Конечно, невозможно себе представить, чтобы здесь не открывалась экспозиция, посвященная, пожалуй, главному событию этого года — это 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и 81 год с прорыва блокады, который мы празднуем уже сегодня». Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Во время блокады Ленинграда были построены «Дорога жизни» и «Дорога победы», но мало кто знает где, как и кем они были сооружены.
Метка: блокада Ленинграда
- Ливень из осколков и камней
- В Кронштадте открывается выставка «Флот для блокадного Ленинграда»
- Оставить заявку
- В порядке очереди
Кронштадт во время войны
Собственный огород, где можно было выращивать овощи, помогал выжить. Но, чтобы его получить, нужно было обязательно иметь работу. Ленинград не стал исключением. Но и сегодня мы не знаем точно, сколько человек было эвакуировано из осажденного города, сколько вернулось? В разных источниках называется разное число эвакуированных — оно колеблется от одного миллиона двухсот тысяч до полутора миллионов. Точно такая же картина с реэвакуацией… — Несмотря на, казалось бы, строгий учет, точную информацию мы вряд ли узнаем — слишком много было непредвиденных ситуаций. Всего один факт: в июле 1941 года, еще до того, как город взяли в кольцо, был организован первый этап эвакуации детей. Он оказался неудачным.
Тогда в южные районы Ленинградской области было вывезено более 160 тысяч детей. Оказалось, что их вывезли в те районы, куда наступали немецкие войска. Детей решили срочно вернуть обратно в город. Но кто-то всё же остался в поселках Ленинградской области. В этой неразберихе учесть каждого человека было крайне сложно. А сколько таких историй случилось за всю войну? Позже детей целенаправленно вывозили по Дороге жизни, особенно активно — весной-летом 1942 года.
На том берегу Ладоги всех пересаживали на поезда. У железной дороги имелись свои приоритеты — военные грузы, поэтому эшелоны шли в том темпе и по тем направлениям, куда их можно было направить. Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях. Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса. Могли также поменяться или умереть в пути сопровождающие детей взрослые со списками. То есть возникала масса непредвиденных ситуаций… Самая трагическая страница истории войны — это возвращение и поиск детей.
Найти и возвратить родителям потерянного ребенка удавалось не всегда. Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время. В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда. Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных. Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х. О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти.
Потому что такой интенсивности движения не было ни до, ни после войны. Это был вопрос жизни и смерти, а не просто транспортного снабжения".
Ледостав на Ладоге в 1941 году начался раньше, чем на Финском заливе. Территории в районе Петергофа были оккупированы немцами, откуда велись обстрелы острова Котлин. Правый берег реки Сестры занимали финны. Кронштадт, Ораниенбаум и острова в заливе оказались отрезаны от материка. Финский залив, который отделял их от Большой земли, образовал второе кольцо. Мы оказались в более тяжелом положении", — говорит директор Морского музея Кронштадта, автор-составитель альманаха "История Кронштадта" Владимир Шатров. По словам историка, в начале блокады на Ораниенбаумском пятачке, в Кронштадте и на островах оказались отрезанными от Большой земли около 100 тыс. Встал вопрос обустройства ледовой трассы.
Впоследствии в народе ее прозвали Малой Дорогой жизни. Первая проходка Так как немцы стояли в районе Петергофа, что позволяло им свободно обстреливать расположенный на другом берегу залива Лисий Нос, ледовую трассу через залив решили проложить так, чтобы Кронштадт прикрывал ее от обстрела. Сначала обустроили базу снабжения войск в пакгаузах для хранения снарядов в Лисьем Носу. Также к поселку вела хоть и заброшенная, но сохранившаяся с царских времен узкоколейка. Там было решено устроить базу для обеспечения продуктами питания и боеприпасами территорий, оказавшихся в двойном кольце блокады. Как "срочное изобретение" спасало жителей блокадного города Дорогу жизни начали готовить с Ораниенбаумского пятачка, рассказывает Владимир Шатров. Но вода в заливе все никак не замерзала. Первый отряд разведчиков вышел на лед 22 ноября 1941 года.
После них прокладывать маршрут по льду вышел отряд бойцов, которые скалывали льдины и делали проходы. И бойцы пытались делать дорогу ровнее. И все ждали, когда настоящие морозы ударят", — добавляет историк.
В январе 1943 г. Силы базы вели боевые действия в Выборгском заливе, участвовали в создании Восточной и Тыловой минно-артиллерийских позиций, привлекались к обороне Таллина, п-ова Ханко, Моонзундских о-вов, обеспечивали развертывание подводных лодок, действовавших на морских коммуникациях противника. Кронштадт надежно прикрывал остров от ударов противника с моря. Сыграл свою роль Кронштадт и в наступательных операциях советских войск под Ленинградом. Корабли Краснознаменного Балтийского флота обеспечивали огневую поддержку наступавших частей, из Кронштадта шло обеспечение фронта боеприпасами и людскими резервами. В конце 1943 г. Десятки тысяч солдат и офицеров, тысячи орудий и минометов, сотни танков и лошадей были скрытно переброшены на Ораниенбаумский пятачок.
В начале января 1944 г. За 14 дней января с Лисьего Носа было переброшено столько же войск и техники с боеприпасами, сколько за последние полтора месяца предыдущего года. Все эти перевозки осуществлялись по проделанному во льду Финского залива каналу вдоль восточной оконечности о. Благодаря скрытной переброске частей 2-й ударной армии к началу операции на участке фронта удалось создать более чем двукратное превосходство над противником. В рамках Ленинградско-Новгородской операции 14 января 1944 г.
Вместе с тем 19—20 июля была сформирована из отобранного для комплектования 8—10-го истребительных полков 4-я легкая дивизия в составе 4267 чел.
Партийно-политическая прослойка в 4-й легкой дивизии состояла: коммунистов 390 и комсомольцев 830 чел. В период 24—27 июля на базе Петроградской дивизии была сформирована 3-я гвардейская дивизия и на базе Красногвардейской дивизии начато формирование 4-й гвардейской дивизии. На 14 августа части дивизии последовательно выбыли из Ленинграда и заняли указанные командованием фронта рубежи в укрепрайоне. К 4 августа состав дивизии достиг 8924 чел. Продолжая пополняться, дивизия с 13 августа перешла на положение запасной дивизии и отправила до 17 августа еще три маршевых батальона во 2-ю стрелковую дивизию: 14 августа — 1508, 15 августа — 1036 чел. Таким образом, в составе сформированных 1-й легкой и трех гвардейских дивизий и четырех маршевых батальонов были переданы армиям и соединениям Северного фронта части общей численностью в 40 тыс.
Всего за период от 29 июня до 17 августа Ленинградская армия народного ополчения передала Северному фронту немного больше 91 тыс. Для отбора командиров и комиссаров батальонов утвердить городскую комиссию в составе: тт. Антюфеева, Лазутина, Смирнова. Присутствовали: члены ВС тт. Ворошилов К. Приглашенные тт.
Антюфеев, Антонов. Председательствовал т. Об образовании штаба Военного совета обороны г. Ленинграда тт. Ленинграда; б назначить начальником штаба члена ВС генерал-майора т. Субботина А.
Антюфеева [Л. Ленинграда и руководство работой органов, осуществляющих революционный порядок в городе; г поручить т. Субботину представить к 14 часам 25 августа проект положения о работе штаба и его штатов. О распределении функции между членами Военного совета тт.
Кронштадт. Блокада. Дети. _ 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда _ Мир кораблей
В преддверии 81-ой годовщины начала блокады на портале «Книга Памяти блокадного Ленинграда» добавлены тысячи новых имен эвакуированных блокадников, данные о которых до этого были утеряны либо неизвестны. В то время, как со взятием Пулковских высот обеспечивался выход на линию тесной блокады Ленинграда, три четверти вылетов 1-го авиакорпуса были проведены против Кронштадта с кораблями и против Ораниенбаумского плацдарма. Кронштадт внес неоценимый вклад в защиту Ленинграда во время блокады. Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Композитор Дмитрий Шостакович (первый справа) в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории. В юбилейный для снятия блокады год совместно с Шенкурским краеведческим музеем мы провели презентацию фотоальбома военврача Григория Кулижникова, лечившего военно-морских летчиков Кронштадта во время Великой Отечественной войны.
Медиафайлы
- В Кронштадте жительнице блокадного Ленинграда вручили документы на новую квартиру
- Ливень из осколков и камней
- Кронштадт во время Великой Отечественной войны
- Новости Кронштадта
- Родная кровь
- Метка: блокада Ленинграда
Кронштадт — как щит для Ленинграда
Девять военных и православных коллективов выступили в Морском соборе в Кронштадте. Там прошел Хоровой собор, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Хочу всё знать Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда. Морская блокада Ленинграда была прорвана летом 1946 года. Блокада» (6+) и разместится инсталляция «Мы слышим сердце Ленинграда» — пост противовоздушной обороны времен Великой Отечественной войны.
Как добраться
- Петербургский дацан во время блокады Ленинграда
- Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков
- Таллинский переход: как Балтийский флот по немецким минам шел в Кронштадт
- Наш портал использует файлы Cookie
- 30 памятных мест Ленинградской блокады в Санкт-Петербурге
- Как люди выживали во время блокады Ленинграда
«900 дней подвига. Блокаде вопреки»
В свою очередь на выставке "Подвиг блокадного учителя" будет представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. В начале блокады Кронштадт отдал свои запасы Ленинграду. В свою очередь на выставке "Подвиг блокадного учителя" будет представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. Президент России Владимир Путин поручил провести мероприятия в честь двух важных дат – прорыва блокады, которая отмечается 18 января, и 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости. С 15 по 17 января в Кронштадте состоится XX Рождественский турнир по боксу, посвященный дню прорыва блокады Ленинграда.
Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков
В праздновании памятной даты примет участие и Кронштадтский Морской Никольский собор, где 20 января в 14:00 пройдет Хоровой собор. В концерте примут участие восемь военных и православных музыкальных коллективов. Режим работы музея: Вт-Вс с 10:00 до 19:00 Адрес: Цитадельское шоссе, 18.
Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время. В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда. Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных. Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х. О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти. И это только один случай из тысяч… Галина Тольская с преподавателем Бишкекского финансово-экономического техникума, в котором когда-то училась. Фото: предоставлено семьёй Галины Тольской Личное дело Рассказывает жительница Бишкека Кыргызстан Галина Тольская: — О том, как мы жили во время блокады Ленинграда, я написала воспоминания и назвала их так: «Неужели это было со мной?
Так случилось, что папа уехал в Кронштадт и потом не смог оттуда выбраться, а позже был оттуда эвакуирован. Он болел, на фронт его не взяли из-за болезни. Мы с мамой и двумя младшими сестрами остались в осаждённом городе. Мама и сестры умерли в первую зиму. Я осталась одна. Какое-то время жила у соседей. Потом попала в детский дом, и нас вывезли в Ярославскую область. В 1943 году папа сумел меня разыскать, приехал в детский дом. Мы очень радовались тому, что снова оказались вместе. Думали, что потеряли друг друга навсегда.
Папа жил и работал на станции Берендеево. Но радость оказалась недолгой: папа скоро ушёл из жизни. Меня взял в свою семью человек, у которого папа работал. В 1947 году эта семья переехала жить в Узбекистан. Так мы попали в Среднюю Азию. А когда я вышла замуж, мы с мужем переехали в Киргизию в 1960 году поближе к его родным. Всегда очень скучала по Ленинграду. Но возвращаться было не к кому. Когда бывала в родном городе, не могла надышаться его воздухом и все спрашивала себя: неужели мы когда-то здесь жили и были счастливыми? Сейчас мне 94 года.
Свою родину не забываю никогда.
Самолеты противника сбросили на каждый катер до 80 бомб. Первая лодка второго эшелона, «Л-3», пробралась в самое логово врага — на меридиан Берлина, в Померанскую ныне Поморская бухту. Советские моряки во главе с П.
Грищенко быстро нарушили безмятежную жизнь фашистов. Транспорт водоизмещением 10000 тонн мог перевезти 200 танков или 2 тысячи солдат с оружием и боеприпасами либо полугодовой запас продовольствия для пехотной дивизии. Эти блестящие победы достались дорогой ценой. Из боевых походов не вернулись «М-97», «С-7» и 9 «щук».
Воды Балтики стали могилой для сотен подводников. Бон перегородил залив на всю его глубину и ширину. Операция «Балрус» потребовала напрячь силы и средства всего рейха. В мае 1943 года из Кронштадта вышли на разведку три лодки.
Что случилось с Краснознаменной «Щ-406» Е. Осипова, неизвестно. Летчики потопили два вражеских сторожевика, остальных рассеяли, но совсем отогнать не смогли. Тогда «Щ-408» всплыла и два часа сражалась с 8 фашистскими катерами.
Два из них загорелись, еще два получили повреждения. Но слишком не равны были силы. Под градом снарядов и крупнокалиберных пуль, изрешеченная пробоинами, лодка медленно уходила на дно. Над ней трепетал не спущенный флаг.
Этот сигнал, понятный всем морякам мира, способны поднять лишь самые сильные духом: «Погибаю, но не сдаюсь! Они несколько раз пересекала минные поля, запуталась в сетях, но все же освободилась из стальной паутины уклонилась от преследования кораблей и самолетов противника, сбросивших на нее сотни бомб. Экипаж лодки во главе с И. Травкиным выполнил поставленную задачу.
Данные разведки убедили командование флота и фронта в необходимости временно воз держаться от применения подводных лодок. В Германии торжествовали: операция «Балрус» удалась! Немецкие транспорты стали ходить с зажженными ходовыми и отличительными огнями, без конвоев и даже без зенитного вооружения. На море работали все маяки и световые буи, словно в мирное время.
Но с 28 мая вражеские суда снова стали гореть, взрываться и тонуть. Это вышли на морские коммуникации летчики 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. В 1943 году они потопили 55, повредили 6 транспортов и кораблей противника. Левченко , а в его составе - Островная военно-морская база командир - контр-адмирал Г.
База объединила все части и подразделения на острове Лавенсари. Гуськова, истребительный отряд охраны водного района Кронштадта во главе с капитаном 2-го ранга М. И, конечно, атаковали врага при первой возможности. Гуманенко и С.
Осипова, капитан-лейтенантов И. Иванова и А. Чернышева отправились в дозор. Они должны были обеспечить безопасность перехода больших конвоев между Лавенсари и Котлином.
Позже к ним добавились еще три. Казалось бы, вступать в бой при таком соотношении сил бессмысленно, но советские моряки отважно атаковали врага. В этом неравном бою пули буквально изрешетили командира катера Н. Лежа па палубе, истекая кровью, он продолжал руководить экипажем, Командир второго «охотника» В.
Чернышев и многие моряки получили ранения и контузии. Они позорно бежали под защиту своих береговых батарей. Но моряки выполнили свой долг. Они потопили два и сильно повредили один катер противника, а главное - защитили фарватер, уберегли корабли.
Звериной жестокости фашистов советские воины противопоставили контрбатарейную борьбу. Ее вела артиллерия фронта и флота, но главную роль играла морская—более мощная, дальнобойная, и, благодаря особым приборам управления, более точная. Командующий артиллерией КБФ контр-адмирал И. Грен требовал научного учета вражеских батарей.
На каждую из них заводилась особая карточка, ей давался номер, указывались калибр, обычное время «работы» и другие данные. Сначала наносили ответные удары. Достигли такого совершенства, что открывали огонь через минуту после первого выстрела гитлеровцев, а некоторые корабли - через 40-50 секунд. Еще позднее противник стал вести обстрел города лишь в мглистую погоду короткими огневыми налетами.
Только так фашистская артиллерия сохраняла шансы уцелеть. Одной из ответных мер артиллерии флота стала снайперская стрельба. Представляли к этому званию поорудийно, командование придирчиво оценивало каждого претендента. И все равно вскоре десятки батарей получили звание снайперских.
К концу года только в Ижорском секторе их стало 20. Чтобы облегчить муки Ленинграда, артиллеристы смогли найти лишь один метод: «огонь на себя». Гитлеровцы сразу же переносили огонь с города на орудия. Начальник артиллерии крепости Кронштадт Н.
Но расчеты не уходили в укрытия, и стрельба не прекращалась до тех нор, пока не умолкали батареи противника». Родилась новая мысль: сочетать мощь артиллерии и авиации. В третьем квартале таким способом удалось уничтожить 7 батарей и 5 орудий врага. В октябре обстрелы Ленинграда сократились в 3 раза.
С 5 ноября 1943 года заметно оживилось движение кораблей и судов между Ленинградом, Лисьем Носом, Кронштадтом и Ораниенбаумом. Впрочем, заметно это было только советским людям. Этот клочок суши не имел тыла, насквозь простреливался врагом. Десятки кораблей совершали рейсы по ночам, с полным соблюдением светомаскировки.
Фашисты включали прожекторы, осматривали залив. Но немедленно по ним открывали огонь орудия Кронштадта и кораблей, враги «слепли». Морская артиллерия и авиации подавляли любые попытки неприятельских батареи обстрелять обнаруженные ими суда и не дали потопить ни одного. В полной темноте их нужно было очень быстро разгрузить, чтобы до рассвета суда могли вернуться в Ленинград, Лисий Нос или хотя бы в Кронштадт.
На этой работе отличились выгрузочные команды моряков из Кронштадта. Утром 14 января 1944 года ленинградцы услышали канонаду небывалой силы. За время операции артиллерия Краснознаменного Балтийского флота выпустила по врагу более 23 тысяч снарядов. Они поднимались в воздух с полевых аэродромов в любую погоду.
Одним словом, чистая работа — балтийская». Разгромленный враг бежал от стен Ленинграда. А «балтийская работа» продолжалась. Во время подготовки наступления тральщики очищали от мин фарватеры на подходах к Выборгскому заливу, другие соединения флота и авиации КБФ ставили минные банки на путях вражеских кораблей.
В 8 часов утра 9 июня 1944 года заговорили орудия фортов, линкора «Марат» и 2-го дивизиона эсминцев, стоявших в гаванях Кронштадта, канонерских лодок из района Толбухина маяка, с Восточного Кронштадтского рейда, линкора «Октябрьская революция» и крейсеров «Киров» и «Максим Горький» из устья Невы. На следующий день в то же время огонь возобновился с прежней силой, а через два часа фронт на Карельском перешейке был прорван. Во время прорыва неожиданно заговорила тяжелая финская батарея из района поселка Келомякки ныне Комарово. Это был последний артиллерийский удар крепости в Великой Отечественной войне.
Уже трое суток спустя из деревни Кабона в сторону Ленинграда отправился первый санный обоз из 350 упряжек, доставивший в осаждённый город 63 тонны муки. По Дороге жизни в дни блокады осуществлялось снабжение продуктами питания, бензином, углём, боеприпасами, медикаментами и почтой находившихся в окружении противника городов Ленинград и Кронштадт, Ораниенбаумского плацдарма, войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. В обратный путь по ней войска эвакуировали в тыл измождённых голодом, малолетних, больных и раненых жителей и защитников Ленинграда. На ледовую трассу вышли и автомобили войск НКВД: на базе 13-го мотострелкового полка внутренних войск НКВД СССР были созданы ещё две автоколонны, которые в блокадную пору доставили в Ленинград по Дороге жизни 1856 тонн различных грузов и вывезли в тыл более 30 тысяч его жителей.