Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования государств-союзников. Радина говорит: объединение России и Белоруссии несёт прямую угрозу Украине и Прибалтике, ибо в таком случае белорусская армия на их границе станет армией России (прямая схема мышления и язык НАТО). Вопрос объединения России и Белоруссии скорее из области психологии. 2 апреля отмечается День единения России и Беларуси – договор о создании сообщества двух стран был подписан в 1996 году. В Европарламенте оценили создание Союзного государства на постсоветском пространстве и вынесли свой вердикт: объединение России и Белоруссии незаконно.
Политический долгострой. Создадут ли наконец Россия и Белоруссия Союзное государство
Вопрос объединения России и Белоруссии скорее из области психологии. Главы Советов безопасности Белоруссии и России подписали план сотрудничества двух ведомств. – Белорусские и российские парламентарии взаимодействуют в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, международных парламентских структур, что способствует последовательному углублению интеграционных процессов. РИА Новости: Бойцы ВС РФ спаслись от дронов ВСУ на машине с "Волнорезом". Россия и Белоруссия в сложнейшее кризисное время демонстрируют единство на международной арене.
День единения народов России и Белоруссии – 2023: традиции
- Союзное государство Беларуси и России – прообраз семьи народов СССР-2
- Информационно-аналитический портал Союзного государства
- Новости о Союзном государстве — РТ на русском
- В чем объединятся Россия и Белоруссия? На вопрос ответили Путин и Лукашенко
- Почему мало что получилось за 20 лет
- Что еще почитать
Россия и Белоруссия: 28 шагов навстречу, но — не спеша. Комментарий Георгия Бовта
Особое внимание Минск и Москва уделяют сфере безопасности. В Советах безопасности двух стран неоднократно подчеркивали, что имеют схожие точки зрения на большинство вопросов международной повестки дня и готовы совместно противостоять нарастающей агрессии со стороны Запада.
Мне хорошо помнится то время: идея шла снизу, из народных глубин и получила закрепление на политическом уровне. Ответ на этот вопрос один: в сознании белорусов и россиян исторически внедрены гены духовной, цивилизационно-национальной и культурной общности или по крайней мере близости — родства наших душ. Поэтому мы сегодня можем говорить о новом этапе интеграции с опорой на 28 программ белорусско-российского единения. С другой стороны, возьмем Украину. Киев — мать городов русских от рождения.
Интеграция с Россией не пошла здесь главным образом потому, что в сознание украинцев в конце XX — начале XXI века началось активное внедрение величия своей нации, а с помощью американцев и европейцев — генов раздора, вражды с Россией и россиянами, чего не произошло в Беларуси. И это не случайность, ибо сознание и миропонимание белоруса просто не способно подвергаться такому растлению в отношении России и русского человека. Однако не следует забывать, что в постсоветское время и в Беларуси, и в России выросло не одно поколение людей, получивших образование и воспитание не только разного по набору содержания, учебных программ, но и разного по наличию идейного потенциала и его направленности. Это привело к тому, что все чаще обнаруживаются немалые расхождения в культуре и идеологии, философском плане. Статистика замечает и такую негативную ситуацию: ранее белорусская молодежь считала престижным учиться в российских вузах. Однако с 2013 года число белорусских студентов, обучающихся в вузах России, снизилось в два раза. В то же время в польских вузах число белорусов увеличилось в разы.
Эта ситуация требует разработки конкретных мер как органами госуправления, так и непосредственно вузами. Например, ректор российского Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов предлагает следующее: «России и Беларуси крайне важно выработать общие стандарты и подходы, а также согласовать общие организационно-правовые и финансовые модели системы образования. Если мы этого не сделаем, то какие бы у нас ни были успехи в военном и экономическом сотрудничестве, в итоге мы проиграем в деле построения долгосрочных и стабильных союзных отношений и будем иметь дело с негативными последствиями, потому что наши люди станут слишком разными» [7]. На наш взгляд, определенным стимулом молодежи для поступления в вузы России и Беларуси может стать практика выдачи двойных дипломов, позволяющих последующее трудоустройство в двух государствах. Важно также на законодательном уровне закрепить возможность целевого приема. Прошедший в Москве в ноябре 2021 года российско-белорусский экспертно-медийный форум «Союзное государство: информационное пространство в цифровую эпоху» выявил ряд наших недоработок. Например, генеральный директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда с горечью отметил, что сегодня только треть молодежи знает о существовании Союзного государства [8].
Это в России. В Беларуси, на наш взгляд, не больше. Попросите белорусских студентов назвать интеграционные проекты, в которых участвует Беларусь. Примерно половина опрошенных мною студентов вообще ничего не знает о Союзном государстве как одном из интеграционных проектов Беларуси и России. А ведь это будущая элита наших стран: политические лидеры, государственные чиновники, представители экономики, культуры, науки, образования. В Беларуси сложилась практика каждые 5-6 лет пересматривать систему социально-гуманитарного образования, и происходящие в ней изменения, как видим, — не в лучшую сторону. За разговорами об инновационном развитии гуманитарные дисциплины оказались задвинутыми на задний план в системе образования.
И еще. Погоня за Болонским процессом, копирование не лучших западных образцов привели к тому, что образование — возделывание человека и его воспитание — стали называть услугами, точь-в-точь как в сфере ЖКХ. И применяли ее — чуждую нашему менталитету систему — более уродливо, нежели на Западе, объединяя в модули крупные, веками отточенные и сформированные науки и дисциплины, например, экономику и социологию. Вузовские преподаватели окрестили такую практику объединением «ужа и ежа». Обнадеживает то, что в России это уже поняли и намереваются исправлять, о чем неоднократно заявлялось на высоком уровне, в том числе чиновниками министерства науки и образования. Полезно было бы исправлять не только в России, но и в масштабах единого образовательного пространства Беларуси и России. А путеводителем в этом процессе может стать лучшая в мире советская образовательная система.
Кстати, наиболее сильные ее элементы заимствовали многие государства. В целом же важно понимать: объединенная производственная система может действовать эффективно только при условии, когда ее подпитывает живительная сила единства духа и созидания объединившихся. Ее во многом формирует в человеке образовательный процесс. Стоит также отметить, что к процессу интеграции слабо подключен потенциал общественных организаций и объединений, во всяком случае со стороны Беларуси. В этом плане выделяется своим звучанием научная конференция «Безопасность и экономический суверенитет Союзного государства Беларуси и России: общие приоритеты», которая прошла на площадке Общественной палаты России 15 февраля 2022 года. В ней участвовали представители парламентов и экспертного сообщества Беларуси и России. Участники конференции единодушно сошлись во мнении, что общественные структуры Беларуси и России должны более широко вовлекаться в реализацию интеграционных проектов.
Глубинная суть такого посыла состоит в том, что гражданское общество в любой стране является фундаментом определенной прочности и устойчивости политической системы как во внутренней политике, так и внешней. Подключение общественных формирований способно не только ускорить создание в Союзном государстве единой безбарьерной экономики, синхронизировать налоговую и таможенную системы, но и дать более четкое понимание народам наших стран, зачем мы включились в интеграцию и как протекает этот процесс. Причем сегодня, в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию и Беларусь коллективного Запада, такая возможность общественных формирований особенно актуальна и ценна. В процессе интеграции такие объединения могут сыграть исключительно важную роль, естественно, при поддержке политической власти. Они способны вместе с государственными органами участвовать в разработке единых образовательных программ в вузах, научных программ Союзного государства, разрабатывать содержание идеологической, воспитательной работы и др. Союзное государство Беларуси и России на данном этапе его развития представляет своеобразный тип территориально-государственного устройства, который в определенной мере проходил в своем становлении Европейский союз.
Ее формирование уже началось и продлится около двух дней. Основа я всегда об этом говорил этой группировки — армия, Вооруженные Силы Республики Беларусь. Должен вас информировать, что формирование этой группировки началось. Оно идет уже, по-моему, в течение двух дней. Отдано было мое распоряжение, чтобы мы приступили к формированию этой группировки», — заявил Лукашенко на совещании с военными и силовиками.
Финальное решение о внесении поправок в конституцию будет принято на референдуме, запланированном на начало 2022 года. Транзит власти или её укрепление? Никита Комаров: Насколько серьёзно будет обновлена Конституция Белоруссии, если проект изменений примут. И как его расценивают различные политические силы страны — провластные и оппозиционные? Сергей Лущ: Ключевой момент, по которому ведутся дискуссии, это количество сроков пребывания у власти первого лица страны. Парадоксально, но оппозиция настаивает на сохранении бессменного лидерства и президентства. При этом конституционная комиссия хочет установить два срока. Другой важный момент — насколько серьёзными будут изменения в политической ткани Республики Беларусь и насколько будут глубокими внутриполитические трансформации: действительно ли после изменений в Конституции изменится роль парламента, других политических институтов. Сейчас мы этого не видим. Вернусь к вопросу о том, почему оппозиция настаивает на такой, по сути, антидемократической норме? Во-первых, ей это выгодно. Оппозиция делает Конституцию под своего лидера. Экс-кандидат в президенты Белоруссии, банкир Виктор Бабарико, ещё до того, как оказаться в заключении, сам заявлял: «Мы не будем на данном этапе менять такую жёстко-авторитарную Конституцию». Для него главным было — прийти к власти и получить эти президентские полномочия. У нас у Белоруссии ультра-президентская республика. К нас сегодня законодательной инициативой обладает не парламент, а президент через такой инструмент как декрет. К слову, в новой редакции Конституции декрет будет отменён. Он эти декреты одобряет, раз не инициирует? Но поскольку Белоруссия имеет свою специфику, то действие этих декретов всегда продлевается, они имеют бессрочный характер и фактически подменяют собой парламентские инициативы, чего быть не должно. Модернизация Конституции ради усиления личной власти?
Лукашенко ответил на вопрос об объединении с Россией
Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России. Россия считает, что Белоруссия должна официально признать Крым российским. Александр Лукашенко заявил, что «ни в России, ни в Беларуси не поддержат объединение двух государств», передает со ссылкой на Белта.
РФ и Белоруссия договорились о задействовании группировки Союзного государства
О том, какие планы видятся в будущем", - сообщил госсекретарь Союзного государства. Ранее Мезенцев заявил, что взаимодействие между Москвой и Минском в рамках Союзного государства вышло на новый уровень. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
На долю России приходится более половины объема внешней торговли Республики Беларусь.
Беларусь и Россия эффективно развивают сотрудничество в таких сферах как энергетика, транспорт, промышленная кооперация. В 2022 году начата реализация совместных проектов по выпуску импортозамещающей продукции на базе флагманов белорусской промышленности. Ряд ключевых институтов и наработок в рамках Союзного государства пока не имеет аналогов, в том числе и в формате ЕАЭС.
В частности, в рамках Союзного государства сложились и развиваются институты союзного бюджета и союзной собственности на объекты инфраструктуры, интеллектуальные продукты , которые пока не свойственны другим интеграционным структурам.
В беседе с газетой «Коммерсант» Цеков опроверг эту информацию, подчеркнув самостоятельность и независимость Белоруссии. Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что республика перебросила несколько батальонов полной оперативной готовности к своей западной границе, отмечает «Радиоточка НСН».
В плане экономических процессов вряд ли что-то в случае объединения двух стран резко изменится, считает эксперт. Однако здесь есть один серьезный риск для Белоруссии: - Белорусская экономика уникальна, они многое производят сами. Главное, чтобы их экономика не пострадала из-за наших ретивых олигархов. Очень важно за этим будет следить, - считает Дмитрий Аграновский.
Андрей Кортунов также полагает, что интеграционные процессы между Россией и Белоруссией не будут резкими: - Процесс идет и будет идти дальше без резких движений. Вопрос лишь в том, захотят ли два лидера придавать этому процессу особое политическое звучание и пафос. В этом случае Союзное государство можно назвать, например, «Единым». Но это не будет означать моментальной интеграции. Если взять девять беременных женщин, ребенок за месяц не родится.
Регионы – основа союзного строительства
- Союзное государство: модель интеграции и стратегия развития
- РФ и Белоруссия договорились о задействовании группировки Союзного государства
- Россия отказалась объединяться с Белоруссией ради Путина
- Союзное государство России и Беларуси | Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
День единения народов Беларуси и России
Всего для реализации союзных программ потребуется принять более 400 законодательных актов и соглашений. Начнется работа и по созданию символики Союзного государства. Александр Лукашенко со своей стороны предложил провести реформу союзных СМИ и создать единый медиахолдинг Союзного государства, а не «раскладывать деньги по разным тарелкам». Какое значение имеет данный интеграционный шаг? Согласование 28 дорожных карт можно считать важным шагом по пути дальнейшей интеграции, переговоры о которой ведутся с 1999 года, однако далеко не последним. Сначала речь велась о 31 дорожной карте, но затем все, что связано с интеграцией политической, отложили, сосредоточившись на экономике. Впрочем, и в экономике пока заявлены скорее намерения двух стран, которым предстоит обрасти конкретикой. Помимо принятия только с российской стороны более 400 новых законодательных актов, предстоит добиться унификации правоприменительной практики, которая порой бывает важнее того, что написано в законах. Дорожные карты полностью не опубликованы, что оставляет возможность Москве и Минску по-разному подавать их в публичном пространстве.
В экономической сфере тоже пока речи нет о создании наднациональных регуляторных органов. Уже не упоминается создание единой валюты, хотя еще три года назад говорилось, что Союзное государство превзойдет по части интеграции сам Евросоюз. Нет намерения пока переходить и к единой денежно-кредитной политике.
Сегодня граждане Беларуси и России имеют практически одинаковые возможности для трудоустройства, выбора места жительства, получения образования, медицинской помощи и социального обеспечения. При пересечении белорусско-российской границы белорусам и россиянам не требуется прохождения пограничного контроля, таможенного досмотра, получения и заполнения миграционной карты. Активно развивается двустороннее сотрудничество в области культуры. Одним из наиболее крупных и известных совместных проектов является ежегодный фестиваль «Славянский базар в Витебске».
Регулярно на взаимной основе проводятся международные фестивали искусств, художественные выставки, кино- и театральные фестивали. Совместные программы, охватывающие научную и научно-техническую сферы, промышленность, строительство, инновации и новые технологии, космос, ИТ-технологии, продолжают оставаться эффективным механизмом углубления интеграции, стимулируя расширение кооперационных связей между белорусскими и российскими субъектами хозяйствования. Практическая реализация подобных проектов способствует выпуску конкурентоспособной продукции, загрузке производственных мощностей, созданию дополнительных рабочих мест, повышению экспортных возможностей предприятий двух стран. Белорусско-российский диалог — это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России. Подробнее о сотрудничестве с регионами России здесь Подробнее о торговом и инвестиционном сотрудничестве с Россией здесь.
Для начала несколько слов о Западе, после чего в увязке с ситуацией в западном мире поговорим о ситуации в наших трех странах, а заодно - и в Казахстане. Как Запад влияет на мир, в том числе на РФ, РБ, и Украину Запад на сегодня владеет почти всеми инструментами ведения международной, а часто и внутренней экономической деятельности почти всех стран мира.
То есть, мир до предела глобализован и подстроен под Запад, что и дает ему возможности управлять экономическими процессами и санкциями. Это, в свою очередь, оказывает влияние на геополитику. Поэтому будущее трех восточнославянских стран зависит от будущего Запада. Так вот, по мнению моих знакомых экспертов, все признаки говорят о том, что западная цивилизация подходит к черте, за которой начнется ее трансформация с потерей прежних ориентиров и возможностей. Начнется процесс в 2020 году и продлится до 2030-2035 года или до 2040 года. Результат упадка Западного мира В результате упадка «Западного мира» ослабнет давление на восточнославянские страны. Уменьшится поддержка оппозиции, проевропейских и проамериканских функционеров, исчезнут серьезные риски возникновения «майданов» и прочих «цветных революций».
Таким образом, правительства многих стран, в том числе стран СНГ, перестанут получать помощь от Запада. Это приведет к экономическим и политическим проблемам внутри их государств, к недовольству населения, и к приходу к власти не проамериканских сил, а сил, ориентированных на действительно национальные интересы. В результате начнут происходить серьезные изменения в политике России, Украины и Белоруссии. События в России Вытроенная Путиным система управления государством должна легко дожить как минимум до 2040 года а, может, и дольше. За период 2019-2035 годы будет проведена работа по укреплению связей со здоровыми силами в Белоруссии и Украине, ориентированными на получение прибыли не путем получения кредитов от Запада, а путем развития экономики и связей с Россией. Уже через 5-10 лет экономика России даже во внутренних проектах намного превысит показатели 2013 года, которые снизились в результате санкций Запада.
По его словам, сейчас без космоса на земле эффективно невозможно решить вообще ни одной задачи: это и повышение обороноспособности, это современные новые материалы, лекарственные препараты, это логистика, передвижение. Первый белорусский космонавт независимой Беларуси, - заявил белорусский лидер.
Новости Союзного государства
Заседанию ВГС предшествовала долгая подготовка. В частности, 27 марта состоялось заседание Совета министров Союзного государства. По его словам, с 3 апреля на одном из российских полигонов стартовало обучение белорусских военных работе с комплексом. По его словам, Лукашенко давно ставил вопрос о размещении в Белоруссии российского тактического ядерного оружия. Россия оружие не передаст, но разместит его на территории Белоруссии, сказал Путин. В то же время верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель пригрозил Белоруссии санкциями, если та разместит на своей территории российские ядерные боеприпасы. При этом перед заседанием ВГС Лукашенко в интервью «России 24» заявил, что в отношении ядерного оружия он «радикал».
В условиях спецоперации для них открываются большие возможности. Для России же Белоруссия — условный северный фронт, который не факт, что будет создан, но нависает над Украиной», — добавляет он. Задачи высшего совета Высший госсовет Союзного государства России и Белоруссии является высшим органом Союзного государства, куда входят главы государств и правительств, руководители палат парламентов двух государств.
Результативно продвигается реализация 28 Союзных программ, определявших приоритеты экономической интеграции Беларуси и России на 2021-2023 г. Мероприятиями программ предусмотрены направления по сближению законодательства наших стран в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, связи, налоговой и таможенной политике, социальной и культурной сферах. Обеспечиваются равные права граждан двух стран, создана единая система социальных гарантий. Сегодня граждане Беларуси и России имеют практически одинаковые возможности для трудоустройства, выбора места жительства, получения образования, медицинской помощи и социального обеспечения. При пересечении белорусско-российской границы белорусам и россиянам не требуется прохождения пограничного контроля, таможенного досмотра, получения и заполнения миграционной карты.
Многие плюют на суверенитет постсоветских государств: делают с ними то, что считают нужным, если это позволяется», — говорит эксперт.
Особенно грустно упоминать в этом ряду Армению, но и она, к сожалению, стоит на пути потери суверенитета. Россия с глубоким уважением, даже подчеркнуто вежливо, относится к независимости бывших союзных республик. Это принципиальный момент для Москвы в деле сотрудничества с постсоветскими странами», — подчеркивает собеседник. Белоруссия в данном случае — не исключение, отметил Мартынов, по мнению которого на всем постсоветском пространстве диалог Москвы с Минском является наиболее глубоким. Она успешно проявляет себя во многих сферах, в частности в безопасности. Вспомним события 2020 года, когда в Белоруссии состоялась попытка государственного переворота. Купировать этот кризис удалось в том числе благодаря совместным усилиям двух стран в рамках Союзного государства», — напоминает эксперт. Тогда оно было во многом непонятным образованием. В нулевые годы, благодаря участию президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко, проект стал активно развиваться.
Плодотворная работа продолжается до сих пор: мы видим, насколько часто лидеры наших стран общаются друг с другом», — подчеркивает собеседник. В контексте сегодняшней турбулентности перспективы развития Союзного государства огромны, отметил политолог. Вместе преодолеть сложности проще, чем порознь. Поэтому мы обречены на успех — другого быть не может», — резюмирует Мартынов.
Президентами России и Белоруссии рассматривались подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза [15].
С мая 2008 года по июль 2012 года Владимир Путин являлся главой совета министров Союзного государства [16]. Впрочем, в связи с выявившимися экономическими и политическими противоречиями, процесс интеграции двух государств продвигался медленно, а в 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях России и Белоруссии и разногласий между главами государств интеграция практически остановилась. До 2011 года проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран, и лишь потепление отношений между странами в 2011 году постепенно вернуло идею Союза на прежний уровень [17]. Белорусское правительство 3 сентября 2019 года передало для одобрения президенту Александру Лукашенко проект программы действий по интеграции. В ней заложена концепция, которая подразумевает исполнение принципа «две страны — один рынок».
Был утверждён перечень дорожных карт — в список вошла 31 такая карта, однако их содержание не раскрывается [18]. К 8 ноября 2019 года правительства Белоруссии и России согласовали 16 дорожных карт из 31, разработанных в рамках экономической интеграции двух стран [19] , к 20 ноября — 21. Во время встречи 20 декабря в Санкт-Петербурге были согласованы проекты документов по электроэнергетике и по вопросам сотрудничества таможенных служб, однако осталось ещё 3 блока вопросов [22].
Политолог Мартынов: Союзное государство России и Белоруссии ждет успех
«Ни в России, ни в Белоруссии не поддержат объединение двух государств. Госсекретарь Союзного государства Беларуси и России Дмитрий Мезенцев заявил, что вопрос о единой валюте в объединении не стоит. «Объединение России и Белоруссии могло бы дать серьезный психологический эффект.
ПМЭФ-2023: итоги для Союзного государства Беларуси и России
Мишустин заявил, что «глубоко верит» в потенциал Союзного договора с Беларусью, а также добавил, что страны смогут обсудить цены на энергоносители после окончательного консенсуса по всем дорожным картам. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе российского кабмина. РБК узнал о планах углубленной интеграции Беларуси и России На переговорах об интеграции России и Беларуси Москва предлагала создать 12 наднациональных органов. В их числе — единый эмиссионный центр, счетная палата и суд Союзного государства, единый таможенный орган, единый орган по учету собственности Союзного государства, единые налоговый и антимонопольный органы, а также единые регуляторы в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства, связи. Об этом заявил журналистам министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. Он отметил, что появился новый термин «понуждение к интеграции».
Сейчас действительно появляется возможность и необходимость более плотного взаимодействия в военно-техническом плане. В плане экономической и политической интеграции Россия и Белоруссия в случае объединения могли бы взять за основу китайскую модель «одна страна, две системы», - отмечает политолог Дмитрий Аграновский: - Есть пример Китая, который реинтегрировался с Гонг-Конгом.
В вопросе объединения России и Белоруссии самым важным является психологический вопрос. Мы 25 лет готовились к интеграции. Когда нас в начале 90-х резали живьем на пятнадцать частей, нас никто не спрашивал, готовы ли мы к разделению. Надо понимать, что в случае объединения это будет та историческая Россия, которую более тысячи лет подряд строили наши генеральные секретари, цари и князья. Пора уже переходить к практическим шагам, - призвал Аграновский. В плане экономических процессов вряд ли что-то в случае объединения двух стран резко изменится, считает эксперт. Однако здесь есть один серьезный риск для Белоруссии: - Белорусская экономика уникальна, они многое производят сами.
Мурманская обл. Псковская обл. Тверская обл. Пензенская обл. Приморский край, пгт. Саратовская обл. Тульская обл. Калужская обл.
Было бы совершенно логично внести изменения во внутреннее законодательство, в Основной закон страны, а потом сделать следующий шаг по пути к интеграции. Допустим, для нас, для партии «Союз», стало большим разочарованием то, что в преамбуле Конституции не закреплён геополитический вектор Белоруссии. Мы такую поправку сами предлагали, собирали общественную комиссию, в которую вошли более 40 экспертов разных направлений. Очень жаль, что этот вектор оказался не отражённым, как и многие другие ценностные моменты, которые и являются фундаментом интеграции России и Белоруссии. Если говорить про Всебелорусское народное собрание, то тут я поддержу Артёма.
Действительно, его статус и полномочия, в той трактовке, которая сегодня есть, совершенно размыты. Поэтому не совсем понятно, какую роль он будет играть и по какому принципу он будет формироваться. Не придумываем ли мы себе какую-то бюрократическую административную структуру, которая и не нужна. Партия «Союз» исходит из той позиции, что Белоруссии нужна политическая реформа, усиление роли политических институтов и парламента с передачи части серьёзных полномочий премьер-министру. Я думаю, что именно на таком балансе сдержек и противовесов мы сможем стабилизировать и внутриполитическую ситуацию, и создать прочный фундамент для дальнейшего развития.
Мы должны пройти этот путь политической трансформации. Возможно, мы поймём, что нам это не подходит и сделаем какой-то другой шаг. Но в любом случае, это будет консолидированное решение всего общества. Сегодня же мы вынуждены признать, что белорусское общество разделено и не видит какой-то серьёзной базовой идеи, вокруг которой оно могло бы сплотиться. Запрос общества сегодня направлен на реальное, а не косметическое изменение Конституции.
Мы имеем опыт Украины и Молдавии, где как раз, с либеральной точки зрения, все политические институты работают неплохо. Но в то же время, эти страны не являются успешными ни в экономике, ни в социальном развитии, а уж внутренних противоречий там стало ещё больше. Не может ли случиться так, что политическая трансформация Белоруссии приведёт как раз к ослаблению государства? Б: Такое можно теоретически предположить. Но Белоруссия — это совершенно другое государство, нежели Украина или Молдавия.