Об этом заявил председатель Верховного Совета Белоруссии в 1991–1994 годах Станислав Шушкевич.
Названа причина смерти экс-главы Белоруссии Станислава Шушкевича
Главная» Новости» Станислав шушкевич пенсия. Первый руководитель Белоруссии после распада СССР Станислав Шушкевич скончался в ночь с 3 на 4 мая 2022 года в Минске. Родившись в семье образованных людей, Станислав Станиславович Шушкевич с детства понял, что политика дело серьезное. один из участников судьбоносной встречи лидеров республик СССР 1991 года в Беловежской пуще, за которой последовал распад Советского Союза и отделение Белоруссии.
Станислав Шушкевич о ситуации в стране, протестах и национализме
- Названа причина смерти экс-главы Белоруссии Станислава Шушкевича :: Политика :: Дни.ру
- Умер первый глава независимой Белоруссии Станислав Шушкевич // Новости НТВ
- Наши проекты
- Более 4,6 млн кибератак отразила московская система электронного голосования
Ушел из жизни первый глава Белоруссии Станислав Шушкевич
Умер первый руководитель Белоруссии Станислав Шушкевич | В Минске скончался бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич, сообщает «Еврорадио» со ссылкой на его жену Ирину. |
Шушкевич Станислав Станиславович | Бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич скончался на 88-м году жизни вследствие перенесенного ранее коронавируса. |
Участник роспуска СССР, критик Лукашенко и ученый. Умер Станислав Шушкевич | Главная» Новости» Станислав шушкевич пенсия. |
Станислав Шушкевич
В ночь с 3 на 4 мая в Минске умер Станислав Шушкевич. Если помните, CityDog писал , что церемонии прощания пройдут еще в Варшаве и Вильнюсе. В столице Польши поминальная месса пройдет в воскресенье, 8 мая, в 18:00.
Участвовал в президентских выборах 1994 года, но во второй тур не вышел. Являлся членом парламентской комиссии по экономической политике и реформам, входил в состав фракции ОГП «Гражданское действие». Станислава Шушкевича похоронили на Северном кладбище Минска. Читайте нас в: Подписывайтесь на нас в соцсетях Cамые свежие новости всегда с вами!
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
В конце месяца Шушкевича перевели на домашнее лечение. Шушкевич руководил Белоруссией с 1991 по 1994 год. Он участвовал в разработке и подписании Беловежских соглашений между Россией, Украиной и Белоруссией. Также политик выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах в 1994 году, но во второй тур не вышел.
Сотни белорусов пришли проститься со Станиславом Шушкевичем
По словам Шушкевича, именно в момент обсуждения поставок энергоресурсов он впервые узнал о готовящихся соглашениях, а планы выхода из СССР до этого не строил. В то же время Шушкевич отмечал, если бы он знал о подобных планах заранее, то обязательно бы согласился. По его мнению, гражданам в Белоруссии к тому моменту «надоели все эти стройки коммунизма силами заключенных и изгнание со своих земель народов». При этом сами соглашения он охарактеризовал как «шедевр легитимной дипломатии». Напомним, Шушкевич отрицательно относился к идеологии «русского мира», которая пришла на смену доминировавшей последние 30 лет в РФ идеологии «западнопоклонничества», но сегодня запад сыпется на глазах, а многие либеральные ценности вызывают у русских людей рвотный рефлекс.
Освещение форсайт-форума будет осуществляться с участием ведущих российских средств массовой информации. В преддверии форсайт-форума просим ответить на вопросы от Украина. Скрыть 1. Какая Украина нам нужна?
Политика Автор Павел Никульчев «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу. Все главные новости.
По мнению Шушкевича, одна из приоритетных задач государства должна состоять в том, чтобы сохранить ведущие заводы страны, найти инвестиции для их модернизации и повышения конкурентоспособности в новых условиях. Глава государства подчеркнул, что предприятия в большей степени должны быть замкнуты на национальной экономике [95]. Занимая должность Председателя Верховного Совета, Шушкевич не вмешивался в работу правительства, мотивируя свою позицию тем, что вопросы экономики находятся вне его компетенции. Однако Шушкевич не был своевременно проинформирован о запланированной акции в Москве трёх руководителей правительств, о чём он сообщил прессе: «Я счастлив, что я не знаю, потому что экономикой занимается правительство — пусть за неё и отвечает тогда. Это очень приятное для меня заявление. Это подтверждение моей линии и того, что, как я объяснял Верховному Совету, с меня за кое-что нельзя спрашивать. Все это объяснено» [96]. Данная позиция спикера парламента вызвала нарекания со стороны правящей элиты и общественности. В частности, один из читателей парламентского периодического издания « Народная газета » выслал письмо следующего содержания [97] : «В последнее время я внимательно слежу за печатью, теле- и радиопередачами. И, признаться, часто его жаль — зря оппоненты приписывают ему многие грехи. Но ведь и задуматься С. Шушкевичу, считаю, есть над чем. Извините, Станислав Станиславович, но Вы же руководитель государства и если какие-либо вопросы не решает, скажем, то же правительство, то Вы отвечаете перед республикой и за правительство. Можете заметить, что правительство назначается парламентом, но не Председателем Верховного Совета. Все это так, но ведь парламентом руководите Вы, уважаемый Станислав Станиславович, хотя, понимаю, его решения обязательные и для Вас. И все же Вы — Председатель Верховного Совета. И как первое лицо государства в ответе за все и за всех». В интервью, посвящённом отставке спикера парламента в январе 1994 года, Александр Лукашенко отметил [98] : «Будучи первым должностным лицом государства, Станислав Шушкевич ни за что не хотел отвечать. При этом любил ссылаться на отсутствие нужных ему для решительных действий полномочий. Но не могу припомнить, чтобы просил или требовал их». Согласно ст. В соответствии с белорусским законодательством, Председатель Верховного Совета мог лишь внести предложение, после чего оно должно было быть одобрено либо Президиумом Верховного Совета, либо самим Верховным Советом. В данном случае положение Шушкевича осложнялось отсутствием в парламенте единодушной поддержки со стороны большинства народных депутатов. По этому поводу первый руководитель независимой Белоруссии вспоминал [100] : «На самом деле, я в своей деятельности оказался в ловушке. По сути, Верховный Совет сменил компартию, став у руководства страной. С другой стороны действовали ещё советские нормы представительного органа блока коммунистов и беспартийных, при направляющей и руководящей роли КПСС. В свой аппарат я ещё мог брать помощников и секретарей, а вот назначить какого-нибудь путного человека в серьёзный отдел Верховного Совета, не говоря уже о моем первом заме, было невозможно. То есть вот тебе работники и делай с ними, что хочешь, а своей команды мы тебе набрать не позволим. Вроде бы, ты, де-юре — глава государства, а полномочия твои, де-факто, куда как более скромные. Предложил на должность председателя Госконтроля Александра Добровольского , скромного такого и порядочного человека, с кем был знаком ещё по региональной группе Верховного Совета СССР, уперлись все так, что не дай не приведи». Отстранённость главы государства от политики осуществления экономических реформ в Белоруссии стала одним из факторов, осложнивших его отношения с номенклатурой в Верховном Совете. И правительству, и Верховному Совету надо будет работать над этими вопросами вместе», — признавался в интервью после отставки спикера депутат Верховного Совета Республики Беларусь и первый зампредседателя Госкомитета Республики Беларусь по внешним экономическим связям в 1991—1994 годах Михаил Маринич [102]. Проблема создания единой рублевой зоны России и Белоруссии и позиция Шушкевича[ править править код ] После распада СССР парламентская оппозиция БНФ стала требовать немедленного введения национальной валюты. Тем не менее, правительство Кебича не спешило удовлетворять требования оппозиции, так как понимало, что выход из рублевой зоны означал бы прекращение доступа к дешёвым российским ресурсам по внутренним ценам и переход на мировые цены. Это вело бы к экономической катастрофе. Поэтому белорусское правительство стремилось по-прежнему использовать преимущества от пребывания в рублевой зоне. В начале 1992 года рубль оставался единой валютой для СНГ и стран Прибалтики , однако единая денежно-кредитная политика отсутствовала. На встрече 30 марта 1992 года в Минске банкиры стран-участниц СНГ выработали принципы эмиссионной и кредитной политики, хотя согласительные документы подписали не все страны. Впоследствии эти соглашения не были выполнены. В первом квартале 1992 года Беларусь осуществила первую самостоятельную кредитную миссию, что увеличило потребность в наличных рублях. Рост инфляции в Белоруссии упирался в отсутствие наличных денег из-за кредитной политики российского правительства в первой половине 1992 года, направленной на снижение кредитной эмиссии. Проблема была решена введением в обращение с 1 июня 1992 года белорусского расчетного рубля т. Весь безналичный расчет осуществлялся с использованием российских рублей, в то время как часть дефицитных товаров разрешалось покупать только за белорусские рубли. Проводя мягкую кредитную политику, правительство стимулировало рост цен и зарплаты внутри республики.
КАК РАЗРУШАЛИ СССР: СТАНИСЛАВ ШУШКЕВИЧ, НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ГЕРОСТРАТ БЕЛАРУСИ
Умер подписавший Беловежские соглашения от Белоруссии Станислав Шушкевич - Новости | Родившись в семье образованных людей, Станислав Станиславович Шушкевич с детства понял, что политика дело серьезное. |
Станислав Шушкевич показал свой Минск и рассказал, что считает своим «самым великим преступлением» | В ночь на 4 мая умер 87-летний Станислав Шушкевич — первый председатель Верховного Совета Беларуси после получения страной независимости. |
Умер Станислав Шушкевич — Блог Гродно s13 | Отец политика — писатель Станислав Петрович Шушкевич — был несколько раз осужден за участие в подпольной антисоветской работе. |
Первый глава независимой Белоруссии Шушкевич попал в реанимацию | один из участников судьбоносной встречи лидеров республик СССР 1991 года в Беловежской пуще, за которой последовал распад Советского Союза и отделение Белоруссии. |
Умер первый президент Белоруссии Станислав Шушкевич | В Минске на 88-м году жизни умер первый глава независимой Белоруссии Станислав Шушкевич. |
В Госдуме РФ отреагировали на смерть «существовавшего в безвестности» Станислава Шушкевича
Станиславом Станиславовичем Шушкевичем подготовлены 33 кандидата физико-математических наук, он являлся научным руководителем 5 докторских диссертаций [6]. Минувшей ночью в возрасте 87 лет в Минске умер первый руководитель независимой Беларуси Станислав Шушкевич. В Минске ночью 4 мая умер 87-летний Станислав Шушкевич, первый глава Республики Беларусь.
Биография Станислава Шушкевича
Данная политика была рыночной лишь на словах. Несмотря на то, что с 1992 года в основном действовали свободные цены в сфере оптовой торговли, был установлен жёсткий государственный контроль над розничными ценами. Поскольку Беларусь тогда входила в единую рублевую зону в рамках СНГ , это не нанесло сильного ущерба финансовой системе страны и даже позволило обеспечить ей временные преимущества над теми постсоветскими странами, которые рискнули сохранить полный монетарный суверенитет. Благодаря усилиям парламентской оппозиции БНФ , были приняты некоторые важные рыночные законы, но большая их часть не работала. Правительство взяло курс на выделение субсидий неэффективным государственным предприятиям; формирующийся частный сектор не мог на равных вести с ними успешную конкурентную борьбу. Летом 1993 года Россия прекратила хождение рубля в странах СНГ, что спровоцировало в Белоруссии гиперинфляцию. Выходом из сложившегося положения правительство Кебича рассматривало тесный экономический союз с Россией [89]. Но отправлять его в отставку слишком рискованно, потому что это будет первым реальным шагом приближения Оппозиции к власти. А в принципе я согласен, что Кебича надо было бы заменить», — признавался один из представителей депутатского большинства Верховного Совета [90]. В проведении экономической политики Кебич и Шушкевич различались идеями и подходами, в том числе в вопросе о кадрах [91].
В апреле 1993 года во время выступления на внеочередной 11-й сессии Верховного Совета глава государства заявил, что в период существования СССР действовало директивно-плановое управление, в соответствии с которым партия разрабатывала директивы, после чего правительство составляло план и осуществляло его на практике. По словам Шушкевича, в процессе перехода к рыночным отношениям старые руководители не способны работать в новых условиях. В этой связи, по его мнению, должна произойти смена сегодняшнего поколения руководителей. И условия такие есть», — подчеркнул он [92]. Будучи Председателем Верховного Совета, Шушкевич выступал за построение в Белоруссии рыночной социально ориентированной экономики [92]. Вместе с тем он являлся сторонником идеи создания на постсоветском пространстве эффективного экономического союза на рыночной основе и с общей финансовой системой [93]. Спикер парламента поддерживал введение национальной денежной единицы, однако этому, на его взгляд, должно было предшествовать нахождение Белоруссии в единой рублевой зоне вплоть до экономической стабилизации в республике [94]. Глава государства указал четыре основные причины кризиса белорусской экономики. Во-первых, неконкурентоспособность значительной доли отечественной продукции и резкое сокращение импорта ресурсов вследствие технологической отсталости.
Во-вторых, резкое сокращение военных заказов и последовавшая за этим конверсия оборонной промышленности. В-третьих, усугубление ситуации в результате кризиса финансовой системы. В-четвертых, самоустранение правительства от разрешения проблем производственного характера, слабый контроль над государственной собственностью. В связи с этим спикер парламента предлагал следующие меры по реформированию экономики: ускорение процесса создания частного сектора путем неотложной приватизации; сохранение флагманов белорусской промышленности; формирование стабильной кредитно-финансовой системы; активизация экспортной политики; создание системы социальной защиты. По мнению Шушкевича, одна из приоритетных задач государства должна состоять в том, чтобы сохранить ведущие заводы страны, найти инвестиции для их модернизации и повышения конкурентоспособности в новых условиях. Глава государства подчеркнул, что предприятия в большей степени должны быть замкнуты на национальной экономике [95]. Занимая должность Председателя Верховного Совета, Шушкевич не вмешивался в работу правительства, мотивируя свою позицию тем, что вопросы экономики находятся вне его компетенции. Однако Шушкевич не был своевременно проинформирован о запланированной акции в Москве трёх руководителей правительств, о чём он сообщил прессе: «Я счастлив, что я не знаю, потому что экономикой занимается правительство — пусть за неё и отвечает тогда. Это очень приятное для меня заявление.
Это подтверждение моей линии и того, что, как я объяснял Верховному Совету, с меня за кое-что нельзя спрашивать. Все это объяснено» [96]. Данная позиция спикера парламента вызвала нарекания со стороны правящей элиты и общественности. В частности, один из читателей парламентского периодического издания « Народная газета » выслал письмо следующего содержания [97] : «В последнее время я внимательно слежу за печатью, теле- и радиопередачами. И, признаться, часто его жаль — зря оппоненты приписывают ему многие грехи. Но ведь и задуматься С. Шушкевичу, считаю, есть над чем. Извините, Станислав Станиславович, но Вы же руководитель государства и если какие-либо вопросы не решает, скажем, то же правительство, то Вы отвечаете перед республикой и за правительство. Можете заметить, что правительство назначается парламентом, но не Председателем Верховного Совета.
Все это так, но ведь парламентом руководите Вы, уважаемый Станислав Станиславович, хотя, понимаю, его решения обязательные и для Вас. И все же Вы — Председатель Верховного Совета. И как первое лицо государства в ответе за все и за всех». В интервью, посвящённом отставке спикера парламента в январе 1994 года, Александр Лукашенко отметил [98] : «Будучи первым должностным лицом государства, Станислав Шушкевич ни за что не хотел отвечать. При этом любил ссылаться на отсутствие нужных ему для решительных действий полномочий. Но не могу припомнить, чтобы просил или требовал их». Согласно ст.
Парламентарий отменил, что долгое время после завершения своей карьеры Станислав Шушкевич оставался комментатором происходящих событий. Но «с приходом Александра Лукашенко такие возможности для него стали закрываться». По его словам, Шушкевич принадлежал к той части белорусской элиты, «которая сделала вывод из перестройки, из сложных отношений с Горбачёвым, что надо было воспользоваться шансом на обособление». Большого собственного политического авторитета Шушкевич никогда не имел, что и привело к его скорому уходу с политической сцены, — подытожил Затулин.
По его заявлениям, за развал был в ответе первый зампред Правительства РФ в 1991-1992 годах Геннадий Бурбулис. Шушкевич подписал Беловежские соглашения, в рамках которых была решена судьба Советского Союза. Именно из-за этого документа СССР был официально развален высшими политическими деятелями. Однако он якобы не ожидал, что его встреча с Борисом Ельциным по дополнительным поставкам нефти в Беловежской пуще окажется посвященной распаду СССР.
В качестве главы белорусского парламента поставил подпись под Беловежским соглашением. Инициирование референдума в Республике Беларусь 1992 года и позиция Шушкевича[ править править код ] На внеочередную 8-ю сессию Верховного Совета, которая начала свою работу через неделю после ратификации Беловежского соглашения, парламентская оппозиция БНФ вынесла целый ряд законопроектов, включая «О выборах в Верховный Совет Республики Беларусь», «О конституционной реформе работы Верховного Совета Республики Беларусь», «О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь и военных вопросах», «О запрете политических организаций, структур и групп, основывающихся на античеловеческих взглядах и учениях», «О Контрольной палате при Верховном Совете Республики Беларусь». Однако все предложения БНФ, кроме вопроса о Контрольной палате, были отброшены парламентским большинством [28]. В связи с блокированием своих законопроектов парламентская оппозиция распространила заявление, в котором утверждала, что на 8-й сессии «последний шанс улучшения труда недееспособного Верховного Совета путем его реформирования был отброшен. Оппозиция БНФ видит теперь единственную возможность выхода из безнадежного тупика власти — это всебелорусский референдум, на котором необходимо поставить вопросы об отставке правительства и о доверии Верховному Совету» [29]. Согласно этому документу, из общего числа собранных подписей были исключены 62 283 подписи, как собранные или оформленные с разными отступлениями от требований Закона «О народном голосовании референдуме в Республике Беларусь». Однако Инициативная группа выполнила требование законодательства, в соответствии с которым необходимо как минимум 350 тысяч подписей граждан для инициировании референдума. Центральная комиссия направила заключительный акт инициативной группы по референдуму в Президиум Верховного Совета [32]. Однако по решению парламента рассмотрение вопроса о референдуме было перенесено на осень 1992 года [33]. Вопрос о референдуме рассматривался в Верховном Совете в период 10-й сесии [34]. Проект постановления Президиума Верховного Совета об отказе от референдума поддержали 202 народных депутата. С целью придать большую легитимность решению Президиума Верховного Совета об отказе от референдума 29 октября 1992 года Верховный Совет принял сразу два постановления: «О предложении группы граждан Республики Беларусь о проведении республиканского референдума» и «О Заявлении Верховного Совета Республики Беларусь «О необходимости ускорения конституционных преобразований в Республике Беларусь» [35]. Как пишет Наумчик в своих воспоминаниях, «Шушкевич был убежден, что с Верховным Советом 12-го созыва можно работать, что депутаты, все эти бывшие секретари райкомов и действующие председатели колхозов, генералы и заместители министров, способны воспринять демократические идеи и воплотить их в Основном законе» [36]. Законодательная деятельность[ править править код ] В период занятия Шушкевичем поста председателя Верховного Совета были заложены основы национального и государственного строительства Республики Беларусь. Кроме этого, под руководством Шушкевича парламент принял важные законы в области культурной и социальной жизни страны: «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» от 11 ноября 1992 года [40] , «Об охране историко-культурного наследия» от 13 ноября 1992 года [41] , «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 года [42]. В экономической сфере Верховный Совет утвердил такие законы как «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» от 19 января 1993 года [43] , «О праве собственности на землю» от 16 июня 1993 года [44] , «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» от 6 июля 1993 года [45]. Также период нахождения Шушкевича у власти связан с выходом независимой Беларуси на международную арену. В период с 29 октября 1992 по 26 января 1994 годы Шушкевич возглавлял Конституционную комиссию Верховного Совета [51]. Сама комиссия была создана в июне 1991 года и возглавлялась первоначально Николаем Дементеем. Целью ее деятельности являлась разработка нового Основного Закона [52]. За период работы комиссии в белорусской печати были опубликованы три проекта новой Конституции: в декабре 1991 года, августе 1992 года и сентябре 1993 года [53]. Некоторые из основных положений проекта Основного Закона выглядели следующим образом: 1 государство базируется на принципе разделения властей; 2 Верховный Совет — высший орган государственной власти, часть депутатов которого может работать на постоянной основе, а другая совмещает президентские обязанности с производственной или служебной деятельностью. Беларусь — президентская республика, в которой Президент является руководителем исполнительной власти; 3 пятилетний срок полномочий Верховного Совета Республики Беларусь. Постановление предусматривало постатейное рассмотрение новой Конституции на весенней сессии Верховного Совета в 1993 году [54]. Постатейное обсуждение прошло в два этапа: с 19 по 27 мая 1993 год и с 30 ноября по 1 декабря 1993 год [55]. На первом этапе было рассмотрено 109 статей и полностью утверждены 62 статьи, частично — преамбула и 22 статьи. Также были утверждены названия разделов: «Основы конституционного строя», «Личность, общество и государство», «Избирательная система, референдум», «Законодательная, исполнительная и судебная власть», «Финансовая система», «Действие Конституции и порядок ее изменения». На втором этапе было утверждено 26 статей проекта. В результате количество статей возросло до 88. Также были приняты названия остальных разделов и руководителей, а также преамбула. Не было утверждено название одного раздела — о Президенте [56]. Процедура отставки с поста спикера парламента[ править править код ] Отрицательная позиция Шушкевича к присоединению Республики Беларусь к Договору о коллективной безопасности стран СНГ резко пошатнули его позиции в Верховном Совете. Представители парламентского большинства, в первую очередь, проправительственной фракции «Беларусь», стали открыто требовать отставки спикера [57]. Первая попытка народных депутатов отстранить Шушкевича от должности председателя Верховного Совета состоялась в конце июня — начале июля 1993 года. Несмотря на то, что для принятия решения не хватило всего восемь голосов, фактически это означало политическое поражение Шушкевича [58]. Он обвинил в причастности к незаконной деятельности почти всех высокопоставленных лиц государства, в частности Шушкевича и Кебича. Спикеру была вменена в вину недоплата за ремонт, выполненный силами правительственной строительной организации. Однако Шушкевич в это время находился с визитом в Ташкенте, поэтому не присутствовал на докладе. Тем не менее, народным депутатам нужен был только повод, чтобы отправить спикера в отставку [59]. При полном попустительстве белорусских правоохранительных органов и пограничников оба литовца были беспрепятственно перевезены через контрольно-пропускной пункт «Каменный Лог».
Ушел из жизни первый глава Белоруссии Станислав Шушкевич
С наибольшей вероятностью Станислава Шушкевича можно увидеть в политических ТВ-программах и интервью. Первый руководитель Белоруссии после распада СССР Станислав Шушкевич скончался в ночь с 3 на 4 мая 2022 года в Минске. Отец – Станислав Петрович Шушкевич (1908–1991), арестовывался в 1936 и 1949 гг. за «контрреволюционную деятельность», вернулся в Минск в 1956 г., полностью реабилитирован в 1975 г. Мать – Елена Людвиковна, урождённая Романовская (1908–1980), автор произведений. первый глава независимой Белоруссии, передает ОТР.
Умер первый руководитель Белоруссии Станислав Шушкевич
Не справился с последствиями коронавируса: умер Станислав Шушкевич | В ночь на 4 мая в Минске скончался экс-председатель Верховного совета Беларуси Станислав Шушкевич, который был среди подписантов Беловежских соглашений о. |
Шушкевич раскрыл, кто "нажал на спусковой крючок" распада СССР | вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
Первый президент Белоруссии Шушкевич умер с пенсией в 200 долларов
Родившись в семье образованных людей, Станислав Станиславович Шушкевич с детства понял, что политика дело серьезное. Народный депутат СССР Станислав Шушкевич выступает на митинге в Минске, 1989 год. Смотрите видео онлайн «Станислав Шушкевич о распаде СССР.
Содержание
- Газета «Суть времени»
- Шушкевич, Станислав Станиславович — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Последние новости
- О Советском Союзе
Биография Станислава Шушкевича
Станислава Шушкевича похоронили на Северном кладбище Минска. Читайте нас в: Подписывайтесь на нас в соцсетях Cамые свежие новости всегда с вами! Электронный адрес:.
Во-вторых, он себя чувствовал все хуже и хуже. И, самое главное, что он говорил: я не могу призывать людей к чему-либо, если я сам туда первый не пойду. То есть какие-то действия проводить... Какие действия? Ноги у него не ходили», - пояснила Шушкевич.
Однако все предложения БНФ, кроме вопроса о Контрольной палате, были отброшены парламентским большинством [28]. В связи с блокированием своих законопроектов парламентская оппозиция распространила заявление, в котором утверждала, что на 8-й сессии «последний шанс улучшения труда недееспособного Верховного Совета путем его реформирования был отброшен. Оппозиция БНФ видит теперь единственную возможность выхода из безнадежного тупика власти — это всебелорусский референдум, на котором необходимо поставить вопросы об отставке правительства и о доверии Верховному Совету» [29]. Согласно этому документу, из общего числа собранных подписей были исключены 62 283 подписи, как собранные или оформленные с разными отступлениями от требований Закона «О народном голосовании референдуме в Республике Беларусь». Однако Инициативная группа выполнила требование законодательства, в соответствии с которым необходимо как минимум 350 тысяч подписей граждан для инициировании референдума. Центральная комиссия направила заключительный акт инициативной группы по референдуму в Президиум Верховного Совета [32]. Однако по решению парламента рассмотрение вопроса о референдуме было перенесено на осень 1992 года [33]. Вопрос о референдуме рассматривался в Верховном Совете в период 10-й сесии [34]. Проект постановления Президиума Верховного Совета об отказе от референдума поддержали 202 народных депутата.
С целью придать большую легитимность решению Президиума Верховного Совета об отказе от референдума 29 октября 1992 года Верховный Совет принял сразу два постановления: «О предложении группы граждан Республики Беларусь о проведении республиканского референдума» и «О Заявлении Верховного Совета Республики Беларусь «О необходимости ускорения конституционных преобразований в Республике Беларусь» [35]. Как пишет Наумчик в своих воспоминаниях, «Шушкевич был убежден, что с Верховным Советом 12-го созыва можно работать, что депутаты, все эти бывшие секретари райкомов и действующие председатели колхозов, генералы и заместители министров, способны воспринять демократические идеи и воплотить их в Основном законе» [36]. Законодательная деятельность[ править править код ] В период занятия Шушкевичем поста председателя Верховного Совета были заложены основы национального и государственного строительства Республики Беларусь. Кроме этого, под руководством Шушкевича парламент принял важные законы в области культурной и социальной жизни страны: «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» от 11 ноября 1992 года [40] , «Об охране историко-культурного наследия» от 13 ноября 1992 года [41] , «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 года [42]. В экономической сфере Верховный Совет утвердил такие законы как «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» от 19 января 1993 года [43] , «О праве собственности на землю» от 16 июня 1993 года [44] , «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» от 6 июля 1993 года [45]. Также период нахождения Шушкевича у власти связан с выходом независимой Беларуси на международную арену. В период с 29 октября 1992 по 26 января 1994 годы Шушкевич возглавлял Конституционную комиссию Верховного Совета [51]. Сама комиссия была создана в июне 1991 года и возглавлялась первоначально Николаем Дементеем. Целью ее деятельности являлась разработка нового Основного Закона [52].
За период работы комиссии в белорусской печати были опубликованы три проекта новой Конституции: в декабре 1991 года, августе 1992 года и сентябре 1993 года [53]. Некоторые из основных положений проекта Основного Закона выглядели следующим образом: 1 государство базируется на принципе разделения властей; 2 Верховный Совет — высший орган государственной власти, часть депутатов которого может работать на постоянной основе, а другая совмещает президентские обязанности с производственной или служебной деятельностью. Беларусь — президентская республика, в которой Президент является руководителем исполнительной власти; 3 пятилетний срок полномочий Верховного Совета Республики Беларусь. Постановление предусматривало постатейное рассмотрение новой Конституции на весенней сессии Верховного Совета в 1993 году [54]. Постатейное обсуждение прошло в два этапа: с 19 по 27 мая 1993 год и с 30 ноября по 1 декабря 1993 год [55]. На первом этапе было рассмотрено 109 статей и полностью утверждены 62 статьи, частично — преамбула и 22 статьи. Также были утверждены названия разделов: «Основы конституционного строя», «Личность, общество и государство», «Избирательная система, референдум», «Законодательная, исполнительная и судебная власть», «Финансовая система», «Действие Конституции и порядок ее изменения». На втором этапе было утверждено 26 статей проекта. В результате количество статей возросло до 88.
Также были приняты названия остальных разделов и руководителей, а также преамбула. Не было утверждено название одного раздела — о Президенте [56]. Процедура отставки с поста спикера парламента[ править править код ] Отрицательная позиция Шушкевича к присоединению Республики Беларусь к Договору о коллективной безопасности стран СНГ резко пошатнули его позиции в Верховном Совете. Представители парламентского большинства, в первую очередь, проправительственной фракции «Беларусь», стали открыто требовать отставки спикера [57]. Первая попытка народных депутатов отстранить Шушкевича от должности председателя Верховного Совета состоялась в конце июня — начале июля 1993 года. Несмотря на то, что для принятия решения не хватило всего восемь голосов, фактически это означало политическое поражение Шушкевича [58]. Он обвинил в причастности к незаконной деятельности почти всех высокопоставленных лиц государства, в частности Шушкевича и Кебича. Спикеру была вменена в вину недоплата за ремонт, выполненный силами правительственной строительной организации. Однако Шушкевич в это время находился с визитом в Ташкенте, поэтому не присутствовал на докладе.
Тем не менее, народным депутатам нужен был только повод, чтобы отправить спикера в отставку [59]. При полном попустительстве белорусских правоохранительных органов и пограничников оба литовца были беспрепятственно перевезены через контрольно-пропускной пункт «Каменный Лог». В связи с этим Верховный Совет организовал процедуру именного голосования о доверии к должностным лицам: Генеральному прокурору, министру внутренних дел, председателю КГБ. Однако за недоверие к Василию Шолодонову высказалось минимальное количество депутатов [60].
Она пояснила, что причиной смерти стали последствия перенесенного коронавируса. С датой и местом прощания семья пока не определилась. Станислав Шушкевич — советский и белорусский политик, председатель Верховного совета Белоруссии с 1991 по 1994 год, первый президент Белоруссии.
Биография Станислава Шушкевича
Станиславом Станиславовичем Шушкевичем подготовлены 33 кандидата физико-математических наук, он являлся научным руководителем 5 докторских диссертаций [6]. Станислав Шушкевич возглавлял Белоруссию в начале 90-х. В ночь на 4 мая умер 87-летний Станислав Шушкевич — первый председатель Верховного Совета Беларуси после получения страной независимости. В Минске ночью 4 мая умер 87-летний Станислав Шушкевич, первый глава Республики Беларусь. Станислав Петрович Шушкевич, из крестьян, писатель, в 1930-е годы был репрессирован, освобожден в 1956 году.