Павел Николаевич Филонов — российский советский живописец, график, художник театра и педагог, член Ленинградского Союза художников[1], одна из фигур, определившая лицо ленинградской живописи 1910-1930-х годов ленинградской школы живописи[2]. Одним из этого миллиона был художник Павел Филонов, умерший в своей каморке от голода и холода в декабре 1941 года. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается непостижимой, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века. Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. Павел I — сын Петра III и Екатерины II — императором стал в 42 года.
Плачь, а рисуй! В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Школа Филонова»
Павел Николаевич писал, что он и Рина жили в разных комнатах и вели раздельное хозяйство, но отношения складывались хорошо. Супруга поддерживала мастера и в последние годы буквально спасала его от голодной смерти. Большую роль в жизни художника сыграла его младшая сестра - Глебова Евдокия Николаевна, которая всегда поддерживала иь помогала ему, в том числе и финансово. В 1977 году всё наследие Филонова, за исключением немногих работ, Е. Глебова подарила Русскому музею.
Портрет младшей сестры Филонова - певицы Е. Глебовой, 1915 год. Этой работой художник продемонстрировал своё умение работать в разных стилях. В 1941 году, когда немцы начали бомбежку Ленинграда, Филонов занимался спасением собственных картин, находившихся на верхнем этаже неотапливаемой мастерской.
Долгие ночи живописец дежурил на чердаке, охраняя любимые работы. В результате Павел Николаевич простудился и 3 декабря 1941 года скончался от болезни, вызванной переохлаждением. Свои работы Филонов не продавал. Учеников, которые образовали объединение "Мастера аналитического искусства", учил бесплатно.
Павел Николаевич пишет "Декларацию мирового расцвета", ставшую программным документом в теории искусств раннего советского периода. На практике принципы Филонова нашли выражение в монументальной работе "Формула весны", которая с удивительной точностью и экспрессией передали процесс обновления картины мира. Пейзаж "Формула весны", 1921-1929 годы. Противоположными настроениями отличалась картина "Животные", написанная в 1925-1926 годах. Бесформенные твари с искаженными мордами стали центральными фигурами унылого городского пейзажа, изображенного с резко негативным отношением художника, противника урбанизации природных пейзажей. Такая концепция не подходила канонам нового советского общества, поэтому в начале 1930-х годов Филонов вместе с другими концептуальными художниками начал испытывать давление со стороны власти. В связи со сложившейся ситуацией Павлу Николаевичу пришлось пойти на компромисс и частично отказаться от индивидуальной манеры рисования, чтобы написать несколько заказных работ, среди которых выделились "Портрет И. Сталина" и "Тракторный цех". Эти произведения, купленные государством, принесли художнику доход, но повергли свободную творческую натуру в состояние тревоги и уныния, отразившееся в цикле картин под названием "Лица", созданном перед началом Великой Отечественной войны. Триптих продемонстрировал несогласие с режимом и готовность отстаивать собственные творческие идеалы.
Он стал одной из последних работ художника-авангардиста Павла Николаевича Филонова. Теоретик "аналитического искусства" был женат, но не имел собственных детей. В 1921 году он заключил брак с разведенной женщиной Екатериной Александровной Серебряковой, которая была на 20 лет старше художника и воспитывала двоих сыновей.
Филонов Павел Николаевич скончался 3 декабря 1941 года в Ленинграде. После смерти художника, все его художественные произведения были унаследованы его сёстрами — Марией и Евдокией Филоновыми. В 1970-х годах Евдокия подарила все имеющиеся у неё работы Государственному Русскому музею. Ныне большинство произведений художника находится в Государственном собрании России, в частных коллекциях сосредоточена лишь малая часть работ Павла Филонова. Филонов Павел Николаевич Ввод в Мировый расцвет. Холст, масло. За столом.
Земля в пространстве. Бумага, акварель. Вторая половина 1920-х.
Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей. Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым. Формула весны. И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул». В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны. Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета. Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Белая картина. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа. Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества.
Павел Филонов. Из новой книги Максима Кантора «Чертополох и терн». Продолжение
Чуть позже ему удалось даже посетить Иерусалим. Вернувшись из путешествия, он три раза пытался стать учеником Академии Художеств, и все неудачно. В 1908 году все же был принят вольнослушателем в школу при Академии. Спустя два года покинул школу. В 1910 году Павел Филонов участвует в художественной выставке, организованной «Союзом молодежи». Принимает участие в различных мероприятиях этой организации вплоть до 1914 года. За это время им было написано много замечательных картин. В 1913 году занимается созданием декораций для трагедии «Владимир Маяковский» в одном из Петербуржских театров.
Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег.
И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Тридцать, а по сути пятьдесят лет продолжалось официальное забвение Филонова в СССР и, следовательно, в мире: его коммунизм был слишком труден для его пропаганды и контрпропаганды. Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке». Он, одна из жертв сталинизма, должен был бы находить себе дополнительные стимулы в разоблачениях.
А он — презирал их вместе с их разоблачениями. Он ведь великий. Он не договаривается и не идёт на сделки.
Крестьянская семья, 1914. Он родился в многодетной семье кучера, рано ушел из дому и единственным его дипломом было свидетельство об окончании малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств.
С присвоением специальности «маляр-уборщик». Однако этот маляр, несмотря на активное участие в дореволюционных художественных безумствах и дружбу с Маяковским и Хлебниковым, никогда не вел богемной жизни. Каждый день он впахивал как проклятый, работая по 18 часов. Портрет Евдокии Глебовой сестра художника , 1915. Если в 1903 году его не принимают в Академию Художеств из-за плохого знания анатомии, то в 1908 он взят вольнослушателем «исключительно за знание анатомии».
Но академию он так и не закончил — некогда, надо было делать новую живопись. Но потом началась мировая война, мобилизованный Филонов воевал на румынском фронте, а после Февральской революции, став лидером солдатско-матросского движения полка, был выбран председателем Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края. Но зато потом, после того, как Филонов с честью передал знамена Балтийской дивизии председателю ревкома в Петрограде Н. Животные, 1930. Потом он наконец смог работать в полную силу, создавать свою «аналитическую живопись».
Он требовал от своих последователей рисовать не лицо человека, а его мышление и психологию. Добиваться того, чтобы в рисунке цветка зритель видел «как берут и поглощают усики корней соки почвы, как эти соки бегут по клеточкам древесины вверх, как они распределяются в постоянной реакции на свет и тепло, перерабатываются и превращаются в анатомическую структуру ствола и ветвей, в зеленые листья, в белые с красным цветы».
В 1910 году Павел Филонов участвует в художественной выставке, организованной «Союзом молодежи». Принимает участие в различных мероприятиях этой организации вплоть до 1914 года. За это время им было написано много замечательных картин. В 1913 году занимается созданием декораций для трагедии «Владимир Маяковский» в одном из Петербуржских театров. Осенью 1916 года Филонов попал в пекло Первой Мировой Войны. Был призван в действующую армию и отправлен на румынский фронт в качестве рядового солдата. Потом грянула революция, в которой Павел Николаевич принимает активное участие. За свои «заслуги» назначается на должность председателя военно-революционного комитета Придунайского края.
Art Investment
Панно Порет называлось «Нищие и беспризорники», Глебовой — «Тюрьма». Впоследствии художницы разделили холст, работа Глебовой находится сейчас в зарубежном музее, Порет — в частной коллекции. В Мраморном о проекте рассказывают четыре панно, созданные их соучениками. Иллюстрации Алисы Порет к карело-финскому эпосу «Калевала», выпущенному издательством Academia в 1932 году, представляют еще одну коллективную работу МАИ.
Алиса вспоминала, что Филонов распределил заказ между учениками, но она работала очень быстро, тогда как другие не успевали. И Филонов подбрасывал ей все новые и новые руны, так что приходилось работать по ночам. Премьера состоялась 9 апреля 1927 года в ленинградском Доме печати.
Провал спектакля был оглушительным. Критики обрушились на режиссера-новатора. Досталось и костюмам.
Пестрые, составленные из лоскутов тканей разного цвета и рисунка, они были «говорящими» и сразу выдавали род занятий персонажей. Почтмейстер был увешан письмами с печатями, купцы, приходящие к Хлестакову, носили под бородой икону, а на поясе амбарный замок, у врача за ухом был шприц, в руках грелка, на поясе касторка и клизма. Не только критики ругали спектакль — Ильф и Петров сатирически изобразили его в романе «Двенадцать стульев», изменив название: «Театр Колумба закрывает сезон спектаклем «Женитьба».
Женихи были очень смешны, в особенности — Яичница. Вместо него выносили большую яичницу на сковороде. На моряке была мачта с парусом»… Среди редкостей на выставке в Мраморном — эскизы декораций к опере Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» из Музея истории Петербурга.
Премьера состоялась в начале тридцатых годов в Малом оперном театре. Работая над декорациями, Глебова следовала аналитическому методу построения образов, которому учил Филонов. Но проявила и свою индивидуальность — прежде всего духовность образов, нежность красок, в сочетаниях которых словно таится отблеск райских чертогов.
В 1918-1919 годах занималась на подготовительном отделении Рисовальной школы при... Оригинальная и сложная поэтика текстов Сосноры наследует, в частности, романтизму и футуризму. В 1860 году поступил в ИАХ, в класс исторической живописи Т. Неффа, П. Шамшина, А. Маркова, П.
Единственное, что не нравилось мальчику во всей этой затее с вышиванием — рисунки были отработаны, что называется, до дыр. Ему хотелось изобразить свой двор, голубя, который взлетел в синеву неба, первые распустившиеся почки — предвестники весны, бабульку, угощавшую вкуснейшими пирожками с горохом, а нужно было нанизывать орнамент на орнамент… Начальную школу Павел окончил с отличием. Так же блестяще отучился и в городской приходской школе, но тут многодетную семью подстерегла беда — один за другим ушли родители. Оставаться одним в Москве — значит практически обрести себя на голод. Вот почему дети собрались переехать в Петербург к замужней старшей сестре Александре. К чести сестры и ее мужа, от родственников они не отказались. Переезд в столицу дал Филоновым новые возможности. Так, Павел оказался в малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств. Но он был таким жадным до учебы, что после занятий начал посещать и вечерние рисовальные классы родной школы. Но, тем не менее, в 18-летнем возрасте получил только один диплом — маляра-уборщика. Не подумайте, что это имеет какое-то отношение к строительству или уборке помещений. К этому больше подходит слово «оформительство». В 20-летнем возрасте Филонов решается поступить в Академию художеств, но его работы не впечатлили приемную комиссию, парню показали от ворот поворот. Вместо этого осенью Павел возвращается в родную школу, на этот раз в класс натурного искусства. Параллельно он начинает брать уроки в частной мастерской академика Л. Дмитриева-Кавказского, страстного любителя Кунтскамеры и требующего от своих учеников стирания всех рамок и границ.
Он рано остался без отца, и был вынужден помогать своим многочисленным братьям и сёстрам. Филонов выучился у бабушки вышиванию крестиком, и украшал скатерти и полотенца на продажу. А по выходным дням он со своими сёстрами танцами в драматическом театре и театре народных представлений за небольшие гонорары. Когда Филонову исполнилось двенадцать лет, его отдали в городскую приходскую школу в Каретном ряду. Незадолго до конца его обучения от туберкулёза умерла мать. Именно ко времени учёбы относятся первые известные рисунки Павла Николаевича. Самая старая из сохранившихся работ — небольшая открытка «Московский дворик». В 1897 году Филонов с отличием окончил училище и уехал в Санкт-Петербург. К тому времени его старшая сестра удачно вышла замуж за обеспеченного человека, инженера Александра Гуза, и имела возможность оплатить родственникам квартиру и помочь деньгами. Именно Гуз обратил внимание на рисунки Павла Николаевича, и сумел пристроить его в живописно-малярные мастерские. Какие только заказы не выполнял будущий авангардист — начиная от окраски уборных и смоления люков выгребных ям, до росписи квартиры министра внутренних дел Дмитрия Сипягина и промывки голубя под куполом Исаакиевского собора. С 1898 года Филонов по вечерам учился рисованию в классах при Обществе поощрения художеств, а в свободное время совершенствовал мастерство. К восемнадцати годам Филонов стал профессиональным маляром. И на годы вперёд основным средством его заработка стали росписи на заказ, а в промежутках он рисовал «в стол». Так, во время выполнения работ по росписи имения принцессы Евгении Ольденбургской в местечке Рамонь под Воронежем он выполнил несколько пейзажей акварелью и карандашом, а также впервые создал работу масляными красками - «Восход солнца на реке, протекающей подле Рамони». Вернувшись в Петербург, Филонов смог снять комнату на Васильевском острове. Он мечтал поступить в Академию художеств, для чего в Русском музее тренировался рисовать. Тогда же он создал первый свой портрет, запечатлев на нём сторожа малярной мастерской. Но экзамены он сдать не смог — от него потребовали написать обнажённую натуру, но никогда не занимавшийся этим Павел Николаевич не справился. Потерпев неудачу, Филонов стал учиться у известного в те годы живописца Льва Дмитриева-Кавказского, рисовал фигуры птиц, животных, а позднее и людей, познавая анатомию. Увлечённый рассказами учителя о путешествиях, Павел Николаевич сам подался в дальнюю поездку — в Иерусалим через Афон. Денег у него, разумеется, особых не было, поэтому в пути он подрабатывал, как мог: рисовал этикетки для разных товаров, был копиистом, писал на заказ портреты. В путешествии он увидел бежавших на пароходе жертв печально известного Кишинёвского погрома, и впечатления от этого вылились в созданную в 1912 году картину «Поклонение волхвов». Вернувшись из поездки, Филонов ещё два раза пытался поступить в Академию художеств.
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
«Культура» рада представить читателям главу № 32 «Павел Филонов» из книги художника, философа Максима Кантора «Чертополох и терн», которая выйдет в августе в издательстве АСТ. Павел Николаевич Филонов умер от голода во время блокады Ленинграда, и похоронила его пережившая на несколько недель жена. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.
Комментарии
- Память дня, Павел Филонов
- Филонов Павел Николаевич (1883-1941)
- Посмотрите ещё:
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Художник Филонов Павел Николаевич
СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ
Павел Николаевич Филонов прожил свою жизнь даже не в бедности — в нищете. Author of Filonov, Pavel Filonov, Pavel Filonov, Dnevnik, Pavel Nikolaevich Filonov, Pavel Filonov, ochevidets nezrimova, Analiticheskoe iskusstvo, Pawel Filonow und seine Schule (German Edition). Дневниковые записи Павла Филонова, датируемые 1930–1939 годами, раскрывают личность автора, подчинившего свою жизнь неуклонному и бескомпромиссному осуществлению идеи. Павел Филонов: реальность и мифу Символы времени, ISSN 1990-6102. 3 декабря 1941 года ушел из жизни один из самых самобытных и впечатляющих художников советского авангарда, основатель теории аналитического искусства Павел Николаевич Филонов. Павел Николаевич Филонов – самая крупная, неоднозначная и трагичная фигура русского авангарда 20-х годов прошлого века.
Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов
В этом году задания диктанта были посвящены 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, освобождению Крыма, Белоруссии и юбилеям писателей-фронтовиков. Проверить свои знания о стратегических наступательных операциях Великой Отечественной войны -Ленинградско-Новгородской, Белорусской, Крымской участники диктанта должны были за 45 минут в 25 вопросах. Всего на территории города Сочи Диктант Победы написали более 3 тысяч человек.
Он обладал незаурядными деловыми качествами, а организаторские таланты и личная скромность Павла Николаевича всегда вызывали большое уважение у окружающих. Но чиновником он не стал и выбрал путь «чернорабочего от искусства». Оставив карьеру политика, он в 1918 году вернулся в Петроград и принял участие в грандиозной выставке, которая проходила в Зимнем дворце и демонстрировала художников всех направлений. Филонов представлял картины, входящие в цикл «Ввод в мировой расцвет», среди которых особенно выделялись «Мать» и «Победитель города». В ней художник прожил до самой смерти.
В начале двадцатых годов Филонов создал уникальную художественную школу — МАИ школа мастеров аналитического искусства. За преподавание он не брал никаких денег и полностью отдавался своему детищу. Вокруг мастера сплотился дружный коллектив верных последователей. Все были переполнены новыми идеями и смотрели в будущее с нескрываемым энтузиазмом. В то время Павел Николаевич написал свои знаменитые работы «Формула весны» и «Живая голова». Мастера больше не приглашали на выставки, а если и вспоминали о нем, то только как пример упрямого художника-формалиста. Планируемая персональная выставка Павла Николаевича в 1929 году не состоялась.
Руководство Русского музея побоялось показывать столь одиозного художника широким массам и ограничилось закрытым просмотром. Последнее десятилетие своей жизни Филонов влачил жалкое существование подпольного юродивого бессребреника, и только вглядываясь в его гениальные полотна можно почувствовать какие откровения посещали мастера и каких высот достигал его свободный дух. Умер Филонов 3 декабря 1941 года во время блокады. Холодной зимой он тушил на крыше дома зажигательные бомбы, простудился и заболел воспалением легких. Истощенный организм не смог справиться с болезнью. Досок, чтобы соорудить гроб, у родственников не было, и поэтому, в течение нескольких дней, великий художник лежал на столе в своей маленькой комнатушке, накрытый своей же гениальной картиной «Пир королей». Только в 1967 году была устроена первая персональная выставка художника в новосибирском Академгородке стараниями ученых-генетиков.
Они увидели в Филонове своего собрата-исследователя, человека науки, стремящегося и увлекающего других к постоянному саморазвитию. Да он и был ученым, открывшим объективные законы неведомой реальности. Аналитический метод Павла Филонова был научным поиском вневременных и внепространственных закономерностей. Многие свои картины он назвал формулами и оставил их потомкам для детальной расшифровки. Филонов дерзал открыть глобальные законы развития Космоса. В сюжетах картин Павла Николаевича явно прослеживается непрерывное размышление над социальными процессами, ожидание краха человеческой цивилизации и глобальное ощущение неправды. Все та же боль о несовершенстве общества и бесконечная мечта о справедливости, тысячелетиями сводящая с ума всех без исключения истинных творцов.
Филонов жил и работал с ощущением «присутствия при окончании мира», как точно подметил атмосферу того времени Георг Гейм, яркий немецкий поэт-экспрессионист. В молодой стране, где государственной идеей и было построение общества справедливости, романтизм Филонова тоже пришелся не ко двору. Его мечты не совпадали с устремлением большинства. Комфортное и сытое существование, так желаемое основной массой, он категорически отвергал и жил жизнью аскета. Не имея никаких доходов, он бесплатно продолжал обучение своих учеников.
Это прекрасная и страшная эпоха была ознаменована рядом значительных достижений в искусстве и, одновременно последовательным наступлением и сворачиванием авангардной программы. Об этом поворотном времени, о судьбах учеников школы Филонова, их друзей поэтов обериутов будет рассказано на лекции. Павел Филонов», куратор галереи Navicula Artis, обладатель премии в области современного искусства им. Сергея Курехина в номинации «лучший кураторский проект» 2013 , доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного университета. Глеб Ершов Время проведения: 6 и 7 февраля 2020 года в 18.
Но от этого большинства конца XIX века, тесно интегрированного с городской жизнью через сезонное «отходничество» на заработки в городе, а то и просто живущего, как нынешние мигрантские массы, на два дома, — семья Филонова вряд ли чем-то отличалась. Это была единая московская пролетарская и деклассированная среда, делившая свою жизнь между нищетой, тяжёлым трудом, кабаком и подкормом из деревни. Было в жизни этого городского пролетариата одно, самое светлое обстоятельство, которого почти начисто была лишена сельская жизнь. В ней был шанс на изменение своей социальной судьбы: реже — шанс на подъём и выход в купеческое состояние, чаще — шанс на достижение личной социальной свободы на военной или гражданской службе, интеллигентной работе, равно открывавшихся после получения среднего и специального образования, возможность которого давал только город. Павел Филонов, борясь за жизнь и личную свободу, получил в Москве и Санкт-Петербурге начальное и минимальное специальное образование, рано избрав путь художника. Сколь мало бы ни было его художническое образование, он в полной мере овладел рисовальным ремеслом, для художников не частое дело — рисовальщиков среди живописцев немного. Попытки получить нормативное высшее художественное образование долго не удавались, а затем — уже стали лишними, — когда прямой путь Филонова к творчеству в ряду других новых художников уже был открыт. Мегаполисы и столицы, пожирая несметное множество судеб и подчиняя себе массы мигрантов и «отходников», ищущих счастья и достатка, по крайней мере, открывают перед подвижниками и талантами гораздо более прямой путь, чем простые губернские города. Их особая культурная и карьерная жизнь тоже богата, но не сравнима по скорости с беспрецедентным аферизмом столиц. Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы. Филонов выбрал последнее.
Прекрасный и страдальческий Павел Филонов
Одним из этого миллиона был художник Павел Филонов, умерший в своей каморке от голода и холода в декабре 1941 года. Для истории русского искусства Павел Николаевич Филонов не просто оригинальный художник, лидер русского авангарда, но явление гораздо более значительное. Несомненно, Павел Филонов такому сравнению бы не обрадовался– для пролетарского художника-аналитика, каким он себя считал, сравнение с певцами мещанских красивостей– оскорбительно. Ну у Филонова в этом цикле все работы похожи). Павел Филонов родился в 1883 году в крестьянской семье, которая перебралась в Москву тремя годами ранее.
«Бегство в Египет», Павел Николаевич Филонов
Шамшина, А. Маркова, П. Басина и Б. Автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих... Был в числе организаторов неофициальной поэтической группы СМОГ.
В советское время печатался...
Да и что, спрашивается, нам за дело до того, какой ценой досталась Филонову эта красота, когда мы сегодня любуемся его картинами. Так что же, чем плоха такая одержимость, если она помогает художнику? Ведь то же самое может быть и с учёным...
Важны результаты, важно открытие, добытая истина... Вроде бы всё так, но, почему-то уже без всяких доводов, мне по-прежнему несимпатична, неприятна одержимость. Иногда, перебирая рисунки Филонова, я мысленно благодарю его - и возмущаюсь, вспоминаю его жизнь и отвергаю её всей душой, и не могу понять, прав он или неправ и имел ли вообще человеческое право на это?.. Ковтун Е.
Начиная с 1925 года, вокруг П. Филонова сложилась группа из нескольких десятков учеников и последователей, которых он называл «Мастера аналитического искусства» МАИ. Филонов делил «… художников на две категории: у одних - «видящий» глаз, у других - «знающий». Первые замечают в предмете только видимые или только невидимые его особенности.
Грезы о невозможном Среди самых громких имен русского авангарда Павел Филонов занимает особое, фундаментальное место. Он, как каменный утес, возвышается над равниной русской культуры. Филонов — художник, обладающий ярко выраженным индивидуальным стилем, создатель новой фактуры и пластики рисунка, основатель и идеолог аналитического искусства, оказавший огромное влияние на своих современников и на все следующие поколения.
Вглядываясь в фигуру мастера, вдумчивый зритель может обнаружить настоящего интеллектуала и самобытного художника-исследователя. Филонов ставил перед собой глубинные вопросы творчества — он искал первоосновы изображений за многовековыми культурными напластованиями школ и течений. В дерзновенном творческом акте он стремился открыть архаичную свежесть образов.
Отец, бесфамильный крестьянин Николай Иванов, родом из Тульской губернии, работал извозчиком в Москве, а мать была прачкой. В 1897 году Павел с отличием закончил церковно-приходскую школу и поступил в рисовальные классы Императорского общества поощрения художеств, а после нее, с 1903 года, учился живописи в частной школе художника Дмитриева-Кавказского. Одновременно с учебой он работал на живописно-малярных работах — оформлял помещения, склады, вывески, витрины.
Это была обычная работа для начинающих художников из бедных семей. В 1905 году, Филонов отправился в путешествие по России и далее до Иерусалима. Путешествие длилось около двух лет и дало художнику массу наблюдений и впечатлений на последующие годы.
Именно тогда в голове мастера начали рождаться идеи о необходимости преображения искусства и придания ему статуса духовного путеводителя. Он хотел продолжить в живописи мощный мессианский пафос литературы XIX века. Так в будущем и вышло — в начале ХХ века русское мессианство проросло в живописи художников-авангардистов.
Концепции Казимира Малевича, Владимира Татлина и самого Филонова выросли из понимания искусства как духовной сущности, влияющей на основные постулаты бытия. В паломнической поездке Филонов изучал различные труды по истории живописи, иконографии, философии, этнографии и биологии. Даже в молодом возрасте это был человек широкого кругозора и аналитического мышления.
В те годы в творчестве художника видны мотивы тревоги, смирения и осмысления. Он пророчески чувствовал Апокалипсис и пребывал в покаянных раздумьях. В творчестве он использовал этнографические и евангельские сюжеты — в частности, несколько раз переписывал картину «Поклонение волхвов».
Что-то глобальное тревожило Филонова в те годы. Видя революционные перспективы проповеди искусства, его традиционная вера в Бога начала сдвигаться в сторону веры в Человека. Тогда это происходило со многими деятелями русского авангарда.
И только с третьей попытки он был принят на правах вольнослушателя. Но учеба не задалась — Филонов, уже тогда друживший с петербургскими авангардистами, не признавал «генеральную линию» академической живописи и пытался проявлять свободомыслие, что не приветствовалось среди преподавательского состава. Ректор даже говорил, что Филонов своими картинами развращал соратников.
В 1910 году, отучившись два года, Павел Николаевич покинул стены Академии и примкнул к группе художников «Союз молодежи». Союз молодежи «Союз молодежи» — первое в России объединение художников-авангардистов, созданное Михаилом Матюшиным и его женой Еленой Гуро в 1909 году. В годы сотрудничества с «Союзом молодежи», а длилось оно до 1914 года, Филонов написал свои известные работы: «Головы», «Пир королей», «Крестьянская семья», «Мужчина и женщина» и начал разработку концепции живописи будущего.
В 1912 году вышла его статья «Канон и закон», где он четко сформулировал фундаментальные принципы аналитического искусства — «от частного к общему» и антикубизм.
Павел Филонов вводит принцип двойного действия и ставит в центр время. Именно дление позволяло наблюдать за внутренними процессами, происходящими в художнике, и отражать их в картине, которая писалась годами.
В результате она становилась живой, сохранявшей все внутренние сдвиги и внутреннюю эволюцию художника в процессе работы, она начинала жить "Живая голова" , питаясь энергией эволюции художника. Время в этом случае становилось одной из важнейших координат аналитического проникновения «за циферблат», дающее возможность отслеживать эволюцию преображения. Своих учеников Павел Филонов учил никогда не спешить, тщательно и скрупулезно исследовать то, что с ними происходит, как они меняются, как меняются их мысли, чувства, настроение, которые отпечатывались в картинах.
Колхозник 69. Только так художник мог постичь логику собственного движения, познать себя, а глаз, развернутый одновременно в сторону субъекта и объекта, становился уникальным инструментом познания. В этом — суть аналитического искусства Филонова и его утопический пафос, только такое искусство, по его мнению, могло стать инструментом созидания нового человека, преображения жизни и формирования желаемого будущего.
В этом пафосе созидания нового человека Павел Николаевич пересекается с идеями Андрея Платонова, в этом — его идеализм и утопия, корни которых уходят в философию Ницше с его сверхчеловеком. Павел Филонов очень скептически относился к Марксу и его экономической теории, не скрывая своего скепсиса. Появилась даже присказка: «Маркс говорил, а Филонов говорит».
Утопическая теория аналитического искусства стала одной из причин трагического одиночества художника, выпавшего из своего времени, позднее обвиненного в буржуазности и формализме, запрещенного и оболганного.