За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. “Сокровище ангелов” — первая работа на тему индийских легенд в творчестве Рериха [40,с.21,22]. В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов».
Николай Рерих. Сокровище ангелов
Новости Международного Центра Рерихов - Держава Рерихов - Щит Культуры | Еще одно открытие выставки – огромное полотно "Сокровище Ангелов", которые впервые покинуло "Дворец конгрессов" в Петербурге. |
Сокровище ангелов | Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха “Сокровище Ангелов” из Государственного комплекса “Дворец конгрессов” в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). |
Богатый славой. Вопреки - Тренды, артефакты, технологии - Axiart | Сокровище ангелов рерих. |
О доверии к провенансу картин Н.К. Рериха | Сокровище ангелов. Николай Рерих. Автор видео: Борис Шнейвас 13-04-2024 | | 12330 | Продолжительность: 08:8:8. |
Новости Международного Центра Рерихов - Держава Рерихов - Щит Культуры | символы чего начертаны на камне». |
Что искал художник в истории Руси: в Новой Третьяковке открыта выставка Николая Рериха
“Сокровище ангелов” — первая работа на тему индийских легенд в творчестве Рериха [40,с.21,22]. Интересные факты о создании картины «Сокровище ангелов (Николай Рерих)» и ее смысл. «Сокровище Ангелов» повешено там, где когда-то мечтал его иметь Нуця, закрыв оба окна, наверху «Вечер» на такой же стене, закрывая окна.
Николай Константинович Рерих "Сокровище Ангелов", 1905
3. Картина Николая Рериха “Сокровище ангелов”. По ее словам, одним из важнейших предметов собрания является картина Николая Рериха «Сокровище ангелов». На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику. Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. ростропович, вишневская, аукцион, сотбис «Сокровище ангелов» Николая Рериха – один из главных лотов торгов.
Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов
«Сокровище сердца» Николая Рериха. О чем говорит искусство | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» | XX века ~ Рерих Николай Константинович (1874-1947) ~ Сокровище Ангелов, 1905. |
Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха | Идея создания «Сокровища Ангелов» была непосредственно связана с проявлением того высокого представления о художественном произведении как способе отражения сакрального духовного измерения. |
Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1)
Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др. Сокровище ангелов. Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). Дружины ангелов. Ходят там ангелы дружинами тесными. Все апокалиптические произведения Рериха – это образы бушующего, разгоревшегося Армагеддона и явлений Ангела последнего. Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства.
Картина Н.К.Рериха Сокровище Ангелов. Константиновский зал . Санкт Петербург.Россия.
Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905. «Есть в Божьем мире пресветлый рай – пречистое царство ангелов. По каталогам и зарубежным изданиям известно единственное полноценное тво-рение Рериха «Сокровище Ангелов» (тени-шевский эскиз не в счёт). В картине «Сокровище Ангелов» у Рериха впервые появляется образ «древа жизни». Комментарий пробуждённого к картинам картина «ангел последний» 1942 г. На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику.
Картина Н.К.Рериха Сокровище Ангелов. Константиновский зал . Санкт Петербург.Россия.
Он установлен королем Харальдом Синезубым не ранее 965 года с надписью, гласящей о крещении датчан. Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства. Создавая произведение, он не цитирует, но развивает художественную фантазию древности, дает легендам прошлого новую жизнь. Фотографии с выставки «Николай Рерих», которая проходила с 10 октября 2023 по 10 марта 2024 в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже. Костюм девушки ко 2 сцене «Весна Священная». Сапоги половецкой девушки.
Для них характерны старые иконописные принципы композиции, плоскостность изображения, сочетания трех-четырех цветов. Описание картины Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра - проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино. Широко популярный журнал «Огонек» воспроизвел это панно на своих страницах.
Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине. Начав свое путешествие за рубежом с туманного Альбиона в том же 1908, картина переместилась за океан и демонстрировалась в городах Соединенных Штатов Америки: Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско, Денвере, Канзас-Сити, не вернувшись ни разу с тех пор на родину. Рерих не сочиняет своего Камня с символами добра и зла, а обращается к известному историческому памятнику. В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов - Йеллингский камень. Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г. Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду.
На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба - стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея. Вселенский смысл изображения на камне проявляется благодаря выбранной Рерихом цветовой характеристике. Художник отошел от нанесенной в свое время тонировки и окрасил его палитрой космического пространства - иссиня-черной с изумрудно-сапфировыми блестками. Мы видим как бы осколок далекого звездного неба или сгущенную на много порядков межгалактическую материю. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески. Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово».
За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. На нем мир стоит. Бытие все на камне узорами начертано. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит.
Непутевый не разбил бы их сокровище. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет. Весь озарён светом Божиим стоит град избранных. А страж его — великий ангел: как свет, одежда светлая и распростёрты крылья белые, копьё в руках. Там с праведными сирины вкушают золотые яблоки, поют песни песневые, утешая святых угодников.
Там ни печали, ни воздыхания. Там жизнь бесконечная. Долог, труден путь протягливый до рая пресветлого. Много было великих подвижников, много было званых на пир в пресветлый рай, и не увидели они света Божия, неизбранные, не дошли они до камня рубежного, где сторожит великий ангел; как свет, одежда светлая, и распростёрты крылья белые, копьё в руках. Кому же открыты врата райские? И кто избранный из позванных?
Чистое сердце кипенное, творящее волю Божию, — от Бога избрано, — сердце, в туге измаявшееся, — от Бога избрано, — сердце раненное, — от Бога избрано, — сердце открытое к беде людской и горестям, — от Бога избрано, — сердце обрадованное, благословляющее, — от Бога избрано, — сердце униженное, — от Бога избрано, — сердце, от обиды изнывшее, — от Бога избрано, — сердце, пламенное правды ради, — от Бога избрано, — сердце, измучившееся о неправде нашей, — от Бога избрано, — сердце кроткое, — от Бога избрано, — сердце, готовое принять и последний грех ради света Божьего, ради чистоты на трудной земле в сём свете жестоком, — от Бога избрано, — сердце великое Матери Света, Богородицы, восхотевшей с нами мыкаться, с нами горевать и мучится, с нами, последними, с нами, обречёнными, — вот сердце от Бога избранное, вот кому открыты врата райские [26, с. Художник, не знаю почему, позже уничтожил эту картину, производившую на меня большое впечатление. Мог ли Н. Рерих придать такие выражения ликам ангелов? Как видно из названия, художник лелеял мечту сделать фреску на эту тему, придавая ей большое значение. Картина представляет собой огромное, почти квадратное по форме полотно, площадью около семи квадратных метров.
Ангелы в торжественном молчании охраняют его. Рядом — древо жизни с птицами на ветвях. По-видимому, Рерих изобразил в этой картине легендарный камень Чинтамани Шантамани , носитель неисследованных космических энергий, о которых повествуют сказания народов Индии и Тибета. Легенда о камне связана с Шамбалой, о которой Рерих узнал из различных источников... Держава Рериха. Религиозным темам посвящены несколько картин Рериха.
Наиболее известные среди них — «Сокровище ангелов» 1905 и «Пещное действо» 1907. К картине « Сокровище ангелов» художником была написана пояснительная легенда: «... Всем конец придёт»25. Беликов в статье о Н. Рерихе так охарактеризовал его творчество, посвящённое Древней Руси: «Строгий научный подход и большой талант художника, схватывающего жизненные явления в едином обобщённом художественном образе, определили неповторимое своеобразие искусства Рериха. Начав с исторического жанра, который на заре ХХ века насчитывал немало имён прославленных русских художников, Рерих сумел внести в него нечто принципиально новое.
Таким новым, чисто рериховским, было осмысление истории как бесконечного процесса развития творческого духа народа. Поэтому, в отличие от многих современников... О литературном наследстве Н. Выставка проходила в помещениях Первого Кадетского корпуса — Меншиковском дворце. Там была выставлена картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов».
Сам художник назвал ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Поговаривали, что будет и вторая половина эскиза. Это похоже на истину, на обрывчатом крае в левом углу панно — усеченная фигура ангела. Еще один охранитель Сокровища. Картина написана Рерихом в 1905 году начата в 1904м. Однако понадобилось около четырех лет раздумий, чтобы она предстала на суд отечественного зрителя.
Мелькнули, конечно, отзывы в «Золотом Руне», как только высохло на холсте масло. Репортажи из мастерской Рериха в Академии художеств. И тем не менее, публичное представление картины в России состоялось много позже. Заграница — отдельная история. Почему так? Что же это за работа, окутанная неизвестностью и молвой...
Быть может, на ней и правда обозначилась какая то тайна... Рерих обещал Тенишевой разрезать «Ангелов» на части — в письме от 2 апреля 1905 го. Еще один художественный гений Алексей Ремизов, восхищенный «Сокровищем Ангелов», настойчиво поминает о распростертых! И тот и другой ошиблись?! Быть может, случилось невероятное и был нарисован новый вариант картины. Существовал же самый первый эскиз «Архангел», который приобрела в свою коллекцию княгиня Мария Тенишева.
Все три, возможно, составляли нераздельную троицу «Ангелов». Кто знает... Невзирая на догадки, истории известно только единственное полновесное творение Рериха, тенишевский эскиз не в счет. Оно появилось на выставке в числе других 44 х произведений художника, занимавших целиком одну из «комнат Меншикова». Волна художественного интереса прокатилась по провинции. Открывались отдельные передвижные выставки.
Успех был закономерный. Газеты наперебой освещали ход выставки, называя ее «бесспорно самой значительной и красивой выставкой сезона». Размер холста — 3,3 на 3,6 метра. Ни панно, ни картина — под стать росписи или мозаике храма. Потом так и оказалось — роспись усыпальницы для храма в Талашкино. И по сути своей она ангелична.
Первое впечатление, быстрый взгляд — сильный свет. Множества нимбов сияют как солнца. Можно насчитать не меньше 108 золотых ободов. Разве только у Андрея Рублева встретишь легионы святости. Но то церковные фрески, другое дело — живопись. Этим светом залиты расплавленно аквамариновые склоны холмов.
На них безликие ангелы воины с копьями в руках стерегут Сокровище мира. За их спинами, вверху, еще большее число незримых крылатых защитников. Они строем выходят из ворот неземного града — райского Кремля или небесного Иерусалима. В окнах, за каждым зубцом стен — нимбы и нимбы... Внизу, на переднем плане — три главных святыни. Огромный камень, верховный ангел и древо жизни.
На черном камне, почти в человеческий или, точнее, в ангельский рост, начертаны священные знаки. В них заключена тайна бытия. Ангел с опущенными темными крыльями, с грозовыми очами, грозными и беспощадными, охраняет этот камень. В его правой руке копье, нацеленное вверх, в любой момент готовое к бою. В левой — длинный узкий щит, доходящий до сердца; нижним концом он упирается в ногу, сливается с ней воедино. Руками и ногами ангельскими — такова формула творящего таинства.
Позже Рерих утвердил другую — «Руками и ногами человеческими». Вкруг камня и ангела растет сад деревьев. Узорная крона райских растений. Она кольцом обвивает Охраняющего Сокровище. На главном, наибольшем дереве — сирины, птицы с женскими лицами. Они молчаливо вещуют, внемлют тайне камня.
В «Салоне» были выставлены: «Древняя жизнь», «Бой» кстати, приобретенный Третьяковской галереей в Москве ; поэтические композиции на сюжеты Метерлинка «Принцесса Мален», «Слепые»; эскизы декораций к «Валькирии», «Снегурочке», к мистерии «Три волхва». Но именно «Ангелы» Рериха стали «красивейшей религиозной декорацией» на выставке. Вокруг картины разгорелись жаркие споры. Сыпались упреки Академии художеств и Музею Александра III, что «они не купили большой религиозной декорации Рериха», ибо «она более достойна поступить в национальное хранилище, нежели подавляющее большинство того, что там красуется». Неповторимое своеобразие — главный аргумент издателей и критиков. В этой сдержанности великие чары Рериха.
В том, что картина Рериха не попала прямо с выставки «Салона» в национальные запасники, большой беды нет. В Серебряный век так много рассыпано было сокровищ искусства, что главное «Сокровище» могли и не заметить. Ведь не даром же три года картина в России не выставлялась вообще. На первой заграничной выставке художника в Праге, в конце 1905 года, для этой картины не нашлось подходящего места. Слишком велика оказалась по размеру. Но по каталогам столица Чехии считается местом ее первого экспонирования.
Зато попал в экспозицию «Архангел» 1904. Он стал именоваться эскизом к «Сокровищу Ангелов». Большой друг Рериха, тогда начинающий журналист и драматург, Милош Мартен написал художнику из Праги. Что называется, по свежим впечатлениям. Свои мысли о выставке Мартен изложил в журнале «Дило» 1906. В прессе появились и другие статьи.
Пражские журналы вели соперничество, кто первый поместит репродукцию «Архангела». Эскиз «Архангел» достался княгине М. Собственно, весь сюжет с «Сокровищем» и предназначался для ее храма Духа Святого в Талашкино. Княгиня начала строить церковь в своем имении еще в 1900 году. Первоначально новая церковь закладывалась под именем Преображения Господня. В 1903 году умер муж Тенишевой, и она, видимо, принялась обустраивать усыпальницу.
Именно тогда завязывается ее дружба с Рерихом. Одновременно появляются сюжеты для стенописи и создается эскиз — так называл его художник — «Сокровище Ангелов». По крайней мере, в каталоге осенней выставки Рериха в Сан Франциско 1921 работа заявлена как «проект настенной росписи для церкви княгини Тенишевой». В один из своих летних приездов, в августе 1904 года, он писал жене из тенишевского имения: «В церкви будет райский сад с архангелами». Она — ангел хранитель художника. Ей нравятся его необычные, загадочные картины.
Даже немножко ревнует и завидует братьям Голубевым, по их заказу Рерих писал эскизы мозаик и росписей для церкви в селе Пархомовка. Тенишева помогает своему кумиру в устройстве парижских выставок. В 1906 году проходит осенний «Салон» в Париже, где Рерих принимает участие. Ее окрестили «Тенишевской». Как писали газеты, «наибольший успех выпал на долю Н. Рериха, которому посвятил специальную статью Д.
Рош, а Национальная Академия в Реймсе избрала Н. Здесь же, в Париже, выставлялась пастель «Ангелы у престола» 1907 с золотисто желтым фоном. Прямо с выставки его купила княгиня Тенишева за 450 франков. Удивительным образом картина Рериха связана с Альбионом. Туманный и мистический Лондон — город, где «Сокровище» предстало перед европейской публикой. Эта особенная, тайная связь обусловлена Камнем.
Британские острова некогда приняли Святой Грааль. Древние кельты владели Камнем Фал, посланным мудрецом Мориа из Фалиаса. Им был коронован ирландский король. Вернисаж состоялся в первых числах июля 1908 года в Альберт холле. К открытию своей лондонской выставки Рерих специально готовился вместе с ним участвовали Билибин и Тенишева, в области прикладного искусства. Он написал пояснительную легенду к эскизу большой настенной фрески «Сокровище Ангелов».
Это самое полное ее описание, причем не чья нибудь, а рериховская поэтическая интерпретация. Такое вдвойне ценно. Легенда была опубликована в русской столичной газете «Слово». В нем добро и зло. Без сокровища камня — разлетятся ангелы. Всем конец придет».
После окаянных дней революции и гражданской войны русская эмиграция приветствовала воскрешенного художника. Британскую публику, ее новое поколение искусство Рериха все так же влекло к «великой Тайне». Об этом свидетельствовал знаменитый художник Анри Каро Дельвэй. Персональная выставка Рериха открылась 29 апреля 1920 года в лондонской галерее Гупила. Свою выставку мастер назвал «Очарования России».
From a collection by G. Vishnevskaya and M. The collection is acquired by the Russian businessman Alisher Usmanov in September, 2007 and is transferred to the state. В 1904 году Рерих написал первые из своих картин на религиозные темы. К этой тематике Рерих возвращался не раз, и позже были написаны разные варианты этих картин. Это черно-синий камень с высеченным на нем изображением распятия, сияющим изумрудными тонами. Совершенно ясно, что он имеет в виду не материальные богатства, а духовные сокровища, которые спрятаны, как клад, но доступны тем, кто стремится их найти. Дерево, масло. Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра - проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино. Широко популярный журнал «Огонек» воспроизвел это панно на своих страницах. Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине. Рерих не сочиняет своего Камня с символами добра и зла, а обращается к известному историческому памятнику. В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов - Йеллингский камень. Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г. Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду.
Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905.
Файл:Treasure of angels.jpg | С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. |
«Рериховский век» в городе на Неве | Кому достанется «Сокровище ангелов»? Вместо того чтобы высиживать яйца Фаберже, надо сохранить для России коллекцию Ростроповича, в которой и Рерих, и Репин, и Бенуа. |
Сокровище из созвездия Орион
Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придет». На родину картина вернулась лишь в 2007 году. Коллекция, состоящая из 350 предметов, собиралась около 30 лет. Все эти произведения искусства находились в лондонской и парижской квартирах Вишневской и Ростроповича.
Галина Вишневская решила расстаться с коллекцией после кончины Мстислава Ростроповича, последовавшей 27 апреля 2007 года. На торги было выставлено около 20 работ Ильи Репина — крупнейшее собрание, находящееся в частных руках, портреты кисти Боровиковского, Серова , Брюллова , картины Венецианова , Кустодиева , Левитана , Айвазовского , эскиз Александра Иванова к «Явлению Христа народу», эскиз к декорациям Александра Бенуа. Особо ценны в этой коллекции картина Бориса Григорьева «Лики России» начальная цена 1,5—2 миллионов фунтов стерлингов ; картина Николая Рериха «Сокровище ангелов» 0,8—1,2 миллионов фунтов стерлингов ; «Портрет княгини Авроры Демидовой» Карла Брюллова 0,8—1,5 миллионов фунтов стерлингов , а также 20 произведений Ильи Репина и предметы декоративно-прикладного искусства. Вопреки опасениям российских искусствоведов, уникальная коллекция русской живописи, фарфора, стекла и декоративного искусства не ушла с молотка по частям, а за день до торгов была целиком куплена за «неразглашаемую сумму, существенно превышающую самые высокие предпродажные ожидания» российским бизнесменом Алишером Усмановым.
Позднее, в 1920-е годы, художник привез полотно в США, где оно демонстрировалось во многих городах в составе передвижной выставки. В некоторых изданиях «Сокровище Ангелов» соотносится с росписью для усыпальницы князя В. Художник приступил к работе в 1904 году вскоре после посещения Талашкина и знакомства с княгиней М. На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, иконографически схожим с образом архангела Михаила, художник написал «краеугольный камень», памятник древних викингов.
Вокруг Богоматери здесь было написано множество фигур князей, воинов, жен, отроков по подобию православной иконографии «Всех скорбящих Радость» и «О Тебе радуется». Преизобилие сюжетных и ярких декоративных элементов придавало традиционному образу нарочитую новизну и необычность, к чему осознанно стремился художник. Рерих назвал композицию «Царица Небесная над рекой жизни» и посвятил ей поэтический текст: «Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые: не знающие различить, где добро, где зло.
О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай, Господи, Великий Дух». Параллельно с росписями храма в Талашкине Рерих разработал эскизы для часовни святой Анастасии Римлянки в Пскове. Среди единомышленников, друзей и коллег, искренне поддерживающих поиски Рериха в церковном искусстве, были меценаты М. Тенишева, В.
Голубев, И. Каменский, архитекторы В. Покровский и А. Щусев, художники и критики А. Бенуа, С.
Маковский, Д. Кордовский, мозаичист В. Благожелательно отзывались о росписях и мозаиках Рериха архиепископ Антоний Храповицкий и митрополит Флавиан Городецкий. Эскиз к балету И. Стравинского «Весна священная» Эскиз к балету И.
Стравинского «Весна священная». Бумага на картоне, белила, графитный карандаш, гуашь, бронзовая и сереберяная краски. Театральный музей имени А. Николай Рерих вспоминал, что в 1909 году предложил Игорю Стравинскому сюжет для славянского балета: «Действие происходит на вершине священного холма, перед рассветом. Начинается действие летней ночью и оканчивается перед восходом солнца, когда показываются первые лучи.
Собственно, хореографическая часть заключается в ритуальных плясках. Эта вещь будет первой попыткой… дать воспроизведение старины, которая не нуждается ни в каких словах». Стравинский немного иначе излагал рождение замысла: «Однажды… в воображении моем… возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Должен сказать, что это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нем моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе».
Музыкальная партитура была завершена Стравинским в сентябре 1912 года, а в декабре были готовы эскизы костюмов и декораций Рериха. Хореографом стал Вацлав Нижинский. Необычная метрическая организация музыки Стравинского вызвала идею применения в хореографии популярной в то время ритмической системы. Премьера балета «Весна священная» состоялась 29 мая 1913 года и вызвала грандиозный скандал. Публика была возмущена непонятной музыкой, «корявой хореографией» и оформлением Рериха — для одних недостаточно авангардным, для других чрезмерно лаконичным.
Однако были и те, кто оценил постановку. Так, граф, дипломат и покровитель искусства Гарри Кесслер записал в своем дневнике: «Внезапно возникло совершенно новое зрелище, нечто абсолютно доселе невиданное, захватывающее и убедительное. Новый вид первобытности в антиискусстве и искусстве одновременно: все [старые] формы разрушены, и внезапно из хаоса возникли новые». Уверенный в художественной ценности постановки Дягилев продолжал включать «Весну священную» в репертуар «Русских сезонов» и убедил всех: в ХХ веке этот балет регулярно возникал в репертуаре мировых театров, каждый раз с оформлением Рериха. Сегодня «Весна священная» насчитывает более 60 хореографических интерпретаций самых известных балетмейстеров.
Театрально-декорационное искусство — важная и значимая составляющая творческого наследия Рериха. Художником исполнено не менее 500 театральных эскизов: декораций, костюмов, занавесов, бутафории. Эскизы предназначались для почти 40 постановок.
Там же задумал свои первые работы, включая картину «Гонец» о вражде славянских племен. За это полотно Николай Рерих получил звание художника в Императорской Академии художеств, а коллекционер Павел Третьяков приобрел его для своей галереи.
Французский мастер стал первым зрителем эскиза картины «Заморские гости». За несколько лет до этого Рерих совершил путешествие по новгородскому торговому пути, представляя, как в старину здесь проплывали варяжские ладьи. На Рериха произвела большое впечатление церковь Святого Духа — он считал, что здесь можно создать нечто подобное древним храмам Новгорода и Ростова. И через несколько лет взялся за создание росписей. Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы.
Эта работа художника принесла ему международное признание: картину показывали в Париже, Лондоне, Вене, больше 10 лет она хранилась в нью-йоркском музее Рериха. Первым опытом стал спектакль «Три волхва» в петербургском Старинном театре.
Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха
Держава Рерихов Художественное наследие Н. Рериха огромно - более семи тысяч картин. Разбросанные по всему миру, они достойно украшают многие музеи и частные собрания. Однако, есть среди произведений выдающегося художника значительная часть картин — их более тысячи, — которые постигла участь долгие годы быть скрытыми от публики. Эти работы размещались в 24-этажном здании Музея Н. Судьбе этих картин посвящена статья английского искусствоведа и исследователя творчества Н. Картины Николая Рериха, найденные в американском университете Арчер К. Почти за полмиллиона фунтов стерлингов его приобрёл Мстислав Ростропович. Эта картина 1905 года, выставлявшаяся при жизни художника пятьдесят раз, десятки лет пролежала, свёрнутая в рулон и забытая вместе с сотней других его работ, в музее Роуз Арт в университете Брандайс в штате Массачусетс, недалеко от Бостона. Как произошло, что этот не очень известный музей в Новой Англии стал обладателем такого значительного собрания работ русского художника?
Почему эта коллекция хранилась в безвестности в течение столь долгого времени? И, наконец, какое стечение обстоятельств способствовало её неожиданному обнаружению? Почти вся коллекция была распродана в 1998 году, и, хотя официально работы из этого собрания никогда прежде не экспонировались, они сразу же вызвали серьёзный интерес искусствоведов и коллекционеров 1. Николай Рерих 1874-1947 приехал в Америку в 1920 году. Эмигрировав из революционной России, он сначала жил в Финляндии, а затем в Англии. С 1920 по 1922 годы художник путешествовал по Соединённым Штатам с выставкой своих работ 2. Осев на Вестсайде Манхэттена, где проживали эмигранты из России в большинстве — художники и интеллигенция , Рерих организовал там выставочный центр, издательство, театр-студию и общество по пропаганде искусств 3. К 1929 году все эти учреждения и постоянная выставка его собственных работ разместились в 24-этажном здании Музея Рериха на Риверсайд Драйв 4. Большой каньон.
Холст, темпера. По совету друзей, знавших о пристрастии Рериха к изображению гор и скал, художник посетил Монеган на побережье штата Мэн, пустыню недалеко от Санта-Фе в Нью-Мексико и Аризону. Аризона на редкость соответствовала его чувству монументальности. В Большом каньоне он писал природное образование, называемое замком Исис. В этой работе Рериху удалось передать загадочность ущелья, меняющего свой цвет в лучах заходящего солнца Пятнадцать лет спустя, в 1935 году, когда Рерих возглавлял государственную американскую экспедицию в Монголии, директор музея Луис Хорш завладел зданием и его содержимым. С фасада здания он убрал имя Рериха и вывез работы художника. В течение нескольких десятилетий по милости Хорша более 1000 произведений Рериха были скрыты от публики 5. Через тридцать семь лет, в 1971 году, Хорш передал лишь одну десятую часть этого собрания около 100 работ университету Брандайс, одним из попечителей которого была его дочь 6. Произведения, попавшие в собрание Брандайс, считались лучшей частью того, что в университете называли «коллекцией музея с Риверсайд».
Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы.
Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Сокровищем держатся все города ангельские.
Без сокровища-камня — разлетятся ангелы.
Государственная Третьяковская галерея Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера, раскрывает перед зрителями панораму его творчества. Особое внимание уделено опытам Н. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —«Гонец.
В Петербурге он создал свои замечательные живописные работы, принесшие ему известность. Здесь он общался со многими выдающимися деятелями русской культуры - художниками, поэтами, учеными. В городе сохранилось много памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью Рериха.
Сокровище Ангелов, 1905
Там была выставлена картина Н.К. Рериха «Сокровище Ангелов». «Сокровище Ангелов» — начальная буква в художественных письменах Рериха, насчитывающих десятки и десятки полотен. Сокровище ангелов. Николай Рерих. Автор видео: Борис Шнейвас 13-04-2024 | | 12330 | Продолжительность: 08:8:8. Сокровище Ангелов.