В Польше после смерти 30-летней Изабеллы начались массовые протесты против антиабортного законодательства. Сторонников тотального запрета абортов в Польше только 11%, на два процента больше людей поддерживает решение КС от 22 октября.
Депутат Милонов высказался о запрете абортов в Польше
Суд в Польше запретил женщинам делать аборты | ОТР | В Польше аборты запрещены с 1993 года, исключения — медицинские показания или беременность после изнасилования. |
Закон о практически полном запрете абортов вступил в силу в Польше | Аборты в Польше стали вне закона после того, как Конституционный суд признал не соответствующим основному закону положение, которое разрешало прерывать беременность в случае инвалидности плода. |
«Все беременные в опасности»: смерть молодой женщины спровоцировала протесты в Польше
Однако проход вплотную к зданию был заблокирован полицейскими автомобилями и усиленными отрядами полиции, передает ТАСС. Организаторы протестов требуют отставки правительства и ухода правящей в Польше партии «Закон и справедливость» Ярослава Качиньского. Ранее власти Польши отложили публикацию решения Конституционного суда после начала массовых протестов в республике против ужесточения законодательства в отношении абортов. Протестующие перекрывали дороги, в Варшаве полиции пришлось вмешаться, чтобы не допустить столкновения протестующих с ультраправыми. По информации местных Telegram-каналов, агрессором является Богдан Ш.
На видеороликах, которые сам блогер публикует в социальных сетях, видно, как он нападает на прохожих, бьет их по лицу и издевается над ними. Сообщается, что от его действий уже пострадали около 50 человек. Мотивы своих поступков он не объясняет. Помимо видео избиений, в блоге Ш.
Ранее в петербургском метро пожилой мужчина напал с ножом на серебряного призера чемпионата России по фигурному катанию Владислава Дикиджи. По его данным, тела были найдены со связанными руками и зашитыми животами, что вызывает подозрения в изъятии внутренних органов. Тела завернуты в нейлоновые черно-синие саваны, которые отличаются по цвету от саванов, используемых в Газе, передает ТАСС. Представители чрезвычайных служб считают, что это могло быть сделано с целью повышения температуры тел для ускорения процесса их разложения и сокрытия улик.
Также агентство отмечает, что на некоторых телах обнаружены следы огнестрельных ранений в голову. Ранее палестинские экстренные службы обнаружили на территории медицинского комплекса «Насер» в Хан-Юнисе массовое захоронение с 50 телами погибших. В частности, речь шла о поджоге связанного с Украиной коммерческого объекта в британской столице лицами, которые якобы контактировали с российскими разведслужбами, передает РИА «Новости». Посольство России в Лондоне отвергло эти обвинения, назвав их «абсурдными и заведомо бездоказательными».
Они являются «очередной наспех состряпанной британским истеблишментом информационной фальшивкой», подчеркнули в диппредставительстве. Посол Келин также отметил, что Россия, в отличие от Британии и других западных стран, не осуществляет и не поощряет диверсии против гражданских объектов. Авиация, ракетные войска и артиллерия поразили эшелон у поселка Удачное в ДНР, указало ведомство в своем Telegram-канале. Экс-сотрудник французской контрразведки Николя Чинкуини утверждает, что определение «наемник» в Уголовном кодексе Франции слишком узкое, что позволяет им избежать наказания.
МИД Франции отрицает наличие в рядах ВСУ французских наемников, называя заявления об этом якобы «российской дезинформацией». Чинкуини объясняет это тем, что понятие «наемник» во Франции табуировано, так как за это грозит уголовное преследование, передает РИА «Новости». На родине этих людей называют «волонтерами», однако, как подчеркивает эксперт, Россия справедливо называет их наемниками. По мнению аналитика, ожидаются «интересные юридические дебаты», если российским военным удастся поймать «разоблаченного агента французского правительства».
Соответствующий документ должны были опубликовать еще 2 ноября, но этого не произошло. Закон об абортах в Польше и так один из самых суровых в Европе. В конце октября Конституционный суд страны решил еще сильнее его ужесточить. В постановлении говорилось, что женщина не может сделать аборт при условии, что у плода найдены неизлечимые патологии. Ужесточение запрета абортов спровоцировало массовые акции протеста по всей Польше, в некоторых церквях срывали службы.
Выпуск 41. Была ситуация, когда девушка приняла психологическую помощь, но отказалась идти в полицию и начинать разбирательство. Тем, кто резко прервал общение, пишем спустя время снова. Мы не делим случаи на важные и неважные — выслушиваем всех», — рассказывает Настя, волонтерка проекта. Поэтому они пишут Насте [Подорожной] и предпочитают оставаться на связи именно с ней, а не с нами», — объясняет Ева.
Через коалицию «Аборт без границ», с которой «Мартынка» связывает женщин, с марта по октябрь 2022 года аборт сделали полторы тысячи украинок, уехавших в Польшу. Глава 2. Протестная реакция Аборт как «вопрос общественной безопасности» Более 20 лет многие польские феминистки принимали запрет абортов как данность. Как отмечает активистка из Кракова Вероника Щмегельска, до 2016 года феминистское движение в стране было активным, но немногочисленным. Ева из проекта «Женщины в сети» делится похожим наблюдением: на феминистских протестах в Варшаве набиралось максимум «до 100 человек, и все друг друга знали».
Весной 2016 года Вероника совместно с краковскими низовыми инициативами организовала свой самый успешный протест против ужесточения абортного законодательства. На него пришло около трех тысяч человек. Она вспоминает, как именно в тот момент осознала, что стигма вокруг абортов в польском обществе настолько сильна, что даже многие феминистки не считали нужным обращать на проблему внимание. Но рассказала она об опыте прерывания своей первой беременности много лет назад. Она никогда не делилась этим даже со мной — близкой подругой.
Тогда я подумала: возможно, я как-то неправильно думаю об абортах? Вероника не ожидала, что скоро протесты против ужесточения абортного законодательства станут самыми массовыми в истории современной Польши и побьют рекорды забастовок «Солидарности». Момент для протестного движения действительно назрел. В 2015 году на парламентских выборах победила партия «Право и справедливость», а на президентских выиграл ее выдвиженец Анджей Дуда. Новые власти начали использовать СМИ для пропаганды пронатализма — политики, поощряющей деторождение.
Подконтрольные правительству пресса и телевидение транслировали , что задача государства — это «спасение женщин» от влияния западноевропейской «цивилизации смерти», которая навязывает полякам «гендерную идеологию» и «евгеническую селекцию», то есть гомосексуальность и детоубийство. В этой парадигме прерывание беременности наносит травму женщине, негативно влияет на ее семью, а значит, и на общество в целом. Поэтому аборт — это «вопрос общественной безопасности», а женское тело принадлежит не женщине, а всему обществу. Фото: Анна Ефимова Гласная Согласно исследованию профессоров Ягеллонского университета Инги Коралевска и Катажины Желиньска, польский консервативный дискурс после 2016 года противопоставляет два образа — матери и феминистки. Феминистки же — «неправильные» женщины и враги истинного «польского образа жизни», основанного на принятии католичества и отвержении ценностей западного общества.
Можно быть либо порядочной женщиной, либо феминисткой — третьего не дано. Этими дискурсами активно пользуются лояльные власти общественные организации. Одна из таких — ультраконсервативный правовой аналитический центр Ordo Iuris. Он добился отмены уроков сексуального просвещения в польских школах, а также собрал почти 500 тысяч подписей в поддержку законопроекта о полном запрете абортов, который спровоцировал первый масштабный протест в октябре 2016 года. Национальная мобилизация Когда Ordo Iuris внес проект о полном запрете абортов, варшавская активистка Марта Лемпарт объявила о «национальной мобилизации» против «нового драконовского закона».
Осенью 2016-го сотни тысяч человек вышли на улицы 150 польских городов. Через несколько дней парламент остановил рассмотрение проекта. По словам Лемпарт, до «Женской забастовки» она была обычным человеком со своей жизнью и работой: занималась правами людей с нарушениями слуха на госслужбе, потом ушла в бизнес, но волонтерила в правозащитной организации. После протеста ее жизнь словно пошла по наклонной: она «потеряла работу и бизнес», доходов не хватало и приходилось брать деньги у родителей — отец одалживал деньги дочери, пока та «спасает Польшу». Как говорит Малгожата Копка, гендерная исследовательница и директор европейской программы варшавского Институт общественных отношений Instytut spraw publicznych , Лемпарт — представительница третьего поколения польских феминисток.
Первым были женщины-ученые, которые в девяностых годах обсуждали проблемы феминизма на страницах научных журналов. Второе поколение — активистки десятых годов, когда интерес к женской тематике в масштабах страны оставался ограниченным. По словам исследовательницы, благодаря Лемпарт феминизм в Польше стал понятным и актуальным для обычных женщин. Лемпарт и ее команда предложили взглянуть на репродуктивное насилие над женщинами в контексте негативных изменений во внутренней политике страны в целом. Так, на протест против ужесточения абортного законодательства вышли не только женщины, а все, кто был недоволен политикой правящей партии.
Ева вспоминает, как впервые увидела на демонстрации за женские права мужчин, не ассоциированных с феминистскими и левыми организациями. Говорили, что они здесь ради женщин». Рядом с ними шли женщины, которые не ассоциировали себя с феминистками и в целом считали сам факт ограничения абортов приемлемым, не выступали против ужесточения закона. Необязательно выходить на улицы с транспарантами — чтобы выразить протест в публичном пространстве, достаточно одеться во все черное или пройтись по улицам с зонтом черного цвета, символизирующим траур по правам польских женщин. Но активистки и протестующие в провинциях, где население, как правило, консервативно и лояльно властям, все равно столкнулись с осуждением — со стороны семьи, местной церкви и властей.
Ты сумасшедшая? Исследовательница уверена, что фем-активистки из крупных польских городов недооценивают давление среды в провинции. В маленьком городе другого храма может не быть. Бывает, что семьи поколениями посещают один и тот же приход — и против этого пойти бывает тяжело. Нужно много гражданской смелости, чтобы протестовать в такой среде.
Это борьба, о которой мы в больших городах ничего не знаем», — поясняет исследовательница. Однако «Солидарность» сыграла далеко не последнюю роль в том, что сегодня польским женщинам приходится сражаться за свои права. У запрета на прерывание беременности в Польше есть второе название — «абортный компромисс». Так называют договоренность между лидерами профсоюза «Солидарность» и представителями католической церкви разумеется, на переговорах присутствовали только мужчины. Профсоюзу было важно заручиться поддержкой католической церкви, чтобы легитимизировать себя в глазах польского общества, а сама религия уже была символом сопротивления атеистическому коммунистическому режиму.
Во втором случае, срок аборта ограничен до окончания 12-ой недели беременности и только в случаях подтверждения прокурором факта преступления. Конституционным судом был отменен третий пункт, т. Данная поправка вызвала возмущение у граждан Польши и повлекла за собой массовые протесты. В 1997 году парламентом была одобрена поправка в «Закон о планировании семьи», которая позволяла провести операцию по прерыванию беременности в случае бедственного материального положения матери, но Конституционный трибунал Польши посчитал, что данное изменение противоречит конституции, после чего легальный статус абортов вернулся к положению 1993 года. Стоит отметить, что Польша является одной из самых религиозных и консервативных стран в Европе и по данным государственной статистики в 2014 году аборт сделали всего 970 женщин — однако даже специалисты признают, что на деле проводимых операций намного больше.
Женщины идут на любые риски и соглашаются провести операцию в других странах, нелегальных абортариях, либо самостоятельно прерывают беременность. Одним из символов протеста стала вешалка для одежды — инструмент, с помощью которых во многих странах прерывалась беременность. Система легальных абортов настолько усложнена, что даже при наличии законных оснований для проведения операции разрешение от медицинского работника получить сложно, так как врачи не хотят нести ответственность и быть привлеченными к суду. Абортный туризм — это одна из разновидностей медицинского туризма. Абортный туризм развивается, когда на определенной территории прерывание беременности запрещено или ограничено.
Главное отличие от обычных «медицинских туристов» в том, что женщины, которые отправляются за проведением операции по прерыванию беременности, лишены права выбора. Чтобы прервать беременность, женщинам приходиться отправляться в соседние страны, брать отпуск и тратить огромные средства.
Польша снова протестует: скандальный запрет абортов вступил в силу
В Польше запрещены аборты. Вот как там поступают женщины, чтобы избавиться от ребёнка | Правительство Польши в среду поздним вечером опубликовало в "Официальном вестнике" решение Конституционного суда республики о запрете в стране абортов по причине не угрожающей жизни и здоровью матери патологии плода. |
Помог ли Польше запрет абортов? | Существует миф, что запрет на аборты может повысить рождаемость, но в Польше она уже много лет остаётся низкой. |
Польша: от запрета абортов - к политическому кризису | Конституционный суд Польши ужесточил запрет на аборты. |
Польские депутаты поддержали планы отменить почти полный запрет на аборты в стране
Прерывание беременности в Польше запрещено, оно допустимо лишь в редких случаях. 15 апреля 2024 года в марше против абортов в столице Польши Варшаве приняли участие 50 000 человек, сообщает издание «Евроньюс». Формально решение Конституционного суда, фактически запрещающее проведение абортов в Польше, не вступило в силу.
Жертвы отсутствия абортов: польские женщины потребовали прекратить «ад»
В Польше вступает в силу решение о запрете абортов из-за патологии плода | Конституционный суд в Польше запретил проводить аборты по причине патологии плода, теперь эта медицинская манипуляция в стране запрещена. |
Суд в Польше запретил женщинам делать аборты | ОТР | Рассказываем, как Польша шла к тому, чтобы практически запретить аборты в стране, как против этого протестуют тысячи полек и поляков. |
«Ни одна больше»: как прошли протесты против запрета абортов в Польше
С 27 января 2021 года в Польше запрещены аборты по причине патологий плода. 11 августа 2023 - Новости Кирова - В каких регионах России уже запретили аборты. Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о готовности внести в Сейм (парламент) законопроект о легализации абортов до 12-й недели.
В Польше официально запретили делать аборты. Что думают женщины?
Национальная мобилизация Когда Ordo Iuris внес проект о полном запрете абортов, варшавская активистка Марта Лемпарт объявила о «национальной мобилизации» против «нового драконовского закона». Осенью 2016-го сотни тысяч человек вышли на улицы 150 польских городов. Через несколько дней парламент остановил рассмотрение проекта. По словам Лемпарт, до «Женской забастовки» она была обычным человеком со своей жизнью и работой: занималась правами людей с нарушениями слуха на госслужбе, потом ушла в бизнес, но волонтерила в правозащитной организации. После протеста ее жизнь словно пошла по наклонной: она «потеряла работу и бизнес», доходов не хватало и приходилось брать деньги у родителей — отец одалживал деньги дочери, пока та «спасает Польшу». Как говорит Малгожата Копка, гендерная исследовательница и директор европейской программы варшавского Институт общественных отношений Instytut spraw publicznych , Лемпарт — представительница третьего поколения польских феминисток. Первым были женщины-ученые, которые в девяностых годах обсуждали проблемы феминизма на страницах научных журналов. Второе поколение — активистки десятых годов, когда интерес к женской тематике в масштабах страны оставался ограниченным. По словам исследовательницы, благодаря Лемпарт феминизм в Польше стал понятным и актуальным для обычных женщин. Лемпарт и ее команда предложили взглянуть на репродуктивное насилие над женщинами в контексте негативных изменений во внутренней политике страны в целом.
Так, на протест против ужесточения абортного законодательства вышли не только женщины, а все, кто был недоволен политикой правящей партии. Ева вспоминает, как впервые увидела на демонстрации за женские права мужчин, не ассоциированных с феминистскими и левыми организациями. Говорили, что они здесь ради женщин». Рядом с ними шли женщины, которые не ассоциировали себя с феминистками и в целом считали сам факт ограничения абортов приемлемым, не выступали против ужесточения закона. Необязательно выходить на улицы с транспарантами — чтобы выразить протест в публичном пространстве, достаточно одеться во все черное или пройтись по улицам с зонтом черного цвета, символизирующим траур по правам польских женщин. Но активистки и протестующие в провинциях, где население, как правило, консервативно и лояльно властям, все равно столкнулись с осуждением — со стороны семьи, местной церкви и властей. Ты сумасшедшая? Исследовательница уверена, что фем-активистки из крупных польских городов недооценивают давление среды в провинции. В маленьком городе другого храма может не быть.
Бывает, что семьи поколениями посещают один и тот же приход — и против этого пойти бывает тяжело. Нужно много гражданской смелости, чтобы протестовать в такой среде. Это борьба, о которой мы в больших городах ничего не знаем», — поясняет исследовательница. Однако «Солидарность» сыграла далеко не последнюю роль в том, что сегодня польским женщинам приходится сражаться за свои права. У запрета на прерывание беременности в Польше есть второе название — «абортный компромисс». Так называют договоренность между лидерами профсоюза «Солидарность» и представителями католической церкви разумеется, на переговорах присутствовали только мужчины. Профсоюзу было важно заручиться поддержкой католической церкви, чтобы легитимизировать себя в глазах польского общества, а сама религия уже была символом сопротивления атеистическому коммунистическому режиму. Когда профсоюз добился мирной передачи власти новому правительству, встал вопрос о «выплате долга». Надпись на плакате: «Польша убивает».
Фото: Анна Ефимова Гласная По словам активистки Вероники Щмегельска, в Польше об этой истории обычно вспоминают как о противостоянии «либеральных» сторонников «Солидарности» и церковных консерваторов. Однако это был договор между политиками и церковью, и все они без исключения были консерваторами. Действительно, женщин в «Солидарности» было столько же, сколько и мужчин — порядка пяти миллионов , но никогда они не занимали руководящих должностей и не принимали решений. Когда они потребовали снять запрет абортов с повестки дня, лидеры профсоюза, среди которых тоже не было ни одной женщины, обвинили их в «аморальности». В профсоюзе разгорелся конфликт. В разных городах Польши сформировалось около 30 женских активистских групп. Они организовали массовые протесты и собрали более миллиона подписей под петицией против криминализации абортов. В те дни на улицах мелькали плакаты: «Это Польша, а не Ватикан! Несмотря на видимый успех, у польских женщин не было структурных возможностей продолжать протест: нужно было зарабатывать и обеспечивать семью.
На фоне экономических и политических трансформаций девяностых общество переживало ретрадиционализацию гендерных отношений и многим импонировал образ «традиционной» семьи, где женщина занимается исключительно домом и детьми, а мужчина зарабатывает деньги, говорит Малгожата Копка. Такой образ жизни, с одной стороны, одобряла церковь, а с другой — порицали коммунисты, водрузившие на женщин «двойную нагрузку» общественного и семейного труда. К тому же «семейственность» создавала фундамент для позитивной идентичности: в отличие от ненавистных коммунистических времен, у женщин в этот период наконец появилась возможность самостоятельно выбирать, посвятить себя карьере или дому. Даже если проверку реальностью эта возможность почти никогда не выдерживала. Смена парадигмы Неоднозначная роль, которую церковь сыграла в запрете абортов, не мешает активисткам использовать религиозные мотивы. Смерть Дороты вывела на улицы жителей десятков польских городов в июне 2023. Да не пополнится этот список». Постепенно в публичной сфере формируется образ мучениц и невинных жертв драконовского закона. Такое изображение женщины характерно для Польши, отмечают социологи Катажина Желиньска и Инга Коралевска.
Жертвующая собой Дева Мария — главный женский образ в польской культуре. Но исследовательница коллективной памяти в Центральной и Восточной Европе, профессор Центрально-Европейского университета в Вене Андреа Пето полагает , что в данном случае религиозный нарратив идет на пользу обществу. Через отсылку к национальной культуре он помогает осмыслить и пережить трагические события, которым невозможно найти рационального объяснения. В сороковые годы в Польше мученицами в частных переписках и мемуарах называли женщин, пострадавших от сексуализированного насилия на войне. Поэтому возмущение, гнев и горечь о судьбе погибших женщин принимают существующие культурные формы, пока не появятся новые, возможно, более подходящие конкретному моменту, считает Пето. Политически протест из-за нарушения репродуктивных права женщин проиграл, считают некоторые польские исследователи. Абортное законодательство все равно ужесточили, а женщины продолжают погибать под «опекой» бездействующих врачей. Однако критики не замечают культурных сдвигов, которые протесты вызвали в польском обществе: в 2022 году 70 процентов населения страны поддерживало идею разрешить в стране аборты на сроке до 12 недель, причем похожий результат показывают другие опросы последних лет, в том числе проведенные государственным исследовательским агентством. Замалчивание и игнорирование женского опыта — одна из стратегий поддержания патриархата.
Все это снижает доступность эффективных методов контрацепции. Таким образом, есть основания предполагать, что реальный уровень абортов в Польше гораздо выше публикуемого официальной статистикой. Напомним, что аборт в Польше был запрещен Законом о планировании семьи, защите плода и условиях прерывания беременности от 7 января 1993 г. Согласно ему, прерывание беременности допускается лишь в трех случаях: 1 если беременность представляет собой угрозу жизни или здоровью женщины; 2 пренатальные тесты или другие медицинские показатели свидетельствуют о высокой вероятности серьезного и необратимого дефекта плода или о неизлечимой болезни, угрожающей его жизни; 3 есть основание считать, что беременность явилась результатом преступных действий. В 1996 году Закон был слегка смягчен путем добавления ряда социальных показаний для аборта, и число регистрируемых абортов резко выросло см. В случае нарушения закона уголовному преследованию подвергается не женщина, прервавшая беременность, а врач или человек, способствовавший производству аборта. Даже если жительница Польши имеет законное основание для прерывания беременности, реализовать свое право ей очень непросто. Врачи часто отказываются делать аборт, ссылаясь на идеологические мотивы, - это допускается законом.
Право на жизнь беременной женщины, как правило, ценится ниже, чем право на жизнь ее плода.
В остальные дни активисты по всей Польше проводят менее масштабные акции и флешмобы. При этом социологи обращают внимание: серию акций протеста против этого решения отличает ее масштабность — большие и маленькие акции прошли более чем в 600 польских городах и селах по всей стране. Каждая четвертая! А это значит, что аборт — это часть их жизни. И если посмотреть на структуру этих абортов, то в большей степени это будут села и маленькие городки», — говорит в интервью Gazeta Wyborcza социолог Марцин Дума. Поэтому не стоит удивляться тому, что на нынешние протесты вышли даже жители сельских регионов юго-восточной Польши, считающихся электоральной базой правящей партии «Право и справедливость». Я никогда в жизни не участвовала ни в каких протестах, и таких, как я, очень много, — рассказывает Би-би-си Марина, жительница 10-тысячного городка Любачов, расположенного в считанных километрах от украинской границы. Я ужасно разозлилась».
На протесты вышли не только крупнейшие города Польши, но и маленькие городки и села «Церковь лезет во все сферы нашей жизни. У моих детей открываешь учебник по любому предмету — а там папа Иоанн Павел II. Правительство не сделало ничего, чтобы избежать второй волны коронавируса. И в этой ситуации они делают что? Указывают, что женщине делать с ее телом! В ее городке на спонтанный марш против решения Конституционного суда вышли около тысячи человек — каждый восьмой житель. Прошли через центр, поскандировали кричалки возле резиденции местного епископа и разошлись — но не навсегда. В «Фейсбук»-группе, созданной после этой акции, время от времени девушки — иногда речь идет о школьницах — договариваются с подругами нарисовать плакаты и постоять с ними час-другой на центральной площади своего городка, не обращая внимания на обидные замечания прохожих. Это там они к протестам привыкли.
А тут — на следующий день после акции ты приходишь на работу и слышишь от сотрудника: «Убийца детей». Приходишь к бабушке в гости — а она тебе рассказывает, что ксендз [католический священник] в воскресенье назвал всех активисток грешницами. Ты сталкиваешься с огромным осуждением общества. Но это ничто по сравнению с тем, что девушки и женщины, даже в этом маленьком Любачове, почувствовали, что они не одни. С этого начнутся большие изменения, даже здесь, в бастионе нынешней власти», — убеждена Марина. Дуда против Качиньского? К столь масштабным протестам польские власти явно были не готовы. По информации издания Onet. Но единого мнения о том, как выйти из сложившегося кризиса, во властном лагере нет.
Сторонником жестких решений называют лидера правящей партии, вице-премьера Ярослава Качиньского, неформально считающегося самым влиятельным политиком страны. Вскоре после начала массовых протестов он выступил с YouTube-обращением, в котором назвал любые акции протеста во время эпидемии серьезным преступлением, и предупредил, что власти имеют полное право им противостоять. Однако больше всего в Польше комментировали призыв Качиньского ко всем сторонникам властей «любой ценой защищать костелы от нападений со стороны демонстрантов» — эти слова сразу несколько журналистов и политиков посчитали призывом к началу гражданской войны.
Ключевые слова: аборт, закон, политика, «аборт-туризм», запрет, консерватизм, религия. В январе 1993 года парламент принял «Закон о планировании семьи, защите плода и условиях легального прерывания беременности». Согласно закону женщина имеет право прервать беременность в трех случаях, а именно: — беременность угрожает жизни или здоровью женщины; — беременность наступила в результате изнасилования; — обнаружение у плода тяжелого и необратимого дефекта либо неизлечимую болезнь, которая поставит под угрозу жизнь плода. В первом и третьем случаях, согласно закону, легально провести аборт можно до тех пор, пока плод недостаточно развился, чтобы жить вне утробы матери. Во втором случае, срок аборта ограничен до окончания 12-ой недели беременности и только в случаях подтверждения прокурором факта преступления.
Конституционным судом был отменен третий пункт, т. Данная поправка вызвала возмущение у граждан Польши и повлекла за собой массовые протесты. В 1997 году парламентом была одобрена поправка в «Закон о планировании семьи», которая позволяла провести операцию по прерыванию беременности в случае бедственного материального положения матери, но Конституционный трибунал Польши посчитал, что данное изменение противоречит конституции, после чего легальный статус абортов вернулся к положению 1993 года. Стоит отметить, что Польша является одной из самых религиозных и консервативных стран в Европе и по данным государственной статистики в 2014 году аборт сделали всего 970 женщин — однако даже специалисты признают, что на деле проводимых операций намного больше. Женщины идут на любые риски и соглашаются провести операцию в других странах, нелегальных абортариях, либо самостоятельно прерывают беременность. Одним из символов протеста стала вешалка для одежды — инструмент, с помощью которых во многих странах прерывалась беременность. Система легальных абортов настолько усложнена, что даже при наличии законных оснований для проведения операции разрешение от медицинского работника получить сложно, так как врачи не хотят нести ответственность и быть привлеченными к суду.
В Польше запретили аборты при неизлечимой болезни плода, люди протестуют (фото)
Польским женщинам станет еще сложнее сделать аборт. Конституционный суд принял решение, которое фактически это запрещает. В конце октября Конституционный суд Польши принял закон о практически полном запрете абортов. У них на законодательном уровне запрещены аборты. В Польше после смерти 30-летней Изабеллы начались массовые протесты против антиабортного законодательства.
В Польше запретили аборты из-за патологий плода
Женщина рассказала, что они светили фонариком ей в лицо, включили камеры на телефонах и потребовали объяснения решения. Досталось и влиятельной в Польше католической церкви, которая рьяно поддерживает запрет абортов. Протестующие часто проводили митинги возле резиденций епископов или даже внутри костёлов.
Об этом сообщают западные средства массовой информации.
Как пояснили в суде, из-за инвалидности плода ему прямо отказывают в праве на жизнь. По мнению представителей правосудия, это недопустимо. Теперь в Польше можно делать аборты только в случае инцеста, изнасилования или если факт беременности угрожает жизни женщины.
Ее участники запланировали пройти центральными улицами города к зданию Минздрава. По словам организаторов, аналогичные демонстрации проходят почти в 80 польских городах. За безопасностью в районе акции протеста следят усиленные патрули полиции. Акцию протестующих поддержали многие политики, в том числе бывший председатель Европейского совета, экс-премьер Польши и лидер крупнейшей польской оппозиционной "Гражданской коалиции" объединение партий Дональд Туск. Неделю назад в польских СМИ была опубликована история 30-летней женщины, которая была госпитализирована на 22-й неделе беременности, когда у нее отошли воды. Ранее у плода уже были диагностированы пороки развития.
Однако решение, как реагировать на сложившуюся ситуацию, кажется, не принято. Один из главных лоббистов запрета абортов, депутат Сейма Бартломей Врублевский выступает за принятие закона, который якобы сведет к минимуму негативные последствия решения Конституционного суда для власти. Он будет предусматривать создание при родильных домах специальных палат для женщин с тяжелобольными новорожденными, а также открытие перинатальных хосписов в каждом воеводстве Польши.
Кроме того, этот закон должен будет ввести инструмент финансовой помощи для семей, воспитывающих детей-инвалидов. Это были самые многочисленные уличные акции в стране со времен падения коммунизма в 1989 году. Движение «Протест женщин» Strajk Kobiet призвало жителей страны бороться за свое право выбора. Как заявил мэр Варшавы Рафал Тшасковски, решение Конституционного суда обрекает женщину на страдания. Со дня на день они утратят это право. Это что-то невообразимое. Это игра человеческой жизнью и человеческими эмоциями», — возмутился он.