Новости что является одной из причин возникновения экстремизма

Во время круглого стола поднимались вопросы, связанные с районами зарождения и распространения экстремизма, причинами его возникновения. Среди предпосылок возникновения экстремизма можно выделить следующие.

К вопросу возникновения экстремизма

Важной объективной причиной возникновения этнонационального и политического экстремизма являются разнообразные межнациональные (этнополитические) конфликты. Причинами возникновения экстремизма могут быть социальное неравенство и социальная несправедливость, возникшие в обществе. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций.

Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде

5. Причины возникновения экстремистской деятельности. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы. Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение экстремизма и терроризма в Российской Федерации, создающими причины и условия для этого, являются. Аннотация: В представленной статье рассматривается экстремизм как социально-опасное явление, разные подходы к определению данного термина, формы и причины экстремисткой деятельности. Причины возникновения молодежного экстремизма. 1. Обострение социальной напряженности среди молодежи.

Профилактика экстремизма в молодежной среде

Экстремизм и ксенофобия — общее и различия Ксенофобия на сегодняшний день также представляет собой одну из серьезных угроз безопасности государству. Одним из главных проявлений ксенофобии является призыв к разжиганию ненависти по различным основаниям, в числе которых национальная, религиозная, языковая и другие виды ненависти. Таким образом, можно сказать, что ксенофобия — это одно из проявлений экстремизма с позиций активных действий по разжиганию различных видов ненависти в обществе. Однако ксенофобия — это не всегда полноценная составляющая часть экстремистских действий, так как нередко она заканчивается только на высказывании различного рода лозунгов, в то время как собственно экстремистские проявления — это не только призывы, но и нередко активные действия по претворению высказанных призывов в жизнь. В настоящее время на основании действующей правоприменительной практики ксенофобия и экстремистская деятельность все чаще разграничиваются, так как имеют абсолютно разные цели. Верховный суд в Постановлениях Пленумов о привлечении к ответственности за преступления экстремистской направленности Преступления экстремистской направленности в обязательном порядке должны караться с точки зрения привлечения к ответственности в соответствии с положениями Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Сообщения завирусились, при этом СМИ и интернет-пользователи решили, что деяние несоразмерно обвинениям, и поддержали Марию.

СМИ обратили внимание, что число «экстремистских» дел в 2015—2018 годах существенно выросло, причём большинство из них возбуждали именно за публикации в интернете, лайки и репосты. Ситуацию в итоге обсудили даже на «прямой линии» с президентом РФ, который согласился , что преследование экстремистов нельзя доводить «до маразма и абсурда». Через несколько месяцев Владимир Путин лично внёс в Госдуму законопроект о частичной декриминализации статьи 282 — по ней стали судить только тех, кто совершил нарушение повторно. Дело Мотузной прекратили. Позднее она отсудила компенсацию в 100 000 рублей за незаконное уголовное преследование. Дела других «экстремистов» прекратили уже по факту декриминализации и компенсации не выплачивали.

После этого в 2019—2020 годах число преступлений экстремистского характера упало практически в два раза, до 500—800 в год — до этого их регистрировали по 1,2—1,5 тыс. Однако к 2022 году этот показатель вновь восстановился до 1500. Они выявляют и расследуют правонарушения в этой сфере. Подозреваемых оперативно вносят в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга на этапе начала следствия и блокируют их банковские карты. В начале 2023 года в РФ заработала система под названием «Окулус», которая помогает выявлять нарушения по фотографиям и видеороликам, выискивая в них в том числе экстремизм. Профилактика экстремизма со стороны официальных органов власти обычно выражается в информационном ликбезе — практически каждый сайт какого-либо муниципалитета, управления или министерства имеет специальную вкладку «Противодействие экстремизму».

Силовики также распространяют информационные видеоролики — причём чаще всего это делается для детей. Иногда специалисты центров «Э» и следователи приходят в школы и читают там просветительские лекции в рамках классных часов, либо это бремя возлагают на педагогов. Урок, посвящённый теме экстремизма и терроризма, есть и в известных всероссийских «Разговорах о важном». Известные люди, обвинённые в экстремизме В июле 2023 года по обвинению в призывах к экстремизму арестовали экс-министра обороны ДНР, а ныне военного обозревателя, основателя «Клуба рассерженных патриотов» Игоря Стрелкова-Гиркина.

За массовое распространение экстремистских материалов и их производство либо хранение в целях распространения положено : физлицам — штраф 1000—3000 рублей либо арест до 15 суток; должностным лицам — штраф 2000—5000 рублей; юрлицам — штраф от 100 000 до 1 млн рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток. Распространение материалов экстремистского и террористического характера наказывается штрафами от 50 000 до 5 млн рублей в зависимости от того, кем и в который раз совершено нарушение. Статья о злоупотреблении свободой массовой информации предусматривает штрафы за распространение экстремистских материалов от 100 000 до 1 млн рублей и сведений об организациях-экстремистах без указания об их «запретности» до 50 000 рублей. За некоторые из перечисленных выше правонарушений также возможно привлечение к уголовной ответственности, в том числе при рецидиве. Уголовные наказания По ст. Если то же преступление совершено с угрозами или насилием, организованной группой или с использованием служебного положения, наказание ужесточается вплоть до лишения свободы от 3 до 6 лет. В отдельных статьях 282. Наиболее суровое наказание ждёт организаторов — до 12 лет колонии. За публичные призывы к экстремистской деятельности в том числе в интернете грозит наказание от 100 000 рублей штрафа до 5 лет лишения свободы. Дело Мотузной и декриминализация статьи 282 УК РФ В 2018 году широкий общественный резонанс приобрело уголовное дело жительницы Барнаула Марии Мотузной, которую обвинили в экстремизме по ст. Девушка опубликовала свою историю в «Твиттере». Сообщения завирусились, при этом СМИ и интернет-пользователи решили, что деяние несоразмерно обвинениям, и поддержали Марию. СМИ обратили внимание, что число «экстремистских» дел в 2015—2018 годах существенно выросло, причём большинство из них возбуждали именно за публикации в интернете, лайки и репосты. Ситуацию в итоге обсудили даже на «прямой линии» с президентом РФ, который согласился , что преследование экстремистов нельзя доводить «до маразма и абсурда». Через несколько месяцев Владимир Путин лично внёс в Госдуму законопроект о частичной декриминализации статьи 282 — по ней стали судить только тех, кто совершил нарушение повторно. Дело Мотузной прекратили. Позднее она отсудила компенсацию в 100 000 рублей за незаконное уголовное преследование.

Отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях во многих государствах. Необходимо признать, что термины «экстремизм» и «терроризм» в обыденном сознании слабо различаются. Например, такие как национализм, шовинизм, фашизм, неонацизм подробнее см. В рамках этой лекции будем понимать терроризм как крайнюю форму экстремизма, использующую метод ужасающего устрашения — террор. Учитывая, что и другие виды экстремизма также могут использовать метод террора, в том числе в виде терроризирования и даже ведения террористической войны например, действия вооруженных сил Украины против мирного населения России , оправданно рассматривать экстремизм и терроризм как в определенном смысле однородные понятия. В этих целях проведем сравнительный анализ таблица 1. Таблица позволяет понять, каким образом должна быть выстроена система противостояния — как правоохранительная, так государственная и общественно-политическая — деструктивным силам, осуществляющим против нашей страны агрессивную и подрывную деятельность. А как выглядят различия между этими терминами в рамках Вооруженных Сил России и других силовых структур? Ответ на этот вопрос тоже отразим в табличной форме таблица 2. Таблица показывает контуры системы противостояния экстремизму и терроризму в Вооруженных Силах Российской Федерации. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что разграничение между ее субъектами весьма условное. Например, органы военной прокуратуры и военно-следственные органы ведут борьбу с экстремизмом и терроризмом в рядах Вооруженных Сил, не только выявляя экстремистов и террористов и подвергая их преследованию по закону. В ходе расследования или даже предварительного разбирательства формируется и устанавливается не только доказательная база вины преступников. После окончания расследования военный прокурор направляет в адрес командира части, руководителя органа военного управления представление с требованиями по устранению выявленных нарушений. В нем обозначаются сроки устранения нарушений и доклада о ликвидации причин и условий, способствующих совершению преступления экстремистского и террористического рода. То есть органы, которые непосредственно борются с экстремизмом и терроризмом, одновременно помогают органам военного управления на поле противодействия этим преступным видам деятельности. Не менее сложную работу проводят военно-политические и кадровые органы Вооруженных Сил — это работа по формированию у личного состава, включая гражданский персонал, и членов их семей антиэкстремистского и антитеррористического сознания. Антиэкстремистское и антитеррористическое сознание Развитое антиэкстремистское и антитеррористическое сознание предполагает прочные ассоциации в сознании большей части населения экстремизма и терроризма с общественно-опасными явлениями. При этом оно должно позитивно относится к мерам, направленным на противодействие экстремистским угрозам, на сохранение и защиту от экстремизма и терроризма личности, общества, государственного устройства, к деятельности политической системы общества с учетом интересов всех социальных групп и слоев. Из определения следует, что антиэкстремистское и антитеррористическое сознание формируется не только в рамках противодействия экстремизму и терроризму, но в целом при решении вопросов обеспечения национальной безопасности. Антиэкстремистское и антитеррористическое сознание — частью политического сознания, оно стремится к сохранению ценностей, к которым относятся интересы государства и общества. Процесс формирования антиэкстремистского и антитеррористического сознания имеет несколько этапов: 1. Осознание населением экстремистской и террористической деятельности как весьма опасного общественно-опасного явления. Осознание большей частью населения важности формирования активной позиции личности, общества и государства в сфере противодействия экстремизму и терроризму, необходимости выявления и устранения их причин. Появление потребности и воли у лиц, находящихся во главе властных структур, в проведении активной политики противодействия экстремизму и терроризму. Последние два этапа относятся к важным факторам для формирования антиэкстремистской и антитеррористической повестки. Там, где у граждан сформировано понимание опасности экстремизма и терроризма для их жизненно важных интересов, где на государственном уровне возникает потребность и воля для противодействия этой опасности — там начинается антиэкстремистская и антитеррористическая политика. Безусловно, в ходе действий силовых структур удается выявлять и пресекать деятельность носителей и распространителей идеологии экстремизма и терроризма. Но задача военно-политических и кадровых органов Вооруженных Сил — не допустить существенного влияния приверженцев экстремистских и террористических взглядов на российских военнослужащих, гражданский персонал ВС РФ, и членов их семей.

19. Экстремизм и терроризм основные понятия и причины...

Здесь имеются как рядовые члены преимущественно молодые люди, поскольку молодежь в силу возрастных особенностей более подвержена манипулированию [3, с. Таким образом, имеются как базовые, так и вариативные причины и условия совершения экстремистских преступлений. Сложность изучения причинного комплекса экстремизма заключается в следующем: сам по себе экстремизм как мировоззренческая установка запрещен быть не может, привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за наличие в деянии конкретных составов преступления, поэтому исследованию обычно подвергаются причины и условия совершения преступлений, что является верхушкой айсберга; лица, совершающие экстремистские преступления, могут быть различны по социальному положению и психологическому профилю, что приводит к классификационным проблемам. Для того, чтобы осуществлять эффективную борьбу с экстремизмом в том числе путем принятия превентивных мер , нужно обращать внимание не только на типичные особенности мотивационной сферы экстремистов, но также и изучать экстремизм в качестве культурного, социального явления. Список литературы 1. Бибик О. Серия: право. Вайле С. Демидова-Петрова Е. Ившин В.

Серия: экономика и право. Кича М. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 30 ст. Эдильсултанов И.

В 2016 году 3 ноября состоялся еще один Пленум Верховного Суда, который внес существенные коррективы в Пленум 2011 года. Главной целью внесенных изменений следует считать не только призыв к ужесточению наказаний не за саму террористическую деятельность, а за ее финансирование и призывы к ней, а также формирование призыва к тому, чтобы подлежали доказыванию цели и мотивы совершения того или иного преступления экстремистской направленности.

Такое внесение изменений было обусловлено тем, что привлечение к преступлениям, характеризуемым в качестве экстремистских, совершалось без доказывания мотивов, которые, как следует из определения экстремистской деятельности, обязательной целью носят создание угрозы существующему конституционному строю в Российской Федерации. На основании внесенных изменений в Постановление Пленума Верховного Суда 2011 года можно говорить о том, что данный высший судебный орган РФ не только сделал свою позицию в отношении привлечения к ответственности более актуальной к сложившейся современной картине в данной сфере, но также и сформировал более современные рекомендации для судей о порядке привлечения к ответственности и возможности квалификации тех или иных преступлений как преступлений экстремистской направленности. Преступления, ставящие своей целью нарушение или уничтожение существующего порядка в государстве, свержение действующего конституционного строя следует считать преступлениями экстремистской направленности. Такое толкование экстремизма складывается из существующей правоприменительной практики, а также из фактического анализа проявлений экстремистской деятельности на территории Российской Федерации.

Молодежи совершенно неведомо значение слова «толерантность». Как отмечает М. Мусаелян, характерными особенностями современного молодежного экстремизма являются: активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации группировки экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества; расширение географии экстремисткой угрозы в Российской Федерации и увеличение количества национальностей, социальных групп, молодежных субкультур и т. Современное законодательство не обеспечивает упреждающей, достаточно полной и систематической криминализации существующих и возникающих форм политического экстремизма, в том числе в той части, которая касается противодействия терроризму, бандитско-повстанческой деятельности, экстремистской пропаганде. В деятельности правоохранительных органов далеко не всегда учитываются существенные различия в содержании и формах проявления различных видов политического экстремизма, что приводит нередко к неадекватному реагированию на возникающие насильственные угрозы для жизненно важных интересов личности, общества и государства. В настоящее время законодательство Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права.

Однако в российских условиях нормативноправовые акты в первую очередь Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» и связанные с ним законодательные нормы рассматривают экстремизм как набор строго определенных составов преступления. На практике подобное означает фактическую невозможность эффективной профилактики экстремизма, поскольку правоохранительная система борется со следствиями, а не с причиной [1]. Подобная трактовка экстремистской деятельности делает невозможным создание системы комплексного противодействия экстремизму, которая в обязательном порядке должна включать меры экономического и социальнокультурного характера. Также необходимо отметить, что, так как для современной России характерна картина неоднородного распространения молодежного экстремизма и даже его форм в различных регионах, то целесообразно формирование стратегии контроля и профилактики экстремизма не только на общенациональном, но и региональном уровнях. Гражданское согласие и терпимость в межнациональных и иных отношениях являются решающим условием социально-экономического и духовного развития, поэтому программы, реализующие стратегическую концепцию гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, призваны создать условия для искоренения проявлений ксенофобии, обеспечить профилактику межэтнических и межкультурных конфликтов, укрепить ценности толерантности в сообществе. Как отмечает Бааль Н. Однако вполне реально его ограничение, удержание в рамках приемлемого в результате реализации динамичного комплекса международного, государственного и регионального уровней, направленных на согласование устремлений молодежи с тенденциями развития российского общества. Переход от краткосрочных и локальных решений к стратегически выстроенным среднесрочным программам в области молодежной политики прежде всего, включая задачи профилактики и противодействия молодежному экстремизму повысит интегральный потенциал этой важной социальнодемографической группы и придаст новый импульс развитию страны» [1]. Также автор говорит о том, что «проблема молодежного экстремизма это, прежде всего, проблема государственного уровня. Государство не может позволить себе «отмахнуться» от того, в чьи руки перейдет власть в условиях отсутствия надежного «противовеса» в лице среднего слоя и достаточно высокой политической индифферентности основной части населения страны.

Экстремистская деятельность — административно и уголовно наказуемое деяние. Санкции за эти правонарушения определены Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ. Распространение экстремистских материалов влечет наложение штрафа либо административный арест до 15 суток. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные в сети Интернет наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Экстремизм: сущность, понятие, характерные черты

Одним из главных факторов возникновения и проявления экстремизма является нестабильность в социально-экономическом плане. деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение. Одной из причин появления экстремизма В.А. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка». Они должны выявить и пресечь терроризм и экстремизм в самом зародыше, установить причины их появления, устранить условия, в которых они появляются, минимизировать их последствия. Термин «экстремизм» не является широко распространённым в юридической практике.

Что такое экстремизм – признаки, причины и особенности, основные виды, чем опасен?

В настоящее время наблюдается рост активности ряда объединений религиозной направленности, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращённых духовных канонах. Наибольшую опасность сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама — ваххабизм. Лидеры и идеологи ваххабитского течения работу среди российской молодёжи считают одним из главных направлений своей деятельности. В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые центры исламской молодёжи и лагеря исламской молодёжи, где членами международных террористических и экстремистских организаций «Хизбут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх», «НУР» и др. Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются сатанисты. Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда, «Зелёный орден», «Чёрный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды, «Готы». К числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России, ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, относится партия «Русское национальное единство» РНЕ , которая является крупной праворадикальной политической организацией. За последние годы в ряде городов и регионов отмечалась активность последователей РНЕ, деятельность которых заключается, как правило, в распространении материалов, популяризирующих идеи РНЕ и содержащих призывы к вступлению в эту организацию. Однако в ряде регионов имели место действия сторонников РНЕ, непосредственно направленные на разжигание национальной розни.

Каковы же причины приобщения подростков к неформальным объединениям, группам? Почему подростки становятся членами неформальных объединений, что они там находят? Одной из основных причин приобщения подростков к неформальным объединениям является возрастная потребность в общении со сверстниками, группировании. В подростковом возрасте человек ощущает себя личностью, задумывается над своим «Я»: каков «Я»? Я такой как все? Я не такой как все? Появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости». Именно в подростковом возрасте резко проявляется потребность в дружбе, в ощущении своей нужности другому, защищенности, понимании, сочувствии, сопереживании, уважении со стороны равных себе сверстников, в их положительной оценке.

Подростку необходима среда, где есть возможность быть принятым таким, каков он есть, возможность «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры или псевдокультуры — в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т. И трудно приходится подростку, который к этому времени не чувствует себя полноправным членом классного коллектива, детского коллектива по интересам, не имеет возможности в завоевании популярности, признания. Жизнь его не наполнена яркими событиями и впечатлениями, или подросток находится в позиции изгоя среди сверстников, нелюбимого среди учителей и дома причем, не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта. И тогда неформальные группы становятся той средой, где подросток может реализовать свои индивидуальные притязания, например, на лидерство или конформное подчинение, на самореализацию в определенных видах деятельности, получить ответы на те вопросы, на которые он не получает ответа ни в школе, ни в семье. Таким образом, изучив природу приобщения подростков к неформальным группам, исследовав возможные причины экстремистских проявлений в подростково-молодежной среде, учитывая возрастные потребности этой категории молодежи, образовательное учреждение, являясь центром многонациональных культур, может определить систему мер по формированию у учащихся социально-психологической устойчивости, толерантного сознания, предупреждению подросткового экстремизма. Необходимо, чтобы в этой системе мер обязательно присутствовали: совершенствование методов работы в области семейной политики, направленных на повышение роли семьи в формировании личности; создание детских общественных организаций; организация досуга молодежи. Большой популярностью среди молодежи пользуются модные, зачастую не так давно возникшие виды досуга, создающие альтернативу антисоциальным экстремистским группировкам; использование ресурса имеющихся молодежных неформальных объединений, основой которых является стремление молодых людей организовать свой досуг, посредством творческого и физического совершенствования. В работе с подростково-молодежной средой важно учитывать, что доминанта риска в поведенческих моделях является общей характеристикой современной российской молодежи.

По отношению к таким явлениям как экстремизм, требуются постоянная профилактика и сдерживание. Председатель Комиссии Е. Тюляева Профилактика экстремизма в молодёжной среде Одним из важнейших направлений профилактической работы является профилактика экстремизма в молодёжной среде. Это обусловлено также и тем, что, по данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет. Как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь после совершения преступлений, относимых к категории тяжких и особо тяжких убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т. Именно поэтому главной задачей работы в молодёжной среде является профилактика экстремизма, то есть принятие мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. Основные нормативные правовые акты, понятия необходимые для осуществления работы по профилактике экстремизма в молодёжной среде Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия экстремизм.

Понятие «экстремизм» определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых: Конституция Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Президент Российской Федерации: 1 определяет основные направления государственной политики в области противодействиятерроризму; 2 устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководстводеятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; 3 принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территорииРоссийской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации иподразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью,осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лицбез гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.

Часть первая в ред. Федерального закона от 27. Правительство Российской Федерации: 1 определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководстводеятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; 2 организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма иминимизацию и или ликвидацию последствий проявлений терроризма; 3 организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти,органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами иресурсами; 4 устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористическойзащищенности объектов территорий , категории объектов территорий , порядок разработкиуказанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспортабезопасности таких объектов территорий за исключением объектов транспортнойинфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса ; п. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействиетерроризму в пределах своих полномочий. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество всоциальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезныхцелях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористическойзащищенности объектов территорий , используемых для осуществления указанных видовдеятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законномосновании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношенииобъектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. По решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне формируетсяколлегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления по противодействию терроризму. Функции указанного органареализуются в соответствии с положением о нем, утверждаемым Президентом РоссийскойФедерации. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны дляисполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями,должностными лицами и гражданами. Федеральных законов от 02.

В целях обеспечения координации деятельности территориальных органовфедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, атакже по минимизации и или ликвидации последствий его проявлений по решению ПрезидентаРоссийской Федерации в субъектах Российской Федерации могут формироваться органы всоставе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для организациивзаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправленияпо профилактике терроризма, а также по минимизации и или ликвидации последствий егопроявлений и или для реализации решений органов, сформированных в соответствии снастоящей частью, могут издаваться акты совместные акты этих органов и формироватьсяколлегиальные органы по профилактике терроризма, минимизации и или ликвидациипоследствий его проявлений на территории одного муниципального образования илитерриториях нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Такиеколлегиальные органы формируются по решению руководителя органа, сформированного всоответствии с настоящей частью, который утверждает положение о коллегиальном органе и егосостав. Решения органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, принятые впределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями,должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотреннуюфедеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, еслиадминистративная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом,она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации. Федерального закона от 18. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозытеррористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению,осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами,формируемыми в соответствии с частями 4 и 4. Порядок установления уровней террористической опасности исодержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества игосударства определяются Президентом Российской Федерации. Заключение В заключение хотелось бы отметить, что преступления экстремистской и террористической направленности для нынешней Российской Федерации стали одной из внутренних проблем, угрожающих стабильности и национальной безопасности России.

Решения таких проблем является одной из приоритетных задач государства, которая отражена в официальных источниках. Экстремизм и терроризм являются социально негативными явлениями и обладают тяжелыми последствиями для личности и общества. Экстремизм - это форма радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. Его причины лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе. Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что никак не служит его оправданию. Экстремизм - острая проблема современности. Он все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни. В многообразии причин его обострения выделяются как общие, обусловленные социальными, экономическими, политическими факторами, так и специфические, связанные с конкретными условиями существования социальных групп. Терроризм представляет собой порождение деструктивных сил в обществе и человеке, отражает культ насилия и всемерно способствует его усилению и распространению, обесценивая человеческую жизнь. Терроризм резко снижает значимость законов и возможность компромиссов, которые являются непременным атрибутом цивилизации, в то же время возводя наглую и жестокую силу в ранг едва ли не главного регулятора жизни, в том числе международной.

Эти черты можно найти почти в любой идеологии как теоретическом выражении конкретных социально-исторических интересов определённой социальной группы, хотя и не всегда в полном наборе и не в крайней степени выраженности. Можно сказать, что любая идеология с элементами антигуманизма потенциально содержит в себе ростки экстремизма, но они не всегда достигают полного развития. Для этого требуется, чтобы эти ростки были акцентуированы, культивированы специальными идеологами и внедрены в подготовленное к их восприятию массовое сознание людей. А важным условием такой подготовки является чрезвычайная экономическая или социально-политическая ситуация, угрожающая жизни и благополучию людей, из которой они не видят конструктивного выхода. Чем более антигуманно содержание определённой идеологии как выражения в теоретической форме, в виде системы взглядов и представлений о правильном социальном устройстве, интересов и социального статуса определённой социальной группы, тем сильнее в ней потенциал экстремизма.

Чем менее связана идеология с рациональным познанием исторических законов, с социальной наукой, тем легче она переходит в экстремистскую форму. Очевидно, что в обществе с сильной социальной дифференциацией на различные социальные, этнические, религиозные и демографические группы, между которыми существуют острые или непримиримые противоречия, а положение одних из этих групп резко ухудшается или вообще само их существование оказывается под угрозой, существует благоприятная среда для экстремизма. В этой среде появляются все выделенные нами элементы экстремистской идеологии. Каков социальный смысл экстремистской идеологии? Ответ на этот вопрос даёт анализ ее отношения к социальной действительности.

Идеологию экстремизма можно охарактеризовать как комплекс радикальных идейных установок и теоретических воззрений крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических , выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения преимущественно политических целей. Таким образом, идеологической и теоретической основой экстремизма являются радикальные идеологические концепции, религиозный фундаментализм, национализм. В целом идеология экстремизма представляет собой систему идей, взглядов экстремистского характера, выражающая интересы различных субъектов социально-политических отношений, оправдывающая применение ими нелегитимного насилия и устрашения уничтожения, разрушения для реализации этих интересов, обосновывающая соответствующие цели экстремистской деятельности и, как правило, определяющая механизм их достижения. Идеология экстремизма может иметь относительную цельность в форме определённых теорий, учений, концепций либо являться составным элементом общих внутриполитических или внешнеполитических теорий отдельных государств, политических движений, партий, общественно-политических объединений. Исходя из концепций и взглядов, положенных в основу экстремистской идеологии можно выделить несколько типичных видов экстремизма.

Политический экстремизм сутью, которого являются крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных основанных на страхе и подчинении силе способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до применения военного насилия; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов. Политический экстремизм может быть присущ не только экстремистским организациям и сообществам, но и государству в его отношении к оппозиционным силам и населению страны. Поэтому определённой долей условности можно говорить об экстремизме политическом как характеристике внешней политики некоторых государств. Формы экстремистских действий отличаются многообразием и могут включать: разжигание социальной, национальной, расовой, религиозной вражды и пропаганду войны, организацию массовых беспорядков несанкционированные митинги, демонстрации и др. В зависимости от мировоззренческих идеалов, социальной направленности и политических целей различают «правый» и «левый» экстремизм политический.

Наиболее известными формами «правого» политического экстремизма являются фашизм, нацизм, расизм, шовинизм, религиозный фундаментализм и др. Его разновидности: анархизм, троцкизм, маоизм, национальный, религиозный и другой революционизм и т. В рамках этих течений формируются такие движения и организации, как германская «Фракция Красной армии», итальянские «Красные бригады», Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» «НСО», «НС» и др. Обе разновидности экстремизма совершенно нетерпимы и крайне воинственны по отношению не только к своим противникам и оппонентам, но и к политически пассивным слоям и группам «кто не с нами, тот против нас». Они направлены в одних случаях против государства, его структур и должностных лиц, имеют целью разрушение существующего политического режима, завоевание власти в стране, в других — ориентируются на сохранение и укрепление политического статус-кво, подавление какой бы то ни было оппозиции существующей власти.

Этим объясняется возможность превращения «левого» экстремизма в «правый» и наоборот. Так, экстремизм германских национал-социалистов до января 1933 года был направлен на сокрушение государственного строя, а после их прихода к власти — на защиту и упрочение государственных институтов. Крайние формы и «правого» и «левого» экстремизма составляют террористические группы и движения, в том числе международные террористические организации. Таким образом, политический экстремизм представляет собой крайние взгляды в отношении политической системы, формы правления государства, формы государственного устройства и политического режима; допускает пропаганду насильственных или агрессивных основанных на страхе и подчинению силе способов установления власти, вплоть до политического террора и военного насилия. Политический экстремизм проявляется в незаконной деятельности политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленных на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды.

Следует подчеркнуть, что понятие «политический экстремизм» относится к числу таких сложных общественных феноменов, при определении которых неизбежно возникают противоречивые мнения. Религиозный экстремизм заключается в жёстком неприятии идей другой религиозной конфессии, агрессивное поведение по отношению к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до их физического истребления. Тенденции нарастания религиозного экстремизма во многом обусловлена наличием противоречий во взаимоотношениях, как между конфессиями, так и внутри их, ростом религиозной экспансии со стороны других государств. Опасность религиозного экстремизма усиливается с нарастанием религиозной экспансии со стороны ряда иностранных государств, которая приводит к значительному росту новых религиозных движений и созданию новых религиозных экстремистских сообществ. Интенсивный рост религиозных новообразований нарушает сложившийся в стране этноконфессиональный баланс, вызывает возрастание межконфессионального соперничества и недовольства основной части населения.

Неуважительное отношение к российским традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к экстремистским проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияет на состояние межгосударственных отношений. Серьёзную угрозу национальной безопасности и существенным фактором, дестабилизирующим социально — политическую обстановку является деятельность религиозных объединений экстремистского толка. Обращает на себя внимание тот факт, что цель деятельности религиозных экстремистских организаций имеет два аспекта: распространение среди определённой части населения Российской Федерации деструктивной религиозной идеологии например, идеологии исламизма3 ; создание благоприятных условий для ведения террористической деятельности на территории Российской Федерации. С учётом сложившейся социально — политической, экономической, территориально — демографической ситуации, можно определить следующие тенденции развития ситуации в сфере проявления религиозного экстремизма: усиление пропагандистской и подрывной работы среди части молодёжного населения Российской Федерации, исповедующего ислам, особенно среди лиц, не достигших совершеннолетия. Анализ обстановки в среде религиозных объединений, действующих на территории Российской Федерации, свидетельствует о росте активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращённых духовно-этнических канонах.

Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины этих структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации. Наибольшую опасность для внутренней безопасности страны сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама — «ваххабизм». Лидеры и идеологи «ваххабитского» течения работу среди молодёжи Российской Федерации считают одним из главных направлений своей деятельности. Основными целями этой деятельности являются: насаждение деструктивной идеологии и создание разветвлённой инфраструктуры для последующего ведения подрывной деятельности на территории России.

В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые, «центры исламской молодёжи» и «лагеря исламской молодёжи», где членами запрещённых в Российской Федерации международных террористических и экстремистских организаций «Партия исламского освобождения» «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» , «Имарат Кавказ» «Кавказский Эмират» , «Исламская партия Туркестана» бывшее «Исламское движение Узбекистана» , «Исламское государство» и д. Процесс обучения построен на беспрекословном подчинении законам шариата, пропаганде превосходства ислама над другими религиями, а также неприятии существующего государственного строя и законодательства, как противоречащего самой системе ислама. Представляют опасность попытки экстремистов расширить своё влияние, прежде всего за счёт молодёжи, направляемой на обучение в зарубежные исламские центры Турция, Египет, Саудовская Аравия, Катар, Объединённые Арабские Эмираты и др. Вследствие этого к настоящему времени сложилась негативная тенденция к вытеснению лояльного и законопослушного мусульманского духовенства радикально настроенными, подготовленными в зарубежных учебных центрах молодыми имамами. Националистический этнический экстремизм представляет собой — радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению не титульного населения; агрессия, в крайних формах — терроризм и геноцид в отношении людей иной этнической группы.

Поскольку Российская Федерация является многонациональным государством, которое, по сути, является добровольным союзом народов, проживающих на своих исторических территориях, особую угрозу представляют разжигание ненависти и вражды между народами нашей страны, разжигание настроений распада и распространение идей сепаратизма. Сегодня, преступления, совершаемые в отношении отдельного человека в силу его иной этнической принадлежности, вышли за рамки частных случаев и стали государственно — значимыми негативными антиобщественными и антигосударственными явлениями. Они стали источниками непосредственной угрозы национальной безопасности не только Российской Федерации, но и всего человечества. Поэтому так необходим эффективный механизм, позволяющий противостоять данному социальному злу. Молодёжный подростково-молодёжный экстремизм представляет собой взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства.

Он предполагает непримиримость к инакомыслящим особенно к представителям определённых молодёжных движений , а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении. Исследование сущности, видов, форм проявления экстремизма в молодёжной среде имеет важное значение для предупреждения правонарушений со стороны молодёжных неформальных объединений в современных условиях. Появление в Российской Федерации неформальных объединений экстремистской направленности и активизация их деятельности представляют угрозу интересам безопасности России. Внедрение экстремизма в молодёжную среду в настоящее время приобрело значительные масштабы и имеет опасные последствия для будущего нашей страны, так как подрастающее поколение — это ресурс национальной безопасности, гарант поступательного развития общества и социальных инноваций. Молодёжь в силу природных и социальных особенностей молодёжного возраста способна не только адаптироваться, но и активно воздействовать на его позитивное изменение.

Молодёжные неформальные объединения представляют собой стихийно формирующиеся общности, которые сами создают структуру. В них действуют не установленные извне нормы, которые не фиксируются в уставах и инструкциях, а стихийно возникают в процессе общения, в результате чего воспринимаются всеми их членами и укореняются, превращаясь в индивидуальные специфические установки и ценностные ориентации. Неформалы имеют различный уровень организованности. В одних объединениях отсутствует чёткая структура по какому-либо признаку, в других есть стабильный состав, лидер, руководящее ядро, существует распределение ролей.

То есть не дать превратить их из законопослушных граждан в пособников экстремистов и террористов или им сочувствующих. Принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности Российское законодательство определяет принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности. Приведем их в табличной форме таблица 3.

Идеологии экстремизма и терроризма имеют мало различий, так как представляют собой виды единой идеологии насилия, под которой понимается совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей. При этом экстремистская идеология — совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов. Экстремистская идеология, в свою очередь, вызывает проявления экстремизма экстремистские проявления — общественно опасные противоправные действия, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, вражды по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, способствующие возникновению или обострению межнациональных межэтнических , межконфессиональных и региональных конфликтов, а также угрожающие конституционному строю Российской Федерации, нарушению ее единства и территориальной целостности. Деятельность органов военного управления, военно-политических и кадровых органов, командования воинских частей и подразделений, офицеров-политработников по противодействию идеологии экстремизма и терроризма Меры по обеспечению информационной безопасности Противодействие идеологии экстремизма и терроризма, в первую очередь, осуществляется в сфере защиты информации. Меры в этой области можно разделить на две группы. Первая группа состоит из мер по защите информационных систем от повреждения и информации от утечки и перехвата. Вторая — из мер по защите психики личного состава от злонамеренного информационно-психологического воздействия.

Меры из первой и второй групп должны приниматься в совокупности, опираясь на все новейшие научные разработки и программные продукты. К первой группе относятся такие меры, как: а защита объектов дислокации войск и расположенных в них автоматизированных систем управления АСУ и элементов компьютерной техники от любого намеренного выведения из строя; б защита систем от удаленного проникновения в них противника, в частности, за счет установки программных продуктов, обеспечивающих защиту от несанкционированных вторжений; в защита информации, носящей характер государственной, военной или служебной тайны, от утечек или намеренного похищения; г радиоэлектронная защита; д использование специальных защищенных моделей компьютеров и программных средств, в которых гарантированно отсутствуют заранее созданные уязвимости например, так называемые программные закладки ; е развитие средств электронной разведки; ж использование социальных сетей для намеренного дезинформационного воздействия на противника; з защита систем связи. Ко второй группе мер относится: а предохранение психики военнослужащих от намеренного деструктивного воздействия; б корректировка информации, транслируемой потенциальным противником. Защита личного состава войск от направленного психологического воздействия Противостоять направленному информационно-психологическому воздействию в Вооруженных Силах целесообразно по нескольким векторам: а изучение основных способов негативного целевого воздействия на психику личного состава; б использование всего арсенала средств психологической работы с военнослужащими; в проведение целенаправленных защитных мероприятий. Все эти меры нужны для того, чтобы создать устойчивую защиту воинских коллективов от информационного воздействия и выработать у военнослужащих способность отсекать информацию с признаками дестабилизирующей. Особенно важен контроль над теми военнослужащими, в чью зону ответственности входит работа со средствами связи, АСУ, системами передачи информации. Они с высокой вероятностью станут приоритетными мишенями для противника.

Внимание также нужно обращать на соблюдение военнослужащими правил пользования личными персональными электронными устройствами при выполнении должностных обязанностей, в служебной и в домашней обстановке, в командировках, отпусках. Как показывает практика, игнорирование этих правил зачастую открывает каналы утечки конфиденциальной служебной информации, делает военнослужащих уязвимыми, в том числе, перед вербовщиками экстремистских и террористических структур. Немаловажный элемент в системе противодействия идеологии экстремизма и терроризма в войсках — качественное проведение занятий по военно-политической подготовке и информирование личного состава. В ходе них можно, например, разоблачать дезинформацию «фейки» , циркулирующие в информационном пространстве, показывать античеловеческий, антиобщественный и антигосударственный характер основных идей экстремистов, террористов и других деструктивных сил. При обсуждении темы он благосклонно отзывался о террористах ИГИЛ организация признана террористической и запрещена в России. Это выразилось в его фразе: «Ребята просто воюют за свои интересы! После этого, подозревая, что он имеет дело с вероятным сторонником экстремистов, преподаватель запросил в деканате информацию о родных братьях Ш.

Оказалось, что руководство факультета располагало информацией о том, что его братья — якобы военнослужащие Республики Таджикистан. Просмотрев аккаунты Ш. После чего преподаватель поставил в известность об этом руководство факультета, заведующего кафедрой и своего куратора из специальных служб. Органы безопасности начали оперативное наблюдение за студентом Ш. Отметим, что сам студент Ш.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий