Новости приоритеты научно технологического развития российской федерации

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Стратегия научно-технологического развития России на период до 2035 года должна быть утверждена до 1 сентября 2016 года.

Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития России

Президент России утвердил новую стратегию научно-технологического развития | Digital Russia Президент России Владимир Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития страны.
Советы по приоритетным направлениям НТР Научно-техническое развитие, его приоритетные направления определяются в стратегии развития государства, которая разрабатывается на долгосрочную перспективу.

Советы по приоритетным направлениям НТР

Другое 14 апреля 2023 года на площадке ФИЦ Биотехнологии РАН состоялось очередное заседание Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания» под руководством академика РАН И. На заседании поднимались вопросы, касающиеся текущих задач функционирования Совета, в частности: Результаты реализации программы развития научного центра мирового уровня НЦМУ — «Агротехнологии будущего» за 2022 год; Промежуточные итоги подготовки Предложения на разработку КНТППИЦ «Развитие технологий ионизирующей обработки для обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной и пищевой продукции, а также товаров народного потребления на период 2022-2026 гг.

Имеет смысл попытаться представить, как трансформируются тенденции научно-технологического развития в глобальном масштабе и в России в частности, если сценарий продолжительной фазы нулевого роста мировой экономики превратится в реальность. Не приходится сомневаться, что в таком случае, сообразно новым параметрам экономики и обусловленным ими парадигмам социодинамики, радикально изменятся уровни востребованности и модели применения целых кластеров существующих и возникающих технологий. Если и когда снижение общей ликвидности наличных ресурсов потребуют переоценки значения и смысла макроэкономических показателей, паралич социальных лифтов вынудит значительную часть населения по-новому воспринимать проблемы неравенства возможностей и имущественных статусов, а спектр доступного социального и медицинского обеспечения начнет сокращаться до несовместимого с массовыми ожиданиями уровня, техносфера, исполняя присущую ей роль важнейшей производительной силы, будет призвана, помимо прочего, по мере возможностей компенсировать общее ухудшение условий существования социума. При этом технологическими императивами «остановившегося времени», по-видимому, станут обеспечение устойчивости жизнеобеспечивающих инфраструктур общества, а также необходимого уровня его практической солидарности в виде поддержания, преимущественно техническими средствами, массовой доступности здравоохранения и образования, формирования новых траекторий социальной мобильности и т. Ниже, применительно к российским реалиям, на эскизном уровне предпринята попытка конкретизировать краткосрочные и среднесрочные меры, в общих чертах коррелирующие с перечисленными выше целями и задачами. Эта задача особенно актуальна для газовой отрасти, которой, в конечном итоге, предстоит глобальный реплатформинг в связи с начинающимся мировым переходом на технологию сжижения природного газа. Следует заранее оценить и, при необходимости, достроить потенциал национальной промышленности в плане проектирования и производства необходимого для переключения на экспорт сжиженного природного газа оборудования, так как российский газовый сектор, в случае неспособности российских компаний поставлять таковое оборудование, скорее всего окажется обречен на зависимость от иностранных поставщиков, тесно связанных с компаниями-конкурентами российских игроков энергетического рынка.

Принципиальной мотивацией при этом должно быть устранение непродуктивных затрат в здравоохранении, что позволит смягчить последствия сокращения объемов общедоступного медицинского обслуживания. Создание инфраструктуры для задействования кадрового потенциала РАН в укреплении системы образования, в частности, с целью выравнивания региональных диспропорций. В заключение следует остановиться на еще одном обстоятельстве, имеющем прямое отношение к методологии научно-технологического прогнозирования, а именно — на возможности в обозримом будущем частичного смещения представлений о его целевой аудитории. Естественно, что в обществе сквозной технологизации эта аудитория понимается предельно широко и включает в себя властную корпорацию, действующих и потенциальных инвесторов, экспертное сообщество, самих инноваторов и, разумеется, потребителей. В эпоху постмодерна — в ситуации интенсивного частного кредитования hightech сектора и расширяющегося спроса на его продукцию — властная корпорация занимает в этом ряду далеко не главное место.

Установлен порядок взаимодействия органов государственной власти РФ и организаций при реализации государственной политики в области научно-технологического развития. В свою очередь, Правительство РФ и Комиссия по научно-технологическому развитию РФ осуществляет меры по реализации государственной политики в области научно-технологическому развитию, осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций, и т. Стратегией также установлены основные показатели оценки эффективности реализации: доля молодых ученых исследователей в общей численности ученых; объем налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведенной с использованием отечественных наукоемких технологий; соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств в том числе без согласия правообладателей ; доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте; прирост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах.

Напомним, что с начала нынешнего года по рекомендации Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой он включен в состав комиссии Госсовета России по науке. Это решение было продиктовано высоким научным и профессиональным статусом Сергея Бабуркина. Он — доктор политических наук, профессор Академии политической науки РФ. Это проект был утвержден Указом Президента РФ в 2018 году.

Советы по приоритетным направлениям НТР

Также Путин утвердил стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года. Роль Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в изменении политики выбора приоритетов. рассмотреть основные приоритеты научно-технологического развития и планы развития высокотехнологичных отраслей экономики на период до 2030 года и предложить инструменты (подходы) для их реализации с участием регионов. Прогноз разрабатывается консультативной группой по научно-технологическому развитию на 12 и более лет каждые 6 лет. 21. В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие. Научно-технический совет Фонда перспективных исследований (ФПИ) принял решение о начале разработки летного демонстратора первой российской многоразовой ракеты-носителя "Крыло-СВ".

Принята новая стратегия научно-технологического развития РФ

Университетская наука и новая СНТР РФ: главные вызовы и приоритеты С учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации в рамках Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы.
Утверждена новая стратегия научно-технологического развития Российской Федерации 10 августа 2023 года состоялось заседание Совета по приоритетному направлению «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к персонализированной медицине.
Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития России Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Правительство Российской Федерации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Десятилетия науки и технологий.
Эволюция приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации Актуализация Стратегии научно-технологического развития на этапе мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления.

На «Технопром-2023» обсудили приоритеты научно-технологического развития

Губернатор определил вектор научно-технического развития Новосибирской области. важнейшие направления научно-технологического развития, в рамках. создаются и используются технологии, реализуются решения, наиболее эффективно отвечающие на. Вы можете отправить ссылку на эту статью – "Президент России Владимир Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации" – на любой email. рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными Конкурс на продление сроков выполнения проектов. На форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023» прошло пленарное заседание «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы». Президент РФ Владимир Путин поручил комиссии по Научно-технологическому развитию (НТР) представить до 15 июня проекты перечней приоритетных направлений НТР и важнейших наукоемких технологий, следует из опубликованного на сайте Кремля перечня поручений.

Советы по приоритетным направлениям НТР

В Президентской академии проходит стратегическая сессия, посвященная разработке региональных госпрограмм научно-технологического развития России. Опубликованы указы президента «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и «О стратегических целях и задачах развития Российского. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Стратегия научно-технологического развития России на период до 2035 года должна быть утверждена до 1 сентября 2016 года.

Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России

Стратегия устанавливает основные цели, задачи и приоритеты научно-технологического развития, а также определяет направления государственной политики в этой сфере. Стратегия представляет собой основу для разработки отраслевых документов, национальных и региональных госпрограмм, а также программ для поддержки научно-технической и инновационной деятельности и институтов инновационного развития. Согласно указу, стратегия утверждена на период до 2030 года.

Ореховича» Ждановым Дмитрием Дмитриевичем. Выполнение проекта позволит создать платформы для получения вакцинного препарата, в кратчайшие сроки, в целях обеспечения национальной биобезопасности.

Куклина Ирина Рудольфовна, исполнительный директор НП «Аналитический центр Международных научно-технологических и образовательных программ» МНиОП в своем докладе представила сведения о реализации Государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. В 2021-2023 гг. Опубликовано 108 публикаций и защищено 39 патентов. Пыталев Дмитрий Сергеевич, начальник отдела организации экспертизы Российского научного фонда, рассказал о поддержке российско-китайских исследовательских проектов.

В стратегии определены роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении её положения в мире; стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития; цель и основные задачи научно-технологического развития; ожидаемые результаты и этапы реализации стратегии; инструменты реализации; финансовое обеспечение; порядок мониторинга реализации стратегии и др. В документе отмечаются следующие негативные тенденции: несогласованность приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях; низкая восприимчивость экономики к технологическим инновациям, слабое взаимодействие реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, а также «разомкнутость» единого инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий; концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны; следование глобальным технологическим трендам без комплексного учёта текущих и будущих запросов российской экономики и общества, отвечающих национальным интересам Российской Федерации. Указанные проблемы создают риски отставания России от стран — мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в область науки и технологий, снижают конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение её независимости и национальной безопасности.

Среди наиболее значимых для научно-технологического развития вызовов перечислены исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования экономики данных, ускоренного развития и внедрения технологий искусственного интеллекта во всех отраслях экономики и социальной сферы и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих передовыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов; демографический переход, обусловленный снижением рождаемости, увеличением продолжительности жизни, изменением образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам. В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоёмкие технологии и обеспечивающие, в частности, переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта.

Учитывать актуальную ситуацию и глобальные перемены последних лет", — написал политик на своей странице в VK.

По его словам, современный прогноз научно-технологического развития России необходимо сделать продуманным и практическим материалом. В нём должна присутствовать синергия двух аспектов — стратегического документа и его практического применения.

Защита документов

По словам Никиты Марченкова, Стратегия 2016 года признавала важность гуманитарных наук, особенно в контексте сохранения культурной идентичности. Но многие представители этих направлений были недовольны тем, что их области обозначены недостаточно явно. В описании нового приоритета им уделено дополнительное внимание. Однако направление, связанное с природой, тоже не исчезло совсем — наоборот, ему выделили новый приоритет: «переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот». Эти технологии в последние годы находятся в центре внимания. В 2023 их развитие было прописано в президентском указе, а головной организацией стал Курчатовский институт с его центром НБИКС-природоподобных технологий. Кроме того, подробнее прописав климат и экологию в больших вызовах, нельзя было не выделить для этого направления и приоритет. Называется он «объективная оценка выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям». Это актуально в том числе и потому, что Россия уже несколько лет строит карбоновые полигоны и карбоновые фермы для расчета углеродного следа различных ландшафтов надеясь в перспективе получать деньги за углеродные квоты.

Патриотическое воспитание и новое финансирование В Стратегии 2016 года было шесть основных принципов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации: свобода научного и технического творчества; системность поддержки; концентрация ресурсов в направлениях, которые отвечают на большие вызовы; баланс между приоритетами СНТР и фундаментальной наукой; открытость во взаимодействиях ученых и исследовательских организаций как друг с другом, так и с бизнесом и международными партнерами ; адресность поддержки и справедливая конкуренция. В 2024 году на смену свободе творчества приходит «неразрывная взаимосвязь между научно-образовательным, научно-технологическим и промышленным потенциалом страны». В список пунктов также добавляется «патриотическое воспитание российских ученых, повышение ответственности ученых и исследовательских коллективов за достижение результатов…». При этом ученые все еще могут выбирать направления, которыми могут заниматься, формы взаимодействия и методы решения своих задач. По мнению Никиты Марченкова, патриотическое воспитание ученых могло бы быть «направлено как на тех, кто еще не пришел в науку например, школьники и студенты , так и на тех, кто уже работает в ней». Он считает, что под этим, в первую очередь, подразумевается повышение престижа научных специальностей, продвижение образа ученого. В этой профессии можно проявить свои лучшие качества», — рассказал Марченков. Возможно, это пункт возьмет на вооружение РАН — в уставе Академии давно закреплена ее экспертная роль.

Поддержка в новой Стратегии становится государственной и общественной, а системность, рациональный баланс, адресность и справедливая конкуренция больше не упоминаются. Изменения по части финансирования науки связаны и с другим принятым в тот же день документом — Стратегией развития Российского научного фонда на период до 2030 года. Три основных цели его работы на будущее — увеличить число грантов, не снижая качества исследований и проектов, выявить и поддержать прорывные исследования и сформировать передовые исследовательские коллективы в разных областях науки и программ и проектов полного научно-технологического цикла для внедрения в отечественную экономику наукоемких технологий. Из этого документа можно заключить, что РНФ будет поддерживать и прикладные исследования и разработки. Это первое. Считаю, что нужно увеличить финансирование прикладных проектов, которые поддерживает фонд. Причем сделать это не за счет перераспределения ресурсов госпрограммы научно-технологического развития, а подумать над дополнительными источниками, — сказал по этому поводу президент на заседании 8 февраля.

Такие программы и проекты включают в себя все этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок.

Главными особенностями, отличающими такие комплексные программы, комплексные проекты от других механизмов поддержки, являются: — выявление, отбор и формирование наиболее перспективных комплексных программ и комплексных проектов осуществляют советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации. На ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития РФ являются направления, которые позволяют получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания. И именно этой теме было посвящено очередное заседание Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Надо отметить, что с августа 2022 года организационное, техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Московский государственный университет пищевых производств МГУПП.

Поддержка фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации является первоочередной задачей государства. В долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, происходящих в обществе и природе, развития природоподобных технологий, человеко-машинных систем, управления климатом и экосистемами. Возрастает актуальность исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений. Одним из основных инструментов, обеспечивающих преобразование фундаментальных знаний, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских компаний на перспективных рынках в рамках как имеющихся, так и возникающих в том числе и после 2030 года приоритетов, должна стать Национальная технологическая инициатива. Возможности научно-технологического развития Российской Федерации 24.

Научно-технологическое развитие Российской Федерации может осуществляться по двум альтернативным сценариям: а импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, но занимающих в ней подчиненные позиции; б лидерство по избранным направлениям научно-технологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы. Первый сценарий характеризуется стагнацией относительного уровня расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и ведет к утрате технологической независимости и конкурентоспособности России. Второй сценарий предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций, эффективную перестройку как корпоративного, так и государственного сектора исследований, разработок и инноваций и требует при этом опережающего увеличения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по отношению к валовому внутреннему продукту и приближения их уровня к показателям развитых в научно-технологическом отношении стран. Устойчивое развитие России, обеспечение структурных изменений экономики страны и вхождение в группу стран с высокими темпами прироста валового внутреннего продукта возможны только в рамках второго сценария, который является целевым. Реализация второго сценария потребует концентрации ресурсов на получении новых научных результатов, необходимых для перехода страны к следующим технологическим укладам, осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, направленных на существенное повышение эффективности расходов на исследования и разработки, рост отдачи от вложений в соответствующие сферы экономики, для развития национальных центров исследований и разработок, создания эффективных партнерств с иностранными исследовательскими центрами и организациями, создания и развития частных компаний, способных стать лидерами, в том числе на новых глобальных технологических рынках. Цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации 28. Целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Государственная политика в области научно-технологического развития Российской Федерации Принципы государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации 30. Основные направления и меры реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации 31.

Кадры и человеческий капитал. Инфраструктура и среда. Взаимодействие и кооперация. Управление и инвестиции. Сотрудничество и интеграция. Результаты и основные этапы реализации настоящей Стратегии Результаты реализации настоящей Стратегии 36. В результате реализации настоящей Стратегии сфера науки, технологий и инноваций должна функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая независимость и конкурентоспособность России. Основные этапы реализации настоящей Стратегии 38.

В 2020 году из 292 допущенных к экспертизе заявок одобрено 30 проектов с финансированием 6 млн. Пыталев Д. Советник по науке и технике Посольства КНР в России Мяо Фэй выступил с докладом на тему «Активное продвижение китайско-российского сотрудничества в сфере персонализированной медицины, в соответствии с новыми тенденциями». Господин Мяо Фэй подтвердил заинтересованность КНР в наращивании темпов научно-технической кооперации в рамках совместной работы наших стран. Далее в формате экспертного семинара состоялось обсуждение предложений по совершенствованию мер эффективной государственной поддержки в сферах, соответствующих направлениям деятельности Совета «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Предложения представили Филипп Юрьевич Копылов, д.

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации

Для атмосферного воздуха» «Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08. Для каждого загрязняющего вещества в справочнике указаны: наименование вещества, химическое название, синонимы, приведены структурная формула, код CAS, показатели токсичности с описанием эффектов, значения предельно допустимых концентраций, методики измерения ПНД Ф или МВИ или РД , коды опасности вещества и необходимые меры защиты.

Своевременной реакцией на большие вызовы должно стать создание технологий, продуктов и услуг, не только отвечающих национальным интересам Российской Федерации и необходимых для существенного повышения качества жизни населения, но и востребованных в мире. Приоритеты и перспективы научно-технологического развития Российской Федерации 19. Реализация приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на первом этапе осуществления государственной научно-технической политики позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации новых приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, отвечающих на большие вызовы. Необходимо обеспечить готовность страны к большим вызовам, еще не проявившимся и не получившим широкого общественного признания, предусмотреть своевременную оценку рисков, обусловленных научно-технологическим развитием. Ключевую роль в этом должна сыграть российская фундаментальная наука, обеспечивающая получение новых знаний и опирающаяся на собственную логику развития. Поддержка фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации является первоочередной задачей государства. В долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, происходящих в обществе и природе, развития природоподобных технологий, человеко-машинных систем, управления климатом и экосистемами. Возрастает актуальность исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений. Одним из основных инструментов, обеспечивающих преобразование фундаментальных знаний, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских компаний на перспективных рынках в рамках как имеющихся, так и возникающих в том числе и после 2030 года приоритетов, должна стать Национальная технологическая инициатива.

Возможности научно-технологического развития Российской Федерации 24. Научно-технологическое развитие Российской Федерации может осуществляться по двум альтернативным сценариям: а импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, но занимающих в ней подчиненные позиции; б лидерство по избранным направлениям научно-технологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы. Первый сценарий характеризуется стагнацией относительного уровня расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и ведет к утрате технологической независимости и конкурентоспособности России. Второй сценарий предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций, эффективную перестройку как корпоративного, так и государственного сектора исследований, разработок и инноваций и требует при этом опережающего увеличения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по отношению к валовому внутреннему продукту и приближения их уровня к показателям развитых в научно-технологическом отношении стран. Устойчивое развитие России, обеспечение структурных изменений экономики страны и вхождение в группу стран с высокими темпами прироста валового внутреннего продукта возможны только в рамках второго сценария, который является целевым. Реализация второго сценария потребует концентрации ресурсов на получении новых научных результатов, необходимых для перехода страны к следующим технологическим укладам, осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, направленных на существенное повышение эффективности расходов на исследования и разработки, рост отдачи от вложений в соответствующие сферы экономики, для развития национальных центров исследований и разработок, создания эффективных партнерств с иностранными исследовательскими центрами и организациями, создания и развития частных компаний, способных стать лидерами, в том числе на новых глобальных технологических рынках. Цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации 28. Целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Государственная политика в области научно-технологического развития Российской Федерации Принципы государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации 30. Основные направления и меры реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации 31.

Кадры и человеческий капитал. Инфраструктура и среда. Взаимодействие и кооперация.

Тем не менее направления исследований и разработок во многом актуальны для последних десятилетий прошлого века, говорится в документе. По-прежнему "сохраняется проблема невосприимчивости экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок". Так, доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8-9 процентов. Инвестиции в нематериальные активы в России в 3-10 раз ниже, чем в ведущих государствах. Доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет всего около 0,4 процента. Именно поэтому в Стратегии поставлены конкретные цели: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание инновационных, прорывных продуктов и услуг. И как показывает статистика, показатели инновационной активности после спада ковидного периода постепенно растут, отмечает Институт статистических исследований и экономики знаний ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном сборнике серии "Индикаторы инновационной деятельности".

Так, общий уровень инновационной активности российских крупных и средних компаний в 2022 году составил 11 процентов, превысив значения 2019 и 2020 годов, - 9,1 и 10,8 процента соответственно. Главным драйвером инноваций являются исследования и разработки, расходы российского бизнеса на них в последние годы растут. В 2022 году их доля в общем объеме затрат составила 41,2 процента. Максимальную инновационную активность долю компаний, инвестирующих в инновации продемонстрировала обрабатывающая промышленность.

Соответствующий законопроект размещен на официальном сайте правовых актов. В документе закрепляются цели, задачи, а также приоритеты научно-технологического развития государства. В Стратегии в том числе говорится о принципах, главных направлениях государственной политики в данной сфере и мерах по ее реализации.

Утвержден план проведения в России Десятилетия науки и технологий

По словам Никиты Марченкова, Стратегия 2016 года признавала важность гуманитарных наук, особенно в контексте сохранения культурной идентичности. Но многие представители этих направлений были недовольны тем, что их области обозначены недостаточно явно. В описании нового приоритета им уделено дополнительное внимание. Однако направление, связанное с природой, тоже не исчезло совсем — наоборот, ему выделили новый приоритет: «переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот».

Эти технологии в последние годы находятся в центре внимания. В 2023 их развитие было прописано в президентском указе, а головной организацией стал Курчатовский институт с его центром НБИКС-природоподобных технологий. Кроме того, подробнее прописав климат и экологию в больших вызовах, нельзя было не выделить для этого направления и приоритет.

Называется он «объективная оценка выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям». Это актуально в том числе и потому, что Россия уже несколько лет строит карбоновые полигоны и карбоновые фермы для расчета углеродного следа различных ландшафтов надеясь в перспективе получать деньги за углеродные квоты. Патриотическое воспитание и новое финансирование В Стратегии 2016 года было шесть основных принципов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации: свобода научного и технического творчества; системность поддержки; концентрация ресурсов в направлениях, которые отвечают на большие вызовы; баланс между приоритетами СНТР и фундаментальной наукой; открытость во взаимодействиях ученых и исследовательских организаций как друг с другом, так и с бизнесом и международными партнерами ; адресность поддержки и справедливая конкуренция.

В 2024 году на смену свободе творчества приходит «неразрывная взаимосвязь между научно-образовательным, научно-технологическим и промышленным потенциалом страны». В список пунктов также добавляется «патриотическое воспитание российских ученых, повышение ответственности ученых и исследовательских коллективов за достижение результатов…». При этом ученые все еще могут выбирать направления, которыми могут заниматься, формы взаимодействия и методы решения своих задач.

По мнению Никиты Марченкова, патриотическое воспитание ученых могло бы быть «направлено как на тех, кто еще не пришел в науку например, школьники и студенты , так и на тех, кто уже работает в ней». Он считает, что под этим, в первую очередь, подразумевается повышение престижа научных специальностей, продвижение образа ученого. В этой профессии можно проявить свои лучшие качества», — рассказал Марченков.

Возможно, это пункт возьмет на вооружение РАН — в уставе Академии давно закреплена ее экспертная роль. Поддержка в новой Стратегии становится государственной и общественной, а системность, рациональный баланс, адресность и справедливая конкуренция больше не упоминаются. Изменения по части финансирования науки связаны и с другим принятым в тот же день документом — Стратегией развития Российского научного фонда на период до 2030 года.

Три основных цели его работы на будущее — увеличить число грантов, не снижая качества исследований и проектов, выявить и поддержать прорывные исследования и сформировать передовые исследовательские коллективы в разных областях науки и программ и проектов полного научно-технологического цикла для внедрения в отечественную экономику наукоемких технологий. Из этого документа можно заключить, что РНФ будет поддерживать и прикладные исследования и разработки. Это первое.

Считаю, что нужно увеличить финансирование прикладных проектов, которые поддерживает фонд. Причем сделать это не за счет перераспределения ресурсов госпрограммы научно-технологического развития, а подумать над дополнительными источниками, — сказал по этому поводу президент на заседании 8 февраля.

Он подчеркнул, что будущее каждого государства зависит от их технологического суверенитета. Путин напомнил, что, поручая разработать эту стратегию, он подчеркнул её особое значение, приравняв по важности к стратегии национальной безопасности.

В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоёмкие технологии и обеспечивающие, в частности, переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Среди приоритетов также указаны переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям сбережения здоровья, повышение уровня связанности территории Российской Федерации путём создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, переход к развитию «природоподобных» технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный оборот ресурсов. В стратегии говорится и об ускоренном развитии научно-технического сотрудничества в рамках Союзного государства, с государствами — участниками СНГ с учётом возможностей и особенностей каждой страны и дружественными иностранными государствами, прежде всего в рамках БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического союза, при сохранении открытости для взаимовыгодного равноправного сотрудничества со всеми странами, а также достижения научно-технологического лидерства в рамках этих объединений и организаций.

Необходимы скоординированные меры поддержки, обеспечивающие выход российских научных, образовательных организаций и производственных компаний на глобальные рынки знаний и технологий, а также проактивное участие России в разработке технологических стандартов и научно-образовательных форматов, способствующих повышению её роли в формировании новых рынков. В федеральных органах исполнительной власти нужно определить заместителей руководителей, а на уровне субъектов Российской Федерации — заместителей высших должностных лиц, ответственных за научно-технологическое развитие.

Также в документе отмечается, что научно-технологическое развитие является одним из стратегических национальных приоритетов страны и определяется комплексом внешних и внутренних факторов, формирующих систему больших вызовов. Приоритетами в ближайшие 10 лет, говорится в Стратегии, «следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии». В том числе следует обеспечить переход: к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции.

Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации

Роль Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в изменении политики выбора приоритетов. 24 ноября 2022 года на площадке ИНМИ ФИЦ Биотехнологии РАН состоялось очередное заседание Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому. В Президентской академии проходит стратегическая сессия, посвященная разработке региональных госпрограмм научно-технологического развития России. Статья Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Общие положения, Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире, Стратегические ориентиры и возможности. Вы можете отправить ссылку на эту статью – "Президент России Владимир Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации" – на любой email. Президент РФ Владимир Путин поручил комиссии по Научно-технологическому развитию (НТР) представить до 15 июня проекты перечней приоритетных направлений НТР и важнейших наукоемких технологий, следует из опубликованного на сайте Кремля перечня поручений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий