ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство. Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_
Литература
- Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV (Грозного) Васильевича.
- Предыстория
- Что посмотреть
- Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство!
- Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного
В ту пору на Западе людей настолько массово казнили и обращали в рабство, что в "дремучей" России только за головы хватались, глядя на все это. В той же Англии в ту пору крестьян массово сгоняли с земли, разоряли, а потом казнили по обвинению в "бродяжничестве". Характерен акт "О наказании бродяг" от 1547 года, который разрешал порабощение уволенных слуг, которые не нашли себе нового хозяина в течение трех дней! На многих людей большое впечатление произвел известный клеветнический фильм Эйзенштейна, где "кровавый тиран" уничтожает людей за один косой взгляд. На самом деле Иван IV вполне позволял противоречить себе даже в важных для него и для государства вопросах религии, он выслушивал и религиозных оппонентов, которых короли тогдашней Европы могли сразу казнить. Например, 10 мая 1570 г. Почему мне тебя нельзя не считать еретиком, так это потому, что учение твое полностью противоположно Христову учению и все рассуждения твои против Христовой Церкви направлены".
Особенно въелись в головы некоторым людям мифы об убийстве царем митрополита Филиппа. По этому поводу недавно выступил священник РПЦ Владислав Цыпин — зампредседателя епархиального суда Москвы, член синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии. Он заявил, что никаких документальных свидетельств о царской вине в убийстве нет. А что касается того, что эта "вина" прописана в Житии причисленного позже к лику святых митрополита, то оно не является абсолютной истиной и может быть уточнено: "Житие это не канонический текст, вроде библейского или богослужебного, это биография святых, поэтому, если надо уточнить, это возможно". Еще в советское время останки царя и его сына были эксгумированы и исследованы учеными, которые обнаружили, что на самом деле они оба умерли от отравления. Это еще раз к слову о том, что якобы "царь-параноик" будто бы понавыдумывал себе врагов: их вовсе не надо было выдумывать, раз они были даже в его ближайшем окружении, способном отравлять царскую трапезу.
Более того, если говорить о православных аспектах деятельности царя Ивана Грозного, то известно, что он был очень набожным, писал богословские и богослужебные тексты, основал массу храмов и монастырей. В Грановитой палате Кремля он изображен с нимбом над головой, как было принято изображать канонизированных святых. Еще более интересные вещи на эту тему содержаться в не так давно изданной книге под названием "Коряжемские святцы". Вышедшие в свет под общей редакцией известного публициста В. Бойко-Великого, с предисловием и комментариями известных историков П. Петина и А.
Фетисова, "Коряжемские Святцы" — это редчайший рукописный церковный памятник, введенный в научный оборот лишь в середине XIX столетия выдающимся русским библиографом В. Ундольским 1816-1864. Он примечателен прежде всего тем, что на его страницах при перечислении чтимых на Руси святых упоминается, по мнению известных церковных историков архиепископа Сергия Спасского и Е.
Царь был особенно горд этой победой, одержанной уже после разрыва с Избранной радой. Однако уже в 1564 Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать "виноватых", начались опалы и казни. Опричнина Царь все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины.
Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла - чтобы выметать измену, и собачьи головы - чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иоанн IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570 , поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода.
Во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отрочь монастыре митрополита Филиппа , пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Большинство историков считают, что в 1572 царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея , которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль. Итоги царствования Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета - временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день , что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель.
Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний.
Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. По случаю восшествия на престол Ивана IV был составлен Чин венчания на царство — официальный акт, определявший порядок наделения властью правителя страны. Известны две редакции этого документа, получившие название «Краткой» и «Пространной». Венчание Ивана Грозного проходило в том порядке, который описан в Краткой редакции. Она восходит к Чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича — первому документально зафиксированному на Руси описанию церемонии избрания нового государя, относящемуся к концу XV века, ко времени правления великого князя Ивана III.
Царское венчание явилось для России актом большого политического значения.
В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба. За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками. Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин.
В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию. Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна. В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем. После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани.
Огромный обоз с царским имуществом и казной последовали за ним в Александровскую слободу теперь г. Александров, Владимирская область. В грамоте посланной народу царь Иоанн объяснил свой отъезд изменой бояр. Вся Москва пришла в ужас и смятение. Решено было отправить к Иоанну посольство с тем, чтобы царь вернулся на царство.
По возвращении Иоанна Грозного в Москву в феврале 1565 года репрессии были обрушены на наиболее видных сторонников идеи федерации больших и малых княжеств: князей Куракиных, Головиных и Шевыревых. Во главе создано царём опричнины встали родственники покойной царицы Анастасии — Юрьев, Басманов; а также брат второй жены Иоанна Грозного кабардинской княжны Марии Темрюковны князь Черкасский. Среди опричников, кроме того, царь выделял князя Вяземского, боярина Василия Грязного и дворянина Г. Скуратова-Бельского, по прозвищу Малюта. Царь не считал репрессии основой своей политики.
В исторической литературе тема опричнины составила одну из трудноразрешимых загадок. Историки давно обратили внимание на то, что репрессии во многих случаях имели политические цели. Прежде всего царь искоренял тех, кто по его мнению поддерживал сепаратистские устремления, способствовал консервации удельной раздробленности. Форсированная централизация страны, проводимая царем Иоанном Грозным, могла быть ответом на форсированную децентрализацию Руси, проводимую боярами в период с 1538 по 1548 гг. Всего за время правления Иоанна Грозного, фактически за сорок лет было «репрессировано» 3-4 тысяч человек.
Для сравнения в это же время в Париже в одну Варфоломеевскую ночь было уничтожено более 3 тысяч гугенотов. Но Варфоломеевская ночь имела продолжение, и в течении двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов! В 1558 году царь Иоанн объявил войну Ливонскому ордену, продолжая дело начатое Александром Невским. После разгрома Ливонского ордена, Царь Иоанн был близок к решению задачи освобождения от польско-литовского владычества братьев по православию украинцев и белорусов. В Риме «первом» понимали это и в войну за «ливонское наследство» вмешались Польша и Швеция.
Воспользовавшись этим в 1571 году с юга к русским границам прорвались татары. Брод через Оку татарам указал боярский сын Кудеяр Тищенков истоки боярской измены надо искать в их «вотчинном патриотизме». Поднявшийся ветер разнес пламя по всей Москве. Несмотря на пожар, русские воины оказали ожесточенное сопротивление: И татары,понеся значительные потери, отошли прочь, захватив с собой трофеи и полон. В это время Иоанн Грозный находился на «Ливонском» фронте, где он лично возглавил 80-тысячную армию.
Русская армия вступила в Эстонию и в ходе штурма овладела крепостью Пайду Вейсенштейн , крупнейшим после Ревеля Таллина опорным пунктом шведов в Ливонии. Но в тылу царя находился Новгород, часть «лутших» дюдей которого была готова поддержать Андрея Курбского в случае успеха польских войск. События на «южном» и «ливонском» фронтах разворачивались почти одновременно. В 1572 году крымский хан вновь появился около Москвы, но был встречен русской ратью во главе с князем Михаилом Ивановичем Воротынским. Произошло несколько сражений, в ходе которых татары потерпели поражение и бежали в Крым, преследуемые русскими войсками.
В плен попал фактический руководитель похода крымский полководец Дивей-мурза. Из 120 тысяч в Крым вернулось менее 20 тысяч. Твердость проявленная Московским государством в ответ на турецкие притязания на Казань и Астрахань, удачные военные действия против крымского хана Девлет Гирея, в рядах которого, как известно, были не только ногайцы мурза Керембердеев с 20 тысячами человек , но и 7 тысяч янычар, присланных хану турецким везирем Мехмед-пашой, наконец, удачный набег донских казаков в 1572 году на Азов, когда они, воспользовавшись разорением города от взрыва порохового склада, причинили турецкому гарнизону большой ущерб, — все это несколько «отрезвило» султанское правительство. Кроме того, Турция после 1572 года была отвлечена борьбой, которую султану Селиму II пришлось вести в Валахии и Молдавии, а затем и в Тунисе.
Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)
Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. Недовольства народа были столь очевидны, что митрополит Макарий заранее решил укрепить власть юного государя, проведя обряд венчания на царство, хотя к тому времени 16-ти летний Иван IV уже был полноправным правителем. Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля. Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство.
Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство!
Ответы : В каком соборе произошло венчание Ивана 4 и какой год? | Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. |
Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV (Грозного) Васильевича. | Венчание на царство Ивана Грозного (Лицевой летописный свод, Царственная книга, л. 288.). |
Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях | Венчание на царство Ивана Грозного (Лицевой летописный свод, Царственная книга, л. 288.). |
Иван IV и Фёдор Иванович: появление традиции и становление обряда | Венчание на царство. |
Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула
Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV (Грозного). Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства. Венчание на царство Иоанна IV свт. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. 16 января в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV.
Венчание на царство Ивана IV Грозного и его историческое значение
Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. Венчание Ивана Грозного на царство. 16 января исполнилось 477 лет от венчания на царство первого русского царя – Ивана Грозного (1530-1584 гг.). В этот очень значительный для нашей истории день в 1547 года в Успенском соборе Кремля впервые состоялась данная торжественная церемония. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г. В Благовещенском Соборе Казанского кремля совершили небольшое путешествие в прошлое. Здесь прошла реконструкция коронации Ивана IV для съемки презентационных.
В Александрове отметили День венчания на Царство Ивана Грозного
Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. Город был взят штурмом. В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать. Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям.
Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью. После взятия Казани, царя в Москве встречали как национального героя. И как национальное бедствие восприняли москвичи болезнь, поразившую Иоанна Грозного в 1553 году.
По совету жены Анастасии Романовны царь написал завещание, в котором наследником назначил своего недавно родившегося сына Дмитрия. Решение царя было встречено боярами в «штыки». Громкий спор бояр, их шумные речи и даже брань, были услышаны царём Иоанном из его опочивальни.
Горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева - Фёдор не присягают Дмитрию. Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева. Митрополит Иоанн в книге «Самодержавие духа» дает следующий портрет Грозного Царя: «Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза серые, но светлые, исполненные огня и лицо приятное».
Царица Анастасия была подстать Иоанну: стройная, с прекрасными голубыми глазами и длинными светлорусыми волосами. Кузнецова пишет, что « из уст в уста передавались рассказы о красоте царицы и появление Анастасии рядом с Иоанном подтверждало молву». Балязин отмечает, что «Анастасия отличалась помимо красоты целомудрием, смирением, набожностью и основательным умом».
Со скоропостижной смертью любимой жены подозрительность царя Иоанна к боярской измене резко возросла и не безосновательно. В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев. В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба.
За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками. Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин.
В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию. Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна.
В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем. После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани. Огромный обоз с царским имуществом и казной последовали за ним в Александровскую слободу теперь г.
Александров, Владимирская область. В грамоте посланной народу царь Иоанн объяснил свой отъезд изменой бояр. Вся Москва пришла в ужас и смятение.
Решено было отправить к Иоанну посольство с тем, чтобы царь вернулся на царство. По возвращении Иоанна Грозного в Москву в феврале 1565 года репрессии были обрушены на наиболее видных сторонников идеи федерации больших и малых княжеств: князей Куракиных, Головиных и Шевыревых. Во главе создано царём опричнины встали родственники покойной царицы Анастасии - Юрьев, Басманов; а также брат второй жены Иоанна Грозного кабардинской княжны Марии Темрюковны князь Черкасский.
Среди опричников, кроме того, царь выделял князя Вяземского, боярина Василия Грязного и дворянина Г. Скуратова-Бельского, по прозвищу Малюта. Царь не считал репрессии основой своей политики.
В исторической литературе тема опричнины составила одну из трудноразрешимых загадок. Историки давно обратили внимание на то, что репрессии во многих случаях имели политические цели. Прежде всего царь искоренял тех, кто по его мнению поддерживал сепаратистские устремления, способствовал консервации удельной раздробленности.
Форсированная централизация страны, проводимая царем Иоанном Грозным, могла быть ответом на форсированную децентрализацию Руси, проводимую боярами в период с 1538 по 1548 гг. Всего за время правления Иоанна Грозного, фактически за сорок лет было «репрессировано» 3-4 тысяч человек. Для сравнения в это же время в Париже в одну Варфоломеевскую ночь было уничтожено более 3 тысяч гугенотов.
Но Варфоломеевская ночь имела продолжение, и в течении двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов!
Моменты, ставшие позднее важной принадлежностью венчания на царства в описании коронации Ивана IV не упоминаются вовсе. Не упоминается ни о вручении державы, ни о миропомазании, ни о причащении. Не упоминается также о том, чтобы митрополит говорил государю какое-либо поучение или приветственную речь, не говорится о государевых милостях и пожалованиях.
Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством. В Успенском соборе Московского Кремля после молебна Богородице св. Петру митрополиту Московскому, митрополит с молитвой возлагал на государя украшенные царские оплечья бармы , наперстный крест и шапку Мономаха. Затем следовали пение многолетия и поздравления от духовенства и вельмож.
Завершалась церемония литургией обедней , «отслушав» которую, как говорит летопись, царь возвращался во дворец, осыпаемый золотыми и серебряными монетами. Обращает на себя внимание любопытная деталь: вместе с бармами и шапкой Мономаха на царя возлагался наперстный т. Для современного человека это может выглядеть странно. Мирянин, хотя и непростой, носил наперстный крест поверх одежды.
Более того, крест был неотъемлемой частью царского парадного облачения. При этом, что совсем уж покажется удивительным, в ту эпоху священнослужители в массе своей наперстных крестов не носили. Традиция ношения наперстные крестов священниками Русской православной церкви сравнительно молода.
В дальнейшем царское достоинство Ивана Васильевича было утверждено константинопольским патриархом и официально признано рядом европейских монархов. Вскоре после венчания на царство Иван Васильевич решил жениться. Во время смотра невест он остановил свой выбор на Анастасии Захарьиной-Юрьевой, представительнице рода, который войдёт в историю России как Романовы. Однако супруга царя через 13 лет умерла после тяжёлой болезни. Иван Грозный подозревал, что жену отравили, и это ещё больше осложнило его отношения с боярами. Царь-реформатор По словам советника ректора МПГУ Евгения Спицына, начальный период царского правления Ивана Васильевича историки часто связывают с деятельностью органа, известного под названием «Избранная рада», — кружка приближённых к царю государственных деятелей. Достоверных данных об этом объединении нет до сих пор, но известно, что термин был введён бежавшим из России князем Андреем Курбским. Поэтому оценки деятельности «Избранной рады» среди историков разнятся — одни считают её прообразом правительства России, другие же просто мифом. Тем не менее именно в период предполагаемого функционирования «Избранной рады» конец 1540-х — 1550-е годы царь Иван Васильевич провёл ряд важных реформ. Также по теме 455 лет назад на Руси была учреждена опричнина — особое административное образование, где власть царя Ивана Грозного была ничем не... По его словам, это произошло в рамках Земской реформы, вводившей целый ряд выборных административных и судебных должностей и передававшей на места многие управленческие полномочия. Как напоминают историки, именно по инициативе царя была сформирована цельная система органов исполнительной власти — так называемых приказов, а также принят единый кодекс законов — Судебник, что позволяло подавить сепаратизм бояр и удельных княжеств. В 1552 и 1556 годах они были завоёваны и присоединены к России. Позже при Иване Васильевиче было также начато освоение Урала и Сибири. Успешно развивал он торговые и дипломатические отношения как с западноевропейскими Англия, Нидерланды , так и с восточными странами. Неоднозначные оценки Как отмечает Евгений Спицын, в 1558 году Иван Васильевич решил обеспечить Русскому царству широкий выход к Балтике и начал Ливонскую войну. При этом, по словам историка, это решение сегодня оценивается неоднозначно. Многие современники считали более перспективными действия против Крымского ханства с целью получения выхода в Чёрное море. Однако в историографии существует мнение, что эту войну следует рассматривать как комплекс разных кампаний, в большинстве из которых Москва изначально одерживала победы», — заявил Сергей Перевезенцев. Также по теме «Особая культурная миссия»: как «Апостол» Ивана Фёдорова повлиял на историю восточнославянских народов 455 лет назад вышла в свет первая точно датированная русская печатная книга — «Апостол» Ивана Фёдорова.
Как проходила церемония коронации русских царей Венчание и принятие царского титула Иоанном IV Клавдий Лебедев Чин, или порядок венчания на царство, Федора Ивановича был скопирован с византийского обряда. В него входили таинство миропомазания и множество других священнодействий. Очевидцем церемонии тогда стал английский дипломат Джером Горсей. По его описаниям, царь, окруженный свитой из высших чиновников и высшим духовенством в самых богатых одеждах, вышел из своих кремлевских покоев и медленно переходил из собора в собор. Поскольку Ивановская площадь в Кремле была полностью занята народом, для царя были сделаны «подмостки» 150 морских саженей около 270 метров. Во время церемонии паперти храмов были покрыты красным бархатом и стаметом сукном. Интерьер Успенского собора Московского Кремля Legion Media После входа царя в Успенский собор на него был надет специальный «наряд Большой Казны» — украшенный золотом и драгоценными камнями кафтан, весивший, по словам Горсея, около 100 кг. Когда царь шел, полы его одежды несли шесть человек — ближайшие к царю сановники. Федора Ивановича возвели на царское место, и митрополит короновал его шапкой Мономаха. При этом перед царем «помещались шесть венцов — символы его власти над землями страны» — бывшими ханствами и другими территориями, присоединенными его отцом Иваном Грозным.
Кто был первым русским царем
Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула | Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_ |
Telegram: Contact @history2days | Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля. |
На Руси состоялось первое венчание на царство | Венчание Ивана Грозного на царство. |
ИОАНН ГРОЗНЫЙ - Древо | Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля. |
Какого правителя Руси первого венчали на царство
Коломенскому епископу на слободы в Коломне и Иосифова Волоколамского мон-ря, к-рому были подтверждены все тарханные грамоты Василия III это самое раннее свидетельство особого расположения И. Ряд почитаемых обителей, как, напр. Серьезно затронула интересы Церкви еще одна мера, предусмотренная проектом реформ 1550 г. Размер «большой сохи» был разным для разных видов земельной собственности: для земель служилых людей «большая соха» равнялась 800 четвертей «доброй земли» в одном поле, для церковных земель - 600 четвертей, для черносошных земель - 500 четвертей. Эта мера означала, что церковная земельная собственность, если на нее не распространялись льготы, облагалась налогами по более высоким ставкам, чем владения служилых людей.
Из-за солидарного сопротивления духовенства светская власть не могла осуществить многие из своих планов. В истории отношений И. Летом 1553 г. Вероятно, в это время царь еще испытывал какой-то интерес к нестяжателям и их идеям.
Положение изменилось во время Собора, созванного в 1554 г. Башкин и др. На следствии, предшествовавшем Собору, и на самом Соборе стало известно о контактах между еретиками и нестяжателями Артемием и людьми его круга , сосланными «для исправления» в различные мон-ри. Когда на Соборе Рязанский еп.
Кассиан стал «хулить» «Книгу на новгородских еретиков» «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого, входившую в то время в круг постоянного чтения И. Следствие по делу еретиков проводили по приказу царя старцы Иосифова Волоколамского мон-ря Герасим Ленков и Филофей Полев. Когда в 1555 г.
Иосифова Волоколамского мон-ря свт. Гурий Руготин. Архиепископу был вручен «Наказ» царя и митрополита с подробными наставлениями, как следует обращать в христианство казанских татар. Когда позднее, основав ряд монастырей для распространения христианства среди населения, архиеп.
Гурий просил наделить эти монастыри землями, И. Макария, обещал это сделать. Вместе со свт. Гурием в новую епархию был послан ряд волоколамских пострижеников, один из к-рых, Герман Садырев-Полев , стал преемником архиеп.
Гурия на Казанской кафедре. В начале Ливонской войны И. После взятия Нарвы в 1558 г. Главная идея книги - необходимость для России существовавшей в ней с самого начала сильной самодержавной власти, всякое ослабление которой вело к печальным последствиям.
Одновременно в «Степенной книге» последовательно подчеркивались безукоризненное правоверие русских государей, их постоянное тесное сотрудничество с Церковью. В «Степенной книге» жизнеописания государей сопровождаются житиями их святых современников. Работу над этим огромным сочинением вела, по-видимому, группа книжников во главе с царским духовником протопопом Благовещенского собора Андреем, который в 1562 г. Рождение, а затем выздоровление царевича Иоанна Иоанновича приписывались покровительству прп.
Никиты Столпника. Прежде незначительный, переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь превратился в большую общежительную обитель, где были построены собор во имя прп. Никиты, каменные трапезная и ограда. Мон-рь был щедро наделен землями.
Царь позаботился и о восстановлении запустевшего Данилова монастыря , где находились останки его предка, св. Даниила Александровича. В мае 1561 г. По приказу царя осенью 1556 г.
Макария «учинил» троицкого игумена архимандритом, занявшим 1-е место в иерархии настоятелей рус. С одной стороны, у И. Это недовольство отразилось в послании, отправленном царем из Александровой слободы перед учреждением опричнины. При установлении опричного режима царь добился того, что право «печалования» рус.
Согласно летописному повествованию о походе на Полоцк в 1563 г. Иосифова Волоколамского мон-ря Леонид и архим. Чудова мон-ря Левкий, которого И. Новгородский архиеп.
Пимен прислал царю письмо с пожеланием успехов, благословение, образ Св. Софии и св. Возвращаясь из похода, царь остановился в Иосифовом Волоколамском монастыре, а в дек. Когда после взятия Полоцка встал вопрос о назначении туда архиепископа, подчиненного Московскому митрополиту, царь убедил принять кафедру жившего на покое Трифона Ступишина , постриженика прп.
Иосифа Волоцкого. Симонов монастырь был взят в опричнину со всеми владениями. Привлек к себе внимание царя и старицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , И. Тарханные грамоты получили от И.
В памяти людей Смутного времени сохранились рассказы о видениях митр. Макарию, предвещавших «нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли», однако при жизни свт. Макария столкновения между ним и И. После смерти святителя царь приложил усилия к тому, чтобы новым митрополитом стал близкий к нему человек.
Роль царя как патрона кафедры была подчеркнута в чине поставления тем, что именно царь вручил первоиерарху пастырский посох - символ власти. Однако новый митрополит не оправдал ожиданий правителя, выступив весной 1564 г. Царь, как сообщается в рассказе об этом эпизоде, «подал надежду на исправление» и с июня по сент. Царь, по-видимому, опасался, что митрополит может возглавить выступление знати в условиях, когда он готовит почву для политического переворота.
Когда переворот стал реальностью, митр. Афанасий, как и др. После смерти митр. Макария произошло еще одно важное изменение в отношениях между гос-вом и Церковью.
Царь, нарушая решения Стоглава, возобновил выдачу несудимых грамот. Так, по грамоте 1571 г. Новодевичьему московскому в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырю все приходское духовенство в огромных владениях обители было освобождено от подсудности митрополиту и епископам и от уплаты пошлин в архиерейскую казну. Афанасий «за немощию велиею» покинул кафедру и встал вопрос о выборе преемника.
Первоначально царь хотел видеть на митрополичьем престоле Казанского архиеп. Германа Садырева-Полева , известного царю еще в бытность того старцем Иосифова Волоколамского монастыря и, несомненно, при содействии И. Герман получил тарханную грамоту на земли и рыбные ловли Казанского архиерейского дома. Герман поселился на митрополичьем дворе, но архиерей стал напоминать царю о Страшном Суде, и его кандидатура отпала.
Остается неясным, кто и при каких обстоятельствах выдвинул кандидатуру соловецкого игум. Филиппа Колычева. Когда царь и Собор «понужали» его стать митрополитом, Филипп потребовал, чтобы царь «отставил опришнину, а не оставит, и ему в митрополитех быти невозможно». После этого его кандидатура должна была отпасть, но этого не произошло.
В грамоте об избрании митрополита говорится, что епископы били челом царю, тот «отдал гнев свой», Филипп был хиротонисан и возведен в сан митрополита, но дал обязательство «в опришнину... Солидарное выступление епископов в поддержку своего кандидата заставило царя, считавшего опричный режим еще недостаточно прочным, согласиться на избрание нежелательного для него первоиерарха. Грамоты 1564 г. Когда в кон.
Филипп был вынужден нарушить договоренность с И. Глава Церкви созвал иерархов, и было принято совместное решение выступить «против такого начинания». Однако, когда один из архиереев сообщил о происшедшем царю, владыки «своего начинания отпадоша». Против предложений митрополита выступили Новгородский архиеп.
Пимен, Суздальский еп. Пафнутий, Рязанский еп. Духовник царя протопоп Благовещенского собора Евстафий, по свидетельству Жития свт. Филиппа, старался настроить И.
Не решившись выступить против монарха, русский епископат утратил значение влиятельной общественной силы, к-рой он был в предшествующие десятилетия. Несмотря на отсутствие поддержки со стороны архиереев, митрополит решился нарушить соглашение с царем, когда «нецыи от первых вельмож и народ» обратились к нему с просьбой защитить их от казней. В марте 1568 г. Филипп обратился к царю с речью, в к-рой призывал прекратить казни и отменить «разделение» страны.
Затем, выражая свое несогласие с действиями И. Московский греческий во имя святителя Николая Чудотворца монастырь. Нарушение соглашения с царем не могло быть основанием для смещения митрополита, поэтому уже весной 1568 г. Тёмкина-Ростовского, епископа опричного Суздаля Пафнутия и близкого к монарху позднее его духовника архим.
Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря Феодосия Ветки , чтобы собрать сведения о «порочной жизни» Филиппа в Соловецком мон-ре. После того как от некоторых соловецких монахов удалось получить такие заведомо ложные показания, осенью 1568 г. Филиппа сана. Сохранилось свидетельство, что на Соборе в поддержку оклеветанного первосвятителя выступил архиеп.
Герман Садырев-Полев , по-видимому, именно после этого он был казнен. Неспособность духовенства защитить первоиерарха делала И. Так, в кон. Филофей чем-то вызвал неудовольствие царя и был низложен, царь отобрал и раздал помещикам значительную часть владений Рязанской кафедры.
Не остановился правитель и перед массовыми репрессиями по отношению к духовным лицам, когда до него дошли слухи о желании новгородцев перейти под власть польск. Дело не ограничилось публичным поруганием Новгородского архиеп. Пимена, которого сочли организатором заговора, и казнями бояр и слуг его двора. Все монастыри и приходские храмы Новгорода и округи были запечатаны, находившаяся в них казна конфискована.
На черное и белое духовенство был наложен большой штраф, а тех, кто были не в состоянии его уплатить, царь приказал «бити их из утра и до вечера на правежи до искупа безщадно» НовгорЛет. Тогда погибли св. Геласий , игум. Кроме того, в годы опричнины были казнены архимандриты нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня и Солотчинского в честь Рождества Пресв.
Богородицы мон-рей. Хотя церковные каноны запрещают заключение 4-го брака, участники Собора приняли на веру слова царя о том, что 3-й брак фактически не имел места, и дали такое разрешение. Однако на И. Последний запрет царь скоро нарушил, т.
Вероятно, это было реализацией оговаривавшейся в соборном постановлении возможности снятия епитимии в случае выступления царя «против недругов за святыя Божия церкви» в нач. Решения церковных властей в связи со вступлением И. Очевидно, что какие-то епитимии были все же установлены и царь был вынужден их соблюдать. Согласно летописным записям о поездках И.
Феодосий Ветка и настоятель старицкого Успенского монастыря св. Иов впосл. В мае 1569 г. Иов получил от царя щедрую тарханную грамоту на слободку в Старице и земли в 5 уездах, а в 1570 г.
Иов стал архимандритом взятого в опричнину Симонова мон-ря. Сохранялись и связи царя с Чудовым мон-рем. Преемник Левкия Леонид был поставлен на Новгородскую кафедру после низложения архиеп. Пимена, новый настоятель обители архим.
Евфимий также находился в окружении царя. Годы опричнины ознаменовались резким увеличением земельных вкладов в монастыри со стороны бояр и детей боярских, рассчитывавших найти в почитаемых обителях спасение от возможных опал и казней и поддержку в условиях начинавшегося хозяйственного разорения. Тем самым много земли снова «выходило из службы», и это вызвало отрицательную реакцию И. Антонием , запрещавший давать земельные вклады в мон-ри, «где вотчин много», а в мон-ри, где «вотчин мало», можно было давать вклады только «с боярского приговору».
В 1573 г. Еще хуже, по мнению правителя, дело обстояло в др. Лишь в отдельных сев. Похвалы царя благочестию вологодских старцев были неслучайными.
К Вологодской епархии были присоединены земли Подвинья, в Вологде - одной из царских резиденций - по приказу И. Осенью 1575 г. Ряд источников сообщает о низложении и казни Новгородского архиеп. Леонида , обвиненного в «измене» в окт.
Вместе с ним казнили настоятелей Чудова мон-ря Евфимия и Симонова мон-ря Иосифа, протопоп Архангельского собора Иоанн был утоплен. Поскольку духовные лица были казнены на Соборной пл. Тогда царь, «на тех возьяряся, казнил... Один из современников писал, что зашитого в медвежью шкуру архиеп.
Леонида травили собаками. Головы казненных бросили на двор к митрополиту. Очевидно, выступление архиеп. Леонида обеспокоило царя, и он таким способом хотел обеспечить в будущем покорность архиереев.
В описях архива Посольского приказа упоминаются несохранившиеся судебные дела, заведенные в сер. Антония и Крутицкого еп. Во 2-й пол. С осени 1576 до нач.
Ряд источников прежде всего приходо-расходные книги говорит о постоянных посещениях И. Иосифова Волоколамского монастыря, где царь раздавал монахам милостыню. Собор епископов принял решение о местном почитании прп. В 70-х гг.
Не позднее 1570 г. Записи в разряде Ливонского похода 1577 г. Двины правосл. Священников, книги и необходимую утварь следовало прислать из Новгорода и Пскова, а антиминсы - из Юрьева.
В адм. Покровительство церковным учреждениям было прекращено в связи с неблагоприятной ситуацией, сложившейся на фронтах Ливонской войны, когда возникла необходимость срочно пополнить опустевшую казну. Обладатели тарханных грамот сначала были обложены чрезвычайными налогами, а затем с них стали взимать и главный поземельный налог - «дань». Земли, взятые «в заклад», следовало отдать царю.
На усмотрение монарха передавалась и судьба «княженецких» вотчин, отданных в мон-ри в нарушение установленного ранее запрета. Это же касалось и купленных «княженецких» вотчин, часть к-рых И. В приговоре данная мера обосновывалась тем, что от роста церковных земель «воинственному чину... Вместе с тем в приговоре порицались попытки монахов отобрать земли у мирских людей «ухищрением и тяжею», а главное констатировалось, что от увеличения владений Церкви «прибытка никоего же несть», земли, перешедшие к Церкви, разоряются «на пьянственые и иные проторы, яже не токмо иноком, но и мирским свыше потребы не подобает творити» Законодательные акты Рус.
XVI - 1-й пол. XVII в. Невозможно сомневаться в том, что эти слова были вписаны в приговор по желанию царя, который вернулся к размышлениям, отразившимся в его вопросах к Собору 1551 г. В посланиях и устных высказываниях царь начал хвалить Флорентийскую унию см.
Ферраро-Флорентийский Собор. Ехавшего в Россию папского посла Поссевино царь предписывал принимать с почетом и разрешить ему присутствовать на правосл. В действительности И. Жертвой этих маневров стал Ростовский архиеп.
Давид, поддержавший предложения папского легата. Давид был низложен и сослан в Соловецкий мон-рь. Последними действиями царя по отношению к рус. The Hague, 1971; Лихачев Д.
Руси: По мат-лам Пушкинского дома. Тропарь и кондак на перенесение честных мощей кн. Михаила Черниговского, «... Руси: Источниковедение: Сб.
Стихиры митр. Записки о России, XVI - нач. Стоглав: Исслед. Житие митр.
Филиппа: Исслед. Иван Грозный в рус. Иоанн Грозный и его душевное состояние. Иван Грозный.
Берлин, 1924; Бахрушин С. Очерки по истории опричнины. Византия и визант. Пересветов и его современники: Очерки по истории рус.
Реформы Ивана Грозного. В канун грозных потрясений. Очерки полит. Исследования по истории опричнины.
Становление сословно-представительных учреждений в России: Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Bern; Fr. Россия после опричнины. Царство террора.
Становление рос. Россия Ивана Грозного. Из истории центр. Февральский собор «примирения» 1549 г.
Русь: Сб. Россия времени Ивана Грозного. Смех в Др. Basingstoke; N.
Начало самодержавия в России: Гос-во Ивана Грозного. Финансы средневек. Государев двор и полит. Иван Михайлов Висковатый: Карьера гос.
Flier, D. Berkeley, 1994. Третий Рим: Истоки и эволюция рус. История одной мистификации: Иван Грозный и «Избранная рада».
Титулы рус. Европы: К 70-летию В. Россия в системе междунар. Филипп и становление моск.
Европе в раннее Новое время: Докл.
Мы ждем юных гостей на занятиях по программам: «Быль о русской старине» для детей 6-8 лет , «Путешествие к европейскому двору» для детей 7-8 лет «Из жизни царского двора» для детей 9-10 лет , «Окно в Европу» для детей 10-11 лет , «Наследие глубокой старины» для детей 11-12 лет , «Беседы об искусстве» для детей 8-10 лет. Дорогие родители, просим внимательно ознакомиться с программами перед выбором темы занятий для своего ребенка, и соблюсти рекомендации методистов по возрасту. С 25 марта по 6 мая каждый понедельник ждем взрослых посетителей на лекционный цикл, посвященный знаменитым российским коллекционерам — М. Погодину, князю Н. Юсупову, графу Н. Румянцеву, графам Мусиным-Пушкиным и многим другим. Завершает лекционный цикл экскурсия по выставке. Билеты — в продаже на сайте и в кассах музея. Программа для детей 10-12 лет «С чего начинается музей» Приглашаем юных посетителей на программу к выставке «Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века».
Юные участники «проживут» путь коллекционера на примере Павла Карабанова, собиравшего предметы русской древности. Какими знаниями должен обладать коллекционер? Как отличить оригинальную вещь от подделки? На эти и другие вопросы участникам программы предстоит найти ответы в ходе экскурсии.
Изложение истории подчинено идее прославления московской династии и укрепления самодержавной власти царя. Царственная книга содержит изложение событий времени правления царя Ивана Грозного с сентября 1533 по март 1553 года. В книге много правок и приписок, выполненных скорописью XVI века, многие исследователи предполагают, что это редакторская правка Ивана Грозного. Тома Лицевого летописного свода писали и украшали мастера царской книгописной мастерской в Москве и в Александровской слободе. Миниатюры выполнены в легкой акварельной раскраске, за исключением последнего тома — «Царственной книги», оставшейся не раскрашенной в связи с прекращением работы.
Анна Петровна была очень способной ученицей, много читала, в совершенстве изучила четыре иностранных языка. Восьми лет царевна Анна Петровна уже сама писала письма матери. Анна была для своего времени образованной женщиной, говорила прекрасно по-французски, по-немецки, по-итальянски и по-шведски. Известно также, что Анна Петровна очень любила детей и отличалась привязанностью к своему племяннику Петру. Беллинсгаузена руководитель экспедиции и М. Лазарева совершили кругосветное путешествие.
Иван Грозный
В 1569 году опричники под предводительством Ивана Грозного разграбили ряд русских городов, а в Новгороде разбой продолжался в течение 5 недель. Участие в Ливонской войне обернулось для Руси незначительными территориальными и чудовищными людскими потерями. Обезлюдели целые уезды. Спор о результатах правления первого русского царя Ивана Васильевича идет уже не одно столетие... По материалам Calend.
Частица подлинного креста Распятия была прислана, вероятно, с Афона, а крест для её хранения был выполнен в Москве в середине XVI века ко дню возведения на престол царя Ивана Грозного. Золотой ковчег в виде иконы появился немного позднее. Венчание на царство всегда начиналось с возложения на будущего царя креста.
Затем возлагалось оплечье — бармы, и только потом — Шапка Мономаха. Икона c крестом с частицей Животворящего древа и изображением святых Константина и Елены. Духовная радость владыки Макария была, вероятно, велика: казалось, что родилась новая христианская держава и ее богоданная власть. Увы —уже через несколько лет многие в России не раз вспомнили, вероятно, прав. Иова, говорившего о принятии от руки Божией не только доброго, но и злого. Царь воспринял идею своей абсолютной власти — но не идею ответственности за людей. Единственный прижизненный портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова 1564 из фонда Государственного исторического музея. Изображение визуализировано благодаря фотосъёмке в узкополосном диапазоне спектра длина волны 730 нм с последующей обработкой Одержимый своими амбициями, он безжалостно уничтожал «крамолу», «измену», казня не согласных с ним бояр во время печально знаменитой «опричнины».
А жизнь самого первого русского царя оказалась такова, что ему не было дано оставить по себе наследника, который бы правил многие годы. Последний из Рюриковичей Это царь Феодор Иоаннович, правление которого продолжалось только с 1584 по 1598 гг. Венчание его на царство ничем не отличалось от того, которое проходил отец. Новшества появились для следующего царя, Бориса Годунова — уже не Рюриковича, лишь одного из бояр, брата царской жены, волею судеб оказавшегося правителем страны. Вероятно, желая утвердить свою власть, новый царь ввел в число ее символов круглый шар, увенчанный крестом — «державу». Увы — удержаться у власти это ему совсем не помогло.
С утра под охраной доставили в Успенский собор все регалии, поместили их на золотые подносы, потом прибыл митрополит, затем — Иван IV вместе со свитой и родственниками. Отслужили службу. Митрополит Макарий венчал его на царство и прочитал речь, в которой объяснял, как должен управлять царь. Иван IV вышел из Успенского собора, бояре посыпали его золотыми монетами. Далее он отправился в Архангельский собор молиться гробам своих предков. Иван Васильевич был помазан миром, благословлён митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула. Претензии на столь высокое место в иерархии правителей со стороны великих князей московских появились уже в конце XV в. Однако официальная процедура возведения в царское достоинство единовластного государя в 1547 г. Но и тогда потребовалось несколько лет, прежде чем титул царя начал признаваться за русским самодержцем иноземцами. На фото — экспонаты Оружейной палаты.
С 10 мая придел святого Уара открыт для посетителей ежедневно, кроме четверга. Уважаемые посетители, в последнее время участились попытки мошенничества, связанные с продажами билетов в Музеи Московского Кремля. Обращаем ваше внимание на то, что наш музей не сотрудничает ни с одной интернет-площадкой по продаже билетов и не гарантирует посещения Кремля и Оружейной палаты по билетам, приобретенным на сторонних сайтах. Просим вас приобретать билеты только на сайте kreml. Любые другие сайты, так или иначе воспроизводящие название Музеев Московского Кремля, не имеют никакого отношения к нашему музею и принадлежат перекупщикам, продающим билеты по цене, завышенной в несколько раз. У вас будет возможность не просто увидеть выставку и прослушать экскурсию, но узнать историю работы над этим уникальным выставочным проектом, задать вопросы и пообщаться с авторами выставки. Музеи Кремля приглашают на концерт «Пасхальная радость» из цикла «Музыкальные встречи в Кремле» 20 мая 2024 г. Специально для концерта «Пасхальная радость» музыкантами была предложена интересная и разнообразная программа, в которую войдут духовные произведения и романсы знаменитых русских композиторов XIX—XX веков — П. Чайковского, С. Рахманинова и А. Скрябина, а также сочинения наших современников — Р. Щедрина, А. Левина, А.
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
Этот кризис не был преодолён и после венчания на царство Ивана IV Васильевича Грозного (16.1.1547). Венчание на царство Иоанна Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом. Это Василий Иванович Хрущов, брат которого Лука Иванович в 1547 году, во время венчания на царство Ивана Грозного, записал его речь.