Кант даже предвидел космическое будущее человечества: «Кто знает, не для того ли вокруг Юпитера обращаются его спутники, чтобы когда-нибудь светить нам?».
Иммануил Кант — подданный Российской империи
Событие, в котором принимают участие более 500 учёных из 23-х стран, посвящено 300-летию со дня рождения Иммануила Канта. Калининград – город, в котором родился, жил и скончался немецкий философ Иммануил Кант. Иммануил Кант 330 лет со дня рождения.
Жизнь Канта
Наиболее значительным его трудом этого периода является «Всеобщая естественная история и теория неба» Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels, 1755, рус. Космогоническая гипотеза Канта показала научную значимость исторического воззрения на природу. В этом сочинении Кант заявляет: «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир» Соч. Однако тут же Кант оговаривается, что естественнонаучное в то время механистическое понимание природы не может объяснить «возникновение одной только былинки или гусеницы» там же, с. Кант доказывает, что отрицание логических противоречий, требуемое формальной логикой, не может служить основанием для отрицания реальных противоречий как отношения противоположностей напр. В 1770 Кант публикует сочинение «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира» De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis, рус.
Это положение получило развитие в «Критике чистого разума», где Кант обосновывает исходный пункт своей системы: кроме мира явлений, находящихся в пространстве и времени, то есть в рамках субъективных форм чувственности, существует вне пространства и времени трансцендентный мир «вещей в себе», которые воздействуют на нашу чувственность, вследствие чего и возникают явления как чувственно воспринимаемые феномены. Эта родственная философскому скептицизму дуалистическая концепция обычно характеризовалась в 19 в. Главная задача «Критики чистого разума» — исследование возможности создания философии как науки по Канту, предшествующая философия не была наукой и потому была лишь рассуждением на философские темы. Для этого Кант предпринимает исследование природы научного знания, общепризнанным образцом которого является чистая математика и математическое естествознание, то есть теоретическая механика другие науки своего времени Кант не считал науками в строгом смысле слова. Анализ математического знания приводит Канта к выводу, что его содержание составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью.
Но такие положения а без них невозможна наука не могут быть почерпнуты из опыта, дающего основания лишь для индуктивных выводов, которым недоступна аподиктическая всеобщность. Следовательно, положения чистой математики априорны, то есть независимы от опыта. Признание априорности чистой математики — необходимый, но, с точки зрения Канта, недостаточный вывод. Необходимо также объяснить, как в этой системе априорных положений возможно приращение знания. Рационалисты 17—18 вв.
Кант не отрицает наличия априорных аналитических суждений, но показывает, что они не ведут к приращению знания. Поэтому, чтобы понять реально совершающееся умножение математических знаний, необходимо признать существование априорных синтетических суждений, в то время как рационалисты рассматривали все синтетические суждения как апостериорные, то есть опытные. Кант ставит основополагающий вопрос: как возможны синтетические суждения априори? Поскольку такие суждения не могут быть почерпнуты из опыта, из чувственных восприятий окружающих вещей ибо в таком случае они не были бы априорными , следует признать существование априорных чувственных созерцаний, образующих источник синтетических суждений априори. Такими априорными чувственными созерцаниями являются, согласно учению Канта, пространство и время.
И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму. Кант же, напротив, отвергает понятие интеллектуальной интуиции и тем самым рационалистическое понимание априорного как имеющего сверхопытное применение, то есть позволяющее постигать трансцендентное. Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит не сверхопытный, а доопытный характер. Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? Последнее, в отличие от чистой математики, содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия материя, движение, притяжение и т.
Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории, сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. В этой связи Кант отграничивает суждения опыта от суждений восприятия, которые лишь фиксируют чувственно воспринимаемое. Настаивая на несводимости априорных, то есть теоретических, положений к чувственным данным, доказывая применимость априорных суждений лишь в рамках опыта, Кант характеризует априоризм как теорию опытного познания. Анализ единства априорного и эмпирического приводит Канта к постановке вопроса о логике науки, которую он называет трансцендентальной логикой. Трансцендентальным в противоположность трансцендентному Кант называет не сверхопытные, а доопытные априорные положения, поскольку они применяются только в сфере опыта.
Трансцендентальная логика, в отличие от обычной, формальной логики, не отвлекается от всякого содержания, а, напротив, исследует содержательные формы знания, условия их возможности. Одним из основных таких условий является трансцендентальная апперцепция — единство самосознания познающего субъекта, которая предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта. Последний раздел трансцендентальной логики — трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта. Это стремление — источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики мир как целое, свобода, предшествующая необходимости, субстанциальность души, Бог должны быть отброшены.
Эти идеи имманентны разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Метафизика является высшей культурой разума, без которой немыслимо его существование. Необходимо, однако, создание метафизики как науки, как системы априорных синтетических суждений, которые не претендуют на познание трансцендентного.
Главными предметами преподавания на всех четырех ступенях были религия лютеранский катехизис, Библия и латынь, изучали также древнееврейский и греческий с целью освоения на языке оригинала текстов Ветхого и Нового заветов. Также к числу обязательных предметов относились география, история, немецкий язык, в старших классах — логика и философия, которые, по мнению Канта, преподавались в гимназии неудачно. Из области математики в обязательные занятия входил только счет.
Остальная математика была, как бы мы сейчас сказали, факультативна, и преподавалась за отдельную плату. Занятия в гимназии начинались в семь часов и оканчивались в четыре пополудни. По свидетельству современников, особый интерес Кант испытывал к латыни и классической латинской литературе. Уже в зрелом возрасте сам Кант отрицательно отзывался о преподавании философии и математики в гимназии. В 1740 году, Иммануил Кант, которому тогда исполнилось всего лишь 16 с половиной лет, был принят в студенты Кенигсбергского университета. Эта дата символически совпала с восхождением на прусский престол Фридриха II, о котором Кант потом скажет, что «наш век есть век просвещения, или век Фридриха» 6, 33.
В этом отношении Кант и Пруссия одновременно вступали в эпоху Просвещения. Для будущего философа это означало не только начало академических занятий, но и переход из одной корпорации в другую — из гильдии ремесленников в «академическую гильдию», что означало пользование академическими привилегиями и продвижение в более высокий общественный слой [3]. После жестокой дисциплины Фридрихс-Коллегиум университет с его выбором предметов и преподавателей и другими вольностями, наверняка, показался юному Канту царством свободы. К тому же Кант как студент снимает квартиру и переезжает в нее из родительского дома. Кенигсбергский университет, основанный в 1544 г. Студенты вначале обучались на философском факультете, а затем выбирали один из высших факультетов, на котором и получали профессиональное образование.
Среди немецких университетов, которых тогда насчитывалось около трех десятков, Кенигсбергский университет занимал среднее положение. Для сравнения в Гейдельберге число студентов падало иногда до 80. Университет имел интернациоанльный характер, поскольку привлекал студентов из Польши, Литвы и других соседних стран, включая и Россию [5]. Не существует точных данных, на каком высшем факультете учился Кант [6]. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако, судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии.
За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с самых младых ногтей. Для генезиса мировоззрения молодого Канта особенно интересны состояние философии и естественных наук в университете, поскольку именно их изучению Кант уделял наибольшее внимание. На протяжении всей первой половины XVIII века положение философии наилучшим образом характеризовалось традиционной средневековой формулой «философия — служанка теологии» [7]. В начале XVIII века в области философии господствовал традиционный протестантский аристотелизм, бывший к тому времени догматическим методом философствования. Развитие философии в Кенигсбергском университете кратко можно охарактеризовать как постепенный переход от господства догматического аристотелизма к преподаванию философии Христиана Вольфа — главного деятеля немецкого философского просвещения. Однако в 1725 последовала резкая пиетистская реакция на распространение просветительской философии и возврат к традиционной манере преподавания.
Вольфианская философия не имела бы в кенигсбергском университете никаких перспектив, если бы не парадоксальное появление в университете уже известного нам Шульца, который был одновременно пиетистом и вольфианцем. Щульц защищал философию Вольфа, поскольку считал, что она вполне совместима с ортодоксальной христианской верой. Один из студентов Шульца, получивший пиетистское воспитание так вспоминал о теологических лекциях Шульца «он вносил так много философии в теологию, что приходилось поверить, что Христос и все его апостолы учились в Галле у Вольфа» [8]. Под таким прикрытием в университете оживилось вольфианство, а вместе в ним и дух более свободной философской мысли. Так что, когда молодой Кант стал студентом университета там все еще можно было встретить и сторонников традиционного протестантского аристотелизма и сторонников философии Вольфа, между которыми шла вялая дискуссия под присмотром теологического факультета. Несколько лучше дело обстояло с естественными науками.
На Канта повлияли занятия по экспериментальной физике профессора Иоганна Готфрида Теске 1704-1772 , особенно его изложение теории электричества. Однако главным событием студенческой жизни Канта была встреча с молодым экстраординарным профессором Мартином Кнутценом 1713-1751 , физиком и философом вольфианской школы, также уроженцем Кенигсберга и выпускником «Альбертины». Молодой профессор привил начинающему философу любовь к ньютоновской физике, познакомив его с главным трудом Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», Эту любовь Кант пронес через всю свою жизнь. Многое в философском творчестве Канта объясняется этим его увлечением.
Каким образом табличка Канта оказалась не на своем месте, объяснить было невозможно. Но на этом сюрпризы раскопок не закончились. По свидетельствам многочисленных очевидцев, Кант был погребен справа от Шульца, однако поиски в этом направлении результата не дали.
Отчаявшись, решили копать в противоположную сторону и через некоторое время наткнулись на скелет еще одного человека преклонного возраста. По мнению комиссии, которое определилось не за один день полемики и споров, именно эти останки и принадлежали Канту. К такому выводу ученые пришли, изучив череп и посмертную маску Канта. Выводы комиссии оспариваются некоторыми кантоведами до сих пор. Шум по этому поводу систематически поднимает пресса. Тем не менее, слепки лобной части и челюсти умершего полностью совпали с маской Канта. Экспертиза длилась почти четыре месяца, взвешивались все за и против.
Разумеется, члены комиссии пытались и найти объяснение подобной ротации тел под землей, и отыскать вторую половину таблички Иммануила Канта.
Школьные годы[ править править код ] Вид на Фридрихс-Коллегиум Иммануил Кант непродолжительное время обучался в окраинной школе при хосписе Святого Георгия. Франц Шульц находил Канта способным ребёнком и порекомендовал родителям перевести ребёнка для изучения богословия в престижную гимназию, в так называемый « Фридрихс-Коллегиум [en] ». Летом 1732 года восьмилетний Иммануил перевёлся в это учебное заведение, известное своей пиететской направленностью.
Дети в нём обучались христианским ценностям, в учёбе делался упор на гуманитарные науки. Его выходцы готовились к высоким церковным и гражданским должностям, поэтому для многих бедных семей Коллегиум был своего рода «социальным лифтом». Иммануил был занят школьными делами большую часть школьного периода жизни; практически большую часть учебного года не было никаких выходных, кроме как в воскресенье. Внутренняя разбивка на классы мешала детям заводить прочные отношения друг с другом.
В гимназии Кант изучал древние языки и Библию, философию, логику и прочие предметы. Ему тяжело давалась теология, но, тем не менее, по выходе из гимназии он обладал обширными знаниями в этой области. Там он получил знания о древнегреческой философии и литературе — в частности, студенты читали хрестоматию Иоганна Геснера , в которой содержались отрывки Аристотеля , Геродота , Ксенофонта , Плутарха и других философов. Также изучению подлежали древнегреческие литераторы: Гомер , Пиндар и Гесиод [36].
Кант хорошо владел латынью и читал классических авторов во внеурочное время. На протяжении всей жизни он высоко ценил творчество древних авторов, таких как Луций Сенека , Лукреций и Гораций. Даже в преклонном возрасте он мог цитировать по памяти многих авторов. Интерес к древней литературе подогревался учителем латыни, которого Кант очень почитал.
Уроки каллиграфии ему нравились менее всех других, по ним он регулярно получал низкие отметки. Возможно, Кант умел по меньшей мере читать тексты на французском языке, поскольку посещал необязательный курс французского языка в гимназии. В английском языке он не имел серьёзных навыков, поскольку тот не входил ни в программу гимназии, ни в программу университета, в который поступит Кант [37]. Во взрослом возрасте Иммануил Кант негативно относился к обучению в гимназии и с «ужасом и страхом» вспоминал об этих годах, приравнивая своё школьное образование к рабству.
Он критически описывал такие моменты воспитания, как необходимость вести так называемый «учёт души» — эссе, в котором каждый ученик регулярно должен был описывать своё душевное состояние. Он говорил, что подобное «наблюдение за собой» приводит к помешательству. Атмосфера строгости и наказаний царила в заведении, хотя сам Иммануил, вероятно, не подвергался частым наказаниям, поскольку практически по всем предметам имел высокие баллы. И всё же он плохо отзывался обо всех своих учителях, за исключением учителя латыни, вспоминал жестокость и телесные наказания в отношении учащихся [38] [39].
Иммануил окончил Фридрихс-Коллегиум в 1740 году. В конечном итоге зрелый Кант отверг пиетиетскую доктрину, связывая её с «рабским мышлением» [41]. Университетская жизнь[ править править код ] Изображение Кёнигсбергского университета на открытке XIX века Поступив в Кёнигсбергский университет в 16 лет [42] , Кант впервые за долгие годы получил свободу в учении. Он съехал из родительского дома и поселился в собственном жилье.
Став студентом, Кант приобрёл статус «гражданина академии», который тогда действовал в Пруссии. Это означало, что Кант отныне находится под юрисдикцией университета и фактически не должен исполнять повеления властей города или государства. Он также освобождался от воинской службы. Официальное зачисление в реестр студентов свершилось 24 сентября 1740 года [ком.
Фактически это означало переход из гильдии ремесленников в гильдию учёных, которые были значительно ближе к знати, чем простые торговцы. Становясь студентом, каждый должен был принести присягу на верность стране и религии, а к такой присяге допускались лишь лютеране , и чуть позже реформаторы. Кант же был освобождён от такой процедуры и был зачислен в студенты с обещанием подчиняться правилам. Поступая на факультет, Кант должен был выступить перед деканатом и показать свои знания в области логики, древней литературы, чтении Моисея и двух Евангелий в оригинале и общей эрудиции.
Он успешно справился со вступительным испытанием. Точно неизвестно, на какую специальность поступил Кант, однако философию преподавали всем студентам вне зависимости от их интересов. Студент нашёл своё увлечение в философии и сильно преуспел в ней. Он давал уроки философии некоторым студентам и даже имел с этого некоторый доход.
В университете он познакомился с Иоганном Вломером [de] , с которым в одно время делил квартиру. В те времена молодой философ жил весьма экономно, но не испытывал нужды в чём-либо, а многие потребности, такие как обновление одежды, если Кант не имел возможности приобрести её сам, на себя брало студенческое братство. После переезда Вломера в Берлин другой студент, Кристоф Бернард Калленберг, предложил Канту бесплатное проживание и оказывал поддержку. Некоторую помощь оказывал также Рихтер, дядя Иммануила.
Учёба для него была превыше всего; в розыгрышах, пьянках, драках и прочих студенческих развлечениях он не участвовал. Уже тогда многие новые ученики предпочитали держаться Канта, помогавшего им в учёбе. Многие младшекурсники уважали будущего философа и брали с него пример. Студентом Кант увлекался философией Мишеля де Монтеня , многие отрывки из которого он знал наизусть.
Редким развлечением была игра со своими друзьями в бильярд , в который он часто выигрывал деньги [44]. Кант посещал даже лекции по теологии Шульца: он стремился к любому знанию, даже не связанному с его непосредственными интересами. Также он слушал лекции Иоганна Кипке [de] — его работы в области философии произвели впечатление на Канта [45]. Одним из самых известных и почитаемых философов, у которых учился Кант, был Мартин Кнутцен.
Несмотря на то, что Кнутцен ни разу не упоминается в трудах Иммануила Канта, принято считать, что он оказал значительное влияние, наибольшее из всех его университетских преподавателей. Кант любил своего преподавателя больше всех остальных и не пропустил ни одного занятия [46]. В 1738 году Кнутцен предсказал появление кометы зимой 1744-го [ком. В этом же году был издан его труд «Rational Thoughts on the Comets».
Это подтолкнуло Канта к науке и, вероятно, послужило в будущем источником вдохновения для книги «Всеобщая естественная история и теория небес». Иммануил Кант увлечённо следил за академическими диспутами вокруг предсказания Кнутцена, что в итоге развило у мыслителя интерес к космогонии [47].
Философ из рода шорников Иммануил Кант: биография и жизнь великого мыслителя
Окружающий мир действительно переменчив и наши представления о нём целиком зависят от его субъективного восприятия и поэтому подобен миражу и блеклой тени. Но существует также и другой мир: мир чистых идей, существующих независимо от их восприятия кем-либо, мир объективной истины и в конечном итоге мир Бога. Так произошло рождение объективного идеализма, получившего название "платонизм", в честь своего основателя Платона, который в дальнейшем также основал первую во всём мире и в Афинах академию - академию Платона. Не вдаваясь глубоко в детали, краткая суть философии Платона заключается в том, что восхождение человека к Высшему Благу происходит через занятия философией, а также через развитие добродетелей. Признавая полезность таких добродетелей как мужество, мудрость, умеренность и справедливость ни Сократ, ни Платон тем не менее не смогли дать ответ на вопрос а что такое добродетель вообще как идея. Сократ, в общем-то, честно признавал это, утверждая в своей апологии следующее На самом деле, о мужи, мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит То же самое можно сказать и о морали.
В классической платоновской системе мы имеем лишь мнение о морали, а не знание. А значит мы не можем вести себя морально априори, пока не поняли эту идею как некую универсалию, в чистом виде. И пока идея морали не была схвачена, мы подобны слепым котятам. Мы верим что поступаем в соответствии с моралью и что мы хорошие люди, тогда как на самом деле мы совершаем нечто неблагое и преступное. И причина современной депрессии, неудовлетворённости и прочих неврозов в том, что мы действительно хотим быть обьективно хорошими людьми, вне зависимости от чьего-либо мнения, а не просто казаться для кого-то таковыми в реальности.
Иначе у человека возникает ощущение что он живёт не свою жизнь, живёт "мимо неё". А зачем вообще тогда нужна такая жизнь? Подобная жизнь не жизнь вовсе, а только лишь существование. И тот, кто живёт, тот не боится умереть. А боится смерти лишь тот, кто не живёт, а существует.
И боится смерти он её именно потому, что думает что умрёт, так и не успев пожить. Но что же такое мораль, в которой мы так сильно нуждаемся?
Каким был «русский» период жизни философа? Поделиться: В 1758 году Кёнигсберг, родной город Иммануила Канта, был занят русскими войсками. Жители города принесли присягу на верность Елизавете Петровне. Философ направил императрице прошение о зачислении на должность ординарного профессора Кёнигсберского университета: «С кончиной блаженной памяти доктора и профессора Кипке освободился пост ординарного профессора логики и метафизики Кенигсбергской академии, который он занимал.
Кант вежливо отказался, и этот отказ был оценён.
Философ получил специальный рескрипт от короля о том, что при первой же возможности умелого доцента Канта готовы выдвинуть на освободившуюся должность. Эта возможность представилась Канту в 1765 году: помня обещание министерства, Кант приступил к должности помощника библиотекаря в Королевском замке. Эта работа не требовала больших усилий и предоставляла Канту дальше преподавать и заниматься исследовательской деятельностью. Но увлечение поэзией Кант не оставил. На протяжении своей университетской жизни Канту приходилось писать эпитафии умершим коллегам. Интересно то, что Кант выражал через каждое стихотворение собственные философские мысли: В честь доктора Лестока, военного советника и профессора права в Кёнигсберге 1780 Так ход вещей у каждого изображён в глазу, Как отражение его рисует, природой, что дано ему. Иному это кажется обманом ради смеха или плача, Один живёт лишь наслажденьями, другой — для видимой удачи.
Да будет правило одно, у сердца не отнять которого: Будь человечным, честным, верным и с чистой совестью! Игра — всё остальное, Ведь мудрецом и человеком быть — для смертных слишком много! Памятник Канту с Альтштадской кирхой. Цветная гравюра по дереву. Клоц по рисунку Г. Музей города Кёнигсберга. Миф седьмой: Кант любил одиночество В 46 лет Кант в 1770 г.
Дважды, в 1786 и 1788 г. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки, причём этому правилу он не изменял даже тогда, когда находился уже в преклонном возрасте. Кант никогда не любил обедать в одиночестве, но всегда за беседой. Такие обеды продолжались два, а то и три часа.
Пока философ был беден, он предпочитал обедать в трактире, где всегда находились собеседники. Приобретя дом, Кант приглашал к обеду своих друзей из числа кенигсбергской знати или купцов и слышал множество интересного, что происходило за пределами Кёнигсберга.
Мы верим что поступаем в соответствии с моралью и что мы хорошие люди, тогда как на самом деле мы совершаем нечто неблагое и преступное. И причина современной депрессии, неудовлетворённости и прочих неврозов в том, что мы действительно хотим быть обьективно хорошими людьми, вне зависимости от чьего-либо мнения, а не просто казаться для кого-то таковыми в реальности. Иначе у человека возникает ощущение что он живёт не свою жизнь, живёт "мимо неё". А зачем вообще тогда нужна такая жизнь? Подобная жизнь не жизнь вовсе, а только лишь существование. И тот, кто живёт, тот не боится умереть.
А боится смерти лишь тот, кто не живёт, а существует. И боится смерти он её именно потому, что думает что умрёт, так и не успев пожить. Но что же такое мораль, в которой мы так сильно нуждаемся? Платон и Сократ не ответили на этот вопрос. И тут на сцену и на помощь нам выходит Иммануил Кант Иммануил Кант Иммануил Кант - настоящая жемчужина в короне философии объективного идеализма. Именно он логически проанализировал и свёл различные отдельные мнения о добродетели а также отдельные добродетельные поступки в единый категорический императив. Вся гениальность Канта заключается в до ужаса простой, но вместе с тем великолепной максиме: Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Рассмотрим этот принцип на конкретных примерах, который поможет нам уловить его полезность в реальной жизни.
Ситуация номер 1 Вы пригласили девушку из tinder на свидание и хотите с ней познакомиться. Она хочет пойти с вами в ресторан, потому что хочет попробовать в нём новые блюда. При этом ни вы не знаете толком её, ни она вас. Вы предлагаете для начала просто посидеть в кафе и поговорить друг с другом.
«Позор предателям!» Как Иммануил Кант стал «врагом» в Калининграде?
Всё, что нужно знать о философии Канта | Иммануил Кант — самый русский из европейских и самый европейский из русских философов. Он родился и всю жизнь работал в Кенигсберге — сегодня это Калининград, несколько лет даже был российским подданным. |
Известные люди Иммануил Кант | Правильность максимы Канта относиться к другому человеку как к цели, а не как средству подтверждается ещё тем, что именно при таком отношении друг к другу между людьми возможен тот самый диалог, или диалогос друг с другом. |
⚡К 300-летию со дня рождения Иммануила Канта в Калининграде открыли философскую тропу. | Кант высказывает свою самую сильную критику организации и практики религиозных организаций в адрес тех, кто поощряет то, что он считает религией поддельного служения Богу. |
Кант, Иммануил — Википедия с видео // WIKI 2 | 12.02.1804, там же), нем. философ и ученый, создатель «критической философии», ставшей важнейшей вехой в истории европ. философии. |
Иммануил Кант — жизнь и смерть великого философа. | Кант: где жил, учился и преподавал знаменитый ученый Иммануил Кант. |
Иммануил Кант
Шольцу напомнили, что Кант был подданным Российской империи | Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant) родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград). Четвертый ребенок в небогатой семье шорника, он учился сначала в гимназии, затем в университете Кенигсберга. Из-за сложного материального положения в рез. |
Философ из рода шорников Иммануил Кант: биография и жизнь великого мыслителя | "немецкий философ". |
Иммануил Кант: звёзды над головой | В 1758 году Кёнигсберг, родной город Иммануила Канта, был занят русскими войсками. |
Всё, что нужно знать о философии Канта
А Ливерная колбаса Шольц попытался запретить ВВП цитировать Канта. Хотя большие сомнения что Олух Шмольц знает кто такой Кант. Дебаты провела вместе со своими студентками Юлия Николаевна Овсянникова, доцент кафедры истории философии и логики НИ ТГУ, замдекана по научной работе, сделав в начале короткий экскурс по основным философским воззрениям Канта. Правильность максимы Канта относиться к другому человеку как к цели, а не как средству подтверждается ещё тем, что именно при таком отношении друг к другу между людьми возможен тот самый диалог, или диалогос друг с другом. 24 апреля в нашей библиотеке прошёл просветительский час "Кто такой Кант", посвященный 300-летию со дня рождения Иммануила Канта. Россия, по сравнению с другими странами, сделала самый большой вклад в увековечивание памяти философа Иммануила Канта.
Иммануил Кант 330 лет со дня рождения
Каноны и «апокрифы» Помимо документов какие-то вехи жизни Канта мы узнаем от него самого. Правда, рассказывал он о себе нечасто и далеко не обо всем. Например, почти не распространялся о личной жизни. Кроме того, к собственным свидетельствам философа нужно относиться с осмотрительностью. В частности, Кант полагал, что его предки прибыли на побережье Балтийского моря из Шотландии. Исследователи ставят эту гипотезу под сомнение, так как она недостаточно подкреплена фактами. Важным источником сведений о Канте являются его современники — друзья, недруги, путешественники.
Особую роль здесь играет личная переписка, но она не всегда доступна широкому кругу читателей. На помощь приходят три канонические биографии, подготовленные учениками, друзьями, сотрапезниками Канта: Р. Яхманом, Л. Боровским, Э. На русском языке пока издан труд только последнего, остальные работы планируются к публикации в этом году. Данные тексты, увы, несвободны от субъективизма.
Вместе с тем они позволяют составить какое-то общее представление о Канте или как минимум о том, каким бы его хотели видеть друзья-богословы — все трое авторов были теологами. В этих биографиях Кант больше похож на какого-нибудь легендарного благочестивого мудреца, который родился сразу стариком. Отчего образ философа кажется немного плоским и тусклым. Он едва ли не раньше других вскоре после смерти Канта в 1804 году опубликовал анонимную брошюру, где представил своего коллегу по Альбертине не таким уж хорошим человеком, гражданином и ученым. С тех пор обе крайности в восприятии Канта сосуществуют, причем не только в биографической литературе, но также в научной и художественной. Друзья, враги и книги Реального Канта нужно искать где-то между крайностями идеализации и демонизации.
Оператор Конгресса — Балтийский федеральный университет имени И. Канта БФУ. В то же время наша страна остается защитником подлинных ценностейцивилизации, и эта позиция встречает поддержку мирового большинства. Напомню, что философия родилась из стремления отыскать истину в свободной и честной дискуссии. Россия к такой дискуссии готова и всегда открыта для думающей части человечества», — добавил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский.
Интеллектуальные поиски Канта, несущие отпечаток своего времени, были обращены к защите традиционных ценностей, классической этики, морали и христианской веры. Его идеи оказали влияние на науку, культуру, педагогику, стали основой международного права.
Короткая ссылка 23 апреля 2024, 13:43 Канцлер Германии Олаф Шольц утверждает, что Россия любой ценой стремится присвоить себе немецкого философа Иммануила Канта и его работы. Он утверждает, что президент России Владимир Путин «не имеет права» ссылаться на Канта в своих выступлениях.
Рубрика: Краткие биографии «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Наверняка эту цитату знают даже те, кто с философией-то и вовсе не знаком. Ведь это не просто красивые слова, а выражение философской системы, которая коренным образом повлияла на мировую мысль. Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Иммануила Канта и интересные факты из жизни этого великого человека. Краткая биография Иммануила Канта Иммануил Кант 1724-1804 — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпохи Просвещения и эпохи романтизма. Родился 22 апреля в Кенигсберге ныне Калининград в небогатой семье ремесленника-седельщика. Кант был четвертым ребенком в многодетной христианской семье. Его родители были протестантами, и относили себя к последователям пиетизма. Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека, предпочитая формальной религиозности строгое соблюдение нравственных правил. Именно в такой атмосфере воспитывался юный Иммануил Кант, ставший впоследствии одним из величайших философов в истории. Студенческие годы Увидев необычную склонность Иммануила к учению, мать отдала его в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум». После окончания гимназии, в 1740 году он поступает на теологический факультет Кенигсбергского университета. Мать мечтает о том, чтобы он стал священником. Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене ныне Весёловка на работу домашним учителем. Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет. Российский Кёнигсберг Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. Портрет Иммануила Канта В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу. В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии. Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками.
Регистрация
- Краткая биография
- Полиция ищет вандалов. Они попали на видео
- Что еще почитать
- Высшее образование
- Читать также
Новая экспозиция, первая книга, премьера лекции и стендап
В Калининграде заявили, что слова Алиханова о Канте не означают смены отношения к нему | Иммануил Кант – немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, почетный иностранный член Петербургской академии наук, родоначальник классической немецкой философии и «критицизма». |
Новая экспозиция, первая книга, премьера лекции и стендап | КАНТ (Kant) Иммануил (22 апреля 1724, Кёнигсберг, ныне Калининград – 12 февраля 1804, там же) – немецкий философ, создатель трансцендентального идеализма. |
Кант Иммануил
Хочешь знать что значит КАНТ? тогда слушай до конца. -а, м. 1. Вшитый цветной шнурок, узкая полоска ткани по краю или шву одежды. Иммануила Канта (1724-1804). Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философи. Калининград – город, в котором родился, жил и скончался немецкий философ Иммануил Кант.
Иммануил Кант
Он так описал пространство-время, что это вдохновило Эйнштейна на открытие принципов относительности. Он впервые высказал идею, что у животных потенциально могут быть права. Он переосмыслил этику от начала до конца, ниспровергнув идеи, которые были в основе западной цивилизации со времён Аристотеля. Демократическое общество, которое защищает права личности, частично его заслуга. Его учение о морали до сих пор обсуждают в университетах. Давайте и мы поговорим об этом человеке. Возможно, вы скажете, что это полная ерунда.
Кому вообще есть до этого дело? Но в самих этих фразах — проявление моральной философии. Произнося их, вы подвергаете сомнению ценность какого-то явления. Стоит ли оно вашего времени и внимания? Оно лучше или хуже других? Такие вопросы относятся к сфере морали.
В чём заключается моральная философия Канта Моральная философия определяет наши ценности — что для нас важно, а что неважно. Ценности определяют наши решения, поступки и убеждения. Поэтому моральная философия затрагивает абсолютно всё в нашей жизни. Моральная философия Канта уникальна и на первый взгляд противоречит интуиции. Он был уверен: что-то может считаться хорошим, только если оно универсально. Нельзя назвать поступок правильным в одной ситуации и неправильным в другой.
Если лгать — плохо, значит, это всегда плохо, кто бы и когда бы это ни делал. Кант назвал такие универсальные этические принципы категорическими императивами. Это правила, по которым нужно жить. Они действуют в любых ситуациях для любого человека. Некоторые из них были разгромлены другими философами в пух и прах, другие выдержали испытание временем. Один из императивов поразил меня больше всего.
В любой ситуации он чётко указывает, как нужно действовать и почему. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Ничего не понятно! Но давайте притормозим на минутку. Кант считал, что рациональность священна. Под рациональностью здесь подразумевается не умение играть в шахматы или разгадывать судоку, а сознание.
Насколько сейчас известно, мы единственный во Вселенной пример разумной самоорганизации. Единственные существа, которые способны принимать решения , взвешивать варианты и оценивать моральные последствия своих действий. Значит, нам нужно относиться к этому серьёзно. Значит, рациональность и охрана сознательного выбора должны быть основой моральных суждений. Что именно для этого делать? Смотрите правило выше.
Как это касается нашей жизни Давайте сформулируем правило более понятным языком. К человеку никогда нельзя относиться только как к средству для достижения какой-то цели. Относитесь к нему как к самостоятельной цели. Чтобы стало ещё понятнее, разберём на примерах. Допустим, я хочу съесть буррито. Я сажусь в машину и еду в любимый ресторанчик мексиканской кухни.
В этой ситуации съесть буррито — это моя конечная цель. Именно поэтому я сажусь в машину, заезжаю по пути на заправку и так далее. Всё это средства для достижения цели. Конечная цель — то, что мы хотим, само по себе. Это главный мотивирующий фактор наших решений и поступков. Если я еду за буррито, потому что моя жена его захотела, а я хочу её порадовать, то буррито больше не конечная цель.
Конечная цель — сделать приятное жене.
Иммануил Кант — самый русский из европейских и самый европейский из русских философов. Он родился и всю жизнь работал в Кенигсберге — сегодня это Калининград. Несколько лет Кант даже был российским подданным.
Тем не менее, в России созданная им теория не столь популярна.
Кант именует его «трансцендентальным единством апперцепции», справедливо полагая, что картезианское «я мыслю» сопровождает все наши суждения по всем конкретным поводам. Самосознание — априорная основа сознания, хотя и осознается апостериори позже чем конкретные содержания сознания. Без трансцендентального самосознания человеческое мышление распадалось бы на элементы, либо не состоялось бы вовсе. Однако развития этому важнейшему своему открытию в области метафизики Кант не придает. Более того, отказывается даже обсуждать вопрос о его онтологическом статусе. Это станет делом И. Дальнейшее развитие тема получит у Шеллинга в «Системе трансцендентального идеализма» и у Гегеля в понятии духа. Разум, который понимается Кантом как наивысшая когнитивная способность, работает уже с содержаниями рассудка.
Но и в нем наличествуют формальные априори — трансцендентальные идеи. Идеи у Канта не совсем то, что у Платона. Согласно Платону, каждая вещь соответствует своему духовному прототипу, в этом принцип объективного идеализма: идеи — ноумен, вещь — феномен. Идеализм Канта — трансцендентальный. Чувственность и мышление Кантом толкуются не онтологически, а гносеологически. Чувственность дает материал, а рассудок форму, что в совокупности придает познанию содержательную целостность. Внешний импульс познанию дает все-таки не субъект, а вещь-в-себе. О том, как она воздействует, Кант говорит весьма глухо и вскользь. Однако полное исчезновение вещи-в-себе превратило бы критический идеализм с его тезисом «познаем только то, что сами создаем» в догматический идеализм Дж.
Беркли, против чего Кант решительно протестовал. В результате мир в Кантовской метафизике распался на ноуменальный — вещей-в-себе, и феноменальный — вещей-для-нас. Трансцендентальный идеализм отличается не только от субъективного — Дж. Беркли, но и от объ- ективного — Платоновского, который, по логике Канта, должен быть признан также догматичным. Говорить о духовных прообразах вещей можно сколько угодно, но все эти разговоры «не научны», поскольку вещи-в-себе нам не даны. Мы познаем лишь явления сущностей, поскольку из материала, доставляемого воздействием вещи-в-себе, сами конструируем понятие о том, что нам явилось. Интересно, что и трансцендентальное самосознание оказывается для Канта вещью-в-себе, хотя схемы его функционирования им описаны подробнейшим образом, а само оно находится внутри нас перфразируя Гуссерля, скажем, что это интерсубъективная трансцендентность. Критика положения о сущностной непостижимости трансцендентального самосознания и станет местом выхода за пределы кантианства со стороны Фихте. Кантовское понимание познания можно схематично предстваить формулой: вещь-в-себе — воображение — трансцендентальные формы.
Философия Канта глубочайшим образом формалистична. Операциональная система когнитивной деятельности описана Кантом с глубоким вниманием влюбленного в свой предмет исследователя. Однако вопрос: из какого материала мы синтезируем содержимое нашей мысли? Вещь-в-себе аффицирует нашу познавательную способность, но мы саму вещь по ее содержанию не познаем. Материал познания фактически дает способность, именуемая «воображением», которое бывает репродуктивным и продуктивным. Фактически наличие этой способности известно всем людям по собственному внутреннему опыту. Кант вводит ее в свою систему как данность, в отличие от формально-операциональных структур, законно рожденных трансцендентально-критическим методом. Получается так, что вещь-в-себе аффицирует фактически воображение, которое дает материал, а трансцендентальные априори — форму можно сказать, что и способность интуитивных синтезов. Проводя последовательный ряд синтезов схватывания, воспроизведения, узнавания человеческий дух творит содержание собственного сознания.
Эпистемиология Канта носит новаторский характер, но нечто подобное неизбежно должно было появиться в культуре Modernity. Кант, в сущности, доводит до состояния концептуальной ясности на материале гносеологии сформулированный Пико делла Мирандола миф о человеке, творящем самого себя. Миф, образующий духовное ядро новоевропейской культуры. В более точном значении поскольку признается наличие вещи-в-себе и выполняющих парадигмальную функцию трансцендентальных априори человек выступает демиургом собственного сознания. Подобно Богу в «Тимее» Платона, человек создает познает материальный космос в науках, а мир межчеловеческих отношений — в этике, религии и государственном строительстве. Однако каково же отношение человека, достигшего указанной стадии самосознания, к Богу? Понятие вещи-в-себе может трактоваться широко, тогда по сути это весь мир не созданных людьми сложных объектов, ведь даже законы, которые открываются естественными науками, суть явления в нашем сознании некоей непознанной сущности. Из широкой трактовки вещей-в-себе впоследствии вырос позитивизм. Вещь-в-себе в узком значении образует предмет метафизики: Бог, свобода и бессмертие.
Возможно ли их познание по столь же строго научной методе, каковой отличаются «чистая» математика и «чистое» естествознание? Кант твердо отвечает нет, жестко ограничивая притязания человеческого разума на всеохватность, ставшие особенно непомерными в эпоху Просвещения. Основание для такого вывода образует его эпистемиология. Функция трансцендентальных идей в структуре познания — обеспечивать единство категориальных синтезов. Категории имеют только эмпирическое применение — по отношению к явлениям в пространстве и времени, а трансцендентальные идеи обеспечивают системное функционирование категорий. Трансцендентальные идеи соответствуют субъект-объектному устройству познания: мир как целое объект — человеческая личность как целое субъект и их синтез — всереальнейшее существо, т. Бог как единство субъективного и объективного. С идеями разума Кант проделывает то же самое, что и с пространством-временем: христианско-платонические идеи в уме Бога и в вещах самих по себе превращаются Кантом в понятия нашего рассудка, а высшие идеи категории в программное обеспечение человеческого мышления. Когда мы применяем идеи разума сугубо регулятивно и функционально, т.
Когда же разум претендует на познание трансцендентных вещей-в-себе, чем собственно и грешила вся «догматическая» докантовская метафизика, происходит впадение разума в «трансцендентальную иллюзию»: видимость некритически признается реальностью. Такой опутанный иллюзиями разум создает три ложные науки, в которых внешняя форма научности соблюдена, но внутреннее содержание произвольно — рациональную космологию, рациональную психологию, рациональную теологию рациональную — читай спекулятивную. За свою гордыню разум наказывается: неразрешимыми противоречиями антиномиями в космологии; тупиками паралогизмов и амфиболий в тщетных попытках доказать онтологическую цельность личности гарантирующую бессмертие в рациональной психологии; произвольными скачками мысли от понятия о предмете к фактическому существованию предмета при доказательствах бытия Божия в спекулятивной теологии. Анализ антиномий и критика доказательств бытия Божиего принесли Канту славу, о них наслышаны даже те, кто никогда не открывал его книг. Четыре космологические антиномии касаются вечных вопросов: 1 о конечности или бесконечности мира в пространстве и времени; 2 делимости или неделимости материи; 3 свободе спонтанной причинности или необходимости; 3 наличия или отсутствия безусловного в мироздании. Эмпирически антиномии не разрешимы, т. Однако сам Кант полагал, что выход можно найти, если допустить, что вещи-в-себе хоть как-то познаваемы об этом пойдет речь в «Критике практического разума». Критика традиционных доказательств бессмертия души строится все на том же принципе отсечения внеэмпирического применения категорий, в частности категории субстанции по отношению к явлениям психической жизни: душа лишь мыслится нами под категорией субстанции, но нельзя утверждать, что она является субстанцией самой по себе. Некоторые аргументы Канта интересны и вне трансцендентального контекста.
И в доказательствах бытия Божия мы опять-таки упираемся в категории и интегрирующие их трансцендентальные идеи: в категорию субстанции как причины причин — в космологическом доказательстве, в идею целесообразности — в телеологическом, в идею актуальной бесконечности — в онтологическом. Все указанные идеи безусловно есть, причем совершенно объективно по отношению к нашему субъективному желанию или произволу, но это — интерсубъективная объективность человеческого мышления. Человечество до Канта влеклось к трансцендентному, но преградой на пути его познания оказывался сам разум, выполнявший по отношению к Абсолютному функцию «тусклого стекла» или «мутного зеркала». Получается, что весь предшествующий догматический идеализм Аристотеля, схоластов, Лейбница в дерзновении познать Бога принимал за концептуальный образ Абсолютного собственное отражение — трансцендентальную структуру человеческого мышления. Как не вспомнить древний миф о Нарциссе, который влюбился в собственное отражение. Если верить Канту, то вся предшествующая спекулятивная метафизика фактически оказывается разновидностью нарциссизма. Излечив, по собственному глубоко искреннему убеждению, разум от нарциссических иллюзий, Кант предложил ему и поддерживающие здоровое состояние процедуры, однако части «Критики чистого разума», посвященные развертке позитивной метафизической программы, которая должна обеспечить философии движение правильным путем к светлому будущему — «трансцендентальное учение о методе», разбирающие вопросы дисциплины, истории и архитектоники чистого разума, оказались куда менее востребованными, нежели гносеологические и собственно критические. Недекларируемой, но экзистенциально и методологически значимой основой трансцендентально-критической философии являются теологические воззрения Канта. Речь не идет о его философии религии, которая была систематически изложена им в трактате «Религия в пределах разума» 1793 и сама является следствием скрытых богословских предубеждений.
Кант претендует на сугубую научность своих представлений о познании, но главные доводы обосновываются им не позитивно-научно и даже не философски гносеологически , а именно теологически. Речь идет об интеллектуальной интуиции, в наличии которой Кант решительно отказывает человеческому познанию, хотя и признает интуицию чувственную, благодаря которой возможны и чистая математика, и чистое естествознание. И в математике, и в естествознании мы, согласно Канту, не познаем ноуменов, а имеем дело лишь с категоризациией явлений в пространстве и времени. Рассудок, полагает Кант, «предписывает законы природе». Имеется в виду, хотя у Канта это выражено терминологически двусмысленно, трансцендентальный рассудок, т. Чаадаев дал краткую, но емкую характери- стику «Критике чистого разума» — апология адамова разума. Кант возводит почерпнутую из Откровения идею поврежденности человеческого мышления грехопадением в абсолют и в этом плане является законным наследником дела Мартина Лютера. Фактически перед нами продолжение протестантской критики умозрительного богословия, в ближайшем смысле — схоластического, но в более опосредованном плане — и патристического. Так и само понятие «догматизма» по сути антицерковно и направлено на вымывание остатков теоретического богословия из метафизики.
Кант объединил два этих подхода в общую теорию познания. Теория познания Канта Философ делил мир на две части. Мир ноуменов — это вещи сами по себе, вне зависимости от человеческого восприятия. Мир феноменов — это всё, что мы воспринимаем.
Два мира связаны друг с другом через познавательную способность. С помощью неё мы воспринимаем предметы. Изначально любой предмет — это ноумен, он существует сам по себе. Но как только человек его воспринял, понял, чем является предмет, ноумен становится феноменом.
Для Канта феномены — это не вещи, а лишь восприятие вещей. Познавательная способность превращает ноумены в феномены. Как работает познание Врождённые знания Кант называл априорными. К основным категориям априорных знаний философ относил пространство и время.
Он считал, что даже не имея точных данных о том, где мы находимся и какое сейчас время, мы всегда ощущаем пространство и помещаем себя во временной контекст. Кант был первым, кто посчитал, что представление о них возникает с рождения. Кант показал существование априорных знаний, но не отрицал важность чувственного опыта.
Иммануил Кант: звёзды над головой
И как учения философа помогут современному человеку бороться с фейками и информационными атаками? Гости: Александр Федоров, ректор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, и Алексей Козырев, исполняющий обязанности декана философского факультета Московского государственного университета имени М. Лаб: все выпуски.
Из-за несовпадения имен можно было бы создать интересную конспирологическую гипотезу наподобие знаменитой байки о подмене царя Петра во время его путешествия по Европе. Однако Кант настоящий. Просто вследствие разных способов написания его фамилия потеряла букву «д» перед «т». Даже в наши дни встречаются Канты и Кандты. А имя «Эмануил» философ сам заменил на «Иммануил», так как считал подобную запись более правильной с точки зрения языкознания. Каноны и «апокрифы» Помимо документов какие-то вехи жизни Канта мы узнаем от него самого. Правда, рассказывал он о себе нечасто и далеко не обо всем. Например, почти не распространялся о личной жизни.
Кроме того, к собственным свидетельствам философа нужно относиться с осмотрительностью. В частности, Кант полагал, что его предки прибыли на побережье Балтийского моря из Шотландии. Исследователи ставят эту гипотезу под сомнение, так как она недостаточно подкреплена фактами. Важным источником сведений о Канте являются его современники — друзья, недруги, путешественники. Особую роль здесь играет личная переписка, но она не всегда доступна широкому кругу читателей. На помощь приходят три канонические биографии, подготовленные учениками, друзьями, сотрапезниками Канта: Р. Яхманом, Л. Боровским, Э. На русском языке пока издан труд только последнего, остальные работы планируются к публикации в этом году. Данные тексты, увы, несвободны от субъективизма.
Вместе с тем они позволяют составить какое-то общее представление о Канте или как минимум о том, каким бы его хотели видеть друзья-богословы — все трое авторов были теологами.
Первый труд Канта космогоническая гипотеза был разработан с 1747 по 1755 год. В 1755 году получил звание приват-доцента университета. Следующие пятнадцать лет, в ожидании профессуры, служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря. После получения степени доктора наук преподавал в течение 40 лет. В 1770 году получил должность профессора логики и метафизики в родном университете.
И как учения философа помогут современному человеку бороться с фейками и информационными атаками? Об этом и многом другом порассуждали участники подкаста. В рамках передачи Владимир Легойда ведет интеллектуальные беседы с экспертами в разных областях. Читайте также:.