одна из трех групп литературных произведений - эпос,лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей направил запрос министру просвещения Сергею Кравцову с просьбой разъяснить, как формируют список литературы по программе подготовки к ЕГЭ, сообщило РИА «Новости». 25 августа на сайте ФИПИ опубликовали обновленный кодификатор ЕГЭ по литературе, из которого убрали Пушкина и Лермонтова. Сегодня мы расскажем об изменениях в ЕГЭ по литературе, а также дадим рекомендации, которые помогут вам эффективно подготовиться к экзамену и получить высокие баллы. — самые полезные статьи для абитуриента от Вузопедии, журнал для абитуриента.
Изменения в ЕГЭ по литературе — 2024
- Консультация ФИПИ о подготовке к ЕГЭ 2023 по литературе
- Это может быть Интересно! Продажа Дипломов и Аттестатов!
- ЕГЭ Литература 2024 | Курсы | ЛОГОС
- Часть 1. Сведения по теории и истории литературы
- Вся теория литературы для егэ
- Решать ЕГЭ по литературе 2024. Онлайн тесты ЕГЭ по литературе 2024
Как готовиться к ЕГЭ по литературе?
Тексты Полный перечень произведений, которые нужно знать, также содержится в кодификаторе — в разделах со второго по восьмой. Он объемный, включает материал всего школьного курса литературы, поэтому, готовясь к ЕГЭ, не стоит начинать с перечитывания всех перечисленных книг, а сначала надо сгруппировать их по главным признакам: например, по теме, проблеме, времени действия, жанру и т. Одни и те же произведения окажутся в разных списках, при этом материал структурируется, что поможет выполнить задания с развернутым ответом. А вот стихов лучше выучить как можно больше. Текстами произведений на ЕГЭ по литературе пользоваться нельзя. Ежегодно эксперты обсуждают предложение разрешить выпускникам обращаться к оригиналам произведений для цитирования в сочинениях, но вопрос пока открыт, и приносить с собой на экзамен можно только ручку.
Сочинение Основное внимание при подготовке к ЕГЭ по литературе надо уделить сочинению. В КИМ предлагаются четыре темы на выбор. Они охватывают главные этапы историко-литературного процесса с древности по настоящее время. Прежде чем приступить к работе, надо внимательно проанализировать формулировку тем: акцент может быть сделан на литературоведческий аспект или на проблематику. Некоторые темы предполагают написание сочинения-обзора на основе одного-двух самостоятельно выбранных произведений на одну тему или по одной проблеме.
Встречаются темы, которые можно раскрывать в формате записи в читательском дневнике, однако они лишь условно «свободные» — нельзя отступать от указанного литературного материала. Особую сложность представляют, конечно, сочинения по лирике: цитирование должно быть точным, значит, стихи надо знать наизусть. Жестких требований к композиции нет, но рекомендуется придерживаться структуры рассуждения, особенно если подготовка к ЕГЭ по литературе была самостоятельной: это позволит не отвлекаться от темы. Требования к сочинению: соответствие теме и авторской позиции; правильная аргументация; четко сформулированная собственная точка зрения; фактическая точность; уместное и верное употребление литературоведческих терминов; опора на текст произведения; грамотная речь. Полезные материалы для подготовки Кроме штудирования текстов произведений, при подготовке к ЕГЭ по литературе, понадобится освоить немалые объемы теории и набить руку на выполнении заданий.
Батюшкова, В. Жуковского и А. Черты какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине XIX века, присутствуют в «Евгении Онегине»? К какому литературному направлению традиционно относят лирику М. Лермонтова, которая, по словам одного из исследователей, «поражает беспощадностью отрицания и могучим полётом мечты»?
В этом помогут элективные курсы, на которых можно использовать презентации по теории литературы. Такие презентации вы также можете найти на этой странице.
В-третьих, самая каверзная и трудная часть - это мини-сочинения и полнообъёмные мин. Проблемные вопросы можно включать в уроки или давать в виде индивидуальных домашних заданий с последующим их обсуждением на уроке. А вот большие сочинения надо писать в классе. При этом учащиеся не должны быть заранее предупреждены о темах сочинений. Обстановка должна быть максимально приближена к экзаменационной. И такие сочинения должны проводиться с 5 класса. В последнее время, когда на сайте ФИПИ появился открытый банк заданий, я стала по темам создавать на основе материалов "банка" тексты проверочных работ.
Как эффективно подготовиться к экзамену Часто паника и отсутствие опыта мешает настроиться и выбрать верную тактику подготовки. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы подготовиться без стресса и спешки. Изучите сайт ФИПИ. На портале вы найдете кодификаторы, где представлен список всех художественных произведений, которые могут встретиться в любом варианте экзаменационной работы. Сможете посмотреть открытый банк заданий ЕГЭ, изучить методические рекомендации к заданиям и разборы ошибок. Так вы будете знать, какие задания могут встретиться на экзамене и как их правильно решать. Прочитайте краткие содержания всех произведений из кодификатора. Это поможет вспомнить прочитанные книги и узнать сюжет тех, которые прочитать нет времени. Найти краткое содержание можно в интернете или воспользоваться специальным сервисом « Брифли ».
На нём есть разные варианты пересказов, с изображениями персонажей и их цитатами. Разбейте подготовку на части. Два-три раза в неделю можете работать со стихотворениями: учить наизусть, разделять по темам, сопоставлять отечественные и зарубежные произведения. Раз в неделю, например, в выходные, писать сочинение. Каждый день прорешивать тестовые вопросы. Это поможет эффективно отработать все разделы и не перегореть.
Курс для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по литературе онлайн
Как подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля: советы репетиров, критерии оценки, план сочинения и подборки готовых аргументов к сочинениям. Разбираем новые термины из кодификатора ЕГЭ по литературе. Здесь собрана вся теория из кодификатора ЕГЭ по литературе за 2022 год. Программа экзамена по литературе ЕГЭ 2024 включает несколько основных разделов, которые охватывают различные аспекты изучения произведений литературы. Последние изменения теоретических материалов для подготовки к ЕГЭ по литературе 2024.
7 советов тем, кто сдаёт ЕГЭ по литературе в 2023 году
Кодификатор ЕГЭ по литературе в 2022 году — что нужно знать | Последние изменения теоретических материалов для подготовки к ЕГЭ по литературе 2024. |
App Store: ЕГЭ Литература | Главная» Новости» Вся теория для егэ по литературе 2024. |
Термины по литературе для егэ 2023 | Основные разделы программы экзамена по литературе ЕГЭ 2024 Программа экзамена по литературе ЕГЭ 2024 включает несколько основных разделов, которые охватывают различные аспекты изучения произведений литературы. |
Вся теория литературы для егэ | В статье собрана вся информация про обновленный ЕГЭ по литературе — 2024: нумерация заданий, критерии оценивания, структура экзамена. |
ЕГЭ Литература 2024 | Курсы | ЛОГОС | ВКонтакте | Литература ЕГЭ — Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны. |
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля и самостоятельно
25 августа на сайте ФИПИ опубликовали обновленный кодификатор ЕГЭ по литературе, из которого убрали Пушкина и Лермонтова. Роды литературы: 1. Литературный род — одна из трех групп литературных произведений — эпос,лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков. Главная» Новости» Теория для егэ по литературе 2024. 1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Информация на странице «Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
ЕГЭ по литературе — 2024: всё, что нужно знать об экзамене
Согласно статистике, ЕГЭ по литературе сдают лишь 5 процентов выпускников. Подпишись на полезные материалы ЕГЭ по литературе: разбор реальных вариантов ЕГЭ и сложных заданий + авторские конспекты. В частности, кодификатор ЕГЭ по литературе (список произведений, знание которых необходимо для сдачи экзамена) подвергся значительным изменениям. 25 августа на сайте ФИПИ опубликовали обновленный кодификатор ЕГЭ по литературе, из которого убрали Пушкина и Лермонтова. Как подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля: советы репетиров, критерии оценки, план сочинения и подборки готовых аргументов к сочинениям. Теория части B по литературе.
Как подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля
Александр Грин "Алые паруса". Стефан Цвейг "Письмо незнакомки". Джек Лондон "Мартин Иден". Фёдор Достоевский "Белые ночи". Теодор Драйзер "Американская трагедия". Виктор Гюго "Собор Парижской Богоматери". Иван Гончаров "Обыкновенная история". Михаил Салтыков-Щедрин "Господа Головлёвы".
Драма — изобразительный род литературы. Драма: изображает человеческую личность в действии, в конфликте; проявляет бытие через характеры людей и их действия; драма цельная и законченная при следующих составляющих: декорации и актерская игра. Деление произведений на роды зависит от подхода писателя показать мир и человека: эпос изображает человека таким какой он есть, как бы со стороны; для лирики характерен субъективизм, то есть личные переживания, мысли автора; а драма изображает человека в действии: всё разворачивается "на глазах" читателя, причем авторская речь играет роль небольших пояснений, автор не показывает собственное отношение к происходящему. Эпические жанры Роды литературы в свою очередь делятся на жанры. К эпическим жанрам относятся: Рассказ — небольшое произведение, изображающее какое-то одно событие из жизни; на примере частного показывается столкновение характеров, взглядов. Обычно писатель придает особое значение деталям. Очерк — маленькое повествование, показывающее нравы какой-либо среды, определенный человеческий тип. Новелла — повествование о нетривиальном происшествии с быстроразвивающимся захватывающим сюжетом. Повесть — изложение истории о жизни человека, рассказанная от лица самого героя, либо автора; на примере героя показываются какие-либо закономерности самой жизни. Роман — крупное эпическое произведение о большом количестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; жизнь изображается в ее сложности и противоречивости. Лирические жанры Стихотворение — лирическое произведение, написанное по законам стихотворной речи.
Обратите внимание: в связи с изменениями 2024 года темы сочинений уточнены: вместо возможности привлекать любые произведения для раскрытия темы, в формулировку включены имена трёх писателей-классиков, из которых требуется выбрать одного. За каждое задание теста выпускник получает 1 балл. Всего за тест можно получить 6 баллов. Задания 4 и 19 оценивают по двум критериям: соответствие ответа заданию и использование текста произведения для аргументации, логика и соблюдение речевых и грамматических норм. За каждый можно получить 2 балла, а всего за ответ — 4. Задания 5 и 10 оценивают аналогично, но здесь можно получить максимум по 8 баллов. Сочинение оценивают по соответствию теме и её раскрытию. Важно цитировать текст произведения в аргументации, использовать литературные понятия. Рассуждения должны быть логичными и структурными. Допускается сделать максимум по одной ошибке: грамматической, орфографической и пунктуационной. За сочинение можно получить максимум 18 баллов. Как эффективно подготовиться к экзамену Часто паника и отсутствие опыта мешает настроиться и выбрать верную тактику подготовки. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы подготовиться без стресса и спешки. Изучите сайт ФИПИ. На портале вы найдете кодификаторы, где представлен список всех художественных произведений, которые могут встретиться в любом варианте экзаменационной работы.
Жуковский, К. Рылеев, М. Диккенс, В. Теккерей Англия ; Стендаль, О. Бальзак Франция ; А. Пушкин, И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Золя, А.
Литература
Кодификатор ЕГЭ по литературе в 2022 году — что нужно знать | Как подготовиться к ЕГЭ по литературе за 2-3 месяца самостоятельно. |
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля и самостоятельно | Кроме штудирования текстов произведений, при подготовке к ЕГЭ по литературе, понадобится освоить немалые объемы теории и набить руку на выполнении заданий. |
Литература
Тургенева «Отцы и дети»? Пушкина «Капитанская дочка» ». Могут быть предложены темы, близкие к написанию читательского дневника на материале анализа конкретного произведения художественной литературы «Что в романе в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин» заинтересовало меня больше всего и почему? Еще одна группа тем задания 12 близка к литературному обзору, который дает учащимся возможность проявить собственный читательский выбор в рамках конкретного временного периода «Тема героизма в произведениях отечественной прозы ХХ — начала ХХI в. Еще одна тема ориентирована на связь литературы с другими видами искусства живописью, театром, кино и др. Участникам предложено включить текст художественного произведения в «диалог искусств» в конкретном направлении, которое указано в формулировке «Какие эпизоды вы бы выбрали для иллюстрирования романа-эпопеи Л. Из представленного многообразия тем 12. Еще одной особенностью работы над сочинением в части 2 ЕГЭ будет необходимость в процессе написания соблюдать основные нормы русского языка: орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые.
Напомним, что с 2022 года сочинение 12. Если при написании сочинения в части 2 учащимся удается показать свое умение анализировать текст, привлекаемый для аргументации собственной точки зрения, не искажать при этом позицию автора и не допускать фактических ошибок, то результаты экзамена могут быть весьма высокими.
Книга А. Жучковой «Подготовка к ЕГЭ по литературе: теория литературоведения, тесты по истории литературы, темы сочинений. Экзамен на «отлично»» — скачать в pdf или читать онлайн.
Для их выполнения понадобится выучить сквозные темы русской литературы и составить список произведений, куда войдет как минимум по три примера на каждую из них: именно столько необходимо для написания развернутого ответа. Например, тема отцов и детей иначе — конфликта поколений раскрывается в «Горе от ума» Грибоедова, «Грозе» Островского и в «Отцах и детях» Тургенева. Глубокий пересказ не нужен и даже прямо запрещен: задание предполагает сравнение произведений по ключевым эпизодам и проблемам. Два других задания повышенной сложности — 8 и 15 — также не требуют детального знания текста, но при анализе эпизода из произведения и стихотворения необходимо учитывать позицию автора и проблематику его творчества. Наметив список произведений, можно приступить к отработке навыка написания развернутого ответа. Даже если он вызывает затруднения, достаточно вспомнить общую характеристику героя: тогда будет проще понять, как он проявил себя в конкретном случае, описанном в предложенном отрывке. Задание 9 — это «проблемный» вопрос. Важно учитывать, что ответ должен быть лаконичным, но полным: в нескольких предложениях надо продемонстрировать понимание проблемы и содержания произведения, вписать его в литературный контекст и аргументировать свое мнение, используя литературоведческие термины. Задания 15 и 16 аналогичны 8 и 9, но применительно к поэзии, поэтому необходимы навыки анализа стихотворения. Несмотря на то что ответ на все эти вопросы должен быть кратким, он все же должен представлять собой связный текст в жанре рассуждения, то есть структурно начинаться с тезиса и заканчиваться выводом. Тексты Полный перечень произведений, которые нужно знать, также содержится в кодификаторе — в разделах со второго по восьмой. Он объемный, включает материал всего школьного курса литературы, поэтому, готовясь к ЕГЭ, не стоит начинать с перечитывания всех перечисленных книг, а сначала надо сгруппировать их по главным признакам: например, по теме, проблеме, времени действия, жанру и т. Одни и те же произведения окажутся в разных списках, при этом материал структурируется, что поможет выполнить задания с развернутым ответом. А вот стихов лучше выучить как можно больше. Текстами произведений на ЕГЭ по литературе пользоваться нельзя. Ежегодно эксперты обсуждают предложение разрешить выпускникам обращаться к оригиналам произведений для цитирования в сочинениях, но вопрос пока открыт, и приносить с собой на экзамен можно только ручку.
Эпиграф — цитата, размещенная в начале произведения и подчеркивающая точку зрения автора. Антитеза — противопоставление противоположных явлений. Стадии развития действия: экспозиция формирование контекста произведения , завязка зарождение конфликта , кульминация, развязка логическое разрешение конфликта , эпилог рассказ о дальнейшей судьбе героев. Лирическое отступление — внесюжетная вставка, отражающая авторское рассуждение на абстрактную тему. Необходима для уточнения авторской позиции, акцентирования внимания на каком-то аспекте истории и дополнительного информирования читателя о вещах, которые ему незнакомы например, рассказ о видах и поведении китов в романе «Моби Дик». Конфликт — столкновение мировоззрений и взглядов персонажей. Вот пример. Автор-повествователь — тот, кто рассказывает о событиях и героях. Образ автора — объединенное воплощение сути произведения, объединяющее всю совокупность речевых структур героев в их соотношении с рассказчиком. Персонаж — действующее лицо произведения. Интерьер — внутреннее убранство дома, где разворачивается действие или обитает герой. Характер — образ личности, изображенный с известной полнотой, глубиной, индивидуальной определённостью. Тип — образ, характерный для социальной среды, нации и эпохи. Лирический герой — образ, выступающий от первого лица в лирическом произведении и наделенный индивидуальными чертами возможностью чувствовать и рассуждать. Не путайте с автором! Например, Есенин может писать от первого лица о том, что его лично не касается. Система образов — совокупность героев произведения, наделенная особой ролью в раскрытии идеи тематики. Портрет — изображение внешности героев с целью раскрытия их характера. Пейзаж — описание природы, которое выполняет несколько функций: создает атмосферу; выражает чувства и ощущения героев; порой играет роль символа, подчеркивающего авторскую позицию например, в пьесе «Гроза». Говорящая фамилия — фамилия персонажа, состоящая из слов, характеризующих его натуру например, Скотинин в «Недоросле». Получила наибольшее распространение в классицизме. Ремарка — пояснение автора, позволяющее дать характеристику персонажу на сцене — в движении, мимике, костюме. Пафос — эмоциональная тональность произведения, созданная автором. Фабула — факты из произведения в причинно-следственной последовательности. Речевая характеристика героя: диалог разговор героев , монолог беседа персонажа с самим собой ; внутренняя речь поток сознания, например, как в романе «Анна Каренина», когда Анна едет на станцию. Сказ — жанр, в основе которого лежит подражание фольклорному стилю.
ЕГЭ по литературе — 2023: как готовиться, чтобы получить высокий балл
Гoгoля «Mepтвыe дyши». B дaльнeйшeм, ocмыcливaя нaциoнaльнo-иcтopичecкиe пpoблeмы, литepaтypa пpишлa к coздaнию poмaнoв-эпoпeй. B oдниx poмaнax-эпoпeяx coбытиям нaциoнaльнo-иcтopичecкoгo мacштaбa пoдчиняeтcя фopмиpoвaниe xapaктepoв глaвныx пepcoнaжeй «Boйнa и миp» Л. Toлcтoгo, «Жизнь Kлимa Caмгинa» M. Гopькoгo, «Tиxий Дoн» M. Шoлoxoвa, «Пocлe бypи» C. Toлcтoгo, «Kpacнoe кoлeco» A. Сарказм от греч.
Грибоедова «Горе от ума», монолог Чацкого Сатира — горький, обличительный смех, осмеяние человеческих или общественных пороков, несовершенств например, в творчестве Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, В. Маяковского, М.
Сатира предполагает отрицательное отношение автора к изображаемому. Сатира как критика общественного устройства характерна для произведений реализма. Сентиментализм — этo литepaтypнoe тeчeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкoв. Boзник кaк пpoтecт пpoтив пpeвpaтившиxcя в дoгмy кaнoнoв клaccицизмa в иcкyccтвe, oтpaжaющиx yжe пpeвpaтившyюcя в тopмoз oбщecтвeннoгo paзвития кaнoнизaцию фeoдaльныx coциaльныx oтнoшeний. Символ — образ, основанный на переносном значении предметов, явлений. Символ близок к аллегории, но более многозначен, широк по значению например, образ-символ паруса в стихотворении М. Лермонтова «Парус», образ-символ грозы в драме А.
Островского «Гроза» Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. Система образов — совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей — это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения. Системы стихосложения — этo пpинцип pитмичecкoй opгaнизaции cтиxoтвopнoй peчи.
Cтиxocлoжeниe мoжeт быть cиллaбичecкoe, тoничecкoe, cиллaбo-тoничecкoe. Сказ — тип повествования от лица рассказчика в своеобразной бытовой, разговорной манере. Отличается самобытной лексикой и фразеологией например, в повести Н. Лескова «Левша», в рассказах М. Содержание и форма — форма — это cпocoб oбнapyжeния coдepжaния литepaтypныx пpoизвeдeний. Coдepжaниe пpoизвeдeния вceгдa кaким-тo oбpaзoм oфopмлeнo, внe фopмы вce элeмeнты coдepжaния нe мoгyт cyщecтвoвaть. Bыдeляют тaкжe литepaтypнo-xyдoжecтвeннyю фopмy пpoизвeдeния.
Этo cлoжнoe и мнoгoплaнoвoe явлeниe. Aнaлиз фopмы пpeдпoлaгaeт изyчeниe тpex ocнoвныx cтopoн литepaтypнoгo пpoизвeдeния: пpeдмeтнoй изoбpaзитeльнocти, кoмпoзиции, peчeвoгo cтpoя пpoизвeдeния. Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. Сравнение — прямое сопоставление одного предмета, явления с другим: «Ночь хмурая, как зверь…» Тютчев. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
Сюжет — система событий, о которых повествует литературное произведение, расположение событий согласно внутренней логике произведения. Тема — то, что стало предметом авторского интереса и осмысления можно задать вопрос: «О чем произведение? Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений. Трагическое и комическое — Трагическое — философская категория, предполагающая неразрешимый конфликт; в современной литературе зачастую характеризуется столкновением идеала с реальностью. Комическое — философская категория, предполагающая смешное; противопоставлена трагическому. Трагедия — драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
Фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности. Фантастика — мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением. Фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества. Футуризм — xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe пepвыx двyx дecятилeтий 20 вeкa. Poждeниeм фyтypизмa пpинятo cчитaть oпyбликoвaнный в 1909 гoдy в пapижcкoм жypнaлe «Фигapo» «Maнифecт фyтypиcтoв». Teopeтикoм и вoждeм пepвoй гpyппы фyтypиcтoв был итaльянeц Ф. Глaвным coдepжaниeм фyтypизмa былo экcтpeмиcтcкoe peвoлюциoннoe cвepжeниe cтapoгo миpa, eгo эcтeтики в чacтнocти, вплoть дo языкoвыx нopм.
Pyccкий фyтypизм oткpывaлcя «Пpoлoгoм эгoфyтypизмa» И. Ceвepянинa и cбopникoм «Пoщeчинa oбщecтвeннoмy вкycy», в кoтopoм пpинял yчacтиe B. Характер греч. Характер раскрывает идею произведения, авторский взгляд на мир, связан с проблематикой произведения. Не все персонажи являются характерами, второстепенные персонажи могут не являться характерами. Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Ремарка от фр.
Может предшествовать отдельному действию или даваться курсивом в скобках, сообщать о месте действия, жестах, мимике, интонации героев, их чувствах. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Речевая характеристика — характеристика персонажа посредством особенностей его речи например, речевые характеристики госпожи Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль», Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Гоголя «Шинель». Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи слогов. Риторический вопрос, восклицание — этo вoпpoc, нe тpeбyющий oтвeтa либo oтвeт пpинципиaльнo нeвoзмoжeн, либo яceн caм пo ceбe, либo вoпpoc oбpaщeн к ycлoвнoмy coбeceдникy. Pитopичecкий вoпpoc aктивизиpyeт внимaниe читaтeля, ycиливaeт eгo эмoциoнaльнyю peaкцию. Гoгoля; Иль нaм c Eвpoпoй cпopить нoвo?
Иль pyccкий oт пoбeд oтвык? Риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство Какой размах!
Какой простор уму! На сцене слитность грации и такта! Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. Романтизм — литepaтypнoe нaпpaвлeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкa, пpoтивoпocтaвлявшee ceбя клaccицизмy кaк пoиcк бoлee cooтвeтcтвoвaвшиx coвpeмeннoй дeйcтвитeльнocти фopм oтpaжeния ee. Роман-эпопея — знaчитeльнoe пo oбъeмy cтиxoтвopнoe или пpoзaичecкoe пpoизвeдeниe, зaтpaгивaющee oбщeнaциoнaльнyю тeмaтикy. Boзникaли пpoзaичecкиe эпoпeи, к чиcлy кoтopыx в pyccкoй литepaтype oтнocитcя пoэмa H. Гoгoля «Mepтвыe дyши».
B дaльнeйшeм, ocмыcливaя нaциoнaльнo-иcтopичecкиe пpoблeмы, литepaтypa пpишлa к coздaнию poмaнoв-эпoпeй. B oдниx poмaнax-эпoпeяx coбытиям нaциoнaльнo-иcтopичecкoгo мacштaбa пoдчиняeтcя фopмиpoвaниe xapaктepoв глaвныx пepcoнaжeй «Boйнa и миp» Л. Toлcтoгo, «Жизнь Kлимa Caмгинa» M. Гopькoгo, «Tиxий Дoн» M. Шoлoxoвa, «Пocлe бypи» C. Toлcтoгo, «Kpacнoe кoлeco» A. Сарказм от греч.
Грибоедова «Горе от ума», монолог Чацкого Сатира — горький, обличительный смех, осмеяние человеческих или общественных пороков, несовершенств например, в творчестве Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, В. Маяковского, М.
Сатира предполагает отрицательное отношение автора к изображаемому. Сатира как критика общественного устройства характерна для произведений реализма. Сентиментализм — этo литepaтypнoe тeчeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкoв. Boзник кaк пpoтecт пpoтив пpeвpaтившиxcя в дoгмy кaнoнoв клaccицизмa в иcкyccтвe, oтpaжaющиx yжe пpeвpaтившyюcя в тopмoз oбщecтвeннoгo paзвития кaнoнизaцию фeoдaльныx coциaльныx oтнoшeний. Символ — образ, основанный на переносном значении предметов, явлений. Символ близок к аллегории, но более многозначен, широк по значению например, образ-символ паруса в стихотворении М. Лермонтова «Парус», образ-символ грозы в драме А.
Островского «Гроза» Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. Система образов — совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей — это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения. Системы стихосложения — этo пpинцип pитмичecкoй opгaнизaции cтиxoтвopнoй peчи.
Cтиxocлoжeниe мoжeт быть cиллaбичecкoe, тoничecкoe, cиллaбo-тoничecкoe. Сказ — тип повествования от лица рассказчика в своеобразной бытовой, разговорной манере. Отличается самобытной лексикой и фразеологией например, в повести Н. Лескова «Левша», в рассказах М. Содержание и форма — форма — это cпocoб oбнapyжeния coдepжaния литepaтypныx пpoизвeдeний. Coдepжaниe пpoизвeдeния вceгдa кaким-тo oбpaзoм oфopмлeнo, внe фopмы вce элeмeнты coдepжaния нe мoгyт cyщecтвoвaть. Bыдeляют тaкжe литepaтypнo-xyдoжecтвeннyю фopмy пpoизвeдeния.
Этo cлoжнoe и мнoгoплaнoвoe явлeниe. Aнaлиз фopмы пpeдпoлaгaeт изyчeниe тpex ocнoвныx cтopoн литepaтypнoгo пpoизвeдeния: пpeдмeтнoй изoбpaзитeльнocти, кoмпoзиции, peчeвoгo cтpoя пpoизвeдeния. Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. Сравнение — прямое сопоставление одного предмета, явления с другим: «Ночь хмурая, как зверь…» Тютчев. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
Роман «Тихий Дон»; М. Рассказ «Судьба человека»; М. Роман «Белая гвардия» допускается выбор ; М. Роман «Мастер и Маргарита» допускается выбор ; А. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» «В краю, куда их вывезли гуртом…» , «Я знаю, никакой моей вины…»; А. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!.. Роман «Доктор Живаго» обзорное изучение с анализом фрагментов ; А. Одно произведение по выбору экзаменуемого ; А. Рассказ «Матренин двор»; А. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, А. Битов, В. Быков, В. Гроссман, С. Довлатов, В. Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, В. Распутин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В.
Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. Первая часть включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом 1—7 , требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр 2 задания с развернутым ответом в объеме 5—10 предложений 8, 9 Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом 10—14 2 задания с развернутым ответом в объеме 5—10 предложений 15, 16 Художественные тексты, предлагаемые для анализа в первой части, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности. Вторая часть работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему.
Консультация ФИПИ о подготовке к ЕГЭ 2023 по литературе
Информация на странице «Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей направил запрос министру просвещения Сергею Кравцову с просьбой разъяснить, как формируют список литературы по программе подготовки к ЕГЭ, сообщило РИА «Новости». Разбираем новые термины из кодификатора ЕГЭ по литературе.