Новости медведи комы по древнеславянски

ком ´komos (отсюда- Комоедица). ком ´komos (отсюда- Комоедица). «первый блин комам», т.е. медведям). У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы — медведи). Именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу, аналог нынешней Масленицы.

Масленица или Комоедица - древний славянский праздник!?!?

В русских и славянских словарях «КОМ» в значении «МЕДВЕДЬ» не обнаруживается. У многих народов, в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Обратимся к аргументу о том, что пробуждающийся из спячки медведь (ком) дал уже забытое название Масленицы — Комоедица. В древнеславянском языке слово «ком» означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания.

24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица

Разжигание костров в этот день — самая важная часть торжества, ибо огонь является отражением Солнца — огня небесного, истинного солнечного жара. В день весеннего равноденствия будет символично зажечь костёр от луча солнца: луч поймать с помощью линзы, а после направить на кучу собранного сухого хвороста. Такой костер сохранит свою божественную силу и подарит окружающим людям энергию солнца. Древние считали блин символом Солнца поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий и верили, что вместе с блином они перенимают частичку солнечного света, тепла и могущества. Поэтому круглые блины маленькие символы победившего Зиму Солнца всегда были главным угощением на праздник Комоедицы. Также съедобным символом торжества были и круглые ватрушки. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога Велеса — бога мудрости, вещих знаний, духовного и материального богатства. Утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками славяне приносили в лес Великому Медовому зверю как воплощению бога Велеса «блинные жертвы»: первые выпекаемые праздничные блины раскладывали на лесных пеньках.

После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком отсюда правило: «первый блин — комам», то есть медведям. Также медведь-ком был для славян олицетворением далёкого предка. На Комоедицу также принято спускать с горы горящие колеса, помогая Солнцу растопить снег и прогнать холод. Такое колесо было символом Солнца и тепла, Весны и пробуждения. Так наши мудрые предки провожали Зиму и встречали Весну. Смена летоисчислений: как стирали народную память Надо сказать, власти и церковники очень постарались исказить миропонимание славян путём смены летоисчислений.

В этот день славяне праздновали рождение «нового» Солнца и начало нового цикла жизни, славили и чтили богов и приносили им пожертвования. Однако вместе с христианством на Руси был введён римский Юлианский календарь, по которому год начинался 1 января. Но на Руси отмечать начало года стали 1 марта — в соответствии с Римским календарём, предшествовавшим Юлианскому. Почему это произошло? Вероятно, потому, что власти решили коренным образом изменить мировоззрение славянского народа: 1 января было слишком близкой датой к Коляде обычно этот праздник отмечается через 3 дня после Зимнего Солнцестояния — то есть 25 декабря. Стало быть, «спустив сверху» решение перенести Новолетие лишь на неделю вперёд, властители не смогли бы вытравить из народной памяти культ Солнца-младенца Коляды. А вот сместив Новолетие на 1 марта на 2 с лишним месяца вперёд , они посеяли в народе духовную смуту: а что праздновать-то?

За праздничным столом не забывали о медведях, приговаривая, что все угощения — жертва могучим зверям, чьё пробуждение предвещает весну. Меня немало позабавил один из древних обрядов Комоедицы. Шейн пишет, что после трапезы ни ребёнок, ни взрослый, ни старик не должны были пойти и уснуть. Напротив, следовало лечь на лавку и начать ворочаться с боку на бок, подражая перекатываниям медведя в берлоге. Комоедица в старину Как проходило празднование главного дня Комоедицы. День весеннего равноденствия народ праздновал по-особенному, ведь он был одним из четырёх главных солнечных праздников года. Увы, до нашего времени сохранились лишь обрывки данных о Комоедице из различных источников, поскольку распространение христианства стало причиной гонения тех, кто придерживался языческих верований. Предположительно ранним утром люди отправлялись к капищу. На перекрёстках дорог нужно было бросить горсть зерна. Наши предки верили, что умершие родственники непременно явятся на праздник в облике сорок, и оставляли им угощение.

На специально подготовленные столы хозяйки ставили блюда с блинами, а после произнесения ритуальных слов люди принимались угощать друг друга. Обязательным было обращение к богам и предкам, что являлись хранителями рода. Многие ритуалы Комоедицы сегодня напомнили бы нам весёлые гуляния, однако в них был сакральный смысл. Например, в праздник нужно было прыгнуть через костёр.

Поменяйтесь ролями. Слайд 11 Описание слайда: После пробудей начинались игрища. Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место городок.

Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк. Проведите с ребенком одну или несколько забав: постройте городок из подушек и устройте его взятие или залезьте на столб-канат за подарком… Слайд 12 Описание слайда: После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Во-первых, название изменилось на "Масленица". И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение.

Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе - Дню Весеннего равноденствия. Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе. И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году — феврале. Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия! Комоедицу, например, широко празднуют а Сибири. Слайд 13 Описание слайда: Итак, 24 марта — день пробуждения медведя. Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста.

Рыбакова не находит убедительной аргументации. У меня есть две новые тетради. У меня есть две новых тетради. Верен первый вариант.

Что означает первый блин комом и почему это происходит?

Согласно ей, Комоедица или Комоедицы — славянский праздник, во время которого встречали Весну, начинали полевой новый год и почитали местного славянского Медвежьего бога. Первый выпекаемый блин приносили как особое подношение великому медовому зверю Кому, отправляясь с подарком в лес. Для справки — сведения из этимологического онлайн-словаря М. И ещё. Согласно этимологическому онлайн-словарю Н. Шанского: «Ком, буквально — «стиснутое, сжатое». Для справки — сведения этимологического онлайн-словаря Г. Крылова: «Медведь. В древние времена люди пользовались так называемыми эвфемизмами — словами-заменителями, так как считалось, что, если назвать зверя его именем, тут-то он и появится.

Исконного названия медведя в русском языке не сохранилось, мы знаем только греческое — arktos, латинское — ursus и некоторые другие. Медведь же буквально означает «мёд едящий», «мёдоед». Согласно всему вышесказанному, возможно, раньше медведя могли называть древним именем «Ком». Согласитесь, медведь — и глыба, и вполне похож на большой шерстяной комок, и его «объятия» вполне можно описать словом «стиснутые». Образ медведя в мифологии народов, живущих в России Нам кажется, что версия про подношения медведю очень дееспособна. Медведь всегда был особым зверем для жителей теперешней территории России. Присутствие образа медведя в русских сказках, свадебных обрядах, в любовной магии, в рождественских и масленичных обрядах происходит потому, что этот зверь в народном сознании отождествляется с плодовитостью, многими умениями и плодородием. Одно из самых традиционных русских свадебных пожеланий: «Дарю вам меди, чтобы дети были как медведи».

А пословицы дополняют образ косолапого: «Медведь в лесу — что боярин в городу» и «Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает». Медведь — один из главных образов пермского звериного стиля. Культ медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищая владельца. Эти изделия были связаны с идеей переселения душ.

Многие славяно-арийские рода, занимающиеся полеводством, почитали бога Купалу наравне с богиней Макошью и Тарой, а также Перуном и Велесом. Обрядовая часть христианского праздника Ивана Купалы приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. Так как Русская Православная Церковь живёт по старому стилю то есть по Юлианскому календарю , дата рождения Иоанна Крестителя 24 июня по старому стилю у нее приходится на 7 июля по новому стилю. В этот день зрелое Солнце-Купало становится мудрым Солнцем-старцем Световитом.

Это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года. Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Так Солнце из "взрослого" состояния от Летнего Солнцестояния до Осеннего Равноденствия переходило в "старческое", которое продолжалось от Осеннего Равноденствия до Зимнего Солнцестояния до Карачуна и нового перерождения Солнца в образе младенца-Коляды. Этот праздник подменён церковниками на Рождество Пресвятой Богородицы, которое празднуется 21 сентября по новому стилю 8 сентября по старому стилю. Конечно, никакое христианство, ныне расколотое на католичество, протестантизм, лютеранство и др. Как славяне встречали День Весеннего Равноденствия Двухнедельный языческий праздник Комоедицы начинали праздновать за неделю до Дня Весеннего Равноденствия и продолжали празднество ещё неделю после него. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов. В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела Марены-Зимы, печение праздничного жертвенного хлеба и блинов, переряживание и т. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.

В древние времена двухнедельное празднование Комоедицы имело для славян-земледельцев большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся все теплое время года, вплоть до Осеннего Равноденствия. Разжигание костров в этот день — самая важная часть торжества, ибо огонь является отражением Солнца — огня небесного, истинного солнечного жара. В день весеннего равноденствия будет символично зажечь костёр от луча солнца: луч поймать с помощью линзы, а после направить на кучу собранного сухого хвороста. Такой костер сохранит свою божественную силу и подарит окружающим людям энергию солнца. Древние считали блин символом Солнца поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий и верили, что вместе с блином они перенимают частичку солнечного света, тепла и могущества. Поэтому круглые блины маленькие символы победившего Зиму Солнца всегда были главным угощением на праздник Комоедицы. Также съедобным символом торжества были и круглые ватрушки. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога Велеса — бога мудрости, вещих знаний, духовного и материального богатства. Утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками славяне приносили в лес Великому Медовому зверю как воплощению бога Велеса «блинные жертвы»: первые выпекаемые праздничные блины раскладывали на лесных пеньках.

Считалось, что медведи тоже могут зазывать весну, а потому их образам уделялось особое внимание во время Комоедицы. Комоедицу в Белоруссии можно назвать настоящим Медвежьим праздником. О старинных обрядах во время торжеств писал исследователь П. Шейн, что использовал материалы от 1874 года. Он отмечал, что даже кушанья во время Комоедицы должны были соответствовать медвежьему рациону. Например, на первое люди делали сушеный репник, что символизировал преимущество растительной пищи проснувшегося мишки. К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы.

За праздничным столом не забывали о медведях, приговаривая, что все угощения — жертва могучим зверям, чьё пробуждение предвещает весну. Меня немало позабавил один из древних обрядов Комоедицы. Шейн пишет, что после трапезы ни ребёнок, ни взрослый, ни старик не должны были пойти и уснуть. Напротив, следовало лечь на лавку и начать ворочаться с боку на бок, подражая перекатываниям медведя в берлоге. Комоедица в старину Как проходило празднование главного дня Комоедицы. День весеннего равноденствия народ праздновал по-особенному, ведь он был одним из четырёх главных солнечных праздников года. Увы, до нашего времени сохранились лишь обрывки данных о Комоедице из различных источников, поскольку распространение христианства стало причиной гонения тех, кто придерживался языческих верований.

Комы — это кушанье из гороха. Ещё одно отличие Комоедицы от Масленицы — в постоянстве даты. Праздник встречали накануне Благовещения, которое отмечается в один и тот же день каждый год. А у Масленицы «плавающий график». Так что в очередной раз можно убедиться, что последний аргумент в защиту «комов-медведей» пал под натиском исторических фактов. Один — хорошо нам знакомый «Первый блин комом». Его содержание отталкивается от житейского наблюдения: на непрогретой сковороде первый кусочек теста, вместо того чтобы растекаться, жалобно сворачивается в комочек. То же самое происходит и с другими делами, если мы касаемся их впервые. Салтыков-Щедрин в сказке «Медведь на воеводстве». У других народов тоже есть свои пословицы о подобной неудаче.

Мокиенко в книге «Давайте правильно говорить по-русски! Кажется, что разница невелика, но настроение эта фраза передаёт совсем иное. Пословица выражала огорчение, сожаление о несбывшемся, предчувствие неприятностей.

Первый блин – в коме?

У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы — медведи). Обратимся к аргументу о том, что пробуждающийся из спячки медведь (ком) дал уже забытое название Масленицы — Комоедица. Это был обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. Комы медведи. Ком медведь. Блин комам медведям. Ком, это тоже псевдоним, как и медведь, ведьмедь,косолапый, Потапыч, Мишка, и т.д. Нашлись древние наскальные рисунки и надписи на старославянском, и истинное имя медведя Бер, отсюда берлога, логово Бера.

Комоедица с 20 марта: как пообщаться с предками и получить поддержку рода в славянский праздник

Содержание праздника Начало дня Утром люди торопятся на капище , на высокое место, где подсохла земля. Возле капища и на перекрёстках дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. На столы, покрытые скатертью, ставят горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, пятую часть помещают на открытое место возле Священного Огня, приговаривая: «Честные наши родители!

Вот для вашей души блинок». Чучело Марены Торжественно везут к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают Марену Свароговну: «Приезжай ты к нам На широк двор: На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцем потешаться. Масленица - красная краса, русая коса, Тридцати братьев сестра, Сорока бабушек внучка, Трёх матерей дочка, кветочка, Ягодка, перепёлочка».

Угощение блинами Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж , снобориха , его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин. Возжигают Огонь.

Берендеи оборотни. Человек медведь Берендей. Всеволода Иванова "Русь до крещения". Русский медведь.

Медведь путешественник. Советский медведь. Дух Руси. Славянская тематика.

Медведь в Славянском стиле. Тотем медведь. Волки и медведи. Тотем медведя в славянской мифологии.

Берендеи оборотни Славянская мифология. Масленица первый блин комом. Поговорка первый блин комом. Велес древнеславянский Бог изображение.

Бог Велес скотий Бог. Велес Бог славян символ. Медведь оборотень в славянской мифологии. Беролак оборотень-медведи.

Тотемизм животных. Тотемы животных славян. Кома медведь у славян. Голова медведя литье.

Медведь литье латунь. Литьё для ножей голова медведя. Бог Велес тату. Берсерк тату эскиз Викинг.

Велес Бог славян эскизы. Культ медведя. Культ медведя у славян. Медведь у древних славян.

Чучело Марены. Комоедица — Масленица праздники славян. Велес Ожиганова. Футболка мужская с медведем славяне.

Славянская футболка мужская с медведем. Славянский медведь на футболках. Футболка с мишкой Славянская. Угланов Пробуждение картина.

Человек в шкуре медведя. Человек переодетый в медведя. Ряженые в шкуре медведя. Человек с головой медведя.

Языческие мотиваторы. Славяне демотиваторы. Воин в шкуре медведя Славянский. Боги Сварог Перун Велес.

Образ медведя. Медведь сказка. Медведь сказочный. Славянские символы животные.

Велес Славянский Бог символ.

Дальше пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм. Но несмотря на то, что орфография теперь уже совпадала, и ком стал комом, до нашей современной трактовки пословицы все еще далеко. Первый блин, который выпекали на Масляной неделе, отдавали за упокой души. И этот блин должен был вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников.

Почему медведям первый блин? У славян существовал обычай отдавать первые блины комам по-древнеславянски комы — медведи. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей.

Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки. Все трын-трава Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк. Всыпать по первое число Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца. Гол как сокол Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем.

На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая «голая» чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего! Сирота казанская Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить.

Комоедица с 20 марта: как пообщаться с предками и получить поддержку рода в славянский праздник

«Это – встреча весны!». В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям.
#говоритепорусски Обратимся к аргументу о том, что пробуждающийся из спячки медведь (ком) дал уже забытое название Масленицы — Комоедица.
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы - Блог Екатерина Попова-Гамаюн это ДУХ ДЕРЕВА живущий внизу в утолщении ствола поэтому и низ ствола называется КОМель.
Первый блин комом: 20 марта на Комоедицу раскрываем загадку старой пословицы То есть, медведям (по–древнеславянски комы — медведи). Якобы был у русских такой обычай – при наступлении весны и прихода Дня весеннего равноденствия носить свежеиспечённые блины в лес и развешивать их по сучьям деревьев.

«Это – встреча весны!». В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя

Настоящее имя медведя Вы правильно нашли, это Бер. И он действительно просыпается приблизительно на Масленицу. Бер это не просто медведь как зверь, а это ещё и дух Зверя - Хозяина Леса, отсюда и его связь с Велесом. Бер - хозяин леса, его защитник и распорядитель, как одна из ипостасей Велеса. И дерево спиливали под КОМель, то есть брали часть дерева до Кома. Духи деревьев тоже в это время просыпаются, и вот им-то и идёт первый блин!!! Первые блины несли в лес и клали на пни, то есть на место где живёт Ком. Согласитесь, нести блин к берлоге где вот-вот проснётся голодная Зверюга дело далеко небезопасное : Да и как правило все известные берлоги люди к весне опустошали.

Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы татарские князья , оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь. Непутевый человек В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя.

Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. Шиворот-навыворот Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы. Водить за нос Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа.

Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить». Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища. Если снега было достаточно, парни устраивали штурм снежной крепости, которую обороняли девушки. Первому, кто прорывал оборону, предоставлялся приз — он мог перецеловать всех защитниц цитадели. Также в обязательную программу входили лазанье за призами на столбы, кулачные бои, катание на больших качелях. Важной частью праздника было примирение людей.

В Масленицу было принято просить прощение за обиды и прощать друг друга, чтобы не тащить в новый год склоки и печали из прошлого. Примирившиеся низко кланялись друг другу, извиняясь за проступки и затем многократно целовались. Христианство, появившееся на Руси в 988 году, сразу же начало агрессивное наступление на язычество. Разумеется, в первую очередь пострадали Перуновы и Велесовы капища и посвященные богам праздники. С культом Солнца, частью которого были масленичные гулянья, начали бороться и, очень скоро, праздник весеннего равноденствия оказался вне закона. Насаждению новой веры активно сопротивлялись, но с каждым годом все больше уступали грубой силе крестителей и начинали искать способы обойти запреты. Многие отождествляли христианских святых с языческими и перестраивали капища на церкви. Так в Новгороде Великом в 1111 году появился храм Власия, на месте которого многие века находилось святилище Велеса. На Руси началась эпоха двоеверия, которая длилась не одно столетия и ознаменовалась борьбой православия с теми, кто пытался по-своему трактовать Святое писание, приплетая к нему древних богов.

Церковь изо всех сил старалась вычеркнуть из народной памяти и календаря Масленицу, но не слишком в этом преуспела. Поэтому ничего не оставалось, как пойти на хитрость и перекроить языческие праздники на православные.

По мнению Л. Клейна , название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских ». Название действительно может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — « скотьего бога » в славянских представлениях [5]. В то же время подтверждающего эту версию польского аналога праздника Л.

Клейн не приводит.

Комоедица – Медвежий праздник славян

То есть, медведям (по–древнеславянски комы — медведи). Якобы был у русских такой обычай – при наступлении весны и прихода Дня весеннего равноденствия носить свежеиспечённые блины в лес и развешивать их по сучьям деревьев. Слово «комы» трактовалось не только как «медведь», но и как «кроны», то есть, верхушки деревьев. В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя. В русских и славянских словарях «КОМ» в значении «МЕДВЕДЬ» не обнаруживается.

Масленница-комоедица по-славянски и по-русски

это и есть медведь. это и есть медведь. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые («шуты гороховые») стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях[5]. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые («шуты гороховые») стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях[5].

День пробуждения медведя.

Что Такоепословица? ПОСЛОВИЦА — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме Что посеешь, то и пожнешь … … Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Русские пословицы и поговорки. Кто такие комы на Руси? Медведь komos был зверем Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе» Б. Рыбаков, «Язычество древней Руси», глава 13. Как в старину на Руси называли медведя?

Древний обычай повторился и на новом этапе — даже нынешнее название медведя, изначально являвшееся эвфемизмом, русские особенно охотники вновь табуируют и заменяют другими прозвищами-эвфемизмами: косолапый, бурый, потапыч, Михайло, Мишка, хозяин и т. Для чего пекут блины на Масленицу? Этот славянский праздник с языческих времен олицетворяет начало весны.

Почему «медведь»? Наши предки заметили особенность этого зверя лакомиться медом и дали ему такое название. А ещё бытует мнение, что люди боялись произносить вслух слово «медведь» и придумывали ему другие имена. Итак, праздник «День пробуждения медведя», или «Комоедица» — это один из самых почитаемых праздников, связанный с пробуждением природы весной, с днем весеннего равноденствия. Краткое описание праздника: в этот день готовили «медвежью» еду : гороховую кашу с корнем лопуха и овсяный кисель. Поев , все , от мала до велика, ложились на лавки, как бы засыпая. Полежав немного, начинали переворачиваться с боку на бок как медведи в берлоге , а затем все «просыпались», потягивались, зевали. Это означало пробуждение медведя весной. Это был шумный и веселый праздник. Люди ходили в гости друг к другу, затевали шумные игры. Молодежь ходила «будить медведя». Делали яму, берлогу, там «селили» медведя — ряженого человека. Вокруг берлоги водили хоровод, кричали, стараясь разбудить спящего медведя. Бросали в него снежки, ветки и прутья. Но будила «медведя» одна из девушек. Когда медведь просыпался, сразу начинал танцевать, имитируя движения настоящего медведя, затем ряженый-медведь отправлялся искать разбудившую его девушку; найдя её, начинал её щекотать, заключать в крепкие объятия. Лесных жителей в этот день подкармливали и задабривали «комами», блинами по-нашему, чтобы был удачным и урожайным год. Люди верили, что в силу свершившегося обряда, медведи встанут из берлоги не голодными и не злыми, будут есть растительную пищу. Верили что, нарисованное собственноручно изображение медведя помогает сделать свою жизнь стабильной и разбогатеть. В Сибири до сих пор широко отмечают этот день. Выпекают праздничные булки и блины, относят их в лес, чтобы угостить проснувшегося медведя, лесного хищника, великого «КОМУ». Но, по-древнеславянски, «КОМЫ» — это и есть медведь. Такой был обычай первые блины отдавать Потапычам.

Проведите с ребенком одну или несколько забав: постройте городок из подушек и устройте его взятие или залезьте на столб-канат за подарком… 12. После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Во-первых, название изменилось на "Масленица". И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение. Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе - Дню Весеннего равноденствия. Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе. И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году — феврале. Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия! Комоедицу, например, широко празднуют а Сибири. Итак, 24 марта — день пробуждения медведя. Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста. Затем начинается массовый выход. Последними покидают берлоги самки с малышами. Выйдя из берлоги, зверь находится рядом с ней, если ему никто не мешает, еще несколько дней, причем по ночам он может возвращаться в берлогу. Через три-пять дней медведь уходит от берлоги. Изучение следов наводит на мысль, что в первые два-три дня у зверя отсутствует целенаправленность движений.

И даже праздник Комоедица был назван в честь этого знаменательного события. У известного и популярного в народе мифа много разновидностей. Я читала, что комы как-то связаны с языческим богом Велесом, который мог принимать облик медведя. Блин символизировал солнце и использовался для подношения богу, живым воплощением которого был медведь. Хищнику приходилось принимать жертву и жевать с голодухи изделия из теста. На пустой желудок после зимы. Бедный мишка... В общем, повторю то, о чём уже когда-то рассказывала. Во всяком случае мой поиск в «Национальном корпусе русского языка» не дал результатов. В пословице есть сакральный смысл, но несколько иной... Как же она выглядела изначально? И каково происхождение фразы «Первый блин комом»? Почему Масленица — не Комоедица Есть всего одно доказательство существования Комоедицы — народного праздника, посвящённого встрече весны и пробуждению медведя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий