Конституция РСФСР 1978 г., являлась вполне «советской», и наследовала основы, заложенные в Конституции (Основном законе) СССР 1977 г.
Конституция РСФСР от 12.04.1978 года - ДЕЙСТВУЕТ!
Или же там говорится об отмене Конституции РФ 1978 года? Принятая 12 апреля 1978 года 4-я по счёту Конституция РСФСР стала рекордной не только по числу последующих поправок, но и по тому. России принята ВС РСФСР 12.04.1978 ред. от 10.12.1992.
Отличия Конституции РСФСР 1978 от предыдущих
- Конституция РСФСР 1978 г.
- Конституция РСФСР от 12.04.1978 б/н - Сейчас.ру
- Навигация по записям
- Последняя Конституция
- Быстрый переход
«Брежневскую» Конституцию РСФСР не корректировали до 1989 года
Конституция РСФСР 1978г. | Статья автора «Дмитрий Колташев» в Дзене: Конституция РФ от 12.12.1993 года не отменяет Конституцию РСФСР от 12.04.1978 г.! А значит Конституция РСФСР от 12.04.1978 г. все еще действует! |
Конституция РСФСР 1978г. | Сроки полномочий Советов народных депутатов, установленные статьей 86 Конституции РСФСР 1978 года, распространяются на Советы, избранные до ее принятия. |
Конституция СССР 1978 г. | Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпина | России принята ВС РСФСР 12.04.1978 ред. от 10.12.1992. |
12 апреля 1978 г. принята четвертая Конституция РСФСР
Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов Российской Федерации открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации, а после избрания Председателя Верховного Совета Российской Федерации и его заместителей заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации ведет Председатель Верховного Совета Российской Федерации или его заместитель. Статья 107 Верховный Совет Российской Федерации — орган Съезда народных депутатов Российской Федерации, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации формируется из числа народных депутатов Российской Федерации Съездом народных депутатов Российской Федерации и ему подотчетен. Верховный Совет Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета Российской Федерации равноправны. Совет Республики формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от территориальных избирательных округов с учетом численности избирателей в регионе. Совет Национальностей формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 3 депутата от каждой республики в составе Российской Федерации, один депутат от каждой автономной области и от каждого автономного округа, 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При невозможности представительства республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев и областей в Совете Национальностей Верховного Совета Российской Федерации депутатами от национально-территориальных округов по представлению территориальных депутатских групп в Совет Национальностей могут быть включены народные депутаты от территориальных избирательных округов. Съезд народных депутатов Российской Федерации ежегодно обновляет часть состава Совета Республики и Совета Национальностей по установленной им норме.
Председатели Совета Республики и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком. Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета Российской Федерации, его заместители либо поочередно председатели Совета Республики и Совета Национальностей. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Российской Федерации по его инициативе либо по предложению Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации в лице ее высшего органа государственной власти, края, области, автономной области и автономного округа в лице Совета народных депутатов или не менее трети состава одной из палат Верховного Совета Российской Федерации. Сессия Верховного Совета Российской Федерации состоит из раздельных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации. Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат. По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховный Совет Российской Федерации сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом народных депутатов Российской Федерации нового состава Верховного Совета Российской Федерации. Законы и постановления, принятые Верховным Советом Российской Федерации, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов Российской Федерации.
Впоследствии были убраны упоминания о социалистической модели развития, ведущей роли КПСС, плановом хозяйстве.
Признавался политический плюрализм, многообразие форм собственности и неприкосновенность частной собственности. День 12 апреля в истории 1 ноября 1991 года в конституцию были внесены поправки об учреждении поста президента в каждой республике и утверждении в качестве государственного флага, аналогичного национальному флагу дореволюционной России. Этот документ утратил силу 25 декабря 1993 года с опубликованием Конституции Российской Федерации, которая была принята 12 декабря по результатам всенародного голосования.
Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры. Сохранилась в конституциях и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией».
Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях. Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, охрану здоровья и т.
Сохранилась в конституциях и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях. Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, охрану здоровья и т. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование. Конституция Российской Федерации 1978 г.
«Брежневская» конституция стала последней в СССР
Статья 115 Председатель Верховного Совета Российской Федерации избирается Съездом народных депутатов Российской Федерации из числа народных депутатов Российской Федерации тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов Российской Федерации. Председатель Верховного Совета Российской Федерации издает распоряжения. Первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации и заместители Председателя Верховного Совета Российской Федерации выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета Российской Федерации отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей. Статья 116 Совет Республики и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета Российской Федерации, других народных депутатов Российской Федерации постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Российской Федерации, а также для содействия проведению в жизнь законов Российской Федерации и иных решений, принятых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. В этих же целях палаты Верховного Совета Российской Федерации могут создавать на совместных началах комитеты Верховного Совета Российской Федерации из числа членов палат Верховного Совета Российской Федерации и других народных депутатов Российской Федерации.
Верховный Совет Российской Федерации, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации ежегодно обновляются по нормам, устанавливаемым Верховным Советом Российской Федерации. Статья 117 Законы и другие решения Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета Российской Федерации. Законы Российской Федерации подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации в течение 14 дней. Президент Российской Федерации вправе вернуть до истечения указанного срока закон Российской Федерации, принятый Верховном Советом Российской Федерации для повторного рассмотрения.
В этом случае закон Российской Федерации подписывается Президентом Российской Федерации в трехдневный срок после повторного его принятия большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации. Избрание судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, а также назначение Генерального прокурора Российской Федерации производятся при наличии заключений соответствующих постоянных комиссий и комитетов Верховного Совета Российской Федерации. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий палат, комиссий и комитетов Верховного Совета Российской Федерации, представлять им необходимые материалы и документы. Рекомендации комиссий и комитетов подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок.
Также были осуществлены реформы в сфере судебной власти. Конституция пополнилась нормами, которые касались признания частной собственности на производственные средства, разделения власти, местного самоуправления и политического плюрализма. Также сильно изменилось федеративное устройство страны. Также изменилась государственная символика.
После внесения изменений, объем Конституции стал больше примерно в два раза и она стала представлять собой непоследовательный и противоречивый документ. Например, она закрепляла разделение власти и одновременно признавала Совет народных депутатов как основу госаппарата, в чьем подчинении находились органы исполнительной власти государства.
Палаты Верховного Совета Российской Федерации равноправны. Совет Республики формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от территориальных избирательных округов с учетом численности избирателей в регионе. Совет Национальностей формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от национально - территориальных избирательных округов по нормам: 3 депутата от каждой республики в составе Российской Федерации, один депутат от каждой автономной области и от каждого автономного округа, 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга. Председатели Совета Республики и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком. Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета Российской Федерации, его заместители либо поочередно председатели Совета Республики и Совета Национальностей. Статья 108. Верховный Совет Российской Федерации созывается Президиумом Верховного Совета Российской Федерации на очередные сессии, которые проводятся два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Российской Федерации по его инициативе либо по предложению Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации в лице ее высшего органа государственной власти, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга в лице Совета народных депутатов или не менее трети состава одной из палат Верховного Совета Российской Федерации.
Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат. По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховный Совет Российской Федерации сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом народных депутатов Российской Федерации нового состава Верховного Совета Российской Федерации. Статья 109. Верховный Совет Российской Федерации: 1 назначает выборы народных депутатов Российской Федерации и народных депутатов местных Советов народных депутатов Российской Федерации; 2 утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации; 3 дает согласие на назначение на должность Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации, министра иностранных дел Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, министра безопасности Российской Федерации, министра внутренних дел Российской Федерации; с изм. Полномочия народного депутата Российской Федерации, назначенного или избранного на должность, пребывание в которой в соответствии с настоящей Конституцией не совместимо со статусом народного депутата Российской Федерации, прекращаются с момента назначения или избрания его на указанную должность; пункт введен Законом РСФСР от 15. Законы и постановления, принятые Верховным Советом Российской Федерации, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов Российской Федерации. Статья 110. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях.
Конституция содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей. Основные черты 1. Принятие всех этих конституций должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество - этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В связи с этим в конституциях как СССР, так и республик было впервые введено понятие «народ», именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть. Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция не утрачивала классового характера.
Прочие СССР 1917-1992
Конституция 1978 года: содержание и история принятия | Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 года формально была ее высшим законом. |
Конституция РСФСР | Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. |
Конституция РСФСР 1978 года | Постановления СМ РСФСР -2021год. |
Конституция РСФСР :: НОД СССР | Правда, некоторые члены российского парламента усомнились в законности данной ратификации, поскольку, согласно редакции Конституции РСФСР 1978 года, рассматривать подобный документ должен был Съезд народных депутатов РСФСР. |
Конституционное право России. | Перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Конституцией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина. |
Статьи по предмету Конституционное право России
Правовой бонус для внимательных!Известно ли вам, что ТОЛЬКО согласно постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 1993. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [Текст]: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апр. 1978 г. 12 апреля 1978 года была принята Конституция РСФСР, которой суждено было стать последней в истории РСФСР и первой в истории независимой России. Конституция РСФСР 1978 года действовала до 1993 года, когда была принята Конституция России 1993 года. Конституционная история России / Конституция РСФСР 1978 г. Конституция РСФСР 1978 г. Кликните на изображении для увеличения.
Конституция рсфср 1978 г
Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке. Статья 153. Статья 154. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции — с участием народных заседателей.
Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Статья 155. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Статья 156. Правосудие в СССР осуществляется на началах 363 равенства граждан перед законом и судом. Статья 157.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства. Статья 158.
Обвиняемому обеспечивается право на защиту. Статья 159. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности.
Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке. Статья 160. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Статья 161. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и союзных республик. Статья 162. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Статья 163.
Потом все просто. Деньги не понятно за что перечисляются от имени физических лиц, граждан СССР! По крайней мере, будет приостановлен и будет обращен обратно!!! Я прошу Вас прочитать Конституцию РФ от 12. А в 1978 году разве была Российская Федерация?
Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Упразднялась система государственного арбитража, замененная системой арбитражных судов. Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Ельцин, Совет Министров — Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть народных депутатов — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Р. Хасбулатовым, а также вице-президент России А.
Не допускаются создание и деятельность партий, общественных организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание не предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации структур власти, незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни, включая пропаганду исключительности и любых форм дискриминации по признакам этнической, национальной, расовой, религиозной принадлежности. Статья в редакции, введенной в действие с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 , - см. Статья 9 Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения. Глава 2. Экономическая система Статья 10 В Российской Федерации признаются и защищаются следующие формы собственности: частная юридических лиц и граждан, коллективная общая совместная, общая долевая , государственная, муниципальная и собственность общественных объединений. Государство создает условия для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает равную защиту всех ее форм. Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан. Конфискация и реквизиция имущества допускаются только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Исходя из общественных интересов, закон устанавливает пределы свободы экономической деятельности. Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам этих народов. В Российской Федерации устанавливаются следующие формы собственности на природные ресурсы: государственная федеральная, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга , муниципальная, частная юридических лиц и граждан , коллективная общая совместная, общая долевая.
От 1905 года до наших дней. Как менялась Конституция России?
Затем 12.04.1978 г. Верховным Советом РСФСР в ходе проведения внеочередной VII сессии была утверждена очередная конституция республики. Новая Конституция РСФСР. Конституция РСФСР 1978 года была отменена Конституцией РФ 1993 года, которая была принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
Конституция рсфср 1978 г
История российских Конституций - ТАСС | конституция РФ, основной закон, конституция РСФСР, Общие положения Конституции Российской Федерации, местные органы власти, политическая система, экономическая система, права и свободы человека и гражданина, Советы народных депутатов Российской Федерации и. |
Декларация ВС РСФСР от 12.04.1978 | Конституционная история России / Конституция РСФСР 1978 г. Конституция РСФСР 1978 г. Кликните на изображении для увеличения. |
Конституция рсфср 1978 г | России. (с изм. и доп., внесенными Законами РСФСР. |
От 1905 года до наших дней. Как менялась Конституция России? | Первая конституция в советской России была принята в 1918 году в связи с образованием РСФСР, а последняя — 44 года назад, 7 октября 1977 года, во времена правления Леонида Брежнева. |
Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
Сроки полномочий Советов народных депутатов, установленные статьей 86 Конституции РСФСР 1978 года, распространяются на Советы, избранные до ее принятия. Наиболее важные вопросы государственной жизни в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации, выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Конституция РСФСР 1978 года — четвёртая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России от 12 апреля 1978 -
- Конституция рсфср 1978 г
- Конституция РСФСР 1978 г. - Российская Империя - история государства Российского
- Конституция РСФСР 1978г. ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР
- I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ РСФСР
«Брежневскую» Конституцию РСФСР не корректировали до 1989 года
Закреплялось плановоеведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организациигосударственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостояниемдвух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых силна мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалируетмарксистская идеология и социалистические идеи. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственнойидеологией.
Выборы в новые государственные органы в результате конституционной реформы впервые становились состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат. Поправки к Конституции 1990—1991 гг. Сама декларация анонсировала разработку новой конституции России и не была включена в действующий основной закон. Тем не менее её положения нашли отражение в дальнейших редакциях действующей Конституции. Наиболее важным нововведением стало изменение ст. В новой редакции статья почти полностью повторяла содержание ст. Существенно была сокращена преамбула, из которой были исключены упоминания КПСС и коммунистической идеологии, Октябрьской революции 1917 г. Из Конституции полностью исключалось упоминание социалистической собственности: вместо этого указывалось, что государство создаёт условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает им равную защиту ст. Полностью новую редакцию получила ст. Кроме того, поправки к ст. По итогам всероссийского референдума 17 марта 1991 г. Президент объявлялся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в республике, наделялся правом законодательной инициативы и правом вето, правом ведения переговоров и подписания договоров от имени РСФСР. В своей деятельности президент был подотчётен Съезду народных депутатов РСФСР, который мог потребовать от него внеочередного доклада, отменить его акты и отрешить президента от должности в случае нарушения Конституции, законов РСФСР, а также данной им присяги. Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции Основного Закона РСФСР в связи с реформой местного самоуправления» впервые ввёл понятие местного самоуправления в российское законодательство. Согласно новой редакции ст. Был изменён статус исполнительных органов на местах: вместо исполнительных комитетов местных советов создавались местные администрации, подотчётные советам, но не являющиеся их органами.
В Конституции РФ 1993 года подобная демократическая норма, к сожалению, уже не присутствует. Наконец, именно в преамбуле основного закона РСФСР впервые за всю историю российской государственности был зафиксирован принцип принятия и провозглашения Конституции народом Российской Федерации, который при этом руководствовался идеями научного коммунизма, как это записано в самом тексте преамбулы. В статье 2 основного закона РСФСР 1978 года декларировалась принадлежность всей власти народу, который осуществлял ее через советы народных депутатов, составляющие политическую основу государства. В то же время принципиально важно, что в указанной статье отсутствовало упоминание о возможности непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти посредством использования форм прямой демократии, например референдума. Тем не менее в статье о политической системе в качестве основного направления развития провозглашалось дальнейшее развертывание социалистической демократии: всё более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения. Незыблемые основы В качестве особой характеристики новой редакции Конституции России 1978 года эксперты справедливо выделяют объявление в прямой форме Российской Федерации суверенным государством, чего не было в прежних конституциях. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в основной закон России, самая первая статья гласила: «Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей. Наименования государства Российская Федерация и Россия равнозначны». В Конституции были закреплены права человека, федерализм, а также разделение властей в его истолковании, содержащемся в решениях Конституционного суда. Вместе с тем основной закон закреплял положение о правомочии съезда народных депутатов принять к своему рассмотрению любой вопрос. В условиях сложившегося двоевластия — президента как главы исполнительной власти и съезда как органа народного представительства — борющиеся стороны не смогли разрешить конфликт мирным, легальным путем, то есть в рамках Конституции. Если основной закон 1978 года включал в себя наряду с преамбулой 11 разделов, объединявших в общей сложности 22 главы и 185 статей, то по состоянию на 10 декабря 1992 года Конституция России состояла уже из 12 разделов, 27 глав и 221 статьи. В соответствии с законом от 24 мая 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции основного закона РСФСР» основной закон и был дополнен главой 131 «Президент РСФСР», которая объявила президента высшим должностным лицом и главой исполнительной власти российского государства. В результате проведенных 12 июня 1991 года выборов первым президентом в истории российской государственности стал Борис Ельцин, вступивший в должность 10 июля того же года. После очередных изменений и дополнений, внесенных в Конституцию РСФСР апрельским и декабрьским съездами народных депутатов в 1992 году, глава 131 получила наименование «Президент Российской Федерации», в ней имелась и статья об одновременном избрании вместе с президентом вице-президента Российской Федерации, кандидатура которого предлагалась кандидатом на пост президента. Как известно, в Конституции Российской Федерации 1993 года ни о каком вице-президенте речи уже не было, и эта должность канула в Лету. Вопросы суверенитета В ходе реформирования конституционных основ федеративного устройства российского государства в самом начале 90-х годов XX века происходили очень существенные процессы, вызывавшие опасения за целостность страны после ее выхода из состава СССР и провозглашения полного собственного суверенитета.
Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях. Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, охрану здоровья и т. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.
12 апреля 1978 года принята четвертая Конституция РСФСР
сохраняя преемственность идей и принципов Конституции РСФСР 1918 года, Конституции РСФСР 1925 года, Конституции РСФСР 1937 года и в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Союза ССР, закрепившей основы общественного строя и политики СССР. России. (с изм. и доп., внесенными Законами РСФСР. Данный закон является юридически ничтожным уже по факту отсутствия точного написания Основного Закона РСФСР – Конституция (Основной Закон) 1978 года. Новая Конституция РСФСР.