В 2014 московское издательство "Тончу" выпустило в свет книгу Светланы Александровны " Семейная сага фантаста Беляева". Улица имени писателя-фантаста Александра Беляева переименована в улицу Героев Территориальной Обороны.
Человек – фантастика
В книгах Александра Беляева предвосхищаются многие достижения науки и техники. АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ С ЖЕНОЙ МАРГАРИТОЙ И ПЕРВОЙ ДОЧКОЙ: смерть маленькой Людочки стала первым большим горем в семье фантаста. Беляев был уверен, что писатель-фантаст должен быть достаточно образован. В книгах Александра Беляева предвосхищаются многие достижения науки и техники. гениальный фантаст, его произведения, темы, которые он поднимает в своих произведениях актуальны и сегодня.
А. Беляев. Когда погаснет свет
Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. К 135-летию писателя-фантаста Александра Беляева. Однако мало кто мог предположить вероятность появления целой супергеройской вселенной, основанной на произведениях Александра Беляева. Девятый арбитражный апелляционный суд взыскал с издательства «Астрель» 8,5 млн рублей в пользу издательства «Терра» за незаконное издание книг фантаста Александра Беляева. 114,651 тысячи рублей и 90 копеек за комплект.
Непревзойденный фантаст – Александр Беляев
В 1911 году Беляев выиграл крупное судебное дело лесопромышленника Скундина, за которое получил значительный гонорар. Эту сумму он отложил на давно задуманное путешествие по Европе. Правда, совершить поездку удалось только через два года, о чём свидетельствует «Ведомость о выданных с 1 марта сего 1913 года Смоленским губернатором заграничных паспортов»: «... В автобиографии о целях этой поездки писатель пишет: «Изучал историю, искусство, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции». Поездка стала бесценным источником, из которого писатель черпал нужные ему впечатления до конца своих дней. Ведь действие большинства его романов происходит «за границей». А первое путешествие оказалось и единственным. Беляев — не праздный турист, а любознательный испытатель. В биографической справке к 9-томному собранию сочинений писателя тому приводится подтверждение: «В 1913 году находилось не так уже много смельчаков, летавших на самолётах "Блерио" и "Фарман" — "этажерках" и "гробах", как называли их тогда.
Однако Беляев в Италии, в Вентимильи, совершает полёт на гидроплане». Вот отрывок из описания этого полёта: «Море под нами уходит всё ниже. Домики, окружающие залив, кажутся не белыми, а красными, потому что сверху мы видим только красные крыши. Белой ниточкой тянется у берега прибой. Вот и мыс Martin. Авиатор машет рукой, мы смотрим в том направлении, и перед нами развёртывается, как в панораме, берег Ривьеры». Свои ощущения Беляев затем передаст, в частности, в рассказе «Человек, который не спит»: «Какая-то река показалась вдали. На высоких прибрежных холмах раскинулся город. На правом берегу город был опоясан старинными зубчатыми стенами Кремля с высокими башнями.
Над всем городом царил огромный пятиглавый собор. Аэроплан пролетел над лесом и плавно опустился на хороший аэродром». Во время путешествия по Италии Беляев поднялся на Везувий и опубликовал в «Смоленском вестнике» очерк о восхождении. В этих заметках уже ощущается уверенное перо не только талантливого журналиста, но и будущего блестящего писателя: «Неожиданно начались кусты, и мы очутились перед целым морем чёрной застывшей лавы. Лошади храпели, перебирали ногами, и они решились ступить на лаву точно это была вода. Наконец нервно, прыжками лошади взошли на лаву и пошли шагом. Лава шуршала и обламывалась под ногами лошадей. Солнце заходило. Внизу залив уже покрылся сизой дымкой.
Там наступил короткий нежный вечер. На горе солнце выхватило из наступающего мрака несколько домиков, и они стояли, точно раскалённые внутренним огнём кратера. Близость вершины сказывалась... Везувий — это символ, это бог южной Италии. Только здесь, сидя на этой чёрной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, — каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее». А в кратере огнедышащего великана «... Он то стлался по чёрным, изъеденным влагой и пеплом неровным краям жерла, то белым клубком вылетал вверх, точно из гигантской трубы паровоза. И в тот момент где-то глубоко внизу тьма освещалась, точно далёким заревом пожара... Неряшливость они умеют соединять с глубоким пониманием прекрасного, жадность — с добротой, мелкие страстишки — с истинно великим порывом души».
Всё увиденное, преломив через призму своего восприятия, писатель отразит потом в произведениях. Наверное, можно утверждать, что путешествие помогло ему наконец определиться с окончательным выбором профессии. В 1913—1915 годы, расставшись с адвокатурой, Александр Романович работает в редакции газеты «Смоленский вестник» сначала секретарём, затем редактором. Сегодня на здании, где находилась редакция, установлена мемориальная доска. Нереализованной пока осталась только его тяга к театру. Он с детства устраивал домашние спектакли, в которых был и артистом, и сценаристом, и режиссёром, исполнял любые роли, даже женские. Перевоплощался мгновенно. О театре Беляева быстро узнали и стали приглашать для выступлений у знакомых. В 1913 году Беляев вместе с прекрасной смоленской виолончелисткой Ю.
Сабуровой поставил оперу-сказку «Спящая царевна». Сабуровой и А. Беляева, взявших на себя грандиозную, если подумать, задачу — поставить оперу, хотя бы и детскую, пользуясь лишь силами учебного заведения». Первое литературное произведение Александра Романовича — пьеса «Бабушка Мойра» — появляется в 1914 году в московском журнале для детей «Проталинка». Бывая наездами в Москве которая манила и притягивала его , Беляев встретился с Константином Сергеевичем Станиславским и даже прошёл у него актёрские пробы. Всё ему пока удавалось. Будущее сулило успех в начинаниях. Но наступил трагический для А.
Почему-то считается, что наши писатели — кто с оглядкой, а кто и вовсе бессовестно — воруют эти самые идеи у западных коллег. О том, что часто бывает наоборот, почему-то молчат. И совершенно напрасно. Как раз Александр Беляев в период своего расцвета был самым настоящим генератором научных или околонаучных идей, которые подхватывали его западные коллеги. Скажем, роман Беляева «Властелин мира», идеей которого было внушение мыслей на расстоянии, вышел в 1929 г. А вот «Приказ из темноты», книга Ганса Доминика, популярнейшего немецкого фантаста, эксплуатировавшего ту же тему, — лишь 4 года спустя. Кстати, немецкий критик Иво Глос отмечал: «Беляевский вариант этой темы мне нравится гораздо больше, чем таковой Доминика». Результативность и эффективность писателей-фантастов оценивают и ещё по одному любопытному критерию. Количество сбывшихся предсказаний и предвидений. Если сделать попытку подойти к Беляеву с той же меркой, результат окажется парадоксальным. Да, он предвидел и предсказал многое. Но кое-что сумел не просто предвидеть, а практически напрямую подтолкнуть и направить. Хотя это и не всегда признавалось. Так, один из самых известных романов Беляева «Голова профессора Доуэля» был подвергнут довольно-таки жёстким нападкам как раз за слабую связь с наукой.
За ним ухаживала мать, но она умерла. К счастью, в этот период Беляев знакомится с очень хорошей девушкой, которая скоро станет его новой женой. В конце концов болезнь отступила. И Беляев постепенно стал возвращаться к полноценной жизни. Для него изготовили лёгкий корсет из целлулоида. Это материал, из которого в то время делали кино- и фотоплёнку, а также шарики для пинг-понга. В таком корсете он уже вполне мог передвигаться. Теперь он снова устраивается работать юристом. В это время Александр Беляев начинает писать научно-фантастические рассказы и повести. В возрасте сорока лет он печатает свой первый рассказ "Голова профессора Доуэля". Позже этот рассказ он переделает в роман. Сам писатель признавался, что это произведение во многом автобиографическое. Ведь ему очень хорошо было знакомо это чувство, когда голова живёт сама по себе и не может управлять телом. Через несколько лет Александр Беляев забросил юридическую работу и занимался уже только писательством. К нему пришла известность. Он переписывался с Константином Циолковским. Его романы высоко ценил Герберт Уэллс. В Голливуде ещё в конце сороковых годов хотели экранизировать его роман "Человек-амфибия". Но отказались от этой задумки. Решили, что технических возможностей для этого пока не хватает. Когда в начале шестидесятых годов советские киношники взялись за постановку, в Голливуде были уверены, что у них ничего не выйдет. Раз сам Уолт Дисней не смог, то куда уж отсталым русским с их допотопной техникой. Однако фильм был снят и сразу же получил статус культового.
В 1924 году у них родилась дочь, девочку назвали Людой. Сюжет о попытке учёного оживить голову погибшего человека отражал детали биографии самого Беляева, который из-за паралича несколько лет не владел нижней частью тела. В последующие годы во «Всемирном следопыте» вышли его романы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия» и «Борьба в эфире». В 1928 году Беляев переехал в Ленинград, где у них с Маргаритой родилась вторая дочь, Светлана. К этому времени Беляев уже начал зарабатывать исключительно литературой и мог уйти с работы в ведомстве. Однако здоровье снова подвело писателя — из-за воспаления легких в тяжелой форме врачи советуют ему сменить климат на более сухой и мягкий. Вместе с семьей он переезжает в Киев. Его младшая дочь позднее рассказывала: «Во всех учреждениях висели призывы-требования говорить только по-украински. В магазинах продавцы не отвечали на вопросы покупателей, заданные по-русски. У отца возникли большие сложности с изданием. На русском языке рукописи не принимались. Украинского языка отец не знал, а отдавать свои произведения в перевод было слишком накладно». За два года жизни в Украине их семью постигло еще одно большое несчастье — эпидемия менингита унесла жизнь старшей дочери, которой было всего шесть лет. Вторая дочь заболела рахитом, а у самого писателя началось обострение его собственной болезни позвоночника. Когда Беляев встал на ноги, то обратился по объявлению о найме в контору треста «Ленрыба» — и получил работу в Мурманске город входил тогда в состав Ленинградской области. В 1932 году он уехал за полярный круг, где провел полгода ради 10-процентной «северной» надбавки к окладу. После возвращения он опубликовал роман о полёте в космос «Прыжок в ничто», который остался не замеченным широкой публикой. К этому моменту ему удалось опубликовать уже больше 10 романов, но имя его в печати упоминалось редко. При этом на его книги в библиотеках стояла очередь, а дети постоянно просили в письмах выслать экземпляр или написать продолжение. Однако из-за массовых арестов в редакциях издатели не были готовы переиздавать его романы. Запрещённая биография Последний роман Беляева, «Ариэль», вышел в продажу осенью 1941 года, когда вокруг Ленинграда уже замкнулось кольцо блокады. Даже если кто-то получил эту книгу на руки, скорее всего, она пошла на растопку печей. После переиздания в 1956 году роман стал всесоюзным бестселлером, но Беляев этого не застал: в 1942 году он «замерз от голода» обессилел и умер от холода в нетопленой комнате. Его семья жила в оккупированном Пушкине, в 15 километрах от Ленинграда. Когда еще была возможность уехать, на эвакуацию они не решились, так как болел в семье не только Александр, но и младшая дочь Светлана: в свои 12 лет девочка передвигалась на костылях из-за туберкулёза коленного сустава. Похоронили самого писателя тоже в Пушкине, но точное место никому не известно: по воспоминаниям вдовы, тела доставали из гробов, складывали в склепы, «как дрова», а потом закапывали в братские могилы.
Портал правительства Москвы
Только до тех пор, пока не становятся взрослыми. Но они есть в каждой библиотеке. Герои романов «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибии» даже не предполагали, какая трагичная судьба была у их автора. Прикованный к постели, писатель жил в изумительном мире, созданном его воображением. С себя, из своего мира расстоянием в руку написал он роман «Голова профессора Доуэля», сузив в ней мир героя еще больше. Силой своей фантазии он рисовал будущее, предвосхищая возможность дальнейших открытий и новых достижений. Сегодня из пятидесяти научных предвидений Беляева многие уже сбылись или принципиально осуществимы, и только три считаются ошибочными.
Писатель умер от голода в блокадном Ленинграде в январе 1942-го года. Перед смертью он сказал: «Не надо пышных похорон, заверните меня просто в газету». Предвидеть, что его жену и дочь ожидают три года немецких лагерей в Пруссии, а после долгожданной победы без всякой паузы — 11 лет ссылки далеко за Урал, он не мог… На встрече в библиотеке читатели чуть ближе познакомились с биографией первого русского писателя-фантаста, посмотрели документальный фильм из цикла «Гении и злодеи» под названием «Александр Беляев», поразмышляли о пересадке органов и будущем развитии медицины. Возможно, у кого-то появится желание снова взять в руки книги Александра Беляева, перечесть самому, посоветовать прочесть ребенку… Итак… Мастер и его Маргарита До войны слава Беляева была огромна. После революции писатель жил в Ялте, именно там он познакомился со своей будущей женой Маргаритой Магнушевской, наполовину шведкой. Он лежал прикованный к кровати — у него всю жизнь был туберкулез позвоночника, а она работала в библиотеке и приносила ему книги.
Когда через 10 лет НКВД разрешит взять в сибирскую ссылку самое ценное, Маргарита завернет в узелок книги первого советского фантаста, своего мужа. И именно их она будет читать после Победы далеко за Уралом детям, улегшимся на верхних нарах в землянке на 100 человек, когда их вместе с дочерью сошлют в 11-ти летнюю ссылку, как жену и дочь Беляева. Маргарита стала для своего мужа всем — сиделкой, женой, машинисткой. И матерью дочери, которой передалась наследственная болезнь отца. У Светланы с детства был туберкулез коленного сустава. Тогда, в Ялте, когда болезнь на время отпустила, Беляев перепробовал много профессий: работал в детском доме, милиции, библиотеке.
Печатался в научных журналах и газетах. И всю жизнь боялся того, что выплывет на свет тот факт, что он был сыном смоленского священника. Маргарита всегда была рядом: даже в милиции снимала отпечатки пальцев… В Ялте их не любили и называли «гнилой интеллигенцией». Шепот победившего пролетариата всегда был слышен за спиной, а в милиции местный прожженный большевик открыто заявлял о том, что он «таких, как вы, в 18-м году к стенке ставил». Беляевы переехали в Москву.
В 35 лет тяжелейшая болезнь сделала писателя неподвижным.
Однажды в комнату, где лежал больной, влетел жук и сел ему на лицо. Больной не мог отогнать жука. Этот случай стал основой сюжета рассказа, а потом и романа «Голова профессора Доуэля». Вскоре ему это удаётся. Но его ассистентка Мари Лоран узнаёт об этом. Под руководством головы профессора Доуэля Керн оживляет голову певицы Брике и отдаёт ей тело погибшей артистки Анжелики Гай.
Но она вскоре сбегает от хирурга, и ему предстоит скрывать свои опасные опыты от общества. В 1984 году по мотивам романа был снят фильм «Завещание профессора Доуэля». И вот к нему попадает мальчик: он слишком слаб, и его лёгкие не справляются с работой. Хирургу ничего не остаётся, как пересадить ему жабры молодой акулы. Но теперь мальчик вынужден жить не только на земле, но и под водой. И тогда Сальватар обманывает родителей и оставляет ребёнка у себя.
Появился Ихтиандр — человек-амфибия. Как сложится дальнейшая судьба мальчика? По сюжету романа в 1961 году был снят фильм с одноимённым названием. Чтобы фильм получился правдоподобным, актёры прошли обучение подводному плаванию. Троих выживших: Симпкинса, Гатлинта и спасённую ими Вивиан Кингман — прибивает к «тихой пристани». Сюда за много веков прибилось немало кораблей, потерпевших крушение.
Живущие на нём люди называют его Остров Погибших Кораблей. По закону острова, Вивиан обязана выбрать себе мужа. И губернатор острова, чтобы избежать соперничества, сажает под арест Симпкинса и Гатлинта. Но им удаётся бежать из тюрьмы. Но получится ли у них уйти с острова?
А еще он предрек собственную смерть, хоть и не был ясновидящим. Просто он умел замечать то, что скрывалось от взглядов рядовых обывателей, то, какого прогресса достигло современное общество, и на пороге каких открытий находится человечество.
Скопив за это время недостающую сумму, он вернулся в Ярославль, доучился оставшиеся 4 семестра в лицее и получил в 1909 году диплом юриста. За год до этого Александр уже успел жениться и развестись из-за измены супруги. Гипсовая кровать и путешествие в будущее Незаметно пятилетний период стажёрства подошел к концу — к этому моменту Беляев стал полноправным адвокатом. Казалось бы, нужно радоваться, но Саша опять всё передумал — и к тому времени уже решил уйти в журналистику. Получилось это у него не сразу. В 1914 году он стал главным редактором «Смоленского вестника» и впервые опубликовал в детском журнале свою пьесу. Однако меньше чем через месяц его предшественника восстановили в должности, а Беляева попросили уйти. Вернувшись к юридической практике, он выиграл несколько дел, но вскоре Александра настигло еще одно несчастье: он заболел плевритом. Местный врач, прокалывая плевральную полость, чтобы дать выход гною, случайно занес инфекцию в один из спинных позвонков, и у Беляева отнялись ноги. На тот момент он успел жениться во второй раз, но новая супруга сказала, что не собирается быть сиделкой, и оставила его о второй жене Беляева известно не больше, чем о первой: друзья семьи говорили, что это была капризная и избалованная девушка, которая часто ругалась с мужем. За Александром стала ухаживать мать — она искала врачей и объехала с парализованным сыном несколько городов В Ялте поставили диагноз — из-за врачебной ошибки плеврит перешел в костный туберкулёз, осложнившийся параличом ног. В письме подруге Беляев писал: «Паралич прошел чрез несколько месяцев, но три года пришлось выдерживать скучный курс лечения абсолютным покоем! Увы, только не моральным покоем! Будучи прикованным к такой «кровати», Беляев стал писать для ялтинской газеты, проводил юридические консультации на дому, принимал в гостях актеров и режиссеров местного театра, писал стихи и много читал Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского. К лету 1915 года Александра поставили на ноги. Чтобы продолжить лечение, он отправился в Ростов, где устроился штатным сотрудником газеты «Приазовский край» и стал писать передовицы от имени редакции. А уже в декабре опубликовал первое фантастическое произведение — очерк «Берлин в 1925 году». Заглядывая на 10 лет вперед, он описал будущее, где по улицам ходили женщины-шоферы, заказы в пивных отпускали автоматические ящики, а у инвалидов были высокотехнологичные протезы. В 1922 году Беляев снова перебрался в Ялту. Он похоронил мать и начал искать работу. Сперва устроился заведующим в школу-колонию детский дом , но через неделю сбежал от клопов и плохого питания. Через знакомых удалось найти место в канцелярии уголовного розыска, где он был и младшим милиционером, и фотографом, и адвокатом, и лектором, который читал курсы по уголовному и административному праву. Но работа в отделе пришлась ему не по душе, и Беляев перешел в городскую библиотеку, где тоже не задержался надолго — друзья предложили место в Народном комиссариате почт и телеграфов в Москве. Александр согласился и уехал устраивать жизнь в новой столице. Несмотря на упаднические настроения, которым был подвержен Беляев в этот период, он женился в третий раз — на своей подруге Маргарите Магнушевской. В 1924 году у них родилась дочь, девочку назвали Людой.
Портал правительства Москвы
Российский писатель-фантаст Александр Беляев Мечтателем, романтиком и в то же время человеком трагической судьбы был один из лучших советских писателей-фантастов. Александр Беляев, чей 140-летний юбилей мир будет отмечать 16 марта, – один из самых любимых писателей Советского Союза. 140-летие со дня рождения фантаста Александра Беляева отметят в Библиотеке № 240 (г. Москва, ул. Паршина, д. 33) 23 марта. В книгах Александра Беляева предвосхищаются многие достижения науки и техники. Писатель-фантаст Александр Романович Беляев — пост пикабушника ksenobianinSanta.
Голодная смерть писателя-фантаста?.. Нет...
С читателями прошло обсуждение произведений автора, его биографии и творчества. Беляев писал потрясающие фантастические произведения. Библиотекарь рассказала о том, какую роль оставил фантаст в литературе.
Последний в 1925 году опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля».
Позже писатель переделал его в роман: «С тех пор положение изменилось. В области хирургии достигнуты огромные успехи. И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным».
С этого произведения и началась эпоха беляевской фантастики. Роман — автобиографический: когда писатель три года не мог ходить, ему пришла в голову идея написать о том, как чувствовала бы себя голова без тела: «…и хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия…» В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире». Свои работы автор подписывал псевдонимами: А.
Ром, Арбел, А. Р-нъ, А. Романович, А.
В основе романа, как вспоминала позже жена писателя, была газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Беляев вдохновлялся и работами своих предшественников — произведениями «Иктанэр и Моизетта» французского писателя Жана де ля Ира «Человек-рыба» русского анонимного автора. Роман «Человек-амфибия» имел большой успех, в год первой публикации дважды вышел отдельной книгой, а в 1929 году ее переиздали в третий раз.
Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия».
Об этом сообщает ТАСС. Пьеса написана специально для театра драматургом, автором либретто и стихов, поэтом Алиной Байбановой. Директор театра Леонид Кипнис рассказал, что действие романа происходит в вымышленной стране, а его главный герой — успешный артист, отличительной чертой которого является уродливая внешность.
И даже создал и возглавил любительскую театральную труппу. А однажды во время смоленских гастролей Московского Художественного театра, Беляев на нескольких спектаклях заменил одного из заболевших актёров. И вот в 31 год на этого активного и жизнелюбивого человека обрушивается тяжкая болезнь. Костный туберкулёз позвоночника. Судя по всему, сказалась та самая травма спины - когда он неудачно прыгнул с крыши сарая. Плюс к этому Беляев перенёс острый плеврит. А эта болезнь то ли сама по себе, то ли из-за врачебной ошибки при лечении, дала осложнения на спину. Болезнь сопровождалась сильными болями в спине. Так что Беляев почти не мог пошевелиться. Каждое движение доставляло невыносимую боль. Вместе с туберкулёзом на несколько месяцев наступил полный паралич нижних конечностей. Шесть лет Беляев был фактически прикован к постели. Причём три из них ему пришлось провести в гипсовом корсете. Или, как говорил сам Беляев, в "гипсовой кровати". Делалась эта "кровать" так. Пациента клали на живот, и полностью обмазывали сверху гипсом. Потом форму снимали и, когда она высыхала, больной получал жёсткую кровать, в которой можно было лежать только в одной и той же позе. Сам Беляев писал об этом: «Паралич прошел чрез несколько месяцев, но три года пришлось выдерживать скучный курс лечения абсолютным покоем! Увы, только не моральным покоем! Она заявила, что не для того выходила замуж, чтобы стать сиделкой. За ним ухаживала мать, но она умерла. К счастью, в этот период Беляев знакомится с очень хорошей девушкой, которая скоро станет его новой женой. В конце концов болезнь отступила.