Перейдя к казакам, Мазепа поступил на службу к гетману Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. Иван Степанович Мазепа — военный, политический и дипломатический деятель Войска Запорожского. Гетман Войска Запорожского (1687—1704) с изменением титула на «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман» (1704—1709) под протекторатом Русского царства. Однако через несколько лет из-за превратностей судьбы Мазепа оказался на службе у другого гетмана, Ивана Самойловича. В возрасте семидесяти лет здесь скончался бывший гетман, а ныне преданный анафеме беглец Иван Степанович Мазепа – последний украинский политик, пытавшийся сохранить гетманщину в качестве самостоятельной политической силы.
Биография Ивана Мазепы
В ноябре 1689 года запорожцы, собравшись на раду, решили снарядить большую депутацию и отправить ее с листом к польскому королю Яну Собескому. Интрига Мазепы, принесшая ему в глазах Москвы славу верного слуги Наряду с делегацией запорожцев, к Яну Собескому был отправлен гонец от Мазепы, русский монах Соломон, с письмом, в котором изъявлялось желание вернуть Малороссию в состав Речи Посполитой. Обо всем этом Москва была предупреждена. Московский резидент, живший в Варшаве, Волков, подтвердил данные о тайных переговорах и о дипломатической игре Мазепы. Король одарил запорожских посланцев некоторой суммой денег, словесно обнадежил, но никаких бумаг не подписывал. Между тем, львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому было поручено войти в сношение с Мазепою и все выведать.
Шумлянский тот час отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом, в котором испрашивал объяснения условий, на которых гетман Малороссии желает вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, тут же арестовал самого шляхтича и отправил его вместе с компрометирующим письмом в Москву. Монах Соломон, узнав об этом, не решился уже являться к гетману, но воротился в Варшаву. И, чтобы не ударить лицом в грязь, сфабриковал фальсификат, подделав почерк Мазепы. Вся эта затея была разоблачена, и король, не желавший портить отношения с союзником по антитурецкой коалицией, Москвой, отправил горе-монаха в Москву, где его расстригли, а затем вернули Мазепе.
В Батурине расстригу казнили, а за Мазепой сложилась репутация преданного слуги Московского царя, на которого клеветники и завистники возводят напраслину. Так «в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо? Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника».
И в начале 1690 года запорожцы вновь вошли в сношение е крымским ханом. Казну велено было задержать, а запорожских посланцев отпустить в Сечь. Марта 5 дня гетман отпустил посланцев в Сечь и с ними отправил гадячского сотника Подлесного да батуринского казака Даниила Бута с обширным листом оставить «непотребное дело» и снова возвратиться к русским царям. Отпуская Каплинца и Филона Лихопоя в Сичь, гетман советовал им по прибытии на Кош объявить всему войску в том, чтобы оно, во имя всегдашней своей верности московским государям, сменило настоящего кошевого Ивана Гусака и войскового писаря Михаила Сажка и вместо них выбрало других лиц, а перемирие с бусурманами порвало раз и навсегда. Того требует и честь славных рыцарей низовых и прямая польза их».
После того, как от чумы скончался командующий венецианско-австрийской армией, Священная Лига была отброшена за Дунай, и турки, вернув Сербию и Трансильванию, вознамерились вновь отвоевывать Венгрию. В конечном итоге, по Запорожью распространилась эпидемия, опустошившая целые области и, в частности, выморившая гарнизон злополучной Новобогородицкой крепости. Мазепе удалось склонить запорожцев на сторону Москвы и спровоцировать их на борьбу со своими недавними союзниками - татарами. В казачьей среде Мазепа прочно ассоциировался с могуществом России. Этот гетман, неоднократно демонстрировавший государственную мудрость, завоевал искреннее расположение молодого энергичного государя Петра Алексеевича.
Тем более, что Мазепа сумел вовремя откреститься от своего бывшего покровителя, князя Голицына, отправленного Петром в ссылку тотчас же после свержения Софьи. Бунт Петрика. Теперь Мазепа выглядит еще и «усмирителем новой разинщины» Мазепа, уже имевший репутацию верного слуги Москвы, сумел решить еще одну сложнейшую задачу, в результате чего юный Петр уже просто полюбил преданного, как ему тогда казалось, слугу своего Отечества. Дело было так. Начало 1691 года ознаменовалось для запорожских казаков появлением у них некоего Петрика, которой прибыл в Сечь для того, чтобы «спасти родину от самовластия гетмана Мазепы» и от «опасности быть раздавленными Москвой».
Планы Петрика не отличались оригинальностью: поднять бунт против Мазепы, заключить мир с турками, открыть им проход на Московские границы и т. Поначалу обстоятельства благоприятствовали Петрику, ибо казачество и посполитый люд был крайне недоволен порядками, вводимыми Мазепой. Мазепа превращал народ в крепостных, а сила его опиралась на московских стрельцов и наемников-сердюков. В следующем 1692 году Петрик ушел в Крым и будоражил оттуда Запорожье идеями повторить пример Хмельницкого: провести крымцев в Малороссию, «поднять весь малорусский народ и истребить жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей». Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни».
Не обошлось и без абсурдных слухов наподобие того, что «москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» - продажа вина, отданная в руки иудеям-арендаторам, с платежом за то в войсковую казну. Кроме того, Петрик напомнил казакам, что они своей грудью фактически спасают Московию от турок, а за это Москва собирается превратить малороссийский люд в своих крепостных рабов: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Но события буквально не повторяются.
Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила.
Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым». Но главное, конечно, не шуба. Сбежавший в Крым Петрик более был не страшен Мазепе. Петрик рассылал свои универсалы и более грозился, нежели что-то реальное предпринимал.
Но, поскольку шуму он наделал много, в глазах Москвы Мазепа выглядел усмирителем «новой разинщины». Однако, у гетмана был еще один противник. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий Семен Филиппович Гурко, 1640-е - 1710 , носивший звание фастовского полковника. После исхода жителей на левый берег Днепра, произошедшее вслед за падением гетмана Дорошенко, правобережное казачество практически перестало существовать. Правобережная Украина превратилась в пустыню и такою должна была оставаться согласно договора, заключенного между поляками и русскими.
Но при короле Яне Собеском у самих поляков возникла идея реанимировать казачество в том виде, в котором оно первоначально и возникло: для обороны юго-восточной окраины Речи Посполитой от турок. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях». Среди них был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Фастов.
Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов. Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия.
Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство. Но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким». Там он обнаружил ксендзов, присланных киевским латинским епископом. Ксендзы были перебиты и Палий начал открытую борьбу с Польшей, сейм которой к указанному времени принял решение прекратить эксперименты с казачеством. Фастов превратился в новое Запорожье, где собирались буйные головы всего юга Руси.
В ответ на ликвидацию правобережного казачества, гетман Самусь, бывший доселе на службе у польского короля, призвал крестьян становиться казаками и «бить ляхов и жидов! Восстание распространилось дальше на запад. Была взята крепость Немиров, все польское и еврейское население которой постигла та же участь, что и жителей Бердичева. Поляки просили Петра Алексеевича подействовать на казаков. Петр направил грамоту, но она не возымела действия.
Подолия была укрощена. Всех, схваченных с оружием в руках ожидала смерть на колу.
Города сопротивления не оказывали. В основном они стояли пустые. Карл распорядился их грабить, дома жечь, жителей убивать.
В конце января был предпринят поход на Слобожанщину, в результате которого ещё десятки сёл и городов были уничтожены. Такие действия шведов спровоцировали начало партизанской войны, которую вели, прежде всего, крестьяне и которая делала положение Карла ещё более тяжёлым. Только в Терейской слободе шведами было убито более 1 000 жителей. В феврале 1709 года шведы сожгли Коломак. Карл XII продолжал доверять Мазепе и 8 апреля 1709 года заключил с ним формальный договор, фиксирующий, по всей видимости, прежние договорённости.
Мазепа согласился стать данником польского короля, союзника шведов Станислава Лещинского с получением гетманства в Белой Руси. Вот как Густав Адлерфельд, камергер Карла XII и участник Северной войны, непосредственно вовлеченный в те события, описывает соглашение между Мазепой и Станиславом Лещинским: «Вся Украина, включая княжества Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское, должна вернуться под владычество Польши и оставаться под её Короной, за что Мазепа награждается титулом князя и получает Витебское и Полоцкое воеводства с теми же правами, которые имеет Герцог Курляндский в своей земле». Согласно желанию Петра, был избран Иван Ильич Скоропадский. В тот же день в Глухове была совершена символическая казнь бывшего гетмана, которая описывается следующим образом: «вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента.
Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на верёвке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил». Объективным результатом перехода Мазепы к Карлу было втягивание войска шведов в Малороссию, куда они вошли в расчёте на обещанные Мазепой провиант, зимние квартиры и 50 тысяч казачьего войска. Но под знамёна Мазепы встало только 3 тысячи, многие из которых вскоре его покинули, воспользовавшись объявленной Петром амнистией. Позднее к шведам присоединилось ещё около 7 тысяч запорожцев это по шведским данным, обычно называют вдвое меньшие числа. Эти войска даже не участвовали в решающем Полтавском сражении.
В то же время, в русской армии было больше казаков, чем у Мазепы. Войска шведов под Полтавой 27 июня 8 июля 1709 года были разгромлены русской армией. Влияние Швеции в Европе было значительно ослаблено, а влияние России возросло. После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефимков, которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана.
Внешность Ивана Мазепы Сохранились описания внешности Ивана Мазепы, которые оставили в своих воспоминаниях его современники. Разговаривает рассудительно». Шведы считали, что Мазепа был очень похож на шведского генерала графа Эриха Дальберга: «Иван Мазепа - среднего роста, стройный; руки тонкие, длинные, белые; гордая голова с белыми пуклями; лицо бледное, гладкое и высокий лоб; глаза тёмные, глубокие, блестящие, пронзительные, быстрые, яркие; взгляд гордый, строгий, вдумчивый; уста тонкие; усы на польскую моду - длинные, обвислые». По распоряжению племянника Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там с большой пышностью похоронено в церкви Святого Георгия. Церковь и гробница были снесены в 1962 году.
По просьбе гетмана Скоропадского, ссылавшегося на случаи насилия по отношению к малороссам со стороны великороссов, 11 марта 1710 года царь манифестом строго запретил оскорблять «малороссийский народ», попрекать его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертною казнью за важные обиды. Венчались в 1668 году. В браке родилась дочь, которая умерла в детстве. В 65-летнем возрасте Мазепа влюбился в собственную крестницу Матрёну у Пушкина в поэме «Полтава» названа Марией , дочь Василия Кочубея. Однако такая связь по каноническому праву является запретной и приравнивается к инцесту, поэтому венчаться они не могли.
Переписка Мазепы с Матрёной частично сохранилась. Пушкина; «Мазепа» - поэма Байрона; «Мазепа» - исторический роман русского писателя Ф. Булгарина 1834 ; «Мазепа» - поэма немецкого автора Г. Штебина 1844 ; «Король степи» - немецкого автора А. Мая 1849 ; «Мазепа» - немецкого автора Т.
Лейса 1850 ; «Мазепа или неприятели» - немецкого автора К. Костина 1855 ; «Битва под Полтавой» - немецкого автора К.
Землями правило три гетмана, которые ориентировались на разные внешнеполитические силы. Петр Дорошенко был ставленником Турецкого султана, который имел свои политические интересы на этой территории. Гетман Самойлович занимал пророссийскую позицию. Иван Мазепа, по некоторым источникам, был отлучен от двора за ссору с сослуживцами, по другим - за связь с замужней панной. Но, как бы там ни было, в 1664 году Ян Казимир послал войско на Левобережную Украину, Мазепа оставил корпус и отправился в родное село своего отца. В 1665 году после смерти отца Иван Мазепа занял его должность и стал подчашием Черниговским. Мечтая о политической карьере, он вступает в брак с богатой вдовой Анной Фридрикевич, которая вскоре умирает и оставляет ему огромное состояние и полезные связи. Отец Анны Семен Половец, будучи генеральным обозным, осуществляет протекцию своему зятю и устраивает его на службу к гетману Дорошенко.
При «турецком» гетмане уверенный и хитрый Мазепа становится ротмистром надворной армии и позже писарем. В качестве презента султану передает невольников— левобережных казаков. В Крыму его разбивает Иван Сирко, но не убивает его, а передает Самойловичу. Сработал дар убеждения людей, некоторые источники утверждают, что пламенная речь Мазепы спасла ему жизнь. Иван Мазепа, биография которого полна крутых поворотов судьбы, стал присматривать за детьми Левобережного гетмана, а чуть позже за верную службу был назначен есаулом.
Император очень хотел покарать самого предателя. Но поскольку Мазепа, находившийся теперь в стане шведов, был недосягаем, устроили его заочную казнь. Она состоялась в Глухове 9 ноября 1708 года. На показательную церемонию специально приехал сам Петр с приближенными, собрались войска, представители духовенства, казаки… Сохранилось описание происходившего: «Персону оного изменника Мазепы вынесли и, сняв кавалерию, которая на ту персону была надета с бантом, оную персону бросили в палаческие руки, которую палач взял и прицепил за веревку, тащил по улице и по площади даже до виселицы и потом повесил». Куклу, изображающую Мазепу и наряженную в гетманское облачение, вынесли на специально устроенный помост. Был прочитан указ о лишении изменника всех чинов и званий. Потом с манекена сняли ленту ордена Андрея Первозванного да вдобавок еще и патент, выданный на этот орден, публично разорвали , и наконец палач вздернул куклу на виселице. Вслед за тем «вора и изменника» предали анафеме во время богослужений в храме города Глухова и в кремлевском Успенском соборе. Анафему этому суперпредателю возглашали в храмах Российской империи ежегодно на протяжении более полутора столетий. Однако даже столь суровые меры не утолили до конца жажды мщения обманутого в лучших своих чувствах Петра I. Уже после блистательной победы русских войск, одержанной над шведами под Полтавой летом 1709 года, император вознамерился взамен отнятого у Мазепы ордена Андрея Первозванного, наградить его иным — позорным — знаком отличия. Это уникальный в истории случай, когда награда была учреждена персонально для одного человека. Петр распорядился о появлении в России второго по счету ордена — ордена Иуды. Само название говорящее: всем, конечно, известна история про предательство Иисуса Христа его учеником-апостолом. Описание этой антинаграды, предназначенной для Мазепы, видимо, согласованное с государем было дано в записке, адресованной ближайшим сподвижником царя Александром Меншиковым ювелирам: «Зделать тот час монету серебряную весом в десять фунтов, а на ней вырезать Иуду на осине повесившагося и внизу тридесять сребреников лежащих… и назади подпись: треклят сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится. Да к той монете зделать чепь в два фунта…». Решили, что орден будет круглой формы, отсюда и сравнение его с монетой. А вес у такой регалии запредельный: если учесть, что русский фунт равен примерно 410 граммам, получается, что сам орденский знак тянет на 4 килограмма, да цепь к нему — еще почти килограмм. Прямо вериги какие-то! После разгрома шведской армии под Полтавой Мазепа попробовал в очередной раз сделать свой «фирменный ход». Понимая, что его ставка на победы шведского оружия не сработала, Иван Степанович решил вернуть себе благорасположение победителя - прежнего своего «патрона», российского императора. Он отправил Петру I письмо с деловым предложением: мол, я берусь выкрасть короля Карла XII и передать его вашему величеству, а взамен прошу простить прошлый нехороший поступок и сохранить за мной все принадлежавшие мне земли и имущество.
Иван Степанович Мазепа
На следующий год Мазепа заключил соглашение с новым польским королем Станиславом Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск; для себя же он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. Позже на сторону Мазепы перешли еще около трех тысяч запорожских казаков. В ответ Петр I лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а Киевский митрополит объявил Мазепе церковную анафему. Обстоятельства складывались против Мазепы. Решила же судьбу Мазепы Полтавская битва 27 июня 1709 года. После разгрома шведов король Карл XII и гетман едва успели избежать плена и бежали в турецкую крепость Бендеры. Вместе с тем, Полтавское сражение стало катастрофой для Мазепы, крушением всех его планов в отношении достижения независимости Украины. Попытки Ивана Мазепы вступить в переговоры о возвращении в русское подданство были отвергнуты царем.
Османская империя, несмотря на домогательства Петра, не выдали Мазепу. Умер Мазепа в 1709 году в Бендерах. Его тело, по распоряжению племянника Войнаровского, перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия. Рисунок ордена Иуды. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на верёвке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил». До наших времён дошла любопытная фраза Мазепы, произнесённая им 17 сентября 1707 года: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству»].
И поначалу это доверие гетман вполне оправдывал. На Украине он развернул бурную деятельность в духе петровских реформ: отливал пушки, посылал молодых людей из шляхетских семей учиться за границу, открывал типографии, строил новые крепости, превратил Киево-Могилянскую коллегию в академию. В то время награды и титулы на Мазепу сыпались как из рога изобилия: в 1700 г. Благодаря безграничному доверию Петра I гетман обезопасил себя от такого смертельного оружия, как доносы, которые приходили на петровского любимца десятками. Его обвиняли в угнетении простых людей, казнокрадстве, взяточничестве и конечно же в прелюбодеянии.
Что касается казнокрадства, то официальных расследований не проводилось, но то, что Мазепа был одним из крупнейших землевладельцев не только на Украине, но и в России, и золота имел предостаточно, факт широко известный. С одним из таких доносов связана драматическая история, которая по накалу страстей не уступает нынешним латиноамериканским сериалам. А именно: история любви гетмана Мазепы к 16-летней Матрене Кочубей. Ее отец, генеральный судья Василий Кочубей был давним войсковым товарищем Мазепы, еще со времен гетманства Петра Дорошенко. Богатству Кочубея завидовали многие, но наибольшее восхищение вызывала его дочь Матрена, крестница Мазепы.
Ее красоте Пушкин, не без романтической восторженности, посвятил в поэме «Полтава» такие строки: Как пена, грудь ее бела. Вокруг высокого чела, Звездой блестят ее глаза; Ее уста, как роза, рдеют. Мазепе было уже за шестьдесят, когда он влюбился в Матрену, решив непременно на ней жениться. Он засыпал свою возлюбленную дорогими подарками и даже пытался сочинять ей поэмы. Но старый Кочубей и слышать не хотел о свадьбе.
Не говоря уже о разнице в возрасте, имелась и другая, не менее веская причина, препятствовавшая этому союзу. Православная церковь строго запрещала браки между крестным отцом и его крестницей. А кроме того, репутация Мазепы как соблазнителя женщин никак не могла вдохновить Кочубея на подобный мезальянс. Так или иначе, но, получив от родителей Матрены категорический отказ, Мазепа не придумал ничего лучшего, как выкрасть крестницу по другим сведениям, девушка сама убежала из дома к пленившему ее престарелому суженому. Друзья посоветовали убитому горем отцу обратиться за помощью к царю.
На свою беду, Кочубей послушался их совета. Он написал донос Петру, где говорилось о тайных переговорах гетмана с польским королем Станиславом Лещинским и шведским королем Карлом XII. А кроме того, прилагалась жалоба на посягательства Мазепы на его дочь. Прочитав послание генерального судьи, Петр I, как обычно, предоставил возможность самому Мазепе разобраться с жалобщиком. После чего Кочубей был подвергнут суровым пыткам и 15 июля 1708 г.
После гибели Кочубея Мазепе пришлось отступиться от Матрены, но любить ее он не перестал. В доказательство этой любви сохранилось несколько писем, в которых престарелый ухажер на все лады превозносит красоту и добродетели Матрены, скорбно сетуя на силы, препятствующие воссоединению влюбленных. Вот один из образчиков чувственных излияний влюбленного гетмана: «Моя любимая Мотронька! Поклон мой отдаю Вашей милости, мое серденько, а при поклоне посылаю Вашей милости гостинец — книжечку и колечко бриллиантовое, прошу эту благодарность принять, а меня в любви своей непременно прятать. Даст Бог, на лучшее надеюсь, а затем целую уста коралловые, ручки беленькие и все членики тельца твоего беленького, моя возлюбленная».
В таком же сентиментально-слащавом духе написаны все послания Мазепы к своей «любимой Мотроньке». Из исторических хроник известно, что очаровательная панна Мотря, так и не вкусившая любовных прелестей неистового поклонника, в конце концов благополучно вышла замуж. Жизнь тем временем продолжалась. И казалось, ничто не предвещало бури, которая грозила не только личному счастью гетмана, но и всей его политической карьере. Полтавская битва стала роковой ошибкой в цепочке блистательных политических интриг Мазепы.
Дальнейшее известно. Гетманская ставка, расквартированная в Батурине, была разгромлена российскими войсками, а шведы разбиты Петром I. Там он прожил недолго, страшные потрясения последних лет исчерпали жизненные силы старого гетмана.
Пётр доносам верить не хотел; доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало, несмотря на то что доносы были правдивые [10] [20]. В конце августа 1707 года последовал новый, опасный донос на Мазепу со стороны генерального судьи В. Кочубея, посланный с севским иеромонахом Никанором, который прибыл в Москву 17 сентября. Но донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея — Матрёной, которой он был восприемником крестным отцом , что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом. Яковлев явился благовещенскому протопопу духовнику царя , который представил его царевичу Алексею Петровичу. Царь счёл новый донос опять ложным, поручив разбирательство друзьям гетмана: Гавриилу Ивановичу Головкину и Петру Павловичу Шафирову. Напуганный этим доносом, Мазепа после благополучного для него исхода следственного дела по приказу Петра I Кочубей и также доносивший на Мазепу полтавский полковник И. Искра подверглись пыткам, после чего, 14 июля 1708 г. Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине, обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. В 1708 году Мазепа всё ещё пользовался доверием царя. Осенью 1708 царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. Мазепа медлил, ссылаясь на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на юг и его предложениями. В то же время он совещался со старшинами, примкнувшими к нему, и вёл переговоры с Карлом через Быстрицкого и переписку с Меншиковым через Войнаровского. Меншиков решил навестить якобы больного Мазепу. Опасаясь разоблачения, Мазепа с гетманской казной бежал в конце октября с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем на юго-востоке от Новгорода-Северского , в Горках. С Мазепой было всего 1 500 казаков. Из шведского лагеря гетман написал письмо Скоропадскому, стародубскому полковнику, разъясняя причины своего перехода и приглашая старшину и казаков последовать его примеру. Уничтожение Запорожской Сечи Основная статья: Запорожская Сечь К шведам, кроме трёхтысячного отряда Мазепы, позднее присоединилась часть запорожского войска под началом кошевого атамана Константина Гордиенко в количестве до 7 тысяч человек. По сведениям Д. Яворницкого, могилы ранее похороненых запорожцев русскими войсками были осквернены [22]. Костомаров так описывает «треугольник» Пётр-Мазепа-Сечь: «Перед царем, выхваляя свою верность, он [Мазепа] лгал на малорусский народ и особенно чернил запорожцев, советовал искоренить и разорить дотла Запорожскую Сечь, а между тем перед малоруссами охал и жаловался на суровые московские порядки, двусмысленно пугал их опасением чего-то рокового, а запорожцам сообщал тайными путями, что государь их ненавидит и уже искоренил бы их, если бы гетман не стоял за них и не укрощал царского гнева» [10]. Сечь откровенно ненавидела гетмана Мазепу. Мазепа писал Головину о своем давнем недруге Косте Гордеенко: «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити? А все то приходит от проклятого пса кошевого… Для отмщения ему разных уже искал я способов, чтоб не только в Сечи, но и на свете не был, но не могу найти…» [20]. Но случилось так, что Сечь была уничтожена русскими войсками именно тогда, когда часть запорожцев под водительством Гордеенко поддержала Мазепу. По этому поводу Т. Таирова-Яковлева высказывает интересную гипотезу о роли раздоров с Сечью в безнадёжном переходе Мазепы к шведам: «Кто знает, может быть, Мазепа, понимая, что гибнет, намеревался утащить в эту пропасть и Запорожье, которое он всегда считал врагом Гетманщины? Там были значительные запасы провианта и артиллерии, имелся хорошо подготовленный и преданный Мазепе гарнизон, которым руководил полковник Дмитрий Чечель. Планам Мазепы и Карла помешали войска под водительством Меншикова, взявшие крепость и все припасы в нём за несколько часов. Батурин был разорён, а гарнизон сердюков уничтожен. Во время этих событий погибло, по разным оценкам, от 5 до 15 тыс. Официальное название событий в Батурине того времени, согласно документам Кабинета Министров Украины [24] — «Батуринская трагедия». Более ста шведских солдат отморозили себе руки и ноги, несколько десятков погибло. Раздраженный Карл в начале января бросил свои войска на Веприк, не желавший пускать шведов. После ожесточенной обороны, когда порох кончился, город сдался. Шведская армия потеряла около двух тысяч человек и множество офицеров. Как сообщает Даниел Крман который, впрочем, не был очевидцем сражения , «Король оказал всем милость. Гетман же Мазепа вверг одних своих подданных в ямы, других же уморил голодом» [25]. Впрочем, королевская милость не означала свободу. Пленные содержались с января по июнь в специальных лагерях и были освобождены в результате восстания при поддержке русской армии незадолго до Полтавской битвы. Местечки сопротивления не оказывали. В основном они стояли пустые. Карл распорядился их грабить, дома жечь, жителей убивать. В конце января был предпринят поход на Слободскую Украину, в результате которого еще десятки сел и местечек были уничтожены. Такие действия шведов спровоцировали начало партизанской войны, которую вели, прежде всего, крестьяне и которая делала положение Карла еще более тяжелым. В феврале 1709 года шведы сожгли Коломак [27]. Поражение, анафема и смерть Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы Но, судя по всему, Карл XII продолжал доверять Мазепе и 8 апреля 1709 года заключил с ним формальный договор, фиксирующий, по всей видимости, прежние договоренности, частично уже исполненные, а частично уже невозможные, в котором, в частности, даровал Мазепе пожизненное звание «законный князь Украины». Уже накануне разгрома, «высокие договаривающиеся стороны» делят Россию между собой: «Все, что завоюется из бывшей территории Московщины, будет принадлежать на основании военного права тому, кто этим завладеет». Однако Мазепа осознал свою ошибку почти сразу после своего перехода к шведам. Уже в конце ноября 1708 года, менее чем через месяц после перехода, миргородский полковник, будущий гетман Д. Апостол , один из самых близких Мазепе людей, прибыл с этим предложением к Петру. Следом с письмами Мазепы приехали Шишкевич, цирюльник Войнаровского, и полковник Галаган. Было даже заключено соглашение с гарантиями безопасности Мазепе, но тем всё и кончилось.
Монахи УПЦ отказались выполнять незаконные требования и в настоящее время ждут решения суда. За измену присяге в России он был предан гражданской казни с лишением полученных титулов и наград. Русская православная церковь предала Мазепу анафеме за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что он позволил осквернять православные храмы шведским солдатам. В 2008 году занимавший тогда пост президента Украины Виктор Ющенко издал указ об установке памятников гетману Мазепе в Киеве и Полтаве и заявил, что постарается сделать все для снятия с него анафемы.
Иван Мазепа
Гетман Мазепа стал одним из самых противоречивых политиков не только в XVII–XVIII веках, а за всю историю страны. Представители Православной церкви Украины впервые провели в Киево-Печерской лавре панихиду по гетману Ивану Мазепе. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными.
Иван Степанович Мазепа
А почему вообще он изменил Петру I? В какой семье родился, где вырос, и что с ним произошло после знаменитого предательства? Постараемся ответить на эти и другие вопросы сегодня. Происхождение и образование Иван Мазепа родился и вырос в украинской шляхетской семье. Один из его предков служил польскому королю Сигизмунду Второму, за что ему пожаловали хутор ставший известным как село Мазепинцы ; другой — русскому царю, а погиб, как считается, борясь с турками. Отец, Адам-Степан Мазепа, был в своё время соратником Богдана Хмельницкого, однако инициативу вхождения Войска Запорожского в состав России на автономном положении не поддержал, сделав выбор в пользу Речи Посполитой. Мать, Марина Мокиевская, принадлежала старинному шляхетскому православному роду, а ряд её близких родственников, по мнению современных исследователей, воевал на стороне Хмельницкого против поляков. Впоследствии, после того как её муж умер в 1665 году, постриглась в монахини и всю оставшуюся жизнь посвятила церковной жизни, будучи настоятельницей Киево-Печерского Вознесенского женского монастыря.
Образование Мазепа получил по тем временам передовое. Вначале он учился в Киево-Могилянском коллегиуме [коллегиумом называлось закрытое среднее учебное заведение], по совету матери, затем поехал в Варшаву, где закончил Иезуитский коллегиум. А высшее образование Мазепа получил уже в Западной Европе. Совершить поездку на запад ему позволила близость к польскому королю Яну Казимиру, к которому его отправил отец. Иван Мазепа побывал в Голландии, Германии, Франции, Италии, где изучил пушечное дело, основы фортификации и другие науки. Он был полиглотом, знавшим не только русский, украинский, польский, но и латынь, немецкий, итальянский, и в какой-то мере также татарский, французский, голландской; неплохо разбирался в истории и философии и даже сам писал стихи. Его отец занимал должность подчашего Черниговского у польского короля, и после смерти Иван унаследовал её.
В 1668 году удачно женился на Анне Фридрекивич, и его тесть в следующем году помог начать карьеру у гетмана Дорошенко. Однако через несколько лет из-за превратностей судьбы Мазепа оказался на службе у другого гетмана, Ивана Самойловича. Дело в том, что Мазепа должен был вместе с рядом других казаков отвезти османскому султану нескольких левобережных казаков в качестве заложников, но по дороге был перехвачен атаманом Запорожской Сечи Иваном Серко, который, в свою очередь, отправил его левобережному гетману Самойловичу, у которого он дослужился до генерального есаула.
И какие на самом деле были личные отношения между Анной и Иваном — останется загадкой навсегда. Да и с крестницей Мотрей Кочубей не все так было однозначно.
Прикоснувшись к истине Иван Мазепа. Исторические документы свидетельствуют, что Иван Мазепа был рассудительным и набожным, и он не мог себе позволить быть опозоренным даже ради женщины, хотя и слыл заядлым ловеласом. Все свои шаги он продумывал наперед. Обладая незаурядным талантом политика, он прекрасно понимал, что на своем таланте хорошую карьеру не построишь, нужны связи в высших кругах. Поэтому юноша принял взвешенное решение жениться на Анне Фридрикевич, вдове казацкого полковника и дочери казацкого старшины, ставшего судьей.
В то время такие связи решали, впрочем, как и в наши дни, очень многое. Тесть помог Мазепе попасть в ближний круг правобережного гетмана Петра Дорошенко, после чего политическая карьера будущего гетмана пошла стремительно вверх. А личная жизнь Мазепы сложилась драматически. Намного старше за него женщина не разделяла его интересов. И была там любовь — очередная загадка.
По некоторым данным, Анна родила мужу сына, который умер еще в раннем детстве, поэтому Мазепа остался без потомков. Зато, благодаря брачному союзу, гетман Мазепа за 20 лет стал одним из богатейших людей своего времени, владельцем 19 654 дворов на Украине и 4117 дворов на юге России. Одинокое сердце Иван Мазепа и Матрена Кочубей. Однако же, в старости 65-летнему Ивану Мазепе посчастливилось полюбить горячо всем сердцем. Но быть вместе с любимой — не сложилось.
Злые языки и тут припишут гетману «грешную» любовь к 16-летней крестнице, Матрене Кочубей, дочери генерального судьи Василия Кочубея. На самом же деле эта любовь была взаимной, но браком она не закончилась, так как Мотря была крестницей Ивана Степановича, и по церковным канонам они не имели права пожениться. Поэтому церковники и отец девушки не благословили такой брак.
В это время Российское царство стремилось укрепить своё влияние на украинских казаков и ослабить автономию Войска Запорожского. Мазепа стал фигурой, стоявшей перед сложным выбором между поддержкой Москвы и стремлением сохранить украинскую независимость. Предательство Мазепы Бурные события Северной войны и сложные взаимоотношения с Московией привели к тому, что Мазепа принимает рискованное решение стать союзником шведского короля и переходит на сторону Карла XII. Его решение вызвало недовольство среди ряда союзников, так как оно подразумевало измену России, перед которой украинский гетман имел обязательства. Изначально Мазепа рассматривал этот союз как крайнюю меру для защиты Украины от политических и внутренних угроз. В условиях раздоров и недовольства среди населения Мазепа видел в союзе со шведами спасение от внутреннего раскола и внешнего вторжения. Мазепа обещал шведскому королю значительную поддержку как в военном, так и в дипломатическом плане. Этот ход вызвал негодование как со стороны Московии, так и со стороны части казацкой старшины, которая осталась верна традиционным союзам. Однако шведский король оказался занят другими интересами, а союз с Мазепой стал для него всего лишь стратегическим ходом.
Павленко за счёт собственных средств Мазепа построил 26 церквей. Из того, что мне удалось изучить, эта цифра примерно отвечает действительности. Но, возвращаясь к заявленной цели: искать мотивы, давайте обратим внимание вот на какие факты. Первое: во всех церквях построенных Мазепою, по его требованию закладывались керамические пластины с гербом и надписью, что церковь возведена по инициативе и на средства Ивана Мазепы, что само по себе уже трактуется, как непомерная гордыня и себялюбие. И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю, не только за склонность «к пороку и безнравственности», поскольку « предавался греху блуда, начиная со времён своей молодости , когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону», но также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси. Так, какие же истинные мотивы двигали Мазепой, который сначала строил, на выжатые из народа деньги храмы, украшая их своим гербом; а потом преспокойно созерцал, как эти же храмы разоряли иноверцы??? Следующие, на что хотелось бы обратить внимание: Мазепа клялся Карлу, что его поддержат не меньше 50 000 казаков. А в реальности, он захватив казну перебежал к Карлу по одним источникам с 1. Но, большинство источников всё-таки указывают на 1. Шведские историки добавляют ещё 7 000 казаком кошевого атамана Гордиенко. Я не оспариваю сам факт перехода на сторону шведского короля части запорожцев под командованием Гордиенко, но количество приводимое шведскими историками не отвечает действительности. Хотя бы по тому, что по свидетельству очевидцев, при представлении в Будищах Карлу, Кость Гордиенко выхвалялся, что «таких молодцов у него наберётся до 600 человек». К тому же, обратите внимание на то, что все историки сходятся в том, что на стороне русской армии всё-таки было больше казаков. Цифры сильно разнятся, но факт остаётся фактом, и никто из историков его не опроверг и не оспорил. Косвенным тому подтверждением является манифест Петра I от 11 марта 1710 года, который запрещал оскорблять «малороссийский народ» попрекая его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертной казнью за важные обиды. И последнее, обратите внимание 8 июля 1709 года шведы потерпели сокрушительное поражение под Полтавой. Мазепа вместе с Карлом бежал в Бендеры Молдавия. И буквально через два месяца Мазепа умирает. Да, он умер, по теперешним меркам в солидном возрасте — 70 лет. Но, все исторические источники указывают на то, что здоровье у Мазепы было «ого-го-го» - молодой позавидует, и тут на тебе — такая скоропостижная смерть. Так как точных исторических данных о смерти Мазепы нет, то я позволю себе выдвинуть свою гипотезу. Мазепа до Полтавской битвы обладал несметными богатствами, собственностью, почётом и славой один орден Андрея Первозванного — высший орден Российской империи чего стоит , и в один день он лишился всего «нажитого непосильным трудом». Вся собственность и рабы которых он закабалил, выдавливая из народа все соки ради обогащения, остались на территории, которая до содеянного предательства считалась его Родиной. За один день он лишился буквально всего. С его точки зрения, перейдя на сторону шведов он поступил правильно.
Мазепа: тайна происхождения, подлинные причины предательства и бесславное окончание жизни
И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю, не только за склонность «к пороку и безнравственности», поскольку «предавался греху блуда, начиная со времён своей молодости. После смерти гетмана Скоропадский попросил Петра своим указом запретить оскорблять малороссийский народ и попрекать его изменой Мазепы. В возрасте семидесяти лет здесь скончался бывший гетман, а ныне преданный анафеме беглец Иван Степанович Мазепа – последний украинский политик, пытавшийся сохранить гетманщину в качестве самостоятельной политической силы. Большинство читателей помнят об этом историческом деятеле Малороссии лишь то, что во время войны Петра Первого с Карлом XII гетман запорожских казаков Мазепа перешёл на сторону шведского монарха. В каком то смысле гетману Мазепе л свои дни он не пыточной башне Московского кремля. Говорят, будто, видя это, шведы содержат Мазепу и его приверженцев под строгим присмотром, и даже в спальне гетмана поставили стражу».[22].
Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы
Еще при советской власти жители отстояли его название. По случаю 370-я со дня рождения гетмана здесь большой праздник. Председатель сельсовета Иван Новиков сам чистит сквер, где в начале 90-х установили бюст Мазепы. С самого утра в Мазепинцах готовились к приезду высоких гостей. Президент Украины Виктор Ющенко, главный инициатор торжеств, сегодня сам приехал в Мазепинцы. И призвал местных жителей восстановить историческую справедливость. Он восстал ради Украины, родной державы.
Он вдохновлял патриотов на борьбу за независимость Украины. Именно поэтому Империя Ивана Мазепу ненавидела и боялась даже спустя столетия после смерти". В канун 300-летия битвы под Полтавой на Украине началась целая мазепомания. Гетману, предавшему русского царя, возводят памятники, открывают музеи.
Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь. Он был молод, красив, ловок и хорошо образован. Рядом с имением его матери жил в своем имении некто пан Фальбовский, человек пожилых лет; у него была молодая жена. Познакомившись в доме этого господина, Мазепа завел связь с его женою.
Слуги шепнули об этом старому мужу. Один раз, выехавши из дома, пан Фальбовский увидел за собою едущего своего служителя, остановил его и узнал, что служитель везет от своей госпожи к Мазепе письмо, в котором Фальбовская извещала Мазепу, что мужа нет дома, и приглашала приехать к ней. Фальбовский велел служителю ехать с этим письмом к Мазепе, отдать письмо по назначению, получить ответ и с этим ответом явиться к нему на дороге. Сам Фальбовский расположился тут же ожидать возвращения слуги. Через несколько времени возвратившийся слуга отдал господину ответ, писанный Мазепою к Фальбовской, которую извещал, что едет к ней тотчас. Фальбовский дождался Мазепы. Когда Мазепа поравнялся с Фальбовским, последний бросился к Мазепе, остановил его верховую лошадь и показал ему ответ к своей жене. Тогда Фальбовский приказал раздеть Мазепу донага и в таком виде привязал на его же лошади лицом к хвосту, потом велел дать лошади несколько ударов кнутом и несколько раз выстрелить у нее над ушами. Лошадь понеслась во всю прыть домой через кустарники, и ветви сильно хлестали Мазепу по обнаженной спине. Собственная прислуга насилу признала своего исцарапанного и окровавленного господина, когда лошадь донеслась во двор его матери.
После этого приключения Мазепа ушел к казакам, служил сначала у гетмана Тетери, а потом у Дорошенка. Мазепа, кроме польского и русского языков, знал по-немецки и по-латыни, проходил прежде где-то в польском училище курс учения и, будучи по своему времени достаточно образован, теперь мог найти себе хорошую карьеру в казачестве. Здесь он женился. При Дорошенке Мазепа дослужился до важного звания генерального писаря и в 1674 году был отправлен на казацкую раду в Переяславль, где пред гетманом левой стороны Украины Самойловичем предлагал от имени Дорошенка мировую и заявлял желание Дорошенка находиться в подданстве у московского государя. Через несколько месяцев по окончании этого поручения, Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь к султану просить помощи у Турции, но кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Мазепу повели к допросу в Малороссийский приказ, которым тогда заведовал знаменитый боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Мазепа, своим показанием на допросе, сумел понравиться боярину Матвееву: представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенка, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенку и к чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенку, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей. Вскоре после того он лишился жены. Самойлович поручил Мазепе воспитание детей своих, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула, важнейшим чином после гетманского.
В этом звании, по поручению Самойловича, Мазепа ездил в Москву еще несколько раз, и, смекнувши, что в правление царевны Софьи вся власть находилась в руках ее любимца Голицына, подделался к временщику и расположил его к себе. И перед ним, как прежде перед Матвеевым, вероятно, помогали Мазепе его воспитание, ловкость и любезность в обращении. Голицын и Матвеев оба принадлежали к передовым московским людям своего времени и сочувствовали польско-малорусским приемам образованности, которыми отличался и блистал Мазепа. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил ее на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось любившему его Голицыну. Обыкновенно обвиняют самого Мазепу в том, что он копал яму под Самойловичем и готовил гибель человеку, которого должен был считать своим благодетелем. Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу. Уже давно в Малороссии происходила социальная борьба между «значными» казаками и чернью; к первым принадлежали зажиточные люди, имевшие притязание на родовитость и отличие от прочей массы народа; чернь составляли простые казаки, но к последним, по общим симпатиям, примыкала вся масса поспольства, т. Все старшины, владея доходами с имений, приписанных в Малороссии к должностям или чинам, были сравнительно богаты и необходимо считались в классе значных; тем более причисляли себя к значным и держались их интересов лица, которые получили польское воспитание и облечены были, по своему рождению или пожалованью, шляхетским достоинством. Гетман, проведший молодость в Польше при дворе польского короля, был именно из таких. Он естественно должен был принести в казацкое общество, куда поступил, то польско-шляхетское направление, к которому так враждебно относилась малорусская народная масса.
Скоро выказал Мазепа свои панские замашки и стал вразрез с народными стремлениями. Это тем более было для него неизбежно, что, действуя в польско-шляхетском духе, он одинаким образом должен был поступать для того, чтобы заслужить расположение московского правительства и удержаться на приобретенном гетманстве. Через несколько времени в 1696 году , видевшие близко состояние Малороссии сообщали в Москву, что Мазепа окружил себя поляками, составил из них, в качестве своей гвардии, особые компанейские сердюцкие полки, что он мирволит старшинам, что он позволил старшинам обращать казаков к себе в подданство и отнимал у них земли. Мазепа первый ввел в Малороссии панщину барщину или обязательную работу, в прибавку к дани, платимой земледельцами землевладельцам, у которых на землях проживали. Мазепа строго запрещал посполитым людям поступать в число казаков, и этим столько же вооружал против себя малорусскую простонародную массу, сколько угождал видам московского правительства, которое не хотело, чтобы тяглые люди, принуждаемые правительством к платежу налогов и отправлению всяких повинностей, выбывали из своего звания и переходили в казацкое сословие, пользовавшееся, в качестве военного, льготами и привилегиями. Как только установился Мазепа на гетманстве, тотчас приблизил к себе свою родню. С ним было двое племянников, сыновей мазепиных сестер: Обидовский и Войнаровский. Мать Мазепы, инокиня Магдалина, сделалась настоятельницею киевского Фроловского монастыря. Московское правительство не только не поставило Мазепе в вину его поступков, но, для большего охранения его личности от народа, послало к нему полк стрельцов. Рассчитывая на могущество Голицына, Мазепа всеми способами старался угождать ему до тех пор, пока Петр в 1689 году не разделался с правлением Софьи и не отправил Голицына в ссылку.
Мазепа, во время случившегося в Москве переворота, приехал случайно в столицу, разумеется, с намерением кланяться временщику, но, увидавши, что власть переменилась, постарался скорее разорвать связь с прежним правительством и примкнуть к новому. Это ему удалось. Мазепа стал просить у правительства того, чего именно русское правительство и домогалось в Малороссии, например, прибавки ратных людей, переписи казаков и стеснительных мер против народного буйства. И к Петру лично сумел подделаться Мазепа. Молодой царь полюбил его, и с тех пор считал его искренне преданным своим слугою. Во все двадцатилетнее время гетманства Мазепы в Малороссии проявлялась ненависть к нему подчиненных, выражаясь то теми, то другими попытками лишить его гетманства. Чем долее держал Мазепа гетманскую булаву, тем более привыкал малорусский народ считать его человеком польского духа, врагом закоренелых казацких стремлений к равенству и ко всеобщей свободе; нелюбовь к Мазепе стала прежде всего выражаться, по малорусским привычкам, доносами и кознями. В конце 1689 года явился в Польшу к королю Яну Собескому русский монах Соломон с письмом от Мазепы, в котором малороссийский гетман изъявлял польскому королю желание присоединить Малороссию снова к Польше и побуждал к открытию вражды против России. Вслед за тем из Запорожья приехали к тому же королю посланцы с предложением принять Запорожье в подданство Польше. Благодаря одному православному придворному, жившему во дворце короля, о том и о другом узнал московский резидент, живший в Варшаве, Волков, а от Волкова узнали об этом и в Москве.
Король послал Соломона в Украину, к гетману, без всякого письма, со словесным обнадеживанием своей милости, а между тем дал тайное поручение львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому войти в сношение с Мазепою. Шумлянский отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом и просил через посланного объявить, на каких условиях желает гетман Малороссии вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, отправил это письмо и привезшего его шляхтича в Москву; Соломон же узнал об этом заранее и не решился уже являться к гетману, а воротился в Варшаву, но чтобы, как говорится, не ударить перед поляками лицом в грязь, нанял на дороге в корчме какого-то студента и подговорил написать ему фальшивое письмо от имени Мазепы. Переписанное набело, это письмо Соломон подписал сам, подделываясь под почерк Мазепы, и поехал в Варшаву, а черновые отпуски письма позабыл взять у студента. Случилось, что прежде чем Соломон доехал до Варшавы, студент, раскутившись в корчме на полученные от Соломона два талера за свое искусство, открыл тайну случившейся там пьяной компании, а затем был арестован и приведен к королю. Студент во всем сознался и представил остававшиеся у него черновые отпуски сочиненного от имени Мазепы письма. Когда Соломон, явившись к королю, подал ему письмо от гетмана Мазепы, король, зная уже все, велел позвать студента и уличить Соломона в обмане. Черновые отпуски были налицо; запираться было невозможно. Соломон во всем сознался и был посажен в тюрьму, а потом, по требованию русского резидента, выдан московскому правительству. В 1691 году его привезли в Москву, расстригли и под прежним его мирским именем Семена Дротского отправили к гетману в Батурин.
Там его казнили смертью. По всему видно, этот Соломон был орудием тайной партии, хотевшей навести подозрение на Мазепу в Москве и подготовить ему гибель. Но еще когда московское правительство не имело в своих руках Соломона, а требовало его выдачи, в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо? Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника. В Малороссии явился после того новый, более деятельный враг Мазепы и всей панской партии. Это был канцелярист Петрик, женатый на племяннице генерального писаря Василия Кочубея, человек предприимчивый, горячий и деятельный, по крайней мере, на первых порах. В 1691 году он убежал в Сечь с важными бумагами, украденными из войсковой канцелярии, и вооружал сечевых казаков разом и против гетмана, и против московской власти. В следующем 1692 году он ушел в Крым и писал оттуда в Запорожье, что намерен, по примеру Хмельницкого, привести крымцев в Украину, поднять весь малорусский народ и истреблять жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей.
Весть о таком замысле, проникая в Украину, тотчас нашла себе сочувствие; удальцы пустились к Петрику; кто полем, а кто водою. Мазепа отправил в Запорожье казака Горбаченка с подарками к тогдашнему кошевому Гусаку — убеждать его, чтоб он не допускал запорожцев приставать к Петрику; между тем волнение готово было открыться не в Запорожье, а между городовым казачеством в малороссийских полках. Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни; москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» — продажа вина, отданная в руки жидам, с платежом за то в войсковую казну. Горбаченко достал в Сечи и потом, по гетманскому приказанию, привез в Москву договор, заключенный Петриком с крымским ханом. Из этого договора видна была у Петрика мысль освободить от чужеземцев Украину обеих сторон Днепра называемую им княжеством Киевским и Черниговским и образовать из нее одно государство, под именем княжества малороссийского. Предоставлялось обывателям установить у себя такое правление, какое окажется им сродным. В своем универсале, обращенном главным образом к сечевым казакам, Петрик вспоминал варварства, причиненные некогда малороссийскому народу поляками: «Не сажали ли они братий наших на колья, не топили ли в прорубях, не обливали ли водою на морозе, не принуждали ли казацких жен варить в кипятке своих детей? Он указывал, что малороссийский народ, отдавая неприятелю на сожжение свои города и села, защищает собою Московское государство как стеною, а Москва, в благодарность за то, хочет взять всех малоруссов в вечную неволю: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми».
Очевидно, Петрик хотел повторить почти буквально историю Богдана Хмельницкого. Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым; а Мазепа, так дешево отделавшись от угрожавшей бури, получил из Москвы благодарность и богатую соболью шубу, стоившую 800 рублей. Петрик продолжал еще несколько времени беспокоить Мазепу своими возмутительными универсалами к малорусскому народу, указывая, между прочим, на оранды как на важнейшую тягость для народа.
Мазепа, соображая это, собрал в Батурине раду, пригласил на нее, кроме полковников, множество казаков и мещан и спрашивал: можно ли уничтожить оранды. После многих споров рада порешила, в виде опыта, на один год упразднить оранды и заменить доход от них сбором с тех людей, которые, на основании всем равно предоставленного права, станут курить вино и содержать шинки. Весною 1694 года съехались вновь на раду полковые старшины и знатные казацкие товарищи; они приговорили собрать по городам и селам сходки и на них предложить всему народу вопрос: быть ли орандам или не быть?
Мазепа пытался уверить пана, что здесь впервые, но слуга пояснил: юный пан бывал в усадьбе столько раз, сколько волос у меня на голове. Фальбовский велел раздеть Мазепу, привязать к необъезженной лошади, лицом к хвосту, после чего ускорить её плетьми и холостыми выстрелами. Лошадь увезла Мазепу в степь, и в родной дом несчастливый любовник так и не вернулся. Из пленника в фавориты Легенда о дикой скачке была призвана объяснить, почему шляхтич предпочёл делать дальнейшую карьеру среди казаков. Мазепа служил у гетманов Правобережной Украины Тетери и Дорошенко, благодаря образованию и придворным манерам, дослужился до генерального писаря — по сути, казацкого канцлера. Исполнял дипломатические поручения, познакомился с гетманом Левобережья Иваном Самойловичем — вассалом России.
Позже, после смерти мужа, она постриглась в монахини под именем Мария Магдалина , со временем стала игуменьей Киево-Печерского Вознесенского и Глуховского Успенского монастырей, умерла в 1707 году.
Герб Курч, которым пользовался И. Мазепа Будущий гетман получил хорошее образование: он учился в Киево-Могилянской академии, где, помимо изучения классических дисциплин, также интересовался литературой, сам писал стихи сегодня известно несколько песен на слова Мазепы ; освоил восемь иностранных языков. После того, как Иван окончил Киево-Могилянскую академию, отец отправил его ко двору короля Яна Казимира. Там он, как уже было сказано, окончил Варшавский иезуитский коллегиум, участвовал в образовательных поездках которые организовывал король в Германию, Францию, Италию, Австрию. Также участвовал в ряде дипломатических миссий. Так, в 1663 году он в качестве гонца привез гетманские клейноды Павлу Тетере впрочем, тот отослал их назад, так как согласно статусу, это должен был сделать королевский посол. К жизни при дворе короля относится ряд историй о похождениях молодого Ивана Мазепы. Так, существует легенда нигде, правда, не подтвержденная документально , что он имел связь с женой магната Фальбовского. Тот, узнав об измене жены, будто бы велел привязать Мазепу к спине коня и пустить его в поле. Хоть достоверность этой истории довольно сомнительна, но она вдохновила ряд поэтов в частности, Байрона, Вольтера, Гюго на увековечивание данного сюжета в их произведениях.
Также достоверно известно о конфликте Ивана Мазепы со шляхтичем Яном Пасеком, из-за чего наш герой был вынужден на некоторое время удалиться со двора в отцовское имение. Афиша кантаты М. Балфе, посвященной Мазепе Возвращение в Украину Хотя с 1663 г. Мазепа время от времени жил в Мазепинцах и после смерти отца унаследовал его должность черниговского подчашего номинальную, так как на тот момент Чернигов контролировался левобережным казачеством , но в украинскую политику особо не вмешивался. Переломный момент наступил в 1669 г. Это событие, в частности, связано с тем, что примерно в то время Мазепа женился на вдове Анне Фридрикевич Половец , дочери белоцерковского полковника Семена Половца. Семья Половцев была близка к Дорошенку старшая сестра Анны была первой женой гетмана , что открыло для Мазепы перспективы карьерного роста в Чигирине. У Дорошенка Иван Мазепа сначала был ротмистром надворной хоругви то есть командующим гетманской гвардией , позже примерно с 1674 г.
Код Мазепы
Краткая биография Мазепы Ивана Степановича до Северной Войны. (Серия Мифы Украины: Мазепа) Одной из самых больших тайн мазепознавства является смерть старого гетмана. Биография Мазепы, его огромное богатство и почти единоличная власть делали его положение и мировоззрение больше похожими на польского магната, чем на русского боярина.
Биография Мазепы for Dummies
О некоторых крутых виражах в биографии Мазепы и его бесславном конце мы поговорили с историком, участником одного из военно-исторических клубов Олегом Кошкиным. Служил Мазепа гетману Левобережной Украины Самойловичу, вовремя предав благодетеля и приняв участие в его свержении. сторонника Русского мира, но изменил гетману и переметнулся на сторону польского короля. Украинская история заставляет по аналогии вспоминать самое громкое предательство иного периода — печально знаменитого гетмана Мазепы из начала XVII века. В 1657 году Стефан Мазепа связался с гетманом Иваном Выговским, который проводил пропольскую политику. Мазепа служил у гетманов Правобережной Украины Тетери и Дорошенко, благодаря образованию и придворным манерам, дослужился до генерального писаря — по сути, казацкого канцлера.