куртуазный – ударение, правописание, словоизменение, значение, примеры использования,однокоренные слова из словарей русского языка на портале Куртуазность – неотъемлемая часть человеческого общения, которая выражается в уважительном, вежливом и тактичном общении с другими людьми. Куртуазность — статья из Интернет-энциклопедии для
Мир Лема - словарь и путеводитель
- Куртуазность - это что такое
- Значение слова КУРТУАЗНЫЙ
- Sorry, your request has been denied.
- Куртуазность
- ЧТО ТАКОЕ КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Что такое на самом деле «куртуазная любовь» - опасная и полезная игра
Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие «куртуазность» стало включать в себя « вежливость », « учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и к мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания.
Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность , обходительность, умение тонко чувствовать, щедрость, изящество, знание любовных условностей, умение слагать стихи. По их убеждению, хорошие манеры укрощают дурные наклонности, помогают достичь душевного равновесия. Куртуазная любовь , но и в отношениях с мужчинами. О словаре Словарь «Средневековый мир в терминах, именах и названия» представляет собой научно-справочное издание, подготовленное преподавателями Белорусского государственного университета.
Куртуазность также является важным элементом в бизнесе и профессиональной сфере.
Куртуазные люди умеют правильно общаться с коллегами, клиентами и партнерами, что ведет к укреплению отношений и повышению продуктивности работы. Однако куртуазность не ограничивается только поведением в обществе. Внутренняя куртуазность также играет важную роль, помогая развивать эмоциональную интеллектуальность и моральное устоев. Куртуазность предполагает умение сдерживать эмоции и выражать свои мысли таким образом, чтобы не уязвить собеседника. Вежливые слова, аккуратная манера общения, учтивость — все это является проявлением куртуазности. Уважение к чужому мнению.
Куртуазность подразумевает взаимное уважение и открытость к различным точкам зрения. Человек, проявляющий куртуазность, умеет слушать и принимать во внимание чужие мысли и идеи. Помощь и поддержка. Куртуазный человек готов прийти на помощь, если это нужно. Он оказывает поддержку в трудных ситуациях, проявляя внимание и заботу к другому человеку. Деловой этикет.
В рабочих ситуациях куртуазность проявляется в соблюдении правил делового этикета. Это включает в себя пунктуальность, уважение к коллегам, соблюдение рабочих процедур и т. Деликатность в общении. Куртуазный человек обращает внимание на эмоциональное состояние других людей. Он избегает оскорблений, грубых шуток и других действий, которые могут ранить или задеть другого. Это лишь некоторые проявления куртуазности.
В целом, куртуазность означает уважение, вежливость и заботу о других людях. Она способствует созданию гармоничных, приятных взаимоотношений и важна в любой сфере жизни. Вежливость и учтивость Вежливость заключается в уважении к другим людям. Она проявляется в том, чтобы быть внимательным к собеседнику, выслушивать его мнение и уважать его точку зрения. Вежливые люди обычно говорят «пожалуйста» и «спасибо», проявляют внимание и интерес к собеседнику. Учтивость — это способность общаться с другими, помня о том, что общение — это взаимодействие, и необходимо учитывать чувства и потребности другого человека.
Учтивые люди обычно обращаются к незнакомым людям с уважением, придерживаются правил этикета и проявляют вежливость во всех ситуациях. Чтобы проявить вежливость и учтивость в общении, важно помнить некоторые правила: Внимательно слушайте собеседника и проявляйте интерес к его рассказу. Говорите «пожалуйста» и «спасибо». Используйте титулы господин, госпожа и уважительную форму обращения.
Например, в XII-XIII веках такие проявления военной доблести, как беспощадное уничтожение врага и разграбление его земель, никого не шокировали, напротив, возвеличивались как в повседневной жизни, так и в средневековой литературе. Быть храбрым не просто престижно, это обязательное достоинство любого рыцаря, которое может вызвать к нему интерес короля или принца, а также любовь дамы. И все-таки, несмотря на то что военная доблесть продолжает быть неотъемлемым требованием в рыцарской среде, во второй половине XII века одной ее уже недостаточно, чтобы прослыть куртуазным. Под влиянием произведений трубадуров в придворной среде на первый план выходит не грубая сила и умение владеть мечом, а качества, необходимые для покорения женских сердец. Теперь от рыцаря ожидается умение сделать комплимент даме, поддержать разговор, танцевать, петь, принимать участие в играх и даже сочинять. Словом, быть куртуазным означало быть и рыцарем и « трубадуром » одновременно.
Однако многие историки согласны с тем, что, помимо средневековой литературы, «облагораживанию» грубых нравов в немалой степени способствовали женщины той эпохи, например, такие выдающиеся личности как Алиенора Аквитанская.
куртуа́зный
Горбачёва Л. Ночь накануне посвящения молодой воин проводил в одиночестве, бодрствуя в храме и смиренно вознося свои молитвы к престолу Всевышнего. На рассвете его мыли, умащали благовонием волосы, наряжали в белоснежную сорочку. Обряд облачения должны были совершать уже посвящённые рыцари, но зачастую эти роли поручали доверенным слугам. Затем на будущего рыцаря надевали алую тунику, символизирующую кровь, которую он будет проливать, коричневые чулки — шоссы, цветом, напоминавшим о мраке могилы, узкий белый пояс — знак презрения к роскоши. Голову покрывали белым чепцом, символизирующем чистоту души и помыслов, к ногам цепляли шпоры — знак рыцаря. В последний момент юноше вручался обоюдосторонний меч почти всегда нежными руками благородных дам и девиц. Сам неофит натягивал кольчугу с капюшоном обер и повязывал на рукава шёлковые ленты, имевшие «цвет избранницы сердца». Сверху накидывалось военное платье, украшенное настолько богато, насколько позволял достаток [ 7 , с.
Сюзерен, касаясь мечом плеч и головы мужчины, стоящего на колене, провозглашал его рыцарем. При необходимости посвящение в рыцари могло быть исполнено лишь касанием меча сюзерена без предварительной подготовки. Став рыцарем, мужчина совершал оммаж: приносил клятву верности своему сюзерену, вышестоящему сеньору, которому обязывался служить до конца своей жизни. Исследуя ритуал оммажа, Жак ле Гофф в своей книге «Другое Средневековье» [ 32 ] утверждает, что общество средневекового Запада, как общество христианское, было богато ритуалами и символами, поэтому естественно найти отражение господствующей идеологии в ритуале одного из фундаментальных институтов. Однако надо помнить, что институт рыцарства использует эту символику через собственную, «светскую», призму. Описанные обряды были ключевыми как в жизни каждого рыцаря, так и в контексте целой эпохи, породив систему идеализированных представлений о благородстве и верности, дошедшей до нас через тысячелетие см. Светская жизнь 2. Нравы и мода Своё превосходство знать демонстрировала в одежде и области питания, и одежде, которая указывала на социальную категорию.
Горбачёва в своей книге «Костюм средневекового запада» [ 7 ] весьма подробно описывает привычки и материальную культуру высшего общества в интересующую нас эпоху. Реагируя на малейшие изменения в жизни общества, стал меняться и костюм. Он стал более сложным, вариативным, прихотливым особенно это связано с новшествами, постоянно заимствующимися крестоносцами у жителей Востока. Мужской и женский костюм стали всё более отличаться друг от друга. Символика цвета сменила свою трактовку с церковной на мирскую. Сугубо светским дополнением к костюму были поясные кошельки омоньеры , в которые клали мелкую монету для нищих, а также некоторые необходимые предметы. В омоньере рыцаря и оруженосца можно было найти и клубок ниток, и иголку. Дело в том, что неписаный кодекс рыцарской чести предусматривал различное отношение к человеку в старой одежде, возможно, попорченной ударами оружия, и к человеку в распоровшейся одежде.
Считалось, что если потёртости и прорехи являются признаками бедности, то распоровшаяся одежда говорит о том, что её хозяин ленив, небрежен, а значит, порочен. Что касается причёсок, то удлинённые волосы по-прежнему считались атрибутом свободного человека и казались непременным условием создания идеально красивого образа в мирное время, конечно. Давление церкви привело к тому, что волосы стали короче остригать на лбу, но зато сзади отращивать их ещё длиннее, а пряди подвивать раскалёнными щипцами» [ 7 , с. Примерно с этого времени периодически то церковная, то светская власть выпускала законы, ограничивающие чрезмерную роскошь одежды и вычурность внешнего вида богатого сословия. Важное нововведение следует отметить в военном облачении. Специалисты по истории оружия и истории костюма считают, что только с появлением большого шлема, полностью скрывающего лицо рыцаря, возникла необходимость упорядочить красочные изображения на щитах и прочем обмундировании. Около середины XII века получили своё широкое распространение геральдические знаки символ самоидентификации и самосознания личности , которые выбирали для себя сами рыцари. Знаки были узнаваемы людьми своего времени.
Вообще полный рыцарский костюм в эпоху расцвета рыцарства отличался выдающейся сложностью и очень дорого стоил что оправдывало обычай дарения отдельных его частей. Кроме того, нёс информацию о своём владельце. Так, по костюму можно было определить социальный статус человека, по гербовым знакам и цветам на одежде — какого он рода, или кому он служит. Было принято, чтобы муж и жена на приёмах носили одежду из одинаковых тканей и одинаковых цветов; рыцарь, как правило, носил какую-либо деталь одежды цвета своей дамы. Различные знаковые аксессуары означали, что на носящем их лежит какой-нибудь обет или обязательство. Рыцарские турниры Уже в XII веке существовала огромная разница между обычными рыцарями, жившими в патриархальных условиях деревни, и придворной знатью, познавшей вкус утончённых удовольствий. Но всех рыцарей по-настоящему объединяло поле брани. Когда не было войны, его заменяло театрализованное — ристалище, поле турнира.
Турниры были и забавой, и тренировкой, и военными смотрами. Проводились они под открытым небом, сначала на довольно обширных, затем на ограниченных территориях, и со временем стали излюбленной забавой всех сословий; дамы стали не только допускаться на них, но выполнять особую роль, украшая своим присутствием, поощряя знаками внимания и подарками. Присутствие публики сдвигало турниры больше в сторону театрализации и пышности атрибутики. На самых ранних турнирах победители не получали никаких призов, да и потом награды были чисто символическими. Главное — победа. Но все рыцари до и после турниров принимали подношения от благородных дам и девиц, а также своих сюзеренов, которым они оказывали честь своей отвагой. С XII века из Франции и Англии повсеместно распространился обычай раз в год рыцарям из свиты короля дарить красные плащи в знак признания их заслуг. Постепенно сложилась весьма своеобразная иерархия подарков и наград.
Вещи, принимаемые в дар, хранились очень бережно и не продавались. Культ Прекрасной Дамы 2. Воспитание благородных девиц и положение женщины в средневековом обществе «Известно, что в период расцвета Средневековья красивой и привлекательной считалась та женщина, что была стройна, белокожа, белокура как нормандки , отмечена всеми признаками физического здоровья ведь женщина должна рожать детей » [ 7 , с. Об образовании же и воспитании благородных девиц Средневековья известно немного. Со временем среди феодалов распространился обычай отдавать своих дочерей в монастыри на воспитание. Благодаря этому грамотность среди женщин-дворянок была более частым явлением, чем среди рыцарей. В известной мере это объясняется тем, что духовенство стремилось оказать влияние на рыцарей через их жён, которые получали воспитание в монастырях. Не случайно в числе приданого знатной невесты были книги религиозного содержания» [ 41 ].
Приобщаясь к культуре и образованию, женщины утверждали гуманные нормы поведения в обществе, смягчали, даже одним своим присутствием, жестокость мужчин. А платок, брошенный между двумя готовыми к поединку рыцарями, мог предотвратить схватку и примирить их. Новое — куртуазное — отношение к женщине позволяло и даже требовало её присутствия на многих рыцарских забавах: турнирах, охоте а то и на войне; примером могут послужить второй и третий крестовые походы. Известны случаи, когда дамы, вынужденные наравне с мужчинами подолгу «не сходить» с седла, носили мужское платье женское седло ещё не было изобретено. Так, «в 1174 году мятежная супруга Генриха II Английского, Алиенор Аквитанская это был её второй брак , была захвачена в плен сторонниками законного монарха — в тот момент на ней был костюм и полудоспех, как и на рыцарях её свиты» [ 7 , с. Кроме того, женщины иногда надевали мужской костюм для участия в праздничных церемониях, которыми славилось Средневековье. Вразрез с куртуазной культурой проповедники в церквях называли женщин «обителями зла», как мы узнаём из книги Ж. Автор утверждает, что на самом деле отношение мужчин к представителям второго пола всегда было двойственным: как к существу, дающему жизнь и предвещающему смерть; женщина ближе к природе, это порождает страх.
А христианское Средневековье, по мнению Ж. Тем более что значительная часть культуры находилась в руках холостяков, которым ничего не оставалось другого, как восхищаться целомудрием и срывать злость на обладательницах искуса, которых они так боялись: «Женщина, лоза, родящая несчастья, корень всех пороков… Женщина — это нежное зло, свеча и ад». Отношение к женщине ещё в XI веке было весьма дискриминационным. Этому способствовали сочинения богословов, где подчёркивалась особая приверженность женщин греху, а также ещё не изжившие себя конкубинатные браки — форма полового союза, не освящённого церковью, при этом мужчина может иметь официальный брак с другой женщиной пережиток варварских времён. Таким образом, ещё в начале XI века брак и конкубинат фигурируют как две параллельные формы полового союза, хотя и неравные между собой, но равно возможные. Что касается добрачных связей, то они рассматривались как явление ещё более обычное, не препятствующее последующему супружеству. И лишь в XII веке увеличивается количество освящённых церковью браков, что способствует стабилизации положения женщины в обществе. К XIII веку эволюция социального статуса женщин усиливается, но ни в церковной, ни в светской морали не было и речи о равноправии женщин и мужчин.
Идея служения в любовных отношениях Всякое общество символично в той мере, в которой оно использует символическую обрядность см. Средневековое общество усилило символизм, присущий всякому обществу, внедрением идеологической системы символической интерпретации в большинство сфер деятельности. Но постепенно система «вассал — сюзерен», «господин — слуга» были перенесены в сферу отношений между мужчиной и женщиной, а именно между рыцарем и благородной дамой. Так сложился ритуал, а затем целая многовековая традиция куртуазных любовных отношений. Куртуазная любовь осознавалась как добровольная вассальная зависимость сильного мужчины от слабой женщины. Союз скреплялся поцелуем и кольцом, которое дама дарила рыцарю. Здесь мы видим абсолютно идентичное повторение ритуала оммажа см. Однако не менее важную роль в создании культа Прекрасной Дамы и идеи служения ей сыграл куль Богоматери, которой рыцари также обязывались служить.
Именно этот факт вознёс женщину в куртуазных отношениях на такую высоту. Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, поэтому Дама должна быть так недосягаема, а испытываемые к ней чувства — сугубо платоническими, и во-вторых, потому, что в сферу отношений между рыцарем и благородной дамой была перенесена система вассалитета. Так появился воспеваемый в веках ритуал куртуазной любви. Правда, столь возвышенное отношение рыцарей распространялась только на женщин своего сословия, зато мужчина старался быть вежливыми со всеми дамами, а не только той, которой служил. Куртуазные идеалы и реалии жизни Принципиально важным было осознание возможности видеть в даме не только «приложение» к земельному наделу или иному достоянию, а нежное, возвышенное, прекрасное существо, нуждающееся в любви и заботе. Следует отметить, что изначально рыцарский культ «избранницы сердца» действительно подразумевал бескорыстное служение и лишь платонические чувства возвышенной любви. Но все попытки церкви превратить рыцарственное служение в сугубо платонический культ, являвшийся зеркальным отражением культа Богоматери, не увенчались решающим успехом, поскольку в куртуазные отношения зачастую вмешивалась истинная страсть. Со временем общественное мнение стало поощрять превращение куртуазных союзов в деликатно оформленные любовные связи; однако, при соблюдении определённых приличий и подчинению особым правилам.
Около 1184-го — 1186-го годов Андреем Капелланом был написан знаменитый трактат «О любви» — единственное в своём роде сочинение, в котором изложена этика куртуазной любви.
Об Алле Александровне Дворецкой я слышала давно и часто: выпускники говорили, что она научит нас учиться, старшие — что научит общаться с людьми. Первые лекции этого преподавателя показались мне довольно своеобразными: Алла Александровна заряжает своей энергетикой — и ничего постороннего больше не существует, и ты действительно растворяешься в далеком средневековье. К сожалению, нынешняя реальность далека от идеала.
Безнравственность, банальная грубость и низкий уровень общей культуры заполонили пространство. В этом же человеке, напротив, присутствует то, без чего нельзя прожить в высоком мире.
Это отношения по контракту: вассал может пользоваться привилегиями своего сеньора в данном случае — сеньоры , а также вниманием той, которой подарил свою свободу. Рыцарь и дама. Pinterest Но есть один очень важный нюанс: дама, будучи замужней, не могла вольно распоряжаться своим телом. Истинным её хозяином был муж. А посягнуть на собственность сеньора — серьёзное преступление, за которое сурово наказывали.
Поэтому сам процесс куртуазных отношений был увлекательным и очень пикантным. Подобные связи следовало держать в тайне: посторонние уши и глаза портили всю картину. Влюблённые подолгу могли находится в неопределённом состоянии: женщина не сразу шла на встречу желанию своего верного любовника. Ожидание рождало мечты о блаженстве: соединении нагой плоти одновременно с духовной близостью. Близость влюблённых. Pinterest Подобная игра была далека от реалий жизни «деревенщины»: лишь элита могла позволить себе куртуазную любовь. Она ценилась в обществе знатных мужчин и считалась престижным элементом жизни высокого сословия — ведь это не просто поклонение, а настоящее искусство, которое направлено на завоевание дамского сердца.
Потому что добиться внимания женщины с высоким статусом — очень сложная задача. Преклонение перед прекрасной дамой. Pinterest Нельзя недооценивать и влияние Востока: прибывшие в Святую Землю европейские знатные воины с удивлением обнаружили, что в стране их недругов хороший воин — это не только доблестный и смелый боец, но и поэт, музыкант и эрудит.
По их убеждению, хорошие манеры укрощают дурные наклонности, помогают достичь душевного равновесия. Куртуазная любовь , но и в отношениях с мужчинами.
История возникновения куртуазности
- Популярный словарь
- Значение слова "куртуазность"
- Имеет ли место сегодня такая куртуазность?
- Куртуазность - это что такое?
- Что такое куртуазность
Куртуазность в XXI веке
Само слово «куртуазность» сегодня воспринимается не совсем верно, под ним часто понимают несколько более вольные нравы, чем могли позволить себе знатные господа и дамы в XI-XII веках. Что такое куртуазная любовь? Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении. Значение слова «Куртуазный». В словаре Ефремовой. Ударение: куртуазный прил. устар. Любезный, вежливый. Что такое куртуазность: 1) правила поведения рыцаря при дворе, 2) взаимоотношения между землевладельцем и зависимыми крестьянами, 3) главная обязанность вассала по отношению к своему сеньору? Куртуазность — статья из Интернет-энциклопедии для
Sorry, your request has been denied.
учтивый, рыцарский), система. это особая форма вежливого и утонченного поведения, характерная для аристократического общества. наале 12 вв. в Провансе, северофранцузский – в 12 в. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Оказывая куртуазные поступки и проявляя куртуазные качества в повседневной жизни, человек создает гармоничную атмосферу в общении, укрепляет отношения и облегчает взаимодействие.
Куртуазия: элегантность и изящество в мире культуры
Друг мой, — сказал Долохов прерывающимся голосом, — где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет… — Кто? Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, — и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее. Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат. Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями.
В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий. Как-то возникла у меня необходимость эти самые правила найти - хоть тушкой, хоть чучелком. В общем, позарез. И не нашла. Почему-то было у меня ощущение, что правила куртуазного поведения сформулированы в конкретный свод или кодекс, но если он и существует, его текста у меня нет. Не вдаваясь особо в историю, можно отметить, что куртуазность - это философия западно-европейской аристократии XII-XV веков. Именно оттуда идет ностальгия о "временах рыцарства" и мечты о "принце на белом коне" - ни более ранние, ни более поздние воззрения далеко не куртуазны и придерживаются совершенно иных взглядов как на мужской, так и на женский идеал. Не углубляясь в причины и подоплеку о них можно почитать в Википедии по запросу "куртуазная литература" , опишу внешнюю сторону куртуазности. Куртуазный мужчина.
Список канонических качеств куртуазного мужчины найти удалось: - щедрость, готовность к большим расходам, достойным знатного рыцаря; - изящество обхождения; - честь и храбрость; - веселье и уменье развлекать. Во всем этом осуждаются крайности: некуртуазны мот, манерный мужчинка, паяц и тот, кто забывает обо всем ради подвигов или мести. Некуртуазны жмот, меланхолик, грубиян и трус. Также неправ тот, кто забывает обо всем ради любви - пренебрегая прочими доблестями, кроме поклонения своей даме, он становится некуртуазен, распространяя эту некуртуазность на даму. На данный момент осталось достаточно правил мужской куртуазности, а также появились правила, выдержанные в этом духе. Подать и помочь надеть пальто, придержать дверь, пропустить вперед, подвинуть стул, нести более-менее тяжелые сумки, подавать руку при выходе из транспорта, целовать ее руку же при знакомстве и встрече, ловить такси и заказывать столик... Все это по пунктам прописано в соответствующих книгах и называется в зависимости от степени освоения мужчиной либо вежливостью, либо знанием этикета. А по сути является куртуазностью как она есть. Куртуазная женщина.
Здесь сложнее. Проще определить, какая женщина НЕкуртуазна. В первую очередь, конечно, некуртуазна женщина, которая похожа на мужчину. Резкие движения, мужские жесты, мужской лексикон, мужские интонации и занятия, неженственная одежда... Все это куртуазностью порицается, кроме одного исключения. Женщина может переодеться мальчиком, если имеет для этого веские основания. Защищающая страну по божественному повелению, сбежавшая к возлюбленному под видом трубадура, замаскированная отцом под оруженосца... Варианты есть. Также куртуазная женщина не подвержена порокам - пьянству, лени, сквернословию, гневу, гордыне.
Единственные пороки, которые не только не запрещаются, а прямо одобряются правилами куртуазности - обман во имя добра и прелюбодеяние. Куртуазные взаимоотношения. Куртуазные взаимоотношения - это своего рода вассалитет. Дама, не являющаяся женой рыцаря, - муза и повелительница. Дамы управляют ходом беседы или игры, дамы могут назначать задания вплоть до трудновыполнимых как залог своей благосклонности, оскорбление дамы - худшее преступление, которое можно придумать. Однако это вряд ли можно назвать матриархатом, поскольку часто дама рыцаря являлась его действительной госпожой - женой или дочерью сюзерена. Возможно - женой или дочерью аристократа, имеющего более высокий титул. С этой позиции она вполне была вправе, одарив претендента шарфом или цветком который тот как знак благосклонности носил на рукаве, на копье или шлеме , требовать выполнения тех или иных поручений, имеющих самую разную подоплеку - от религиозных мотивов до личной мести госпожи. Без недоумения современники воспринимали ситуации, когда дамой рыцаря была объявлена одна женщина, а женат он был на другой.
Очень характерный пример - история Тристана и Изольды, каждый из которых под конец эпопеи состоял в браке: Изольда - с сеньором Тристана Марком, а Тристан - с другой Изольдой. Если же вдруг рыцарь и его Прекрасная Дама сочетались браком, таким способом рыцарь поднимался до высот своей дамы или же опускал ее в свои низины - как посмотреть , и оставалась куртуазность чисто внешняя - при соблюдении общего вежества женщина теряла право определять поступки и решения супруга. Разумеется, все описанное выше было верно только для аристократии, плебеи не придерживались подобных правил и не могли на них рассчитывать даже в случае нежных чувств от кого-то из господ. Теряли ли они от этого что-то - решать вам... Куртуазность в эпоху средневековья Понятие куртуазности Куртуазность как основа рыцарской культуры Рассказ о самом понятии "куртуазности", про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек. Эпоха средневековья ознаменовалась сильнейшими изменениями в общественных отношениях , приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, главенством Церкви и другими событиями, поэтому этот период часто называют одним из самых мрачных в истории. А основой рыцарского поведения стала куртуазность, своеобразный кодекс хорошего тона. В своей работе я постараюсь дать определение куртуазности и выявить основные черты куртуазной любви.
Именно тогда завершилось формирование рыцарской культуры, произошло это приблизительно к началу 13 столетия. Куртуазность — это кодекс хорошего тона, следовать которому были в те времена обязаны все рыцари и прекрасные дамы.
Постепенно своеобразный свод «законов» дополнялся и расширялся, обзаводился все новыми и новыми правилами, многие из которых считаются актуальными и в наши дни. Понятие Куртуазность — это понятие, произошедшее от французского слова «courtois», которое переводится как «рыцарский», «учтивый». Изначально эта система представляла собой своеобразную концепцию любви. Она устанавливала правила, согласно которым развивались отношения между рыцарем и его дамой сердца. Считалось, что влюбленный мужчина должен вести себя со своей избранницей примерно так, как вассал ведет себя с господином. Конечно же, куртуазность — это не только любовная концепция. Постепенно эта система стала регулировать также и взаимоотношения мужчин друг с другом. Затем она и вовсе превратилась в свод правил хорошего тона. В связи с этим куртуазность многие историки считают зачатком морали и этики, которыми руководствуются в своих поступках современные люди. Куртуазность — оплот рыцарской культуры Крестовые походы постепенно привели к тому, что стало зарождаться новое сословие — рыцарство.
Приблизительно к 12 веку для его представителей наступили золотые дни. Именно в это время и появился уникальный кодекс рыцаря, в котором нашли отражение традиции и нормы этики, к которым человечество пришло за века. Именно в 12 столетии впервые заговорили о рыцарских идеалах, которые не имеют отношения к процветанию страны, чести господина. Куртуазность в эпоху Средневековья превозносила образ Прекрасной Дамы. Разумеется, у каждого рыцаря непременно должна была быть возлюбленная. Постепенно человечество пришло и к тому, что от рыцаря требуются не только храбрость и готовность отдать жизнь ради интересов государства. Также стали цениться и другие качества: учтивость, вежливость, воспитанность.
Кто сегодня ведёт себя куртуазно, выглядит, чуть ли не сумасшедшим. В наш меркантильный, чудовищно прагматичный век ко всякому проявлению куртуазности относятся, по меньшей мере, настороженно. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Сегодня такую любовь за её смирение и культ Любви назвали бы мазохизмом. Клайв Стейплз Льюис в «Куртуазной любви» пишет: «Влюблённый всегда жалок. Покорно удовлетворять малейшие прихоти дамы, хотя бы самые фантастические, молчаливо сносить её упреки, хотя бы несправедливые, — единственное, на что он может отважиться. Такое любовное служение берёт пример с вассала, почтительно служащего своему господину. Влюбленный — это «человек» дамы. Он обращается к ней midons, что этимологически восходит к обращению «мой господин», а не «моя госпожа». Все эти отношения верно описаны как «феодализация любви». Такой любовный ритуал ощущается неотъемлемой частью куртуазной любви, возможной только для того, кто учтив. Куртуазная любовь не легкомысленна; «она представлена как трагическое, безнадёжное чувство, или почти безнадёжное, ибо от полного отчаяния влюблённого спасает вера в божество Любви, которое никогда не предает своих служителей и способно покорить самых неприступных красавиц». В духе куртуазной любви Овидий давал такой совет начинающему любовнику: Коли прикажет тебе госпожа явиться на площадь — Раньше срока предстань, самым последним уйди. Если велит бежать по делам — беги, не замедли, Чтоб никакая толпа не задержала тебя. Ночью ли, с пира домой собираясь, раба себе кликнет — Будь ей вместо раба, первым являйся на зов. Шлет ли, уехав, письмо «Приезжай! И да не будут помехой тебе ни снега на дорогах, Ни в нестерпимые дни дышащий жаждою Пес. Воинской службе подобна любовь. Отойдите, ленивцы! Тем, кто робок и вял, эти знамена невмочь. Визитная карточка куртуазности — истинная учтивость. Питт, — может быть определена как благосклонность в мелочах и состоит в предпочтении, ежеминутно отдаваемом другим в житейских отношениях. Это постоянное внимание к потребностям тех, с которыми мы живем».
Понятие куртуазности Основные принципы куртуазности включают в себя такие качества, как вежливость, тактичность, уважение и доброжелательность. Куртуазное общение предполагает активное слушание и проявление интереса к собеседнику, обмен вежливыми словами и жестами. Понятие куртуазности имеет свои корни во времена рыцарства и дворянства. С течением времени оно существенно изменилось, но его основные ценности остались актуальными и в современном мире. Куртуазность играет важную роль в общении, поскольку позволяет строить гармоничные отношения, улучшать коммуникацию и создавать благоприятную атмосферу в любой группе или коллективе. Принципы куртуазности 2. Умение слушать и проявлять интерес 3. Вежливые слова и жесты Одним из основных аспектов куртуазного общения является вежливость и соблюдение этикетных норм. Это включает в себя приветствия, прощание, использование «пожалуйста» и «спасибо», а также другие вежливые формулы общения. Умение слушать и проявлять интерес к собеседнику также является важной частью куртуазности. Куртуазный человек будет проявлять внимание, задавать вопросы, показывать свою заинтересованность в беседе и быть открытым к общению. Вежливые слова и жесты также являются проявлением куртуазности. Это может быть улыбка, помощь при необходимости, поддержка и комплименты. Важно оказывать заботу и внимание другим людям, проявлять доброжелательность и открытость. Определение куртуазности Куртуазность включает в себя вежливость, умение слушать и проявлять интерес к собеседнику, использование вежливых слов и жестов. Она помогает создать приятную атмосферу коммуникации и способствует лучшему пониманию между людьми. Основная идея куртуазности заключается в том, чтобы уважать чувства и интересы других людей. Человек, проявляющий куртуазность, стремится не причинять вреда или оскорбления другим, а наоборот, делать все возможное, чтобы сделать их жизнь более приятной и комфортной. Куртуазность предполагает использование правильного тона и формулировок при общении, умение соблюдать этикет, уважать пространство других людей и их личные границы. Это также означает умение быть внимательным и отзывчивым к потребностям окружающих и готовность помочь им, если это необходимо. Исторически, понятие куртуазности возникло в эпоху средневекового рыцарства, когда существовал набор правил и норм общения, соблюдение которых считалось признаком благородства и хорошего воспитания. С течением времени эти правила приобрели более широкий смысл и стали относиться к общению в обществе в целом. Проявления куртуазности в общении могут быть разными, включая улыбки, вежливые формулировки, внимание к словам и желаниям собеседника, умение уступить место или помочь в трудной ситуации. Куртуазность важна как в профессиональной сфере, так и в личной жизни, помогая установить гармоничные отношения с коллегами, друзьями и близкими людьми. Происхождение термина «куртуазность» Термин «куртуазность» имеет французское происхождение и в переводе означает «вежливость» или «воспитанность». Слово «куртуазность» впервые появилось в Средние века в Европе и относилось к нормам поведения при дворском общении. В то время общество, особенно королевский двор, строго следовало регламентированным правилам и этикету.
Значение слова "куртуазность"
Что значит куртуазность. Куртуазность - это что такое | Куртуазные люди обладают хорошими манерами, умеют слушать и выражать свои мысли и чувства с уважением к собеседнику. |
Куртуазия: что это значит простыми словами | Куртуазный это: нно вежливый; любезный, галантный, учтивый. литература средних веков и Возрождения на. что такое куртуазность. |
что такое куртуазность определение
В словарных статьях большое внимание уделено аллюзиям и коннотациям употребляемых писателем слов. Словарными статьями помимо художественных произведений охвачены также литературоведческие и философские труды автора. Цитаты для словаря отобраны таким образом, чтобы максимально полно продемонстрировать употребление Лемом того или иного слова. Словарь и путеводитель будут полезны всем интересующимся творчеством фантаста.
Культ Прекрасной Дамы 2. Воспитание благородных девиц и положение женщины в средневековом обществе «Известно, что в период расцвета Средневековья красивой и привлекательной считалась та женщина, что была стройна, белокожа, белокура как нормандки , отмечена всеми признаками физического здоровья ведь женщина должна рожать детей » [ 7 , с. Об образовании же и воспитании благородных девиц Средневековья известно немного. Со временем среди феодалов распространился обычай отдавать своих дочерей в монастыри на воспитание. Благодаря этому грамотность среди женщин-дворянок была более частым явлением, чем среди рыцарей.
В известной мере это объясняется тем, что духовенство стремилось оказать влияние на рыцарей через их жён, которые получали воспитание в монастырях. Не случайно в числе приданого знатной невесты были книги религиозного содержания» [ 41 ]. Приобщаясь к культуре и образованию, женщины утверждали гуманные нормы поведения в обществе, смягчали, даже одним своим присутствием, жестокость мужчин. А платок, брошенный между двумя готовыми к поединку рыцарями, мог предотвратить схватку и примирить их. Новое — куртуазное — отношение к женщине позволяло и даже требовало её присутствия на многих рыцарских забавах: турнирах, охоте а то и на войне; примером могут послужить второй и третий крестовые походы. Известны случаи, когда дамы, вынужденные наравне с мужчинами подолгу «не сходить» с седла, носили мужское платье женское седло ещё не было изобретено. Так, «в 1174 году мятежная супруга Генриха II Английского, Алиенор Аквитанская это был её второй брак , была захвачена в плен сторонниками законного монарха — в тот момент на ней был костюм и полудоспех, как и на рыцарях её свиты» [ 7 , с. Кроме того, женщины иногда надевали мужской костюм для участия в праздничных церемониях, которыми славилось Средневековье.
Вразрез с куртуазной культурой проповедники в церквях называли женщин «обителями зла», как мы узнаём из книги Ж. Автор утверждает, что на самом деле отношение мужчин к представителям второго пола всегда было двойственным: как к существу, дающему жизнь и предвещающему смерть; женщина ближе к природе, это порождает страх. А христианское Средневековье, по мнению Ж. Тем более что значительная часть культуры находилась в руках холостяков, которым ничего не оставалось другого, как восхищаться целомудрием и срывать злость на обладательницах искуса, которых они так боялись: «Женщина, лоза, родящая несчастья, корень всех пороков… Женщина — это нежное зло, свеча и ад». Отношение к женщине ещё в XI веке было весьма дискриминационным. Этому способствовали сочинения богословов, где подчёркивалась особая приверженность женщин греху, а также ещё не изжившие себя конкубинатные браки — форма полового союза, не освящённого церковью, при этом мужчина может иметь официальный брак с другой женщиной пережиток варварских времён. Таким образом, ещё в начале XI века брак и конкубинат фигурируют как две параллельные формы полового союза, хотя и неравные между собой, но равно возможные. Что касается добрачных связей, то они рассматривались как явление ещё более обычное, не препятствующее последующему супружеству.
И лишь в XII веке увеличивается количество освящённых церковью браков, что способствует стабилизации положения женщины в обществе. К XIII веку эволюция социального статуса женщин усиливается, но ни в церковной, ни в светской морали не было и речи о равноправии женщин и мужчин. Идея служения в любовных отношениях Всякое общество символично в той мере, в которой оно использует символическую обрядность см. Средневековое общество усилило символизм, присущий всякому обществу, внедрением идеологической системы символической интерпретации в большинство сфер деятельности. Но постепенно система «вассал — сюзерен», «господин — слуга» были перенесены в сферу отношений между мужчиной и женщиной, а именно между рыцарем и благородной дамой. Так сложился ритуал, а затем целая многовековая традиция куртуазных любовных отношений. Куртуазная любовь осознавалась как добровольная вассальная зависимость сильного мужчины от слабой женщины. Союз скреплялся поцелуем и кольцом, которое дама дарила рыцарю.
Здесь мы видим абсолютно идентичное повторение ритуала оммажа см. Однако не менее важную роль в создании культа Прекрасной Дамы и идеи служения ей сыграл куль Богоматери, которой рыцари также обязывались служить. Именно этот факт вознёс женщину в куртуазных отношениях на такую высоту. Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, поэтому Дама должна быть так недосягаема, а испытываемые к ней чувства — сугубо платоническими, и во-вторых, потому, что в сферу отношений между рыцарем и благородной дамой была перенесена система вассалитета. Так появился воспеваемый в веках ритуал куртуазной любви. Правда, столь возвышенное отношение рыцарей распространялась только на женщин своего сословия, зато мужчина старался быть вежливыми со всеми дамами, а не только той, которой служил. Куртуазные идеалы и реалии жизни Принципиально важным было осознание возможности видеть в даме не только «приложение» к земельному наделу или иному достоянию, а нежное, возвышенное, прекрасное существо, нуждающееся в любви и заботе. Следует отметить, что изначально рыцарский культ «избранницы сердца» действительно подразумевал бескорыстное служение и лишь платонические чувства возвышенной любви.
Но все попытки церкви превратить рыцарственное служение в сугубо платонический культ, являвшийся зеркальным отражением культа Богоматери, не увенчались решающим успехом, поскольку в куртуазные отношения зачастую вмешивалась истинная страсть. Со временем общественное мнение стало поощрять превращение куртуазных союзов в деликатно оформленные любовные связи; однако, при соблюдении определённых приличий и подчинению особым правилам. Около 1184-го — 1186-го годов Андреем Капелланом был написан знаменитый трактат «О любви» — единственное в своём роде сочинение, в котором изложена этика куртуазной любви. В своём трактате автор апеллирует к высокому авторитету реально существовавших знатнейших дам: Алиенор Аквитанской сначала французской, а затем английской королевы , третьей жены Людовика VII Аделаиды Шампанской и виконтессы Эрменгарды Нарбонской, дворы которых были центрами куртуазной культуры в конце XII века. Но в произведении упоминается и легендарный король Артур, которому приписывается авторство правил любви, обязательных для всех благородных любовников см. Для любовников, нарушивших правила или обязательства, при дворе Алиенор Аквитанской существовали даже Суды любви [ 9 , с. Желание стать приятными и привлекательными, в соответствии с куртуазной этикой, заставило многих молодых рыцарей научиться читать и вести приятные беседы, а, кроме того, прислушиваться к мнению дам в том, что касалось умения одеваться, манер и обхождения. К началу XIII века относятся первые дидактические поэмы, кодифицирующие принципы рыцарского поведения в обществе.
Однако сами по себе попытки наладить и приукрасить быт поначалу мало сказывались на отношениях внутри общества, на представлениях о приличиях и благовоспитанности. Грубые нравы менялись медленно, а элементарно уважительное отношение к личности, в частности, к женщине, воспевавшееся в литературно-поэтических произведениях, в жизни было скорее похвальным исключением, чем правилом, даже в XII веке. Но у куртуазной этики есть свои колдовские чары — это этика, высоко поднятая над земной рутиной, она дарит чувство принадлежности к особому кругу избранных. Высшее сословие Средневековья рисовало своё существование как некую внеисторическую, свободную от цели, абсолютную эстетическую конструкцию. Вот почему воздействие её, идеальные представления о совершенном рыцаре были столь значительными и длительными. Слившиеся с этим идеалом представления о доблести, чести, верности, взаимном уважении, благородных нравах и культе дамы очаровывали людей иных культурных эпох. Возможно, именно потому, что идеал был так далёк от реальности, он оказался столь универсальным. Рыцарский идеал пережил все катастрофы, которые обрушивались на него в течение последующих веков; он пережил даже «Дон Кихота» Сервантеса.
Отражение куртуазной традиции в литературе Средневековья Светское обхождение, интерес к музыке и книгам, относительная грамотность приобрели определённый вес, в первую очередь, при ведущих дворах Европы, особенно на юге, во Франции. Под покровительством Французских, а впоследствии испанских и иных владетельных сеньоров в конце XI века зародилась и расцвела куртуазная поэзия трубадуров. Этимология слова «трубадур» объясняется специалистами по-разному. Трубадурами называли поэтов, сочинивших свои произведения на южно-французском языке, явивших образы прекрасных дам и благородных рыцарей. Раньше и полнее рыцарская культура сложилась в Провансе юг Франции, ставший независимым государством после распада империи Карла Великого в IX веке. Наиболее известны из провансальских трубадуров Бертран де Вентадорн и Пейре Видаль, которые воспевали весну и любовь, как величайшее благо в жизни, дарованное людям [ 2 , с. На смену трубадурам пришли труверы во Франции и миннезингеры «певцы любви» в Германии. Поэтов стали занимать не лирические стихи, а стихотворные поэмы — рыцарские романы.
Романы о короле Артуре, рыцарях Круглого стола, поисках Святого Грааля, Мерлине современные исследователи объединяют в «Бретонский цикл». Самое известное произведение из него — «Смерть Артура» Томаса Мелори [ 37 ]. В них изображались утончённые нравы, благородные порывы. В сущности, романы отображали лучезарные мечты средневековых европейцев о мире красоты, любви и благородства. Наиболее известны из дошедших до нас авторов француз Кретьен де Труа роман «Ивейн» и немец Вольфрам фон Эшенбах роман «Парцифаль» , а также поэтесса Мария Французская. Одним из самых распространённых сюжетов была легенда кельтского происхождения о Тристане и Изольде. Авторами самых ранних версий были Томас, Беруль и Готфрид Страсбурский. В XIX веке французский учёный Жозеф Бедье составил из различных фрагментов романа некую полную версию, которая и поныне пользуется популярностью.
Что можно с уверенностью сказать о переработках и современных интерпретациях других средневековых романов и легенд. Рыцарство и куртуазность в интерпретации современной молодёжи «Начиналось всё ещё до распада СССР, когда на волне перестройки, гласности и демократизации советские педагоги увидели в ребёнке человека и начали испытывать на нём методики, взращивающие в ребёнке личность» [ 54 ]. Одним из ярчайших средств этого процесса были ролевые игры. Сейчас они во многом из воспитательно-развивающей методики превратились в азартное развлекательное действо и средство самовыражения. Ни по значимости, ни по популярности она не уступала летним пионерским лагерям, и, когда бы не развал Союза, ролевые игры могли бы сменить вечную «Зарницу» в рейтинге детско-юношеских развлечений» [ 54 ]. События 1991 года повлекли за собой серьёзные изменения в системе внешкольного досуга. Ролевые игры оказались отданы на откуп энтузиастам и авантюристам. Эта «гремучая смесь» позволила ролевым играм сохранить заряд развивающей и воспитывающей энергии ещё на несколько лет.
Вместо гармоничности и цельности образа становится важна победа. Это примета времени, не более» [ 54 ]. Время шло, создавались новые игры, люди взрослели и обрастали новыми знакомствами. В 1993-м — 1995-м годах в Москве, параллельно с ролевой деятельностью осуществляется становление исторической реконструкции Средневековья. Но час пробил, и реконструкторские объединения стали возникать и распространяться с поразительной скоростью. Следует отметить, что «московские тенденции» быстро распространились по всей России, продолжая процесс объединения молодёжи разных городов, округов и даже ближнего зарубежья на почве исторической реконструкции. Примером могут послужить такие регулярно проводимые исторические фестивали федерального и международного масштаба, как «Куликово поле» Тульская обл. Реконструкция Средневековья» г.
Выборг — см. Наша Владимирская область насчитывает более десятка ролевых и исторических клубов. Наиболее значимые из них: «Рарог» клуб смешанного типа, г. Руководитель клуба «Рыцарское копьё», сэр Брайн Б. Фомичёв , является действительным рыцарем Мальтийского ордена и обладателем титула «граф Норфолк».
Постепенно эта система стала регулировать также и взаимоотношения мужчин друг с другом.
Затем она и вовсе превратилась в свод правил хорошего тона. В связи с этим куртуазность многие историки считают зачатком морали и этики, которыми руководствуются в своих поступках современные люди. Куртуазность — оплот рыцарской культуры Крестовые походы постепенно привели к тому, что стало зарождаться новое сословие — рыцарство. Приблизительно к 12 веку для его представителей наступили золотые дни. Именно в это время и появился уникальный кодекс рыцаря, в котором нашли отражение традиции и нормы этики, к которым человечество пришло за века. Именно в 12 столетии впервые заговорили о рыцарских идеалах, которые не имеют отношения к процветанию страны, чести господина.
Куртуазность в эпоху Средневековья превозносила образ Прекрасной Дамы. Разумеется, у каждого рыцаря непременно должна была быть возлюбленная. Постепенно человечество пришло и к тому, что от рыцаря требуются не только храбрость и готовность отдать жизнь ради интересов государства. Также стали цениться и другие качества: учтивость, вежливость, воспитанность. Куртуазность — свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы. Помимо этого, рыцарь обязан тонко чувствовать и проявлять галантность.
Куртуазная любовь О чем еще следует рассказать, определяя значение и толкование термина «куртуазность»? Конечно же, о куртуазной любви — уникальной форме взаимоотношений противоположных полов.
Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность , обходительность, умение тонко чувствовать, щедрость, изящество, знание любовных условностей, умение слагать стихи. По их убеждению, хорошие манеры укрощают дурные наклонности, помогают достичь душевного равновесия.
Истори про историю. Куртуазность.
Что такое на самом деле «куртуазная любовь» - опасная и полезная игра – Telegraph | Лексическое значение слова куртуазность включает в себя несколько аспектов. Куртуазный это: нно вежливый; любезный, галантный, учтивый. это способ ведения себя, который подразумевает уважение и заботу о. что такое куртуазность. |
Куртуазность - это что такое | Родственные слова: куртуазно, куртуазность. Куртуазная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров обогатила поэзию новыми темами, жанровыми формами, стихотворными размерами, рифмой. |
Куртуазность: что это значит?
Куртуазная любовь В сфере отношений между полами эволюция проявлялась прежде всего в том, что появились новые формы любви, обычно обозначаемые понятиями «куртуазная любовь», или, в более узком смысле, fin’amor («утонченная любовь»). Куртуазность проявляется в множестве мелочей, которые могут казаться незначительными, но при этом имеют глубокое значение. А знаете ли вы, что такое куртуазная любовь?В истории эта форма внебрачных отношений между мужчиной и женщиной,предполагающая утонченность ухаживания, извест. «Куртуазность» любви появилась намного позже: активно термин стали использовать уже в 20-м столетии, который включал в себя несколько значений. Обобщая, можно сказать, что «куртуазная любовь» — любовь, в основе которой лежит принцип преклонения перед дамой. Куртуазная любовь зародилась при герцогских и княжеских дворах Аквитании, Прованса, Шампани, герцогской Бургундии и Нормандского королевства Сицилия[3] в конце XI века. Новости БелГУ: Куртуазность в XXI веке Случалось ли вам в наши дни сталкиваться с галантностью, вежливостью, тактичностью и любезностью средневековья?