Новости когда основана академия наук

После революции Академия наук переименовывается в Высшее ученое учреждение, с 1934 года переезжает в Москву. Постановление о переводе Академии наук СССР из Ленинграда в Москву с целью «дальнейшего приближения всей работы Академии наук к научному обслуживанию социалистического строительства» было принято Совнаркомом (правительством) СССР 25. — Как появилась Российская академия наук и какие задачи перед ней стояли при основании? Ведущие место в работе как ВЭО России, так и Академии наук с момента их основания занимало просвещение и «расширение пределов всякого рода полезных человечеству знаний».

300-летие Российской академии наук (8 февраля 2024 года)

Таким образом, документом об основании Российской Академии наук является Указ Сената от 8 февраля 1724 г. № 4443. Надо сказать, с самого основания академия в организационном отношении по понятным причинам попала в руки иностранцев, которые опирались на опыт работы зарубежных академий. В 1742 году в Академию наук пришел Михаил Ломоносов, многогранная деятельность которого стала целой эпохой в истории отечественной науки. При его активном участии в 1755 году был основан Московский университет, ныне носящий его имя.

К 300-летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук

Контент доступен только автору оплаченного проекта Образовательные программы Российской академии наук Описание образовательных программ, проводимых Российской академией наук, их цели, направления и влияние на подготовку научных кадров. Контент доступен только автору оплаченного проекта Экспертные оценки деятельности Российской академии наук Анализ экспертных оценок и рейтингов деятельности Российской академии наук, оценка эффективности научных исследований и их влияния на общество. Контент доступен только автору оплаченного проекта Будущее Российской академии наук Прогноз развития Российской академии наук, перспективы научных исследований, влияние на общество и науку в будущем. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Нужен реферат на эту тему?

Но уже в 1711 году Лейбниц общался с Петром не раз, а в 1712 даже стал его спутником в поездке в Теплице и Дрезден. Историки науки считают, что именно с бесед Петра I и Лейбница и появилась идея создания Академии наук в Петербурге. Более того, Лейбниц получил от Петра титул тайного советника юстиции и создал первую программу научных исследований в нашей стране. Готфрид Лейбниц. Wikimedia CommonsУвы, советник Петра умер в 1716 году, но идея осталась — и во время второй длительной загранкомандировки, посольства 1716—1717 годов, он посетил помимо многих других научно-технологических встреч Парижскую академию наук. Демонстрация достижений французской науки и техники произвела впечатление на царя, но произвел впечатление на академиков и сам царь. Менее чем через полгода после этой встречи, 22 декабря 1717 года, Парижская академия наук избрала Петра Первого своим иностранным членом. А сам Петр уже постепенно формировал образ академии в России. Очень важно отметить, что царь не копировал напрямую ни Парижскую академию наук , ни Королевское общество, ни любой европейский университет. Но об этом — наша следующая статья. К сожалению, Петр Алексеевич не дожил до начала реальной работы Академии наук , но его энергия, его жажда знаний и любопытство дали науке в России столь мощный импульс, что Академия и поныне играет первую скрипку в оркестре Российской науки. Подписывайтесь на InScience.

Когда царя, возвратившегося из заграничного путешествия в Москву, 26 августа 1698 г. В 1705 г. Крестьянин должен был платить при въезде в город по 2 деньги. За бородой пришел черед одежде. Вместо него дворянам и горожанам предложено было обрядиться в венгерские и немецкие кафтаны. У горожан, не успевших сменить гардероб, брали пошлину либо укорачивали платье прямо на улице. Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 г. При заключении брака главными действующими лицами становились жених и невеста. Указом 5 января 1724 г. При вступлении в брак руководствовались традиционной принадлежностью жениха и невесты к одной социальной среде. Впрочем, и здесь встречались, правда редко, отступления от обычая. Пример показал сам царь, когда выбрал себе в супруги неразведенную жену шведского солдата, пленницу, к тому же женщину низкого происхождения. Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. Дворянин должен был отличаться от окружающих не только внешностью, но и изысканными манерами, респектабельностью, образованностью и т. При Петре издавались наставления о правилах воспитания и поведения детей. Это компилятивное сочинение, составленное из текстов, заимствованных у западноевропейских авторов, задачу воспитания излагает в традиционном духе смирения и послушания Богу, царю и родителям. Вместе с тем «Юности честное зерцало» допускает прекословие сына родителю, но при этом надлежало говорить «благочинно, учтиво, вежливо». Внушалась мысль о трудолюбии, под которым подразумевалось выполнение служебных обязанностей, обучение грамоте, танцам, верховой езде и всему, что пристойно дворянину. Заключительные страницы «Юности честного зерцала» излагают правила поведения девиц. Если молодой человек должен был обладать тремя добродетелями «смирен, приветлив и учтив» , то девице их надлежало иметь десятка два: страх перед Богом, смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, целомудрие, верность, молчаливость, чистоплотность и т. У девиц ценилось умение краснеть, что считалось показателем нравственной чистоты и целомудрия. Другим руководством для воспитания детей служило сочинение Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам». Автор исходил из мысли, что нравственные основы человека закладываются в отроческом возрасте: «каков кто отрок есть, таков и муж будет». Отсюда обязанность родителей наставлять детей «от младых ногтей в страхе божии, благочестии и добронравии». Обязанность родителей состояла в заботах об образовании детей, чтобы они в будущем в соответствии со своими способностями и склонностями могли обеспечить себя материально. Изменилось представление о дворянском досуге. Была введена новая форма публичного общения — ассамблея. В отличие от обычаев предшествующего столетия, когда мужчин принимали отдельно от женщин, ассамблеи являлись собраниями, в которых женщины участвовали на равных с мужчинами. Тем самым женщине — затворнице терема — была предоставлена возможность появляться в публичном месте: отменялся поцелуйный обряд и раздельное застолье мужского и женского общества. Впрочем, даже у Меншикова жена и дети садились за общий стол в порядке исключения. Ассамблеи ломали старый обычай, обусловленный местническими традициями, — на них наряду со знатью присутствовали рядовые дворяне, богатые купцы и даже корабельные мастера. По идее на ассамблеях должны были царить веселье и непринужденность: деловые разговоры могли чередоваться с танцами и играми. Его обязанность состояла в обеспечении гостей напитками для утоления жажды, табаком и курительными трубками, столами для игры в шахматы, а также просторной комнатой для танцев. Современники отметили, что на ассамблеях на первых порах гости находились в плену скуки и скованности: дамы сидели и молча глазели друг на друга, не клеился светский разговор и у мужчин. Изменился характер публичных празднеств. До преобразований они носили церковный характер: победы на театре войны отмечали колокольным звоном, крестным ходом, молебном. При Петре такие празднества приобрели светский характер: они сопровождались торжественным шествием победителей через триумфальные арки, пушечной пальбой, фейерверками. Первое празднество было устроено 30 сентября 1696 г. Северная война давала множество поводов для такого рода празднеств: 1 января 1704 г. Современник считал, что на овладение прибалтийскими крепостями было израсходовано меньше пороха, чем на празднества, посвященные этим событиям. Особенно пышно и торжественно отмечалось заключение Ништадского мира. Маскарад в Петербурге по этому случаю продолжался несколько недель, в нем участвовало свыше 1000 масок. Зимой празднества были перенесены в старую столицу, где по заснеженным улицам двигались поставленные на сани макеты кораблей, на палубах которых размещались участники маскарада в масках и специальных костюмах. Публичными торжествами отмечались спуски на воду кораблей, а также события в жизни членов царской семьи. Перестраивая быт дворян и горожан, царь не оставил без изменений и быт двора. Новшества здесь были связаны с всепьянейшим собором. Подобно тому как Алексей Михайлович составил «Урядник сокольничья пути», так Петр разработал подробнейший «Устав всепьянейшего собора». В нем были перечислены все чины, входившие в его состав, обязанности каждого из них, церемония приема новых членов, правила поведения и т. В собор принимались пьяницы и обжоры с уродливыми физиономиями. Большую часть года соборяне проводили в кельях, поклоняясь Бахусу.

Через несколько дней после публикации этого указа, 27 декабря 1725 г. Шафирова на Петербургском острове состоялось первое торжественное заседание Академии наук и художеств, на которое собралось несколько сотен человек. В Российской империи появилось первое государственное учреждение, главной задачей которого было развитие науки и образования. Выставку подготовила Т.

К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал

Российских учебных заведений, где готовили бы высококлассных специалистов, тогда не было. Кроме того, царь понимал необходимость создания в стране условий для проведения фундаментальных научных исследований, без которых невозможно двигаться вперед. Свой замысел Петр I долго обдумывал. С деятельностью научных обществ и академий он знакомился во время поездок по европейским странам.

Посещение учреждений и общение с иностранными учеными повлияло на решение царя о создании Академии наук в Петербурге, сообщает Президентская библиотека. Сначала на работу приглашали иностранных ученых. Некоторые из академиков имели мировую известность, другие — завоевали авторитет благодаря своим исследованиям уже в России.

В академии развивали математические, физические и гуманитарные науки. При этом учреждение выполняло еще и роль образовательного центра. В его ведении находились гимназия и университет, где готовили специалистов.

Как и рассчитывал Петр I, многие их выпускники внесли вклад в развитие отечественной науки. Первым русским действительным членом Петербургской академии наук в 1733 году стал математик Василий Ададуров.

Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.

Организовывались экспедиции на огромной территории — от западных границ до Камчатки, в результате которых уточнялись географические карты, изучались природные богатства, растительный и животный мир, быт и культура народов. По инициативе Ломоносова АН организовала сбор экономико-географических сведений с помощью рассылки анкет и получение с мест образцов руд. Значительны труды АН в собирании и публикации источников по истории России и в изучении стран Востока. Ломоносов положил начало русской филологии. В 1783 для изучения проблем русского языка и словесности создана Академия Российская. АН издавала ежегодные сборники см. Научный журнал. Поддерживались связи с зарубежными учёными и научными учреждениями. Вольф, И. Бернулли, Р. Реомюр, Вольтер, Д. Дидро, Ж. Бюффон, Ж. Лагранж, Б. Франклин и др. С конца 18 в. Закрылись академический университет и гимназия; другим ведомствам были переданы геологические, картографические, переводческие и другие прикладные работы. Усилия членов АН стали сосредоточиваться преимущественно на теоретических исследованиях. С 1841 АН состояла из 3 отделений: физико-математических наук; русского языка и словесности ОРЯС , при котором в 1899 учрежден Разряд изящной словесности; исторических наук и филологии. Действительные члены АН делились на 3 класса: адъюнкт, экстраординарный академик, ординарный академик с 1912 введено единое звание — академик ; кроме того, существовали не входившие в штат и не имевшие перед АН научных обязательств почётные члены и члены-корреспонденты русские и иностранные. Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные — математики М. Остроградский, В. Буняковский, П. Чебышев, А. Марков, А. Ляпунов, физики В. Петров, Э. Ленц, Б. Якоби, Б. Голицын, химики Н. Зинин, А. Бутлеров, Н. Бекетов, Н. Курнаков, астрономы В. Струве, А. Белопольский, Ф. Бредихин, биологи К. Бэр, А. Ковалевский, физиолог И.

Парижская Академия в 1721 приняла его в свои члены. В ответ 18 февраля 1721 г. Петр I писал: "Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать". Новому развитию идеи Роосийской Академии содействовал ученик Лейбница, Христиан Вольф, в переписке с которым в течение 1720-1721 гг. Петр I обсуждал проект. Вольф настоятельно советовал царю-реформатору изменить свой первоначальный замысел. При этом он указывал на Берлинскую академию, которая "по имени известна всему свету, но пользы никому и ничему еще не принесла". В результате к январю 1724 г. Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту 1692-1755. В проекте были описаны функции университета и академии и были предложены способы их сочетания "Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Страница из Книги именных указов 1724 года с заметками Петра Первого на полях Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют" В проекте заключалось, что в условиях России создание Академии наук и университета в качестве обособленных друг от друга учреждений не принесет пользы, поскольку в России еще нет кол, гимназий, семинарий, и не распространены в народе науки. Поэтому Академии наук предлагалось придать некоторые функции учебного заведения. Академики должны были наряду с научными исследованиями заниматься преподаванием наук - читать публичные лекции и готовить молодых людей к преподавательской деятельности. Указ Екатерины I об Академии Для более эффективного выполнения университетской функции Академию наук планировалось разделить на "три класса". В первом классе должны были объединяться "все науки математические и которыя от оных зависят", во втором - "все части физики" к этому классу относились, кроме физики, также анатомия, химия и ботаника , а в третьем - "гуманиора, история и права" 20 января 1724 г. Петр направил проект в Сенат, сопроводив его запиской: "О Академии, в которой бы языкам учились. Также протчим наукам и знатным художествам.

К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал

История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. Основана 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 г. указом Сената по распоряжению императора Петра I, первые годы не имела фиксированного названия, часто именовалась "Академией наук" или "Академией наук и художеств". Видео автора «МИР 24 | Новости» в Дзене: Учреждение стало волей первого российского императора – Петра I. Удовлетворить его не смогла ни одна из иностранных академий. Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725 года. Постановление о переводе Академии наук СССР из Ленинграда в Москву с целью «дальнейшего приближения всей работы Академии наук к научному обслуживанию социалистического строительства» было принято Совнаркомом (правительством) СССР 25.

К 300-летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук

Карамзин , А. В 1785-1796 гг. После присоединения Российской академии АН имела 3 отд-ния: 1 физико-математических наук, 2 рус. Российская академия по изучению рус. Устав 1836 г. Неоднократно в 1857, 1864, 1889 и в нач. Старое здание президиума РАН. В 1-й пол. В 1803-1806 гг.

Крузенштерн и Ю. Лисянский совершили кругосветное путешествие. В 1820 г. Беллинсгаузен и М. Лазарев открыли Антарктиду. В течение 1-й пол. Академики М. Остроградский и В.

Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, В. Петров, Э. Ленц и Б. Якоби - в учении об электричестве, К. Бэр - в области эмбриологии. Археографическая экспедиция АН 1828-1834 провела огромную работу по собиранию, изучению и изданию важнейших исторических письменных памятников. Трудами К. Калайдовича , П.

Строева , А. Востокова в 1834 г. С 1887 г. АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами. В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые А. Ампер, Ж. Гей-Люссак, А. Гумбольдт, Ч.

Дарвин , Ж. Кювье, Ю. Либих, Т. Мальтус , И. Гёте , Ж. Фурье и др. В 1835 г. В 1839 г.

Струве, к-рый стал ее первым директором. В 1841 г. По имп. Этим же указом учреждался Пушкинский фонд, к-рому ежегодно выделялось из казны 15 тыс. В 1900 г. Толстой , В. Короленко, А. Чехов , А.

Кони, Вл. Соловьёв , В. Стасов, позже - И. Бунин и К. С февр. Он закрепил ведущую роль АН среди научных учреждений страны. Согласно уставу, руководящими органами АН СССР стали ежегодно созываемое Общее собрание академии, состоявшее из всех академиков, обладавших правом решающего голоса, и членов-корреспондентов, обладавших правом совещательного голоса, и постоянно действующий, избираемый Общим собранием Президиум АН СССР, возглавляемый президентом. Последовавшие 23 мая 1930 г.

В 1934 г. Президиум и основные учреждения АН были переведены в Москву.

С одной стороны, она, несмотря на все невзгоды своей истории, сохранила до сих пор следы эпохи своего учреждения - начала XVIII в. С другой стороны, её живучесть выявилась в том, что она нашла себе место и положение при смене времен и научных состояний. Теперь, в XX в. Идея об учреждения Академии зародилась у Петра давно.

Едва ли правильно приписывать в её основании большую роль Лейбницу, который, правда, уже давно, по-видимому в годы поездки Петра за границу 1698 , пропагандировал идею образования Академии наук, высших школ, научных исследований России, подавал в этом смысле записки и писал письма как самому Петру, так и его приближенным. Может быть, мысли Лейбница и отражались на окружающих, но самый ход дела не дает возможности проследить его участие. Лейбниц не играл в истории образования Петербургской академии той роли, какую он имел в основании Берлинской. Горячий поклонник Петра и цивилизации России, он являлся дружественной России и Петру силой в умственной и культурной среде того времени, и из близких к нему кругов вышли люди, реально помогшие осуществить идею Петра. В 1712 г. Лейбниц после многих стараний был принят на русскую службу, чтобы нам, понеже мы известны, что он ко умножению математических и иных искусств и произыскиванию Гистории и к приращению наук много вспомощи может, его ко имеющему нашему намерению, чтоб науки и искусства в нашем государстве в вящий цвет произошли, употребить....

Едва ли правильно приписывать идею об Академии наук влиянию другого иностранца - Г. Фика, несомненно влиявшего своими знаниями при организации бюрократической системы Петра. Правда, на одном из его докладов в июне 1718 г. Однако эти слова ставят вопрос шире, чем проекты Фика, и неясно, какую академию имел в виду Пётр. Проекты об учёных коллегиях, библиотеках, музеях составлял ещё раньше, в 1713 г. Окончательное и решительное влияние, однако, несомненно, оказало посещение Петром Парижской академии наук.

В начале 1721 г. В связи с этой задачей в 1721 г. Блюментростом, братом упомянутого раньше исследователя Олонецкого края. Блюментрост был лейб-медиком Петра, заведовал Кунсткамерой ; очень возможно, что проект Академии был им написан по словесным указаниям самого Петра. При суждении об этом факте не раз в наше время останавливались в удивлении, что была образована Академия наук, а не университет, но при этом суждении забывали о том положении, какое существовало в начале XVIII века в истории университетов. Университеты находились в упадке, ещё не было ясно для современников, победит ли в них новый дух, или они замрут в старых рамках.

И мы знаем, что только университеты Голландии - может быть, Копенгагена - в это время были более живыми; в Германии Вольф только что начал духовную реформу германских университетов.

Чебышев, А. Марков, А. Ляпунов, физики В. Петров, Э. Ленц, Б.

Якоби, Б. Голицын, химики Н. Зинин, А. Бутлеров, Н. Бекетов, Н. Курнаков, астрономы В.

Струве, А. Белопольский, Ф. Бредихин, биологи К. Бэр, А. Ковалевский, физиолог И. Павлов, минералог Н.

Кокшаров, геолог А. Карпинский, филолог А. Востоков, литературовед А. Веселовский, историк С. Соловьев и др. Но вне АН оставались многие крупные учёные.

Прогрессивные члены АН старались привлекать их к работе, используя право присвоения званий почётных членов математик Ф. Миндинг, исследователи Средней и Центральной Азии Н. Пржевальский, П. Семёнов-Тян-Шанский, лингвист В. Даль, историк флота Ф. Веселаго, врач Г.

Захарьин и др. Ковалевская, механик Н. Жуковский, филолог А. Потебня, историки В. Иконников, Н. Костомаров, биологи И.

Мечников, И. Сеченов, К. Тимирязев, химики Д. Менделеев, А.

Основной целью деятельности РАН является организация и проведение научных исследований. Академия объединяет функции научного исследования и обучения.

В мае 1917 года академики предложили новое название - Российская академия наук РАН , вступившее в силу в октябре того же года. Тип: реферат Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта История создания Российской академии наук История основания Российской академии наук, роль Петра I в создании академии, ее развитие и изменения в названии. Контент доступен только автору оплаченного проекта Структура и функции Российской академии наук Описание структуры Российской академии наук, ее основные функции, направления научных исследований и взаимосвязь с образовательными учреждениями.

Полезные ссылки

  • Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие | Аргументы и Факты
  • 1 августа В 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
  • В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие
  • К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
  • Смотри также

Главная по науке

Главой Российской академии императрица назначила Екатерину Дашкову, причем вопреки ее желанию. Первый визит в Академию Дашкова совершила в сопровождении знаменитого математика Эйлера. Обращаясь с краткой речью к профессорам, Дашкова заверила их в своем глубоком уважении к науке и вслед за Михаилом Ломоносовым подчеркнула достоинства выразительного русского языка, определив главную задачу нового учреждения: "Сочинение грамматики и словаря да будет первым нашим упражнением". В короткий срок, в течение шести лет, был создан "Словарь Академии Российской, словопроизводным порядком расположенного". Для сравнения — французская академия над аналогичным трудом работала шесть десятилетий.

Синергия крупных производств, современных высокотехнологичных предприятий, авторитетных вузов и институтов — значимый ресурс для реализации масштабных проектов, стратегических планов. Минувший год для Красноярья был ознаменован яркими достижениями и важными решениями. На базе Сибирского федерального университета будет создан первый в России климатический центр международного уровня, ориентированный на глобальную экологическую повестку.

Он станет действенным инструментом повышения качества жизни, инвестиционной привлекательности региона. Краевой фонд науки направил средства на исследования, связанные с освоением Арктики, лечением наследственных заболеваний, энергоэффективностью зданий.

По сути, эти указы стали первыми государственными документами, предписывающими сохранять культурное наследие страны. Основная масса документов, связанных с историей Академии от момента ее формирования до настоящего времени, хранится в Архиве РАН и его Санкт-Петербургском филиале.

Их сотрудники — авторы многочисленных публикаций по истории академии. Среди них — вышедшее два года назад двухтомное издание «Пётр Великий и основание Петербургской Академии наук. Документы и материалы», подготовленное директором Санкт-Петербургского филиала архива И. В 2021 г.

Работа над книгой завершена, в ближайшее время она выйдет из печати и будет доступна широкой публике. Поздравляем с 300-летним юбилеем Российской академии наук и Днем российской науки и желаем вдохновения, открытий, реализации проектов и успешного «умножения знания»!

Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют.

День в истории 7 января: создание Российской академии наук

Надо сказать, с самого основания академия в организационном отношении по понятным причинам попала в руки иностранцев, которые опирались на опыт работы зарубежных академий. 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.

Российская академия наук

Санкт-Петербургская Академия наук и художеств стала родоначальницей всей системы научной деятельности в стране. И, конечно, основал академию наук — старейшее и крупнейшее научное учреждение России. Академия наук стала родоначальницей всей системы научной деятельности в стране. Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I. Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев. Вначале она называлась Академией наук и художеств, а в 1803 году была переименована в Императорскую академию наук.

8 февраля 1724 года основана Академия Наук

Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту 1692-1755. В проекте были описаны функции университета и академии и были предложены способы их сочетания "Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Страница из Книги именных указов 1724 года с заметками Петра Первого на полях Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют" В проекте заключалось, что в условиях России создание Академии наук и университета в качестве обособленных друг от друга учреждений не принесет пользы, поскольку в России еще нет кол, гимназий, семинарий, и не распространены в народе науки. Поэтому Академии наук предлагалось придать некоторые функции учебного заведения. Академики должны были наряду с научными исследованиями заниматься преподаванием наук - читать публичные лекции и готовить молодых людей к преподавательской деятельности. Указ Екатерины I об Академии Для более эффективного выполнения университетской функции Академию наук планировалось разделить на "три класса".

В первом классе должны были объединяться "все науки математические и которыя от оных зависят", во втором - "все части физики" к этому классу относились, кроме физики, также анатомия, химия и ботаника , а в третьем - "гуманиора, история и права" 20 января 1724 г. Петр направил проект в Сенат, сопроводив его запиской: "О Академии, в которой бы языкам учились. Также протчим наукам и знатным художествам. И переводили б книги. Назначить место для сего.

И доход... А Генваря 22 дня, его императорское величество, будучи в зимнем доме и слушав о сочинении тои Академии проекта, на котором собственною своею рукою подписать изволил, тако: На содержание оных определить доходы, которые збираются с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга, таможенных и лицентных, 24 912 рублев. И по тому его императорского величества указу Правительствующий Сенат приказали, оные доходы собирая, содержать в Рентерии, из которых отпускать в тое Академию по указом из Сената. А кроме того, ни на какие росходы не употреблять. И о том в Каморколлегию и в Штатс-кантору указы посланы.

N 4443.

Бэр - в области эмбриологии. Археографическая экспедиция АН 1828-1834 провела огромную работу по собиранию, изучению и изданию важнейших исторических письменных памятников. Трудами К.

Калайдовича , П. Строева , А. Востокова в 1834 г. С 1887 г.

АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами. В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые А. Ампер, Ж. Гей-Люссак, А.

Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж. Кювье, Ю. Либих, Т.

Мальтус , И. Гёте , Ж. Фурье и др. В 1835 г.

В 1839 г. Струве, к-рый стал ее первым директором. В 1841 г. По имп.

Этим же указом учреждался Пушкинский фонд, к-рому ежегодно выделялось из казны 15 тыс. В 1900 г. Толстой , В. Короленко, А.

Чехов , А. Кони, Вл. Соловьёв , В. Стасов, позже - И.

Бунин и К. С февр. Он закрепил ведущую роль АН среди научных учреждений страны. Согласно уставу, руководящими органами АН СССР стали ежегодно созываемое Общее собрание академии, состоявшее из всех академиков, обладавших правом решающего голоса, и членов-корреспондентов, обладавших правом совещательного голоса, и постоянно действующий, избираемый Общим собранием Президиум АН СССР, возглавляемый президентом.

Последовавшие 23 мая 1930 г. В 1934 г. Президиум и основные учреждения АН были переведены в Москву. В 1938 г.

По направлениям научной деятельности АН была разделена на отраслевые отд-ния. Возросла численность академических научно-исследовательских ин-тов: в 1928 г. В 30-х гг. В 1933 г.

В 1991 г. Кроме того, существовали 14 самостоятельных АН в 14 союзных республиках. Изданный 23 марта 1959 г. За 1917-1975 гг.

Идеологические установки советской власти пагубно сказались на развитии ряда направлений академической науки, тысячи ученых были подвергнуты репрессиям. Многие погибли в тюрьмах, среди них выдающиеся ученые с мировым именем - Н. Вавилов и К. В 1948 г.

Однако, несмотря на эти неблагоприятные условия, ученые АН достигли впечатляющих результатов во всех отраслях знания и применения их на практике: в физике, химии, математике, астрономии, геологии, биологии, медицине, исследованиях космического пространства. По многим направлениям СССР вышел на передовые рубежи мировой науки. Фундаментальные исследования были проведены в области общественных и гуманитарных наук: в истории, археологии, этнографии, антропологии, экономике, праве, литературе и языкознании. Мировую известность получили академики: физиолог И.

Павлов , селекционеры-ботаники Н. Вавилов и Н. Цицин, математики И. Петровский, М.

Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции.

Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки.

Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей.

ПРОЕКТ Положения об учреждении Академии наук и художеств выдержки К розпложению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания; первый образ называется универзитет, второй - Академия, или Социетет художеств и наук. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий