15 февраля все православные отмечают Сретение Господне. 07:00 — Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери Ранняя Божественная Литургия. Православные 15 февраля отметят важный церковный праздник, символизирующий встречу человека с Божественным, — Сретение Господне. Сретение Господне (от греческого "встреча") — это праздник ожидания и приветствия христианской смерти, в котором отражается вся христианская мысль, рассказал РИА Новости. Философское наполнение Сретения — встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета — с Новым.
Сретение Господне. История и традиции большого праздника
Такое поверье породило различные поговорки, например: "В Сретение солнце на лето, зима — на мороз поворотили ". Кроме того, заключительные холода и первые оттепели называли сретенскими. Считается, что капель в праздник предвещает теплую весну и хороший урожай пшеницы. Но если погода в Сретение холодная и морозная, то зима еще долго не отступит.
В то же время снег 15 февраля говорит о дождливой весне. Если же будет безветренно и солнечно, то стоит ожидать хороший урожай льна. Как и в любой другой церковный праздник, в Сретение действуют некоторые запреты и рекомендации.
Например, в этот день нельзя злоупотреблять алкоголем и заниматься физической работой. Также запрещено ругаться и быть в плохом настроении. Встречать праздник советуют с семьей, в кругу близких.
Если перевести слово «сретение» на современный язык, то получится «встреча». Многие задаются вопросом — о какой встрече идет речь? В прямом смысле Церковь вспоминает в этот день встречу Симеона Богоприимца и младенцем Иисусом. Но символически это евангельское событие имеет гораздо больший смысл: это встреча человека и Бога, Старого и Нового Завета.
Так, читая тропарь празднику, верующие обращаются к Пресвятой Богородице, а в кондаке - ко Господу.
Обычаи и традиции праздника Сретения Господня Есть у Сретения необычная традиция: освящение церковных свечей, который перекочевал в православие от католиков. В требнике 1646 года был подробно описан чин западных христиан - крестные ходов с зажженными светильниками. С помощью факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня: в эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне - Луперкалии, славяне - Громницы. Эта традиция стала своеобразным компромиссом, совмещающем и дохристианские традиции и христианство, ведь в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара. Православные же относятся к сретенским свечам благоговейно: их хранят весь год и зажигают во время домашней молитвы и особых прошений.
В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое: встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия: в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной, что породило массу пословиц и поговорок, например, "на Сретение зима с весною встретилась", "в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". Последние зимние холода и первые весенние оттепели называли Сретенскими, а после праздника крестьяне начинали множество уже совсем "весенних" дел; выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья и, конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.
Рим, Италия Во времена рождения Господа было принято за первенца вносить в храм Иерусалимский символический выкуп. Женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести жертву — однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, то в храм приносили только пару голубей. По преданию, после Рожества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В храме их встретил старец Симеон, который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни.
По преданию, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе 285—247 до рождества Христова. Когда Симеон переводил слова пророка Исаии «Се Девая во чреве приимет родит Сына», он решил, что это ошибка, и хотел вместо девы написать «молодая женщина». В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку.
Сретение Господне: самарцам рассказали смысл и традиции праздника 15 февраля 2023 года
На первый взгляд, особенно, если вчитаться в текст Сретенской службы, никаких точек соприкосновения нет. Тут даже о столкновении, казалось бы, нет повода говорить, настолько разные уровни бытия затрагиваются романтическими настроениями и, например, вот этими словами: «Младенствуеши мене ради, Ветхий деньми: чищением приобщаешися, чистейший Боже, да плоть увериши мне, юже от Девы. И сим Симеон поучаяся, позна Тя Бога, явльшагося плотию, и яко жизнь лобзаше, и радуяся, старчески взываше: отпусти мене, Тебе бо видех, Живота всяческих! Чуть выше, в стихире на литии есть еще одно подтверждение неуместности, с точки зрения Священного Предания, изображения Отца в виде старца, как если бы именно Он понимался под «Ветхим деньми» Дан. Вернемся к неслучайной случайности следования праздника Сретения непосредственно за, казалось бы, чуждым и даже враждебным ему по духу Валентиновым днем. С какой же стати нам в праздник Сретения вспоминать о Валентиновом дне, по какому-то досадному недоразумению ему предшествующем? Можно было бы и не вспоминать, ничего, по большому счету, не потеряли бы, но учитывая некоторое «увлечение духовностью», характерное для неофитствующего сознания, отвергающего все, что ниже уровня третьего неба, до которого был восхищен Апостол 2 Кор.
Если в любви земной трудно увидеть образ любви небесной — это наши проблемы. Дольний мир — икона мира горнего. Всё по-человечески естественное — икона человеческого по образу Божиему, но… в отличие от природы окружающего мира — «твари, покорившейся суете не добровольно, но по воле покорившего ее, стенающей и мучающейся доныне» Рим. Однако было бы опрометчиво, из-за страстных примесей, пренебрегать и тем, к чему грех примешивается, недооценивая естественное, и вместо того, чтобы его очищать, пропалывать, фильтровать, просто отбрасывать как гнилушку какую.
Такую воду называли Сретенской и называли ее целебной. Обычно такую воду набирали в храмах или делали самостоятельно, топя снег и освящая его, собирая воду с тающей капели. Люди верили, что сретенская вода способна исцелять любые недуги, снимать порчу и сглаз, помогать исцелять раны. Разумеется, использовать неочищенную воду, тем более из природных источников, не стоит - лучше для потребления, умывания и прикладывания к ранам воду дополнительно профильтровать и прокипятить. Нужно сесть у окна. Если быстро и тихо пройдет один человек - к непутевому и скупому супругу.
Веселись и ты, старец праведный, принявший во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение. Кондак , глас 1 [12] Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец. Припев: Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих. Ирмос 9 песни, глас 3. В законе сени и писаний образ видим, вернии, всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Припев: Богородица Дева, надежда христиан, покрой, сохрани и спаси надеющихся на Тебя.
Актёр театра и кино Юрий Батурин в нашем специальном проекте о духовном подвиге жертв кровавого лихолетья. Вернем жизнь храму. Новый выпуск авторской рубрики Яны Истоминой о возрождении разрушенных святынь. Показать больше.
Праздник Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Сегодня уже отмечалось, что Сретение – это встреча. 8 сентября, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая. Сретение – значит встреча! Пусть же эта встреча с добрыми людьми и, самое главное, с Богом обязательно состоится у каждого из нас! В праздник Сретения Господня в Старицком агролицее — филиале Тверского технологического колледжа — состоялась встреча благочинного Старицкого церковного округа. Также Сретение означает встречу Ветхого и Нового Заветов в лице Родившегося Спасителя, и встречу человека с Богом в масштабном смысле этого слова. Храм Сретения Господня на тысячу молящихся был построен в ново‑византийском стиле в 2008 году.
Сретение – это встреча
После ее слова подтвердил и Симеон. Праведный старец жил около трехсот лет. Когда Симеон встретил богомладенца, он наконец обрел покой. Сретение, пояснил священник, переводится как «встреча».
Отсюда и название праздника, посвященного встречи богомладенца Иисуса с человеком — Симеоном, который не мог умереть, пока не найдет пришедшего в мир Спасителя. Этот день относится к двунадесятым праздникам, которые повествуют о земной жизни Богородицы и Иисуса. На Сретение в храмах принято освящать свечи — эта традиция зародилась еще в древности и со временем о ней многие забыли, рассказал священник.
Освященные свечи верующие забирают домой и зажигают во время молитв. В этот праздник в храмах проходят торжественные литургии, которые тоже стоит посетить. В Сретение Господне следует накрыть на стол и провести день в кругу родных людей.
Есть мнение, что «только раз бывает в жизни встреча, только раз с судьбою рвется нить», сердце трогает противопоставление «первая встреча, последняя встреча» — все это свидетельствует о понимании встречи как начала чего-то важного, судьбоносного, ценного и… нет, не случайного, потому что это должно произойти, но может и не состояться, если мы не отзовемся, не предпримем энергичных усилий, чтобы не упустить своего счастья, если не распознаем его, не поймем, как себя вести! Состоится ли встреча? Какое захватывающее сочетание случая и волевого выбора: первое — само пересечение жизненных путей двух или более людей, второе — их выбор в этой ситуации заметят ли они друг друга, как отзовутся на внутренний импульс сделать «шаг навстречу», что сделают, чтобы потоком жизни их не разнесло в разные стороны на недосягаемое расстояние? Случайно ли, что столь «доставший» многих из нас, импортированный в эпоху политического климакса названного нейтральным словом «перестройка» , «Валентинов день» вплотную предшествует Сретению Господню?
Нет ли здесь указания на их встречу, а вместе с тем и на встречу близких, хотя и весьма разноуровневых ценностей; не на столкновение, и именно на встречу?.. На первый взгляд, особенно, если вчитаться в текст Сретенской службы, никаких точек соприкосновения нет. Тут даже о столкновении, казалось бы, нет повода говорить, настолько разные уровни бытия затрагиваются романтическими настроениями и, например, вот этими словами: «Младенствуеши мене ради, Ветхий деньми: чищением приобщаешися, чистейший Боже, да плоть увериши мне, юже от Девы. И сим Симеон поучаяся, позна Тя Бога, явльшагося плотию, и яко жизнь лобзаше, и радуяся, старчески взываше: отпусти мене, Тебе бо видех, Живота всяческих!
Чуть выше, в стихире на литии есть еще одно подтверждение неуместности, с точки зрения Священного Предания, изображения Отца в виде старца, как если бы именно Он понимался под «Ветхим деньми» Дан. Вернемся к неслучайной случайности следования праздника Сретения непосредственно за, казалось бы, чуждым и даже враждебным ему по духу Валентиновым днем. С какой же стати нам в праздник Сретения вспоминать о Валентиновом дне, по какому-то досадному недоразумению ему предшествующем?
Вслушайтесь, сколько тепла и нежности в этой сцене, изложенной стихом Иосифа Бродского: "И старец воспринял Младенца из рук Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке Храма. И только на темя случайным лучом свет падал Младенцу; но Он ни о чем не ведал еще и посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона". Рембрандт, 1627 г. Я дождался Тебя, я увидел Бога воочию и теперь могу уйти! И Симеон произносит знаменитые слова, которые звучат 15 февраля в каждом храме: "Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром... Теперь Симеон может отойти в вечность, теперь он может сойти в мир усопших, неся туда, первым, весть: он видел на земле Бога, пришедшего в наш мир плотью. Как сообщает дальше Евангелие, Иосиф и Мария, услышав слова праведного старца, "дивились сказанному", а Симеон, благословив их, продолжил пророчество.
Это слова о той борьбе, которая развернется вокруг явившегося в мир Спасителя. Посмотрите, как эпизод рисует чеканный стих Бродского: "И старец сказал, повернувшись к Марии: "В лежащем сейчас на раменах Твоих паденье одних, возвышенье других, предмет пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть Его будет, Твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око". Пророческие слова старца Симеона к Марии "и Тебе Самой оружие пройдет душу" легли в основу знаменитых икон "Умягчение злых сердец" и "Семистрельная". Эти чудотворные образы похожи, на них Богородица изображена с вонзенными в ее сердце мечами. Перед иконами молятся, желая смягчить сердца врагов. Евангелие не рассказывает о том, что произошло дальше со старцем Симеоном. Бродский дорисовывает сцену, описанную евангелистом Лукой, - уход Симеона Богоприимца из Иерусалимского храма.
Константин: — Ну, Бог им судья, момент самолюбия.
Я тоже такой интересный пример сейчас, позвольте, расскажу: мы сейчас общаемся с некоторыми ребятами, которым гуманитарную помощь оказываем, там поддерживаем молитвенно, поясочки отправляем, которые на передовой. И вот у нас недавно такой маленький конфликт произошёл с одной прихожанкой даже при всём том, что она воцерковлённая достаточно женщина, и вот там мы с ребятами, был праздник, день рождения, тортик, и вот её что-то так вот немножко занесло, и она говорит: «Как вы можете здесь сейчас сидеть, когда там ребята наши погибают! А потом я общался с парнем, и вот эту ситуацию рассказал, он говорит: «Так для нас радость, что вы там радуетесь, потому что если ещё мы будем думать о том, что вы не радуетесь, а в депрессии находитесь, в каком-нибудь унынии, так у нас цель тогда пропадёт, вообще зачем мы здесь? Мы для того, чтобы вы жили там хотя бы в той норме, которая у вас есть, а лучше — ещё лучше». Восприятие того, который там под бомбами и тому подобное, и здесь: «А что вы, как вы так? И опять-таки, тут возвращаемся, почему она так говорит: с одной стороны, она справедлива, что мы более должны быть сострадательны, более коммуникативны, а с другой стороны, она рассуждает в меру своего восприятия, особенно эмоционально, потому что это женщина. Ну а по-другому, может быть, и не знаю как, честно говоря. Борисова: — С сюжетом Сретения, с евангельским рассказом о Сретении связана ведь ещё удивительно такая трогательная икона «Умягчение злых сердец», то есть буквально живописное переложение пророчества Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Сам этот образ — Богородица, как средство умягчения злых сердец, насколько это сретенская тема? Константин: — Я думаю, однозначно она сретенская, но здесь, опять-таки, параллель, я не могу однобоко как-то чего-то говорить, я всегда пытаюсь какой-то символизм приводить: хочешь ты или не хочешь, злой ты, добрый, мы, говоря о Божьей Мамочке, Царице Небесной, мы вспоминаем неотъемлемо свою сразу маму, но это на подсознательном уровне.
И я ещё раз повторюсь, что у злого, что у доброго человека мама — это самое близкое, ценное. И когда мы говорим уже о Божьей Матери, на подсознательной подкорочке у нас это Мама, она может у Сына испросить для меня прощения, помощи, не зря же говорят: материнская молитва очень велика, да? Поэтому эта встреча может быть и через как родную мамочку, которая привела к Богу, так и неотъемлемо через Царицу Небесную, когда твое сердце смягчилось, и вот через эти маленькие трещины окаменелого твоего сердца всё-таки пытается войти Бог. А дальше уже умножишь ты это или нет, захочешь ты продолжить не только встречу, а путь свой с Богом — это уже, опять-таки, от твоей свободы выбора зависит, от твоей воли. Вот поэтому неотъемлемо, да, и умыслы, и сердечное благоволение. Борисова: — Вот смотрите, Спасителя в храм принесли, Он не пришёл сам, Его принесли родители для того, чтобы произошла эта встреча Симеона Богоприимца с младенцем Христом. А для человека нужны ли проводники к сретению, то есть насколько важны в жизни человека люди, которые к этому сретению его подводят? Константин: — Ну, опять возвращаемся к опыту. Почему принесли? Потому что была такая традиция, это был опыт ветхозаветный.
Всегда надо смотреть, а чего плохого? Есть разные методы даже развивать, вот есть проблемы, ну, развивай до максимума, что дальше? Вот ты развил, ничего не изменилось, ну, это может быть, но ничего не изменилось, и тебя тогда попускает, что раз ничего не изменилось, значит, я спокойно живу дальше. Если мы говорим о таких, ну, тут, конечно, проводник, мы уже ранее говорили, что проводник — это в первую очередь — Господь, но если мы говорим о соработниках, помощниках в лице мамы, священника и далее, который может помочь в этом духовном приближении к Господу, они должны быть, ну, тем паче для младенца — это родители, родные и крестные родители, чья неотъемлемая духовная задача — показать в первую очередь личным своим примером — а как я с Богом живу и имею опыт. Если бы, по факту, все крестные родители выполняли свои прямые обязанности, я уверен, что у нас в храмах стояли не единицы, а сотни и тысячи, просто элементарно, если бы мы с детства к этому приучали. Но чаще всего оправдание: «меня никто не учил, и я не учу» — тебя что, ничего нет? Ну, возможности нет ни прийти в храм, ни открыть книжку, ни открыть интернет? Ну, самооправдание определённое.
Праздник Сретения Господня
В Сретение начали отмечать встречу зимы с весной. Храм Сретения Господня на тысячу молящихся был построен в ново‑византийском стиле в 2008 году. И вот наступило событие той самой встречи, Сретения, которое мы до сих пор чтим и празднуем — он увидел младенца Иисуса Христа. Само название Сретение, что означает «встреча», отсылает нас к сути этого великого праздника. Само название Сретение, что означает «встреча», отсылает нас к сути этого великого праздника. Сретение переводится с церковнославянского как "встреча".
Когда православные отмечают Сретение Господне
- История праздника
- Читайте также
- Сретение Господне: традиции и приметы, что нельзя делать 15 февраля
- Священник назвал Сретение Господне "молодёжным" праздником
- Самая важная «встреча»: православные тюменцы отметили Сретение Господне
Сретение Господне: традиции и приметы, что нельзя делать 15 февраля
Сретение особо любимо в народе, поскольку в этот день Церковь прославляет Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу. Сретение означает «встреча». Праздник символизирует единение Ветхого и Нового заветов, а также встречу человека с Богом. Сегодня православные вспоминают Сретение — событие, которое случилось больше 2000 лет назад, на 40 день после Рождества Христова — встречу в Иерусалимском храме старца. Сретение Господне — один из двунадесятых православных праздников, который отмечают 15 февраля в память о встрече старца Симеона с Богомладенцем Иисусом. Тропарь Сретения Господня повествует нам о встрече двух эпох, двух Заветов – Ветхого и Нового.
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ - ГЛАВНАЯ ВСТРЕЧА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА / СЕРГЕЙ МИХЕЕВ О ПОЕЗДКЕ НА ФРОНТ
По завершении решающей стадии христологических споров на Халкидонском Соборе 451 г. К этому времени и относится появление Сретения в качестве самостоятельного владычнего господского праздника годового цикла в календарях столичных Церквей: Рима конец V в. Исторически несомненным является то, что из некоего синтетического праздника Тэофании Богоявления , включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение в Храме Иерусалимском. В него включены и менее торжественные праздники, являющиеся как бы производными от этих основных: Неделя святых праотец и др. Историческая цель и догматический смысл праздников рождественского цикла состоит не только в том, чтобы вспомнить во всех подробностях знаменательные факты земной жизни Иисуса Христа, но, прежде всего, в том, «чтобы выявить, понять и, насколько возможно, пережить тайну Слова, ставшего плотью». А поэтому «и не ошибется тот, кто признает его [Сретение] праздником праздников, субботой суббот, назовет [его] святая святых. Ибо здесь сосредотачивается все таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в нем [воплощении] Младенец Христос был возвеличен и Богом был исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле, был явлен Он, Творец нашего естества».
Литература: Рубан Ю. Сретение Господне. Опыт историко-литургического исследования. Приведены подробные библиографические указания. Рубан Ю. Христианский литургический календарь: История и источниковедение На примере праздника Сретения.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Поэтическая страничка приложение.
По установившейся традиции, освященные на праздник Сретения Господня свечи, были розданы прихожанам. Настоятель обратился к верующим с проповедью. Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. На церковно-славянском «сретение» означает «встреча».
Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече старца Симеона и Младенца Иисуса Христа в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества. Сретение — то встреча двух эпох, двух миров — Ветхого и Нового — это самая главная и долгожданная встреча в истории человечества. Верующие в этот день празднуют встречу с Богом.
Праздник неизменно выпадает на 15 февраля. История и суть праздника Как зародился праздник Сретение Господне празднуют в память о событии, описанном в Евангелии от Луки: на 40-й день после Рождества Иисуса Мария и Иосиф принесли свое дитя в храм в Иерусалиме для совершения ритуала благодарности Богу. Согласно Моисееву закону, мать младенца мужского пола должна была ждать 40 дней перед входом в храм, где после приносила жертву для очищения своей плоти, рассказал «360» священник Алексей Золотай. Мария родила в результате непорочного зачатия, поэтому ей не обязательно было это делать. Однако она все равно следовала традиции. Он благословил Иисуса и произнес пророчество о его роли для спасения мира и предупредил об испытаниях, которые ожидают Сына Божьего и семью. Вместе с Богоприимцем была Анна Пророчица.
Симеон взял Богомладенца на руки и произнес вслух пророчество о Спасителе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». А Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Предания гласят, что Симеон родился до Рождества Христова и в итоге прожил более 300 лет. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем, причислила к лику святых, прославила как благочестивого праведника и покровителя младенцев. Сретение символизирует пересечение Ветхого и Нового Заветов, соединяя иудейскую и христианскую традиции, истории спасения человечества. Это один из старейших христианских праздников. Его застали, в частности, священномученик Мефодий Патарский и святитель Иоанн Златоуст, они выступали с проповедями.
Мермерины Калининского района. Дети познакомились с церковным праздником Сретения Господня, с иконой праздника и с историей его происхождения. Им был показан офильм об обычаях праздника, о Симеоне Богоприимце и праведной Анне пророчице. Для закрепления темы дети отвечали на вопросы. Все дети выполняли творческие задания по теме праздника. Родителей и учителей ознакомили с темами уроков о нравственности, дружбе, любви к семье и ближним, уважительного отношения к учителям и друг другу. Родители выразили желание познакомиться с приходом. В праздник Сретения Господня в Старицком агролицее — филиале Тверского технологического колледжа — состоялась встреча благочинного Старицкого церковного округа, настоятеля Ильинского храма г. Старицы протоиерея Владимира Марценюка с учащимися. В начале встречи священник зачитал поздравление митрополита Тверского и Кашинского Амвросия в связи с праздником Сретения Господня и Днем православной молодежи.