Упростить процесс репатриации бывших соотечественников и их потомков собирается МВД. В том же месяце президент Владимир Путин поручил проработать вопрос репатриации соотечественников на случай их незаконной депортации из «недружественных» стран. Одновременно с решением о репатриации соотечественник получает вид на жительство в России. Особую важность государственной программы по репатриации соотечественников в Россию подчеркивал президент России Владимир Путин в ходе выступления на Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, еще в 2018 году.
Репатриация в Россию — что представляет собой процесс в 2024 году
Ранее в мае МВД России предложило создать институт «репатриации» в рамках госпрограммы переселения в РФ соотечественников. Оказывается, в законах отсутствует репатриация в Россию (возвращение соотечественников). Пробел усмотрел один из депутатов Госдумы, предложив исправить ситуацию. Если данный законопроект будет принят, то одновременно с решением о репатриации соотечественник получит вид на жительство в России, а через девять месяцев сможет подать заявление на получение российского гражданства.
Репатриация соотечественников в Россию может упроститься
На опубликованном в соцсетях видеоролике недавно посетитель детского центра развлечений в Бишкеке беседовал с сотрудницей и внезапно швырнул в нее калькулятор. Ему не понравилось, что девушка заговорила на русском языке. Еще один русофобский скандал в Киргизии спровоцировал комментарий советника мэра одного из городов Замиры Оторбаевой. Она написала в соцсетях, что россияне ленивы, работают гораздо хуже мигрантов, многие из них алкоголики.
И еще совсем недавно была история… А. Коц: — Ну, языковые патрули, была история. Панкин: — Да.
Казахский правозащитник Ермек Тайчибеков дал интервью, в котором обвинил власти Казахстана в ущемлении русских. И беседа с журналистами вылилась для него в 7 лет колонии строгого режима. Затулин: — Хочу вас поправить.
Панкин: — Уже в 10. Ну, пересмотрели, видимо. Может, это разовые истории, или действительно ситуация только ухудшается?
Затулин: — Это определенная тенденция. Безусловно, эта тенденция родилась не вчера, она родилась сразу после распада Советского Союза. Мы жили все в одном государстве, и русские, русскоязычные люди, которые жили за пределами Российской Федерации, считали, что они живут в одном государстве.
И они из этого государства в отличие от первой эмиграции времен Гражданской войны, революции в начале ХХ века, они из этого государства не уезжали, от них государство уехало. И очень скоро, буквально через некоторое время они столкнулись с тем, что, оказывается, новая независимая Украина или новая независимая Киргизия, они строят свое национальное государство: Украину — для украинцев, Киргизию — для киргизов. Панкин: — А чем им мешают жители других… К.
Затулин: — Они не мешают, но они становятся как бы статистами при чужом самоопределении. Во-первых, начинаются ограничения, связанные с употреблением языка. Вокруг этого все эти годы ведется борьба.
Вот как раз сейчас именно в Казахстане, именно в Киргизии вводятся новые моменты в языковом законодательстве, которые должны как бы поощрить развитие национальных языков — киргизского, казахского. Панкин: — Ну вот, это инициативы пока что. Они призваны сократить сферу использования русского языка.
Затулин: — Это не инициативы. Это в данном случае, если говорить о Казахстане, в декабре месяце парламент Казахстана принял поправки в закон о языках. В соответствии с этим, например, указатели дорожные должны быть исключительно на казахском языке.
И только в случае необходимости на других языках. В Казахстане, напомню, русский язык имеет статус официального. Но государственным является один язык — казахский.
Несколько раз Назарбаев в разные периоды заговаривал о том, что неплохо было бы и русский сделать государственным. Он просчитывал нашу реакцию, будем мы на это как-то реагировать. Наши власти во времена Ельцина совершенно не интересовались этим вопросом.
И он перестал на эту тему говорить. Вместо этого развивалось в определенном ключе воспитание в национальном духе. В том числе в этом принимали участие и уважаемые нами лидеры Казахстана.
Сам Назарбаев рассказывал о том, что Казахстан наиболее пострадавшая из всех советских республик за годы советской власти. На каком основании? Казахстан же был местом пересыльных лагерей в годы репрессий Сталина.
При этом никто почему-то из руководителей Казахстана не заговорил о том, что это на самом деле оказалось огромным подспорьем в развитии Казахстана. Панкин: — Сколько там всего построено было в тот период. Затулин: — Интеллигенция, которая была репрессирована, московская, петербургская, всякая иная, и переслана в Казахстан, во многом там осела.
И кто создавал эти заводы, кто был этими инженерами, кто остается ими во многом? Кто поднимал целину, наконец, в хрущевские времена? Почему самая пострадавшая?
Одна из наиболее выигравших в результате Советского Союза. Все наоборот. Но в таком духе воспитываются.
Если местные власти все равно где не будут рассказывать публично и в учебниках истории, которые они, естественно, задают в школы собственные и так далее, не будут рассказывать, что они плохо жили в Советском Союзе, то в этом случае резонный вопрос: у вас жизненный уровень упал со времен Советского Союза. Может, вам не нужна была эта независимость? Нет, нужна, потому что нас притесняли.
А кто вас притеснял? Конечно, Россия притесняла. Значит, это перебрасывается таким образом и на русское население, которое рядом живет.
Вы тоже из той России, которая нас притесняла. Это же в данном случае все взаимосвязано. Вы сказали про Ермека Тайчибаева вообще он Тайчибеков.
Я получил письмо от его родственников и друзей. Да, его осудили вот за это интервью, о котором вы сказали, на семь лет. Потом добавили новую статью и осудили еще на четыре года.
А сейчас третье дело заводят, по которому он виновен в оскорблении достоинства первого президента Республики Казахстан. И это новый срок еще ему добавят. За то, что он просто сказал о том, что вот неблагоприятные тенденции, антирусские есть.
А они есть на самом деле. Закон о языках, принятый парламентом в декабре, еще не подписан президентом Токаевым. Я очень рассчитываю, что будет взвешенное отношение к этому закону.
Потому что он вызывает проблемы. Миграция русских из Казахстана постепенно растет. Пик миграции из Казахстана, конечно, был в 90-е годы.
В 1994 году миллион человек уехал из Казахстана. В прошлом году уехало 28, в этом году 32 тысячи русских из Казахстана. Постепенно растет.
Потому что приходят новые поколения в казахскую политику. Это люди, многие из которых воспитаны в колледжах Великобритании, в США. Они там получали, в Европе, образование.
Они вообще не знают советского прошлого, не понимают, в чем состояла так называемая дружба народов в советские времена. Они воспитаны в идее, что Казахстан для казахов. И в этом плане любой разговор об общем прошлом встречается в штыки.
Вы посмотрите, что происходит в интернете казахском. Как обрушились на депутата Никонова за то, что он что-то там сказал по поводу прошлого Казахстана, о том, как создавался Казахстан и каким образом в советские времена он вообще возник. Поэтому все это достаточно серьезные тенденции.
Конечно, соотечественники… А. Коц: — А это тенденции Казахстана, или в целом… К. Затулин: — Это тенденции не только Казахстана, это тенденция в принципе по всему периметру.
Панкин: — Напрашивается вопрос: что делать, чтобы русский язык совсем не отменили в том же Казахстане? Затулин: — Во-первых, в том, что касается… Во-первых, государство наше, я не могу сказать, что оно на это не обращает теперь, при Путине, внимание. Конечно, обращает.
И непублично увязывает эти вопросы, развивая свои отношения с этими странами. Мы, конечно, все время это имеем в виду. Но мы ведь видим, что несмотря на все наши товарообороты и все остальное, Казахстан принял решение перейти с кириллицы на латиницу.
Казахский язык. Это внутреннее дело Казахстана? Конечно, внутреннее.
Вправе они, казахи, решать, каким образом им писать — на кириллице или на латиницу? Конечно, вправе. Это их суверенное право.
Но это разве не звонок для нас, не симптом для нас, к чему это дальше ведет? Панкин: — Но вы не ответили, что сделать. Затулин: — Так вот, что сделать.
Во-первых, надо всеми силами стараться, чтобы к русским и русскоязычным относились в этих странах ближнего зарубежья на равных со всеми остальными. Чтобы не было ущемления русского языка. Чтобы это пакетировалось во всех наших отношениях, и мы бы, рассматривая экономические вопросы, имели бы в виду и отношения там к русскому населению, к русскому языку.
С другой стороны, понимая, что не всегда мы можем повлиять и мы не должны делать заложником наших отношений с Казахстаном или с Киргизией, или с Украиной, с кем угодно, существование конкретного русского человека, мы должны этому русскому человеку во всем мире сказать: у тебя есть право вернуться на родину, если ты сочтешь, что тебе надо на нее возвращаться. Если тебе здесь по каким-то причинам некомфортно, у тебя есть такое право. Скажите ему об этом, законодательно, не просто вот в передаче «Комсомольской правды».
И это будет правильно. То есть, с одной стороны, предпринимать усилия для того, чтобы русских не ущемляли, на государственном уровне, на общественном уровне. Влиять на эти страны, использовать факторы нашего влияния, они есть.
А с другой стороны, одновременно с этим декларативно, как я предлагаю в этом законе, сказать: если все равно что-то, вам кажется, не так идет, если вы считаете для себя лучшим вариантом переселиться в Россию, у вас такое право есть, раз вы соотечественник. Панкин: — Константин Федорович, такой вопрос. Вот закон репатриации соотечественников правительственная комиссия по законопроектной деятельности не поддержала в том числе, как я вас понял, в том числе из-за денег, по причине их отсутствия.
А сколько денег нужно? У вас есть примерные какие-то циферки? Сколько денег нужно на реализацию этого законопроекта?
Затулин: — Еще раз, официально мы заявили о том, что нам никаких денег не нужно. Нам никаких денег не нужно в этом законе абсолютно. У нас нет расходов в этом законе.
Потому что все расходы берет на себя сам человек, которому мы даем возможность просто стать репатриантом, то есть переселенцем в Россию. Он должен сам решать свои проблемы. Он к этому в большинстве случаев готов.
Если он к этому не готов… И. Панкин: — Только паспорт дайте по упрощенной схеме. Затулин: — Дайте вид на жительство для начала.
Паспорт вам дадут через год после вашего проживания в России.
По информации главы МВД Владимира Колокольцева , с начала ее действия на постоянное место жительства в Россию переехали более 1,1 миллиона человек, порядка 80 тысяч из них — в 2022-2023 годах.
Репатрианты не будут подтверждать владение русским языком при подаче заявления об участии в госпрограмме. Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:.
Еще через три месяца репатрианты смогут получить российский паспорт»,— говорится в законопроекте. Законопроект не предусматривает дополнительных мер государственной поддержки соотечественников. И не потребует в случае принятия дополнительного финансирования расходов из федерального бюджета.
Репатриация соотечественников в Россию может упроститься
Решить проблемы с переселением соотечественников способен, на наш взгляд, российский аналог «Сохнута». Институт репатриации заработал в России с 1 января этого года, когда в силу вступил указ президента РФ о внесении изменений в госпрограмму по добровольному переселению соотечественников. Репатриация в Россию: что такое репатриация; кто такие репатрианты; кто может быть признан репатриантом; какие привилегии предусмотрены для репатриантов; почему могут отказать в репатриации в РФ; закон, типичные ошибки, ответы на распространенные вопросы. Конечно, госпрограмма разрешает самостоятельно соотечественникам выбирать территории вселения.
Программа переселения соотечественников в Россию в 2024 году
Программа добровольного переселения соотечественников в Россию продемонстрировала в 2023 году самый низкий результат за последнее десятилетие, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику МВД. Даже в этом законе для наших соотечественников, мигранты быстрее лазейки найдут, а мы опять будем бороться и дальше. В России могут создать институт репатриации и освободить соотечественников из недружественных стран от экзамена на знание русского языка. Указ Президента РФ от 22.11.2023 N 872 "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента. Программа возвращения соотечественников в Россию принята указом Президента РФ Владимира Путина 22 июня 2006 года.
Возвращение соотечественников
Говорится, что в проекте закона предлагается новая редакция понятия «соотечественник». В ней не учитываются несколько категорий указанных лиц, что противоречит задачам работы, направленной на оказание содействия добровольному переселению соотечественников. С учётом этого правительство не поддерживает законопроект. Как сообщал «Русский мир», один из авторов закона, первый заместитель главы Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин отмечал, что предлагается считать соотечественниками людей, если они сами или их предки проживали на территории современной России.
Об этом сообщил губернатор области Антон Алиханов со ссылкой на опубликованное постановление. Меры начнут действовать с 18 апреля 2024 года. Помимо разовой выплаты в 32 тысячи рублей на человека, власти также обещают компенсировать подтверждённые расходы на «социальную адаптацию». Это медицинское освидетельствование; признание учёных степеней, званий, образования и квалификации, полученной за рубежом; аренду квартиры в течение полугода. Общая сумма компенсации не должна превышать 135 тысяч рублей.
В его проекте отмечается, что новая законодательная инициатива намного уменьшает «объём льгот и преференций, которые предоставляются репатриантам по сравнению с соответствующими положениями государственной программы». Также понятий «репатриация» и «репатриант» нет в российском миграционном законодательстве. И новый законопроект не даёт их определений. Говорится, что в проекте закона предлагается новая редакция понятия «соотечественник».
Напомним, с 2006 года в России действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. Субъекты Федерации разрабатывают собственные региональные программы переселения, в рамках которых и организуется работа с участниками госпрограммы и членами их семей. Однако говорить о данных документах как о правовой базе для репатриации в Россию в полной мере нельзя. Государственная программа служит конкретным целям, и они прямо названы в тексте документа — это объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов и стабилизация численности населения России, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.
С ее помощью дополняется система мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения РФ. Среди принципов реализации программы, наряду с добровольностью участия в ней, адресностью государственных гарантий и социальной поддержки, также устанавливаются принцип обеспечения баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, России в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и принцип приоритета мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса. Иными словами, государство готово вкладываться в желающих переехать в Россию соотечественников, оказывать им помощь в процессе возвращения на родину, но только тем, кто представляет практический интерес для социальной и экономической сферы страны. Получается, назвать госпрограмму подлинно репатриационной можно с трудом. Помимо прочего, эксперты отмечают, что из-за сложных и длительных процессов легализации переселенцев, а также бюрократических нюансов процедуры переселения госпрограмма не пользуется спросом у соотечественников. Здесь же отмечаются значительные проблемы с трудоустройством переселенцев, обеспечением их жильем и прочие. Российские субъекты Федерации не совсем охотно участвуют в госпрограмме. Например, губернатор Калужской области в 2022 году вывел свой регион из программы переселения соотечественников. Как сообщается на сайте Портала органов власти Калужской области, за 14 лет в область прибыло более 90 тыс.
В связи с тем, что большую часть переселяющихся составили жители стран Средней Азии и Закавказья далеко не всегда русскоязычные , власти региона посчитали, что реализация программы уже не достигает первоначально поставленных целей. Многие эксперты также связывают незаинтересованность регионов в эффективной работе госпрограммы с тем, что она накладывает на местные бюджеты дополнительные обязательства. Так, например, согласно паспорту подпрограммы 2 «Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом» общие затраты на реализацию подпрограммы за счет средств бюджета Мурманской области в 2023 году должны составить 1277,2 тыс. При этом ожидаемый конечный результат — только 900 человек. Несмотря на то, что программой не предусмотрено обязательство всех прибывших быть трудоспособного возраста и иметь определённую специальность, понятно что, вкладываясь деньгами, область захочет получить отдачу и не заинтересована в переезде людей пенсионного или предпенсионного возраста, инвалидов нерабочих групп, лиц, не являющихся квалифицированными специалистами, и пр.
Возвращение соотечественников
Репатриация в Россию — что представляет собой процесс в 2024 году | МВД России предложило создать институт «репатриации» в рамках госпрограммы переселения в РФ соотечественников. |
В РФ предложили дополнить программу переселения институтом репатриации | Документ подготовлен для реализации указа президента, в соответствии с которым с 1 января в России ввели институт репатриации, в том числе для поддержки соотечественников из недружественных стран. |
Репатриация соотечественников в Россию может упроститься | evrasia | вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
МВД предложило создать в России институт «репатриации»
В это связи требование подтверждать владение русским языком вызовет у граждан «недоверие к РФ», считают в МВД 30 мая 2023.
Ещё одна мера — запуск сервисного центра , в который можно обратиться за консультацией по оформлению документов и переезду. Он состоится в конце апреля 2024 года. Источник фото: АТОР Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа заработала в 2006 году. По данным на конец 2023 года, за время её действия в страну на ПМЖ переехали более 1,1 млн человек, около 80 тысяч из них — за 2022-2023 годы, сообщали «РИА Новости».
Понятие «репатриант» ввели в России 1 января 2024 года.
В Концепции предложено следующее определение: «Репатрианты — российские соотечественники, вынужденно оставшиеся за пределами России после Гражданской, Великой Отечествен-ной войн и распада СССР, а также соотечественники, чьи предки либо они сами были репрессированы и высланы за пределы России и которые по причинам экономического, социального или личного характера добровольно заявили о желании переселиться в Российскую Федерацию — страну своего гражданства или происхождения — с целью постоянного проживания». При этом Концепция определила репатриацию как «процесс добровольного, организованного возвращения в Россию российских соотечественников, оказавшихся за ее пределами в результате Гражданской и Великой Отечественной войн, распада СССР, а также вынужденных эмигрантов с восстановлением в правах российских граждан». Цели закона «О репатриации в Российскую Федерацию», указанные в Концепции: создание предпосылок и гарантий для добровольного возвращения российских соотечественников, родившихся на территории нынешней России, и их предков на свою историческую родину; сохранение национального этнического ядра России; предотвращение ассимиляции соотечественников в государствах постсоветского пространства, исповедующих идеи строительства моноэтнических государств. Фото: www.
Одна из причин — этническая направленность документа. Разделить бывших соотечественников по этническому признаку и отказать части из них в праве на переселение в Россию было неприемлемо. Однако уже в мае 2005 г. Одним из поручений было «до 1 декабря разработать комплекс мер по поддержке российских соотечественников за рубежом и содействию их добровольному переселению в Российскую Федерацию». Практически сразу были приняты два документа, которые можно считать поворотными для политики возвращения соотечественников: «Программа мер организационного, правового, административного, социально-экономического характера, направленных на долгосрочное стимулирование добровольного переселения в Россию соотечественников из-за рубежа», утвержденная Правительством Российской Федерации 18 июня 2005 г.
Программа предусматривала: совершенствование государственной миграционной политики Российской Федерации; разработку миграционного законодательства по долгосрочному стимулированию миграции; экономическое стимулирование процесса добровольного переселения в Россию соотечественников из-за рубежа; упорядочение информационно—пропагандистского обеспечения и оказание консультационно-методической помощи переселенцам. Меры, предусмотренные данным документом, касаются в основном соотечественников за рубежом, однако среди них есть и меры по добровольному переселению в виде «Программы мер», куда вошли предложения МВД по инициированию разработки государственной Программы, которая должна обеспечить создание системы добровольного переселения соотечественников, включающей: первоначальный отбор переселенцев за пределами Российской Федерации, содействие им в пересечении российской границы, беспошлинный провоз багажа и имущества, оформление соответствующего правового статуса, расселение соотечественников, их трудоустройство, жилищное обустройство, доступ к социальной инфраструктуре. Свою роль сыграло экономическое лобби, требовавшее увеличение притока рабочей силы. Из всех возможных вариантов ответов на вопрос «кого привлекать? С точки зрения безопасности государства и минимизации рисков в миграционной сфере ответ оправдан.
Соотечественники — это новые граждане, знающие русский язык и культуру, изначально считающие Россию своей Родиной. Они легко интегрируется в принимающий социум и не вызывают ксенофобских настроений в обществе. Таким образом, сложились все предпосылки для изменения политики в отношении соотечественников. Казалось, что риски переселения существуют только для самих переселенцев, тогда как государство получит сплошные выгоды в виде улучшенной половозрастной и квалификационной структуры населения, «купленные» небольшими затратами, большая часть из которых, к тому же, будет оплачена регионами, а не федеральным центром. Небольшой на первых порах поток переселенцев позволил не только работать с людьми в практически индивидуальном режиме, но и «малой кровью» выявить ошибки и недоработки законодателя.
Однако при этом политика именно «привлечения и стимулирования переезда» бывших сограждан встретила критику со стороны ряда ведущих экспертов и ученых.
Мария Захарова объявила об упрощении репатриации соотечественников в РФ 16 октября 2023 11:44 Мария Захарова. По словам представителя МИД РФ, основной координатор и исполнитель госпрограммы — Министерство внутренних дел — планирует распространить институт «репатриации» среди прочих на русскоязычных пенсионеров, которым, к примеру, в Латвии грозит депортация , так как обязательный экзамен по латышскому языку для них слишком сложен.
МВД предложило создать в России институт репатриации соотечественников
Даже в этом законе для наших соотечественников, мигранты быстрее лазейки найдут, а мы опять будем бороться и дальше. Главная/Выбрать раздел/Государственная программа для соотечественников/ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ЗАЯВЛЕНИЕ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГОСПРОГРАММЕ В КАЧЕСТВЕ РЕПАТРИАНТА. Если данный законопроект будет принят, то одновременно с решением о репатриации соотечественник получит вид на жительство в России, а через девять месяцев сможет подать заявление на получение российского гражданства. В России упростили условия программы переселения для репатриантов. Оказывается, в законах отсутствует репатриация в Россию (возвращение соотечественников). Пробел усмотрел один из депутатов Госдумы, предложив исправить ситуацию.
МВД предложило создать институт репатриации
МВД России предложило создать институт «репатриации» в рамках госпрограммы переселения в РФ соотечественников. Документ подготовлен для реализации указа президента, в соответствии с которым с 1 января в России ввели институт репатриации, в том числе для поддержки соотечественников из недружественных стран. Репатриант – соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе в порядке, установленном разделом VII 1 Государственной программы, из числа. МВД предложило создать в России институт репатриации с освобождением от языковых экзаменов. Депутат Госдумы Константин Затулин ("Единая Россия") внес в нижнюю палату парламента проект базового закона о репатриации, под нормы которого могут подпасть украинцы и белорусы.
МИД России: Госпрограммой переселения в Россию воспользовались более 1,16 млн человек
Константин написал о своих трудностях с натурализацией в соцсетях, и на его проблему обратили внимание в МВД. Также мужчина обратился в проект RT «Своих не бросаем», который помог ему со сбором документов. Многие из них — русские по происхождению, которые решили вернуться на историческую родину свою или своих предков. И благодаря указу президента теперь есть упрощённая процедура, которая позволяет получить статус репатрианта, а затем — российский паспорт. Я очень рада, что теперь целая семья стала частью России». Константин говорит, что после переезда на историческую родину он сам и его родные сразу почувствовали себя здесь как дома. Мы сразу здесь были своими.
Мы ведь с женой и по Европе много ездили, и даже в Азии жили несколько месяцев. Но только в России появилось наконец ощущение, что всё, мы на родной земле», — вспоминает Глуховс. Статус репатрианта он получил, поскольку родился на территории Советского Союза. На передовой он служит стрелком — помощником гранатомётчика в стрелковом батальоне. За время службы мужчина был дважды ранен, лечился в госпиталях и снова возвращался на передовую. Участвовал в боях по освобождению Артёмовска и Авдеевки.
Они рассказали про такую возможность и посодействовали при сборе документов.
Законопроектом установлены два критерия признания за иностранными гражданами и лицами без гражданства права на репатриацию: соответствие определению соотечественника; свободное владение русским языком. Законопроект раскрывает понятие «перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации», чего нет в действующем законе. В указанный перечень входят: представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры; представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации; представители коренных малочисленных народов, входящих в единый перечень коренных малочисленных народов России; представители иных исторически проживающих на территории РФ народов.
Помимо прочего, эксперты отмечают, что из-за сложных и длительных процессов легализации переселенцев, а также бюрократических нюансов процедуры переселения госпрограмма не пользуется спросом у соотечественников. Здесь же отмечаются значительные проблемы с трудоустройством переселенцев, обеспечением их жильем и прочие. Российские субъекты Федерации не совсем охотно участвуют в госпрограмме. Например, губернатор Калужской области в 2022 году вывел свой регион из программы переселения соотечественников. Как сообщается на сайте Портала органов власти Калужской области, за 14 лет в область прибыло более 90 тыс. В связи с тем, что большую часть переселяющихся составили жители стран Средней Азии и Закавказья далеко не всегда русскоязычные , власти региона посчитали, что реализация программы уже не достигает первоначально поставленных целей. Многие эксперты также связывают незаинтересованность регионов в эффективной работе госпрограммы с тем, что она накладывает на местные бюджеты дополнительные обязательства. Так, например, согласно паспорту подпрограммы 2 «Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом» общие затраты на реализацию подпрограммы за счет средств бюджета Мурманской области в 2023 году должны составить 1277,2 тыс. При этом ожидаемый конечный результат — только 900 человек. Несмотря на то, что программой не предусмотрено обязательство всех прибывших быть трудоспособного возраста и иметь определённую специальность, понятно что, вкладываясь деньгами, область захочет получить отдачу и не заинтересована в переезде людей пенсионного или предпенсионного возраста, инвалидов нерабочих групп, лиц, не являющихся квалифицированными специалистами, и пр. Таким образом, можно наблюдать, как на уровне субъектов идёт тщательный профотбор и отсев кандидатов для переселения с учетом потребностей региональных рынков труда. Института репатриации в истинном смысле в России на сегодняшний день не существует. Действующая государственная и сопутствующие ей региональные программы имеют практико-ориентированный подход, нацеленный на улучшение социальной и экономической сферы России, гуманитарная же составляющая отходит на второй план. И если ранее, когда гонения на русский язык и русскую культуру были не так ярко выражены, такой подход имел место быть, то сегодня, когда русофобская истерика в странах Европы, Балтии, притеснение русских в некоторых странах Средней Азии приобрели сегодняшние масштабы, стало понятно, что одной только госпрограммы явно недостаточно и она не в состоянии решить те проблемы, на которые изначально и не была рассчитана. Закон о репатриации: гуманитарный подход Объединение русского народа Владимир Путин назвал одной из целей страны в текущей временной и исторической парадигме. Однако та правовая база, которая способствовала бы этой цели, весьма скудна на механизмы, способствующие такому объединению, а имеющиеся механизмы — сложны. Рассмотрение идет тяжело, с препонами, хотя законопроект в полной мере отражает тот тезис, который озвучил президент страны. Согласно пояснительной записке к законопроекту, он определяет условия и процедуру возвращения российских соотечественников на постоянное проживание на свою историческую родину и восполняет отсутствие репатриационной составляющей как ключевого пробела вышеупомянутой нами государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Проект федерального закона, в отличие от действующей госпрограммы, не связывает переезд в Россию соотечественников в порядке репатриации с наличием у них нужной для региона вселения профессии, квалификации, существования в регионе вселения работодателя, готового принять соотечественника.
От подтверждения владения русским языком также освободят соотечественников, которые постоянно проживают на территориях иностранных государств, которые совершают недружественные действия в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц и перечень которых определен правительством РФ. Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области - подписывайтесь на канал 47news в Telegram Увидели опечатку? Сообщите через форму обратной связи.