Новости институт этнологии и антропологии ран

Шапсуги / А.Х. Абазов, Ю.Д. Анчабадзе, А.В, Кушхабиев, М.М. Паштова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Кабардино-Балкарский научный центр РАН; Адыгейский республиканский ин-т гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева. ведущий научно-исследовательский центр в области этнологии, социальной и физической антропологии России.

Фотогалерея

  • Другие новости раздела
  • Старообрядчество среди русского населения
  • В.А. Тишков
  • Учебно-научный центр социальной антропологии
  • Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова

В Минобрнауки подтвердили увольнение директора Института этнологии и антропологии

Сотрудники института написали открытое письмо в его поддержку на имя главы Минобрнауки Валерия Фалькова. В письме они сообщили, что с лета 2023 года в устной форме распространяется информация о скором отстранении от должности Функа и приходе в институт на роль исполняющего обязанности директора Загребина.

Кокошина, 6-го секретаря Совета безопасности России. Трансформация пространства: интеграция, миграции, туризм 23 января 2023 23 января 2023 года ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН А. Первый год правительства Олафа Шольца и российско-германские отношения 19 января 2023 19 января 2023 года заместитель директора Института Европы РАН В. Котов и А. Иванова приняли участие в круглом столе «Российско-германские отношения на современном этапе». XXIV заседание Экономического семинара им.

Пленарное заседание состоится в главном корпусе университета — здании Двенадцати коллегий, секции и круглые столы — в здании Исторического факультета. Круглые столы: «Северный город: культурные пространства и образы, идентичности и ментальные карты городов Устные эпосы, погребальные плачи, панегирики герою: бытие жанров в современном бытии народов Исследования российских антропологов в субсахарской Африке и африканских диаспорах в XXI в. Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонародного государства Человеческий потенциал, социальная устойчивость и культурное многообразие в условиях глобальных вызовов Секции: Кавказ: повседневность и конфликт в динамике культурной традиции XIX — XXI вв. Современные подходы в биологической антропологии.

Пленарное заседание состоится в главном корпусе университета — здании Двенадцати коллегий, секции и круглые столы — в здании Исторического факультета. Круглые столы: «Северный город: культурные пространства и образы, идентичности и ментальные карты городов Устные эпосы, погребальные плачи, панегирики герою: бытие жанров в современном бытии народов Исследования российских антропологов в субсахарской Африке и африканских диаспорах в XXI в. Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонародного государства Человеческий потенциал, социальная устойчивость и культурное многообразие в условиях глобальных вызовов Секции: Кавказ: повседневность и конфликт в динамике культурной традиции XIX — XXI вв. Современные подходы в биологической антропологии.

Алексея Загребина назначили руководителем Института этнологии и антропологии РАН

9 октября 2023 г. зам. директора по связям с общественностью А.Т. Абдулиной были проведены переговоры о заключении меморандума о сотрудничестве с директором Института этнологии и антропологии РАН Дмитрием Анатольевичем Функом, доктором исторических наук. «Исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН) назначен доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Загребин. Институт этнологии и антропологии РАН. Профессор РАН представил в Саратове "Стратегию национальной политики РФ". Вчера в комитете общественных связей и национальной политики. Елена Данилко, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, зав. Центром визуальной антропологии.

Сообщить об ошибке

  • Институт этнологии и антропологии РАН | Сайт центра ноосферного здоровья
  • Апрель 2024
  • ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ — ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН
  • Конгресс антропологов и этнологов России пройдет в Петербурге

Конгресс антропологов и этнологов России пройдет в Петербурге

Журнал «Вестник антропологии» учрежден по решению Ученого совета Института этнологии и. Институт этнографии АН СССР им. Миклухо-Маклая — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области. Шапсуги / А.Х. Абазов, Ю.Д. Анчабадзе, А.В, Кушхабиев, М.М. Паштова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Кабардино-Балкарский научный центр РАН; Адыгейский республиканский ин-т гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева. ведущий научно-исследовательский центр в области этнологии, социальной и физической антропологии России.

Институт востоковедения Российской Академии Наук

Новым директором Института этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН) стал экс-депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Загребин. Об этом сообщил представитель пресс-службы Минобрнауки. Валерий Александрович Тишков, д-р ист. наук, профессор, академик РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН. Елена Данилко, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, зав. Центром визуальной антропологии. Категория:Сотрудники Института российской истории РАН.

⭕ Минобрнауки уволило директора Института этнологии и антропологии РАН Дмитрия Функа.

Круглые столы: «Северный город: культурные пространства и образы, идентичности и ментальные карты городов Устные эпосы, погребальные плачи, панегирики герою: бытие жанров в современном бытии народов Исследования российских антропологов в субсахарской Африке и африканских диаспорах в XXI в. Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонародного государства Человеческий потенциал, социальная устойчивость и культурное многообразие в условиях глобальных вызовов Секции: Кавказ: повседневность и конфликт в динамике культурной традиции XIX — XXI вв. Современные подходы в биологической антропологии. Теоретические и практические аспекты Антропология женской домашней повседневности XIX — начала XXI века Этнографические и антропологические фотодокументы и изобразительные материалы в контексте освоения культурного пространства.

Тем более что есть бедные страны, где люди разных национальностей и конфессий не дерутся между собой. Что же тогда панацея? Эффективное качественное управление сложным обществом. Вот вам пример. Ситуация в начале 90-х в Чечне и в Татарстане была одинаковая, но в одной республике во главе стоял экзальтированный генерал, а в другой — опытный управленец-политик.

Лекция Д. Функа в ЛГУ. В дар университету передали большую партию книг по социокультурной и физической антропологии, изданных в ИЭА РАН в последние годы. Функ встретился с ректором университета профессором Виктором Рябичевым, с заведующим кафедрой истории Виталием Бильдюгиным и другими коллегами по философскому факультету.

Председатель Российского исторического общества С.

Нарышкин в своём комментарии подчеркнул, что это назначение даст новый толчок развития российской науке: «Россия исторически формировалась как многонациональное государство, ставшее домом для множества народов и этносов. В этом заключена наша сила и, одновременно с тем, уязвимость. Не раз бывало, что враги, поняв, что победить Россию на поле боя невозможно, стремились расколоть её изнутри, используя, в первую очередь, национальный фактор. Поэтому сегодня Институт этнологии и антропологии РАН является одним из ключевых, по-настоящему стратегических центров социально-гуманитарного знания.

Материалы по теме

  • Институт этнологии и антропологии РАН | это... Что такое Институт этнологии и антропологии РАН?
  • Институт этнологии и антропологии РАН возглавил экс-депутат Госдумы
  • ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН ОТМЕЧАЕТ 90-ЛЕТИЕ
  • В Минобрнауки подтвердили увольнение директора Института этнологии и антропологии
  • Институт археологии и этнографии

НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ : Интервью с директором Института этнологии и антропологии РАН Валерием Тишковым

В этом году желающих принять участие в Конгрессе было так много, около девятисот человек, что нам пришлось изменить место проведения пленарного заседания — со Смольного на Таврический дворец», — отметил В. Конгресс антропологов и этнологов проходит очно раз в два года с 1991 г. Основными организаторами мероприятия, кроме Ассоциации антропологов и этнологов, выступили Музей антропологии и этнографии им. Миклухо-Маклая РАН. Оно задает общий тон, к тому же мы всегда стараемся сделать так, чтобы в первый день выступили не только наши, но и ведущие зарубежные ученые.

Сайт конференции Научный форум проходит с 1995 года, в этом году мероприятие приурочено к 300-летию Российской академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета.

Жеребцов и Л. Лашук, в работах разных лет ими отмечалась культурная специфика групп коми, принявших «старую веру», определялись география их расселения и субконфессиональный состав. Все их работы объединяются выводом о консервативном влиянии старообрядчества на культуру зырян и на сохранение «архаических религиозных пережитков». Большой интерес представляют работы Ю. Гагарина, написанные на результатах сплошного конкретно-социологического исследования состояния религиозности сельского коми населения 1966 1 Жаков К. К вопросу о составе населения в восточной части Вологодской губернии. Белицер В. Сыктывкар, 1960. Сыктывкар, 1961. Задачами исследования были выявление степени сохранности религиозных представлений и их особенностей у старообрядцев. Основным выводом было заключение о скором «вымирании» старообрядчества1. Планомерные и последовательные исследования на Печоре, Вычегде и Вашке начались уже с 1980-х гг. Сыктывкарскими учеными А. Власов, Ю. Савельев, Е. Прокураторова, Т. Канева, Т. Волкова, Т. Дронова, В. Шарапов была подготовлена серия сборников с материалами о старообрядческой книжно-рукописной традиции, формировании и функционировании отдельных общин, наставнических родов, роли книги в традиционной культуре2. Новейшие исследования среди старообрядцев коми-зырян вопросы мифологии, художественного творчества принадлежат В. Шарапову и П. Лимерову3, работавших в старообрядческих селах в 1990-х гг. История и культура локальных старообрядческих групп среди коми-зырян стали предметом диссертационных исследований A. Чувьюрова и В. Власовой с целью выявления роли старообрядчества в формировании местных этноконфессиональных сообществ, определении их культурной специфики4. Этим авторам принадлежит и множество других опубликованных работ. Более подробцов Л. Формирование народности коми. Сыктывкар, 1973; Он же. История религии и атеизма народа коми. Сыктывкар, 1991; Старообрядческий центр на Вашке. Устная и письменная традиция Удоры: Материалы и исследования. Сыктывкар, 2002; Староверие на северо-востоке Европейской части России. Сыктывкар, 2006. Сыктывкар, 1996; Он же. Сыктывкар, 2001. Сыктывкар, 1996. Локальные группы коми Верхней и Средней Печоры: проблемы языковой, историко-культурной и конфессиональной самоидентификации. Этноконфессиональная история тихвинских карел-старообрядцев на протяжении трех с половиной веков на основе оригинального полевого материала и выявленных архивно-документальных источников освящается в монографии и статьях О. Фишман, использовавшей феноменологический подход в исследованиях1. Научные исследования среди старообрядческих групп пермяков стали проводиться уже в 1950-х годы. Белицер, помимо упомянутых работ, были написан отдельный очерк о материальной культуре коми-зюздинцев, где отмечается их принадлежность к старообрядчеству, но внимание акцентируется на других проблемах2. Современные научные публикации об этой группе исчисляются буквально единицами3, остальные принадлежат преимущественно дореволюционным авторам. В этой связи для моего исследования было интересно привлечение материалов о ближайших соседях зюздинских пермяков - юрлинской группе русских, подвергшейся сильному старообрядческому влиянию коллективная монография Бахматова A. Власовой 4. К культуре язьвинских пермяков обращались филологи, которые отмечали яркую специфику их диалекта, это, прежде всего, В. Лыткин в 1960-е годы, затем и современные ученые P. Баталова, 1 Фишман О. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. Этнографические тетради. Кудымкар, 2000. Юрлинский край. Материалы и исследования. Кудымкар, 2003; Власова И. Кудымкар, 1995. Сморгунова 1. Язьвинцам посвящены многочисленные работы Г. Чагина, который на основе многолетних исследований приходит к важным выводам, что язьвинцев в силу специфичности культуры и языка можно рассматривать не как этнографическую группу пермяков, а как один из народов коми. На примере язьвинцев В. Байди-ным выявлялись общие закономерности распространения староверия л среди финно-угров. С 1972 года среди язьвинцев велась планомерная работа сотрудников археографической лаборатории МГУ, изучалась местная книжная традиция, были выявлены ее взаимосвязи с историей бегло-поповского старообрядческого согласия. Исследования нашли отражение в ряде публикаций в упомянутой выше университетской серии изданий, посвященных проблемам старообрядчества статьи Е. Сморгуновой, В. Пушкова, И. Несколько экспедиций было организованно преподавателями и студентами Кудымкарского государственного института. Таким образом, на сегодняшний день это наиболее изученная группа финно-угорского старообрядческого населения в Урало-Поволжье. Однако далеко не все аспекты истории и культуры коми-язьвинцев освящены достаточно полно, также требуется их комплексный анализ. Старообрядчеству среди мордвы практически не посвящалось отдельных работ, хотя упоминания об этом явлении имеются в миссионерских отчетах, архивных источниках, статьях о христианизации инородцев. Некоторые сведения о сектантстве среди мордвы, и о ста 1 Лыткин В. Коми-язьвинский диалект. Ареальные исследования по восточным финно-угорским языкам коми языки. Народы Прикамья. Очерки этнокультурного развития в Х1Х-ХХ вв. Пермь, 2002; Чагин Г. Екатеринбург, 1997. Язьвинские пермяки. Пермь, 1993; Он же. Историко-культурный остров. Пермь, 1995; Он же. На земле то было, да на язьвинской. Пермь, 1997; Он же. Коми-язьвинские пермяки - древний народ Северного Урала. Красновишерск, 2002. Пермь, 1999. Среди других финно-угорских народов поволжского региона старообрядчество не нашло большого распространения и соответственно влияние его на их традиционную культуру было незначительным. Упоминания о старообрядцах среди удмуртов имеются в книге Ю. Ивонина, но носят лишь констатирующий характер. Несколько более подробно об этом пишет Е. Шумилов в монографии о христианстве в Удмуртии2. Старообрядческие группы среди чувашей вызывали научный интерес только в контексте общих исследований различных сектантских движений, не являясь предметом специального рассмотрения. Наиболее подробные сведения об истории распространения старове-рия среди чувашей находим у Ю. Кудряшов выделял это явление у чувашей как особый тип религиозного синкретизма, сформировавшегося в результате конвергенции то есть предварительного синтеза ряда религиозных систем на позднем этапе межконфессиональных и межэтнических взаимодействий4. Таким образом, проблема нерусского старообрядчества в Ура-ло-Поволжье, представляющая большой теоретический интерес, рассматривалась фрагментарно, практически отсутствуют комплексные исследования, а степень изученности различных групп старообрядцев не одинакова. В этой связи представляются весьма перспективными новые исследования в этой области. Саранск, 2004. Старообрядцы и старообрядчество в Удмуртии. Ижевск, 1973; Шумилов Е. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI - начале XX века. Ижевск, 2001. Старообрядчество и христианское сектантство в Чувашии. Чебоксары, 4Кудряшов Г. Динамика полисинкретической религиозности. Опыт историко-этнографического и конкретно-социологического исследования генезиса, эволюции и отмирания религиозных пережитков чувашей. Чебоксары, 1974. В третьем разделе настоящего историографического обзора отмечены работы, в которых в той или иной степени поднимаются проблемы, решающиеся и в настоящей диссертации. Прежде всего, необходимо оговориться, что рассмотрение старообрядчества не как консервативного, и чрезвычайно обособленного явления, а живой развивающейся традиции характерно для большинства современных исследований. Так, археографы, анализирующие произведения письменности во всем жанровом многообразии, проводят прямую параллель между древнерусской культурной традицией и современным старообрядчеством. Такой подход характерен, в частности, для работ Е. Агеевой, Е. Сморгуновой, И. Поздеевой, Е. Смилянской, и других, публикующихся в периодической серии МГУ. Бубновым старообрядчество определяется как культура-посредница между средневековьем и современной европеизированной Россией1. Вместе с тем, говоря о сохранности в старообрядчестве древних элементов русской культуры, ученые отмечают «стойкость, активность, динамичность, даже просто изворотливость старообрядческого движения в целом», которые позволяют ему всегда находиться в соответствии с конкретным историческим контекстом. К вопросу об «относительной замкнутости» старообрядческих общин и их способности вырабатывать коллективные способы реагирования на внешние перемены, не разрушающие их культуры, неоднократно обращалась и С. Моррис характеризует старообрядчество как своеобразный ключ к пониманию процессов конвергенции в современном мире3. Источники, типы и эволюция. Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока, история и современность: местная традиция. Русские и зарубежные связи. Владивосток - Большой Камень , 1997. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований М. Проблема адаптационных ресурсов староверия поднималась Е. Дутчак, которая подчеркнула важную роль семьи в процессах межпоколенной трансляции традиционных норм1. Сложности самосохранения старообрядцев в однонациональной среде рассматривались также В. Источннковая база исследования. Важным источником для диссертационного исследования послужили дореволюционные публикации, в которых содержится разной степени насыщенности информация о расколе на исследуемой территории. Грань между источниками и историографией представляется здесь весьма условной. В этом плане большую ценность представляет работа Н. Чернавского об Оренбургской епархии. Подробно описывая все сколько-нибудь значительные местные события, автор приводит массу интереснейших сведений о старообрядцах: о популярности их идей среди казачества, об основании скитов, миссионерской деятельности светских органов управления и православного духовенства , статистические таблицы3. Подобного рода труд по Уфимской епархии был написан И. Помещая в книгу данные о численности раскольников по уездам и отдельным населенным пунктам на 1897 год, он объясняет и причину быстрого распространения в крае раскола, связывая ее со строительством горных заводов4. Этапы этого процесса анализируются В. Один из активных деятелей Уфимского миссионерского комитета Н. Тюнин издал в 1889 году сборник личных бесед со старообрядцами, дополненный авторскими размышлениями и комментария 1 Дутчак Е. Старообрядческая община п. Липинская В. Новосибирск, 1992. Оренбург, 1900; Вып. Уфимская епархия на 1897 год. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. Уфа, 1899. В него вошло немало этнографических сюжетов - описания некоторых семейных обрядов, бытовой специфики, мелких частностей, характерных для здешних толков дырники, голубиный толк и др. Этого невозможно почерпнуть из сухих архивных дел. Предвзятое отношение Тюнина к своим собеседникам и заметная тенденциозность не мешают считать книгу важным источником. Этнографические зарисовки о старообрядцах были сделаны в путевых заметках М. Круковского и К. Горбунова, историческом очерке В. Интересные сведения о жизни известных раскольничьих скитов, располагавшихся на территории Уральского казачьего войска и тесно связанных с Иргизскими монастырями, можно извлечь из статьи П. Самым подробным этнографическим очерком о старообрядцах Южного Урала начала XX в. В 1905 году известный русский ученый целый месяц провел в селе Усень-Ивановское Белебеевского уезда Уфимской губернии среди старообрядцев-беглопоповцев и изложил свои наблюдения в довольно объемном очерке. В нем даны исторический экскурс, общая характеристика способов хозяйствования, возведения жилищ, описание традиционной одежды, особенностей бытового уклада, религиозной жизни и обрядовой практики усеньчан1. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом, географическом и промышленном отношении. Письма по расколу за 1886-1889 годы. Уфа, 1889. Южный Урал. Путевые очерки. Исторические очерки о Дуване 1868 г. Месягутово, 1991. Источником о язьвинских старообрядцах послужили также работы И. Кривощекова, Я. Камасинского, путевые заметки Н. Зюздинским пермякам посвящен обширный этнографический очерк Н. Штейнфельда, в котором содержится обстоятельная информация об особенностях их расселения и хозяйствования, описывается быт. Отмечая приверженность местного населения к расколу, автор пишет: «Раскол здесь - явление положительное особенное.

Считаем эти информационные вбросы … и давление на директора нашего Института абсолютно неприемлемыми», — говорится в письме, под которым на сегодня подписались 132 сотрудника из порядка 180. Ответов на них не поступило, вместо них приведены слова академика Тишкова о новом и. Он в свое время работал директором Удмуртского института истории, языка и литературы, избирался президентом Ассоциации антропологов и этнологов России.

Конгресс антропологов и этнологов России

Загребина, много лет назад — до ухода в политику — занимавшегося региональной финно-угорской историографией. Считаем эти информационные вбросы … и давление на директора нашего Института абсолютно неприемлемыми», — говорится в письме, под которым на сегодня подписались 132 сотрудника из порядка 180. Ответов на них не поступило, вместо них приведены слова академика Тишкова о новом и.

Тем более что есть бедные страны, где люди разных национальностей и конфессий не дерутся между собой. Что же тогда панацея? Эффективное качественное управление сложным обществом. Вот вам пример. Ситуация в начале 90-х в Чечне и в Татарстане была одинаковая, но в одной республике во главе стоял экзальтированный генерал, а в другой — опытный управленец-политик.

Доклад и. Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Подводя итоги, они отметили высокий уровень выступлений и глубину исследуемых вопросов. Это — одна из возможностей превратить наш конгресс в нон-стоп научную дискуссию. А саму Ассоциацию хотелось бы видеть центром компетенций, признанным экспертным сообществом, способным влиять и на реальную политику, и на научную политику в России.

В поздравлении также отмечен вклад ведущих специалистов Института этнологии и антропологии в реализацию научных проектов по изучению истории и культуры тюркского населения Южной Сибири и Центральной Азии совместно с НОЦ «Большой Алтай». Сергей Землюков пожелал всем сотрудникам Института крепкого здоровья, благополучия, новых научных проектов и открытий.

Проблемы идентичности русских и зачем нужен Институт этнологии и антропологии РАН

Вчера в РИА «Новости» прошел круглый стол, посвященный самоидентификации русского народа. Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, член Президиума РАН академик Валерий Александрович Тишков рассказал о темах предстоящего Конгресса: российской идентичности и патриотизме, идентичности этнических сообществ, антропологии. Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте этнологии и антропологии РАН по специальностям 07.00.07, 03.00.03, Ученого совета Института этнологии и антропологии РАН.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий