Духовное образование.
Биография Схиархимандрита Илия
- Cхиархимандрит Илий (Ноздрин) посетил подворье Оптиной пустыни
- Старец Илий выздоравливает от COVID-19 - Новости
- Схиархимандрит Илий (Ноздрин) - Новости Орла и Орловской области Орелтаймс
- Патриарх услал провоенного старца Илия (Ноздрина)
Духовник Оптиной пустыни старец Илий: «Зюганов, не делай зла России!»
Через нее Господь приводит человека к покаянию, так как немощный человек не в силах возгордиться и противиться Божьей воле. Рука об руку со смирением идет и мудрость, но мудрость не как человеческое, а как Божественное качество. Старец свидетельствует, что вера в России начинает понемногу возрождаться, несмотря на то, что достижения в нашей духовной сфере были отброшены на два столетия назад. Теперь русскому народу придется приложить немалые усилия в борьбе за свои идеалы. Только тогда вера и истинное благочестие соединятся с любовью к труду и множеством национальных традиций.
Вера поднимется с колен и начнется новый этап ее возрождения. Говоря о том, что должно быть поставлено во главе государственной идеологии России, старец называл христианскую веру, крепость духа и патриотическое начало. Только в сплочении и единстве старец видит спасение русского народа. Раньше для этого нужно было ехать в Оптину Пустынь, но с 2009 года старец принимает посетителей в подмосковном Переделкино.
Определенного регламента или графика приема у старца Илия нет. В поисках встречи со старцем люди приезжают в Переделкино по нескольку раз. Верующие не отчаиваются, если им не удалось застать отца Илия на месте: люди верят, что встреча произойдет тогда, когда она должна произойти, и уповают на волю Господа. Встретиться со старцем Илией можно в Переделкино Московской области.
В один день старец может принять лишь нескольких человек, ведь личная беседа с каждым посетителем занимает много времени. Приезжает старец на богослужение, принимает людей уже после него. Отец Илий принимает посетителей в Преображенском храме или трапезной после утреннего богослужения. Прием продолжается с 9.
Если кто-то из посетителей приезжает с неотложным вопросом, старец может продолжить прием после 18. На машине из столицы до Преображенского храма можно добраться по Минскому или Боровскому шоссе. Можно доехать до храма на электричке или автобусе со станции «Одинцово» или на электричке из Москвы, отправляющейся с Киевского вокзала. Старцами становятся те иноки и священники, которые стремятся к единению с Богом.
Старец Илий — один из таких людей, хотя сам он не признает свое высокое звание, называя себя просто «стариком». Отец Илий не просто помогает нуждающемуся человеку советом — он умеет направить человека на правильный путь, создает в его душе условия, необходимые для того, чтобы человек смог справиться со своими проблемами самостоятельно.
Но искатели откровений часто уходили от него в недоумении, так как казалось что говорит он прописные истины, известные каждому. Старец Илий и патриарх Кирилл Вскоре после Поместного Собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником своего сокурсника по духовной академии, вновь избранного патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и перебрался в Переделкино, на подворье Троице-Сергиевой Лавры. С 16 декабря 2010 года — член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия [4]. На Пасху 4 апреля 2010 года возведён в сан схиархимандрита в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя патриархом Московским и всея Руси Кириллом [5]. Детство и юность Илия Ноздрина Прежде чем начать повествование о жизненном пути последнего старца Руси Илия Ноздрина, следует выяснить, в каком смысле чаще всего употребляется термин «старец». Старчество, как особый институт наставничества, зародилось в православной традиции с древних времен. Истоки этого явления берут свое начало в особом укладе монашеской жизни.
Схиархимандрит Илий Ноздрин Те, кто знал будущего предстоятеля Православной Церкви еще совсем маленьким, говорили, что глубокая вера в Господа, смирение и благочестие жили в сердце праведника с самого детства. В миру будущего инока звали Алексеем Ноздриным. Уже с трех лет мальчик сам собирался в церковь, он с удовольствием посещал богослужения, где молился так, как умел. Это происходило в годы борьбы с религией, когда вера в Бога не только не приветствовалась, но и становилась причиной арестов и расстрелов. Интересно знать! За нежелание вступить в колхоз семью Ноздрина выслали из родного хутора. Позже, когда им позволено было вернуться, дед Алеши выковал себе железные сапоги и ходил в них, протестуя против коллективизации. Божье благословение сошло на русский народ через маленького Алексея. В 1943 году он нашел немецкий планшет, в котором была карта немецких укрепрайонов на Курской дуге.
Этот планшет по цепочке взрослых дошел до рук самого маршала Рокоссовского, и тем самым маленький, никому не известный мальчик смог внести свой вклад в переломную битву времен Великой Отечественной Войны. Советизация всех сторон общественной жизни не обошла стороной и будущего инока. Осознав свою ошибку, он сжег членский билет и вновь вернулся к тому, что поддерживало его на всех путях — к христианской вере. Именно веру он расценивал единственным источником радости и духовной благодати. Духовный путь Илия Ноздрина Алексей выучился в школе, устроился на работу. Каждый день после работы он приходил в церковь города Камышин, в котором он жил.
Как же промыслительно, что этого молодого специалиста распределили именно сюда. Здесь он обрел своего первого духовного наставника — протоиерея Иоанна Букоткина — фронтовика, кавалера ордена Славы III степени, воевавшего на 3-м Белорусском фронте и в Восточной Пруссии. Это те, кто силой Божией выиграли страшную войну. Пусть они и встретились в области, тогда по названию, присвоенному областному центру, прославляющей генералиссимуса: Сталинградская.
Кстати, прежде, с 1589 по 1925 год, этот город славил Царицу Небесную и назывался Царицын. Настоятелем их Никольского храма был отсидевший 10 лет в сталинских лагерях протоиерей Иоанн Потапов, так что им всем вместе было что повспоминать и о чем поговорить. В ответ на его истории о чудесном спасении во время войны [1] Алексей одному из первых рассказал духовнику, свидетелем и участником чего он вмешательством Божиим сам оказался в годы войны. На Сретение Господне 1943 года 10-летний Алеша возвращался из деревни Крюковка, куда ходил, чтобы проведать крестную, и уже на подходе к родной деревне Редькино с 1969 г. Немцам сложно давались русские морозы, но еще хуже — водка. Под гогот сослуживцев этого вояку вырвало, дверца захлопнулась и машина газанула. А на снегу остался лежать планшет. Его-то Алексей и поднял. А как только приблизился к деревне, внутренний голос настойчиво повелел: «Иди по рельсам! Да и следы по снегу выдали бы.
След могли бы взять и овчарки, коих выпустили потом целую свору. А сейчас он уже из дому наблюдал в окно, как фашисты искали пропажу: специальной машиной по всей дороге утрамбовывали снег, потом его тщательно метр за метром скоблили. Взрослых дома никого, кроме бабушки, не было: отец на фронте, мать работает от зари до зари. Но вот в дом вбежал пленный красноармеец — Батюшка даже запомнил, как его звали: Андрей. Его немцы поставили ухаживать за лошадьми, а их определили в сарай Ноздриных. Обычно за пленными надзирали, а тут он вдруг вырвался из-под присмотра… Быстро сообразив, что нашел мальчуган, тут же скомандовал бросить планшет в печку, а бумаги спрятал за пазухой и исчез. Пьяного офицера, потерявшего что-то, — по деревне пошли слухи, — тут же расстреляли. А вот фюреру передавать о потере, судя по дальнейшему развитию событий, не рискнули, иначе расправившихся с подчиненным ждал тот же самый конец. Впрочем, эта история не добавила бдительности фашистам, вконец распоясавшимся на уже навсегда, как им тогда казалось, оккупированной территории. У одного из них Андрей стащил форму и, бежав, стал пробираться к линии фронта.
Там его чуть не подстрелили, приняв за противника, но он как-то убедил своих, что имеет важное донесение. Кириллом Павловым Так найденные Алешей карты и изъяснения стратегических планов неприятеля оказались в руках командующего на Курской дуге маршала Константина Константиновича Рокоссовского, и тот отдал экстренный даже не согласованный со Сталиным приказ открыть огонь по отмеченным на картах укрепсооружениям врага. Справедливости ради надо отметить, что в его распоряжении уже были три наводки от разведчиков да от пленных немецких саперов, но подоспевшие карты оказались решающим аргументом. Схиархимандрит Илий часто рассказывает о том, что Гитлер, известно, хотел сделать Орел столицей Остландии — центром в его грезах уже завоеванной России, устроить здесь, в Орле, свою ставку. Но Промыслом Божиим его планам не попущено было сбыться. Освобождение Орла стало ключевым этапом битвы на Курской дуге, определившей перелом всей Великой Отечественной войны. От странных и позорных поражений, о которых недавно преставившийся фронтовик архимандрит Кирилл Павлов вспоминал: «В начале войны наши танки, самолеты горели, как фанерные; только появится мессершмит, даст очередь — и наши самолеты валятся», — мы перешли к стратегии Победы. И Он вскоре переменил гнев на милость», — говорил отец Кирилл. О подлинной сущности этой Победы свидетельствует не одна история из жизни схиархимандрита Илия, который тогда был подростком, не утратившим в провозгласившей госатеизм стране жажду молитвы и память о Боге. Генерал-лейтенант В.
Ивановский и старец Илий 24 декабря в субботу прошлого 2016 года генерал-лейтенант Владимир Сергеевич Ивановский был назначен старшим борта ТУ-154 — летел в Сирию на выполнение ответственной боевой задачи. Знакомый предложил по пути в аэропорт завернуть в Переделкино, где уже несколько лет переведенный поближе к Святейшему из Оптиной пустыни принимает народ схиархимандрит Илий. Так первая в жизни встреча со старцем и состоялась. Сразу — чай, теплая задушевная беседа. Генерал поглядывает на часы и уже откровенно нервничает: надо же лететь на выполнение задания! А Батюшка его все не отпускает… Надо лететь на выполнение задания — а батюшка Илий все не отпускает… «Он меня отмолил! Я уже пересел в машину военной полиции В. Ивановский — начальник военной полиции Министерства обороны РФ. Прибыл в аэропорт, а там еще, оказывается, предыдущий самолет, который должен был вылететь в 15:00, до сих пор стоит на взлетной полосе… Пока я был у батюшки Илия, как раз все и поменялось. Мне приказали вылетать этим первым бортом.
Хотя еще со среды, когда мы в последний раз с ныне покойным генералом Валерием Халиловым играли в футбол, договорились, как он предложил: «Полетим вместе, я тебя познакомлю с Доктором Лизой, пообщаемся…» Но борт был так загружен медикаментами для сирийских детей, что я снял с него еще 18 человек из Ансамбля А. Александрова: мужчинам легче мобилизоваться. Вызываю их срочно в аэропорт, и мы вылетаем на такой же «ТУшке», точно так же проходим дозаправку в Сочи… А их жены летят вечерним самолетом, который упал в море… Сколько ни думаешь о сущности войн и катастроф, она, конечно, кроется в области духовной. Когда дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга Откр. Так же, как и бесам попускается причинять людям зло чему подтверждение находим в книге Иова, как и в массе примеров из патериков. Но с другой стороны, и право отмаливать, спасать неотъемлемо от посвятивших себя всецело Богу. Протоиерей-фронтовик Иоанн Букоткин, зная, на каком фронте происходят главные сражения, благословил Алешу Ноздрина поступать в Саратовскую семинарию, а по ее закрытии в хрущевские гонения в 1961 году — продолжить обучение в нынешней Санкт-Петербургской семинарии, а потом и академии. Бакин со схиархимандритом Илием Когда в годы учебы его там навестит и ныне здравствующий однокашник Алексей Иванович Бакин и попытается было заспорить с тихим по памяти школьных лет другом о коммунизме, о Марксе, то внезапно получит такую отповедь-отпор, что до сих пор вздрагивает и ежится: — С какой же твердостью он уже тогда в относительно юные годы отстаивал веру даже в самый разгул хрущевских гонений! В школе он все-таки больше молчал. Но эта пламенность и ревность о Боге и Церкви у него уже с молодых лет.
Там же, в академии, Алексея Ноздрина митрополит Никодим Ротов пострижет в монашество с именем Илиан что значит «солнечный» в честь одного из 40 Севастийских мучеников. Этот же архипастырь рукоположит его в иеродиакона и вскоре в иеромонаха. Так начнется духовническое служение сначала на приходах нынешней Санкт-Петербургской митрополии. Через несколько лет, в 1966 году, иеромонах Илиан поступит в единственную в стране не закрывавшуюся Псково-Печерскую обитель, куда после войны вернулись оказавшиеся после революции в Финляндии валаамские старцы да спустя год после его поступления пришел отец Иоанн Крестьянкин. В общении с этими подвижниками закалялся дух современного наследника старцев. Афон А потом — 10 лет подвижничества на Афоне. Как ни пытаешься что-то выпытать такое да эдакое у батюшки Илия про Афон, он по-детски улыбается и рассказывает замечательно наипростейшие истории.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
Старец России Илий: «Главное – жить по-христиански»
Статья автора ««Орловские новости»» в Дзене: Уроженец Орловской области схиархимандрит Илий (Ноздрин) попал в больницу, сообщила в своих аккаунтах в соцсетях орловская общественница и православная. ИЛИЙ НОЗДРИН *Детство и юность Илия Ноздрина *Духовный путь Илия Ноздрина *Интересные факты о взглядах старца *Уклад жизни старца *Наставления схиархимандрита *О спасении *О молитве *О судьбе *О времени *О любви *Пророчества старца Илия *Как попасть. ↑ 1 2 3 Схиархимандриту Илию (Ноздрину) вручены регалии Почетного гражданина Орла (неопр.). Илия (Ноздрин) является одним из старейших монахов Русской православной церкви и духовником патриарха Кирилла. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил своему духовнику схиархимандриту Илию (Ноздрину), "при его согласии", вернуться в Оптину пустынь в Калужской области.
Схиархимандрит Илий Ноздрин
Илий (Ноздрин) — Википедия | Схиархимандрит Илий Ноздрин Также отец Илий ответил на вопросы о православном образовании, о патриотизме, о духовном состоянии народа и многие другие. |
Ноздрин Илий, схиархимандрит: биография | С Анной Шафран. Новости на СПАСЕ (16+). |
«100 самых влиятельных людей в Орловской области-2021»: Алексей Ноздрин (Илий) - 12 | 18 декабря 2021 года Санкт-Петербургскую Духовную Академию посетил её выпускник — схиархимандрит Илий (Ноздрин), который в данный момент является духовником Предстоятеля Русской Православной Церкви. |
Детство схиархимандрита
Духовное образование. Схиархимандрит Илий (Ноздрин Алексей Афанасьевич) родился в 1932 году в Орловской области в благочестивой крестьянской семье. Схиархимандрит Илий Ноздрин Алексей Афанасьевич родился в 1932 году в Орловской области в благочестивой крестьянской семье.
Схиархимандрит Илий госпитализирован
Узнаем о личности и состоянии здоровья схиархимандрита Илия Ноздрина на сегодня в 2020 году. В течение 20 лет схиигумен Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился монастырь. Главная» Новости» Илий ноздрин схиархимандрит последние новости.
Наш батюшка Илий
С другой стороны, не было в то время более неудобной личности в его лице для уполномоченных по правам религий и прочих «профессиональных советских атеистов»: пользуясь своим авторитетом, в том числе тесными отношениями с высшей советской номенклатурой, он всеми силами отстаивал интересы Церкви. То что Ленинградская семинария не закрылась, а священники рукополагались и в советские годы главное, в период «хрущёвской оттепели», которая оттепелью была для кого угодно, кроме Церкви и не прерывалась цепочка преемственности священнослужителей - все это было заслугой в том числе и митрополита Никодима. При этом интересно, что в церковной среде, когда говорят «никодимовцы», подразумевают деятельных в миру церковных иерархов. К примеру, самый известный «никодимовец» в Русской Православной Церкви сегодня - это её нынешний предстоятель патриарх Кирилл. Псково-Печерский монастырь После окончания обучения в 1966 году отец Илия попал в Псково-Печерский монастырь. Псковские Печоры советского времени - это отдельная и драматичная история, также полная противоречий. В годы послушания отца Илия архимандритом Псково-Печерского монастыря был архимандрит Алипий Воронов. Именно он опубликовал в газете «Советская Россия» статью, в которой заявил о необходимости найти и вернуть в монастырь реликвии, похищенные фашистами их нашли и вернули. Он же сжёг распоряжение советских властей о закрытии Псково-Печорского монастыря. Духовник Оптиной В 1976 году отец Илий приезжает на Афон. Живет в молитве и труде в скиту Пантелеимонова монастыря.
Здесь происходит его становление как духовника этой обители. В скупых строках официальной биографии отца Илия значится: «Сумел предотвратить закрытие монастыря». Далее, с конца 1980-х годов, - духовничество в Оптиной пустыни. Кстати, возвращение в лоно Русской Церкви этой святыни, на территории которой в советское время были и фильтрационные лагеря, и лагеря для военнопленных, и санатории, тоже произошло парадоксальным образом. Дело в том, что в ведомство Русской Церкви этот монастырь передало в 1987 году советское правительство по инициативе одного из членов Политбюро. В 2009 году, через год после Поместного Собора Русской Церкви и избрания патриархом митрополита Кирилла , отец Илий стал патриаршим духовником и переселился на Патриаршее подворье Троице-Сергиевой лавры. Схимник в миру В 2010 году отец Илий принял великую схиму, став схиархимандритом. Но при этом он превратился и в человека публичного. И здесь снова парадокс: монахи, принимая великую схиму, берут на себя дополнительные обеты и послушания и ещё дальше, если можно так выразиться, уходят от мира. С отцом Илием, кажется, получилось всё наоборот, опять обернулось неожиданным образом.
Эта публичность стала сопрягаться с самого разного рода «скандалами» и весьма громкими эпитетами в его адрес, в связи с его политическими высказываниями. Отца Илия теперь называют по-разному то «прозорливый старец», то «лжестарец» и «конъюнктурщик и политикан». Политические взгляды О воззрениях схиархимандрита стоит рассказать хотя бы кратко. Дело в том, что в политическом смысле отец Илий умудряется не нравиться всем. С одной стороны, он кардинальный противник советской власти и советского наследия. Ленин у него - русофоб, Сталин - бандит. Заградотряды, некомпетентные приказы Сталина во время Великой Отечественной вопреки которым и победили - казалось бы, полный набор идеологических штампов. Однако нет. В 2011 году отец Илий высказался против массовых протестных выступлений на Болотной, назвав протестную волну «попыткой новой смуты», а сейчас говорит о необходимости выбирать «верующего президента». И тут уже вырисовывается некий образ «охранителя» с соответствующим набором идеологем.
И снова нет - отец Илий сравнивает Бориса Ельцина с Георгием Победоносцем и в одном из своих интервью убеждает в необходимости поставить первому российскому президенту памятник. А через несколько лет участвует в открытии памятника… нет, не Ельцину, а Ивану Грозному. Самое распространённое мнение от людей, как минимум, испытывающих тёплые чувства к православию и Церкви, по поводу отца Илия: «Батюшка просто некомпетентен в вопросах политики, оставьте вы его с политикой в покое». Ни нашим ни вашим Но если разобрать все эти политические высказывания и действия патриаршего духовника, то создается впечатление, что это своеобразная форма юродства: стремление не примыкать ни к одному из формальных или неформальных политических пластов, говорить вещи, которые бы не вписывались ни в одну современную российскую идеологическую парадигму. Ведь, например, Грозный и Сталин вполне идентичны в массовом сознании, и выражать неприязнь к одному, а потом присутствовать на открытии памятника другому - это уже как-то странно. И как совместить все это с почтительным отношением к Ельцину, открытой симпатией к Путину и призывами «не допустить смуту» в 2011-2012 году? Впрочем, во всех подобных действиях и словах отца Илия всё же прослеживается очень чёткая, последовательная линия - приумножение влияния Православной Церкви в России. Для него Церковь значительно выше политики, конъюнктуры и любой идеологии. И, с этой точки зрения, он отнюдь не парадоксален, как и те священнослужители, а то и советские партийные деятели, на фоне деятельности которых проходила его жизнь. Что недавно состоялась т.
В сообщении, в частности, говорится, что «после службы прихожане... Приведем свидетельства некоторых православных верующих, которые позволяют усомниться в «старчестве» и «духовной мудрости» всеми уважаемого схиархимандрита Илии. Прежде всего, я хочу сказать, что являюсь противником того, чтобы отца Илия называли старцем. В моем понимании он таковым не является. Старчество предполагает не только духовную опытность, но определенную духовную общность и преемственность, а какая у отца Илия преемственность? С кем из старцев 70-90-х у него духовная общность? Я бы сказал, что в свое время его назначили быть старцем Оптиной пустыни... Что не удивительно. Веточка эта тянется от митрополита Никодима Ротова , который был сложной личностью, и скорее всего, работал на КГБ, плюс ко всему высказывал и исповедовал еретические взгляды, и позорный грех экуменизма, который тянется за РПЦ МП, лежит и на его совести. Постриг отца Илия совершил митрополит Никодим Ротов , он же затем рукоположил его во иеродиакона и иеромонаха.
О Псково-Печерском пребывании отца Илии в монастырских стенах с 1966 по 1976 год - тишина. Про отца Иоанна Крестьянкина в этом период известно намного больше он появился в Печорах в 1967 году. И о его монашеском пути. Тогда еще были живы некоторые из старцев, которые и стали духовно окормлять отца Иоанна. Собственно говоря, в Оптину в конце 80-х отец Илий был послан с определенным «заданием» - открытие обители и ее жизнь должны были происходить под надзором и контролем церковных властей, которые по-прежнему были тесно связаны с КГБ и КПСС. Отец Илий был «свой» человек. На должность духовника он подходил, как нельзя лучше. Но тут возникли непредвиденные препоны. Оказалось, что есть и другие, взгляды, которые идут вразрез с «линией партии». Но стало понятно, что эта «партия» не остановится ни перед чем.
Впрочем, сам отец Илий был далек от выполнения «задания». Просто проявлял удивительное малодушие. А линию партии исполнял отец Мелхиседек Артюхин... Вскоре после Поместного Собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником своего сокурсника по духовной академии, вновь избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и перебрался в Переделкино, на подворье Троице-Сергиевой Лавры. Впрочем, меня это не удивляет... Клан митрополита Никодима Ротова одержал неожиданную победу. Надеюсь, что временную. Митрополит Иларион Алфеев , викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, из той же когорты.
Хочет спасти. Всё нам дает для жизни не только здешней, но и, главное, вечной.
Нет у Бога забытым ни одного человека. Люди сами по своей свободной воле позволяют через грехи дьяволу действовать в своей жизни. Но Господь промышляет. Болезни, как и другие всякие большие и малые невзгоды, уготовляют нас к вечности, отрывают нас от земли, возгревают в нас ревность, молитву. Потому что в бесскорбии мы постоянно ослабеваем в нашем стремлении к Господу. Сейчас много растлевающей агрессивной информации, дети ничем не защищены перед ней. Только Слово Божие имеет власть охранять. Пустите же детей приходить ко Господу и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие Мк. Ничего вдруг не происходит. Революцию столетиями готовили.
Последовательно расшатывали устои государства, веру в народе. В XIX веке уже открыто агитировали профессуру и студенчество. Большинство из тех, которые попались на эту приманку «благих намерений», потом, увидев, куда оказалась вымощена ими дорога, опомнились. Но было уже поздно. Жизнь в России умаляется из-за беззакония, посеянного прежде всего коммунистами. Лучших из лучших целенаправленно убирали. У нас убит генофонд. А в самом сердце России на ее Пасхальной площади, которая является визитной карточкой нашей страны, до сих пор оплот сатанизма — Мавзолей. Надо убрать оттуда эту мумию душегубца русской нации. Проклята Россия из-за него.
Он родился в 1932 году в семье верующих православных христиан и, по его словам, начал осознанно молиться с трёх лет. Однако в 1949 году он вступил в Комсомол. Хотя через несколько лет, по его признанию, сжёг комсомольский билет и стал противником советской власти. Об этих взглядах, как и о других политических воззрениях отца Илия, будет сказано чуть ниже. Владыка Никодим Пока же стоит сказать, что его семинарские годы и его становление как монаха и священника пришлись на шестидесятые прошлого века. Учился он в Ленинградской духовной семинарии само название этого церковного учебного заведения советских лет для любого верующего уже является оксюмороном.
При этом Илий был пострижен в монашество и возведен в сан иеромонаха никем иным, как владыкой Никодимом Ротовым. Митрополит Никодим — фигура отчасти противоречивая, вокруг которой страсти не утихают и по сей день. С одной стороны, он в какой-то момент стал этаким «советским функционером» на внешнеполитическом фронте, и действовал в этом качестве осознанно и публично. С другой стороны, не было в то время более неудобной личности в его лице для уполномоченных по правам религий и прочих «профессиональных советских атеистов»: пользуясь своим авторитетом, в том числе тесными отношениями с высшей советской номенклатурой, он всеми силами отстаивал интересы Церкви. То что Ленинградская семинария не закрылась, а священники рукополагались и в советские годы главное, в период «хрущёвской оттепели», которая оттепелью была для кого угодно, кроме Церкви и не прерывалась цепочка преемственности священнослужителей — все это было заслугой в том числе и митрополита Никодима. При этом интересно, что в церковной среде, когда говорят «никодимовцы», подразумевают деятельных в миру церковных иерархов.
К примеру, самый известный «никодимовец» в Русской Православной Церкви сегодня — это её нынешний предстоятель патриарх Кирилл. Псково-Печерский монастырь После окончания обучения в 1966 году отец Илия попал в Псково-Печерский монастырь. Псковские Печоры советского времени — это отдельная и драматичная история, также полная противоречий. В годы послушания отца Илия архимандритом Псково-Печерского монастыря был архимандрит Алипий Воронов. Именно он опубликовал в газете «Советская Россия» статью, в которой заявил о необходимости найти и вернуть в монастырь реликвии, похищенные фашистами их нашли и вернули. Он же сжёг распоряжение советских властей о закрытии Псково-Печорского монастыря.
Духовник Оптиной В 1976 году отец Илий приезжает на Афон. Живет в молитве и труде в скиту Пантелеимонова монастыря. Здесь происходит его становление как духовника этой обители. В скупых строках официальной биографии отца Илия значится: «Сумел предотвратить закрытие монастыря». Далее, с конца 1980-х годов, — духовничество в Оптиной пустыни. Кстати, возвращение в лоно Русской Церкви этой святыни, на территории которой в советское время были и фильтрационные лагеря, и лагеря для военнопленных, и санатории, тоже произошло парадоксальным образом.
Дело в том, что в ведомство Русской Церкви этот монастырь передало в 1987 году советское правительство по инициативе одного из членов Политбюро. В 2009 году, через год после Поместного Собора Русской Церкви и избрания патриархом митрополита Кирилла, отец Илий стал патриаршим духовником и переселился на Патриаршее подворье Троице-Сергиевой лавры. Схимник в миру В 2010 году отец Илий принял великую схиму, став схиархимандритом. Но при этом он превратился и в человека публичного. И здесь снова парадокс: монахи, принимая великую схиму, берут на себя дополнительные обеты и послушания и ещё дальше, если можно так выразиться, уходят от мира. С отцом Илием, кажется, получилось всё наоборот, опять обернулось неожиданным образом.
Эта публичность стала сопрягаться с самого разного рода «скандалами» и весьма громкими эпитетами в его адрес, в связи с его политическими высказываниями. Отца Илия теперь называют по-разному то «прозорливый старец», то «лжестарец» и «конъюнктурщик и политикан». Политические взгляды О воззрениях схиархимандрита стоит рассказать хотя бы кратко. Дело в том, что в политическом смысле отец Илий умудряется не нравиться всем. С одной стороны, он кардинальный противник советской власти и советского наследия. Ленин у него — русофоб, Сталин — бандит.
Заградотряды, некомпетентные приказы Сталина во время Великой Отечественной вопреки которым и победили — казалось бы, полный набор идеологических штампов. Однако нет. В 2011 году отец Илий высказался против массовых протестных выступлений на Болотной, назвав протестную волну «попыткой новой смуты», а сейчас говорит о необходимости выбирать «верующего президента». И тут уже вырисовывается некий образ «охранителя» с соответствующим набором идеологем. И снова нет — отец Илий сравнивает Бориса Ельцина с Георгием Победоносцем и в одном из своих интервью убеждает в необходимости поставить первому российскому президенту памятник. А через несколько лет участвует в открытии памятника… нет, не Ельцину, а Ивану Грозному.
Самое распространённое мнение от людей, как минимум, испытывающих тёплые чувства к православию и Церкви, по поводу отца Илия: «Батюшка просто некомпетентен в вопросах политики, оставьте вы его с политикой в покое». Ни нашим ни вашим Но если разобрать все эти политические высказывания и действия патриаршего духовника, то создается впечатление, что это своеобразная форма юродства: стремление не примыкать ни к одному из формальных или неформальных политических пластов, говорить вещи, которые бы не вписывались ни в одну современную российскую идеологическую парадигму. Ведь, например, Грозный и Сталин вполне идентичны в массовом сознании , и выражать неприязнь к одному, а потом присутствовать на открытии памятника другому — это уже как-то странно. И как совместить все это с почтительным отношением к Ельцину, открытой симпатией к Путину и призывами «не допустить смуту» в 2011-2012 году? Впрочем, во всех подобных действиях и словах отца Илия всё же прослеживается очень чёткая, последовательная линия — приумножение влияния Православной Церкви в России. Для него Церковь значительно выше политики, конъюнктуры и любой идеологии.
И, с этой точки зрения, он отнюдь не парадоксален, как и те священнослужители, а то и советские партийные деятели, на фоне деятельности которых проходила его жизнь. Говорят, что сегодня в России совсем не осталось старцев. Священнослужителя Илия называют последним, кто может удостоиться такого звания. Известный в народе и церковной среде старец Илий Ноздрин, несмотря на преклонный возраст, по-прежнему принимает посетителей и является персональным Патриарха Московского. Путь к любви и вере Вера в Илии, которого при рождении родители нарекли Алексеем Афанасьевичем Ноздриным, кажется была всегда. Еще мальчишкой Алексей ходил в церковь, молиться Богу мальчик начал уже в три года.
Родился этот уникальный человек в селе Становой Колодезь. После окончания школы в 50-х годах поступил служить в армию. Там был зачислен в ряды комсомольцев, о чем по возвращению к гражданской жизни сильно сожалел. Раскаяние так захватило Алексея, что он решился сжечь партийный билет. И вновь обратился к вере, как к единственному источнику благодати и праведности. Затем Алексей Афанасьевич обучался в техникуме.
Работал в городе Камышин. После работы молодой человек часто приходил в местную церковь к священнику Иоанну Букоткину. Он то и посоветовал Алексею поступить в духовную семинарию. В 1966 году от рук митрополита Никодима получил постриг в монашество. В это же время был наречен духовным именем Илиан в честь одного из сорока святых мучеников Севастийских. Тем же митрополитом был назначен в сан иеромонаха.
Служил в разных ленинградских церквях, монастырях и приходах. Был направлен в Оптину пустынь в 1989 году для работы духовником, где настоятель обители постриг его в великую схиму с именем Илий. Там живет старец Илий Ноздрин и сегодня. Схиархимандрит крайне отрицательно относится к любым проявлениям коммунизма. Сталин и Ленин для него — злейшие враги народа и веры. Его общественные взгляды представляют собой следующее: Оптинский старец ведет простую жизнь.
Он много молится и занимается регулярным приемом людей, нуждающихся в его совете. Уклад жизни в Оптиной пустыни довольно суров. Духовник Илий носит обычный подрясник. Выглядит худым и сгорбленным. Но все, кто попадает к нему на прием, наперебой твердят о той святости, которая исходит от этого воина Христа. Старец Илий говорит тихим голосом и простыми словами.
Но они как будто проникают в сердце, отзываются там чем-то уже давно известным, но пока до конца не осознанным. Священнослужитель Илий очень хорошо знает Библию, церковную историю , жития святых. Он разбирается во многих мирских проблемах. И часто переезжает с места на место по своим церковным делам. И везде его находят люди, желающие получить от старца благословение. Кто такие духовные старцы?
Тех, кто только поступает работать в церковь, называют новоначальными. Этакими духовными младенцами, только что ступившими на путь веры.
При крещении в церкви соседнего села Лукина был наречён в честь Алексия, человека Божия. По собственному признанию, молиться начал с трёх лет. В 1949 году окончил среднюю школу в родном селе. Служил в армии, где старшина уговорил его вступить в комсомол. По возвращении домой он глубоко раскаивался в этом, видя в этом грех против Бога, и тотчас сжёг свой комсомольский билет. С 1955 по 1958 год обучался в машиностроительном техникуме в Серпухове , а после окончания распределён на работу в город Камышин Волгоградской области. Посещал единственную в городе действующую церковь в честь святителя Николая, где его первым духовником стал священник Иоанн Букоткин, который рекомендовал молодому человеку поступить в Саратовскую духовную семинарию. После закрытия Саратовской семинарии был переведён в Ленинградскую духовную семинарию , а позднее окончил Ленинградскую духовную академию.
В Духовной академии познакомился с будущим патриархом Кириллом: «Я поступил в семинарию, а он в том году кончал академию.
ПОВОЛЖСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПОСЕТИЛ СХИАРХИМАНДРИТ ИЛИЙ (НОЗДРИН
Он был еще мирянином, просто Алёшей Ноздриным, но отличался удивительным характером и замечательным стилем отношений с людьми, - так вспоминает эту встречу архипастырь земли русской. Духовная деятельность 13 марта 1966 года митрополитом Никодимом Ротовым Алексей Ноздрин был пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Позднее митрополитом Никодимом был последовательно рукоположён в сан иеродиакона и иеромонаха. Нёс своё служение в разных храмах Ленинградской епархии. Вместе с другими насельниками будущий старец сумел сохранить здесь монашескую жизнь, поддерживал связь обители с русским Православием и предотвратил закрытие монастыря. Нёс послушание в скиту, скрытом в горных ущельях. В конце 1980-х гг. В те годы в знаменитом монастыре царила сильная разруха, приходилось поднимать монастырь с нуля. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика.
Никакая другая страна не претерпела столько испытаний, как наша Святая Русь; многие и сейчас пытаются ее разделить. Слава Богу, мы видим, что Русь жива. Слава Богу, что вы живете здесь.
О любви Со стяжания смирения начинается путь всех, кто хочет прийти к Богу. Гордость — подчиненность сатане, так как она препятствует искреннему покаянию, а без покаяния нельзя говорить о вере. Основой христианской жизни старец называл любовь и смирение Читайте также: Филермская икона Богоматери в Цетинье: о чем молятся и чем помогает Даже болезнь иногда бывает результатом отсутствия смирения. Через нее Господь приводит человека к покаянию, так как немощный человек не в силах возгордиться и противиться Божьей воле. Рука об руку со смирением идет и мудрость, но мудрость не как человеческое, а как Божественное качество. Схиархимандрит Илий Ноздрин : «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» Подлинные задачи и ошибки духовничества, выбор священника, способного стать настоящим учителем для человека, вступающего в Церковь, — мало найдется тем для разговора сложнее, чем эти. Свои непростые вопросы «Фома» решил задать одному из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени, оптинскому старцу Илию. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени «показать последнего попа». И сейчас терроризм, сатанинская ненависть, деградация нашей деревни — все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь. Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит хотя бы то, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем. Ведь Он сам дал нам пример: Спаситель ходил по Палестине с учениками из конца в конец, поступал так же, как и другие учителя того времени не только в Израиле, но и в Афинах, и на Востоке. Тем самым Христос показал нам, что для духовной учебы не обязателен теплый кабинет, учить можно и на голых скалах. Главное — чему учить и как. Христианство дает на это четкий ответ. Наша вера, богатство нашей духовной жизни зарабатывается в первую очередь прямым общением с Богом, то есть молитвой, через которую человек закрепляет свою веру, и без которой, по словам Феофана Затворника, бывшего, кстати, ректором Петербургской духовной академии, теоретические знания и образование стоят немного. Но в то же время это не отрицает значения знания, которое также является неотъемлемой частью духовной жизни, и которым человек не может ни в коем случае пренебрегать. Почему сегодня у нас так много проблем, в том числе и в духовной жизни, в поиске духовника? Вся беда упирается в отсутствие православного воспитания, знаний в области богословия. Если бы ребенок с детства хоть сколько понятий поимел о том, что такое духовная жизнь, что такое вера, многих ошибок ему бы удалось избежать. Учиться духовной жизни означает совмещать молитву и образование. И, конечно, прежде всего важно понимать, что духовник не может за пять-десять минут дать человеку то, что тот при нормальной духовной жизни должен был получать годами. Ведь нередко, приходя в Церковь, человек думает сразу же стать святым, получить от Бога особые духовные дары. Но так не бывает. Молитва, обращение к Богу должны сочетаться с образованием, получением знаний и изменениями в повседневной жизни человека. И вот как раз эти изменения должен направлять духовник, но сам по себе он не много даст человеку, если тот не готов принимать. Духовник может что-то объяснить, но, как сказано в евангельской притче, сеятель сеет, а затем прилетают воробьи и галки, клюют зерна и человек опять остается пустой. Человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга. Только тогда можно будет говорить о подлинном духовном росте человека. Однако многие люди предпочитают просто вверить себя полностью священнику, советуясь с ним даже о том, какие обои им следует купить. Многие осуждают такой отказ мирянина от своей воли. Это действительно неправильно? Потому что только сам человек может сделать в своей душе окончательный выбор. Разве Господь не мог избавить Иуду от предательства? Мог бы, конечно. Но почему тогда Он этого не сделал? Потому что сделать это можно было только насилием. А принуждение человека для Бога, для святости Божией недопустимо. Принудительное добро не может быть добром. Ведь почему распялся Спаситель? Он мог весь мир сделать идеальным и без этого, чтобы никаких пороков на земле не осталось, и человек ни в чем бы ни нуждался, ни в каких армиях и канцеляриях. Но Господь мог сделать это лишь принудительно, сломав свободную волю людей. И Он не пошел на это, оставив людям возможность самостоятельно выбирать между добром и злом. Наша социальная жизнь дает человеку готовые знания, культуру, готовый опыт, но как этим пользоваться, человек решает сам. Также и в жизни духовной.
Еще один братик умер в младенчестве, — тогда через похороны детей проходила буквально каждая семья. Русские дети в оккупированной деревне В самом Становом Колодезе, что в нескольких километрах от Редькина, в закрытом Покровском храме, где некогда был старостой дед нынешнего схимника Иван, советская власть устроила школу. Да так, что вход намеренно был сделан через алтарь, а ступенями служили надгробия разоренного кладбища, что было вокруг действующей уже более века церкви. Детвора, конечно, об этом ничего не знала. А взрослые, насильственно сгоняемые в колхозы, где даже зарплату не платили, а лишь ставили галочки-трудодни, все больше молчали. Год, когда Алеша пошел в школу, выдался на самые лютые репрессии. Учителя, разумеется, преподносили все в той обстановке именно так, как предписывала советская пропаганда. Царскую семью охаивали, гимн Советского Союза, как он только был написан, заставляли учить наизусть. Раньше русские дети наизусть сызмальства учили Псалтирь, по ней и осваивали грамоту. Но тогда уже наступили совсем иные времена… Благо Алеше повезло: у него верующей была тетя, она приезжала из Москвы, и они вместе исходили все открытые еще храмы в округе да ездили на службы в действующие церкви Орла. Она наставляла племянника церковнославянской грамоте, а как подрос, стала привозить редкую духовную литературу. Алексей, по воспоминаниям однокашников, держался в стороне от бойких советских девушек, вообще был самым прилежным и тихим учеником. Разве что пошалят с мальчишками, возвращаясь из школы, — покидаются сумками с тетрадками. А так, было не до развлечений — очень тяжело жили. Надо было постоянно помогать надрывавшимся на работе родителям. Дома по хозяйству — на огородах да с живностью, а как посевная, или сбор урожая, или еще какие трудоемкие работы — так дети вместе со взрослыми работали на колхозных полях. Отец Илий Ноздрин Довоенное детство было голодным.
Илий Ноздрин — чудеса батюшки (храм в Переделкино)
Главные новости Схиархимандрит Илий Ноздрин прибыл в пределы Белгородской епархии Духовник братии Оптиной пустыни, личный духовник патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрит Илий Ноздрин молился за богослужением и встретился с духовенством епархии. Затем в Соборном зале здания Белгородской митрополии состоялась встреча Главы Белгородской митрополии, митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, епископа Губкинского и Грайворонского Софрония и белгородского духовенства со схиархимандритом Илием Ноздриным. Гости имели возможность приложиться к честным мощам священномученика Никодима Кононова , осмотреть склеп, где были обретены святые останки и посетить пещерку святителя Иоасафа.
К тому же два пожара случилось. Лес горел около гостиницы еще раньше. Из прежних там только карпатороссы были.
Хотя они не намного раньше нас приехали. Это братия из Закарпатья. Подвизались все мы, как могли. Конечно, враг пристает. Диавол воюет везде.
Но в таком святом месте молиться, конечно, легче. Служба там каждый день совершается. Хотя нас было и немного, но служили в двух храмах. Там они различаются: Покровский в древнерусском стиле выстроен, а Пантелеимонов уже носит печать начала XIX века. Когда братия перешла с Русика, тогда и построила этот Пантелеимонов собор.
Хотя раньше монахи хотели строить другой, еще больший собор своему покровителю. Но потом началась революция, 1917 год. Ничего не получилось. Многие из старой братии поумирали, пока в России все эти нестроения были. В последнее время, когда готовились к прошлогоднему празднованию 1000-летия пребывания русских на Афоне, на Русике восстановили небольшой храм.
Он был освящен в 1920 году. И однотипный построен был еще в Ильинском скиту. Работающему монаху один бес докучает, а на праздного сотня наваливается. А так в основном в самом Пантелеимоновом монастыре. Не так часто, но приходилось посещать Ксилургу — это место, где русское святогорское монашество зарождалось.
Бывал и в нашем скиту Крумица: когда был на Афоне, частенько оставался там. Потому что нас сначала было немного, за всё брались. Потом уже потихонечку подъезжать стала братия. А сначала надо было всё восстанавливать. Келлию старца Силуана мне помогли воссоздать.
Хотя раньше там было три секции, посменно муку мололи, но тогда и монахов в монастыре было много. А нас — мало, так что мы сосредоточились на восстановлении храмов, а в процессе этой работы еще и старцу Силуану придел сделали. Крышу сами у соборов перекрывали, а то она уже совсем могла рухнуть. Сначала сами трудились, потом уже стали рабочие появляться. Я в последнее время в канцелярии послушание нес.
Конечно, раньше в монастыре много было людей, и служение в канцелярии было разнообразным: кто-то отвечал за бумаги по паломникам, кто-то в игуменском служил, другой по братии — а мне со всем этим самому управляться приходилось. Как-то опыта святогорского набирались у них? Недавно паломничали на Афоне, и снова служил в Зографе. В греческом монастыре Дохиар у иконы Божией Матери «Скоропослушница» часто бывали. С игуменом монастыря Ксенофонт Алексием давно тесно общаемся.
Монастырь Ксиропотам любили навещать. Его же недавно канонизировали? Приходил я к нему. Правда, он русский не знал. А я по-гречески не очень понимаю.
Но то, что он говорил людям, можно и в его книгах прочитать. Главное — общение, увидеть друг друга, помолиться вместе. Со старцем Эмилианом Вафидисом общались? Как со старцем Паисием, так и с ним общался. И там, и там всегда много русских было.
На Афоне жизнь — всегда подвиг. Там постники и трудники живут. Когда туда наши разбалованные мирские мужики приезжают пожить, им, конечно, бывает трудновато. Ночью — службы. Кухня скудная, не всегда соответствует запросам тех, кто в ресторанах привык питаться.
Физически еще работать надо. Всегда как-то находилось что-то на трапезу. Трудились и молились. Господь не оставлял. Там пишется даже про святогорскую норму поклонов по 1000, минимум по 300 поклонов в день.
Таким — не больше 12. Сколько кто сможет. Сейчас Великим постом — больше, конечно.
В 1976 году его направили в монастырь великомученика Пантелеймона, расположенный на святом Афоне. Является координатором и идеологом Оптиной пустыни. С 2009 года Илий является личным духовником предстоятеля Русской православной церкви патриарха Кирилла. Для этого он переехал в его подмосковную резиденцию, расположенную в посёлке Переделкино. В 2017 году в Вятском Посаде был открыт духовный православный центр. Он строился по благославлению Алексея Ноздрина. В этом же году в Орле произошел скандал, связанный с именем Ноздрина, когда ООРО "Всенародное Православное Движение" учреждено Илием и бывшим советником Вадима Потомского Геннадием Цурковым решило построить православный центр на месте центра детского творчества на Выгонке.
Юношу направили в Камышин, там он осознал, что хочет посвятить жить Богу и служению ему. Он — выпускник Ленинградской духовной академии. Санкт-Петербургская духовная академия 10 лет служил в Псково-Печерском монастыре, был духовником Пантелеймоновой обители. В 2010 году ему дали сан схиархимандрита. Почему его называют лжестарцем В интернете и среди людей можно узнать, что схиархимандрит Илий Ноздрин — лжестарец. Что это значит? Старец — это не столько указание на возраст, сколько на предназначение. Старцы — богослужители с большим опытом и мудростью, которые всю жизнь служат Богу и помогают людям прийти к нему. Интересно: Протоиерей Дмитрий Смирнов: последние новости о здоровье батюшки А лжестарцем Илия называют, потому что некоторые коллеги и прихожане сомневаются в его опыте, и дело тут не в возрасте. Есть пробелы в биографии священнослужителя, из-за которых непонятно где служил и что делал батюшка. Они своими наставлениями и мудростью помогают чиновникам и другим высокопоставленным людям принимать решения. Считается, что старец может излечить и предсказать будущее. Кто-то верует и подтверждает, что священнослужитель исцеляет и помогает, а кто-то не прочувствовал никакого эффекта.
Старец Илий
Однако батюшку постоянно окружает целый сонм руководящих членов, которые жаждут продвижения по службе. К слову, бывший губернатор Орловской области Вадим Потомский таки не оказался у разбитого корыта, хотя предпосылки к этому имелись, а удачно взлетел в кресло замполпреда по СЗФО. А экс-первый заместитель губернатора Вадим Соколов получил уютное кресло в Совете Федерации. Заметим, эти господа всегда оказывались в свите Илия. Под патронажем старца возведён масштабный духовно-православный центр в Вятском Посаде Орловского района. Сельскохозяйственный православный комплекс «Орловский Колос» , построен у посёлка Знаменка молитвами Илия и благодаря его связям с газпромовскими структурами — именно они выступают главными спонсорами грандиозных строительных проектов старца и его правой руки Геннадия Цуркова. Немного истории. Служил в армии, где вступил в комсомол. По возвращении раскаялся, посчитав это за грех, и сжёг комсомольский билет.
Учился в Саратовской и Ленинградской духовных семинариях, затем окончил Ленинградскую духовную академию.
Все хлопоты и организационные вопросы компания берет на себя, а вам остается только выбрать направление и тщательно подготовиться к встрече. Попасть на встречу с отцом Илия в 2020 храм Спаса Преображения в Переделкино Вы можете с помощью благотворительной поездки, которая позволит Вам встретится со старцем в его жилище и побывать в намоленных местах Переделкино.
Об этом подробнее. Долгой жизни Внимание! За деньги нельзя купить очередь или прием любого из Старцев!
Биографию нынешнего духовника патриарха Кирилла, схиархимандрита Илия Ноздрина не раз публиковали во многих источниках. Она довольно краткая, но в ней есть такие моменты, которые могут восприниматься нынешним российским обществом, как некие противоречия. Он родился в 1932 году в семье верующих православных христиан и, по его словам, начал осознанно молиться с трёх лет.
Однако в 1949 году он вступил в Комсомол. Хотя через несколько лет, по его признанию, сжёг комсомольский билет и стал противником советской власти. Об этих взглядах, как и о других политических воззрениях отца Илия, будет сказано чуть ниже.
Владыка Никодим Пока же стоит сказать, что его семинарские годы и его становление как монаха и священника пришлись на шестидесятые прошлого века. Учился он в Ленинградской духовной семинарии само название этого церковного учебного заведения советских лет для любого верующего уже является оксюмороном. При этом Илий был пострижен в монашество и возведен в сан иеромонаха никем иным, как владыкой Никодимом Ротовым.
Митрополит Никодим — фигура отчасти противоречивая, вокруг которой страсти не утихают и по сей день. С одной стороны, он в какой-то момент стал этаким «советским функционером» на внешнеполитическом фронте, и действовал в этом качестве осознанно и публично. С другой стороны, не было в то время более неудобной личности в его лице для уполномоченных по правам религий и прочих «профессиональных советских атеистов»: пользуясь своим авторитетом, в том числе тесными отношениями с высшей советской номенклатурой, он всеми силами отстаивал интересы Церкви.
То что Ленинградская семинария не закрылась, а священники рукополагались и в советские годы главное, в период «хрущёвской оттепели», которая оттепелью была для кого угодно, кроме Церкви и не прерывалась цепочка преемственности священнослужителей — все это было заслугой в том числе и митрополита Никодима. При этом интересно, что в церковной среде, когда говорят «никодимовцы», подразумевают деятельных в миру церковных иерархов. К примеру, самый известный «никодимовец» в Русской Православной Церкви сегодня — это её нынешний предстоятель патриарх Кирилл.
Псково-Печерский монастырь После окончания обучения в 1966 году отец Илия попал в Псково-Печерский монастырь. Псковские Печоры советского времени — это отдельная и драматичная история, также полная противоречий. В годы послушания отца Илия архимандритом Псково-Печерского монастыря был архимандрит Алипий Воронов.
Именно он опубликовал в газете «Советская Россия» статью, в которой заявил о необходимости найти и вернуть в монастырь реликвии, похищенные фашистами их нашли и вернули. Он же сжёг распоряжение советских властей о закрытии Псково-Печорского монастыря. Духовник Оптиной В 1976 году отец Илий приезжает на Афон.
Живет в молитве и труде в скиту Пантелеимонова монастыря. Здесь происходит его становление как духовника этой обители. В скупых строках официальной биографии отца Илия значится: «Сумел предотвратить закрытие монастыря».
Далее, с конца 1980-х годов, — духовничество в Оптиной пустыни. Кстати, возвращение в лоно Русской Церкви этой святыни, на территории которой в советское время были и фильтрационные лагеря, и лагеря для военнопленных, и санатории, тоже произошло парадоксальным образом. Дело в том, что в ведомство Русской Церкви этот монастырь передало в 1987 году советское правительство по инициативе одного из членов Политбюро.
В 2009 году, через год после Поместного Собора Русской Церкви и избрания патриархом митрополита Кирилла, отец Илий стал патриаршим духовником и переселился на Патриаршее подворье Троице-Сергиевой лавры. Схимник в миру В 2010 году отец Илий принял великую схиму, став схиархимандритом. Но при этом он превратился и в человека публичного.
И здесь снова парадокс: монахи, принимая великую схиму, берут на себя дополнительные обеты и послушания и ещё дальше, если можно так выразиться, уходят от мира. С отцом Илием, кажется, получилось всё наоборот, опять обернулось неожиданным образом. Эта публичность стала сопрягаться с самого разного рода «скандалами» и весьма громкими эпитетами в его адрес, в связи с его политическими высказываниями.
Отца Илия теперь называют по-разному то «прозорливый старец», то «лжестарец» и «конъюнктурщик и политикан». Политические взгляды О воззрениях схиархимандрита стоит рассказать хотя бы кратко. Дело в том, что в политическом смысле отец Илий умудряется не нравиться всем.
С одной стороны, он кардинальный противник советской власти и советского наследия. Ленин у него — русофоб, Сталин — бандит. Заградотряды, некомпетентные приказы Сталина во время Великой Отечественной вопреки которым и победили — казалось бы, полный набор идеологических штампов.
Однако нет. В 2011 году отец Илий высказался против массовых протестных выступлений на Болотной, назвав протестную волну «попыткой новой смуты», а сейчас говорит о необходимости выбирать «верующего президента». И тут уже вырисовывается некий образ «охранителя» с соответствующим набором идеологем.
И снова нет — отец Илий сравнивает Бориса Ельцина с Георгием Победоносцем и в одном из своих интервью убеждает в необходимости поставить первому российскому президенту памятник. А через несколько лет участвует в открытии памятника… нет, не Ельцину, а Ивану Грозному. Самое распространённое мнение от людей, как минимум, испытывающих тёплые чувства к православию и Церкви, по поводу отца Илия: «Батюшка просто некомпетентен в вопросах политики, оставьте вы его с политикой в покое».
Ни нашим ни вашим Но если разобрать все эти политические высказывания и действия патриаршего духовника, то создается впечатление, что это своеобразная форма юродства: стремление не примыкать ни к одному из формальных или неформальных политических пластов, говорить вещи, которые бы не вписывались ни в одну современную российскую идеологическую парадигму. Ведь, например, Грозный и Сталин вполне идентичны в массовом сознании , и выражать неприязнь к одному, а потом присутствовать на открытии памятника другому — это уже как-то странно. И как совместить все это с почтительным отношением к Ельцину, открытой симпатией к Путину и призывами «не допустить смуту» в 2011-2012 году?
Впрочем, во всех подобных действиях и словах отца Илия всё же прослеживается очень чёткая, последовательная линия — приумножение влияния Православной Церкви в России. Для него Церковь значительно выше политики, конъюнктуры и любой идеологии. И, с этой точки зрения, он отнюдь не парадоксален, как и те священнослужители, а то и советские партийные деятели, на фоне деятельности которых проходила его жизнь.
Говорят, что сегодня в России совсем не осталось старцев. Священнослужителя Илия называют последним, кто может удостоиться такого звания. Известный в народе и церковной среде старец Илий Ноздрин, несмотря на преклонный возраст, по-прежнему принимает посетителей и является персональным Патриарха Московского.
Путь к любви и вере Вера в Илии, которого при рождении родители нарекли Алексеем Афанасьевичем Ноздриным, кажется была всегда. Еще мальчишкой Алексей ходил в церковь, молиться Богу мальчик начал уже в три года. Родился этот уникальный человек в селе Становой Колодезь.
После окончания школы в 50-х годах поступил служить в армию. Там был зачислен в ряды комсомольцев, о чем по возвращению к гражданской жизни сильно сожалел. Раскаяние так захватило Алексея, что он решился сжечь партийный билет.
И вновь обратился к вере, как к единственному источнику благодати и праведности. Затем Алексей Афанасьевич обучался в техникуме. Работал в городе Камышин.
После работы молодой человек часто приходил в местную церковь к священнику Иоанну Букоткину. Он то и посоветовал Алексею поступить в духовную семинарию. В 1966 году от рук митрополита Никодима получил постриг в монашество.
В это же время был наречен духовным именем Илиан в честь одного из сорока святых мучеников Севастийских. Тем же митрополитом был назначен в сан иеромонаха. Служил в разных ленинградских церквях, монастырях и приходах.
Был направлен в Оптину пустынь в 1989 году для работы духовником, где настоятель обители постриг его в великую схиму с именем Илий. Там живет старец Илий Ноздрин и сегодня. Схиархимандрит крайне отрицательно относится к любым проявлениям коммунизма.
Сталин и Ленин для него — злейшие враги народа и веры. Его общественные взгляды представляют собой следующее: Оптинский старец ведет простую жизнь. Он много молится и занимается регулярным приемом людей, нуждающихся в его совете.
Уклад жизни в Оптиной пустыни довольно суров. Духовник Илий носит обычный подрясник. Выглядит худым и сгорбленным.
Но все, кто попадает к нему на прием, наперебой твердят о той святости, которая исходит от этого воина Христа. Старец Илий говорит тихим голосом и простыми словами. Но они как будто проникают в сердце, отзываются там чем-то уже давно известным, но пока до конца не осознанным.
Они своими наставлениями и мудростью помогают чиновникам и другим высокопоставленным людям принимать решения. Считается, что старец может излечить и предсказать будущее. Кто-то верует и подтверждает, что священнослужитель исцеляет и помогает, а кто-то не прочувствовал никакого эффекта.
Из-за высказываний вторых ходят слухи о том, что он — лжестарец. Где сейчас служит Ноздрин на данный момент служит в Русской православной церкви в Москве и является личным духовником главного Патриарха страны Кирилла. Видео и фото с различных служб и мероприятий можно увидеть в интернете.
Переделкино на территории Патриаршего подворья Проживает мужчина в дачном поселке Переделкино на территории Патриаршего подворья в округе Москвы. Там жили такие известные личности, как Пастернак, Чуковский, Окуджава, Ахмадулина, Вознесенский и другие. Такие вопросы стали возникать после того, как в 2017 году схиархимандрит угодил в больницу с тяжелым воспалением легких.
Врачам удалось его вылечить. Сейчас у Илия все хорошо. Несмотря на столь пожилой возраст, священнослужитель продолжает нести службу Богу.
Данное сообщение появилось на официальной странице Илия в социальных сетях.
А в монашестве человек явно обрекает себя на подвиг тесноты евангельского пути. Дает обеты безбрачия, хотя Сам Господь сказал: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» Мф. Найти свое место Каждый человек должен найти свое место в жизни. Как мирянин — в семейной, профессиональной, так и тот, кого влечет иночество, — в монастырской. Каждому надо где-то устроиться, где-то жить. Взаимосвязь места жизни с характером подвига и личностью такова: чтобы человек здесь смог полностью исполнить волю Божию о себе. Такое бывает исключительно редко. Если человек пришел в монастырь, чувствует, что его удовлетворяет это место, он остается там. Так же и в миру: поселился где-то, в каком-то городе на определенной улице и живет.
Плод души Без воли человека Господь никого ни к какому подвигу не понуждает. Господь ведает душу каждого человека и направляет его на то служение, где он проявит богоданные качества своей души, принесет более плода. И всякую розгу, творящую плод, Бог очищает, чтобы более принесла плода см. Призыв Божий Господь избранных Своих призывает к монашеству. И промышляет, и Сам устрояет всё определенным образом. Но здесь еще важно, насколько сам человек готов услышать, понять призыв Божий. А это зависит от того, насколько чисто человек живет, ревностно ли он молится, подвизается ли, — все очень взаимосвязано. Насколько жизнь человека молитвенна, духовна еще в миру, настолько ясно ему открывается Провидение Божие о нем. И так, откликаясь на зов Божий, человек приходит в монастырь, если чувствует, что душа его к этому расположена. Выбор монашеского пути Выбор монашеского пути должны определять духовные ценности, такие как желание посвятить Богу всю свою жизнь, стяжать спасение; воплотить в своей жизни по любви к Господу евангельский идеал.
У нас же есть заповедь: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» Мф. Монашеский путь нисколько не расходится с тем, что открыто нам в Евангелии: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мне» Мф. Послушание монаха Монах предается послушанию, чтобы пресечь свою гордыню — корень всех зол, самую зловредную функцию души. Насколько человек исполняет в своей жизни евангельский идеал, настолько он приближается к Богу Вся наша православная догматика и монашеские уставы Восточной Церкви нацелены на воплощение в жизни новозаветного пути. Насколько человек исполняет в своей жизни евангельский идеал, настолько он приближается к Богу. Для монахов не написано особого Евангелия. В миру человек расположен к тому, чтобы поспать подольше, полакомиться пищей, планирует отдых себе получше, разменивая на это все свои силы, всю жизнь. Монах вместо суетного развлечения и заботы о тленном больше старается быть в храме, на богослужениях. Монах чувствует свою ответственность перед Богом. Раз стал монахом, угождаешь не себе, а Господу.
Россия Наш народ пережил страшный период Господь не хочет смерти грешника и всегда предупреждает о том, что последует за отступничеством. Он предостерегал прародителей Адама и Еву, что, согрешив, «смертию умрете» Быт. Наш народ пережил страшный, ужасный период, когда дьявол вышел наружу. Сама власть была под воздействием сатаны. Помрачение дошло до того, что для многих людей казалось само собой разумеющимся не признавать Бога. Безбожие считали нормой жизни. Для некоторых стало не понятно, как это можно жить по-другому — согласно с волей Божией. Просто умы многих и многих в нашей стране людей захватили демонические силы. На Бутовском полигоне и во множестве менее известных мест массово расстреливали совершенно невинных людей. Что еще могло двигать каждым из этих палачей?
Это просто уже человек-сатана. Ни ума, ни совести… Бывают бесноватые. Они могут бросаться, кричать. Но и тогда видно, что сам одержимый мучается. Часть его ума и сознания находится под воздействием бесов, а другой он осознаёт всю мерзость и ужас происходящего. Тогда же, в годы великих злодеяний, эти нелюди были полностью под воздействием сатаны. А как иначе еще можно женщине изо дня в день сотнями расстреливать совершенно невинных мужчин, женщин, детей. С особым зверством раскраивать черепа, чтобы обезобразить уже даже трупы. Люди пребывали в полном отупении, омрачении. Но многие тогда веровали в Господа, признавали Его волю, знали и даже перед лицом смерти исповедовали, что есть Бог.
Его же Царствию не будет конца. Новомученики Нам всем сегодня надо читать жития новомучеников и исповедников российских.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) прибыл в пределы Белгородской епархии
29 октября 2022 года духовник Святейшего Патриарха Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин) посетил Иоанно-Мариинский женский монастырь города Ставрополя. Схиархимандрит Илий, в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин, родился 8 марта 1932 года в орловском селе Становой Колодезь в крестьянской семье. Милостью Божией с детства будущий схиархимандрит Илий Ноздрин был одарён не только трудолюбием, но живым и ясным умом. Свои непростые вопросы "Фома" решил задать одному из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени, оптинскому старцу Илию.