Новости выступление крестьян в селе бездна

волнения крестьян села Бездна (ныне - Антоновка) Спасского уезда (ныне - Спасский район) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину. Экспонаты Музей политической истории России Смотрите музейные коллекции онлайн. волнения крестьян села Бездна (ныне - Антоновка) Спасского уезда (ныне - Спасский район) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). В неспокойном селе Юркули грамотный дворовый человек Николай Михайлов еще до того, как начались события в Бездне, был приглашен своими крестьянами читать «Положения».

4 выступление крестьян в селе бездна. крестьянские волнения и восстания

Текст научной работы на тему «Участие студентов Казанской духовной академии в панихиде по крестьянам С. Бездна». Выступление началось 22 февраля в селе Веряево, толпа крестьян разобрала по дворам отнятый в колхоз скот. Бездненское выступление 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861.

Отмена крепостного права

Восстание крестьян в селе бездна. Из Бездны — в колхоз, из колхоза — в… рыночную бездну Выступление крестьян в селе Бездна.
Бездненское выступление 1861 волнения крестьян села Бездна (ныне - Антоновка) Спасского уезда (ныне - Спасский район) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).
Выступление крестьян в селе бездна Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).

Выступление крестьян в селе бездна

Из других пунктов тех же "условий" явствует, что хозяин мог штрафовать рабочего по всякому поводу, а за "дурное поведение" в любое время уволить. Разумеется, под мотивировку "дурное поведение" хозяин мог подвести любого из неугодных ему работников. Адский труд при грошовой оплате не позволял рабочим обеспечить себе хотя бы элементарное человеческое существование. Жили они со своими семьями нищенски, большей частью в бараках и казармах, мало подходивших "даже для стойла коровы или лошади, не только для человеческого жилища"[ 4 ], или в подвалах вроде того, который описан инспектором земской управы Петербургского уезда, обследовавшей жилищные условия столичного пролетариата за 1878 г. Берви-Флеровский, досконально изучивший положение российских рабочих 60-х годов, пришел к выводу: условия жизни рабочего "таковы, что он должен отказаться или от существования, или от достоинства человеческого". Первые шаги рабочего движения в России после 1861 г. Некоторые из них заключали в себе уже и симптомы политического протеста. Так, рабочие Людиновского завода Мальцева в Калужской губернии говорили на дознании, что заводовладелец мстил им за то, что они не ходили к нему с хлебом-солью в честь объявления реформы 1861 г. Царское правительство с тревогой следило за протестами рабочих и пыталось успокоить их видимостью попечительства, не обижая при этом, однако, и фабрикантов. Характерен такой пример: в июле 1869 г.

Неудивительно, что рабочее движение в России обретало все больший размах и все более острые формы. В 1871 г. Ливен резонно, даже с некоторым опозданием, заключил: "Можно сказать, что и на наших часах подходит стрелка к тому моменту, который может прозвучать над нами рабочим вопросом, вопросом антагонизма между трудом и капиталом"[ 6 ]. Крестьянское движение в 1861 г. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Берви-Флеровский В.

Многие крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.

Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861.

Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддержки среди крестьянства. Весной 1863 г. Казанский комитет начал распространять прокламацию «Земли и воли» - «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских революционеров изложили свои планы организации в Поволжье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Царстве Польском. В апреле студент Казанского университета И.

Глассон донес о существовании «Казанского заговора». В Казани, как писал Г. Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали революцию... Губернатор ходил с такой таинственной мордой, окружил свой дом казаками, вытащили откуда-то пушки и выдали солдатам боевые патроны. И этим перепугали весь народ». Участники заговора были выслежены и арестованы, пятеро из них казнены.

Однако руководящее ядро Казанского комитета «Земли и воли» удалось сохранить. Таким образом, в ходе крестьянских реформ все крестьянство обрело права свободных сельских обывателей. Крепостное право пало. Однако произошло земельное утеснение крестьян. Малоземелье выдвинулось в число важнейших вопросов экономической, общественной жизни. Еще большую остроту ему придавало то, что в деревне сохранились феодальные пережитки, прежде всего помещичье землевладение. Недовольство крестьян условиями реформы 1861 г.

Попытки революционеров разжечь пламя крестьянского восстания не встретило сочувственного отношения в среде тех, чьи интересы они стремились защитить. Вопросы и задания 1. Что в представлении крестьян означала полная, совершенная воля? Дала ли им крестьянская реформа 1861 г. Используя часть ответов на вопросы по материалу предыдущего параграфа, подумайте над тем, почему волнения охватили, прежде всего часть помещичьих крестьян? Почему крестьяне села бездна, а затем и многих других деревень поверили словам А. Петрова об открытой им воле?

Как отнеслись различные слои общества к расправе над бездненскими крестьянами? Чью позицию вы заняли бы в данном случае? Почему на открытый протест против «бездненского побоища» решилось только казанское студенчество? Как вы относитесь к тому, что сказал профессор А. Щапов во время Куртинской панихиды? Почему революционерам не удалось поднять крестьян на восстание, хотя они и не были довольны условиями реформы? Кем и когда предпринимались такие попытки?

Если бы вам довелось выступить на защиту интересов крестьян, то какой способ действий вы бы избрали? Село в Спасском р-не, на р. Бездна, в 37 км к В. На 2000 — 758 жит. Полеводство, мол. В селе расположена Усадьба помещиков Мусиных-Пушкиных — архитектурный памятник 1-й пол. Основано в 18 в.

В дорев. Рождественское, Рус. Бездна; с 1925 носит совр. До реформы 1861 жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В 1861 в А. В нач.

В этот период земельный надел сел. До 1920 село входило в Гусихинскую вол. Спасского у. Казанской губ. Число жит. Сюда стали переселять служилых людей, стрельцов, пленных поляков, крестьян - русских, татар, чувашей, мордву. В 1781 году образовался Спасский уезд с центром в небольшом городке Спасск, который расположился в уютном месте при впадении реки Бездны в Волгу.

Земли оказались в руках именитых дворянских родов. Что ни имя, то легенда, сюжет для целого романа. К этому времени относится и возникновение большинства сел Спасского уезда: Никольское, Красная Слобода, Кузнечиха, Бездна. Ну, а коль появились русские селения, то начали строиться и православные храмы. Причем возводились они, как правило, на средства местных помещиков и по проектам очень известных, в основном петербургских, архитекторов. Помещичий край Почему территория Спасского района была заселена в основном русскими? Вот как отвечают на этот вопрос профессиональные историки.

Плодородные земли вдоль Волги, служившей к тому же отличным транспортным путем, были очень привлекательны. И дворяне добивались, чтобы им пожаловали эти земли, и заселяли их в основном крестьянами из центральных районов России. Помещичья усадьба в Антоновке. Михаил Николаевич, представитель очень древнего дворянского рода, родился в Бездне в 1795 году. Получил прекрасное воспитание и образование, посвятил себя военной карьере, а после выхода в отставку в 1821 году поселился в своем бездненском имении. В 1827 году он был назначен попечителем Казанского учебного округа, в этой должности пробыл 18 лет. В его ведении были все учебные заведения Поволжья, Урала, Западной Сибири, в том числе Казанский университет.

В 1845 году Михаил Николаевич стал попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. Он сыграл выдающуюся роль в развитии российского востоковедения. Между тем Бездна после его отъезда перестала быть "дворянским гнездом" Мусиных-Пушкиных, имением руководили управляющие, и знаменитые события в Бездне 1861 года случились без участия Мусиных-Пушкиных. Антоновка - так называется сегодня Бездна в честь руководителя происшедших здесь кретьянских волнений Антона Сидорова. Это довольно большое село, в котором проживает более 700 человек. Вид на Антоновку открывается с высокого косогора. Силуэты приземистых домов скрываются за деревьями, но еще издалека среди них выделяется необычная для современного села постройка - белое высокое здание с колоннами.

Какую же землю хочет сохранить оно за крестьянином? Ту, которой он теперь владеет,- ту самую землю, в том самом объеме, те самые участки… Признается ли национальным чувством, хотя какой — нибудь выкуп? И заметьте, о выкупе не бывает в этих спорах и помин Реформа 19 февраля 1861г. Это понимали и люди, проводившие реформу. Один из видных ее участников Юрий Самарин писал: «Новое положение ни в коем случае не сможет удовлетворить их; в минуту его обнародования наступит критический момент». Правящие круги предвидели взрыв крестьянского недовольства, поэтому к моменту объявления «воли» на места были командированы войска; генералы получили самые широкие полномочия в деле усмирения «всяких между крестьянами беспокойств, неповиновения или ослушания»! Правительство Александра Второго верно оценила обстановку. Крестьяне, разобравшись в положениях, поняли, что ожидаемой «воли» они не получили. Выход на барщину, плата оброка - все это явно не входило в представление народа о «воле». Появились слухи о «новой воле», которая должна была появиться, по мнению крестьян, в феврале 63 г.

Сам император Александр в своем обращении к народу писал: «Трудитесь, работайте, будьте послушны властям и помещикам». Эти слова были малоэффективны в условиях тотальной подчиненности крестьян местным чиновникам. Объявление манифеста, по селам и деревням Казанской губернии, не вызвало значительных волнений. Двадцать четвертого марта, то есть через 13 дней после обнародования манифеста, губернатор доносил в Министерство внутренних дел, что в одном из имений, после прочтения манифеста, крестьяне отказались ехать с поводами, а в другом имении крестьяне не выходили на барщину два дня. Крестьяне просто не могли поверить, что именно император инициировал такую реформу. За тем, чтобы крестьяне, освобожденные из крепостной зависимости, повиновались поставленным властям и исполняли все справедливые требования; 2. Чтобы приняты были все меры к предупреждению неправильных превратных толкований; 3. Чтобы в случае беспорядков и неповиновения, не согласного со смыслом высочайше утвержденных положений, принимаемы были быстрые и действительные меры к прекращению оных в самом начале» Крестьяне были глубоко убеждены, что земля, сотворенная Богом, должна принадлежать тем, кто трудится. Помещики не трудятся на земле и никого права на владение ей не имеют. Труженик — крестьян — вот ее настоящий владелец.

Поэтому и манифест воспринимался ими ненастоящая воля. И одним из ответов народа на результаты «свободы» стало движение Антона Петрова. Село Бездна расположено в семи километрах от моего родного села Иж-Борискино. Бездна — это река, по обоим берегам - сельские дома и сады. В нескольких местах речку запруживают плотины, которые были сооружены дворовыми крестьянами по приказу помещика в прошлом веке. В название реки Бездна местные жители делают ударение на последнем слоге. Река и дала название самому селу, ставшему Антоновкой только в советские времена, но снискавшему славу гораздо раньше, ведь редко кто не знает, что именно здесь произошло знаменитое бездненское восстание под предводительством Антона Петрова, скромная могила которого находится за околицей, на самом выезде. Когда-то при въезде в Бездну установлена виселица. Она была из числа тех, что сооружались в тех селах, жители которых принимали участие в пугачевском бунте. Так что побунтовать здешние крестьяне любили еще задолго до александровских реформ.

Есть даже предание, что жители участвовали и в разинском бунте. Таким образом, у крестьян реформа вызвала отрицательную реакцию, начались волнения и содержание объявленной «воли» глубоко разочаровало крестьян. Крестьяне села Болховки, которое находился вблизи села Бездна, получив «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», оказались в затруднении, так как среди них не было грамотного человека. Поэтому они отправились в бездну и просили управляющего Павла Родионова отпустить к ним Антона. Ничего утешительного для себя крестьяне с. Болховки из « Положения» не вычитали. Антон Петров им разъяснил о необходимости работать на помещика сорок дней в год; о воле ничего не говорил. Такие же споры происходили в самой Бездне. Вот, что пишет очевидец восстания дворянин Н. Крылов: «…В селе Бездне какой-то старовер Антон Петров в «Положении» доискался истинной воли, которую до него, хотя и немногие видели, но никто не мог понять.

Именно, в « Положении», где напечатано « образец уставной грамоты», написано: « дворовых 00, крестьян 00, земли 00»и т. Эти нули Антона не привели в смущение, он растолковал, что это есть истинная воля и запечатана она крестом св. А крест св. Это, говорит, и есть крест св. Анны, которым потайным образом запечатана истинная воля. Сидит Антон в избе в Бездне, смотрит на эти нули, читает без запинки: « Помещичьи земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им — ни прута.

Бездненское восстание 1861 г.

В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна. 12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян.

Определение слова «БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 1861»

Дети каждый день ходят учиться в настоящий замок, где все дышит неувядающей стариной. Двухэтажный особняк, выстроенный в стиле пышного барокко, сохранил свои характерные черты — возводили его приезжие мастера. Здание имеет два входа, заканчивающихся витыми дубовыми лестницами. Одна лестница — парадная — предназначалась для гостей и хозяев, сейчас ею пользуются ученики. Вторая называлась «черной», она более узкая, почти без украшений, по ней поднималась на второй этаж прислуга, а сегодня — учителя. Несколько лет назад, готовясь к юбилею школы, решили подлатать лестницы.

Выглядели они вроде бы ничего, но поверхность досок казалась сильно истертой. Ничего из этой затеи не вышло! Смогли разобрать лишь половину лестницы, а другая так крепко была прихвачена дубовыми шпунтами, что никак не смогли отодрать. Да, строили раньше на совесть, на века. На верхнем этаже, в гостиной зале, до сих пор стоят два старинных зеркала в деревянной оправе, увитой причудливой резьбой.

Учащиеся равнодушно проходят мимо, редкая девчушка поправит на ходу прическу, бросив мимолетный взгляд на антикварную редкость, — для нее это давно стало предметом обихода. А в старину перед этими зеркалами прихорашивались местные красавицы, готовясь к очередному балу. Граф навещал свое имение редко: будучи сенатором, он большую часть времени проводил в Петербурге. Но когда уж вырывался в Бездну, то закатывал пир на весь мир. Как-то, проезжая мимо, заглянул к Мусину-Пушкину, бывшему к тому же и попечителем Казанского учебного округа, знаменитый уже в ту пору математик Лобачевский.

И застрял тут на неделю. Хлебосольный хозяин ни за что не хотел отпускать, устроив настоящее гулянье с лошадиными бегами и хоровым пением. Правда, цыган не было, они могли отдыхать, когда за дело брался крепостной хор из Кутырки, что в 30 верстах от Бездны. Жители этой деревушки — староверы — отличались необычайно певучими голосами. Они и поныне такие.

Реформа 1861 г. Недовольство крестьян обнаружилось почти повсеместно. Резкое противоречие между характером реформы и представлениями крестьянских масс о действительной «воле» привело к тому, что крестьяне часто не верили даже в подлинность «Положений 19 февраля» или по крайней мере решительно отвергали то истолкование «Положений», которое давалось начальством. Крестьяне искали и находили своих толкователей, которые «вычитывали» из «Положений» именно то, что отвечало крестьянским чаяниям и требованиям. Поскольку жестокая действительность убеждала в реальности крепостнической реформы, среди крестьян стало широчайшим образом распространяться мнение, что реформа не является окончательной, что надобно ожидать «второй воли», «настоящей воли» по истечении двухгодичного срока, установленного для введения в дествие «Положений 19 февраля».

Этим в значительной степени была обусловлена такая массовая форма крестьянского протеста, как отказ от подписания «уставных грамот». Распространено было убеждение, что соглашение с помещиком ведёт к лишению права на ту новую, «истинную» волю, которая ожидалась к 1863 г. С самого же начала осуществления реформы крестьяне во многих местах стали проводить полный либо частичный отказ от исполнения повинностей в пользу помещиков. Случалось, что крестьяне принимали решения выходить на барщину не более одного или двух дней в неделю. Нарочито нерадивое выполнение барщинных работ сделалось бытовым явлением.

Положение в этом отношении являлось одно время настолько напряжённым, что Чернышевский в «Письмах без адреса» мог утверждать в начале 1862 г. В ряде случаев крестьянский протест принимал форму открытых возмущений. Это преимущественно относится к первым месяцам после издания «Положений 19 февраля». Власти своими грубейшими насилиями над «освобождённым» народом увеличивали раздражение и негодование масс. К моменту объявления «воли» на места были командированы генерал-майоры и флигель-адъютанты царской свиты с самыми широкими полномочиями по части прекращения всяких «беспокойств, неповиновения или ослушания».

Розгами, штыками и пулями царские посланцы подавляли все попытки уклонения крестьян от выполнения «Положений 19 февраля». Наиболее крупные столкновения произошли в Пензенской и Казанской губерниях. В Пензенской губернии волнения охватили главным образом уезды Керенский и Чембарскии, откуда движение распространилось также на соседние уезды Тамбовской губернии - Кирсановский и Моршанский. Центрами волнений были селения Кандеевка и Черногай. Из окружающих сёл в Кандеевку собралось до 10 тыс.

С красным знаменем, с криками «Воля, воля! На оброк не хотим и работать на помещика не станем». Видную роль в этих волнениях сыграл крестьянин Леонтий Егорцев, «разъяснявший» в духе крестьянских требований манифест 19 февраля, призывавший не верить начальству и грозивший смертью как усмирителям, так и «ослушникам» из крестьян. Когда в Черногай была введена рота солдат, крестьяне, вооружённые кольями, напали на войска. При столкновении 10 апреля 1861 г.

Исключительные упорство и неустрашимость проявили крестьяне в Кандеевке. Сюда были направлены войска, которые 18 апреля открыли огонь по крестьянам. Несмотря на это, крестьяне продолжали стоять на своём: «Все до одного умрём, но не покоримся». Только после ареста более 400 человек и наказания многих шпицрутенами сопротивление было сломлено, хотя отдельные лица из наказанных всё же продолжали твердить: «Хоть убей, но на работу не пойдём и на оброк не хотим». В Кандеевке было убито 8 и ранено 27 человек.

Одновременно с событиями в Пензенской губернии разыгралась известная безднинская трагедия. Село Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, сделалось центром крестьянских волнений, охвативших три уезда этой губернии Спасский, Чистопольский и Лаишевский и смежные местности Самарской и Симбирской губерний. Здесь особенно ярким выразителем народных стремлений оказался безднинский крестьянин Антон Петров. Убеждённый в том, что свобода была объявлена царём ещё при десятой ревизии переписи населения, в 1858 г. По сообщению одного из наблюдателей событий, Петров в своих толкованиях «Положений» шёл и ещё дальше, говоря крестьянам: «Помещичьи земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута.

Переступит он шаг с своей земли - гони добрым словом , не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду». Со всех сторон к Петрову стекались толпы, чтобы послушать «истинную волю». Послушный исполнитель указаний не только царя, но и непосредственно казанского дворянства, чрезвычайно напуганного волнениями крестьян и требовавшего скорейшего их подавления, Апраксин приказал крестьянам немедленно выдать Антона Петрова, а после отказа крестьян распорядился открыть по толпе огонь. По официальным данным, при расстреле в Бездне был убит с умершими от ранений 91 человек, ранено - 87. Согласно подсчёту лечившего крестьян врача, всего пострадало более 350 человек.

Александр II по телеграфу предписал: «Антона Петрова судить по полевому уголовному положению и привести приговор в исполнение немедленно», иными словами, смертный приговор был вполне предрешён. Антон Петров был расстрелян 19 апреля 1861 г. Характерно признание членов военно-полевого суда, что Антон Петров «перетолковывал смысл «Положений», сообразуясь с общим настроением крестьян, мечтавших о совершенной свободе». Зверское усмирение народных волнений в Кандеевке и Бездне вызвало глубокое возмущение в передовых общественных кругах и способствовало обострению настроений активной борьбы и протеста среди демократической интеллигенции. Волнениями в ответ на реформу 19 февраля были охвачены крестьяне как в великорусских губерниях, так и на Украине, в Белоруссии, Литве и других национальных районах.

В одной из украинских губерний - Подольской - в течение апреля - мая 1861 г. В Черниговской губернии весною 1861 г. С большой остротой крестьянское движение, вызванное реформой, проявилось в Гродненской Белоруссия , Ковенской и Виленской Литва губерниях, в Латгалии и др. Наибольшее число волнений приходится на март - июль 1861 г. Всего за 1861 г.

В 337 имениях вводились для усмирения крестьян воинские команды. В 1862-1863 гг. Всё же волна крестьянского движения в эти годы продолжает ещё держаться сравнительно высоко: в 1862 г. Именно с начала 1862 г. Поэтому «уставные грамоты» усиленно вводились в действие помимо согласия крестьян: к концу 1862 г.

Крестьянское движение 1861-1863 гг. Этим была предопределена неудача крестьянской борьбы. Уже в 1864 г. Своеобразной струёй массового движения начала 60-х годов и составной частью этого главного из факторов, определивших революционную ситуацию недовольства и борьбы угнетённых масс , были волнения и стачки на промышленных предприятиях , ещё не особенно значительные по размерам, но важные по своему симптоматическому значению.

В прошлом году СХП "Антоновский" распалось на семь самостоятельных фермерских хозяйств, самое крупное из них - ферма имени Антона. Еще говорят, что в старину в окрестных местах пошаливали разбойники, контролируя узкую лесную дорогу. Сейчас она заросла, и ею уже не пользуются. А когда-то от Бездны так раньше называлась Антоновка до Спасского уездного центра можно было добраться только лесом. Тут-то и поджидали своих жертв удалые молодчики.

Правда, грабили они не всех подряд, а лишь богатых, отпуская крепостных холопов с миром. Этакие Робин Гуды бездненского розлива... Один Антон Петров чего стоит! Рассказывают, что однажды он вступился за крепостных баб, которых управляющий поместьем заставил грудью откармливать борзых щенят. Правдолюбец был нещадно бит розгами и посажен в "карцер" - в подвал графского пристроя, который сейчас приспособили под школьный склад. Было ли так на самом деле или народная молва присочинила, судить трудно. Но то, что Антон Петров в том "карцере" сидел-таки, - известно доподлинно. Правда, гораздо позже и совсем за другие дела. Вспомним историю: в феврале 1861 года Александр II издал манифест об отмене крепостного права в России.

До спасского захолустья он дошел только весной. Многие крестьяне жили на выселках в Киселевке, Балховке, Дубровке, Михайловке в 15-20 дворов, были неграмотными и сами императорский документ прочесть не могли. Их всех собрали в Бездне и попросили Антона Петрова, мало-мальски разумевшего в грамоте, довести до мужиков царскую милость. Тот манифест истолковал по-своему: оказывается, "добрый царь-батюшка" отпустил крепостных на волю еще два года назад, а "злые помещики" это от народа скрывали. Про Антона Петрова проведали мужики, торговавшие на рынке в Базарных Матаках, и валом повалили в Бездну. Тут и началась крестьянская буча! Говорят, до 5 тысяч народу скопилось. Впрочем, историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или просто "митинг"? Но спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разбираться в определениях.

Не сумев переубедить упрямого Антона и поверивших ему мужиков, он настрочил рапорт своему непосредственному начальнику полковнику Попову, тот - казанскому губернатору Козлянинову, который, в свою очередь, сообщил о крестьянском бунте в селе Бездна министру внутренних дел Ланскому. Из Питера в Спасск тем же макаром пришла шифрованная телеграмма с требованием задержать и предать военно-полевому суду "вожака крестьянского восстания Антона Петрова". В Бездну были срочно подтянуты войска из Чистополя и Тетюш. В процессе усмирения погиб 91 человек. В Казанском императорском университете прошла манифестация, на которой с обличительной речью в адрес царских властей выступил профессор Щапов, охарактеризовав куртинскую панихиду по невинно убиенным как "погребальную панихиду по старой России". В Антоновке есть музей, посвященный Бездненскому восстанию, где хранятся уникальные документы. Но сегодня они никому не интересны, тема стала неактуальной. У жителей сегодняшней Антоновки отношение к тем давним событиям тоже прохладное: дескать, мужичок не шибко грамотный был, вот и взбаламутил крестьян... Вся жизнь в Бездне, да и позже в Антоновке, строилась вокруг помещичьей усадьбы.

Граф Мусин-Пушкин был большой любитель лошадей и держал свой конезавод, который, в отличие от нынешнего, приносил приличный доход. Граф выращивал орловских рысаков, пользовавшихся тогда неимоверным спросом в обеих столицах и в Европе. Лошадки шли по 3 тысячи рублей - деньги по тем временам немалые, позволить себе такую дорогую покупку могли лишь состоятельные особы. Кстати, ухаживать за лошадьми Мусин-Пушкин своим крепостным не доверял, для этого он приглашал татар из соседних деревень - прекрасных наездников и знатоков коневодства. Они жили в специально отведенной для них пристройке. Сейчас там размещена начальная школа, которая по старой памяти называется "татарской", хотя учатся там в основном русские ребятишки. В бывших конюшнях в годы советской власти разместили больницу. Вот такие гримасы истории: там, где обихаживали лошадей, стали лечить людей. Но и этой возможности жители Антоновки недавно лишились.

Приехали министерские чиновники, увидели это "безобразие" и распорядились: "Немедленно закрыть! В казне нет денег на их содержание. В Антоновке быстренько перестроились и переоборудовали старые конюшни под дневную амбулаторию и пункт "Скорой помощи". Хоть какая-то медицинская забота о людях будет. Но не могут пока найти главврача, хотя есть для него и вакансия, и жилье. Главная усадьба графа была отдана под школу. Другой такой в республике, наверное, не найти. Дети каждый день ходят учиться в настоящий замок, где все дышит неувядающей стариной. Двухэтажный особняк, выстроенный в стиле пышного барокко, сохранил свои характерные черты - возводили его приезжие мастера.

Здание имеет два входа, заканчивающихся витыми дубовыми лестницами. Одна лестница - парадная - предназначалась для гостей и хозяев, сейчас ею пользуются ученики. Вторая называлась "черной", она более узкая, почти без украшений, по ней поднималась на второй этаж прислуга, а сегодня - учителя. Несколько лет назад, готовясь к юбилею школы, решили подлатать лестницы. Выглядели они вроде бы ничего, но поверхность досок казалась сильно истертой. Ничего из этой затеи не вышло! Смогли разобрать лишь половину лестницы, а другая так крепко была прихвачена дубовыми шпунтами, что никак не смогли отодрать. Да, строили раньше на совесть, на века.

Недовольство ими высказывали и крестьянство и буржуазия. Территориальные рамки: работа охватывает территорию Спасского уезда, в частности, села расположенные вокруг моего села Иж-Борискино — это Фадеевка, Кузнечиха, Антоновка. К тому же имею личный интерес, мне было интересно узнать, как проходили эти события, проходившие недалеко от нас. И в этом году исполняется сто пятьдесят лет со дня отмены крепостного права. Предмет исследования: волнение в селе Бездна. Цель исследования: определить причины волнения в селе Бездна. Новизна моего исследования: найти исторические документы для школьного музея. Кроме исследовательских работ, во время написания, также использованы источники. Основной упор я делала на воспоминания современников того времени, документов, находящихся в архиве Национальной библиотеки, школьных музеях Антоновки, Кузнечихи, Иж-Борискино. Просмотрены следующие источники и литература: Бездненское восстание 1861г. Ямпольского и др. Департамента полиции исполнительной, арх. Материалы по истории Татарстана. Второй половиныХIХ в. Аграрный вопрос и крестьянское движение 50-70 ггХIХ в - Труды историко-архивного института. Материалы по истории народов СССР в 6т. В этих материалах дан исторический анализ Безднинскому волнению и других волнений в Спасском уезде, о крестьянских движениях в России в 1857- мае 1861гг освещается в книге «Крестьянское движение в России в 1857- мае 1861г-М;1963г-с. В 1861г. Вульсон К. Безднинское восстание в освещение «Современника» Чернышевского и «Колокола» А. В этой книге описаны события в Спасском уезде. Евгеньев П. Книга посвящена безднинскому восстанию, Евгеньев П. Этот документ был компромиссным. И крестьянская реформа перешла в практическую стадию. Помещики сохраняют право собственности на всю землю, но крестьянам предоставлялась усадебная оседлость, которую они выкупают, сверх того предоставляется в пользование крестьянам надлежащее, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиками, определенное количество земли, за которую они должны платить оброк или отбывать работу помещику. Крестьяне должны быть распределены на сельские общества. При устройстве будущих отношений помещиков и крестьяне должна быть надлежащим образом обеспечена, исправна уплата государственных и земских повинностей. Дворянство Казанской губернии изъявило желание открыть в губерниях особый комитет для составления проекта положений об улучшении и устройства помещичьих крестьян. Предводитель дворянства в докладе, министру внутренних дел Ланскому, писал, что, «что дворянство Казанской губернии готово со своей стороны содействовать исполнению воли государя императора, по устройству быта помещичьих крестьян, но, опасаясь беспорядков при введении новых правил, которое дворянство желало бы воспользоваться в этом деле примеры других губерний и соблюсти при исполнения нововведения необходимую постепенность». Ланской, отметив выраженные казанскими дворянами сомнения, беспокойства и желания писал, между прочим: « Правительство и дворяне многие губернии имеют основания думать, что подобных беспорядков можно скорее ожидать при настойчивом стремлении к сохранению прежнего устройства крестьянского сословия. Проект М. Позена об освобождении крестьян предусматривал: 1. Крестьяне всех наименований в государстве уравниваются во всех гражданских правах и несут одинаковые государственные повинности. Личное крепостное право навсегда отменяется и не может существовать ни под какой формою. Крестьяне крепки земле, на которой они теперь поселены… 4. Платеж за земли назначаются по особой оценке, устанавливаемой всегда на 20 лет, и производится работою, а в некоторых случаях и деньгами… А вот Н. Чернышевский писал, …что национальное чувство …непреклонно хочет сохранения земли за крестьянином. Какую же землю хочет сохранить оно за крестьянином? Ту, которой он теперь владеет,- ту самую землю, в том самом объеме, те самые участки… Признается ли национальным чувством, хотя какой — нибудь выкуп? И заметьте, о выкупе не бывает в этих спорах и помин Реформа 19 февраля 1861г. Это понимали и люди, проводившие реформу. Один из видных ее участников Юрий Самарин писал: «Новое положение ни в коем случае не сможет удовлетворить их; в минуту его обнародования наступит критический момент». Правящие круги предвидели взрыв крестьянского недовольства, поэтому к моменту объявления «воли» на места были командированы войска; генералы получили самые широкие полномочия в деле усмирения «всяких между крестьянами беспокойств, неповиновения или ослушания»! Правительство Александра Второго верно оценила обстановку. Крестьяне, разобравшись в положениях, поняли, что ожидаемой «воли» они не получили.

Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб. Крестьяне категорически отказались выдать Петрова. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам. Согласно официальным данным, было убито 91 и ранено 87 чел. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. Распоряжением Александра II Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.

Село Бездна и бездна проблем

  • Как Александр II "Освободитель" крестьян расстреливал
  • Как Александр II "Освободитель" крестьян расстреливал: cccp_1_0 — LiveJournal
  • День в истории. Бездна: maysuryan — LiveJournal
  • Значение слова "Бездненское выступление 1861"
  • Бездненское выступление 1861
  • Село Бездна и бездна проблем

Бездненское восстание 1861 года

Бездненское выступление 1861 Из истории классовой борьбы в России в 60-х годах XIX века на примере событий в селе Бездна Казанской губернии После цикла очерков о крестьянском движении в Казанском крае в 1917 году.
Отмена крепостного права в России: реакция разных слоев общества В неспокойном селе Юркули грамотный дворовый человек Николай Михайлов еще до того, как начались события в Бездне, был приглашен своими крестьянами читать «Положения».
Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии. | Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито.

История Всего Мира

выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Бездненское выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна.

БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Бе'здненское выступле'ние 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Крестьянский бунт в 1861 г. был спровоцирован крестьянином А. Петровым, проживавшим в с. Бездна. Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). Например, профессор университета Щапов завершил свое выступление лозунгом: "Да здравствует демократическая конституция!". Нужно отметить, что на настроение вятского крестьянства большое влияние оказали новости про жестокое подавление волнений в апреле 1861 года в селе Бездна соседней Казанской губернии.

4 выступление крестьян в селе бездна. Крестьянские волнения и восстания

Бездненское восстание 1861 года Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна.
Выступление крестьян в селе бездна Экспонаты Музей политической истории России Смотрите музейные коллекции онлайн.
4 выступление крестьян в селе бездна. крестьянские волнения и восстания Восстание крестьян в селе бездна. из бездны — в колхоз, из колхоза — в рыночную бездну. На волжском дне. После революции 1917 года судоремонтный завод был национализирован.
После реформ: Народ и реформы Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана).
Бездненское восстание 1861 г. - Мое Семейное Древо Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий