27, 28 и 29 февраля на исторической сцене Мариинского театра Большой театр России представил оперу Римского-Корсакова «Царская невеста». 21 и 24 июня на сцене Мариинского-2 в рамках XXVI Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» состоится премьера оперы Николая Римского-Корсакова по драме Льва Мея «Царская невеста» в постановке Александра Кузина. одна из самых проникновенных опер композитора, это реалистическая лирическая драма, насыщенная острыми сценарными ситуациями.
Римский-Корсаков. Царская невеста /Мариинский театр (2016)
Показы оперы «Царская невеста» пройдут 27, 28 и 29 февраля в рамках масштабного совместного фестиваля Большого и Мариинского театров, приуроченного к 180-летнему юбилею со дня рождения Николая Римского-Корсакова. 21 и 24 июня на сцене Мариинского-2 в рамках XXVI Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» состоится премьера оперы Николая Римского-Корсакова по драме Льва Мея «Царская невеста» в постановке Александра Кузина. Мариинский театр 25 февраля впервые представит в Красноярске оперу Джоаккино Россини «Золушка», артисты выступят с Красноярским академическим симфоническим оркестром на сцене филармонии.
Подпишитесь на нашу рассылку
- В Мариинском театре в Петербурге пройдет премьера оперы «Царская невеста» | АиФ Санкт-Петербург
- В Ленобласти 22 и 23 марта покажут оперу «Царская невеста» и проведут два концерта
- ГТ - Ярославский режиссёр Александр Кузин поставил в Мариинском театре оперу «Царская невеста»
- Рожденное вдали от столиц: в Петербург привезли «Царскую невесту»
Пресс-релизы
ОПЕРА «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» шекспировская трагедия по-русски. Сегодня в репертуар Мариинского театра входят почти все оперы Римского-Корсакова. Премьерные показы «Царской невесты» состоятся на Приморской сцене Мариинского театра 14 и 15 сентября, передает пресс-служба учреждения. Дирижировал Алексей Богорад, для которого эти гастроли стали дебютом в Мариинском театре. Мариинский театр 25 февраля впервые представит в Красноярске оперу Джоаккино Россини «Золушка», артисты выступят с Красноярским академическим симфоническим оркестром на сцене филармонии. Возврат билетов в Мариинский театр, Концертный зал Мариинского театра и Мариинский театр Новая сцена не осуществляется.
«Царская невеста» Римского-Корсакова в Мариинском
К 180-летию Николая Андреевича Римского-Корсакова Валерий Гергиев и артисты Мариинского и Большого театров показывают в Тихвине оперу «Царская невеста». ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА Опера в 4 действияхМузыка Николая Римского-КорсаковаЛибретто композитора и Ильи Тюменева по драме Льва МеяСпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках12+ Музыкальный руководительВалерий Гергиев. одна из самых проникновенных опер композитора, это реалистическая лирическая драма, насыщенная острыми сценарными ситуациями. Постановка «Царской невесты» во Владивостоке была осуществлена специально для Приморской сцены Мариинского театра в сентябре 2018 года. Сегодня отзыв мой будет посвящен опере "Царская невеста", которую посчастливилось мне слушать в Мариинском театре 2 сцена. Опера «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова в постановке Михайловского театра (Санкт-Петербург) была представлена на Новой сцене Большого театра в рамках фестиваля «Золотая маска».
Опера «Царская невеста» в Концертном зале Мариинского театра
Поклонники Мариинского театра хорошо знают: чем чаще то или иное оперное название появляется в концертном исполнении — ждать премьеры. Однако правило это не всегда срабатывает на сто процентов, иногда при всей регулярности концертных исполнений ждать премьеру приходится очень долго. В ней, сочиненной 120 лет назад, есть все, что способно привлечь массового слушателя, начиная с названия и заканчивая шлягерами, звучащими в концертах. В ней есть и национальное, и общечеловеческое, хоровые обряды-ритуалы, колокола и частная жизнь, сила жестких скреп и потемки подсознания.
Казалось бы, бери и ставь! Но за все эти годы не сыскалось режиссера, готового и способного взяться за такое лакомое, фактурное произведение. Оперу «Царская невеста» в Мариинском театре последний раз видели на сцене несколько сезонов назад, а премьера этой оперы в 2005 году была рассчитана специально на Анну Нетребко и Ольгу Бородину.
Сопрано, которая и тогда уже была сияющей оперной дивой, выходила в нескольких спектаклях, а вот знаменитая меццо-сопрано выходить в той версии Юрия Александрова, к сожалению, отказалась в силу несоответствия эстетических пристрастий. Бас-баритон Евгений Никитин дебютировал тогда в партии опричника Грязного.
В светлых тонах решены и эпизоды, связанные с до поры-времени безмятежным существованием главной героини в палатах Собакиных.
Но стоит лишь появиться на горизонте опричникам, символизирующим страшную власть тоталитарного царя Ивана Васильевича, или даже одной только царской длани, показавшейся из высочайших носилок, - цветовые акценты мгновенно меняются, от сумрачно-фиолетового до безысходно-черного. Грязной подбивает клинья к вожделенной Марфе, а режиссер Кузин и художник Александр Орлов приготовили для всех героев колья, которые по мере нарастания опасности под разными углами появляются на сцене, суля мученическую кончину основным персонажам. И сам спектакль начинается с мрачного частокола, заменяющего привычный золотой занавес Мариинского-2.
И эта лапидарность декораций впечатляюще дополняется кричащим богатством - если не сказать, вычурностью - костюмов. Стилизации под русские исторические одеяния, выполненные Ириной Чередниковой, блестящи в прямом смысле. Избыточность и золото деталей поначалу режут глаз, но после к этому привыкаешь и начинаешь получать удовольствие.
Причем дорого-богато одеты не только главные персонажи, но и обычные горожане, певцы и плясуньи. Одни головные уборы чего стоят - все эти кички, повойники и особенно кокошники, смахивающие на водруженные на головы танцовщиц драгоценные лопаты. Опричники декорированы с не меньшим размахом, но их цветовая палитра исключительно гнетущая, мрачно-серая.
На фоне такой, в общем-то, немудреной, но эффективной сценографии, характеры и исполнители выделяются особенно четко. Если применить к премьере шахматную терминологию - «черные начинают и выигрывают». Отрицательные герои вызывают восхищение.
Михаил Петренко - абсолютный Малюта Скуратов, зло во плоти. И притом с завораживающим голосом.
Это люди, которые хотят любить и быть счастливыми. Часто ли в наше время можно встретить мужчину, который готов отдать жизнь и страдать за женщину? Мне очень нравится образ Грязного и я понимаю, почему он полюбил Марфу. СБ: Почему? Ангелина: Он её полюбил потому, что она наполнена светом, жизнью, верой.
Такие люди сразу влюбляют в себя. Даже сейчас, в наше время, например, заходит девушка, она полна энергией, амбициями, жизнью, конечно, все обратят на неё внимание. Дело не в красоте, не в длинной косе, не в черной собольей брови. Марфа покорила его своим нутром. И здесь сильный контраст: ведь Любаша тоже очень красива. Но она слишком отдает себя. Когда мужчина всё получает от женщины, а рядом появляется та, которая знает себе цену, не рабствует ему, у неё горит глаз, обычно мужчины влюбляются в таких.
Какие бы ситуации ни происходили с нами, они нам очень правильно и вовремя даются. Чтобы что-то понять. СБ: Любаша отдает себя, Грязной для Любаши абсолютен, для неё другой жизни не существует, но Марфа ведь тоже отдает себя любви. Ангелина: Да, но когда приходит Лыков к ней, она рада его видеть, но говорит «Жених свою невесту забывает, вчера весь день и глаз не показал». В клавире ещё написано: «стыдливо». В этом очень большая разница. СБ: А у Любаши любовь как рабствование и Грязного это отторгает.
Ангелина: Мужчин это в принципе отторгает, во всех операх почему-то… смеемся. Кузина СБ: По поводу света, который наполняет изнутри и через взгляд, через улыбку, через такие все внешние проявления просачивается. В Любаше нет этого света? Ангелина: Думаю, что да. Она же поет в своей арии, что всё для него, что она позабыла свой дом. Она свою жизнь отдала в руки Грязному. Знаете, есть такое выражение, что какая бы ни была ситуация, я всё отдаю в руки Бога.
А она отдала всё в руки Грязного. СБ: И позабыла Бога. Ангелина: Да, как говорится: «не создавай себе идола». Это большой грех. Я думаю, что всё в жизни не просто так происходит. Все наши страдания, всё в жизни мы получаем не просто так. СБ: В этом трагедия Любаши, в которой она сама повинна.
Марфа не узнаёт царя, но её пугает его пристальный взгляд. Тайно за Марфой и Дуняшей следит Любаша. Она поражена красотой Марфы и понимает, что не сможет соперничать с ней. У Бомелия Любаша просит яд, чтобы отравить разлучницу. Бомелий в уплату за зелье хочет провести ночь с Любашей. Обезумевшая от горя, брошенная любовником, она соглашается. Ждут девушек, которые с матерью Дуняши Сабуровой вот-вот должны вернуться с царских смотрин. Входит Домна Сабурова и начинает торопливо рассказывать, как долго государь беседовал с её дочерью Дуняшей, а на Марфу лишь глянул зорко. Думая, что царев выбор пал на другую, Собакин решает отпраздновать помолвку дочери с Лыковым. Григорий как дружка наполняет чарки жениха и невесты и незаметно в вино, предназначенное Марфе, подсыпает зелье, полученное от Бомелия.
Он не знает, что порошок подменён Любашей. По обычаю чарки должны быть осушены до дна. Но не успевает невеста поставить опустевшую чарку, как являются бояре и объявляют, что государь выбрал в жёны Марфу Собакину. Действие IV Василий Собакин в тяжких раздумьях: неожиданно и странно занемогла его дочь вскоре после объявления её царской невестой. Появляется Грязной. От имени государя он сообщает, что Лыков под пыткой признался в отравлении Марфы и казнён. Услышав страшную весть Марфа теряет рассудок.
Подпишитесь на нашу рассылку
- Большой едет в Мариинский! Театр представит в Петербурге оперу «Царская невеста»
- Материалы рубрики
- Опера «Царская невеста» на Второй сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге
- Римский-Корсаков. Царская невеста /Мариинский театр (2016)
- Мариинский театр покажет премьеру оперы «Царская невеста» | Новости Санкт-Петербурга
Большой везёт «Царскую невесту» в Петербург
А декорации в духе условностей античного театра заменялись громадными словами-вывесками. Даже ремарки просто выносились дюжими техническими работниками прямо на сцену: «зелье», «совет да любовь», «царь». Та постановка вызвала большие толки, но этим и покончили: театральная повседневность продемонстрировала нежизнеспособность спектакля Могучего. Александр Кузин, лауреат ныне экзотической премии Ленинского комсомола, уже выпустивший в прошлом году в Мариинском театре постановку оперы Щедрина «Не только любовь», подошел к «Царской невесте» со своей меркой. Спектакль играет на противопоставлении объемов и деталей.
Сценическое пространство, в котором происходит действие, огромно и лаконично. Во время увертюры мы видим, как влюбленный Григорий Грязной с благоговением созерцает белоснежную Марфу Собакину, которая практически растворяется в море света и чистоты. В светлых тонах решены и эпизоды, связанные с до поры-времени безмятежным существованием главной героини в палатах Собакиных. Но стоит лишь появиться на горизонте опричникам, символизирующим страшную власть тоталитарного царя Ивана Васильевича, или даже одной только царской длани, показавшейся из высочайших носилок, - цветовые акценты мгновенно меняются, от сумрачно-фиолетового до безысходно-черного.
Грязной подбивает клинья к вожделенной Марфе, а режиссер Кузин и художник Александр Орлов приготовили для всех героев колья, которые по мере нарастания опасности под разными углами появляются на сцене, суля мученическую кончину основным персонажам. И сам спектакль начинается с мрачного частокола, заменяющего привычный золотой занавес Мариинского-2. И эта лапидарность декораций впечатляюще дополняется кричащим богатством - если не сказать, вычурностью - костюмов. Стилизации под русские исторические одеяния, выполненные Ириной Чередниковой, блестящи в прямом смысле.
Избыточность и золото деталей поначалу режут глаз, но после к этому привыкаешь и начинаешь получать удовольствие. Причем дорого-богато одеты не только главные персонажи, но и обычные горожане, певцы и плясуньи.
Обращаясь к Грязному, она называет опричника Ваней, мечтает о свадьбе с ним и, как страшный сон, вспоминает свое избрание царской невестой.
Григорий не выдерживает душераздирающей сцены и публично кается в совершённом злодействе: это он дал Марфе зелье и оговорил соперника! Появляется Любаша. Она с вызовом признаётся, что подменила приворотное зелье на яд.
Грязной закалывает Любашу. Прощается с Марфой, и его уводят. О спектакле: Премьера девятой и одной из наиболее любимых самим композитором оперы Римского-Корсакова состоялась на пороге XX столетия, когда за её автором уже прочно закрепилась репутация «величайшего сказочника» русской музыки.
И поистине вердиевские страсти, кипевшие на сцене, поразили современников, заставив многих упрекать композитора в измене самому себе. Однако Римский-Корсаков настаивал, что только в максимальной открытости драмы, выраженной через пение, заключается и залог успеха, и будущее оперы как жанра. История доказала его правоту: по сей день «Царская невеста» входит в число наиболее любимых и репертуарных оперных партитур её автора.
Пьеса Льва Мея, отсылающая к событиям одной из самых кровавых эпох истории России, давно привлекала внимание Римского-Корсакова. Исторический факт внезапной кончины молодой жены Ивана Грозного вскоре после свадьбы трактован в ней в чисто романтическом ключе. Роковая любовь толкает героев на различные преступления — убийства, наветы, отравления и приводит к трагическому концу всех главных действующих лиц.
Финальное сумасшествие Марфы также восходит к традиции знаменитых сцен безумия героинь итальянских романтических опер. В то же время человеческая трагедия, разворачивающаяся в условиях бесчеловечной системы, злоупотребления и беззакония властей — тема, актуальная во все времена. В постановке Приморской сцены подчёркнуты характер и динамика развивающихся в опере событий.
Пространство сужается к арьергардной части сцены, напоминающей клетку, внутри которой происходит большая часть действия.
Тем не менее, Владислав Сулимский в роли Грязного показал свой вокальный и актерский талант, о котором не могу не сказать несколько слов. Я была знакома с творчеством этого певца только по записям, и меня покорил не только прекрасный голос, богатый оттенками, но и полное соответствие артиста драматическому образу, достигающего в последнем акте истинно трагического звучания. Сулимский известен своими успехами в вердиевском репертуаре, и это не может не ощущаться в сцене признания Грязного в своем преступлении, убийства Любаши и прощания с погубленной им Марфой. Но именно в этом произведении оперные страсти вполне уместны, образ вызывает и сопереживание, и восхищение, и сострадание, и ужас — все эти эмоции переданы с блестящим мастерством и редким ощущением истинной трагедии незаурядной личности.
Возвращаясь к постановке, мне хотелось бы сказать о некоторых спорных моментах, которые не вызывают у меня ни полного отторжения, ни согласия. Еще раз повторю, что постановка минималистская, приближающаяся к концертному или, как сейчас часто бывает, «полу-концертному», semi-staged исполнению. Костюмы героев, которые соотносят действие с исторической эпохой, составляют контраст с графическим обрамлением сцены, что также вполне понятно. Но, на мой взгляд, «песенники и песельницы» в доме Грязного, развлекающие гостей, одетые в раззолоченные костюмы, подходящие для фольклорного ансамбля, выбиваются из общей стилистики постановки. Художник по костюмам — И.
Чередникова То же самое можно сказать и о хоре опричников, в их черных одеждах, с мохнатыми шапками, которые тоже похожи на хоровой фольклорный коллектив. Можно предположить, что в этих стереотипах «русскости» присутствует постмодернистская ирония, но вряд ли она уместна в таком пронзительно трагическом сюжете. Такое же недоумение вызывают атрибуты русской парной и раззолоченный пиршественный стол в сцене пирушки. Мне сложно дать однозначную оценку этим отступлениям от общей стилистики и настроя спектакля, возможно, они являются отсылкой к мифологичности исторического воображения. Все представленные события и герои, кроме небольшого исторического эпизода, легшего в основу оперы — результат воображения драматурга, либреттиста, композитора, которые писали в конце XIX века о событиях века XVI, а современный режиссер, в свою очередь, включает свое историческое воображение.
В любом случае, исторический сюжет всегда требует интерпретации, воображения, творческих поисков, и Александр Кузин дал свои ответ на задачу современной интерпретации оперной классики, которая в этом спектакле не потеряла ни своего смысла, ни своей красоты, ни силы своего воздействия на современного зрителя и слушателя. Екатерина Шапинская.
Сам Римский-Корсаков оценивал "Царскую невесту" очень высоко, наравне со "Снегурочкой". Отличительной ее чертой является преобладание законченных номеров - арий, ансамблей и хоров, в основе которых лежат красивые, пластичные и выразительные мелодии. Главенствующее значение вокала подчеркивается прозрачным оркестровым сопровождением. Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572-го года. Марфа Собакина и Иван Лыков любят друг друга и помолвлены.
Благодарим боярина за ласку
Труппа Большого театра выступила на сцене Мариинского. ОПЕРА «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» шекспировская трагедия по-русски. Сегодня в репертуар Мариинского театра входят почти все оперы Римского-Корсакова. Александр Кузин Ох, как души поклонников Мариинки трепетно ждали премьеру. Мариинский театр 25 февраля впервые представит в Красноярске оперу Джоаккино Россини «Золушка», артисты выступят с Красноярским академическим симфоническим оркестром на сцене филармонии.
Опера «Царская невеста»/ «The Tsar's Bride»
27, 28 и 29 февраля на исторической сцене Мариинского театра Большой театр России представит оперу Римского-Корсакова «Царская невеста». Историческая сцена Мариинского театра откроет свой 236-й сезон 29 сентября балетом Петра Чайковского "Лебединое озеро" в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895) в редакции Константина Сергеева (1950). Смотрите онлайн видео «Act II / Опера "Царская невеста" й-Корсаков; Мариинский театр (31.10.2023) 10» на канале «Волшебные новогодние маски и наряды» в хорошем качестве, опубликованное 10 декабря 2023 г. 21:57 длительностью PT1M41S на видеохостинге RUTUBE. Оперная труппа Приморской сцены Мариинского театра выступила в Петербурге уже во второй раз. На второй сцене Мариинского театра оперу Римского-Корсакова «Царская невеста» поставили в духе шекспировского театра.
Опера «Царская невеста» в Мариинском театре-2
Царская невеста, блестящий состав: evg_ponomarev — LiveJournal | 10 сентября, вечер Новая сцена Мариинского театра Фото Наташи Разиной @ Мариинский театр Настоящее открытие оперного сезона произошло именно в этот вечер. |
Юные дарования и зрелые мастера на сцене Приморской Мариинки – Prim-Travel | Мариинский театр пополнил свою самую внушительную в стране коллекцию опер Римского-Корсакова: к семи уже имеющимся в репертуаре названиям добавили наиболее популярную «Царскую невесту». |
Большой и Мариинский театры устроят обменные гастроли | 21 и 24 июня на сцене Мариинского-2 в рамках XXVI Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» состоится премьера оперы Николая Римского-Корсакова по драме Льва Мея «Царская невеста» в постановке Александра Кузина. |
Мариинский театр представил премьеру "Царской невесты" | Сегодня отзыв мой будет посвящен опере "Царская невеста", которую посчастливилось мне слушать в Мариинском театре 2 сцена. |