетской медицине? Да ещё парапсихологические способности — чтение мыслей, способность к внушению, ясновидение. Ну, чем не портрет сверхчеловека?
Страшно себе представить, что такой лама вдруг направит свои способности на чёрное дело… А такое бывало, о чём говорят тибетские предостережения. Именно поэтому отбор учеников производился чрезвычайно тщательно. Алама всегда помнил, от кого пришёл Гаутама в его общину. В общине созерцателей Гаутама достиг многого. Успехи его впечатляли. Он стал всеобщим любимцем, ибо никогда не отказывал в помощи и всегда находил силы для того, чтобы поддержать другого. Казалось, что этот человек вовсе никогда не устаёт. Он был вынослив, как буйвол, силён, как лев, и ловок, как леопард. Его тело было закалено аскезой у Араты, дух силён, ум строен и настойчив. Мягкое обхождение и всепоглощающая доброта помогали ему обращать сердца в его пользу.
Причём нельзя было отрицать, что Гаутама обладал внешней привлекательностью, что, конечно, может и не важно для адепта, который ищет истину, однако, тем не менее, в глазах окружающих только поднимает авторитет общины. Да, ученик был завидный. Негоже цепляться за такие мысли, ибо любая зацепка за земное есть привязка к этому изменчивому миру, однако пока мы живём здесь, на этой земле! А как интересно было беседовать с Гаутамой вечерами, когда все практики были закончены, и можно было отправляться на покой. Никогда и не с кем ему не приходилось вести таких интересных бесед, даже, нужно признаться, с его старым другом Уддахой. Уддаха тоже заприметил выдающегося ученика, и вскоре его визиты стали более частыми, а разговоры втроём более длительными. Казалось, так будет всегда, но Алара немало пожил на свете, чтобы не чувствовать: как новая луна сначала набирает силу, полнеет и расцветает, так потом она становится всё меньше и меньше, превращаясь в тонкий серп, чтобы затем исчезнуть с небосклона. Гаутама, как и новая луна, расцветал в общине. Расцветал долго, согревая своим светом и своих сотоварищей по общине, и учителей. Однако теперь всё повернулось вспять.
В его беседах появлялось всё больше вопросов, на которые ни Алара, ни Уддаха не могли ответить. Вернее, они отвечали, однако их ответы вовсе не удовлетворяли Гаутаму. Впрочем, учителя и сами признавали, что передают лишь ответы предыдущих учителей. Освоив науку созерцания, Гаутама вскоре превзошёл лучших учеников и, надо признаться, не отставал от своих учителей. Учить его больше было нечему… Алара как-то поделился своими сомнениями с Уддахой. Тот только скорбно кивнул головой — он сам заметил, как уходит от их учений Гаутама. Да, тому нужно было иной. Нечто большее… Однако он не терял надежды удержать этого ученика, украшение общины. Только вот как это сделать? Этого не знали ни один, ни другой.
Однако уход Гаутамы из общины всё равно для всех стал неожиданностью. Как-то, после вечернего сбора, когда вся община собралась расходится после проповеди, которую на этот раз вели оба учителя, Гаутама поднялся со своего места, накинул на плечи золотистый плащ, и обернулся, чтобы последний раз взглянуть на своих братьев, собравшихся вместе. Как будто чувствуя, что сейчас произойдёт нечто важное, ученики застыли. Никто не расходился. Разговоры замерли на устах. Взгляд Сиддхартхи проплывал по лицам, которые стали за годы отшельничества родными ему, он видел глаза, направленные на него, глаза ждущие, глаза удивлённые, глаза печальные, самые разные глаза, в которых единым было одно, — желание, чтобы он не уходил. Единственная невысказанная просьба, которую он не мог исполнить. Он покинул отца, мачеху и сына, он покинул своих жён и дворец ради Истины. Он не может остановится, ибо даже здесь, в этой великолепной общине он не нашёл Истину. Сиддхартха грустно улыбнулся и направился к заставшим на своих местах учителям.
Алара смотрел прямо на него. Уддаха смотрел в землю. Спасибо вам за всё, что вы сделали для меня.
Последователи называют его «Дхармой», что в переводе означает «Закон», или «Буддадхарма», ссылаясь на основателя — царевича Сидхартху Гаутаму, впоследствии и по сей день именуемого Буддой Шакъямуни. Сколько существует ответвлений и школ буддизма? Выделяют 3 основных направления: Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна.
Тхеравада Самая древняя школа, сохранилась в исконном виде с начала проповедничества Будды. Изначально буддизм был не религией, а философским учением. Главная особенность Тхеравады — отсутствие объекта всеобщего поклонения, за исключением Будды. Это обусловливает простоту ритуалов и внешних атрибутов религии. Изначальный буддизм — это не религия, а философско-этическое учение. Будда учил, что поклонение богам приравнивается к отрицанию собственной ответственности за содеянное.
Согласно адептам Тхеравады, человек должен самостоятельно отвечать за свои поступки, а потому не нуждается в большом количестве контролирующих законов. По той же причине Тхеравада не предполагает своего пантеона богов, поэтому в местах распространения религия существует в симбиозе с местной верой, в случае нужды обращаясь за помощью к местным богам. Махаяна Самая многочисленная ветвь среди всех буддистов в мире. Сколько бы ни было буддистских школ, Махаяна по сей день остаётся основной. Учение Великой Колесницы можно назвать полноценной религией. О том, сколько буддистов в мире, можно судить по населению этих стран.