Премьеры России и Белоруссии по итогам заседания Совета министров Союзного государства одобрили все 28 программ, направленных на укрепление интеграции двух стран. «Россия и Белоруссия достигли 100% отметки выполнения запланированных мероприятий первого этапа интеграции – с 2021 по 2023 годы, – подчеркнул заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач. Интеграция систем электронных государственных услуг Беларуси и России позволит реализовать ряд преимуществ. Начало широкомасштабной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации как двух суверенных государств было положено 2 апреля 1996 года, когда Президент Беларуси нко и Президент России.
О поддержке идеи объединения России и Белоруссии
Минск и Москва обсудили интеграцию в рамках Союзного государства | С Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко в ходе заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии. |
Союзное государство | Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России. |
Интеграция | Политконсультант, член Общественного совета при Минприроды РФ, автор ТГ-канала «Смыслы и Стратегии» Станислав Корякин рассказал «ФедералПресс» об особенностях взаимодействия России и Белоруссии. |
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
Стороны отметили важность углубления интеграции в сфере транспорта в рамках Союзного государства в свете договоренностей, достигнутых главами двух государств и правительств в апреле этого года.-0. Например, президент Литвы Гитанас Науседа считал военную интеграцию Белоруссии и России новым вызовом безопасности НАТО. Новости Беларуси | Белорусские новости.
Беларусь и Россия подписали межправительственное Соглашение о единой промышленной политике
Дальнейшее сотрудничество Беларуси и России на пути углубления экономической интеграции и сближения двух государств стало главной темой заседания Совета Министров Союзного государства. Последние новости о интеграции Беларуси и России. Подписание дорожных карт, унификация законодательства, переговоры на высшем уровне в ленте новостей Onliner. «Правовые основы политической и социально-экономической интеграции Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь».
О поддержке идеи объединения России и Белоруссии
Преимущества углубленной экономической интеграции очевидны: увеличение товарооборота за счёт производственной кооперации, обеспечение равного доступа на рынки двух стран и совместное продвижение на рынки третьих стран, а также развитие инновационного направления и сотрудничества в рамках научно-технических разработок. Самое главное, что все перспективные программы и проекты направлены на улучшение жизни граждан Беларуси и России», — подчеркнул Министр промышленности Беларуси Александр Рогожник. По его словам, единое промышленное пространство Беларуси и России формируется не на пустом месте. Накоплен достаточный опыт кооперационных и интеграционных контактов двух стран.
На долю России приходится более половины объема внешней торговли Республики Беларусь. Беларусь и Россия эффективно развивают сотрудничество в таких сферах как энергетика, транспорт, промышленная кооперация. В 2022 году начата реализация совместных проектов по выпуску импортозамещающей продукции на базе флагманов белорусской промышленности. Наряду со взаимодействием в рамках «двойки» Беларусь и Россия выступают за углубление сотрудничества в коллективном формате, принимают активное участие в других интеграционных проектах на постсоветском пространстве. В качестве одного из наиболее «продвинутых» интеграционных объединений на постсоветском пространстве стороны рассматривают Евразийский экономический союз ЕАЭС , который открывает государствам-членам путь к созданию жизненно необходимых условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равных условий и гарантий для хозяйствующих субъектов.
Беларусь и Россия эффективно координируют свои действия на международной арене в соответствии с Программой согласованных действий в области внешней политики, которая принимается каждые два года. Значимые результаты достигнуты в сферах обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. Подписан ряд двусторонних документов в области военного и военно-технического сотрудничества. Создана и функционирует региональная группировка войск сил Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляется взаимодействие между системами ПВО двух стран.
Во-вторых, в каких-то вопросах мы действительно пытаемся продавить Минск. И это нормально, это переговорный процесс. Лукашенко столь часто и иногда даже бессовестно продавливал Россию, что не ему сейчас жаловаться. Читайте также «Это самая тупая из всех тупых операций спецслужб» Почетный сотрудник госбезопасности Александр Михайлов — о посадке рейса Ryanair в Минске и задержании Протасевича и Сапеги «СП»: — Что Москва может и должна потребовать от Лукашенко? Можно потребовать конституционной реформы и начала транзита власти что Лукашенко вроде как обещал Путину. Можно потребовать реальную интеграцию, в том числе создание наднациональных инструментов управления.
Потребовать вежливо, но настойчиво. Насколько это критично для Минска? Будут взрослые отношения. Если Минск хочет российских субсидий, то он тоже должен идти на уступки см. Если Минск не хочет идти на уступки, то и Москва не пойдет на выделение субсидий. Причем речь должна идти не о ритуальных уступках типа рейса Минск-Симферополь, а о реальных. Прежде всего углубление интеграции. На кого работает время в итоге? ЕС настроен серьезно и готовит новые пакеты санкций против белорусской экономики. Альтернативы России у батьки нет.
Все сказки про «китайцы нам помогут» остаются лишь сказками для внутрибелорусского потребления. Поэтому, вероятно, переговоры Лукашенко с Путиным и шли так долго.
Если на каком-то этапе интеграции экономические операторы двух стран начнут испытывать неудобства от необходимости использования разных валют, то жизнь сама все расставит по местам. В рамках совместной повестки решаются те вопросы, которые, может быть, не лежат на поверхности, но без которых невозможно сближение финансовых систем. Например, важно гармонизировать денежно-кредитную политику и инфляционное таргетирование, валютное регулирование и валютный контроль, поскольку от них зависит внешнеэкономическая деятельность экономических операторов обеих стран. Также важно было гармонизировать качество услуг финансового рынка. Для этого реализована программа, направленная на обеспечение безопасности и единых мер надзора и контроля на финансовом рынке.
Также реализована программа по гармонизации требований в области противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма. Мы больше не зависим от международных платежных систем. Карты "Мир" и "Белкарт" принимают в обеих странах Отдельная Союзная программа посвящена гармонизации норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых правил страхования вкладов. Сравнительный анализ регулирования показал, что в наших странах оно изначально выстраивалась на основе международных подходов и практик, а имеющиеся особенности не носят искажающего характера. При этом у нас есть отличия в структуре рынков и наборе предоставляемых ими услуг. Например, в России более развит рынок ценных бумаг. Специалисты очень осторожно подходят к таким различиям и осуществляют совместный мониторинг влияния сохраняющихся различий на экономики.
Ожидаемый эффект будет выражаться в повышении доступности финансовых рынков и качества их услуг для граждан и экономических операторов. Благодаря Союзной программе по интеграции национальных систем платежных карт и систем передачи финансовых сообщений мы больше не зависим от международных платежных систем и расчетов. Карты "Мир" и "Белкарт" уверенно можно использовать в обеих странах. Интегрированы системы быстрых платежей, и уже начались пилотные трансакции. Все это повышает связанность и устойчивость финансовых систем, делает их менее зависимыми от неблагоприятных внешних воздействий и более доступными для экономических операторов и граждан. Как будете разрешать проблемы перевозчиков? Алексей Оверчук: Прежде всего, в транспортной сфере стояла задача интеграции информационных систем транспортного контроля.
Мы ее решили, выполнив соответствующий план мероприятий. Системы транспортного контроля государственных контролирующих органов России и Белоруссии интегрированы, что позволяет обеспечивать прослеживаемость передвижения грузовых транспортных средств в пределах Союзного Государства. Для бесшовного взаимодействия наших экономик важно устранить существующие транспортные ограничения в воздушном, наземном и водном сообщении, а также создать недискриминационные условия для перевозчиков. К этому мы сейчас движемся. Сегодня все виды перевозок пассажиров и грузов между Россией и Белоруссией не требуют получения разрешений. Мы идем дальше и прорабатываем вопросы обеспечения перевозчиками обеих стран всех видов международных автомобильных перевозок грузов на безразрешительной основе. Ограничения будут сниматься поэтапно начиная с января 2024 года до 2030 года.
Также Белоруссия проявляет интерес к осуществлению каботажных автомобильных перевозок в России. Мы считаем, что этот рынок услуг может быть полностью открыт при условии выравнивания экономических условий хозяйствования в наших странах. Также решаем вопросы цифровизации на транспорте, в частности, 2 апреля этого года запустили пилотный проект по апробации электронной международной транспортной накладной. Фото: РИА Новости Единые рынки транспортных услуг почти сформированы, а правила дорожного движения планируется менять? Алексей Оверчук: Мы приняли решение не вносить изменения в законы о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. У нас нет принципиальных различий, которые бы этого требовали. При этом для удобства водителей и повышения уровня безопасности на дорогах признано необходимым синхронизировать требования к размещению и обустройству объектов дорожного сервиса, порядок регулирования и контроль за дорожным проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом, содержанием и сохранностью автодорог, классификации автодорог и сближению положений, касающихся финансирования дорожной деятельности.
Вот в этих сферах гармонизация потребует внесения изменений в законодательство. Как продвигается работа в области авиаперевозок? Алексей Оверчук: По авиаперевозкам мы подготовили проект межправительственного соглашения о взимании сборов за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, не превышающих размеров аналогичных сборов и платежей, взимаемых с эксплуатантов воздушных судов своего государства. Соглашение будет подписано до июля 2023 года. Вопрос о сроках его вступления в силу пока еще является предметом переговоров, но, думаю, что к июню выйдем на общее понимание.
Беларусь и Россия
Интеграция Белоруссии и России в последние годы вышла на новый уровень. Минск и Москва осознали необходимость отказаться от различного рода претензий и окончательно встали на путь не только экономического, но и политического сближения. Власти Белоруссии и России согласовали почти все дорожные карты по интеграции — значительное количество проблем снято. Россия и Белоруссия будут углублять интеграцию, заявил 27 ноября госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев в ходе выступления на "Примаковских чтениях". Российская и Белорусская стороны отмечают также твёрдое намерение не останавливаться на достигнутом, наращивать совместные усилия по углублению интеграционных процессов в рамках Союзного строительства. Большинство граждан позитивно воспринимают дальнейшую интеграцию Беларуси и России в рамках Союзного государства при условии сохранения суверенитета двух стран.
Беларусь и Россия
Белоруссия и Россия переходят на новую ступень интеграции, заявил в понедельник премьер-министр республики Роман Головченко. Последние новости по теме Интеграция. Эксперт отметил, что в настоящее время Беларусь не заинтересована в политической интеграции с Россией. Президент Беларуси Александр Лукашенко в интервью турецкой телерадиокомпании TRT заявил, что союз Беларуси и России будет более мощным, продуманным и продвинутым интеграционным объединением, чем Европейский союз.
Как ускорилась интеграция России и Белоруссии
Это подтверждает сплоченность наших народов и желание взаимодействовать во всех сферах деятельности: будь то политика, экономика, наука, образование, культура и обеспечение безопасности. Очень ценно то, что реализация совместных проектов востребована и дает практические результаты. Знаковым событием прошлого года является утверждение Высшим государственным советом 28 союзных программ по укреплению российско-белорусской интеграции по очень широкому спектру взаимодействия: в сельском хозяйстве, промышленности, энергетике, социальной сфере и других.
Публикация результатов опросов и их интерпретации были явно приурочены к встрече двух президентов — в случае с исследованием МГИМО они были призваны показать симпатии жителей Беларуси к России, а белорусский институт концентрировал внимание на желании их абсолютного большинства жить в независимой стране. На самом деле, противоречий здесь нет — эта вполне совместимые составляющие. Результаты недавних опросов подтверждается данными проводившихся ранее исследований. Остальные респонденты затруднились или отказались отвечать.
Беларусь: оппозиция и власть Визит Лукашенко в Москву сопровождался акциями протеста в Минске против поглощения Беларуси Россией. После митинга на площади участники акции отправились гулять по городу. Как сказал один из организаторов Павел Северинец, «пусть нас увидят люди». На площади Независимости — молились за избавление Беларуси от лукавого у Красного костела. Потом отправились на площадь Свободы, а оттуда вернулись на Октябрьскую. Демонстранты спокойно обошли весь центр города - у милиции, судя по всему, было указание не вмешиваться.
Люди выкрикивали такие лозунги, как «Далучайся! Милиция призывала митингующих разойтись и напоминает, что акция не согласована с властями, но задержаний не происходило. Всего в протестах участвовали от 700 до одной тысячи человек 7 декабря и несколько сотен 8 декабря. Такой протест для Лукашенко не опасен — не только из-за недостаточной массовости, но и в связи с жестко антироссийской риторикой, которую не разделяет абсолютное большинство населения страны. Напротив, протесты могли использоваться белорусским президентом как средство давления на Москву, демонстрации того, что давление по политическим вопросам чревато выступлениями, причем более массовыми в случае, если Лукашенко вынудят к реальным уступкам. Тем временем Лукашенко осуществил кадровые замены в своем окружении.
Новым главой администрации президента назначен генерал Игорь Сергеенко, ранее бывший первого заместителя председателя КГБ. Телеграмм-канал «Незыгарь» охарактеризовал это назначение без всякого энтузиазма для российско-белорусских отношений, связав Сергеенко со старшим сыном Лукашенко, являющемся помощником президента по национальной безопасности: «Новый глава АП генерал белорусского КГБ Сергиенко считается креатурой Виктора Лукашенко. Сергиенко отвечал за контрразведку. Специалист по заговору Москвы. Отвечал за чистки агентов России. Выполнял личные поручения семьи.
Считается одним из самых преданных людей Лукашенко. Изменения в структуре АП говорят о том, что Лукашенко решил играть по крупному.
При этом у нас есть отличия в структуре рынков и наборе предоставляемых ими услуг. Например, в России более развит рынок ценных бумаг. Специалисты очень осторожно подходят к таким различиям и осуществляют совместный мониторинг влияния сохраняющихся различий на экономики. Ожидаемый эффект будет выражаться в повышении доступности финансовых рынков и качества их услуг для граждан и экономических операторов. Благодаря Союзной программе по интеграции национальных систем платежных карт и систем передачи финансовых сообщений мы больше не зависим от международных платежных систем и расчетов.
Карты "Мир" и "Белкарт" уверенно можно использовать в обеих странах. Интегрированы системы быстрых платежей, и уже начались пилотные трансакции. Все это повышает связанность и устойчивость финансовых систем, делает их менее зависимыми от неблагоприятных внешних воздействий и более доступными для экономических операторов и граждан. Как будете разрешать проблемы перевозчиков? Алексей Оверчук: Прежде всего, в транспортной сфере стояла задача интеграции информационных систем транспортного контроля. Мы ее решили, выполнив соответствующий план мероприятий. Системы транспортного контроля государственных контролирующих органов России и Белоруссии интегрированы, что позволяет обеспечивать прослеживаемость передвижения грузовых транспортных средств в пределах Союзного Государства.
Для бесшовного взаимодействия наших экономик важно устранить существующие транспортные ограничения в воздушном, наземном и водном сообщении, а также создать недискриминационные условия для перевозчиков. К этому мы сейчас движемся. Сегодня все виды перевозок пассажиров и грузов между Россией и Белоруссией не требуют получения разрешений. Мы идем дальше и прорабатываем вопросы обеспечения перевозчиками обеих стран всех видов международных автомобильных перевозок грузов на безразрешительной основе. Ограничения будут сниматься поэтапно начиная с января 2024 года до 2030 года. Также Белоруссия проявляет интерес к осуществлению каботажных автомобильных перевозок в России. Мы считаем, что этот рынок услуг может быть полностью открыт при условии выравнивания экономических условий хозяйствования в наших странах.
Также решаем вопросы цифровизации на транспорте, в частности, 2 апреля этого года запустили пилотный проект по апробации электронной международной транспортной накладной. Фото: РИА Новости Единые рынки транспортных услуг почти сформированы, а правила дорожного движения планируется менять? Алексей Оверчук: Мы приняли решение не вносить изменения в законы о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. У нас нет принципиальных различий, которые бы этого требовали. При этом для удобства водителей и повышения уровня безопасности на дорогах признано необходимым синхронизировать требования к размещению и обустройству объектов дорожного сервиса, порядок регулирования и контроль за дорожным проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом, содержанием и сохранностью автодорог, классификации автодорог и сближению положений, касающихся финансирования дорожной деятельности. Вот в этих сферах гармонизация потребует внесения изменений в законодательство. Как продвигается работа в области авиаперевозок?
Алексей Оверчук: По авиаперевозкам мы подготовили проект межправительственного соглашения о взимании сборов за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, не превышающих размеров аналогичных сборов и платежей, взимаемых с эксплуатантов воздушных судов своего государства. Соглашение будет подписано до июля 2023 года. Вопрос о сроках его вступления в силу пока еще является предметом переговоров, но, думаю, что к июню выйдем на общее понимание. В декабре прошлого года согласовали выполнение полетов по схеме "треугольник". Это открывает возможность авиакомпаниям совершать такие рейсы, когда их самолеты взлетают в своей стране из одного аэропорта и, совершив зарубежный полет, возвращаются в другой аэропорт своей страны. Такого рода возможности могут давать определенную гибкость авиакомпаниям и удобство пассажирам. Также недавно был запущен новый рейс Калуга-Минск-Калуга.
Наши перевозчики могут вылетать за рубеж из одного аэропорта своей страны, а возвращаться в другой. Алексей Оверчук: В этом направлении усилия были направлены на унификацию наших законодательств, и она достигнута. Белоруссия внесла в свое законодательство ряд изменений, касающихся лицензирования для допуска на участки инфраструктуры, условий организации и осуществления пассажирских перевозок, обеспечения безопасности эксплуатации и движения, унификации требований трудового законодательства. Сейчас РЖД перевозит белорусские грузы на тех же условиях, что и российские. Интеграционной работой мы также охватили и сферу судоходства.
И если раньше Лукашенко мог лавировать между Россией и Европой, то теперь, очевидно, возможности для манёвра заметно сократились. Зачем странам вообще нужно СГ Выгоды есть для обеих сторон. Белоруссия от интеграции выигрывает в первую очередь экономически, получая доступ к дешёвым российским энергоносителям и к рынку сбыта своей продукции, говорит политолог, преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
Россию же интересуют три вещи, продолжает эксперт. Во-первых, военно-стратегические вопросы: РФ нужно прикрыть западные рубежи. Второе — колёсный и трубопроводный транзит через Белоруссию в Европу пока он был ещё актуален, сейчас этот путь преградили санкции. И третье — российские власти опасались за русскую общину в этой стране. Именно с этой точки зрения рассматривают СГ и на Западе. Подписанные в 2021 году программы направлены на изменение белорусской экономической модели, чтобы из плановой она стала рыночной и, вероятно, более эффективной. Для Москвы это означает, что стране придётся меньше поддерживать соседей из федерального бюджета. Для Минска же это потеря системы ручного управления экономикой.
С одной стороны, санкционное давление действует на обе страны, подталкивая их друг к другу. Среди новых задач, по мнению экономиста, — снижение зависимости национальных экономик от продукции недружественных стран и переформатирования международной логистики. Например, Белоруссия в связи с разрывом европейских отношений потеряла выход к морю через латвийские порты, тем самым значительно снизив долю экспортируемых товаров, рассказала сооснователь цифровой платформы DigitalVED Анна Фомичёва. Александр Михайленко тоже уверен, что стороны будут продвигаться значительно дальше в своих интеграционных проектах. По его мнению, об этом свидетельствует частота и продолжительность встреч Путина и Лукашенко, «на которых решается множество связанных с идеей строительства СГ задач». Андрей Суздальцев же напоминает: белорусская сторона сразу же воспользовалась ситуацией и попросила увеличить поддержку. Эксперт трактует это как попытку затянуть исполнение договорённостей. За 20 лет немало подписывали соглашений, это третья или четвёртая попытка запустить СГ».
По его словам, настоящая интеграция, скорее всего, невозможна. Скорее всего, он так и продолжит продавать союз Кремлю, пытаясь при этом не выполнять или затянуть выполнение невыгодные для него пункты соглашения, резюмирует Суздальцев. Во время неформальной встречи с Президентом России Владимиром Путиным 2019 г. Зачатки государственности есть — у СГ есть официальный аппарат управления. Основной орган — высший госсовет, которым по очереди управляют президенты России и Белоруссии. Есть даже совет министров, который по должности возглавляет российский премьер. Но это всё формальность.
Минск и Москва обсудили интеграцию в рамках Союзного государства
Позднее, отвечая на вопросы журналистов в ходе форума «Вся Россия — 2021», Лавров подчеркнул, что важность подписанных документов заключается в укреплении экономик двух стран. В ходе итоговой пресс-конференции президент РФ сообщил о согласовании всех 28 программ в рамках Союзного государства, реализация которых должна придать мощный импульс экономикам двух стран. Теперь эти программы должны быть утверждены Высшим государственным советом Союзного государства, заседание которого состоится 4 ноября. Как отметил президент РФ Владимир Путин по итогам... Он подчеркнул, что в вопросе интеграции необходим прагматичный и реалистичный подход. В свою очередь, Александр Лукашенко сказал, что на прошедших в Москве переговорах удалось достичь «очень серьёзных договорённостей». Об этом он заявил 10 сентября в ходе встречи с председателем Следственного комитета России Александром Бастрыкиным.
Углубление сотрудничества По итогам последних встреч президентов двух стран было заявлено, что Россия и Белоруссия переходят к единой промышленной политике. Странам удалось достичь договоренностей о проведении общей макроэкономической политики, об интеграции платежных систем, углублении сотрудничества в информационной безопасности, в таможенной, налоговой, энергетической сферах и на других направлениях.
Было заявлено о возможности подписать документы о единых энергетических рынках России и Белоруссии до 1 декабря 2023 года. Стороны отмечают важность того, что граждане России и Белоруссии благодаря интеграции двух стран получат равные права и возможности в экономической и социальной сферах в рамках Союзного государства. Еще одним существенным достижением стал прорыв в процессе отмены роуминга на территории Союзного государства. С 1 апреля для жителей России и Белоруссии была отменена плата за входящие звонки на территории обеих стран. К лету роуминг должны отменить полностью. Согласованная внешняя и оборонная политика Белоруссия и Россия проводят согласованную внешнюю политику, в числе ее приоритетов и неприятие продвижения НАТО на восток, и осуждение больших амбиций США, продвижение идеи создания в перспективе могучей евразийской державы. Белорусское руководство всегда уделяло особое внимание созданию совместно с Россией мощной военной группировки. Стороны обсуждают строительство единого оборонного пространства, периодически проводят совместные учения на территории России и Белоруссии.
С одной стороны, санкционное давление действует на обе страны, подталкивая их друг к другу. Среди новых задач, по мнению экономиста, — снижение зависимости национальных экономик от продукции недружественных стран и переформатирования международной логистики. Например, Белоруссия в связи с разрывом европейских отношений потеряла выход к морю через латвийские порты, тем самым значительно снизив долю экспортируемых товаров, рассказала сооснователь цифровой платформы DigitalVED Анна Фомичёва. Александр Михайленко тоже уверен, что стороны будут продвигаться значительно дальше в своих интеграционных проектах. По его мнению, об этом свидетельствует частота и продолжительность встреч Путина и Лукашенко, «на которых решается множество связанных с идеей строительства СГ задач».
Андрей Суздальцев же напоминает: белорусская сторона сразу же воспользовалась ситуацией и попросила увеличить поддержку. Эксперт трактует это как попытку затянуть исполнение договорённостей. За 20 лет немало подписывали соглашений, это третья или четвёртая попытка запустить СГ». По его словам, настоящая интеграция, скорее всего, невозможна. Скорее всего, он так и продолжит продавать союз Кремлю, пытаясь при этом не выполнять или затянуть выполнение невыгодные для него пункты соглашения, резюмирует Суздальцев.
Во время неформальной встречи с Президентом России Владимиром Путиным 2019 г. Зачатки государственности есть — у СГ есть официальный аппарат управления. Основной орган — высший госсовет, которым по очереди управляют президенты России и Белоруссии. Есть даже совет министров, который по должности возглавляет российский премьер. Но это всё формальность.
Никаких решений эти органы не принимают и существуют номинально. При этом разговоры про единую валюту продолжаются. Также в марте Путин допустил появление союзного парламента. Взаимная интеграция теоретически возможна вплоть до создания единого государства, например, в форме конфедерации, рассуждает старший научный сотрудник РАНХиГС Галина Баландина. Из принятых и реализуемых сегодня договорённостей таких целей не ставится», — подчеркнула она.
Хотя стороны постоянно выпячивают экономический аспект, говоря о СГ, ни одного крупного совместного российско-белорусского предприятия по-прежнему нет. Их надо создавать, «тогда не будет болтовни о каком-то едином государстве, единой валюте и прочем», — раздражался Лукашенко. СГ может развиваться не только вглубь, но и вширь. В конце апреля глава Беларуссии заявил , что в этот союз будут готовы войти и другие страны бывшего СССР. Их аргументы — на постсоветском пространстве идут процессы разного рода интеграции, а в многополярном мире усилятся региональные связи и станет меньше возможностей для многовекторности во внешней политике.
Но есть и скептики.
Наши перевозчики могут вылетать за рубеж из одного аэропорта своей страны, а возвращаться в другой. Алексей Оверчук: В этом направлении усилия были направлены на унификацию наших законодательств, и она достигнута. Белоруссия внесла в свое законодательство ряд изменений, касающихся лицензирования для допуска на участки инфраструктуры, условий организации и осуществления пассажирских перевозок, обеспечения безопасности эксплуатации и движения, унификации требований трудового законодательства.
Сейчас РЖД перевозит белорусские грузы на тех же условиях, что и российские. Интеграционной работой мы также охватили и сферу судоходства. Уже подписано соглашение о судоходстве по внутренним водным путям, проводим необходимые внутригосударственные процедуры. Соглашение позволит обеспечить перевозки людей и грузов, определить порядок и условия осуществления судоходства, а также формировать новые логистические схемы доставки белорусских грузов.
Например, одним из вариантов может быть задействование международного транспортного коридора "Север-Юг" через Волгу и Каспий, что должно снизить загруженность железных дорог. За тем, как это будет реализовано на практике, проследит совместная комиссия. Алексей Оверчук: Что касается традиционных энергетических рынков, основывающихся на ископаемом топливе, то по ним переговоры пока продолжаются. Тут важно понимать, что действует долгосрочный контракт, который гарантированно обеспечивает Белоруссию газом по самым низким ценам, по сравнению с Европой.
В современных условиях эта практика раскрыла все свои преимущества. Новацией же в наших отношениях стала фиксация цены на три года вперед. Главное, что благодаря особым отношениям, вытекающим из самой сути Союзного Государства, белорусские товаропроизводители имеют очевидное конкурентное преимущество на мировых рынках и могут быть уверенны в своем будущем. В 2021 году в сотрудничестве с Россией Белоруссия ввела в эксплуатацию свой первый атомный энергоблок, дающий стране чистую электрическую энергию.
Ожидается ввод второго энергоблока, что будет отражаться на стороне предложения электроэнергетического рынка Белоруссии. В этих условиях сформировано единое правовое пространство в области "мирного" атома. Оно включает в себя вопросы перевозки ядерных материалов, регулирования деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, безопасности использования атомной энергии, а также обращения с отработавшим ядерным топливом. Появятся новые программы поддержки бизнеса Союзного государства?
Алексей Оверчук: Всё, что делается в рамках Союзных программ, имеет своей целью облегчение доступа российских и белорусских товаропроизводителей к рынкам товаров и услуг в Союзном государстве. Этот процесс направлен на гармонизацию и унификацию законодательств, снижение торговых барьеров, формирование общих рынков и условий для развития цепочек создания добавленной стоимости на базе производственной кооперации и выравнивание условий хозяйствования экономических операторов наших стран. Тут важно, что в рамках соответствующей Союзной программы подписано и вступило в силу соглашение о единых правилах конкуренции, определившее единые правовые основы и принципы защиты конкуренции в целях недопущения монополизма, противодействия недобросовестным практикам, обеспечения свободного перемещения товаров, работ и услуг. Сближение идет не только в отраслях финансового сектора и транспорта.
Интеграция происходит в промышленности и сельском хозяйстве, то есть непосредственно работает в интересах основных товаропроизводителей Союзного Государства. Мы достигли взаимопонимания по вопросам формирования единой политики в промышленности и ведем обсуждения по агропромышленному комплексу. Подписано базовое соглашение о единой промышленной политике и рамочное - по вопросам признания технологических операций, что имеет перспективу выхода на продукцию, которая будет признаваться продукцией Союзного государства. Эта работа подкреплена реальным бюджетом, стимулирующим взаимодействие российских и белорусских предприятий по реализации совместных инвестиционных проектов в сфере импортозамещения.
Ею охвачены проекты в сфере машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, автомобильной отрасли, а также электроники. Совместные проекты по импортозамещению реализуются в машиностроении, автомобильной отрасли, электронике Одним из ключевых элементов "союзного" рынка товаров являются обязательные требования к продукции. Это - требования технических регламентов, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования к товарам, которые выходят на наш рынок. Это позволяет взаимно признавать разрешительные документы на поставляемую продукцию и полноценно реализовывать свободу обращения товаров не только в рамках Союзного государства, но и в рамках всего Евразийского экономического союза.
Кроме задач непосредственно производства продукции решаем и вопросы ее сбыта. В этом контексте большое значение имеет свободный доступ производителей товаров и услуг к государственным закупкам в наших странах. Белорусский бизнес сможет на равных с российскими поставщиками участвовать в конкурсах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Однако тут есть технические вопросы, которые приходится решать.
У наших стран до сих пор отсутствует взаимное признание электронных цифровых подписей, что, в условиях автоматизации процесса государственных закупок и действия в наших странах соответствующих цифровых площадок, является препятствием для участия в торгах. Кстати, российские предприятия уже зарегистрированы на белорусской площадке, а белорусские на нашей, но этого недостаточно. Мы придерживаемся точки зрения, что клиентский путь белорусских предприятий, участвующих в наших госзакупках, должен быть полностью оцифрован.
Эксперты оценили вероятность объединения России и Белоруссии 21 февраля
Как именно выглядит этот процесс, почему он стал таким интенсивным именно в последнее время и как интеграция двух стран будет углубляться в 2024-м? На последнем заседании Совета министров Союзного государства СГ России и Белоруссии премьер-министр России Михаил Мишустин был настроен позитивно и оптимистично: «Сегодня мы находимся на очень ответственном этапе — близится к завершению работа над Основными направлениями реализации положений Договора о создании Союзного государства и 28 отраслевыми союзными программами. Нам предстоит определить и новые ориентиры на перспективу 2024—2026 годов. И это не тот случай, когда оптимизм чиновника — «на камеру» и подкреплен разве что необходимостью нужных отчетов. Динамика отношений России и Белоруссии внутри СГ в последние три года действительно впечатляет. Правда, так было далеко не всегда. Процесс российско-белорусской интеграции был практически заморожен, к примеру, в 2010 году.
Да и в другие годы по многочисленным частным вопросам между странами возникали разногласия, дававшие недругам поводы для злорадства.
Например, вопроса о компенсации Беларуси за российский налоговый маневр в нефтегазовой сфере. В Минске считают, что белорусский бюджет будет ежегодно терять по этой причине около 300 млн долл. Однако унификация налогового законодательства , прописанная в «дорожных картах», позволяет нивелировать эти издержки и предотвратить появление аналогичных проблем в будущем. Елена Кузьмина: Зоны свободной торговли с ЕАЭС Белорусская сторона, напротив, считает , что дальнейшее развитие Союзного государства возможно лишь в случае решения уже существующих проблемных вопросов.
В этих подходах к дорожным картам развития СГ просматриваются и более фундаментальные различия Москвы и Минска в отношении к российско-белорусской интеграции. Эти отличия и будут играть в ближайшие годы одну из ключевых ролей при определении дальнейшего вектора развития Союзного государства. Путем точечных договоренностей Белорусский подход к подготовке «дорожных карт» развития СГ наглядно демонстрирует, что для Минска в основе любых интеграционных процессов лежит экономика — минимизация издержек, расширение экспортных возможностей, привлечение новых кредитов и др. Все остальные шаги по углублению интеграции выступают лишь как производная от экономических потребностей. В рамках этой логики от политических надстроек и гуманитарных проектов в союзе вполне можно отказаться, если это не способствует развитию хозяйственного взаимодействия.
Российский подход более комплексный. К тому же украинская ситуация демонстрирует, что экономические преференции сами по себе не гарантируют гуманитарную и политическую близость страны, не защищают от подспудного созревания в обществе и элитах антироссийских настроений. Соответственно, Москва в переговорах с Минском о развитии Союзного государства настаивает на более системном подходе, предусматривающим предохранители от дезинтеграции в различных сферах сотрудничества. Тот факт, что сторонам не удалось подписать, как планировалось, 8 декабря 2019 г. Безусловно, СГ будет двигаться вперед, но уже не по модели Европейского союза с мощной бюрократической надстройкой и обширным делегированием функций на наднациональный уровень.
При сохранении прежней неопределенной ситуации в международных отношениях, вероятнее всего, Россия и Беларусь будут сближаться преимущественно в экономической сфере, а функцию «предохранителей» будут выполнять механизмы гармонизации законодательства в отдельных сферах сотрудничества. Такой путь точечных договоренностей по актуальным направлениям взаимодействия напоминает, скорее, не Евросоюз, а в усеченном виде альтернативный европейских интеграционный проект — Совет экономической взаимопомощи.
По итогам заседания Высшего Государственного Совета страны Союзного государства также утвердили Декрет о признании технологических операций. Ещё одним прорывным решением, по его словам, следует считать межправительственное соглашение о признании электронной подписи. Документ согласован на всех уровнях и готовится к подписанию. Он позволит ускорить логистику взаимных поставок и процесс внедрения электронного сопроводительного документа для грузовых транспортных средств, упростит трансграничное взаимодействие бизнеса с государственными органами и создаст безбумажный электронный документооборот в сфере госзакупок. Все материалы сайта доступны по лицензии:.
Тем временем Россия всё больше разворачивается на Восток. Запад долгое время подталкивал нашу страну к этому. У Белоруссии также есть проекты, которые могут быть интересны Китаю. Они будут реализовываться в рамках Союзного государства, в результате появится единая валюта, которая начнёт конкурировать с евро и долларом. Уверен, к 2023 году мы увидим серьёзные изменения в экономике», — уточнил Самонкин. Спасти Лукашенко Откладывать создание Союзного государства нет смысла не только по экономическим, но и по политическим причинам. По мнению Анатолия Салуцкого, Лукашенко «захочет остаться единственным президентом Белоруссии». Условная операция «Преемник» «опасна не только для белорусско-российских отношений, но и для него самого». Поэтому Салуцкий не исключает, что создание Союзного государства произойдёт перед следующими президентскими выборами в Белоруссии, которые должны состояться не позже 20 июля 2025 года. Пока не хватает финансов для создания единой валюты. Это единственное препятствие, которое не позволяет объединиться России и Белоруссии. Все сложности будут устранены к 2025 году. Таким образом, Лукашенко останется практически единственным президентом для Белоруссии.
Лукашенко: Модель Союзного государства Беларуси и России имеет шансы на успех и расширение
Медведев попросил Лукашенко публично извиниться за хамство в адрес членов российского правительства. Белорусскому лидеру было прямо предложено задуматься о целесообразности участия в очередных президентских выборах. Лукашенко возвращается в Минск без результатов». Официальная «картинка» выглядела не столь пессимистичной, но и большого оптимизма по поводу интеграции также не вызывала. По итогам переговоров 7 декабря посол Семашко заявил, что двум странам осталось согласовать 8 из 31 интеграционных дорожных карт в рамках Союзного государства. Таким образом, на многочасовой встрече были согласованы три дорожные карты - делегациям двух стран удалось договориться по проектам по электроэнергетике и вопросам сотрудничества таможенных служб. Поэтому там сроки несколько сдвинуты еще на один год», — сказал посол. По его словам, стороны договорились, что вопрос полной компенсации издержек от налогового маневра может быть решен с 1 января 2022 года. Россия запустила налоговый маневр в нефтяной сфере в 2015 году, его суть заключается в замене экспортной пошлины на нефть на налог на добычу полезных ископаемых.
Эксперты Всемирного банка предупреждали, что, если Москва не компенсирует Минску издержки, Беларуси может грозить экономическая рецессия. Нефть с повышенным содержанием хлорорганических соединений обнаружили на участке «Дружбы» в Беларуси 19 апреля. Транзит нефти по трубопроводу «Дружба» приостанавливался, так как загрязненное сырье отказались принимать Польша, Германия, Словакия, Венгрия. Чистая нефть начала поступать из России в Беларусь только в начале мая. Что касается таможенного вопроса, то Семашко заявил лишь, что «сложная развязка» была найдена на встрече президентов, и «стоит задача до 1 июня 2020 года отработать всю нормативную базу - и белорусскую, и российскую». Этот вопрос является особенно острым, так как речь идет о серых схемах, по которым в Россию поступает «санкционная» продукция. В сентябре «Коммерсант» писал о том, что таможенная политика будет унифицирована вплоть до общей таможенной службы. Однако параметры договоренностей остаются неясными — российская сторона заинтересована в создании общей службы и реальном контроле над ней , тогда как белорусская — в максимально мягкой и необязывающей конструкции.
В то же время белорусский экономист, бывший кандидат в президенты Ярослав Романчук обращает внимание как на понятное недовольство российской таможни, так и на различие интересов внутри самой России: Раздражение вызывает, например, проект «Бремина-групп», которая строит в Орше гигантский логистический центр с возможностью принимать международные рейсы грузовых самолетов. Понятно, что это делается для того, чтобы привозить товар третьих стран, легализовать его в Беларуси и потом продавать его в России. Лукашенко, конечно же, предпочел бы, чтобы вокруг Путина первую скрипку играли главные бенефициары существующего уклада - номенклатурно-силовые кланы России, которые работают со своими партнерами в Беларуси. Это те чиновники, за которыми стоят нефтяные структуры, структуры, которые вместе с белорусами устраивают в обход санкций схемы поставки и переброски товаров. Это те, кто сумел адаптироваться к современному состоянию союзного государства и уютно себя чувствуют внутри серых схем, контрабанды, творческого отношения к бухгалтерии, налогообложению и господдержке, причем преимущественно за счет российского госбюджета. Общественное мнение 28 ноября Центр пространственного анализа международных отношений ИМИ МГИМО обнародовал результаты исследования о том, какие отношения с Россией считают наиболее приемлемыми жители Беларуси. Нетрудно заметить, что в исследовании не ставился вопрос о возможном уровне интеграции двух стран — его результаты показывают, что отношение к России в Беларуси носит положительный характер, а союзнические отношения можно понимать и как углубление интеграции в политической сфере, и как сохранение в ней статус-кво.
Динамика отношений России и Белоруссии внутри СГ в последние три года действительно впечатляет. Правда, так было далеко не всегда. Процесс российско-белорусской интеграции был практически заморожен, к примеру, в 2010 году. Да и в другие годы по многочисленным частным вопросам между странами возникали разногласия, дававшие недругам поводы для злорадства. С мертвой точки дело сдвинулось лишь в сентябре 2019 года, когда премьеры двух стран подписали проект программы действий по интеграции. После этого в Минске в декабре 2019 года прошли многочисленные акции протеста против интеграции, толпа с бело-красно-белыми и украинскими флагами и лозунгами «Не дадим повторить сценарий Крыма» и «Нет русскому фашизму и бандитизму» собиралась напротив посольства России. Белорусские власти не препятствовали проведению этих акций. Все изменилось после событий 2020-го и в особенности — 2022 года.
Динамика отношений России и Белоруссии внутри СГ в последние три года действительно впечатляет. Правда, так было далеко не всегда. Процесс российско-белорусской интеграции был практически заморожен, к примеру, в 2010 году. Да и в другие годы по многочисленным частным вопросам между странами возникали разногласия, дававшие недругам поводы для злорадства. С мертвой точки дело сдвинулось лишь в сентябре 2019 года, когда премьеры двух стран подписали проект программы действий по интеграции. После этого в Минске в декабре 2019 года прошли многочисленные акции протеста против интеграции, толпа с бело-красно-белыми и украинскими флагами и лозунгами «Не дадим повторить сценарий Крыма» и «Нет русскому фашизму и бандитизму» собиралась напротив посольства России. Белорусские власти не препятствовали проведению этих акций. Все изменилось после событий 2020-го и в особенности — 2022 года.
Кому выгодно существование Союзного государства Если речь идёт об экономике, значит речь идёт о получении прибыли в том или ином виде. Как говорится, бизнес и ничего личного. Председатель правления Ассоциации «Публичная дипломатия» и юрист-международник Вадим Петров отмечает, что выгода от этого союза распределяется неравномерно. Президент Российского клуба финансовых директоров Ирина Арехина указывает на то, что белорусским предприятиям выгодна программа импортозамещения в России. Белорусские инвесторы также являются активными участниками импортозамещения уже на российской территории, инвестируя в создание новых предприятий в РФ. По мнению Кирилла Казакова интеграция с Россией помогает Беларуси проводить трансформацию в экономике. Многие белорусские предприятия благодаря интеграции с Россией смогли получить льготный доступ как к российским ресурсам, так и к российским рынкам сбыта, что позволяет им эффективно функционировать. Происходящие экономические процессы отлично показаны в белорусском статистическом сборнике , выпущенном ко дню единения народов. В России почему-то ничего подобного не представили. Власти Беларуси не стесняются признать, что их внешняя торговля практически полностью зависит от России. Внешняя торговля Беларуси зависит от России Фото: Белстат Вместе с этим этот сборник демонстрируют товарные взаимоотношения между странами: Россия поставляет нефть, газ и прочее сырьё, а Беларусь возвращает готовую продукцию, заработав на её производстве. Всё сводится к тому, что экономическую выгоду от образования конфедерации получает Беларусь.
интеграция
Правительства России и Белоруссии разработали план интеграции еще на три года. Россия и Беларусь выступают за развитие интеграции в рамках ЕАЭС, который демонстрирует эффективность и устойчивость в условиях геополитической напряженности. Главная» Новости» Беларусь и Россия подписали межправительственное Соглашение о единой промышленной политике.