Новости война в ираке 1991

Статья посвящена анализу публикаций в газете «Нью-Йорк Таймс» на тему войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., а именно первому месяцу операции «Буря в пустыне». Смотрите видео онлайн «Вторжение в Ирак. 20 лет спустя» на канале «Телеканал RTД на русском» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2023 года в 17:23, длительностью 00:26:45, на видеохостинге RUTUBE. Война в ираке и гуманитарная интервенция.

Тегеран атаковал базу США в Ираке: почему Байден не решится на вторжение в Иран

Стремясь всячески избежать разрастания конфликта, правительство Кувейта заявляет о своей готовности обсудить все спорные вопросы и выделить Ираку заем в размере 9 млрд долл. Однако решение уже принято и иракская армия начинает вторжение на территорию соседнего государства. Оккупация Кувейта Вторжение Ночью 2 августа 1990 года четыре регулярные дивизии иракской армии вторглись в Кувейт. Ввиду полного военного превосходства противника наземные подразделения вооружённых сил Кувейта вели сдерживающие бои, в то же время отступая на территорию Саудовской Аравии. Основная часть авиации ВВС Кувейта успела перебазироваться на саудовские аэродромы. К исходу дня Эль-Кувейт находился под контролем иракских сил. Успех операции по оккупации Кувейта был предопределён значительным количественным и качественным перевесом войск вторжения над национальной кувейтской армией. Тем не менее, Ирак потерпел серьёзную неудачу, сказавшуюся на дальнейшем развитии кувейтского кризиса: иракскому спецназу не удалось захватить кувейтского эмира Ас-Сабаха. Попытка вертолётного десанта в Эль-Кувейте с целью захвата эмира натолкнулась на противодействие ПВО страны, при этом силы спецназа понесли значительные потери. Ас-Сабах успел эвакуироваться в Саудовскую Аравию, однако его брат погиб при штурме дворцового комплекса.

Реакция мировой общественности Уже 2 августа Совет Безопасности ООН принял резолюцию 660, в которой осудил вторжение и потребовал от Ирака немедленно вывести свои войска из Кувейта. Иракское руководство проигнорировало эту резолюцию. В Кувейте было установлено «временное правительство», которое обратилось к Ираку с просьбой включить Кувейт в свой состав.

Буш проиграл выборы не из-за внутриполитической ситуации в США, а потому что он "не смог добиться" победы в Персидском заливе с. Для российского читателя особый интерес в исследовании К. Вудса представляют свидетельства того, что во время войны в Персидском заливе в Багдаде весьма скептически воспринимали как роль Советского Союза, так и его возможность влиять на ситуацию в мире. По мнению иракцев, СССР во многом утратил свои позиции на мировой арене, а его поведение определялось противоборством двух лагерей в окружении Горбачева: "проамериканского" во главе с Э. Шеварднадзе и "проиракского", состоящего из старых партийцев, недолюбливающих США.

Руководство Ирака считало, что наиболее сильным являлся "проамериканский" лагерь. В связи с этим в Багдаде возобладало мнение, что не СССР, а только Франция способна предотвратить проведение военной операции США против Ирака, особенно с учетом того, что эта страна имеет давние связи с Ираком и за ней может объединиться вся Европа в противовес США с. К тому же, как отмечает К. Вудс, сам С. Хусейн не доверял СССР. Он приводит в пример ситуацию, сложившуюся после начала наземной операции США 24 февраля 1991 года, когда С. Хусейн, уверяя в оживленной переписке М. Горбачева в своем полном доверии и вручая честь Ирака и достоинство иракских вооруженных сил в руки СССР, в узком кругу приближенных лиц заявлял: "Я знаю: он [Горбачев] предаст нас, этот лжец" - и риторически спрашивал своих советников: "Возможно ли это, что их [русская] разведка не знала о ней [наземной атаке США]?

Вудса приводится еще немало уникальных стенограмм заседаний высшего руководства Ирака, текстов посланий С. Хусейна иностранным лидерам, расшифрованных аудио- и видеоматериалов, пропагандистских листовок, редких фотографий, карт военных действий и других интересных, а главное - ранее не публиковавшихся архивных материалов. Нельзя обойти вниманием и тексты личных интервью автора, полученных у иракских военачальников и политических деятелей, игравших значительную роль при режиме С. Хусейна, а также использование исследователем документов Конгресса и правительства США. Стоит поддержать надежду К. Вудса о том, что его исследование не только помогло восполнить существующие пробелы в изучении войны в Персидском заливе 1990-1991 годов, но и дает возможность американским политикам оценить свои действия, бросив на них взгляд через "зеркальную перспективу" представлений Саддама и его советников с. В этой связи можно полагать, что книга окажется полезной и для отечественных ученых, занимающихся как ближневосточной тематикой, так и изучением военных операций США. Том 7.

Январь-апрель 2009. Хусейн в своем выступлении 20 января 1991 г. Подробнее об этом см. Joint Forces Command Report. Maryland, Annapolis: Naval Institute Press, 2008. House of Representatives, 109th Congress, 2nd Session. Pease, Williamson Murray, James Lacey. Project Leader , James Lacey.

Institute for Defense Analyses, 2007. Несбывшееся: неравнодушные заметки о перестройке. Советское руководство и кризис в Персидском заливе 1990-1991 гг.

Январь 1991 года. Фото: Reuters «На следующий день было принято решение закрыть посольство Ирака в Швейцарии, а меня перевести в Багдад. Разумеется, я отправил телеграммой заявление на выход в отставку и вернулся в Багдад следить за развитием событий. Первым, кого я встретил, был посол Абу Харис ас-Саддад. Когда он узнал, что я подал в отставку, он удивился и сказал, что Саддам не примет меня, и предупредил, чтобы я ни с кем не встречался. К счастью, в тот же день один видный иракский чиновник курдского происхождения пришёл в офис посла и сообщил, что ему было вверено передать мне приказ о моей отставке», — добавил он. По мнению собеседника RT, вторжение Ирака в Кувейт стало первым гвоздём в гроб Ирака и первым шагом к «уничтожению иракского народа, иракской земли и цивилизации». Кроме того, события тех лет серьёзно ослабили сам арабский мир: в ЛАГ произошёл раскол, присутствие арабских государств в мире постепенно ослаблялось. Кроме того, именно после тех событий наблюдается активизация и усиление радикальных исламистских движений, годами позже возник феномен «арабской весны», беспорядки начались и в Йемене. А теперь представьте, что арабы проводят встречи с сионистами, с врагами ислама, с европейцами, где обсуждают, как убивать арабов и мусульман в Ираке. И, что не менее странно, духовенство в Саудовской Аравии или в Египетском университете аль-Азхар выпустило официальные фетвы, позволяющие убивать иракских, сирийских или египетских солдат. Вот что, к сожалению, происходит. Сейчас уже никого не удивляет, что сирийская армия воюет с иракской. Эта катастрофа началась с Войны в заливе», — подчёркивает ад-Дайри. Морпех международной коалиции, 11 января 1991 года. Фото: Reuters Сколько людей потерял Ирак в те годы, до сих пор достоверно не известно. Существуют различные оценки — от пугающих 100-200 тыс. По статистике саддамовского правительства, в результате бомбардировок со стороны американской коалиции погибли более 2200 мирных жителей. В то же время иракскими войсками были убиты более тысячи мирных жителей Кувейта, сотни числились пропавшими без вести. Потери среди военнослужащих составили более 4 тыс.

Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения. В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций. Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния. Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов. Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии. Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами. В итоге Израиль получил определенный политический выигрыш хотя бы от того, что не ухудшил отношений с арабским миром, а также некоторую компенсацию в виде финансовой помощи и дополнительных поставок вооружений. Но с нанесением поражения Ираку, а также в результате ликвидации его ракетного, химического и ядерного потенциала значительно снизилась военная угроза для Израиля со стороны такого опасного противника, каким до недавнего времени можно было считать Ирак. Заметно уменьшились и возможности палестинцев, пользовавшихся материальной и финансовой поддержкой Багдада, по оказанию сопротивления израильской оккупации арабских земель. Некоторые арабские странырассчитывали, что после войны им удастся через США добиться определенных уступок от Тель-Авива. Однако этого не произошло даже после серии американо-израильских переговоров по проблеме ближневосточного урегулирования в новых условиях. Влиятельные политические круги и лидеры Израиля с прежней настойчивостью добиваются закрепления за своей страной захваченных арабских земель. Естественно, это снижает для США и НАТО ценность добытой ими победы, так как способствует сохранению недоверия к их политике со стороны ряда арабских государств. Поэтому можно говорить о том, что война в зоне Персидского залива усилила позиции Израиля в его противостоянии арабам, а это никак не вяжется с утверждениями о стабилизирующей роли в мире военной мощи США и НАТО. Консервирующей военно-политическую ситуацию в интересах Вашингтона и его союзников - да, но далеко не стабилизирующей. Что касается Ирана, то война в зоне Залива несколько изменила его стратегическое положение в благоприятном для него направлении. Главное, значительно ослаблен военный потенциал его основного военного и политического соперника. Кроме того, иракская агрессия против Кувейта в определенном смысле сместила или скорректировала источники угроз для монархических режимов и тем самым заставила последних смотреть на Иран как на возможного союзника в межарабском противоборстве. Во всяком случае, последние события в регионе способствовали улучшению отношений Тегерана с некоторыми государствами Аравийского п-ова, хотя, конечно, ирано-арабское соперничество в Заливе - это довольно стабильный военно-политический фактор, в значительной мере определяющий содержание внешнеполитического курса Ирана и направленность его военного строительства. Результаты войны в Персидском заливе в известной степени повлияли на военно-политическое положение в Афганистане и вокруг него. Нельзя отрицать тот факта, что с завершением боевых действий многонациональных сил против Ирака настойчивость афганской оппозиции в достижении своих целей явно усилилась. Моджахеды, принявшие в общем-то символическое участие в составе сил антииракской коалиции, уверовали в возможность активной помощи им со стороны Соединенных Штатов, Саудовской Аравии, Пакистана и некоторых других стран. И они в своих расчетах, похоже, не ошиблись, так как в последние месяцы интерес перечисленных выше стран к тому, что происходит в Афганистане, явно возрос, а некоторые данные свидетельствуют о возобновившихся широких поставках для сил афганской вооруженной оппозиции оружия, в том числе советского производства, захваченного у Ирака в ходе операции "Буря в пустыне". Иракская агрессия против Кувейта и результаты войны в Персидском заливе создает еще одну большую проблему, которая может иметь серьезные последствия для обстановки как в регионе, так и во всем мире. Появляются признаки того, что под влиянием происшедших событий будет усиливаться тяга некоторых государств Ближнего Востока к обладанию оружием массового поражения ядерным и химическим , а также средствами его доставки. Об этом приходится говорить, так как все больше данных свидетельствует о том, что, несмотря на попытки ведущих ядерных держав воспрепятствовать происходящему процессу, работы по освоению атомной энергии в военных целях в ряде стран региона продолжаются. Что же касается средств доставки, то многие государства Ближнего Востока уже располагают ими. Судя по масштабам применения ракетного оружия в ходе боевых действий, оно становится неотъемлемой частью военных арсеналов армий стран региона. Таким образом, война в зоне Персидского залива наложила глубокий отпечаток на обстановку во всем мире, и особенно на Ближнем и Среднем Востоке. Всем было понятно, что Хусейну были нужны богатства Кувейта. Итогом войны стало выполнение целей, которые поставили для себя страны-члены ООН. Кувейту была возвращена независимость. На Ирак были наложены санкции, он был ослаблен как в экономическом, так и в военно-политическом плане. Что касается позиции США по отношению к Иракскому конфликту с Кувейтом; по заявлению Соединенных Штатов Ирак напал на зависимое государство Кувейт, после чего временное правительство обратилось с просьбой о вхождении Кувейта в состав Ирака. По сути, на этом могло бы все и закончится, но это событие привело к перебоям нефтяных поставок импортёрам кувейтской нефти.

Операция «Буря в пустыне» 1991 года

Война в Персидском заливе была вооруженной кампанией возглавляемой Соединенными Штатами коалиции 35 стран против Ирака в ответ на вторжение Ирака и аннексию Кувейта. В первой половине 1991 года силы коалиции, собранные у границы с Ираком, превосходили по численности и вооружению в сравнении с силами противника. Участие Великобритании в военной операции в Ираке подкосило авторитет Тони Блэра. Специальная комиссия ООН, оценивая состояние Ирака после войны, пришла к выводу: в результате бомбардировок, обстрелов, наземных сражений Ирак находится в состоянии, близком к «апокалипсическому» и отброшен в «доиндустриальную эпоху». Специальная комиссия ООН, оценивая состояние Ирака после войны, пришла к выводу: в результате бомбардировок, обстрелов, наземных сражений Ирак находится в состоянии, близком к «апокалипсическому» и отброшен в «доиндустриальную эпоху». СССР захватил власть в Ираке в результате военного переворота в 1968 году-в этом году произошли все революции в мире.

Война в Персидском заливе

Американское вторжение в Ирак 2003 года нельзя воспринимать в отрыве от войны в Персидском заливе 1991 года, когда возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции удалось выбить иракские войска из захваченного ими Кувейта, но при этом Саддам. Этот день в истории: Двадцать шесть лет назад, одно из самых жестоких массовых убийств в истории войны произошло в Ираке, на трассе 80, примерно в 32 км к западу от Эль-Кувейта. В ночь с 26 на 27 февраля 1991 года, тысячи иракских солдат и гражданских лиц отступали в. Собственно, война в Ираке показала, что оккупация мало что дает. Специальная комиссия ООН, оценивая состояние Ирака после войны, пришла к выводу: в результате бомбардировок, обстрелов, наземных сражений Ирак находится в состоянии, близком к «апокалипсическому» и отброшен в «доиндустриальную эпоху». В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов. Таким образом, освещение военных конфликтов в The New York Times (на примере освещения двух операции «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.)) представляет достаточно аргументированную картину событий.

«Мессианская война» в Ираке. Почему неоконы проиграли?

Однако Кувейт до 1871 г. Поэтому не случайно, что его жители никогда не считали себя иракцами. К середине XX в. Реакция большинства государств мира на иракское вторжение в Кувейт была крайне негативной. Они требовали немедленного вывода иракских войск из Кувейта. США сразу же призвали мировое сообщество осудить нападение Ирака на Кувейт. Правительство СССР 3 августа выступило со специальным заявлением, осуждавшим агрессию и требовавшим немедленного вывода иракских войск из Кувейта и восстановления его территориальной целостности. Шеварднадзе выступили с совместным заявлением с призывом к мировому сообществу осудить агрессию и предпринять конкретные меры, чтобы побудить Ирак вывести свои войска из Кувейта; в нем содержался призыв прекратить все поставки вооружений в Ирак. В осуществление этого совместного заявления СССР, бывший одним из главных поставщиков оружия в Ирак, решил в одностороннем порядке приостановить поставки туда вооружения и военной техники.

В обстановке осуждения абсолютным большинством государств мира иракской агрессии против Кувейта не было никаких препятствий к созыву 2 августа 1990 г. Совета Безопасности ООН, который принял резолюцию 660, осуждавшую вторжение и требовавшую немедленного и безусловного вывода иракских войск. Резолюция 661 от 6 августа требовала от Ирака немедленного прекращения оккупации и вывода войск из Кувейта. В противном случае, говорилось в ней, СБ ООН введет всеобъемлющую международную торгово-финансовую санкцию. Резолюция 662 от 9 августа объявила иракское вторжение незаконным и недействительным; резолюция 664 от 18 августа подчеркнула настоятельную необходимость освобождения иракскими властями граждан третьих стран в Ираке и Кувейте. Таковы были общая политическая оценка иракской агрессии против Кувейта и меры по ее прекращению, которые СБ ООН выработал в течение августа 1990 г. Но в позиции Социнтерна довольно длительное время присутствовала надежда на возможность мирного разрешения конфликта путем переговоров конфликтующих сторон или на международных конференциях. Наиболее развернутая позиция Социнтерна была дана в Заявлении о кризисе в Персидском заливе, принятом на сессии лидеров его партий в Тампере Финляндия 5 сентября 1990 г.

В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников. В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции». В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей». В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности. В ней подчеркивалось, что «международное сообщество едино в твердом осуждении иракского вторжения и аннексии Кувейта; насильственный акт Ирака, в отношении которого Социнтерн с самого начала занял недвусмысленную позицию, объединил мир в коллективной защите фундаментальных принципов; он объединил правительства Востока и Запада, Юга и Севера в их конкретной решимости остановить агрессию, дать ей отпор; иракский режим может не сомневаться в воле мира защитить международное право». В тех же условиях продолжения Ираком своей агрессивной политики Совет Безопасности 29 ноября 1990 г.

Шок и трепет. Как начиналось вторжение в Ирак? Несмотря на все усилия, Вашингтону так и не удалось убедить международное сообщество в необходимости вторжения в Ирак. Против военного вмешательства выступили даже союзники - Франция, Германия и Канада. В феврале 2003 года в ряде стран прошли массовые акции протеста против войны в Ираке. В связи с этим он попросил дополнительное время для инспекций. У нас нет другой цели, кроме как устранить угрозу и вернуть контроль над страной в руки собственного народа… Мы будем защищать нашу свободу. Мы принесем свободу другим, и мы победим", - заявил Джордж Буш-младший 20 марта 2003 года.

В этот день американо-британская коалиция при поддержке более 30 стран начала военную операцию под названием "Иракская свобода". Максимальная численность воинского контингента США в Ираке достигала 170 тыс. Наибольшие контингенты были у Великобритании - до 45 тыс. Война началась с нанесения ракетно-бомбовых ударов по Ираку. Целью операции было уничтожение оружия массового уничтожения, которым, как уверяли в Вашингтоне, располагает Ирак. Джордж Буш - младший. Фото georgewbush. Последнее зверство против своего народа.

Я хочу, чтобы американцы и весь мир знали, что силы коалиции приложат все усилия, чтобы уберечь невинных мирных жителей от вреда". США применили в Ираке военную доктрину под названием "Шок и трепет", которая также известна как доктрина быстрого доминирования. Она подразумевает, что вместо упора на физическое уничтожение противника первым делом необходимо лишить его возможности сопротивляться, парализовав работу энергетических объектов и логистической инфраструктуры, средств связи, объектов производства продовольствия и водоснабжения. При таком раскладе потенциальный противник должен испытывать шок и панику на национальном уровне такой силы, который будет схож с тем, что испытал японский народ при бомбардировках Хиросимы и Нагасаки. Войска коалиции быстро продвигались. Союзники пользовались полным господством в воздухе, а также имели преимущество в качестве вооружения и организации действий своих сил. Мир облетели кадры, запечатлевшие, как под крики толпы на главной площади Багдада солдаты сбрасывают с постамента статую Саддама Хусейна. Фото Unsplash А 1 мая, спустя 40 дней после вторжения, Джордж Буш в обращении к нации заявил, что крупные боевые операции в Ираке завершены, США и их союзники одержали верх и теперь переходят к фазе постконфликтной стабилизации и реконструкции.

Бушу также пришлось признать, что оружие массового поражения еще не найдено. И разрушено ли оно теперь, передано или спрятано - мы найдем истину", - пытался оправдаться американский президент. Эту "истину" ни США, ни их западные соратники, бомбившие Ирак, так и не нашли. Позднее инспекторы ООН и американские военные пришли к выводу, что Багдад не располагал программами создания оружия массового поражения, а Саддам Хусейн не имел связей с террористической группировкой "Аль-Каидой", в чем его обвиняли США. В декабре 2005 года Буш заявил, что разведка США допустила ошибку. Как президент, я несу полную ответственность за решение войти в Ирак", - заявил Буш. Однако американский лидер так и не покаялся. Не сложил свои полномочия.

А международный суд в Гааге не выдал ордер на арест президента США. Зато на скамье подсудимых оказался Саддам Хусейн. Иракский лидер был приговорен к казни. Смертный приговор был вынесен 30 декабря 2006 года, в первый день Курбан-Байрама - исламского праздника жертвоприношения. Нищета, беспорядки и теракты. Что принесла "Иракская свобода"? Багдад пал, однако Иракская война только начиналась. Вторжение США привело к окончательному коллапсу экономики Ирака.

В стране воцарились нищета и разруха, иракские города захлестнула волна мародерства. Повсюду происходили беспорядки. Фото Unsplash Соединенные Штаты и их союзники предпочли безучастно наблюдать за тем, как волна массовых грабежей и мародерства захлестывала Багдад и другие города, отмечала правозащитная организация Human Rights Watch в своем докладе, опубликованном в 2005 году. Обычные уголовники терроризируют население постоянными похищениями и вымогательством. Силы вооруженного сопротивления едва ли не ежедневно наносят удары не только по военным целям, но и по беззащитным мирным жителям, используя для этого теракты с участием смертников и закладку фугасов на дорогах. Расправы с баасистами, а затем и с теми, кто поддерживает оккупацию, из отдельных инцидентов практически превратились в повседневную практику. Ареной кровавых боестолкновений становятся даже такие города, как Мосул, который поначалу считался примером успеха коалиционной оккупации. Американские войсковые операции против отрядов сопротивления сопровождаются неизвестным числом гражданских потерь и уничтожением имущества", - сообщала правозащитная организация.

Вашингтон изначально сделал ставку на шиитское население, которое с самого начала военной кампании США придерживалось нейтралитета. Однако это вызвало недовольство проживающих в Ираке суннитов. В итоге в стране вспыхнул межконфессиональный конфликт между суннитами, шиитами и курдами. Через некоторое время шиитская община начала также выступать против присутствия оккупационных войск на территории Ирака. В итоге в стране вспыхнула настоящая партизанская война.

Основная часть авиации ВВС Кувейта успела перебазироваться на саудовские аэродромы. К исходу дня Эль-Кувейт находился под контролем иракских сил. Уже 2 августа Совет Безопасности ООН принял резолюцию 660, в которой осудил вторжение и потребовал от Ирака немедленно вывести свои войска из Кувейта.

Иракское руководство проигнорировало эту резолюцию. Совет Безопасности ООН продолжал регулярно возвращаться к кувейтскому кризису и принимать резолюции в общей сложности к концу года таковых было вынесено 12.

Командующий межнациональными силами генерал Шварцкопф нанес основной удар не на кувейтском направлении, где его ожидали иракские войска, а западнее, в пустынном районе вдоль саудовско-иракской границы. В залив вылилось около 8 млн баррелей нефт. Война имела тяжелые экологические последствия нанеся серьезный ущерб экологии Персидского залива. Целью операции многонациональных сил было освобождение Кувейта от оккупационных сил Ирака и разгром иракской армии.

Заявление Президента СССР о начале войны в Персидском заливе

Уничтожение Ирака в двух войнах открыло дорогу новой силе — началось восхождение Ирана", — подвел итог в разговоре с ТАСС президент Иерусалимского института стратегии и безопасности профессор Эфраим Инбар. Во время первой войны в Ираке в 1991 г. американцы разбомбили половину школ (где-то 2000 из общего числа 4000).(57). Среди важных событий войны в Ираке, помимо многочисленных восстаний и терактов, особенное место занимает поимка низложенного президента Саддама Хусейна.

Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу

Тем более, что особенно после терактов 11 сентября у него явно чесались руки разобраться со всеми врагами на «Большом Ближнем Востоке». Саддам Хусейн в этом смысле был идеальной мишенью. Не случайно сразу после атаки террористов на Америку в СМИ появились рассуждения о том, что американцы начнут военную операцию против Ирака, правда, первоочередной задачей для Вашингтона тогда стало вторжение в приютивший Усаму бен Ладена Афганистан, находившийся под властью «Талибана» запрещенная в РФ террористическая организация. Собственно, время между войной в Заливе и вторжением 2003 года для Ирака не было безоблачным. Были введены «бесполетные воздушные зоны» для иракской боевой авиации Ирака на севере и юге страны для защиты соответственно населенных курдами и шиитами.

Американцы и британцы наносили ракетно-бомбовые удары по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов. А в декабре 1998 года, после отказа Багдада от сотрудничества с международными инспекторами, США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лис пустыни» под предлогом лишения иракцев способности производить и использовать оружие массового поражения. В 1998 году Конгресс Соединенных Штатов принял, а президент Клинтон подписал Закон об освобождении Ирака после того, как Багдад прекратил свое сотрудничество с инспекторами ООН по вооружениям. Этот закон возвел в ранг официальной политики США «поддержку усилий по отстранению от власти режима, возглавляемого Саддамом Хусейном».

Ну, и само собой, действовали жесткие антииракские санкции, бившие прежде всего по обычным людям. Словом, напряжение нарастало — особенно в связи с приходом к власти в США республиканцев. На выборах 2000 года предвыборная платформа Республиканской партии призывала к «полному осуществлению» Закона об освобождении Ирака и смещению Саддама Хусейна. А ключевые советники Буша прежде всего вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфелд и его зам Пол Вулфовиц были давними сторонниками вторжения в Ирак.

Именно они внесли свой вклад в опубликованный в сентябре 2000 года доклад проекта «Новый американский век», в котором говорилось об использовании вторжения в Ирак как средства для Америки «играть более постоянную роль в региональной безопасности Персидского залива». Выступая с обращением к нации в январе 2002 года Буш-младший начал закладывать общественную основу для грядущего вторжения, назвав Ирак частью «Оси зла» и заявив: «Соединенные Штаты Америки не позволят самым опасным режимам в мире угрожать нам самым разрушительным в мире оружием». И в 2002—2003 годах администрация Буша-сына предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама представляет опасность для мирового сообщества. На Ирак из Белого дома посыпались обвинения в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими группировками, прежде всего с «Аль-Каидой» запрещенная в РФ террористическая организация.

Согласно проведенному Американским центром гражданской ответственности совместно с Фондом за независимость журналистики исследованию, с сентября 2001-го по сентябрь 2003 года руководство США сделало по Ираку 935 заявлений, не соответствовавших действительности. Лично президент Буш-младший сделал 259 неверных высказываний о наличии у Саддама оружия массового поражения и о связях Багдада с «Аль-Каидой», а его госсекретарь Колин Пауэлл — 254 высказывания.

Пострадал даже завод по производству вакцин для животных. И, конечно же, бомбы не пощадили гражданские автомашины, автомобильные и железные дороги, аэропорты, мосты, а также многочисленные промышленные, коммерческие, образовательные, религиозные и культурные объекты. Оценки ущерба от бомбардировок 1991 года очень разные.

Минимальную оценку дало в 1991 году ЦРУ, назвав сумму в 30 миллиардов долларов. Но более реалистичная оценка составляет 200 миллиардов долларов. Разрушение электроэнергетической системы Более 90 процентов мощностей иракской электроэнергетики было выведено из строя уже в первые часы войны. Сюда входят 11 крупных электростанций и 119 подстанций. Если в декабре 1990 года действующие генерирующие мощности составляли 9 000 мегаватт, то к марту 1991 году они были уменьшены до 340 мегаватт.

Очевидно, Соединенные Штаты использовали специальное оружие, созданное для уничтожения объектов электроэнергетики, в данном случае иракской. Офицеры ВВС США признавали, что удары по иракской инфраструктуре в том числе, по системе электроснабжения имели отношение к попыткам "ускорить воздействие санкций", то есть, "ослабить волю" гражданского населения и подтолкнуть его к свержению Саддама Хусейна. Ему нужно, чтобы кто-то дал возможность восстановить нормальную жизнь. Так вот, если у поддержанной ООН коалиции есть политические цели, она может сказать: "Саддам, когда ты согласишься сделать то-то и то-то, мы позволим твоим людям починить электросеть". Это дает нам долговременные рычаги давления.

Геллман связался с военными аналитиками, и те посчитали, что на ремонт разрушенных трансформаторов и подстанций с помощью Запада уйдет около года, а вот для ремонта разрушенных американскими бомбовыми ударами главных машинных залов электростанций понадобится намного больше времени — пять лет. Руководство Пентагона, с которым связался Геллман, отказалось дать письменные разъяснения о конкретном военном значении 28 объектов электроэнергетики в 1991 году. Один офицер, которому позвонил Геллман, сказал: Люди говорят: "Вы что, не знали, что бомбовые удары окажут воздействие на водоснабжение и канализацию". Да знали мы это. А зачем, как вы думаете, мы тогда вводили санкции — чтобы выручить иракский народ?

Мы наносили удары по инфраструктуре, чтобы усилить воздействие санкций и поскорее получить от них эффект. Генерал-лейтенант Чарльз Хорнер Charles A. Horner , осуществлявший общее командование авиационной кампанией, пытался скрыть вредоносные цели разрушения электроэнергетической инфраструктуры. Он объяснил Геллману, что "психологическое воздействие на простых иракцев, которые лишились света в своих домах" стало лишь побочным эффектом [уничтожения инфраструктуры]. Геллман сообщает и о других оправданиях действий по разрушению инфраструктуры.

Одно из них — что гражданское население Ирака несет свою долю вины за вторжение Саддама в Ирак. Другой офицер, сыгравший центральную роль в кампании авиаударов, отказался назвать свое имя и объяснил Геллману, что стратегические бомбовые удары наносились "по всем тем объектам, которые дают возможность нации выстоять". По сути дела, были парализованы системы водоснабжения и канализации, а также другие зависящие от электричества жизненно важные службы. Также была серьезно повреждена работающая от электричества ирригационная система, необходимая для производства продовольствия в стране.

Он считал, что офицер всегда находится в более выгодном положении, и это позволяет ему оставлять за собой последнее слово. Остальные же должны просто дожидаться его личных распоряжений», — пояснил ад-Дайри. Так или иначе, война началась, что привело к разрушению инфраструктуры Кувейта и последующему уничтожению Ирака. До знаменитой 100-часовой войны США планировали поставить иракским властям ультиматум, предполагающий полный вывод иракских войск из Кувейта.

Письмо с ультиматумом, которое Бейкер попытался вручить Тарику Азизу во время их последней встречи, иракский чиновник отверг. Собеседник RT работал послом в Швейцарии, где и должна была состояться эта встреча. Он связался с Азизом и сказал, что должен лично присутствовать на переговорах. Однако министр ответил отказом. В ходе встречи выяснилось, что письмо, которое Тарик Азиз отверг и даже бросил на пол, попало в руки швейцарских властей. Глава швейцарского парламента сказал мне, что при всём его уважении и доброжелательном отношении к Ираку он просит меня передать иракскому руководству, что власти Швейцарии хотят, чтобы Ирак принял предложение и добровольно вывел свои войска из Кувейта. В противном случае последствия для Ирака будут болезненными. Затем я покинул заседание в сопровождении пресс-секретаря швейцарского парламента, который сказал мне, что даже у правительства Швейцарии была информация, согласно которой не оставалось никаких сомнений в том, что Ираку придётся очень дорого заплатить, если Саддам не образумится.

По словам пресс-секретаря, медлить было нельзя. И он был прав. Во время второй попытки организовать переговоры Ирак вновь публично ответил всё тем же отказом. Вот почему этот швейцарский чиновник сказал мне, что иракское правительство должно подчиниться требованиям международного сообщества, в противном случае иракские войска будут уничтожены», — вспоминает генерал-майор Абду ад-Дайри. Премьер-министр Великобритании Джон Мейджор во время осмотра войск, дислоцированных в регионе Персидского залива. Январь 1991 года. Фото: Reuters «На следующий день было принято решение закрыть посольство Ирака в Швейцарии, а меня перевести в Багдад. Разумеется, я отправил телеграммой заявление на выход в отставку и вернулся в Багдад следить за развитием событий.

А уж про то, чьим поданным был Усама Бин Ладен и где жила семья Бин Ладена, и говорить не приходится. Три приведённые мною фактора и были теми самым «истинными». Я упомянул итоги американского вторжения для Ирака, но хотел бы рассказать об итогах этого для самих американцев, ведь оно обернулось для них большим фиаско. После уничтожения Ирака они выпустили «иранского джина из лампы»: если раньше Ирак успешно сдерживал Иран, то уже после вторжения американцы уничтожили этот противовес, укрепив уже в самом Ираке иранское влияние на развалинах иракской государственности и допустив к власти шиитскую исламистскую партию «Дава», связанную с Ираном. Фактически, американцы дали иранцам мощный карт-бланш, так как «янки» своими же руками устранили конкурента персов, с которым они безуспешно воевали на протяжении 8 лет. Бесспорно, как говорил Николай Чернышевский: «Исторический путь — не тротуар Невского проспекта», и невозможно «обратить» время вспять. Однако не стоит забывать, что с 1990 года баасистский Ирак был под жесточайшими санкциями — это сдерживало его социально-экономическое развитие.

Власть Саддам Хусейн, скорее всего, на первую пору без него оставил бы своему заместителю по партийной линии Иззату Ибрагиму ад-Дури. Далее, с высокой долей вероятности, пост президента занял бы его сын Кусай Саддам Хусейн — гордость своего отца. Скорее всего, Ирак был бы более «богатой версией» Ирана экономически, а также производил бы собственную военную технику, так как задатки были уже тогда. Будь Ирак сегодня, у Ирана были бы большие проблемы, впрочем, как и у Израиля. Нельзя забывать и про фактор Турции и Саудовской Аравии. Ибрагим, как можно охарактеризовать последствия американского вторжения в Ирак для ближневосточного региона и системы безопасности в нем? Высокий уровень терроризма в Ираке после вакуума власти дал о себе знать.

Они прошли там боевую обкатку, получили «подпитку» оружием из-за слабости новой иракской государственности и коррупции на местах, что вызвало резкий всплеск терроризма в регионе и усиление его возможностей в осуществлении своей деятельности. Конечно же, кратное повышение влияние Ирана, создавшего на территории Ирака мощный военный альянс проиранских шиитских группировок, вроде «Сил народной мобилизации» «Кувват аль-Хашд аш-Шааби» численностью более 100 тысяч человек. Также благодаря американскому вторжению в Ирак Ирану удалось создать свой «шиитский полумесяц». Так, иранцы сумели связаться через иракскую территорию с союзной Сирией, хотя до американского вторжения в Ирак иранцы были лишены хоть какой-либо возможности связи со своим единственным арабским союзником. Тем самым они наладили логистику поставок оружия, военных и наемников для поддержки Башара Асада в Сирии, а также ливанской «Хизбаллы». Иранский «шиитский полумесяц» Ирак-Сирия-Ливан сейчас работает отменно. Естественно, эти боевики вызывали обеспокоенность у монархий Залива: по сей день они пока что являются угрозой безопасности для Саудовской Аравии.

Вы совершенно правильно не упустили Турцию.

Агрессия Ирака против Кувейта.

Это позволило бы остановить войну и уберечь Ирак от тяжелых потерь и разрушений. После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения (химического, бактериологического) и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия. Война в Персидском заливе была вооруженной кампанией возглавляемой Соединенными Штатами коалиции 35 стран против Ирака в ответ на вторжение Ирака и аннексию Кувейта.

Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"

Война в ираке – былое и думы. Уничтожение Ирака в двух войнах открыло дорогу новой силе — началось восхождение Ирана", — подвел итог в разговоре с ТАСС президент Иерусалимского института стратегии и безопасности профессор Эфраим Инбар. Война в Персидском заливе (17 января — 28 февраля 1991) — война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Как известно, война в Персидском заливе (1990–1991) закончилась разгромом иракской армии. А между тем первое сражение операции «Буря в пустыне» началось с дерзкого наступления вооружённых сил Ирака, в ходе которого был захвачен город Хафджи в Саудовской Аравии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий