Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи. Советские методы воспитания, как наказывали детей в СССР. На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. Рассказываем, благодаря каким привычкам советских бабушек и дедушек в СССР росли здоровые дети. В СССР существовала жесткая система воспитания молодежи, но она не сработала, заявил кандидат в президенты РФ, действующий глава государства Владимир Путин.
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
Я не имею прав 100% утверждать и говорить о советском воспитании, так как я был совсем мелким, когда СССР де-факто начал разваливаться потихоньку, хотя краем еще и застал. Комментируя решение о включении в школьную программу «патриотических» произведений советской литературы, аналитики сходятся во мнении, что в этом будет больше вреда. Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего. 24 апреля 2020, Новости , Общество. Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии. 24 апреля 2020, Новости , Общество. Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2
Воспитание детей в советском плакате | Материнство - беременность, роды, питание, воспитание | Вспоминаем историю появления первого образовательного учреждения для советских детей и то, каким оно стало сегодня. |
Как воспитывали детей в СССР | Советское воспитание. Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота. |
Вы точно человек?
Как воспитывали детей в советское время Советское воспитание с яслей предполагало, что понятие о чести, уважении, взаимопомощи — не пустые слова. Вместе с тем, наследство того времени пестовало сомнительные установки, которые сегодня вызывают недоумение. Многие родители продолжают передавать их своим детям, не особо задумываясь, для чего они это делают — по привычке. Ошибаться стыдно Атмосфера тотального перфекционизма диктовала, что «пионер — всем ребятам пример», а «болтун — находка для шпиона», и статус алого галстука ни в коем случае нельзя было замарать глупыми ошибками. Лучше промолчать вдруг что-то лишнее ляпну , отказавшись от своей мечты, стесняясь попасть впросак. Ошибки — это не опыт, а поражение.
Хвалить нельзя, вдруг ребенок испортится Кое-кто из мам и бабушек до сих пор думает, что если расхваливать дитя, обращать внимание на его сильные стороны — вырастет самовлюбленный эгоист, и только. На практике, логичная похвала формирует четкую самооценку, и в большинстве случаев определяет то, насколько ребенок будет уверен в своих способностях и умениях. В реальности таких детей никто не видел, но это не важно, главное, они существовали в воображении родителей. Нужно ли доказывать, что подобные сравнения плохо отражаются на самооценке, заставляют детей чувствовать себя ненужными и плохими. Отмечать недостатки, чтобы исправлялся Считается неприличным иронизировать над физическими особенностями, которые человек не в состоянии изменить.
Тем не менее, некоторые дети узнавали, что они кривоногие или лопоухие, именно от мамы или папы. И сейчас кое-то из родителей отмечает недостатки внешности своих малышей, посмеиваясь над ними, думая, что прививает иммунитет ребенку к насмешкам от сверстников.
Бесстрашные мамы и в самый сильный мороз выходили гулять с коляской на улицу. В детских садах обязательными были прогулки на площадке дважды в день. Ребята приходили с прогулки румяные и веселые, ели с большим аппетитом. В некоторых садиках дневной сон малышей проходил на открытых верандах. Практиковалось закаливание с помощью обливания холодной водой.
Нужно привлекать детей любого возраста к занятиям физкультурой и спортом Все школьники привлекались к занятиям спортом. Зимой на уроках физкультуры дети катались на лыжах, осенью и весной — занимались легкой атлетикой. В плохую погоду уроки проходили в спортивном зале: гимнастика, баскетбол, волейбол. В школах работали секции, наиболее талантливые в области спорта отбирались в специализированные классы, у этих учеников тренировки проходили дважды в день. Очень важна ранняя социализация детей Поскольку оплачиваемый декретный отпуск продолжался всего два месяца и матери вынуждены были выходить на работу, детей с грудного возраста отдавали в ясли. Дошкольники получали первые навыки социализации, учились вместе проводить время, готовились к школе. С ранних лет нужно формировать чувство ответственности Уже в детском садике формировалась ответственность за порученное дело.
Так, при подготовке к утренникам нужно было выразительно прочитать стихотворение, вместе спеть песню или станцевать. В школах существовала такая практика: если какой-то ученик мешал учителю, не реагировал на замечания, ответственность за него несло его пионерское звено: ребята объясняли озорнику, что он не должен так себя вести на уроках. Отстающих по предметам их одноклассники брали «на буксир», помогали им выполнять домашние задания. Учитель поручал ответственным школьникам проверить чтение стихотворений наизусть у своего ряда или правильность решения задачи.
Родители решали, оставлять ребенка на домашнем обучении или отправлять в школу. В деревнях, где было много детей, часто старшие воспитывали младших и следили за ними, к тому же все с ранних лет были заняты полевыми работами и уходом за домашней скотиной.
Малоимущие родители могли «сдать» детей на работу - в подмастерья ремесленнику, например. Практически в рабство. Школ было много и постоянно появились новые, однако ответственность за организацию обучения и бОльшая часть затрат на содержание лежала на отдельных регионах - уездах и губерниях. Все решали этот вопрос по-своему, а единой системы контроля не было. Не было и единой школьной программы и каждый учитель, в зависимости от своего опыта и образования, сам решал чему и как учить. От яслей до школы - государственная система образования Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей.
То, как и в каких условиях растет ребенок, перестало было делом семейным, но стало делом государственным. Ведь воспитывался новый член советского общества, будущий строитель коммунизма. Ему должны были быть привиты правильные ценности, он должен быть здоров, образован и работоспособен, чтобы трудиться на всеобщее благо в будущем. Ученики на перемене. И даже раньше - ведь первый в мире отпуск по беременности и родам был введен именно в СССР. Работодатель должен был выплачивать женщине пособие до и после родов, при этом не допускать ее до работы, чтобы не навредить здоровью ни матери, ни ребенка.
После того как ребенку исполнялось 1 или 2 месяца в разные годы срок меняли, в конце 1960-х он достиг года , женщина возвращалась на работу, где ей был положен перерыв каждые три часа на кормление прямо при заводах и фабриках находились ясли для младенцев, и кормящие мамы ненадолго отходили из цехов к своим детям, где им давали теплое питье с молоком и еду перед каждым кормлением. Тогда это были невероятно благоприятные условия для работающей женщины, ведь до этого из-за рождения ребенка вынужденно должна была оставить работу, хотя бы это и означало для нее полную нищету. Советская власть таким образом боролась с детской смертностью, вела профилактику различных заболеваний как ребенка, так и матери.
Что СССР это такая же неизбежность, как смена дня ночью, как восход солнца. Это было мощнейшее внушение со стороны государства, но это была и реальная установка в головах простых людей. Скажем, то же интернационалистическое воспитание. Я не помню, чтобы со мной кто-то персонально работал на эту тему, кто-то что-то мне объяснял, но это было просто разлито в атмосфере тогдашнего СССР. Как-то урок у нас проводила пионервожатая, и она, как всякая девушка, сама верила и ждала чуда не будем уточнять какое. И вот она нам сказала, что бы мы в тетрадке записали свои желания.
Это было уже в классе пятом или шестом. И мы, захваченные ее энтузиазмом и верой в то, что чудеса бывают, стали писать. Самым главным моим желанием было желание, чтобы мне купили настоящие коньки для хоккея. Но тут я подумал, а что если мое желание действительно сбудется? Я то буду при коньках, а ведь идет война во Вьетнаме. После недолгой внутренней борьбы, я написал, что мое главное желание, чтобы прекратилась война во Вьетнаме. Мне было горько тогда, что не получу коньки, но приятно вспомнить об этом сейчас. Я думаю, что русские националисты вырастали в последствии все-таки из таких вот идеалистично настроенных мальчиков. Он пересказывал мне дореволюционные легенды о Петре I, и о Суворове.
Я потом нигде таких историй не встречал. Как бояре затеяли заговор против Петра, а он был в курсе, как начал выбрасывать их из окна одного за другим в руки своих гвардейцев. Меня захватывали эмоции деда, я чувствовал, как он восхищается Петром и Суворовым. Всякое развитие человека начинается именно с чужих эмоций. Другой вопрос, что мы не часто отдаем себе отчет в том, что наши нынешние взгляды начались с чьих-то эмоций. Раз человек так захвачен этим, значит, в этом что-то есть? Моему деду была интересна история России. С ней нечто случилось в 1917 году, но все равно это была Россия. И никакие красные партизаны для него героями быть не могли, ибо он реально их видел этих красных в годы гражданской войны.
Это любопытная «игра разума», когда «слона» не замечают, и когда мой дед «не замечал СССР» не есть что-то свойственное лишь для конкретного человека, или конкретной эпохи. Так жители Московской Руси в упор не видели империи Петра I. Великое нельзя выдумать из малого. Я даже ребенком чувствовал, что, имея дело с Россией, я нахожусь перед чем-то грандиозным. Петр I при всем моем нынешнем отрицательным отношением к этому человеку, был потрясающей фигурой. Он был, кстати, абсолютным порождением Московской Руси. С ее пассионарностью и ее исканиями. При внешней какой-то вялости Московской Руси, при всей неспешности жизни, в народе шла огромная внутренняя работа, внутреннее самоопределение, которое выливалось порой в непонятные конфликты вроде восстания Степана Разина, когда казак хотел навязать стране казачью форму жизни - самоуправление. Зачем богатому человеку, каким был Разин это?
Тем более в цари он не метил. Еще более странная история с расколом, когда страна распалась, по сути, на две части из-за каких-то исправлений в церковных книгах и правилах. Но на Руси формальная сторона никогда не была важной. И вот Петр. Он человек Московской Руси до мелочей. Строил дворцы, а не мог спать в них из того, что слишком высокие были потолки. Только царь Московской Руси мог быть токарем и плотником, корабелом и артиллеристом. Только царь Московской Руси мог пить с рядовыми матросами. А когда он приехал в Париж, то пил с отставными французскими солдатами в Доме Инвалидов.
Ибо для царя Московской Руси в отличие от его восточных и западных «коллег» не было пропасти между ним и простым человеком. Как не было пропасти между московской знатью, воинами и крестьянами. И вот эти чисто московские повадки почему-то принимают за европейское поведение. Ну представьте себе Людовика XYI с топором и в кабаке с простолюдинами? Другой вопрос, что своими реформами Петр уводил страну оттого, что ему самому было дорого. От демократизма Московской Руси. Европа шла от феодализма к демократии, Россия после Петра пошла от демократической соборности к свирепому феодализму. Но ведь Петр был личностью! Или Суворов!
Какой гигант! Этот человек с молодых лет понимал, что он на голову выше остальных, ибо был очень умным и проницательным, но опять же какой демократизм и простота! Он был рыцарь. Когда после Итальянского похода и побед Суворова молодые русские и австрийские генералы решили, что бить французов легко, против Суворова начали плести интриги, он же понял, чем это кончится. Он то ведь знал, что победы французов закономерны. Суворова отзывают. И он пишет с тоской и болью: «Перебьют их без меня». Для него ничего не было выше воинского братства. После рассказов деда я стал читать учебники по истории для 4 ,5, 6 классов.
И мне они нравились. Хотя сейчас я понимаю, что и в те времена, и в нынешние времена при написании учебников допускают очень большую ошибку. Их просто «сдирают» с учебников вузовских. Учебник рассказов по истории СССР для 4 класса, к примеру, с грехом пополам можно было читать до революции 1905 года, а дальше в натуре начиналась истории КПСС. Помню, как бесилась Анна Семеновна. Как-то было все нормально, а потом раз - и обвалилось! Где-то к середине 70-х годов незыблемые истины дали трещину. Помню, как в 8 классе нас повели смотреть в кинотеатр новый фильм про революцию и Ленина. Зал заполнили ученики разных возрастов от пятаков до десятиклассников.
17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют
Только некоторые установки советского воспитания так плотно вошли в нашу жизнь, что мы и не задумываемся что-то менять. По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким. В Госдуме планируют вернуть принципы воспитания советского времени. При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. Во времена СССР говорить с детьми о половом воспитании было не принято.
Как воспитывали детей в СССР
Они вынуждены были признать, что советская школьная программа предусматривает гораздо более глубокое изучение математики, физики, химии и других наук, чем в американских школах. По советскому примеру в американских школах стали вводить больше научных дисциплин. Однако некоторые американские ученые увидели, что разница между двумя странами в подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни не сводится к количеству уроков, посвященных алгебре, геометрии, физике. Среди них был профессор Ури Бронфенбреннер. Задача, которую он поставил перед собой, была сформулирована на обложке его книги: «У американцев и русских два различных подхода к образованию детей». Русская система образования производит более образованных детей, и они становятся более совершенными гражданами. Хотя эта книга впервые вышла в свет в 1970 году, ее содержание является актуальным для нашего времени, когда стали очевидными последствия разрушения советской системы воспитания детей и насаждения западных стандартов общественной жизни. Обращение к работе американского педагога представляется уместным в Международный день защиты детей. Путешествие Ури Бронфенбреннера в мире советского детства Как настоящий ученый, профессор Бронфенбреннер добросовестно проработал многочисленные исследования по методам образования и воспитания советских детей. В своей книге он ссылался на пособия видных советских педагогов.
Их рекомендации внедрялись в практику воспитательной работы. Профессор обратил особое внимание на труды А. Макаренко, которые он высоко оценил и которые легли в основу советской педагогики. В книге Бронфенбреннера приведены перечни основных направлений воспитательной работы, изложенные в пособиях для преподавателей и воспитателей. Задачи по воспитанию детей от 7 до 11 лет включали «понимание, что такое хорошее и плохое поведение». Профессор не упомянул соответствующего стихотворения Маяковского, которое было известно всем советским детям. Далее были перечислены: «Правдивость, честность, доброта. Атеизм: наука против предрассудков. Прилежание в труде и заботе о собственности.
Дружба со школьными товарищами. Любовь к своей местности и своей Родине. Интерес и тяга к знаниям и трудовым навыкам. Прилежание в учебе. Организация умственной и физической работы. Стремление применить свои знания и способности в жизни и работе. Вежливость и сердечность. Приличное поведение на улице и в общественных местах. Культурная речь.
Осознание прекрасного в природе, поведении людей и творческом искусстве. Художественное творчество. Забота об укреплении собственного тела. Соблюдение норм санитарии и гигиены. Спортивная и физкультурная подготовка». Поскольку этот текст из книги Бронфенбреннера является переводом с английского языка, в отдельных формулировках, взятых профессором из русского оригинала, могут содержаться неточности. Свою книгу У. Бронфенбреннер проиллюстрировал рисунками из пособий по воспитанию октябрят. На одном из рисунков для детей младшего возраста был запечатлен мальчик, который помогал одеть свою маленькую сестренку.
Надпись под рисунком гласила: «Почему Федя считается хорошим братом? На другой картинке мама явно ругала мальчика и хвалила девочку, которые только что вошли в квартиру. В отличие от брата, девочка вытерла ноги перед порогом дома. Профессор включил в книгу пять правил для октябрят: «1. Октябрята — будущие пионеры. Октябрята — прилежны, хорошо учатся, любят школу, уважают взрослых. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут. Октябрята — честные и правдивые ребята. Октябрята — хорошие друзья, читают, рисуют и весело живут».
В книге были помещены фотокопии плакатов, иллюстрирующих 10 заповедей пионера. Под первым плакатом, на котором были изображены пионеры в строю под пионерским знаменем, была подпись: «Пионер чтит память тех, кто отдал жизнь в борьбе за свободу и процветание Советской Родины». Второй плакат изображал мальчика славянской внешности с красным галстуком на шее. Слева от него была девочка, похожая на китаянку, также с красным галстуком. Справа же расположился чернокожий мальчик. У него также был красный галстук. Подпись гласила: «Пионер дружит с детьми всех стран мира». На третьем плакате пионер с мелом в руке стоял у классной доски и писал цифры арифметической задачи. Этот рисунок иллюстрировал заповедь «Пионер прилежно учится, дисциплинирован и вежлив».
На четвертом плакате пионер и пионерка находились у станка и орудовали какими-то инструментами.
Воспитание в яслях оценивалось в 3 рубля в городе и до 2 в селе. Дороже всего приходилось платить за выездное 24-часовое пребывание детей в санаториях, что тогда часто практиковалось 9-20 рублей для горожан и 6-18 для сельчан. Нужно сказать и о льготах. Каждое дошкольное учреждение опекалось шеф-предприятием, которое поддерживало подопечное хозяйство в порядке и выполняло текущие ремонты. Крупные промышленные предприятия за свой счет строили на морском побережье детские лагеря, а смежные колхозы снабжали их продуктами. О чем вспоминают воспитанники советского детсада Государство заботилось о детях очень ответственно. Огромное внимание уделялось питанию. Меню составляли по рекомендациям специалистов по о здоровой и вкусной пище — ничего жирного, жареного, соленого, острого, пряного.
Топ самых частых блюд выглядел таким: манка, гороховый суп, омлет, гуляш, творожная запеканка, какао. Многое, конечно, зависело от мастерства и стараний поваров. Именно поэтому кто-то и сегодня с ужасом вспоминает комочки в манке и слизкий кисель. А другие утверждают, что еще и за добавкой ходили. Одно из общих безрадостных воспоминаний бывших советских детсадовцев — тихий час. Дневной сон, пожалуй, не любили все. Но избежать этого пункта программы было нельзя. За съеденным обедом обязательно следовал отдых. В некоторых садах для более легкого засыпания практиковалось фоновое прослушивание спокойной классической музыки или рассказов в стиле Бианки и Пришвина.
Молодой парень, немолодая женщина и еще один пенсионер. Всем уступили место. Это как само собой разумеющееся, хотя был дневной час пик, народу в салоне полно... Вот о чем с казать-то хочется. Сколько бы дет нам ни насаждали капитализм, сколько бы ни твердили, что человек человеку волк, что в этой жизни побеждает тот, кто идет по головам, в выигрыше только сильнейший, а слабейшие - в проигрыше, мол, естественный отбор, а менталитет и воспитание у нас советские. Когда вполне естественным было уступать место в общественном транспорте старшим, помогать тем, кому нужна твоя помощь, когда человек человеку был товарищем, другом и братом. Поэтому у нас всегда помогут перейти дорогу немощному пожилому человеку, затащат детскую коляску в троллейбус, уступят место пенсионеру или инвалиду, и, вообще, помогут постороннему человеку, если ему нужна помощь.
Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили. И слава Богу.
Это свое заявление я объясню в конце нашей беседы. Еще по теме Психолог Наумова объяснила, чем опасен тотальный контроль над ребенком Начнем с постулата: взрослые, здоровые психически родители всегда стараются дать своим детям максимум возможного. Но человек не может дать другому то, чего у него нет или чего он не умеет. Вот и советские родители, как и родители других национальностей, изо всех сил давали своим детям все самое, по их мнению, лучшее.
И то, что мы сейчас считаем ошибками, предыдущие поколения искренне считали полезным для воспитания. Как вы относитесь к фразе «все травмы идут из детства»? А что нужно малышу для нормального развития? Безопасность, забота, внимание и любовь значимых для него взрослых. Я тот специалист, который ежедневно на консультациях и в жизни волей-неволей видит корни ситуаций взрослых людей. А корни эти, как все мы уже знаем, из детства.
Как-то в спортклубе я разговорилась с управляющей, женщиной примерно моего возраста. Она сказала интересную фразу: «У меня была роскошь общения с мамой. Нас три сестры, мама педагог. Но у нее всегда находилось время с каждой из нас поговорить! До нашего времени никто не думал, что у детей бывают психологические травмы. Подход к воспитанию имел прагматичный характер подготовки к нормальной жизни, и многие качества воспитывались далеко не экологичными, на наш взгляд, методами.
Как вы объясните подобный подход к воспитанию? Вспомним жизнь советского человека. Государство восстанавливалось после полувека потрясений и потерь. Нехватка мужчин, высокий процент детей-сирот. Учили выживать. Не было времени разговаривать и справляться с детскими эмоциями, да и мало кто это умел.
Такие люди, как Макаренко или Выготский, были, но на всех их явно не хватало. Выжить бы», — врезалась мне в память фраза одной моей пожилой клиентки. В любви, понимании и принятии нуждались все — и дети, и взрослые, но силы были только на выживание. Еще по теме После такой вводной, я надеюсь, вы уже иначе будете воспринимать «ошибки», которые я ниже перечислю. Какие методы воспитания опасны и к чему они приводят Воспитание в СССР: перечислим ситуации и последствия для человека уже во взрослом возрасте 1. Воспитание через насилие Применялось как физическое, так и психологическое насилие в школе и в семье.
Поставить в угол, выпороть, отчитать при всем классе, оскорбить.
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
Сейчас кажется дичью: как воспитывали детей в СССР - Я Покупаю | На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. |
5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу | Между тем, именно советский менталитет и воспитание, не говоря уже об опыте советского офицера, позволили реальному Печерскому организовать знаменитый побег. |
Васильева призывает возрождать лучшие традиции советской школы | Между тем, именно советский менталитет и воспитание, не говоря уже об опыте советского офицера, позволили реальному Печерскому организовать знаменитый побег. |
Как воспитывали детей в СССР - Дети | В СССР из ребенка пытались сделать человека общественного, в 90-х на первый план вышли достаток и благополучие, а сейчас мы выбираем из ты | PSYCHOLOGIES. |
Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека
Не исключено, что именно эта работа Софьи Низовой много лет спустя дала название первому женскому ток-шоу на российском телевидении. Принимать помощь от старшего товарища вовсе не возбраняется. Впрочем, главный адресат у этого плаката не младшеклассник, а старшеклассница — так демонстрировали преемственность между пионерами и октябрятами. Первые в подобных сюжетах всегда выступали в роли мудрых старших братьев и сестер. Фактически помогать младшим и старшим вменялось в обязанность прилежному обладателю красного галстука. Художники довольно часто обличали и высмеивали пороки подрастающего поколения. Разумеется, в назидательных целях.
Так что встречались в агитации и грязнули, и лодыри, и хулиганы, и обманщики, и просто безразличные к нуждам окружающих школяры. Но никогда на таких персонажах не было красного галстука. Ведь пионер не мог служить дурным примером. Опрятный вид, чистое и выглаженное платье должны быть результатом собственного труда.
Особенно родители. Лишняя перенагрузка не получится, скорее всего, потому что это приведет к бунтам в чатах [речь идет о родительских чатах — прим. Он также отметил, что уважение и любвь к труду в СССР прививали через идеологию. Узнать подробнее Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Сами родители, к сожалению, не воспитывают в ребенке уважение к труду. Если школа начнет привлекать школьников к труду, я вполне допускаю мысль, что семьи запросят оплату за труд», — считает Сараев. Уполномоченный по правам ребенка уверен: то, как на сегодняшний день предлагают воспитывать у школьников уважение и любовь к работе, не будет всерьез воспринято родители и их дети всерьез не воспримут. Ведь уборкой занимаются клининговые компании, охраной — охранные предприятия, готовкой — подрядные организации. Нельзя не согласиться: пока родители в семье не научат школьника обслуживать себя самого, о работе на пользу общества можно забыть. А как сработает? Ответ на этот вопрос четко сформулировал Геннадий Сараев, который считает, что труд должен быть связан с профориентационными мероприятиями: «Если мы говорим о том, как мы можем детей привлекать к труду, то это должно быть в рамках образовательной программы, когда детей обучают профессии. Тогда через, например, профессию ландшафтного дизайнера, можно приучить ребенка к уборке территории, пропалыванию клумб и так далее. Или, например, ребенка обучают плотницкому делу. Обучение труду в сельской местности — это если школьника учат промывать детали, изучать комбайн и так далее.
В порядочных советских семьях росли порядочные дети. Но эти выросшие дети не смогли спасти свою страну, ибо не были приучены к самостоятельным социальным поступкам. Да и за себя он и постоять не сумели, отдали собственность в руки воров и подонков всех уровней и национальностей. Отдали без сопротивления, это к слову о том, каких людей воспитывало советское государство. А государство это воспитывало, прежде всего, послушных и покорных. Советские граждане должны были совершать подвиги, но только тогда, когда это государству нужно. Как говорили при товарище Сталин: «Когда родине будет нужно, героем у нас станет любой». Лозунг — «все лучшее детям» не был пустым звуком. Помню, что мы бесплатно получали молоко. Наши родители вполне могли нас обеспечить молоком, но осталась такая установка от еще недавнего прошлого — давать детям молоко, дабы они получали белок. Пресное, кипяченое молоко с пенкой нам не нравилось, конечно, но нам нравилось то, что какой-то урок обязательно заканчивался на пять минут раньше, и мы строем шли в столовую. А там потихоньку начинали шалить. К 7 ноября нас всех скопом, не спрашивая согласия ни у кого, приняли в октябрята. Мы гордо повесили значки, «звездочки», где был изображен маленький Ленин, кудрявый такой, похожий на ангелочка. Во время приема в октябрята нам выдали по эклеру и стакан с какао. Это было круто. И я запомнил это и думал — что же нам дадут, когда мы будем вступать в пионеры? Если уж сейчас мы получили по эклеру. Мою первую учительницу звали Анна Семеновна. Это была одинокая женщина, которая любила свою работу, любила нас. Среди учительниц всегда есть соперничество, Анна Семеновна была не очень хорошая учительница в смысле педагогического мастерства. Ольга Петровна и Лидия Максимовна учили куда успешнее, дети у них были грамотнее и лучше считали. Но я ни тогда, ни сейчас не поменял бы Анну Семеновну ни на кого. Она для нас стала родным человеком. Как всякий педагог со стажем, как всякая женщина, она бывала не в духе, скандалила, была с нами несправедлива, но она нас любила, и мы это чувствовали. Однажды она как-то смущенно и даже раздраженно показала нам фото, на котором была вместе с Крупской. Я был потрясен. Получалось, что эта женщина могла видеть самого Ленина! Вот эта наша обычная Анна Семеновна могла прикоснуться к самому Ленину! Это было не так, конечно, фотография относилась к середине 30-х годов, как я сейчас понимаю. На фото мне не понравилась ни Крупская, ее фотографии всегда у меня почему-то вызвали тоску, ни сама Анна Семеновна, это была мордастая девочка в буденовке. По моим тогдашним понятиям зрелая Анна Семеновна была куда приятнее. Коньком Анны Семеновны были уроки пения. Она как-то отдыхала душой в это время. К тому же, она приносила из дома аккордеон, чем не могла похвастать ни одна учительница. И вот Анна Семеновна наяривала на аккордеоне, а мы пели. Почему-то мне кажется, что пели мы все время одну и ту же песню, видно она хотела довести наше исполнение до совершенства. Песня эта была про красного партизана, похороненного под кустом ракиты. И как доходили до этого места, то слезы текли из глаз моих, до того было жалко красного партизана. И однажды я чтобы не показывать слез учительнице отвернулся и сел боком. Анна Семеновна в этот день была не в духе, и расценила мой поступок, как хулиганство. И тут не имеет смысла спрашивать, что в этом была такого плохого, в моем поступке. Ибо раз женщина не в духе, то логика тут ни при чем. Учительница внезапно, в разгар моих страданий по красному партизану, схватила меня за шкирку и вывела из класса. Я ошеломлен этой абсолютной несправедливостью, жуткая и пустая в коридорах школа пугает, а тут идет наш директор. Это был настоящий «сталинский директор», такие в ту пору уже почти повывелись. Не директор, а красавец! Историк, фронтовик, огромный такой, в очках, с раскатистым голосом, по повадкам напоминал актеров в сталинских фильмах, которые играли профессоров. И вот он подходит ко мне, я в ужасе сжимаюсь, а он говорит какие-то ласковые слова, улыбается, берет меня аккуратно за руку и вводит класс. И говорит: «Анна Семеновна, посадите этого молодого человека на место». Учительница злобно зыркнула в мою сторону, но больше в этот день не фордыбачила. Но все равно она была замечательная. Еще помню, как мы выбирали в классе начальников. Старосту, звеньевых, и прочее. Должностей был очень много. Выборы были абсолютно демократические по советским меркам. Анна Семеновна предлагала кандидатуру, после чего мы дружно голосовали за этого товарища. И вот она раздала почти все должности и тут вспомнила про меня. И сказала, что предлагает меня сделать знаменосцем к слову, знамени у нас не было никакого, но должность была. Учительница сказала, что это должен быть достойный мальчик. И меня выбрали в знаменосцы. Помню, как прибежал я домой и в полном восторге стал рассказывать, что я теперь не абы кто, а знаменосец. Родители порадовались за меня, но как-то деланно, почти равнодушно. Вот так с легкой руки Анны Семеновны я и иду по жизни. Кому-то достаются должности, где власть и деньги, а я знаменосец. Когда в РФ стали вспоминать хороший опыт СССР в деле патриотического воспитания, то почему-то свели все это к учебникам истории и обществознания. На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. В 20-е и 30-е годы всякий несогласный с этой системой всячески дискриминировался или просто физически уничтожался. Потом, когда внутри государства в деле воспитания не стало конкурентов, в этом направлении все равно работал огромный механизм.
С удивлением профессор обнаружил, что в стране, которую в США изображали тюремным застенком, дети не выглядели замученными узниками. Свой фотоснимок, на котором были запечатлены пять упитанных и улыбающихся карапузов, Бронфенбреннер сопроводил подписью: «Судя по их виду, малыши процветают в условиях «режима»». Воспитание осуществлялось главным образом убеждением. Профессора поразил ласковый тон, с которым обращались воспитатели к детям в яслях и детских садах. Он отметил напевную интонацию, с которой детям читали книжки или тексты диафильмов. Бронфенбреннер написал о «позитивном отношении детей и всего общества к учителям. Эта позитивная ориентация поддерживается в течение школьных лет. Учителя воспринимают как друга. Нет ничего необычного в том, что после школьных занятий можно увидеть учительницу, окруженную болтающими детишками, которые пришли на спектакль, концерт, цирковое представление или же просто пошли на коллективную прогулку… Хотя, конечно, имеются исключения, отношения между детьми и учителями в СССР можно охарактеризовать как дружеское уважение». Особенно восхитил профессора праздник 1 сентября, во время которого дети дарили цветы учителям, а утром по улицам шествовали аккуратно одетые дети с букетами цветов в руках. Дружелюбное отношение к преподавателям и их воспитанникам доминировало в атмосфере советского общества. Американский профессор обнаруживал теплое отношение к детям из личного опыта. Не раз случайные прохожие на улице улыбались его сыну, а порой предлагали свои советы родителям, как следует заботиться об их ребенке. Советы были непрошенными и не всегда удачными, но они шли от чистого сердца. Порой теплота чувств, которые испытывали прохожие к ребенку, поражала профессора, привыкшего к сдержанному поведению людей на городских улицах США. Профессор вспомнил, как однажды, гуляя по улице, он с женой и своим двухлетним сынишкой встретил группу подростков. К удивлению профессора, они подбежали к их отпрыску со словами: «Вот так малыш! Бронфенбреннер был уверен, что, если бы подобное случилось в США, подростков бы повели к психиатру. Но к этому времени Бронфенбеннер уже осознал, что в Советской стране царит атмосфера, отличная от той, в которой он привык жить и работать. Чем был озабочен профессор? Как настоящий американец, Ури Бронфенбреннер дотошно собирал информацию для практических целей. Разумеется, профессор не думал о том, что американские детишки будут соблюдать пять правил октябрят и десять заповедей пионеров. Он не думал, что когда-нибудь американские педагоги будут ласково разговаривать со своими учениками. Он не представлял себе, что незнакомые американцы будут подбегать к детям и умильно обнимать их. Однако опыт воспитания советских детей убеждал Бронфенбреннера в том, что советские дети являются более прилежными учениками и становятся более надежными гражданами своей страны, потому что с первых лет их жизни им показывают, что такое хорошо, на убедительных примерах. Профессор привел много психологических экспериментов, которые свидетельствовали о том, что дети и подростки «заражаются» положительными примерами гораздо охотнее, чем отрицательными. Профессор хотел, чтобы американцы внимательно изучили советский пример для решения проблем молодежи своей страны, которые стали острыми к началу 70-х годов. Беби-бум, начавшийся в США после 1945 года, означал резкий рост деторождения. Великий кризис, поразивший США с конца 1929 года, а затем Вторая мировая война привели к тому, что американцы не спешили обзаводиться семьями. Лишь после того, как воцарился мир, а экономика стабилизировалась, количество браков, а затем и деторождений резко возросло. Ориентированная на новых потребителей американская промышленность увеличивала производство товаров для детей, а потом и подростков, старательно разжигая в юных жителях страны потребительские потребности в нужных и не обязательно нужных продуктах. Детство и юность детей беби-бума совпали со временем распространения в США телевидения. От двух до пяти лет средний американский ребенок успевал просмотреть 5 тысяч часов телепередач. Дети поглощали бесконечные телесериалы и телерекламу. Социолог Лэндон Джоунс писал, что дети беби-бума сначала выучивали слово «стиральный порошок», а уже потом «папа» и «мама». Ури Бронфенбреннер считал телесериалы и телерекламу важнейшими орудиями разрушения сознания американской молодежи. Стараясь ублажить своих долгожданных чад, заряженных призывами телерекламы, их родители нередко трудились на двух работах или сверхурочно. Подсчеты показывали: средний американский отец в 60-х годах тратил в среднем около 10 минут в день на общение со своими детьми. Чтобы заставить матерей трущобного Гарлема проявлять внимание к своим детям, социальные работники приплачивали матерям за то, чтобы они читали своим детям книжки. Но немалая часть детей оставалась без внимания и без надзора. Журнал «Ридерс дайджест» в августе 1982 года сообщал о том, что ежегодно в США пропадает бесследно до 100 тысяч детей и подростков. Устаревшая система образования США предоставляла детям облегченное образование, но и эти упрощенные программы все хуже осваивались школьниками. Начиная с 1963 года в американских школах наблюдалось неуклонное падение средних оценок в ходе прохождения так называемого теста школьных навыков, позволявшего оценить уровень владения речью, письмом, математикой. Чтобы поступить в вузы, абитуриенты были вынуждены проходить специальные дополнительные курсы. Не слишком обременительная школьная учеба сочеталась с отсутствием в США системы воспитания подраставшего поколения. Оставленные без внимания родителей и школьных преподавателей дети и подростки объединялись в неформальные группы. Вожаками таких групп нередко становились ребята с асоциальными и преступными наклонностями. По данным Национального института образования, в середине 70-х годов ежемесячно физическому насилию подвергались 282 тысячи школьников и 6 тысяч учителей. В среде неформальных молодежных группировок быстро распространялась наркомания. Потребление наркотиков стало нормой в студенческой среде. Когда я выступал в октябре 1977 года перед студентами Университета штата Огайо, мне был задан вопрос: «Накажут ли в СССР за хранение марихуаны? Со временем проблема наркомании среди американской молодежи лишь усугубилась. Чтобы остановить рост наркомании и преступности, американское общество, столь гордящееся своими свободами, пошло по пути расширения полицейских мер и тюремных наказаний. Бронфенбреннер подчеркивал, что воспитание молодежи в молодежных группировках — это верный путь к моральной, интеллектуальной и духовной деградации. При этом он ссылался на роман Голдинга «Повелитель мух», юные герои которого быстро дичают, оказавшись без взрослых на необитаемом острове. Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи.
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений
Макаренко с членами коммуны имени Ф. Дзержинского на летнем отдыхе в Ялте, 1930 TASS В школах старого образца учитель имел авторитарную власть над детьми, а основным принципом Макаренко было вовлечь детей в «общее дело» например, несложный труд - уборка классной комнаты , заинтересовать их тем, что каждый ответственен и за себя и друг за друга. Энергия ребенка таким образом направлялось на общее благо, он чувствовал себя важным и нужным. Кроме того, Макаренко исповедовал принципы «демократии» в школьной среде - все дети могли высказаться, проводили общие собрания, выбирали старосту, брали на поруки новичков или малышей. При этом он следил за соблюдением дисциплины - и не пренебрегал наказаниями для провинившихся и нарушителей порядка. Он создал Школу-коммуну для трудновоспитуемых детей имени Ф. Достоевского, которую прославили в народе ее выпускники - Григорий Белых и Л. Пантелеев - написавшие культовую книгу «Республика ШКИД», по которой снят не менее культовый одноименный советский фильм.
Коммунистическое воспитание Полностью советская система образования сформировалась к концу 1920-х годов. Ее главным идеологом была Надежда Крупская - жена Владимира Ленина и заместитель наркома просвещения. Воспитание таким образом должно «воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Крупская была не согласна с некоторыми методами Макаренко и других педагогов, но также использовала такие принципы как самоуправление или институт шефства одних учеников над другими. Надежда Крупская среди пионеров, 1927 Sputnik В 1922 году Надежда Крупская инициировала создание в СССР пионерской организации для детей, которая выросла из российского скаутского движения, созданного еще при Николае II в 1908 году. Однако что важно - скаутская по форме, пионерия была коммунистической по содержанию. Юные пионеры воспитывались в духе «преданности советской родине, пролетарского, социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, освоению духовной культуры, непримиримости ко всему, что чуждо социалистическому образу жизни».
В пионерскую организацию массово вступали все школьники с 10 лет. По сути пионерская организация прививала детям моральные и нравственные нормы что до революции было задачей церкви : хорошо учиться, быть честными, трудолюбивыми, уважать старших.
Выросшие и добившиеся мировой славы еще в царской России Пётр Чайковский, Илья Репин и Фёдор Шаляпин, аплодирующие с картин отличнику, оставались признанными авторитетами и для советских граждан. Очевиден посыл: школьник должен самостоятельно отвечать за порученную ему домашнюю работу. Знания за него никто не получит. Важная деталь: твердое «нет! Не исключено, что именно эта работа Софьи Низовой много лет спустя дала название первому женскому ток-шоу на российском телевидении. Принимать помощь от старшего товарища вовсе не возбраняется. Впрочем, главный адресат у этого плаката не младшеклассник, а старшеклассница — так демонстрировали преемственность между пионерами и октябрятами. Первые в подобных сюжетах всегда выступали в роли мудрых старших братьев и сестер.
Фактически помогать младшим и старшим вменялось в обязанность прилежному обладателю красного галстука. Художники довольно часто обличали и высмеивали пороки подрастающего поколения. Разумеется, в назидательных целях.
Вот о чем с казать-то хочется. Сколько бы дет нам ни насаждали капитализм, сколько бы ни твердили, что человек человеку волк, что в этой жизни побеждает тот, кто идет по головам, в выигрыше только сильнейший, а слабейшие - в проигрыше, мол, естественный отбор, а менталитет и воспитание у нас советские. Когда вполне естественным было уступать место в общественном транспорте старшим, помогать тем, кому нужна твоя помощь, когда человек человеку был товарищем, другом и братом. Поэтому у нас всегда помогут перейти дорогу немощному пожилому человеку, затащат детскую коляску в троллейбус, уступят место пенсионеру или инвалиду, и, вообще, помогут постороннему человеку, если ему нужна помощь. Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили. И слава Богу. Очень надеюсь, что не искоренят и не убьют... А вы как думаете, уважаемые читатели? Еще больше новостей - в Телеграм-канале!
Этот человек с молодых лет понимал, что он на голову выше остальных, ибо был очень умным и проницательным, но опять же какой демократизм и простота! Он был рыцарь. Когда после Итальянского похода и побед Суворова молодые русские и австрийские генералы решили, что бить французов легко, против Суворова начали плести интриги, он же понял, чем это кончится. Он то ведь знал, что победы французов закономерны. Суворова отзывают. И он пишет с тоской и болью: «Перебьют их без меня». Для него ничего не было выше воинского братства. После рассказов деда я стал читать учебники по истории для 4 ,5, 6 классов. И мне они нравились. Хотя сейчас я понимаю, что и в те времена, и в нынешние времена при написании учебников допускают очень большую ошибку. Их просто «сдирают» с учебников вузовских. Учебник рассказов по истории СССР для 4 класса, к примеру, с грехом пополам можно было читать до революции 1905 года, а дальше в натуре начиналась истории КПСС. Помню, как бесилась Анна Семеновна. Как-то было все нормально, а потом раз - и обвалилось! Где-то к середине 70-х годов незыблемые истины дали трещину. Помню, как в 8 классе нас повели смотреть в кинотеатр новый фильм про революцию и Ленина. Зал заполнили ученики разных возрастов от пятаков до десятиклассников. И фильм никто не смотрел. Всем было не интересно. Нет, мне-то как раз было интересно, у меня к этому времени как раз разгоралась любовь к Ленину, но большинству было очень скучно. Все шумели, болтали, толкались. И тут дошло до сцены, когда проклятые левые эсеры начали свой мятеж. И киношный Ленин готовится к худшему, он выдвигает ящик стола, достается оттуда пистолет и передергивает затвор или что-то в этом роде. Сердце мое тогда сжалось от боли за любимого Ильича. В Ленине, как и во многих великих на самом деле было много карикатурного. Эта его походочка, эти руки за жилеткой, прищур полусумасшедших глаз. На некоторых кинохрониках он на Чарли Чаплина похож. А эта его картавость, ужимки. Я имею в виду и кинохронику, и игру актеров. И если для старших поколений Ленин был святыня, то ко времени моей юности пролетарская молодежь к нему относилась безразлично или с иронией. Почему-то у нас в поселке к нему прилепили кличку «Блатной Володька». Появились ядовитые анекдоты про Ленина. Их выдумывали враги? Но ведь массы их пересказывали с удовольствием. Точнее, отношение к Ленину было двойственным. С одной стороны, мало кто ставил под сомнение, что он защищал интересы трудящихся, был честен, тогда еще думали, что он был скромен в быту. И Ленин служил идеальной фигурой для обличения тогдашних коммунистических лидеров, которые оторвались от масс. С другой стороны, у масс, то есть у этой помеси пролетариев с мещанами Ленин проходил, чуть ли не как дурачок. Кремлевский мечтатель. Но на небосклоне России конца 60-х начала 70-х годов взошла другая звезда — Сталин! У высшей власти находились его выдвиженцы, в самую силу входило поколение фронтовиков, юность которых пришлась на конец тридцатых и начало сороковых, и те которые родились перед войной, как мои родители, забыли о своем нищем и голодном детстве, но вспомнили об ужасной эпохе, только как о великой. Дело в том, что у Сталина был «большой стиль». Те, кто жили при нем, помнили свое ощущение причастности к чему-то грандиозному. Про Сталина сочиняли какие-то очень положительные байки. Про его офигительную скромность, про то, как неприхотлив он был в быту. Я даже слышал, как один мой сосед рассказывал о том, как Сталин сам лично стоял у «переезда» в нашем поселке с пистолетом в руках и говорил солдатам, что пристрелит всякого, кто отступит. Поэтому-то и не отдали Москву. Но я слышал это собственными ушами. Сталин для меня стал значительной фигурой в детстве, после просмотра фильма «Освобождение». Потом я стал читать всякие книжки о тридцатых годах. Книжки эти писали в основном либеральные авторы, публиковались они при Хрущеве, но как-то пара-тройка книг попала мне в руки. Ведь никто же не оспаривал того факта, что при Сталине осуждали не виновных. И товарищ Сталин перестал мне нравиться. Помню, как в 10 классе мы дошли до параграфа, в котором писали о культе личности. Историю у нас вела Валентина Семеновна Жмурко. Она сказала, что бы мы сами прочитали этот параграф, если захотим. Что Сталин это «ее любовь». Любопытно, что я и потом встречал женщин ее возраста, которые до седых волос испытывали нежные чувства к вождю. Но к 17 года меня бесило уже только одно — когда русские говорили: «Без Сталина мы проиграли бы войну…» «Если бы не Сталин, то Россия бы погибла…» Я задавал вопрос: « Тысячи лет Россия не погибала, а становилась все сильнее, а без этого грузина погибла бы? Все они переживали то, что очень четко сформулировал Эдуард Лимонов: «У нас была великая эпоха». На фоне ничтожного Брежнева люди все чаще вспоминали о том, что была эта великая эпоха. Не утруждая себя вопросом, какой смысл был в этой эпохе, и что они принесла русскому народу? А вот Ленин мне нравился все больше и больше. По радио тогда передавали радиопостановки лучших спектаклей, в том числе, и спектаклей о Ленине. Я очень любил пьесы Погодина, в которых Ильич представал душевным таким русским человеком, что было фальсификацией, конечно. По этому поводу один критик-еврей даже написал критическую статью еще при Сталине, но ему заткнули рот. Тогда был нужен имен такой образ Ильича. Мне очень нравились фильмы о Ленине. Вот ведь был человек!
Вы точно человек?
Данные исследования “Советский человек”, СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи.
Миф о советской школе
Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР) | Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской. |
Как в СССР воспитывали и обучали детей - Узнай Россию | Советская система воспитания в садиках ориентировалась на принцип: «Все лучшее детям». |
Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии - Новости | На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. |
17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют | Воспитание гражданина в советское время было едва ли не более важной задачей школы, чем собственно образование. |