В этом контексте опыт эвакуации из блокадного Ленинграда был социальной травмой. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Эвакуация жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер. В этом контексте опыт эвакуации из блокадного Ленинграда был социальной травмой. Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года.
Но ведь блокаду можно было снять раньше?
- Главная навигация
- Переживший блокаду Юрий Смолич рассказал, как его эвакуировали из Ленинграда
- Почему после блокады Ленинграда в городе возникла квартирная путаница и нехватка жилья
- Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?
- Ладожское озеро
- За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
Новости и события Российского исторического общества
Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. Как рассказали в пресс-службе Комитета по транспорту города, с началом блокады автобусное движение в Ленинграде прекратилось. Пассажирская техника была повреждена снарядами. Тогда была поставлена задача эвакуировать 500 тысяч человек.
На спасительной трассе шоферов подстерегало множество угроз: от риска провалиться под ледовый покров до возможного попадания в автомобиль вражеского снаряда. Однако это не останавливало ни водителей, ни кого-либо из трехсот человек, обслуживавших Дорогу жизни: все они принимали существовавшие опасности и осознанно шли на них - настолько сильным и действенным было бескорыстное стремление помочь жителям Ленинграда, оказавшимся в кольце неприятельских сил, и эвакуировать как можно больше людей из осажденного города. Ледовый режим стремительно обрел статус главной проблемы Дороги жизни - несмотря на рассчитанную исследователями толщину, пригодную для движения грузовых автомобилей, в первые недели работы трассы на дно ушли порядка сотни полуторок. Причиной, вызывавшей внезапные проломы льда, оказался эффект резонанса, который сумел выявить советский ученый Наум Рейнов при помощи изобретенного им специального устройства - прогибографа. Наука внесла бесценный вклад в организацию максимально безопасного движения по 30-километровой трассе, и Дорога жизни в свою первую зиму функционировала до конца апреля 1942 года - тогда машины успешно проходили по озеру при толщине льда всего 10 сантиметров по сравнению с ноябрем, когда рекомендуемыми были 20 сантиметров.
Отрицая саму смерть Установленные правила безопасного прохождения по дороге не устраняли риск для жизни. Напротив, каждый неверно сделанный шаг или неправильное решение вели к летальному исходу. Смертельная опасность таилась повсюду: в ледовых торосах, в потере ориентиров, в непрерывных вражеских артобстрелах. Для обеспечения светомаскировки предписывалось выключать фары, но водители предпочитали этого не делать.
Среди них — описания боевых действий, карты с планом советского командования, фотоотчёт работы артиллерии Балтийского флота, наградные листы защитников города. Также сообщалось, что программа «Память сильнее времени» , посвящённая 80-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, прошла в пятницу, 26 января, в Доме офицеров городского округа Краснознаменск в Московской области. Ошибка в тексте?
Возражать принято не было. Так, если например, в стандартной двушке в 42-45 квадратов проживала семья из 4 человек, то к ним вполне могли подселить еще одну семью. Хотя уже даже в это время Ленинград считался городом коммуналок и в нем и без того наблюдался дефицит жилья. Коммуналки были едва ли не символом Ленинграда, города, который в одночасье стал местом притяжения огромного количества людей. Элегантность творческого Петербурга уживалась с веяниями социалистической революции. До сих пор существует масса коммуналок, созданных в элегантных домах и огромных квартирах дворянства, у которых коммунисты отняли жилье и приспособили его для нужд рабочего класса. Такое сочетание несочетаемого, когда в здании классической архитектуры с огромными потолками и изящными окнами ютились десятки чужих друг другу людей, стало привычным. В людях жила надежда и это было главнее всего. Потому ситуация, возникшая в городе после снятия блокады, с жильем, когда семьи жили в коммуналках, никого особо не удивила, скорее это было в духе времени и особенно города.
Ведь сразу после свержения царя в Петербурге остро встал жилищный вопрос, селяне стремились в города, туда ехала молодежь для новых перспектив и строительства социализма. К тому же, после всеобщей коллективизации, в деревнях уровень жизни заметно снизился. Переименование города в Ленинград лишь усилило его привлекательность в глазах внутренних мигрантов, которые видели в нем очаг социалистической революции и строить социализм ехали именно туда. Некогда большие квартиры дворян становились коммуналками, чаще всего в одной комнате проживала одна семья, а общее количество комнат в квартире было от трех до десяти. Общесоветская проблема Коммуналки стали символом Ленинграда еще в 30-е. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Потому можно утверждать, что существенно положение дел не изменилось. Скорее это была путаница в имущественных вопросах, которую удавалось относительно безболезненно решить. К тому же, в послереволюционное время острая нехватка жилья была практически во всех городах.
Сразу после революции население хлынуло в города. Так, за десять с небольшим лет, начиная с 1926 года в города уехало 18,5 млн жителей сел и деревень. В ту пору и был введен термин «самоуплотнение», говоря проще жилье было менее комфортным, зато для всех. Впрочем, большими и просторными квартирами могли «наградить» особенно старательных коммунистов. В том же Ленинграде, после 1935 года освободилось много добротных квартир, чьи прежние хозяева были репрессированы, практически вся их жилплощадь была роздана сотрудникам НКВД. Этот диссонанс встречается до сих пор. Вполне вероятно, что в стране Советов планировали решать этот вопрос, но война изменила планы. Жизнь страны в буквальном смысле разделилась на до и после, изменились миграционные потоки, сократилось количество населения - люди погибли на войне. Но предприятия нуждались в рабочих руках, потому города снова заселялись настолько плотно, насколько это было возможным.
Безусловно, городское население пополнялось за счет сельского, ведь для правительства промышленность была куда важнее сельского хозяйства. Сильнее всего это было заметно в Ленинграде, после окончания блокады город испытывал голод в специалистах и кадрах, которых решили набрать со всей страны: 30 тысяч производственников и 18 тысяч сельской молодежи приехали поднимать промышленность Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда. Приехавшие специалисты селились в пустующие дома а куда еще? Все они обнаруживали, что лучшие квартиры уже заняты приезжими рабочими, которые, конечно же, воспользовавшись случаем, подобрали для себя лучшие варианты. Те, кто вернулся с эвакуации и не обнаружил своего дома, вставали в очередь на получение жилья, таких семей было тысячи. Однако ленинградцы усиленно строили новые и восстанавливали разрушенные дома. Это давало свои плоды.
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев
Эвакуация из Ленинграда началась в июле, однако она имела не такие значительные масштабы, как того требовала ситуация. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Музей обороны и блокады Ленинграда стал одним из участником просветительского проекта «Достижения РФ», свой голос за него уже отдали больше 21 тысячи человек. Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда.
Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР
В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни.
Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое.
Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него.
Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там.
Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин. Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку. Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем.
В их компетенции была организация обороны Ленинграда и эвакуации населения и предприятий.
Кроме того, требовалось решить проблему управления войсками. Комиссия вынесла ряд важных решений, в том числе связанных с обеспечением армии продовольствием и боеприпасами. Начало блокады Какое значение Ленинград играл для СССР 29 августа 1941-го нарком путей сообщения Лазарь Каганович доложил Сталину о том, что сообщение поездов с Ленинградом прервано по всем линиям. В первых числах сентября захватчики усилили свои удары, пробились к берегу Ладожского озера и 8 сентября захватили Шлиссельбург — Ленинград оказался отрезан от остальной страны. Так началась блокада.
Отныне сообщение с городом поддерживалось только через Ладожское озеро и по воздуху. Советский Союз оказался на грани катастрофы: взятие неприятелем Северной Пальмиры привело бы к потере основных военно-морских баз на Балтике, вывело бы из строя промышленность города и помешало контрнаступлению Красной армии под Москвой Многие исследователи уверены, что Гитлер хотел не просто взять Ленинград, а решил полностью стереть его с лица Земли — соответствующую директиву немецкое командование приняло 22 сентября. Как город готовился к осаде Жители попавшего в блокаду города даже не думали сдаваться оккупантам. В оперативном порядке появилось народное ополчение, в домах — в основном из женщин и детей — сформировались группы самозащиты: они должны были сбрасывать с крыш зданий зажигательные бомбы и оказывать помощь пострадавшим. Они тоже были обязаны принимать участие в строительстве оборонительных укреплений.
По формулировке видного военачальника Кирилла Мерецкова, «в сентябре 1941 года более чем 300-тысячная армия немцев обложила Ленинград с юга и юго-востока, а финские войска нависли со стороны Карельского перешейка и вышли к реке Свирь ». В критической ситуации Сталин решил заменить командующего Ленинградским фронтом — вместо Климента Ворошилова был назначен Георгий Жуков. Стремясь во что бы то ни стало остановить отступление, он начал с крутых мер: отныне за оставление рубежей обороны полагался немедленный расстрел. Как рассказывал впоследствии Жуков поэту Константину Симонову, Сталин оценивал сложившееся под Ленинградом положение как катастрофическое и даже употребил слово «безнадежное», считая, что через несколько дней город придется считать потерянным Больше всего верховного главнокомандующего беспокоило объединение немцев с финнами, что неминуемо произошло бы после захвата Ленинграда, и формирование крайне опасной группировки к северу от Москвы. Назначение Жукова на пост командующего Ленинградским фронтом прошло буднично: Сталин передал ему записку для Ворошилова, которому предписывалось сдать фронт и возвращаться тем же самолетом.
Жизнь в блокаде Немецкое наступление развивалось успешно, к 18 сентября нацисты захватили Пушкин и Слуцк Павловск , вышли к Финскому заливу в районе Петергофа. При своем максимальном продвижении агрессор остановился в пригородах Ленинграда: линия фронта проходила в 4 километрах от Кировского завода и в 16 километрах от Зимнего дворца. По ее свидетельству, нацисты прибыли в Сиверский на мотоциклах.
Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка.
Осталась одна Таня». Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы.
Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду.
Эта трасса получила название «Дорога жизни».
Восстановить полную картину, помочь людям восстановить утраченные связи, подтвердить право на получение поддержки от государства можно только объединив сведения, хранящиеся в архивах различных субъектов Российской Федерации. Ярославская область была одним из первых регионов, принявших эвакуированных ленинградцев, здесь разместили детей в июле 1941 г.
Ярославщина также являлась пунктом транзита, на ее земле оказывалась помощь тем, кто направлялся вглубь страны. В настоящее время архивная служба Санкт-Петербурга работает со многими регионами, обсуждая их участие в важном для людей и сохранения памяти Проекте: это Архангельская, Вологодская, Новосибирская, Нижегородская, Тверская, Свердловская области, Пермский, Алтайский край и Горный Алтай, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Адыгея и многие другие.
Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения
В России собирают информацию об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда. 27 января, в День 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на международной выставке "Россия" состоялась официальная передача Архивному комитету Санкт-Петербурга впервые оцифрованных материалов об эвакуированных в регионы жителях. Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда должна была проходить в несколько этапов. Об этом должен знать каждый! Эти исторические события нельзя перечеркнуть и забыть! Все события начиная с древней Руси должны передаваться из поколения в пок.
Предпосылки блокады
- Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
- Ответы : Почему не эвакуировали всех жителей блокадного Ленинграда?
- Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду
- Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov
Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России
Сегодня 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Ленинград был окружен еще одним – внешним – кольцом блокады, отвлекая на себя огромное количество немецких войск. Во время блокады Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года, население города проявило невероятную смелость и выдержку. После прорыва блокады в феврале 1943 г. было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых. Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города.
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде
А почему ольга Бегольц из блокадного Ленинграда не уехала, хотя могла бы в Москву эвакуироваться? Таким образом, впериод войны и блокады из Ленинграда эвакуировалось 1 814 151человек, в том числе: в первый период, включая плановую эвакуацию до блокады — 774876 чел., во второй — 590581 чел., в третий — 448694 чел. В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. Эвакуация — одна из самых памятных и болезненных страниц истории блокадного Ленинграда.