Рождество Христово один из самых значительных праздник литургического года и один из главнейших праздников в большинстве Христианских конфессий.
История праздника Рождество Христово — традиции и обычаи православного Рождества
Светлый праздник Рождества из-за многолетней антирелигиозной политики в СССР сейчас отмечается не так широко, как до революции 1917 года или как это делают во многих западных странах. Этот день в РФ объявлен выходным. Когда отмечается Рождество Христово Православные христиане отмечают Рождество в ночь с 6 на 7 января, католики и протестанты — с 24 на 25 декабря. Разница в датах объясняется различиями в календарях: православная церковь следует юлианскому, католическая и протестантские — григорианскому. Светлый праздник у православных предваряет сорокадневный пост. Источник: РИА "Новости" История возникновения праздника Это один из главных христианских праздников всех конфессий, установленный в честь появления во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
Само событие подробно описано в Евангелии, но в нем ничего не говорится о праздновании Рождества. Эта традиция сложилась гораздо позднее. Первые упоминания о том, что верующие отмечают день появления Христа 25 декабря, встречаются в середине IV века н. Значимость Рождества постепенно возрастала и в Средневековье праздник отмечали уже массово. В его основе — события, описанные евангелистами Матфеем и Лукой.
Дева Мария, ожидавшая первенца, и ее муж Иосиф, подчиняясь приказу кесаря о переписи населения, пришли в Вифлеем.
Чтобы облегчить эту процедуру, каждый житель страны должен был пройти ее в «своем городе», то есть там, где возник его род. Однако, когда чета прибыла в город, все гостиницы были уже переполнены, поэтому им пришлось ночевать в пещере, которую пастухи использовали как временный загон для скота. Именно там и появился на свет младенец Иисус. Своего новорожденного сына Богородица положила в большую кормушку для животных — ясли. Во время двунадесятых праздников богослужения проходят особенно торжественно Первыми о рождении Спасителя узнали пастухи, охранявшие свои стада поблизости.
Ночью им явился ангел с небесным воинством и поведал о случившемся чуде. Пастухи поспешили к пещере, чтобы поклониться Сыну Божиему. Таким образом, первыми проповедниками Христа стали обычные люди. Через некоторое время на поклон к младенцу Иисусу пришли волхвы — мудрецы с Востока. Они принесли новорожденному три дара: золото — знак царской власти, ладан — символ божественности и смирну — смолу, которая использовалась при погребении. Последний подарок указывал на то, что Христу предстоит умереть и воскреснуть.
При этом волхвы не были иудеями, они прибыли из Аравии или Персии. С богословской точки зрения их появление означало, что Спаситель пришел не к одному богоизбранному народу, а ко всем людям на земле. Несмотря на то что рождение Иисуса занимает значимое место в Священном писании, Рождество Христово долгое время не считалось самостоятельным праздником. Торжество объединяло три события: появление на свет Христа, принесение даров волхвами и крещение Иисуса на реке Иордан.
Согласно вероучению, это произошло в Вифлееме, куда его мать Дева Мария и отец Иосиф пришли, чтобы принять участие в переписи населения. Они не смогли найти в городе ночлег и остановились у пастухов, в пещере с коровами и овцами. Там и родился Иисус Христос. Первой его колыбелью стали ясли — кормушка для овец. В момент рождения в небе засияла Вифлеемская звезда, которая и оповестила людей о приходе Спасителя.
Главная традиция Рождества — это торжественная ночная служба в храме. Она заряжает положительной энергией и позволяет встретить праздник с чистой душой и сердцем. Только после службы заканчивается Рождественский пост и православные приступают к праздничной трапезе. Рождество Христово — это прежде всего семейный праздник, день мира и милосердия.
Так, если вспомнить, что Древняя Церковь установила праздник Богоявления в контексте полемики с гностицизмом, а гностики как раз совершали свой праздник 6 или 10 января, то выбор той же даты и самой Церковью вполне логичен. Кроме того, литургистами называются и богословские, не связанные с борьбой против язычества или гностицизма, причины для установления именно 6 января празднования Богоявления, как торжества, объединяющего события Рождества и Крещения Спасителя, причем рождественские мотивы здесь явно преобладают над крещенскими.
Одно из популярных богословских объяснений выглядит следующим образом. Но как первый Адам был сотворен на 6-й день, так и Новый Адам должен родиться в 6-й день года. Поэтому Рождество Христа как Нового Адама логично праздновать 6 января. Таким образом, в III в. Однако такое соединение двух священных торжеств с разным содержанием, при том, что каждое из них обладает исключительной ценностью, было сопряжено с определенными трудностями. И рождение Христа, и Его крещение во Иордане — каждое из этих событий имеет принципиальную важность в деле искупления человеческого рода и преисполнено богословским смыслом.
Поэтому дальнейший ход событий был ознаменован тенденцией к отделению Рождества Христова от Богоявления. Хронологическое первенство в этом отношении принадлежит Западной Церкви. Именно в Риме в первой половине IV в. Почему именно 25 декабря? По одной из версий, в древности дата 25 марта считалась историческим днем воскресения Христова, а так как было популярным мнение, что Христос был непорочно зачат в тот же день, в который и воскрес, то и Благовещение стали праздновать 25 марта; прибавляя к этой дате 9 месяцев, получаем 25 декабря.
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово
Рождество Христово - история, традиции и обычаи | В княжеский период древнерусской истории (IX-XIII века) празднование Рождества не имело однозначного характера и сочеталось с языческими обрядами. |
Рождество Христово: история и традиции праздника | Рождество Христово является одним из двенадцати великих праздников православной Церкви, иначе: двунадесятых праздников. |
История праздника Рождество Христово — традиции и обычаи православного Рождества
Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. В России празднование Рождества Христова имеет свои особенности, которых нет в других странах мира. Sputnik Грузия рассказывает, почему православное Рождество празднуется 7 января, историю праздника и с чем связано временное несоответствие празднования. Начало празднования православного Рождества — длинная традиция, которой верующие начинают следовать задолго до самого праздника.
История празднования Рождества
Для всех христиан Рождество Христово является одним из главных праздников в году. В православии Рождество Христово празднуется 7 января (в отличие от католиков, которые отмечают этот праздник 25 декабря), входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом. Праздник Рождества Христова издревле почитается важнейшим праздником, как бы началом и основанием всех других праздников: «Если бы, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — Христос не родился по плоти, то и не крестился бы. С праздником Рождества Христова всех вас сердечно поздравляю!». День Рождества не сразу стал праздником, а вот Вифлеемская звезда стала главным символом, сопровождавшим это событие.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКОВ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И БОГОЯВЛЕНИЯ
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг | Вслед за Римской Церковью Рождество Христово переносится на 25 декабря и отделяется от Богоявления и в других Патриархатах. |
Рождество Христово в 2024 году | Сегодня, 7 января, православные христиане отмечают Рождество Христово — один из двенадцати великих церковных праздников. |
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг | праздник в лютеранских церквях, святой день обязательства в Римско-католической церкви и Главный праздник англиканского причастия. |
Рождество Христово: традиции и история праздника | Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня состоялось в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия усилиям святого Иоанна Златоуста. |
Рождество 25 декабря 2021: почему отмечается в эту дату, история и традиции праздника - | Светлый праздник Рождества Христова – одна из самых почитаемых дат среди христиан, именно его историю, его традиции мы и попытаемся рассказать. |
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово
Сегодня, 7 января, православные христиане отмечают Рождество Христово — один из двенадцати великих церковных праздников. В соответствии с религиозными традициями, в Рождество Христово в церквях проходит всенощное бдение, которое переходит в литургию. День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. читайте в я РождестваРождество Христово, а в Русской православной церкви — Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали.
Православное Рождество: история и традиции праздника
Ночью в церкви проводятся всенощные бдения, в начале праздничного дня устраиваются торжественные богослужения и чтится память Христа и Божьей Матери. Когда наступает великий праздник, христиане по обычаю обмениваются словами: «Христос родился! В ответ нужно сказать «Славим его! Обычно на Рождество 7 января приглашают к себе гостей. Считается, что этот период нужно проводить в компании друзей или же семьи. Год станет удачным, если первыми в этот день придут в дом двое мужчин.
Что касается этой даты, как и других дат неподвижных праздников, то, естественно, вряд ли кто-либо в III в. Понятно, что Сама Пречистая Дева, Иосиф Обручник, а также его ближайшие родственники, помнили эти важные даты, но данная информация оставалась достоянием узкого семейного круга. Уже евангелист Лука, который как историк приводит множество хронологических подробностей, не упоминает даже месяца, в котором произошли события Рождества. Именно поэтому отцы Церкви называли разные даты дня Рождества Христова: Климент Александрийский — 18 апреля или 29 мая, североафриканская традиция — 28 марта, сщмч. Ипполит Римский — 25 марта, также фигурировали привычные нам даты 6 января и 25 декабря. Итоговый же выбор конкретной даты отнюдь не был связан с реставрацией исторической реальности, но когда Церковь устанавливала дату воспоминания того или иного священного события, она руководствовалась принципом, который можно охарактеризовать как педагогический или миссионерский. Древнее язычество не было исключительно религиозной системой, но его влияние распространялось на все сферы жизни человека. Поэтому люди, обратившиеся ко Христу, долго не могли порвать с языческим укладом, обрядовыми традициями. В связи с этим языческие праздники на протяжении долгого времени оставались привлекательными для тех членов Церкви, которые еще не окрепли в вере. Поэтому, по мнению архимандрита Киприана Керна 1899-1960 , «фиксируя тот или иной день, Церковь имела в виду преодолевать какие-то местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев». Здесь уместно процитировать высказывание профессора Санкт-Петербургской Духовной академии В. Болотова 1853-1900 : «Учреждая во дни языческих празднеств свои праздники, Церковь выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках».
Вот каким описывает «русское Рождество» Маргарита Игер, работавшая няней великих княжон Романовых с 1898 по 1904 год: «Обычно мы проводили Рождество в Царском Селе. Его вставили в музыкальную шкатулку, исполнявшую немецкую рождественскую песню. В новогодний день здесь проходила большая служба в домовой церкви. Важно отметить, что в то время Рождество являлось гораздо более важным праздником, чем Новый год, поскольку «титульной верой» в Российской империи было православие. Всё внимание во время зимних торжеств концентрировалось на религиозном аспекте. Церковь полностью отделили от светской части государства, она лишалась имущества, прав, начались кампании по вскрытию мощей. Сами религиозные обряды, в том числе рождественские, предписывалось соблюдать с осторожностью, не нарушая общественного порядка и безопасности. При этом «каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой», как сказано в «Декрете о свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 2 февраля 1918 г. Почти одновременно с этим декретом был подписан ещё один — «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». В стране вводилось григорианское летоисчисление, «обгонявшее» юлианское на 13 дней. Таким образом, православное Рождество перенеслось на 7 число и получился неофициальный «старый Новый год» — 13 января. В этом правовом и календарном сумбуре трудно было понять, как и что нужно было отмечать. Долгое время все праздновали православное Рождество, когда сами считали нужным — по старому или по новому стилю. Одновременно с принятием новых норм с 1921 года началась активная работа Агитпропа по информационной борьбе с «религиозными пережитками прошлого». Как сказано в одной из первых методичек Агитпропа: «Церковь отделена, но ложь, суеверия, обманы, предрассудки остались». Журнал «Безбожник», 1 января 1926 года Тогда считалось, что в церковь люди идут из-за того, что государство не предлагает им альтернатив. Так постепенно появлялись «красные» крестины, «красные» свадьбы. Начинает издаваться «Безбожник» и появляется влиятельный Союз воинствующих безбожников. Даты из святцев и сельскохозяйственного календаря переделываются в соответствии с идеологией. При этом Рождество и Пасха не были просто отменены — поначалу в них пытались вложить новый, «красный» смысл. Об одном из таких праздников, «комсомольском рождестве» в Ростове-на-Дону, пишет исследовательница Людмила Табунщикова. Мероприятие проходило два дня — 6 и 7 января 1923 года и подразумевало «комсомольские святки», устраивать которые призывали Бухарин и Скворцов-Степанов со страниц «Правды». Вечером 6 января по городу прошли комсомольцы с заранее утверждёнными антирелигиозными песнями, плакатами, фигурами, лозунгами. Процессии аккомпанировал оркестр. Первый день, по газетным свидетельствам, окончился сожжением чучел Иеговы, Аллаха, Озириса, Будды, Христа и Николая Угодника на перекрестке Таганрогского проспекта и Большой Садовой улицы.
Первые данные о празднике относятся к IV веку. Именно с той поры отмечается великий праздник. Хотя само рождение, его дата и место рождения Иисуса является спорным вопросом даже среди церковных людей. До V века все христиане разных конфессий праздновали Рождества Христова и Крещения в январе 6 числа. Это было вызвано гонениями и стеснением свободы всего христианского Богослужения. Во многих церквях на востоке этот праздник был назван общим названием — Богоявление. Причиной такого было то, что считалось, будто бы Христос принял крещение в день своего рождения. Об этом заявлял Иоанн Златоуст в беседах о Рождестве Христа: «…не тот день, в который родился Иисус, называется Богоявлением, а тот, в который он крестился». Об этом свидетельствовал и евангелист Лука. Свидетельством слияния праздников Рождества и Богоявления по сей день является сходство в праздновании Православной церковью этих дат. Общим является сочельник, с одинаковым преданием, что надо пост хранить до утренней звезды. День Рождества Христова отнесён христианской Церковью к великим праздникам, к событию величайшему и чудесному. Это событие сопровождается дивной вестью, «яко родися Спас», поклонением Спасителю. Рождество Христово начали отмечать отдельно от остальных праздников только после V века. Именно тогда этот праздник дошёл до Запада. При введении двух календарей: юлианского и григорианского празднования этого светлого дня стало отмечаться разными церквями в разные дни. По григорианскому летоисчислению рождество отмечается 25 декабря.